РКМ – иррациональное, основанное на религиозной вере, постижение божественного порядка, отличающегося иерархичностью человека 2 целостностей – и взаимоотношений Бога.. Всевышний в данной картине мира постоянно понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен (находится за пределами мира). Представитель дано картины – Фома Аквинский (1225 — 1274). Он излагает христианское вероучение в формах здравого смысла. Его философская совокупность (томизм) в 1879 г. Была официально заявлена единственно верной философией католицизма. Фундаментальный принцип философии Аквинского – принцип разума и гармонии веры. Согласно его точке зрения, разум способен рационально доказать бытие всевышнего, не смотря на то, что в жизни любовь к Всевышнему ответственнее, чем его познание. Он полагал, что Всевышний не только создал мир, но и всегда вмешивается в его дела. Он приводит 5 док-в бытия Всевышнего: 1. Исходит из понятия перемещения предмета (любой предмет обязан двигаться вторым, значит, существует перводвигатель). 2. Разглядывает Всевышнего как причину (каждое явление имеет обстоятельство, значит должна быть обстоятельство всех обстоятельств). 3. Основывается на необходимости и существовании случайности (в мире сущ-вует множество случайностей, значит должна быть скрепляющая их необходимость). 4. Связано с различными степенями совершенства в мире и необходимость их мерила. 5. Основывается на целесообразности мира.
В этических воззрениях Фома Аквинский придерживался принципа свободной воли, которая возлагает на человека ответственность за его поступки. Со второй половины 1 в. Учение Фомы делается базой неотомизма (официальная теория католической церкви). Любая из сейчас существующих РКМ являет собой совокупность представлений о строении и возникновении мира, появляющихся в следствии синтеза и обобщения религиозного опыта людей.
Билет 6.1. Философия античности досократовского периода: черта главных школ.Периоды развития философии: 1. Натуралистический, VI-V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики. 2.Гуманистический: софисты, Сократ. 3. Хороший. Аристотель и Платон. 4. Эллинистические школы: киники, эпикурейцы, стоики, скептики. 5. Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе. 6. Период христианской, мысли. Филон Александрийский, догмы зарождающейся религии. Характерные черты: Синкретичность – нерасчлененность наиболее значимых неприятностей. Космоцентричность – охват всего мира и Космоса человека. Пантеистичность – Космос – чувственное и умопостигаемое полное божество. Успехи на уровне понятий: идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля, лектон (суть слова) стоиков. Логика неспециализированных имен (не законов), этика добродетелей (не ценностей и долга), функциональность – отвечала на вопросы бытия, помогая жить. Главные школыМилетская школа VII-V вв. до н. э. – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Демифологизация древнего мировоззрения. Переход от родовых реалий к событиям и явлениям. Все находит начало в первичной субстанции. Она то, что для объяснения не испытывает недостаток в чем-то втором: вода (Фалес), воздушное пространство (Анаксимен). Апейрон – вечное и безграничное начало (Анаксимандр). Пифагореизм, VI-V вв. до н. э. Пифагор: все имеется число, в числах – база сущего, числовые соотношения – источник гармонии Космоса, приближение к законам науки.Элейская (элеаты), VI-V вв. до н. э. – Парменид, Зенон, Мелисс, Ксенофан. Разрабатывали теоретическое учение о бытии, заложив фундамент хорошей греческой онтологии.. Гл роль в познании в собственности мышлению, не чув-ву; Гераклит Эфеса. Первоначало сущего, разум и душа-логос – всемирный пламя. Все течет. Борьба противоположностей. В Космосе – скрытая гармония. Просвещенная монархия. Атомизм, Vв. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все – из сочетаний атомов, неделимых однородных частиц. Все – в соответствии с необходимости. Случайностей нет. Философия V-IV вв. до н..э. Сократ (470- 399 гг. до ц. э.), Платон, Ксенофонт. Диалектика – метод нахождения истины через наводящие вопросы; тут философия представляется как самопознание, путь к постижению подлинного блага; добродетель – знание, мудрость. Софисты – Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков полной истины – к прагматическим рецептам поведения человека в об-ве. Платонизм, 428-348 гг. до н. э. Философия объективного идеализма. Идеи – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего изменчивого бытия; вещи – отражение и подобие идей. Познание – воспоминание души об идеях, каковые она созерцала до соединения с телом. Любовь к идее– побуждение к духовному восхождению. Структура мира: Божественный разум (демиург – мастер), мировые тело и душа. Совершенное гос-во – иерархия 3 сословий: правители-мудрецы; чиновники и воины; ремесленники и крестьяне (как 3 части души: разумная, аффективная и желающая).
Билет 6.2. Об-во и природа: этапы их сотрудничества.В 20в. в связи с резкой интенсификацией действия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в нужных ископаемых, с ростом населения, возникновением новых видов оружия, стала актуальной неприятность взаимоотношений об-ва и природы.Понятие природа имеет 2 главных значения. В широком смысле —целый окружающий мир (среди них и человек, об-во) т.е. Вселенная. В узком — та среда, в которой проходит жизнь человека и об-ва (т.е. поверхность Почвы с ее всевозможными кач-венными харак-ками, климат, нужные ископаемые и т. д.).Об-во — совокупность форм организации судьбы и деят-ти людей, целостная совокупность совместной судьбе индивидов (взаимоотношения, сотрудничество, порядок, традиции, культура).Взаимоотношения об-ва с природой — отношения между об-вом — целостной совокупностью людской общежития — и природой, т.е. средой обитания людской цивилизации. Первоначально природы и отношения человека — это обоюдное действие друг на друга — человек самостоятельно (без применения сложных технич. ср-в) извлекал для себя пользу из природы (пища, нужные ископаемые), а природа влияла на человека, причем человек был не защищен от природы (напр., разных стихий), очень сильно зависел от нее.По мере становления об-ва, гос-ва, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, автомобили) возможность природы оказывать влияние на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (человеческое влияние) усилилось. В 20 в., в то время, когда планомерный научно-технич. прогресс ускорился многократно и перерос в научно-технич. революцию, человеческое влияние приблизилось к катастрофическому уровню.
Билет 7.1. Философское учение о связях детерминации: принцип детерминизма.Все в мире находится в движении, во сотрудничестве, связи (носит динамический темперамент). Все чем-то обусловлено – в этом сущность принципа детерминации. Данный принцип имеет громадное значение в духовной, материальной, живой, неживой природе, в об-ве. Принципом детерминизма продолжительное время занимался саратовский философ Яков Фомич Аскин. Виды детерминационных связей: 1) материальная детерминация связана с сотрудничеством, в котором передается вещ-во, поле, информация (живая природа). 2) критерий тут – временные отношения. Настоящее м/б детерминировано прошлым, будущим и настоящим. а) прошлое настоящее (следствие и причина); б) настоящее настоящее (форма и содержание); в) будущее настоящее (действительность и возможность, цель). 3) детерминационные отношения м/б однозначными (необходимость) и многозначными (случайность). следствия и Категории причины. Посредством данных категорий мы обусловливаем, детерминируем настоящее прошлым. Обстоятельство имеется условие, которое предшествует во времени обусловливаемому, есть действующим причиной и порождает следствие (обусловливаемое). В случае, если ночь предшествует дню – это не означает, что ночь обусловливает сутки. Причинная цепь долгая, но порождает только последняя из обстоятельств (П2 П1 Сл). Обстоятельство – фактор действующий. Запрещено что-то детерминировать, не действуя наряду с этим. Действующий фактор – обстоятельство, недействующий фактор – условие.Спиноза утверждал, что природа имеется обстоятельство самой себя. Обстоятельство не должна совпадать со следствием в этом случае; что-то одно должно порождать что-то второе. Покой не имеет возможности рассматриваться как обстоятельство перемещения. Но имеется быстрые явления, каковые происходят внезапно, вне времени. Причинно-следственная сообщение (ПСС) – это что-то, которое появляется из другого что-то (а не из ничего). ПСС образует цепочку следствий и причин, которая уходит в бесконечность. Древние греки осознавали под причиной разные субстанции, Аристотель – перводвигатель. В случае, если признавать цепь замкнутой (Платон), то получается, что следствие есть причиной цепи, которая есть обстоятельством следствия. В случае, если следствие и причина одновременны, то отрицается время. Обстоятельство – это условие, изменяющееся во времени. Обстоятельство начинает функционировать и понемногу угасает (абсолютно – в момент формирования следствия). Следствие воздействует на обстоятельство (не порождает, а есть условием, в котором действует обстоятельство). Диалектическая философия говорит, что подлинная обстоятельство всех следствий – несоответствия.Принцип детерминизма конкретизирует неспециализированную картину развития мира. В соответствии с данной идее, развитие всех явлений мира причинно обусловлено, другими словами любое явление имеется следствие каких-либо обстоятельств, порождающих данное явление оснований. “Нет ничего, что может появиться из ничего либо превратиться в ничто”, — так высказывает суть идеи детерминизма узнаваемая теорема материализма. Итак, принцип детерминизма исходит из наличия общей обусловленности явлений и взаимной связи мира, из генетической причинной производительности, лежащей в базе взаимоотношений детерминации.
Билет 7.2. Сократ и Софисты.4 век до н.э. был переломным в истории гр философии. Случился переход от неприятностей уст-ва мироздания (натурфилософии) на неприятности познания об-ва и человека. Переход к новому видению человека и об-ва подготовили софисты – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др. «Софистэс» – знаток, мастер, мудрец. Софисты — мудрецы особенного рода, не занимались поисками истины для нее самой. Они первыми взяли на себя миссию распространения образования в об-ве и стали платными преподавателями мудрости. Учили беспринципности в ораторском ис-ве, в достижении любых целей оратора. Софисты обучали не конкретным знаниям, а только тем, каковые необходимы в об-венной деят-ти, где требовалось умение аргументировать собственную позицию. Исходя из этого необходимы были знания не о природе, а о самом его сознании и человеке. Протагор первым заявил, что о всякой вещи имеется 2 противоположных мнения. Среди софистов выделяются группы: • старших софистов (V в. до н. э.) — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; • младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и применял софистику в практической деят-ти. Для софистов характерно: критическое отношение к окружающей действительности; рвение все проверить на практике, логически доказать правильность либо неправильность той либо другой мысли; неприятие баз ветхой, классической цивилизации; отрицание ветхих традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; рвение доказать условность гос-ва и права, их несовершенство; восприятие норм морали не как безотносительной данности, а как предмет критики; субъективизм в суждениях и оценках, отрицание попытки и объективного бытия доказать то, что реальность сущ-вует лишь в мыслях человека. Собственную правоту представители данной философской школы обосновывали посредством софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым верное с первого взора умозаключение появилось фальшивым и собеседник запутывался в собственных мыслях.Поисками безотносительного позднее занялся Сократ. Сократ излагал собственные мысли устно и они дошли до нас через записки его Платона – и учеников Ксенофонта. Гл предметом его речей была этика. Нравственными сокровищами для него были бескорыстие, следование долгу, служение добру. Сократ принял смерть с полным сознанием собственной правоты, основанном на убеждении, что сущ-вуют объективные нравственные сокровища, отступать от которых запрещено. Для Сократа различие между добром и злом носило полный темперамент. Конкретно знание того, что имеется добро и зло совершает человека добродетельным. Исходя из этого Сократ стремился отыскать и определить главные понятия нравственности. В случае, если нет правильного понятия о предмете, нет и знания о нем.
Сократ создал специфич. концепцию диалектики. Сущность: сперва наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к несоответствию с его позицией, а после этого начинался совместный поиск истины. Истина не находится в готовом виде, а результат спора. Это майевтика («поливальное ис-во»). Сократ вел термин «диалектика» – ведение спора через сталкивание противоположных сторон и поиск основания их единства (родоначальником диалектики остается Гераклит с его всегда живым огнем). Сократические школы — философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками.
Билет 8.1. Философия древнего атомизма.Атомизм — натурфилософская и физ. теория, в соответствии с которой чув-венно принимаемые (материальные) вещи складываются из химически неделимых частиц — атомов. Появилась в древнегреческой философии. Предстоящее развитие взяла в науке и философии Ср Нового и веков времени.Термин атомизм употребляется в 2 смыслах. В широком смысле атомизмом именуется любое учение об атомах, в узком — древнегреческая школа V-IV столетий до н. э., учение которой есть самой ранней исторической формой атомизма.Термин атомистический материализм есть более узким, т.к. кое-какие приверженцы учения об атомах вычисляли атомы совершенными.Школа атомистов.Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. В соответствии с их учению, существуют лишь пустота и атомы. Атомы — небольшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, кач-венно однородные, непроницаемые (не которые содержат в себе пустоты) сущности (частицы), владеющие определённой формой. Атомы бесчисленны, т.к. пустота нескончаема. Форма атомов вечно разнообразна. Они являются первоначалом всего сущего, всех чув-венных вещей, св-ва которых определяются формой составляющих их атомов. Демокрит внес предложение продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него является суммой частей, а хаотичное перемещение атомов, их случайные столкновения выясняются обстоятельством всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, потому, что это положение не дает возможности растолковать изменение и движение, происходящее в чувственном мире. Стремясь определить причину перемещения, Демокрит «раздробляет» единое бытие Парменида на множество отдельных «бытий»-атомов, мысля их как материальные, телесные частицы.
Приверженцем атомизма был Платон, который считал, что атомы имеют форму совершенных Платоновских тел (верных многогранников). Эпикур воспринял от атомистов учение об атомах.В поэме Лукреция «О природе вещей» атомы характеризуются как телесные («тельца» — корпускулы) и складывающиеся из материи.ранний Новое и Возрождение время. Приверженцы атомизма: Галилей, Гассенди и др.В 1808 г. Дальтон, Джон возродил атомизм и писал:Атомы – химич. элементы нельзя создать заново, поделить на более небольшие частицы, стереть с лица земли методом каких-либо химических превращений. Каждая химическая реакция порядок группировки атомов. Под неделимыми атомами Дальтон осознавал химические элементы19—20 в.В 19 поступила информация, что химич. атомы разлагаются на более небольшие элементарные частицы и так «атомами» в Демокритовском смысле не являются. Однако, термин употребляется и сейчас в физике и современной химии, не обращая внимания на несоответствие его этимологии современным представлениям о строении атома.В современной физике вопрос об атомизме есть открытым. Кое-какие теоретики придерживаются атомизма, но под атомами подразумевают фундаментальные частицы, каковые потом неделимы.
Билет 8.2. ее единства решение и Проблема мира в философии: плюрализм, дуализм, монизм.Неприятности единства мира: На всем протяжении развития философии наблюдаются разные подходы к истолкованию неприятности единства мира. В первый раз вопрос о единстве мира поставили древние мыслители Фалес, Демокрит и др. Потому, что их взоры на мир, материю носили простой темперамент, они не сумели абсолютно решить данный вопрос. Для них свойственны предположения о том, что единство мира — в его материальности. Последовательность в признании единого начала — материи либо духа — именуется философским монизмом. Монизм — философское учение, в соответствии с которому кажущиеся разными виды бытия либо субстанции в конечном итоге сводятся к единому началу, неспециализированному закону уст-ва мироздания. В отличие от плюрализма и дуализма, предполагающих сущ-вование 2 и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней монолитностью и последовательностью Виды монизма: 1.Идеализм, феноменализм, ментальный монизм говорит, что единственной действительностью есть совершенное, материальная реальность порождается активностью некоторых совершенных форм (людской сознания либо Всевышнего). 2.Нейтральный монизм говорит, что ментальное и материальное возможно сведено к некой третьей субстанции либо энергии. 3. Физикализм либо материализм говорит, что единственной действительностью есть материальное; ментальное либо духовное сводится к материальному. Противоположность монизма — дуализм. Дуалисты думали, что сущ-вуют 2 равноправных начала, д2 свободные друг от друга субстанции: дух и материя. известный представитель дуализма — Декарт. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными кач-вами. Он утверждал, что органические и неорганические комбинации элементов образуют единство и что органические элементы появляются из неорганических. Проблему единства мира с материалистических позиций решали Энгельс и Маркс, опиравшиеся на успехи естественных и об-венных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о происхождении судьбы из неорганической материи, дав определение судьбы как метода сущ-вования протеиновых тел, являющихся ее материальными носителями. Марксизм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, не считая движущейся материи, и что движущаяся материя не имеет возможности двигаться в противном случае, как в пространстве и времени. Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие совершенного и материального, но не признаёт их относительность. Исторические разновидности: Картезианство. Окказионализм. В философии сознания дуализм — это тела и дуализм души, точка зрения, в соответствии с которой материя и сознание являются 2 взаимодополняющие и равные по значению субстанции. В большинстве случаев, основывается на общефилософском дуализме. Основоположники- Декарт и Аристотель. Др форма дуализма не признающего существование особенной духовной субстанции — дуализм св-в(кач-в). В соответствии с дуализму св-в — не сущ-вует духовной субстанции, но мозг как материальное образование владеет неповторимыми, особенными св-вами (кач-вами) — каковые порождают психологические феномены.Дуализм порождает неприятности взаимоотношений материального и духовного, физического и психологического. Психологические явления — это то, как человек ощущает обуславливающие его поведение события нейронных сотрудничеств, — и сами по себе обстоятельством не являются. Плюрализм — философская позиция, в соответствии с которой сущ-вует множество разных равноправных, свободных и несводимых друг к другу методологий познания и форм знания (эпистемологический плюрализм) или форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму. Термин «плюрализм» был введён в начале18 в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, первым делом разных разновидностей дуализма. Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в кач-ве базы всего сущего такие разнообразные начала, как почва, вода, воздушное пространство, пламя и т. д. В конце 19—20 в. плюрализм взял развитие и распространение в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта , и эпистемологии. Эпистемологический плюрализм осуждает хорошую научную методику и есть одной из посылок последовательности антисциентистских течений.
Билет 9.1. Объективный идеализм Платона.Идеализм— направление в философии, приверженцы которого в отношениях сознания и материи первичным вычисляли сознание. В идеализме выделяются 2 направления: • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); • субъективный идеализм (Беркли, Юм). Основатель объективного идеализма — Платон. Главные философские принципыплатонизма:1. Мысль вещи имеется суть вещи.2. Мысль вещи имеется такая цельность всех проявлений и отдельных частей вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и воображает собою в сравнении с ними уже новое кач-во.3. Мысль вещи имеется та общность составляющих её единичностей и особенностей, которая есть законом для получения и возникновения этих единичных проявлений вещи.4. Мысль вещи невещ-венна.5. Мысль вещи владеет своим собственным и в полной мере независимым существованием, она также имеется особенного рода совершенная вещь, либо субстанция, которая в собственном полном и совершенном виде сущ-вует лишь на небе либо выше неба.Субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) думали, что:• все сущ-вует лишь в сознании познающего субъекта; • идеи сущ-вуют в разуме человека; • образы материальных вещей кроме этого сущ-вуют лишь в разуме человека через чув-венные ощущения; • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа не сущ-вует. не сильный черта идеализма — отсутствие точного объяснения самого наличия чистых превращения и идей чистой идеи в конкретную вещь (идеи возникновения и механизма материи). Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, ср века, в н/в обширно распространен в Соединенных Штатах, Германии, др государствах Западной Европы.Объективный идеализм философии Платона. Совокупность объективного идеализма Платона.Созданы все главные части: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, космология, психология. Совершенное начало — мысль порождает все многообразие вещей. Вещи являются только бледным отражением идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира приходящи, появляются, гибнут и изменяются. Лишь идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти св-ва Платон признает их настоящим, настоящим бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно подлинного познания. Идеи образуют иерархию. Выше всего стоит мысль красоты и хороша. Познание, либо достижение, данной идеи есть вершиной настоящего познания и свидетельством полноценности судьбы. Объективный идеализм — идеи существуют вне и независимо от человека. Идеи сущ-вуют вспец пространстве. В случае, если у Демокpита атомы, то у Платона — мир идей (нет какой-то гл идеи). Учение Гераклита о борьбе противоположностей — все течет, все изменяется. С позиций Платона мир идей владеет таким же статусом. Идеи вечны, неразрушимы. В базе вещей лежат числовые отношения. Он не относил пропорции и числа к вещам. Миp идей — вещи, их отношение, но убедить в этом никого запрещено. Так, и знание возможно осознавать хорошим от Платона образом. Настоящим знанием есть познание идей. Пpи восприятии — установка на разум. Знание априорно (доопытное знание). Человек — это в первую очередь условное начало. Душа (появляющаяся при рождении) имеется отражение идеи души.
Билет 9.2. предназначение и Сущность человека. Суть людской судьбе.Разглядывая проблему смысла людской бытия, нужно отыскать в памяти определение, данное германским философом финиша XIX – начала XX в. Э. Кассирером – человек, в первую очередь животное символическое, живущее в новой, созданной им самим действительности – символическом универсуме, складывающемся из бесчисленного множества символических нитей, на каковые опирается любой из составляющих эти нити знаков. Знак многозначен, нескончаем и глубок, не столько концентрат знания, сколько указание, обозначение опр направленности, «замысел, проект либо программа жизнедеятельности» (М. Бахтин). Содержание смысла не сводится к значению понятия, т. е. к несложному представлению предмета в знании. Суть высказывает не значение, а значимость. Значение отвечает на вопросы: что это; что это такое? Суть – на вопросы: для чего; для какой цели? Суть не только показывает, но и имеет в самом этом указании некую цель. Человек исходя из этого, будучи «символическим животным», в любой момент имеется смысложизненное сущ-во. Смысложизненность имеется его настоящая природа. Совокупность жизненных смыслов личности образовывает его мировоззрение. И не смотря на то, что мировоззрение не строится по совокупности взаимообосновывающего знания, составляющие его смыслы выстроены в иерархию в соответствии со значимостью содержащихся в них целей. Это указывает, что они по ценности и значимости в один момент как локальные, так и главные. Отнесение к главным, а после этого и локальным смыслам имеется оценка. Безоценочное познание, сказал Бахтин, нереально. Встреча с великим как с чем-то «определяющим, обязывающим и связывающим» – это верховный момент понимания, и более того, совсем нужное условие жизнедеятельности каждого человека. Для тех, кто не знает, «чего он желает и что он обязан», свойственны особенные психогенные неврозы, требующие особенных способов лечения, ликвидирующих экзистенциальный смысложизненный вакуум. Это подтверждают изучения по психологии лиц, совершавших уг правонарушения, пьяниц, безработных, людей, совершавших суицид либо покушавшихся на него, и последовательности вторых категорий. Сообщённое о Смысложизненной природе человека разрешает осознать все значение проблематики смысла жизни человека. Вопрос о смысле судьбы имеется вопрос о предопределении человека. Не о том, по какой причине, а о том, для чего живет человек. С незапамятных времен он занимал человека. «Имеется, – пишет узнаваемый философ и французский моралист Альбер Камю в эссе «Миф о Сизифе», – лишь один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит либо не следует отечественное бытие либо наша жизнь того, дабы ее прожить. Все другое – имеет ли мир 3 измерения, руководствуется ли разум 9 либо 12 категориями – второстепенно. Сама постановка этого вопроса говорит о том, что он рождается из сомнения в существовании для того чтобы смысла. Сомнение же предполагает, что сама реальность, быть может, порвана, непоследовательна и абсурдна».
Билет 10.1 Философия Аристотеля.Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший из учеников Платона. Но он был не согласен с философской концепцией платонизма. Объект критики Аристотеля — теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную неточность, приписав самостоят. Сущ-вование тому, что самостоятельно сущ-вовать не имеет возможности. Он первым из древних мыслителей начал различать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет «первую философию» (метафизику), предметом которой являются сверхчув-вительные вечные сущности, постигаемые умозрением, и «вторую философию» (физика, учение о природе). В центре метафизики находились неприятности бытия.Аристотель создал учение о 4 причинах сущ-вующего: 1) формальная обстоятельство – то, что придает форму (замысел дома и т.п.). Мысль вещи не в занебесной области, а в самой вещи. Мысль обуславливает сущность бытия. 2) материальная обстоятельство – это, во-первых, первоматерия, неопр и бесформенная, но владеющая свойством стать всем; во-вторых, то, из чего вещь уже состоит, оформленный материал. 3) движущая обстоятельство – в случае, если разглядывать как обстоятельство перемещения др вещь, то мы придем к бесконечности. Аристотель признает самодвижность, самопроизвольность, которая определяет активность формы, ее свойство воплотиться в материи.4) целевая обстоятельство – это направление перемещения к собственной цели, к собственной реализации.Потом Аристотель формирует учение об безотносительном Уме – наивысшей ступени бытия. Это учение о Всевышнем. В отличие от религии, Всевышний у Аристотеля – безличностный божественный ум, пребывающий в наилучшем вечном ходе – мышлении о собственном мышлении. Будучи высшим бытием, божественный Ум – это форма всех форм, перводвигатель и общая цель. Аристотелевское мировоззрение телеологично. Все сущее есть целесообразным. Божественный Ум – это цель общего перемещения, которая направляет всемирный процесс к общей цели, т.е. к себе как к высшему благу.В этике Аристотель осознаёт нравственность как рвение к благой цели. Цель и высшее благо чел. жизни – счастье, достигаемое в умозрительной деятельности души. Он стремился познать сущность вещей через их родовые понятия. Создал первую в истории совокупность логики — силлогистику, гл задача которой — в установлении правил, разрешающих взять точные выводы из опр посылок. Центр его логики — учение об умозаключениях и док-вах, основанных на дедукции. Эта логика в течении многих столетий служила гл ср-вом научного док-ва.В собственной деят-ти Аристотель прошел 3 главных этапа:• 367 — 347 гг. до н. э. — трудился, начиная с 17-лет, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);• 347 — 335 гг. до н. э. — жил и трудился в Пелле-столице Македонского гос-ва по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;• 335 — 322 гг. — основал собственную фил.школу — Ликей (перипатетическую школу) и трудился в ней. самые известные произведения:Органон, Физика, Механика, Метафизика, О душе, История животных, Никомахова этика, Риторика, Политика, Афинская политая, Поэтика.Философию дробил на 3 вида:• теоретическую, изучает неприятности бытия, разных сфер бытия, происхождения всего сущего, обстоятельства разных явлений (стала называться первичная философия);• практическую — о деят-ти человека, уст-ве гос-ва;• поэтическую.