Беседа как метод обучения диалогической речи

Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заблаговременно выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как способ ознакомления с окружающим и в один момент как способ развития связной речи. Е. И. Радина в собственном изучении детально раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в ходе его повседневной жизни, в следствии наблюдений и деятельности. Методом вторых педагог оказывает помощь ребенку полнее и глубже принимать реальность, обращать внимание на то, что слишком мало им осознается. В следствии знания ребенка становятся четче и осмысленнее.

Сокровище беседы содержится в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, оказывает помощь думать, поднимает от конкретного метода мышления на более высокую ступень несложного абстрагирования. В беседе ребенок обязан припоминать, разбирать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением начинается обращение. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и в первую очередь речи разговорной: умения слушать и осознавать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, светло высказывать собственные мысли в слове, высказываться в присутствии вторых детей. Обучение детей умению вести разговор, принимать участие в беседе постоянно сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок обязан обучиться пристально слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать собственный яркое желание сходу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Высказываясь в беседе, ребенок формулирует собственные мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания замеченного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов альянсы (и, а, но, дабы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от беседы в первую очередь внутренним программированием, обдумыванием собственного высказывания, большей произвольностью. Дети обучаются речи-доказательству, умению обосновывать собственную точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Е. И. Радина предостерегала от одностороннего подхода в понимании беседы, в то время, когда очень сильно подчеркивается только речевой момент. Она отмечала серьёзное значение беседы для создания хорошего отношения к окружающей действительности, к людям, к родному городу и родной стране, к близким и родным.

Содержанием бесед есть программный материал по ознакомлению детей с окружающей судьбой: бытом и трудом людей, событиями публичной судьбе, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, приятели). Содержание должно быть педагогически обосновано, содействовать ответу задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику. Беседы протекают быстро и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его идея в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей.

В прошлом веке при отборе содержания бесед наиболее значимым был доступности и принцип близости обсуждаемых явлений. Считалось вероятным разговаривать с детьми только о конкретно окружающих ребенка вещах. Содержание бесед, так, ограничивалось наличием у ребенка совсем конкретного чувственного опыта, касающегося тех явлений, каковые становились предметом беседы.

В наши дни неприятность содержания бесед с дошкольниками исследовалась многими учеными (А. П. Усова, Е.А. Флерина, Е. И. Радина, Э. И. Залкинд, Э. П. Короткова, Н. М. Крылова). Сделаны следующие выводы: по отношению к современным детям содержание «несложного» и «сложного», «далекого» и «близкого» в эру развития техники, культуры изменилось. Картины, книги, фильмы, детские телепередачи, иллюстрации, альбомы, компьютерные программы расширяют круг понятий и детских представлений, будят у ребенка новые интересы. С детьми возможно разговаривать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и ясно. Современность подсказывает новую тематику. Так, беседа о астронавтах может сочетаться с рассматриванием иллюстраций, рассказом воспитателя, чтением литературы. Любая беседа обязана информировать что-то новое: либо давать кое-какие новые знания, либо показывать привычное в новом нюансе. Содержанием беседы должны быть явления, привычные ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребенка на более высокую ступень знания.

Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными изюминками, запасом знаний, купленных в ходе наблюдений и экскурсий, и ближайшим окружением.

Приведем примерную тематику бесед.

Темы, отражающие явления публичной судьбе: «Отечественный детский сад», «Москва – столица нашей страны», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др.

Темы труда: работа своих родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают овощи и фрукты); домашний труд мамы, бабушки.

Беседы, отражающие труд самих детей: «Мы – дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на отечественном огороде».

Беседы об применении техники в домашнем труде: «Что автомобили оказывают помощь делать в детском саду», «Как автомобили оказывают помощь строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на отечественной реке».

Цикл бесед на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях.

Беседы о природе: «Отечественный парк весной», «Которые зимуют и перелетные птицы», «Времена года», «овощи и Фрукты».

Беседы на морально-этические темы: о культуре поведения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем».

Ответственным есть вопрос о месте беседы среди вторых способов работы. Неправильное познание роли словесных способов в 20-е реализации и годы принципа комплексности (увязки всех занятий между собой) стало причиной неправильному определению места беседы. В следствии она превратилась в стержень, около которого группировались все другие виды работы в детском саду. В это же время беседа – только одно из средств обучения детей. Ее роль возможно выполнена, если она опирается на другие способы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), в случае, если у детей имеется знания и опыт, требующие упорядочения.

Остановимся на классификации бесед.

Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая детей на тот либо другой вид деятельности. 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. 3. Беседа последняя, уточняющая и расширяющая опыт детей. Любая из названных бесед необычна по методу и целевой установке. В базу данной классификации положено сотрудничество между детским выражением и опытом его в речи.

М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А.Флериной. В базу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа.

С позиций содержания возможно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о правилах и нормах поведения людей в обществе и дома).

Остановимся на особенностях и характеристике проведения этих бесед.

Вводная беседа, либо беседа, предваряющая получение новых знаний, есть в большинстве случаев связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, что они купят. Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее – распознать разрозненный опыт и создать интерес к грядущей деятельности. На практике довольно часто предварительная работа или по большому счету отсутствует, или проводится беседа, которая выходит за пределы грядущего наблюдения, в то время, когда словесно прорабатывается то, что дети смогут заметить сами. Последующие наблюдения преобразовываются в иллюстрацию к слову. Ребенок, по словам Е. А. Флериной, лишается возможности самому «добывать» знания и приобретать радость от новизны восприятия.

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а последовательность вопросов остается неразрешенным («Посмотрим, заметим, удостоверимся в надежности»).

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, есть переходной от беседы к беседе. Она проводится в ходе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей коллективными высказываниями и общими интересами. Цель ее – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя – обеспечить самоё полное восприятие, оказать помощь детям взять ясные, отчетливые представления, дополнить их знания.

Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Что и в каком порядке увидят дети и что они сообщат, заблаговременно предвидеть запрещено. Дети, замечая, высказывают собственные мысли в форме отдельных отдельных слов и реплик. Происходит обмен мнениями. На протяжении беседы слово педагога играется объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, что дети принимают. В ходе наблюдения педагог направляет восприятие детей, поддерживает интерес к наблюдению.

В чем особенности методики проведения таких бесед? В большинстве случаев, беседа проходит непринужденно, дети смогут вольно двигаться, переходить с одного места на второе. Воспитатель не получает строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов.

Он дает детям возможность замечать, незаметно для них командует ими, не отнимая инициативу; оказывает помощь осознавать явления, следствия и связи причины, подводит к выводу.

Для этого вида беседы характерно участие различных анализаторов: зрения, слуха, осязания, мускульно-двигательной сферы, моторной деятельности. Вторая сигнальная совокупность (слово) углубляет впечатления, каковые ребенок приобретает чувственным методом. Ребенку позволяют замечать, трогать. Предусматривается громадная активность детей, они смогут разглядывать, функционировать. Их не нужно одергивать, поскольку они бывают увлечены. Необходимы гибкость, тактичность, находчивость. Замысел беседы возможно поменян, в силу того, что он корректируется ходом наблюдения. На протяжении таковой беседы недопустимо отвлекать детей от замечаемого, не следует вдаваться в подробности и говорить о том, чего они не видят. Потому, что в ходе бесед имеет место разнообразная деятельность, дети не утомляются, чувствуют себя легко и вольно. Увидим, что в ходе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она появляется при повторных наблюдениях, на базе уже имеющихся знаний и представлений.

Основной в детском саду есть беседа последняя, ее принято именовать обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и увеличить опыт детей, полученный в ходе их деятельности, наблюдений, экскурсий. направляться подчернуть, что данный тип беседы в основном, чем два прошлых, содействует формированию диалогической речи, первым делом благодаря вопросно-ответной форме общения.

Остановимся поэтому подробнее на методике проведения обобщающей беседы. Разглядим самые важные для управления беседой вопросы: отбор содержания, определение характера вопросов и структуры беседы, применение наглядного материала и личный подход к детям.

Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание (СНОСКА: Содержание бесед рассматривалось выше). С учетом представлений и опыта детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления и новый материал) и воспитательные задачи; количество словаря для активизации.

К примеру, в беседе на тему «Кто сооружает дом» (подготовительная к школе несколько) смогут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сказаны новые знания – о профессии архитектора. В программное содержание нужно включить задачу развития навыков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, обосновывать собственную точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения.

Словарь: введение новых слов (замысел, архитектор), активизация и закрепление слов (каменщик, плотник, штукатур, маляр, фундамент, подъемный кран).

Предшествующая работа: в течение двух месяцев дети следили за постройкой дома; воспитатель знакомил их с профессиями и деятельностью тех, кто строил дом.

Систематизировать знания в беседе допустимо при условии четкого, последовательного размещения материала, т. е. при верном его структурировании. Е. И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы, как:

вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на базе воспоминания о родных жизненному опыту явлениях;

анализ этих явлений на протяжении беседы, выделение самые существенных частностей, подводящих к выводам;

элементарное обобщение, уточняющее представления детей, содействующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в будущем.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, каковые они видели, мобилизовать детей, скоро собрать их внимание и возбуждать интерес к грядущему занятию, приводить к желанию принимать участие в беседе. Начать беседу возможно по-различному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства возможно применять картину, тайную, стих, каковые имеют прямое отношение к теме беседы.

Так, беседу об осени возможно начать с вопроса «По какой причине осень именуют золотой?», беседу «О культуре поведения» – также с вопроса, заключающего в себе элемент проблемности: «О каком человеке возможно заявить, что он культурный, вежливый?» Для беседы о Москве успешным началом возможно показ картины либо фотографии с Красной площади и изображением Кремля. Беседу о зиме возможно начать с загадки: «Снег на полях, лед на реках, метель гуляет. В то время, когда это не редкость?»

В основной части беседы на протяжении анализа явлений раскрывается ее содержание. С целью этого перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить идея ребенка, бросче выделить факт, возбудить новую идея. Детям информируют новые сведения, дабы уточнить либо углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы снабжают эмоциональность и живость ее проведения, применение стихов, тайных, наглядного материала, активность и участие всех детей группы.

В основной части беседы возможно пара логически законченных частей. Это уточнение в структуру обобщающей беседы внесено В. И. Логиновой. Она выделяет определенные смысловые логические части, любая часть заканчивается обобщением педагога.

В беседе «О маме», к примеру, возможно выделить три смысловые части: труд мамы на производстве, домашний труд мамы, помощь детей маме. В беседе о школе: класс и школьное здание, учителя и учение, школьные принадлежности, 1 сентября в школу.

Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Значительно чаще оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы возможно разной в зависимости от ее содержания и характера.

В случае, если беседа познавательного характера, дети либо воспитатель делают обобщение (последний рассказ).

Этическая беседа возможно закончена установкой на исполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, радуются. Вежливые дети ни при каких обстоятельствах не забудут поздороваться первыми. Не забывайте в любой момент об этом».

Беседа возможно закончена тайной, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, которая связана с темой беседы.

Время от времени подводя итог беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для наблюдений, задания, которые связаны с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в качестве подарка маме рисунок).

Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время смотреть за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать собственные мысли и высказывать их.

Беседа считается одним из самые сложных способов развития речи. Главным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого постановки и подбора вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что верно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не весьма простой. Вопросы нацеливают на выводы, обобщения, классификацию, установление причинно-следственных связей. Методика применения вопросов в беседе создана Е. И. Радиной. Ею же дана классификация вопросов, которая с некоторыми дополнениями используется и на данный момент.

В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, возможно выделить две группы вопросов.

Вопросы, требующие несложной констатации – называния либо описания привычных ребенку явлений, предметов, фактов; т.е. он обязан совершенно верно назвать предмет, его части, выделить характерные показатели (кто? что? где? в то время, когда? какой?). Это репродуктивные вопросы.

К примеру, в беседе о зиме они смогут быть сформулированы так: какие конкретно деревья бывают зимний период? Какая зимний период не редкость погода? Какой на данный момент месяц? Это начало зимы либо финиш?

Вторая несколько вопросов – поисковые – направлена на раскрытие дешёвых ребенку связей между явлениями и предметами. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации интеллектуальной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать умозаключения и выводы; устанавливать причинноследственные, временные и отношения и другие связи (по какой причине? отчего? для чего?).

В той же беседе о зиме они смогут звучать так: по какой причине реки и пруды мёрзнут зимний период? Как люди спасаются от холода? А не понимаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? По какой причине вы любите зиму?

Вместе с тем нужно учитывать, что ребенок может сам обобщить, сделать вывод, высказать суждение только в том случае, если еще до беседы взял достаточный запас конкретных представлений по данной теме. В другом случае поисковые вопросы окажутся для него непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, правильной формулировке.

В зависимости от степени и полноты самостоятельности раскрытия темы возможно выделить главные и вспомогательные вопросы. Главные вопросы – это стержень беседы. Наиболее значимое требование к ним – логическая сообщение между собой и последовательность в постановке. Они смогут быть и репродуктивными, направленными на то, дабы распознать имеющиеся у детей представления, и поисковыми, требующими умозаключений и установления связей.

В случае, если дети самостоятельно не справляются с ответом на главный вопрос, им возможно задать вспомогательный вопрос – наводящий либо подсказывающий. Ребенок не улавливает суть вопроса время от времени из-за слишком мало конкретной, общей его постановки (Что вы понимаете о корове?), а время от времени из-за наличия в вопросе непонятных слов (Как именуется должность у тети Кати?). Наводящие вопросы оказывают помощь ребенку не только осознать суть вопроса, но и найти верный ответ. Они активизируют идея, оказывают помощь ответить на непростые вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений,

В беседе «Кто сооружает дом?» воспитатель задает очередной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что необходимо чтобы дождик не лил в помещения?» (Крыша)

Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Использование их оправданно по отношению к робким в себе, слишком мало развитым детям. Подобные вопросы не только не замедляют развитие ребенка, но иногда кроме того подталкивают на независимые высказывания.

Продолжая беседу о постройке дома, воспитатель задаёт вопросы: «Кто кроет крышу?» Дети затрудняются ответить. Тогда задается подсказывающий вопрос: «А не кровельщик ли кроет крышу?» – «Да! Да! – восклицают дети, – кровельщик!»

направляться выделить, что вопросы в беседе, независимо от их типа, должны быть несложными и понятными для дошкольников. В случае, если вопрос тяжёл, воспитателю целесообразно самому ответить на него.

В беседе кроме вопросов употребляются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют громадное воспитательно-образовательное значение. В первую очередь они оказывают помощь установить четкую внешнюю организацию ведения беседы, дисциплинирующую детей. Указания определяют правила и порядок высказывания, завлекают внимание детей к содержанию вопроса («Поразмысли хорошенько, перед тем как ответить»). Указания относятся и к уточнению детской речи.

Значительную роль в систематизации и уточнении знаний играются обобщения, каковые делает педагог, его рассказ.

На протяжении беседы о зиме, обобщая детские ответы, воспитатель говорит: «на данный момент зима. Зимний период холодно. На улице довольно много снега, деревья стоят обнажённые. Зимний период бывают метели и сильные морозы».

В данной же беседе он говорит, за что обожает зиму. «Я обожаю зиму, в силу того, что зимний период радостно и весьма интересно, в силу того, что зимний период полезно гулять; воздушное пространство чистый, прозрачный, свежий, здоровый. Зимний период не редкость прекрасно. Снег сверкает на солнце, небо не редкость голубым, а в то время, когда солнце заходит, оно делается розовым. О зиме нарисованы картины, написаны стихи. Я прочту вам фрагмент из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Холод–Красный Шнобель».

В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности употребляется наглядный материал. Дабы дать зримый образ предмета, уточнить представления детей, поддержать интерес к беседе, возможно продемонстрировать картину, игрушку, предмет в натуре. Иллюстративный материал используется по-различному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цветов, предметные картины), другие показывают всем детям (картина, животное, предметы посуды, одежды).

Время демонстрации наглядного материала в ходе беседы зависит от цели. Так, в начале беседы показывают букет цветов, фотографию чтобы создать настроение, привести к интересу, напомнить о чем-либо; рассматривание портфеля организуют в середине беседы о школе для уточнения знаний о школьных принадлежностях. Применение наглядного материала должно быть краткосрочным. Не нужно превращать все в независимое занятие.

Руководя беседой, нужно учитывать личные изюминки детей, различную степень активности. Одни дети весьма активны, скоро реагируют на любой вопрос, постоянно отвечают верно. Другие немногословны, не вступают в беседу по собственной инициативе. Большая часть детей слушает, но не высказывается в силу различных обстоятельств: из-за замкнутости и застенчивости, из-за повышенной самооценки (опасаются высказаться хуже вторых), из-за речевых недочётов. Помимо этого, в группе имеется дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором.

При проведении беседы задача педагога – получать, дабы все дети были участниками дискуссии поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться лишь к активной части детей. Стеснительным ребятам направляться помогать, задавая несложный вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей возможно подготовить к беседе предварительно. К невнимательным и шаловливым детям направляться кроме этого отыскать подход: возможно, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять. Особенного внимания требуют дети с речевыми недочётами. Не следует вовлекать их в неспециализированную беседу, пока обращение не станет более идеальной. Поэтому направляться воспитывать у остальных детей группы спокойное, доброжелательное отношение к товарищам.

Личные изюминки детей заставляют по-различному ставить одинаковый вопрос: кому-то – в формулировке, требующей умозаключения, вызывающей раздумье; кому-то – в подсказывающей форме.

Речевая активность детей в беседе – один из показателей ее эффективности. Педагог обязан стремиться к тому, дабы как возможно большее количество детей участвовали в коллективном беседе. Дети и взрослые должны выполнять правила речевого общения, этикета. Детям направляться отвечать по одному, не перебивать говорящего, мочь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, использовать формулы вежливости. Воспитатель обязан корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особенной необходимости отвечающего ребенка, приходить на помощь затрудняющемуся, выполнять эталонную обращение, обучать детей умению вести разговор.

Ответы детей на протяжении беседы носят темперамент кратких либо развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, в случае, если содержание вопроса не требует большего. В случае, если дети отвечают на репродуктивные вопросы, тем более нельзя добиваться, дабы любой ответ был полным. Подобное требование ведет к искажению языка.

Приведем хрестоматийный пример «полного» ответа ребенка на вопрос «Какое на данный момент время года?» – «на данный момент время года весна». В этом случае для полного ответа достаточно одного слова «весна».

Принципиально важно воспитывать «чутье языка», дабы ребенок интуитивно ощущал, в то время, когда возможно ответить на вопрос одним словом, а в то время, когда – целой фразой либо несколькими фразами. Тут окажет помощь пример речи взрослого.

Но для совершенствования диалогической речи и развития ее связности нужно побуждать детей к развернутым целенаправленным высказываниям. Этому содействуют поисковые вопросы, каковые активизируют логическое мышление, побуждают к сопоставлению фактов, сравнению и ставят ребенка перед необходимостью отвечать не одним предложением, а целым высказыванием, развивая и обосновывая собственную идея. Поэтому целесообразно предусмотреть самоё оптимальное соотношение репродуктивных и поисковых вопросов, усилив роль последних в зависимости от содержания и темы беседы, сложности и объёма знаний, подлежащих обобщению.

Одобрение воспитателя, подтверждение детских ответов, его указания кроме этого стимулируют детей на высказывания. Особенного внимания заслуживают детские вопросы, появляющиеся в беседе, обмен мнениями между детьми, их споры. Нужно учить детей задавать вопросы, обосновывать собственный мнение, обосновывать его. Действенными приемами, вызывающими детей на спор, на дискуссию непростых проблемных вопросов, являются отгадывание тайных, ответ речевых логических задач. Речевая логическая задача – это рассказ-тайная, ответ на которую возможно взят благодаря установлению зависимостей и связей между явлениями, их анализу, сравнению, обобщению. Содержание логических задач может отражать социальные явления, жизнь природы (СНОСКА: Увлекательные логические задачи на природоведческую тематику находятся в книге Н. Ф. Виноградовой «Умственное развитие детей в ходе ознакомления с природой», М., 1978).

Методически серьёзен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, довольно часто речевая активность педагога превалирует над детской. Время от времени воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и поразмыслить, спешат ответить сами, начиная говорить о том, что замечали, к примеру, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать. Вторая крайность содержится в «вытягивании» у детей ценой больших упрочнений верных ответов. Эффективность беседы в значительной мере зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую идея и активизировать речевую деятельность.

В методике выяснено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста употребляется беседа-разговор в ходе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картин.

В среднем дошкольном возрасте в основном употребляются беседы, каковые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, отечественная одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

Эфективные методы и приемы обучению диалогической речи


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: