Как же передается вращение маховика, насаженного на заднем финише вала двигателя, к колесам?
Силовая передача автомобиля
Двигатель укреплен на кузове, а задний мост подвешен к кузову на эластичных рессорах. Значит, дабы бесперебойно передавать вращение от двигателя к качающемуся на рессорах мосту, необходимо снабдить вал особенными шарнирами — карданами.
Ось заднего моста поделена на две полуоси, дабы колеса имели возможность вращаться с различными скоростями. Это нужно на поворотах, в то время, когда одно колесо идет по кругу малого радиуса, а второе — по громадному кругу. Исходя из этого коническая шестерня на финише карданного вала вращает не ось, а коробку дифференциала. В нее вольно входят финиши полуосей с коническими же шестернями на них. Коробку дифференциала по диаметру пересекает валик с двумя вольно насаженными шестернями — сателлитами. Зубцы сателлитов сцеплены с зубцами полуосевых шестерен. В то время, когда автомобиль идет по прямой, полуоси, сателлиты с их валиком и коробка дифференциала с ведомой шестерней основной передачи составляют как бы один целый вал; его вращает шестерня на финише карданного вала. На повороте одно из колес (к примеру, левое), сцепленное с поверхностью дороги выступами протектора шины, пытается вращаться медленнее другого, правого. Тогда левая полуосевая шестерня начинает вращать сателлиты. Их зубцы как бы подгоняют правую полуосевую шестерню, и правое колесо вращается стремительнее. Колеса вращаются с различным числом оборотов, но остаются связанными с карданным валом. Механизм дифференциала был назван от латинского слова «дифференция» — разность.
Карданный вал
В случае, если присоединить передний финиш карданного вала конкретно к маховику, колеса начнут вращаться, когда получит двигатель. Число их оборотов будет изменяться лишь в зависимости от числа оборотов вала двигателя. Но двигатель запланирован на перемещение автомобиля по ровной дороге. Дабы тронуться с места, разогнаться, преодолеть плохие дороги и подъёмы, развиваемое двигателем упрочнение необходимо умножить. Для этого между двигателем и карданным валом устанавливают коробку передач.
В коробке передач три вала: ведущий, который связан с валом двигателя, ведомый, который связан с карданным валом, и промежуточный. Ведущий и ведомый валы находятся на одной оси. Чтобы получить «прямую» передачу упрочнения от двигателя к карданному валу, их возможно сцепить воедино кулачковой муфтой. По ровной дороге автомобиль идет на прямой передаче.
В то время, когда требуется умножить упрочнение, ведомый вал отъединяют от ведущего. Вращение ведущего вала передается ведомому через промежуточный вал. Последний неизменно связан
с ведущим парой шестерен и несет на себе еще три шестерни с различным числом зубьев. С каждой из этих шестерен сцеплена вольно сидящая на ведомом вале шестерня. Ее возможно соединить с валом посредством кулачковой муфты. Поделив число зубцов ведомой шестерни на число зубцов ведущей, возможно взять передаточное число пары шестерен.
У «Москвича», не считая прямой (высшей, либо четвертой) передачи, имеется еще три передачи и особенная передача для заднего хода. На первой передаче передаточное число образовывает около 4 — ведомый вал вращается в четыре раза медленнее ведущего, но передает в четыре раза большее упрочнение. На второй передаче это число — около 3, на третьей — около 2. Последовательно переключая передачи, шофер трогает автомобиль с места и дает ему разгон. При перемещении на подъем либо по нехорошей дороге шофер переходит с высшей прямой передачи на одну из низших. Для перемены передач помогает рычаг под рулевым колесом. От него идут тяги к шейкам кулачковых муфт. Передвигая рычаг, шофер передвигает и муфты, соединяя ведомый вал с одной из шестерен.
Кулачковые муфты постоянно вращаются с тем же числом оборотов, что карданный валы и ведомый. Шестерни же через промежуточный и ведущий валы связаны с двигателем. При таком условии тяжело сцеплять и расцеплять кулачки, нужно разъединять ведущий вал и вал двигателя. Для этого между двигателем и коробкой передач установлен механизм сцепления. Воздействие его напоминает накладывание пластинки на поворачивающийся круг граммофона. Пластинка — это диск на ведущем вале коробки передач, круг граммофона — это маховик двигателя. Диск неизменно прижат к маховику пружинами, их соединяет трение между поверхностями, и ведущий вал коробки вращается с тем же числом оборотов, что и вал двигателя.
контрольные приборы и Органы управления
Дабы прервать передачу вращения, водителю необходимо, надавив педаль сцепления, отодвинуть диск от маховика. Совокупность рычагов передает перемещение педали ступице диска, передвигая его назад по шлицам (пазам) на ведущем вале коробки. Сейчас возможно легко перевести передачи либо при продолжительной остановки установить в коробке положение холостого хода, в то время, когда ни одна из муфт не введена в сцепление ни с одной из шестерен. По окончании переключения шофер отпускает педаль, и пружины опять прижимают диск к маховику.
Итак, упрочнение от двигателя передается задним колесам через механизм сцепления, коробку передач, карданный вал, основную передачу, полуоси и дифференциал.
Но возвратимся снова к начатому нами внешнему осмотру автомобиля.
Надавите кнопку дверной ручки и займите место водителя. Перед вами — рулевое колесо, рычаги, кнопки и педали. Под ногами — слева направо — педали сцепления, подачи и тормоза горючего. Под рулевым колесом — рычаг перемены передач, а под щитом устройств — рычаг стояночного тормоза. Педаль сцепления шофер нажимает левой ногой. Правая нога на ходу находится на педали подачи горючего. В случае, если необходимо замедлить движение, нажим на педаль уменьшают, а для торможения либо полной остановки переставляют ногу на соседнюю педаль. Рычаг тормоза шофер тянет «на себя», в то время, когда необходимо остановить автомобиль на уклоне либо покинуть его без присмотра. Слева от педали сцепления — кнопка. Она помогает для переключения света фар с «дальнего» на «ближний», дабы не ослеплять водителей встречных автомобилей.
На щите устройств громадной круглый и четыре мелких прямоугольных циферблата, замок зажигания (на многих автомобилях объединенный с включением стартера) и пара кнопок.
Стрелка на громадном циферблате показывает, с какой скоростью идет автомобиль, стрелки мелких — какое количество бензина в баке, как расходуется электричество, какая температура воды в совокупности охлаждения двигателя, каково давление в совокупности смазки. А кнопки помогают для включения различных ламп, стеклоочистителя, обогревателя кузова, радиоприемника, для количества и регулирования состава горючей смеси, поступающей в двигатель.
Тормозной привод
педали и Рычаги (не считая педали тормоза) связаны с подчиненными им механизмами через тяги и тросы. Подвинется педаль либо рычаг — за ними переместится тяга либо натянется трос, а после этого повернется одна из заслонок карбюратора, либо отодвинется от маховика диск сцепления, либо раздвинутся и прижмутся к тормозному барабану колодки стояночного тормоза, либо передвинутся муфты в коробке передач.
Привод к тормозам осуществлять тягами весьма некомфортно: так как передние колеса поворачиваются вместе с тормозными барабанами. Тут нужен какой-то эластичный привод. Им помогают резиновые трубки, заполненные вязкой смесью спирта и масла и присоединенные одним финишем к главному тормозному цилиндру около педали, а вторым — к рабочему цилиндру у каждого колесного тормоза.
Схема амортизатора
Нажимая педаль, шофер передвигает поршень в главном цилиндре и вытесняет жидкость в трубки. Под ее давлением поршеньки в рабочих цилиндрах расходятся, раздвигают колодки тормозов и прижимают их к внутренней поверхности вращающихся вместе с колесами барабанов. Между накладками на колодках и барабанами появляется трение. Накопленная при перемещении энергия расходуется уже не на вращение колес, а на трение, и автомобиль замедляет движение, а после этого и останавливается. В то время, когда торможение заканчивается, колодки опять стягиваются пружинами, поршеньки сходятся, жидкость возвращается в основной цилиндр.
Посмотрим еще раз под автомобиль. Не считая уже привычных нам тормозов с их приводом, рычагов, поперечины, листовых рессор и пружин, рулевых тяг, мы заметим в пружин подвески и около рессор тёмные цилиндры. Ушки на их верхних финишах присоединены к кузову, а нижние — к рычагам подвески и к заднему мосту. Это — телескопические амортизаторы.
Нижний стакан амортизатора хорошо входит в верхний. В нижнего стакана сделана перегородка с громадным и малым отверстиями. Громадное отверстие перекрыто клапаном, допускающим перетекание жидкости, которой заполнен амортизатор, лишь из верхнего стакана в нижний.
Несущий рама и кузов
В то время, когда колесо наезжает на бугор, рессора либо пружина сжимается, нижний стакан вдвигается в верхний и жидкость перетекает вниз. Но вот колесо опускается. Сейчас жидкость медлительно просачивается через мелкое отверстие, тормозя опускание нижнего стакана и сдерживая рессору. Не будь амортизатора, рессора совершила бы по окончании толчка пара затухающих колебаний. Кузов раскачивался бы не только в момент переезда через бугор, но и по окончании него, кроме того на ровной дороге. Амортизаторы прижимают колеса к дороге, удерживают кузов от качки, дают автомобилю хорошее сцепление и устойчивость колес с дорогой.
Мы начали осмотр автомобиля с колеса, но не уделили внимания ответственной его составной части — шине. Присмотритесь к его ободу. В случае, если из отверстия в ободе вольно высовывается клапан — вентиль шины, значит, на обод надета шина с камерой. В случае, если вентиль хорошо привернут к самому ободу, значит, шина бескамерная. Шина с камерой известна в далеком прошлом и активно используется не только на машинах, но и на других средствах и велосипедах транспорта. Сейчас она уступает место более идеальной бескамерной шине.Как уже было сообщено, передний и задний мосты с подвеской, другие механизмы и двигатель «Москвича» смонтированы на кузове. Кузов несет их на себе, так же как и нужную нагрузку — пассажиров. Исходя из этого его именуют несущим кузовом, в отличие от кузовов грузовых и громадных автомобилей , у которых механизмы установлены на раме шасси. Несущий кузов, не считая «Москвича», сделан и у машин «Победа», «Волга», Газ-12, у многих автобусов. Прочная металлическая скорлупа несущего кузова не только защищает пассажиров, но и трудится — несет нагрузку. Это разрешает уменьшить автомобиль, устранив раму. К грузовикам тяжело применить несущую конструкцию кузова, поскольку у них нет неспециализированной твёрдой скорлупы и к раме раздельно крепятся кабина, платформа, крылья, облицовка радиатора.
В первом случае воздушное пространство заключен в кольцеобразную камеру из узкой резины, а покрышка, надетая на борта обода колеса, защищает камеру от мелких повреждений и износа. Во втором случае роль камеры играется сама покрышка. Ее края хорошо — герметично — прилегают к ободу, и воздушное пространство не имеет возможности просочиться между ней и ободом.
Шины
Такое упрощение конструкции шины, ставшее вероятным после достижения громадной точности в изготовлении шин и ободов, дает огромные преимущества. Во-первых, шина облегчается. Во-вторых, она не выходит абсолютно из строя при прокола: в случае, если из проколотой камеры воздушное пространство выходит через зазоры между покрышкой, ободом и камерой, то из проколотой бескамерной шины он может выйти лишь через мелкое отверстие прокола, к тому же закрытое виновником прокола — гвоздем. В-третьих, бескамерная шина менее подвержена нагреву на ходу — нет трения между покрышкой и камерой, а обод, конкретно соприкасающийся с воздухом, отлично отводит тепло.
Назначение шины — снабжать сцепление колеса с дорогой и поглощать толчки от небольших неровностей дороги. Наезжая на камень, шина проминается, сжимая находящийся в нее воздушное пространство, и толчок от камня передается на колесо и потом на кузов и подвеску ослабленным.
Пассажира оберегают от неровностей дороги пять защитников — шины, пружины либо рессоры подвески, амортизаторы, мягкие прокладки крепления подвески к кузову и эластичные подушки сидений.