Белый стих

Термин данный появился из?за неточности в переводе британского слова «blank» на французский. Французы прочли это слово, означающее «стереть», «стереть с лица земли» (рифму), как blanch, т. е. «белить». Из французской поэтики термин перешел в русскую. Время от времени понятие «белый стих» свидетельствует любой стих без рифмы, включая вольный стих (верлибр). Кое-какие теоретики литературы предлагают исключить из белых стихов древние метрические стихи (гекзаметр, алкееву, либо алкманову, строфу), и фольклорные нерифмованные стихи и к белым стихам относить только те, каковые появились по окончании введения рифмы в обиход европейской поэзии как некое противопоставление рифмованному стиху.

самоё обоснованным можно считать определение белого стиха как стиха метрически организованного, но без рифмы. Ко мне направляться включить и стихи, созданные древними поэтами, и фольклорные произведения независимо от времени их происхождения.

В русском фольклоре издревле существуют жанры метрически организованного безрифменного стиха — былины, исторические песни, плачи. Рифмы, видящиеся в этих жанрах, относятся к случайным.

В русской литературной традиции белый стих рассматривается уже в «пиитиках» (поэтиках) XVII в., но во время силлабической метрики (см. Стихосложение) он достаточно редок. А. Дм. Кантемир в XVIII в. пользуется белым стихом при переводе древних авторов. Один из создателей русского силлаботонического стиха — В. К. Тредиаковский — пропагандирует белый стих.

В русской поэзии XVIII в., но, белый стих достаточно редок и употребляется в большинстве случаев для перевода безрифменных стихов с вторых языков. В. А. Жуковский и Н. И. Гнедич канонизировали русский гекзаметр в переводах «Одиссеи» и «Илиады». А. С. Пушкин утвердил пятистопный ямб без рифмы как стих драматургии («Мелкие катастрофы», «Борис Годунов»).

Традиция пушкинского пятистопного ямба, вероятнее заимствованная русской поэзией у У. Шекспира, длится и Сейчас.

А. А. Дельвиг и А. В. Кольцов пользовались белым стихом при воссоздании русских фольклорных интонаций.

Уж не вырваться из клеточки
Певчей птичке конопляночке.
Знать, и вам не видеть более
Прошлой воли с прошлой эйфорией.
(А. А. Дельвиг)

Соловьем залетным
молодость пролетела,
Волной в непогоду
Радость прошумела.
За рекой, на горе,
Лес зеленый шумит,
Под горой, за рекой,
Хуторочек стоит…
Ах, степь ты, степь зеленая,
Вы, пташечки певучие,
Разнежили вы женщину,
Отбили хлеб у мельника!
(А. В. Кольцов)

Дактилические окончания стиха появляются в литературе как предвестие дактилической рифмы (см. Рифма). С первой трети XIX в. белый стих прочно утверждается в русской поэзии. Им написана известная поэма Н. А. Некрасова «Кому в Киевской Руси жить отлично». В начале XX в. белым стихом пользовались символисты (А. А. Блок, Вяч. И. Иванов). Из самые значительных переводов этого времени возможно назвать трагедии Еврипида (пер. И. Ф. Анненского), «Песнь о Гайавате» Г. У. Лонгфелло (пер И. А. Бунина).

Белым стихом написаны кое-какие большие произведения советской поэзии: поэмы Э. Г. Багрицкого, «Середина века» В. А. Луговского.

ЕГЭ по Литературе 2019. Теория — Системы стихосложения, дольник, акцентный стих, белый стих, верлибр


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: