Портрет А. Везалия работы живописца Калькара, размещённый в трактате «О строении людской тела» (Базель, 1543).
Время, в то время, когда жил Андрей Везалий — великий ученый, доктор-анатом, врач, — именовалось эпохой ренесанса. Рвение возродить и применять богатое наследие древней искусства и науки: материалистические взоры в науке, реализм в мастерстве — вот самые характерные изюминки культуры ренесанса, поменявшей мрачное средневековье с суевериями, рабским подражанием и гнётом церкви авторитетам. В эпоху ренесанса во всех государствах показались труды величайших живописцев, учёных и писателей. Одним из великих людей данной эры был и Андрей Везалий. Он происходил из семьи грамотных докторов: дед и прадед Везалия комментировали и издавали труды известных медиков. Папа был придворным аптекарем и общался с самые известными докторами собственного времени. Интересы окружающих без сомнений оказали влияние на стремления и интересы юного Везалия. Обучался Андрей Везалий в школе и в университете г. Лувена, где взял разностороннее образование, изучил греческий и латинский языки, благодаря чему имел возможность знакомиться с трудами ученых уже в юные годы. Разумеется, он прочел о медицине много книг древних и современных ему ученых, поскольку труды его говорят о глубоких знаниях.
Из года в год все больше проявлялся страстный интерес Везалия к изучению медицины, к анатомическим изучениям. В свободное от учения время он в своей квартире шепетильно препарировал тела животных: мышей, кошек, псов, — с увлечением изучал строение их организма.
Стремясь совершенствовать собственные знания в области медицины, в особенности анатомии, Везалий в возрасте семнадцати лет направился в университет Монпелье, а оттуда в Парижский университет, дабы слушать лекции прославленного анатома Сильвия. Юный Везалий уже имел возможность критически отнестись к способу преподавания анатомии.
В предисловии к трактату «О строении людской тела» он писал: «Мои занятия ни при каких обстоятельствах бы не стали причиной успеху, если бы на протяжении собственной медицинской работы в Париже я не приложил к этому делу собственных рук… И сам я, пара изощренный собственным опытом, публично совершил самостоятельно треть из вскрытий».
На лекциях Везалий заменял неопытных служителей, неумело и неосторожно демонстрирующих отдельные органы и вскрытие людской тела.
Ученый справедливо вычислял анатомию базой медицинских знаний, и целью его жизни стало рвение возродить опыт далекого прошлого, развить и усовершенствовать способ изучения анатомии человека. Но церковь, мешавшая формированию естественных наук, запрещала вскрытие трупов человека, считая это кощунством. Довольно много трудностей было нужно преодолеть молодому анатому. Дабы изучить скелет человека, он по ночам похищал кости на кладбищах, где голодные собаки разрывали могилы. Рискуя судьбой, ученый снимал с виселицы трупы казненных преступников и уносил к себе, дабы заниматься изучениями.
Везалий так отлично изучил кости животных и скелета человека, что имел возможность, не глядя на них, на ощупь назвать любую кость.
В 1537 г. ученый уехал в Венецию. Правительство Венецианской республики поощряло развитие науки о природе и стремилось увеличить работу ученых в университете г. Падуи. В Венецианской республике того времени было довольно много просвещенных людей, помогавших бороться с гнетом церкви, и тут Везалий имел возможность свободнее заниматься анатомическими изучениями.
Блестящий талант молодого ученого привлек интерес. Двадцатидвухлетнего Везалия, уже взявшего за свои работы звание врача медицины, прописали на кафедру хирургии с обязанностью преподавать анатомию.
На лекциях он сам создавал вскрытие трупов и демонстрировал органы людской тела. Учащаяся молодежь, воодушевленная храбрыми опытами ученого, каковые возможно было видеть собственными глазами, наполняла аудиторию. Число студентов доходило до пятисот человек.
Ночами при свече Везалий анатомировал трупы.
Новый наглядный метод обучения анатомии, заменивший чтение текстов ветхих описаний, был связан с трудностями: непросто было добывать человеческие трупы. Но Везалий был неутомим в собственном рвении продемонстрировать подлинную природу людской тела. Он добился от докторов разрешения изучить трупы погибших у них больных, вошел в доверие к судьям и приобретал трупы казненных преступников для публичных демонстраций вскрытия.
Так Везалий совершил пара лет в настойчивом труде, и все яснее ему и его ученикам становилась наука об организме человека. Он изучал, переводил и переиздавал труды ученых-медиков прошлого — известного римского доктора II в. н. э. Галена, великого среднеазиатского медика Ибн Сины и многих собственных предшественников-анатомов. Но в их трудах он отыскал много неточностей. «Кроме того наибольшие ученые, — писал Везалий, — рабски придерживались чужих оплошностей и какого-либо необычного стиля в собственных негодных управлениях».
Ученый начал доверять самой настоящей книге — книге людской тела, в которой нет неточностей.
Он поставил целью решить великую задачу — верно обрисовать размещение, функции и формы органов людской тела.
Результатом страстного и усердного труда ученого явился известный трактат 1 в семи книгах, озаглавленный «О строении людской тела». Везалий написал его, в то время, когда ему исполнилось лишь 28 лет. Это был огромный научный труд, в котором вместо отживших догм излагались новые научные взоры. Он отразил культурный подъем человечества в эпоху ренесанса.
Книгопечатание скоро развивалось в Венеции и в Базеле, где Везалий печатал собственный труд. Его книгу украшают красивые картинки живописца Стефана Калькара, ученика Тициана. Характерно, что изображенные на картинках скелеты стоят в позах, характерных живым людям, и пейзажи, окружающие кое-какие скелеты, говорят о жизни, а не о смерти. Целый данный труд Везалия направлен на пользу живого человека, на изучение его организма, дабы отыскать возможность сохранить его жизнь и здоровье. Любая большая буква в трактате украшена рисунком, изображающим детей, изучающих анатомию. Так было в древности: мастерство анатомирования преподавалось с детства, знания передавались от отца сыну. Прекрасная художественная композиция фронтисписа книги изображает Везалия на протяжении публичной лекции и вскрытия трупа человека.
Труд Везалия взволновал умы ученых. Смелость его научной мысли была так необыкновенна, что наровне с оценившими его открытия последователями у него появилось довольно много неприятелей. Много горя испытал великий ученый, в то время, когда его покидали кроме того ученики. Известный Сильвий, преподаватель Везалия, назвал Везалия «Везанус», что свидетельствует — сумасшедший. Он выступил против него с резким памфлетом 2, что назвал «Защита против клеветы на анатомические работы Гиппократа и Галена со стороны некоего безумца».
Везалий пробовал бороться, просматривал лекции, опять обосновывал правильность собственного учения, основанного на опыте, но зависть и ненависть были ответом на неопровержимые истины, каковые так светло и наглядно обосновывал великий анатом.
Борьба сломила волю и вселила неприятные сомнения. В порыве отчаяния Везалий сжег многие свои работы, прекратил преподавание анатомии и дал согласие занять пост придворного доктора короля Испании.
Собственные знания анатомии человека ученый перенес во врачебную практику. Он трудился в поликлиниках, изучил довольно много лекарственных средств, написал труды по хирургии и трактат «О китайском корне».
Везалий пробовал заниматься и научными изучениями, но гнет инквизиции, преследование духовенства, которое высмеивал ученый в собственных трудах, создали через чур тяжелую обстановку для жизни и работы.
О заключительных годах судьбы Везалия мало известно. В письмах его современников высказывается предположение, что за вскрытие погибшего, у которого уменьшалось сердце, инквизиция приговорила его к смертной казни. Лишь по указанию короля казнь была заменена паломничеством в Палестину для искупления грехов.
В 1564 г. Везалий с дочерью и женой покинул Мадрид. Покинув семью в Брюсселе, он один отправился в далекий путь. По пути Иерусалим ученый остановился в любимой им
Венеции, где он совершил лучшие годы собственной творческой жизни.
Везалия не оставляла идея о возвращении к занятиям любимой наукой. По одной из версий сенат Венеции внес предложение ему опять занять кафедру в Падуанском университете. Но мечта ученого возвратиться к науке не осуществилась. На обратном пути из Иерусалима при кораблекрушении больной Везалий был выкинут на о-в Занте (Греция), где в 1564 г. и погиб. Нам неизвестно место его погребения, но лучшим монументом ученому, борцу за прогрессивную науку помогает его великий труд о строении людской тела.