И?они1реализовали его за бесце-нок?— за[несколько]дирхе-мов,[ибо желали]избавиться
От него.
1 Другими словами братья Юсуфа.
z Рассказ о?Юсуфе? y409
Египтянин, что купил[Юсуфа], сообщил собственной жене:
«Отведи ему хорошее жилище?— возможно, он принесёт нам пользу, либо мы усыновим его». Так же упро-чили Мы[положение]Юсуфа
на земле, дабы научить его толкованию рассказов[о снахи?иных знаках]. Аллах властен
вершить, что захочет, но в?большинстве собственном люди не знают[об этом].
В то время, когда же[Юсуф]достиг пол-
ной зрелости, Мы даровали ему мудрость и?знание. Так вознаграждаем Мы творящих добро(12:19–22).
В рассказе, что приводится в?Коране, сообщается, что покинутый в?колодце Юсуф сидел в том месте и?ожидал, пока Аллах не?облегчит его положение и?не окажет ему милость. Через не-которое время к?колодцу «подошёл караван», и?караванщики отправили человека собрать воды из этого колодца. В то время, когда он?опу-стил в том направлении собственное ведро, Юсуф схватился за него. Заметив Юсу-фа, данный человек вскрикнул: «Весёлая весть! Это?— маль-чик!»?— по окончании чего«они запрятали его,[чтобы продать]». Этозначит, что им была внушена фальшивая идея, что этого мальчи-ка возможно реализовать вместе с?другими товарами, каковые они вез-ли. Аллах Всевышний сообщил: «Аллаху же было ведомо, что они творили». Это значит: Аллах знал, о?чём сговорились его
z410 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
братья, как знал и?о?том, что караванщики запрятали Юсуфа, дабы реализовать, но ничего не поменял в?его положении, потому что это было предопределено Им и?соответствовало Его умному за-мыслу. Аллах захотел оказать милость египтянам через этого мальчика, которому по воле Его предстояло появляться в?Египте в?качестве раба, а?позже взять власть и?принести обитателям данной страны огромную пользу в?обоих мирах.
Аллах Всевышний сообщил: «Египтянин, что приобрел [Юсуфа], сообщил собственной жене: “Отведи ему хорошее жи-лище…”», другими словами обращайся с?ним отлично. Данный человек так-же сообщил: «…возможно, он принесёт нам пользу, либо мы усыновим его», что было проявлением милости Аллаха, Кото-рый желал даровать Юсуфу благо в?обоих мирах.
Слова Аллаха «Так же упрочили Мы [положение] Юсу-фа на земле»означают: Мы упрочили положение Юсуфа наземле Египта так же, как предопределили, что данный вельможа и?его супруга будут отлично обходиться с?ним и?заботиться о?нём. Слова «дабы научить его толкованию рассказов» озна-чают: дабы научить его пониманию рассказов и?толкованию снов. Суть слов «Аллах властен вершить, что захочет»
содержится в?следующем: в случае, если Аллах хочет чего-либо, то по Его воле для этого появляются все нужные предпосылки, что непостижимо для Его рабов. Вот по какой причине в?этом аяте сказа-но: «…но в?большинстве собственном люди не знают [об этом]».
Аллах Всевышний сообщил: «В то время, когда же [Юсуф] достиг
полной зрелости, Мы даровали ему мудрость и?знание. Так вознаграждаем Мы творящих добро».Из этого направляться, чтовсё, о?чём говорилось выше, происходило до успехи Юсу-фом полной зрелости, другими словами перед тем, как ему исполнилось со-рок лет, потому что в большинстве случаев Аллах начинал ниспосылать откровения Своим рабам из пророков, мир им, в то время, когда они достигали конкретно для того чтобы возраста.
z Рассказ о?Юсуфе? y411
Мнения улемов относительно того, в?каком возрасте че-ловек достигает полной зрелости, разделились, но пра-вильным следует считать, что это случается конкретно в?сорок лет, потому что на это показывают слова Аллаха, Что сообщил:
«В то время, когда же он достигает полной зрелости,[дожив]до соро-ка лет…»(46:15).
Супруга вельможи пробует соблазнить Юсуфа?
Аллах Всевышний сообщил:
[Женщина], в?доме которой [жил Юсуф], начала соблазнять
его. Она закрыла двери и?ска-зала: «Иди[ко мне]». Он ска-зал: «Да упасёт[меня от этого]Аллах! Ведь[твой муж]?—
мой господин, что дал мне красивый приют! Воистину, не преуспеют несправедливые!»
Она возжелала его, и?он воз-хотел бы её, если бы не?уви-дел[некое знамение]своего Господа,[которое Мы далиувидеть ему], дабы отвра-тить от него зло и?[совершениегреха] прелюбодеяния, [ибо], воистину, он?— из[числа]
Отечественных избранных рабов.
z412 Ибн Касир.? Рассказы о пророках
[После этого] оба они поспе-
шили к?двери, и?она порвала его рубаху позади. У?двери они встретили господина[этойженщины], и?она сообщила:
«Возмездием тому, кто хотел[причинить] зло твоей жене,
[может послужить] лишь
заключение в?темницу либо мучительное наказание!»
[Юсуф] сообщил: «Это она соблазняла меня!»[Тогда]
свидетель из её семьи засви-детельствовал: «В случае, если его рубашка порвана спереди, то она сообщила правду, а?он?—[один] из лжецов.
В случае, если же его рубашка порвана позади, то она солгала, а?он?—[один] из тех, кто говорит
Правду».
Заметив, что рубаха[Юсуфа]порвана позади,[муж]сказал: «Воистину, это?— ваши[жен-ские] козни! Воистину, ваши
козни громадны!
Юсуф,[забудь]об этом. Ты же,[о жена], принеси свои извинения
y
z Рассказ о?Юсуфе? y413
за собственный грех, потому что, воистину, ты?— из[числа]согрешив-ших!»(12:23–29).
Аллах Всевышний упоминает о?том, как супруга вельможи, юная, богатая, прекрасная и?знатная дама, соблазняла Юсуфа? , получая от него того, что не приличествова-ло его положению, и?как она закрыла двери, приготовив се-бя для него и?одев собственные лучшие одежды, не смотря на то, что и?была же-ной вельможи.
Обстоятельством послужило то, что Юсуф? был молод и?отличался неординарной красотой. Но, потому, что он являлся пророком и?потомком пророка, Аллах уберёг его от совершения прелюбодеяния и?защитил от женских коз-ней. Юсуф был одним из лучших людей и?относил-ся к?числу благочестивых, о?которых упоминается в?приво-димом ниже хадисе. Передают со слов Абу Хурайры? , что Пророк? сообщил:
Семерых укроет Аллах в?тени Собственной в?тот Сутки, ког-да не будет другой тени, не считая тени Его: справедливо-го правителя; того, чьи глаза наполняются слезами, в то время, когда он в?одиночестве поминает Аллаха; человека, сердце которого остаётся подвешенным в?мечети, по-ка он в том направлении не возвратится, в случае, если ему приходится покидать её1; тех двоих, каковые обожают друг друга для Алла-ха, видясь и?расставаясь [только] для Него; того, кто подаёт милостыню [столь] тайно, что его левая ру-ка не ведает, сколько тратит правая; парня, что рос, поклоняясь Аллаху, а?[также] мужчину, которого
1 Имеется в виду человек, что обожает выполнять молитвы в мечети.
z414 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
захотела знатная и?прекрасная дама и?что ска-зал: «Воистину, я?опасаюсь Аллаха!» [Бухари, №?660;
Муслим, №?1031].
Так, супруга вельможи, которая была охвачена страс-тью, позвала его к?себе, но он сообщил: «Да упасёт [меня от это-го] Аллах! Так как [твой муж]?— мой господин, что дал мне красивый приют!»Это значит: мой господин, мужэтой дамы, оказал мне благодеяние и?отвёл мне почётное место при себе. Юсуф кроме этого сообщил: «Воистину, не преуспе-
ют несправедливые!»
В отечественном «Тафсире» мы достаточно детально истолковали суть слов Аллаха «Она возжелала его, и?он возжелал бы её, если бы не увидел[некое знамение]своего Господа,[ко-торое Мы дали заметить ему]». Что же касается вторых толко-вателей, то в?большинстве собственном они ссылаются на Писания иудеев и?христиан, от чего нам лучше отказаться. Мы долж-ны верить в?то, что Аллах Всевышний защитил Юсуфа и?уда-лил его от прелюбодеяния. Конкретно исходя из этого Аллах Всевышний сообщил: «…дабы отвратить от него зло и?[совершение греха] прелюбодеяния,[ибо], воистину, он?— из[числа]Наших
Избранных рабов».
Слова «оба они поспешили к?двери» показывают на то, что Юсуф ринулся к?двери, дабы выйти и?убежать от данной дамы, которая побежала за ним, и?у?«двери они встретили господина[этой женщины]», другими словами её му-жа. Она опередила Юсуфа и?принялась подстрекать мужа против него, говоря: «Возмездием тому, кто желал [причи-нить] зло твоей жене, [может послужить] лишь заключе-ние в?темницу либо мучительное наказание!»В противном случае говоря,она принялась обвинять Юсуфа и?оправдывать себя, и?поэто му Юсуф? сообщил: «Это она соблазняла меня!»?— потому что
z Рассказ о?Юсуфе? y415
в?аналогичных событиях ему оставалось лишь сказать правду. Аллах Всевышний сообщил: «[Тогда] свидетель из её
семьи подтверждал: “В случае, если его рубашка порвана спе-реди, то она сообщила правду, а?он?—[один]из лжецов”».
Данный человек имел в?виду, что, в случае, если рубашка порвана спере-ди, значит, Юсуф пробовал соблазнить даму, а?она пор-вала его рубаху на этом месте, защищаясь от него. Он кроме этого сообщил: «В случае, если же его рубашка порвана позади, то она солга-ла, а?он?—[один]из тех, кто говорит правду», имея в?ви-ду, что, в случае, если рубашка порвана позади, это указывает, что женщи-на соблазняла Юсуфа, что ринулся бежать от неё, она же ринулась за ним, схватила его за рубаху со поясницы и?порва ла её. Конкретно так всё и?было, и?исходя из этого Аллах Всевыш-ний сообщил: «Заметив, что рубашка [Юсуфа] порвана позади, [муж] сообщил: “Воистину, это?— ваши [женские] козни! Воистину, ваши козни громадны!”»Суть Его слов был та-ков: произошедшее явилось следствием ваших козней, и?это ты пробовала соблазнить Юсуфа, а?позже возвела на него лож-ное обвинение. Затем супруг, что решил скрыть то, что случилось, сообщил: «Юсуф, [забудь] об этом», другими словами никому не говори о?произошедшем, потому, что о?подоб-ных вещах лучше не упоминать. Что же касается жены, то он приказал ей принести свои извинения за собственный грех и?принести пока-яние собственному Господу, потому что, в случае, если раб приносит покаяние Алла-ху, Аллах принимает его.
Не смотря на то, что египтяне поклонялись идолам, они знали, что про-щает грехи и?наказывает за них лишь Аллах, в?силу чего супруг и?приказал ей покаяться. Помимо этого, в?известном смысле он оправ дал её, потому что она заметила что-то такое, что отнять у нее терпения, но Юсуф был добродетельным и?честным человеком, а?вельможа сообщил: «…принеси свои извинения за собственный грех, потому что, воистину, ты?— из[числа]согрешивших!»
z416 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Встреча дам у?жены вельможи
Аллах Всевышний сообщил:
Дамы,[жившие]в?го-
роде, стали говорить: «Супруга могущественного[человекапытается] соблазнить собственного слугу! Ею[всецело]овладела
любовь, и, воистину, мы считаем, что она впала в?явное заблуждение».
Услышав об их кознях, она отправила за ними, приготовила для[каждой из]них ложе
[с?подушками] и?дала каждой нож[для фруктов].[Потом]
она сказала[Юсуфу]: «Выйди к?ним», и,?увидев[Юсуфа],
они стали превозносить его, порезали себе руки и?сообщили: «Упаси Аллах! Это не чело-век! Воистину, это?— не кто другой, как добропорядочный ангел!»
Она сообщила: «[Перед]вами
тот, из-за кого вы меня пори-цали. Я[действительно]
соблазняла его, но он воз-держался. Но если он не сде-лает того, что я ему велю, то
z Рассказ о?Юсуфе? y417
обязательно будет заключён в?темницу и?окажется[среди]
униженных».
[Юсуф] сообщил: «Господь мой!
Темница для меня милее того, к?чему они меня призывают,[но] если Ты не отвратишь от меня их козни, то я[возжелаюеё] и?окажусь [одним] из
Невежественных»,
и?его Господь внял ему и?от-вратил от него их козни. Воистину, Он?— Слыша-щий, Опытный(12:30–34).
Тут Аллах Всевышний упоминает о?том, что дамы, жив-шие в?этом городе, другими словами жёны и?дочери знатных людей, при-нялись осуждать и?порочить жену вельможи за то, что, воспы-лав любовью к?собственному слуге, она постаралась соблазнить его, не смотря на то, что он был недостоин этого, потому, что являлся вольноотпу-щенником. Вот по какой причине они сообщили: «…воистину, мы дума-ем, что она впала в?явное заблуждение», подразумевая, чтоона поступила неподобающим образом.
Аллах Всевышний сообщил: «Услышав про их козни, она отправила за ними…»Тут подразумевается, что жен-щины чернили и?осуждали её за то, что она влюбилась в?собственный-го вольноотпущенника и?слугу. Но у?жены вельможи однако было какое-то оправдание, и?исходя из этого она захотела дока-зать это дамам и?разъяснить им, что данный слуга не та-ков, каким они его вычисляют. Она отправила за ними, собрала
z418 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
их у?себя дома, приготовив в?качестве угощения то, что на-до было резать, к примеру сладкие лимоны и?другие фрукты, и?каждой вручила нож. Позже она приказала выйти к?ним одето-му в?лучшие одежды Юсуфу? , что пребывал в?рас-цвете юности и?был красивее полной луны, и,?«заметив
[Юсуфа], они стали превозносить его». Имеется в?виду, что при виде Юсуфа их охватило благоговение, потому что они ре-шили, что среди людей аналогичных ему быть не имеет возможности. Его красота так поразила дам, что, забыв обо всём и?не чувствуя боли, они принялись резать себе руки ножами, каковые у?них были. Наряду с этим они восклицали: «Упаси Ал-
лах! Это не человек! Воистину, это?— не кто другой, как добропорядочный ангел!»
В той версии хадиса о?ночном путешествии, которую при-водит Муслим, сообщается, что Пророк? сообщил:
Я прошёл мимо Юсуфа, и?оказалось, что ему была да-рована добрая половина красоты [Муслим, №?162].
Согласно точки зрения ас-Сухайли и?вторых имамов, тут имеется в?ви-ду, что Юсуфу была дарована добрая половина красоты Адама? , ко-торого Аллах Всевышний создал Собственной рукой, а?это значит, что Адам был в?высшей степени прекрасным. Вот по какой причине каж-дый из тех, кто войдёт в?Эдем, будет столь же высоким и?кра-сивым, как Адам, а?Юсуф был наделён половиной красоты Адама, и?не было никого прекраснее их. Что же касается Хав-вы, то больше всех дам на неё походила Сара, супруга Иб-рахима? . Конкретно исходя из этого, в то время, когда дамы, поражённые красотой Юсуфа, порезали себе руки, что послужило оправ-данием для жены вельможи, она сообщила: «[Перед] вами тот, из-за кого вы меня осуждали».После этого она воздала ему хва-лу за его идеальное целомудрие, сообщив: «Я [действительно]
z Рассказ о?Юсуфе? y419
соблазняла его, но он воздержался. Но если он не сде-лает того, что я?ему велю, то обязательно будет заключён в?темницу и?окажется[среди]униженных».
Похоже на то, что остальные дамы стали побуждать его покориться госпоже, но он категорически отказался от этого и?удалился, потому что принадлежал к?роду пророков. После этого он обратился с?мольбой к?Господу миров и?сообщил: «Господь мой!
Темница для меня милее того, к?чему они меня призыва-ют,[но]если Ты не отвратишь от меня их козни, я[возже-лаю её] и?окажусь [одним] из невежественных». Это значит: если Ты доверишь меня моей душе, это приведёт только к?то-му, что я покажу слабость, потому что я могу принести себе пользу либо причинить вред лишь при том условии, что этого поже-лает Аллах, и?если Он не укрепит и?не защитит меня, я оста-нусь не сильный. Вот по какой причине Аллах Всевышний сообщил: «…и его
Господь внял ему и?отвратил от него их козни. Воистину, Он?— Слышащий, Опытный».
Нахождение Юсуфа? в?темнице
Аллах Всевышний сообщил:
Они увидели[доказательстваневиновности Юсуфа], но
позже им пришло на ум, что его непременно[нужно]на
некое время заключить в?темницу.
Вместе с?ним в?темницу попали два юноши. Один из
z420 Ибн Касир.? Рассказы о пророках
них сообщил: «Воистину, я?ви-дел во[сне], что давлю[виног-рад, дабы сделать] вино».
Второй сообщил: «Воистину, я?видел, что несу на голове хлеб, что клюют птицы. Растолкуй же нам[эти сны],
потому что мы видим, что ты?—[один] из творящих благо».
[Юсуф] сообщил: «Не [успеют ещё принести] еду, которой
вас кормят, как благодаря тому, чему научил меня мой Господь, я растолкую вам это, перед тем как вам[подадутеё]. Этому [среди прочего]
научил меня Господь мой. Воистину, отрёкся я от рели-гии людей, каковые не верят в?Аллаха и?не верят в?жизнь вечную.
Я следую религии моих отцов?— Ибрахима, Исхака и?Я‘куба. Не должно нам ничему поклоняться наровне с?Аллахом. Это?—[проявле-ние] милости Аллаха по отно-шению к?нам и?[ко всем]
людям, но в?большинстве собственном люди неблагодарны.
y
z Рассказ о?Юсуфе? y421
О?товарищи мои по[заключе-нию в] темнице! Кто лучше?— разные[божества]или Аллах
Единый, Всеподчиняющий?
То, чему вы поклоняетесь кроме Него,?— всего лишь имена, каковые дали им1вы
и?ваши отцы, Аллах же не ниспосылал никакого аргумента относительно[этих имён]. Воистину,[право приниматьлюбое] ответ в собственности
только Аллаху, Что пове-лел, дабы вы не поклонялись никому, не считая Него. Это и?имеется верная религия, но?в?большинстве собственном люди не?знают.
О?товарищи мои по[заключе-нию в] темнице! Что касается одного из вас, то он[снова]
станет виночерпием собственного господина, что же касается другого, то его распнут, и?птицы будут клевать[плоть]
его головы. Уже решено то, о?чём вы задаёте вопросы»
(12:35–41).
1 Имеются в виду идолы, которых язычники вычисляют божествами.
z422 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Как упоминает Аллах Всевышний, вельможе и?его жене бы-ло ясно, что Юсуф ни в?чём не виновен, «но позже им при-шло на?ум»на время заключить его в?темницу, дабы людикак возможно меньше говорили о?произошедшем. Помимо этого, они желали продемонстрировать, что это Юсуф пробовал соблазнить женщи-ну, результатом чего и?стала подобная несправедливость. Это было предопределено Юсуфу Аллахом и?послужило одним из?средств его защиты, потому что в?темнице он был надёжнее всего защищён от необходимости общения с?ними.
Аллах Всевышний сообщил: «Вместе с?ним в?темницу по-пали два юноши».Как сообщается, один из них был вино-черпием царя, а?второй?— хлебодаром. Обвинив в?чём-то этих людей, царь кинул их в?темницу, где они встретились с?Юсу-фом. Им понравились его благообразие, мягкость, слова и?дела, а?кроме этого то, что он довольно много поклонялся собственному Господу и?оказывал благодеяния людям, и?любой из них заметил собственный вещий сон.
Толкователи показывают, что эти сны приснились им в?од-ну ночь. Виночерпий заметил виноградную лозу с?тремя ветвями, покрытыми страницами и?спелыми гроздьями винограда, каковые он забрал и, выжав из них сок в?чашу царя, напоил его. Хлебодар же заметил, что у?него на голове находятся три корзины с?хлебом, и?хищные птицы клюют хлеб из верхней корзины. Они расска-зали Юсуфу? собственные сны и?попросили его растолковать их, ска-зав: «…потому что мы видим, что ты?— [один] из творящих бла-го».Юсуф сказал им, что может толковать сны, и?сообщил:«Не
[успеют ещё принести] еду, которой вас кормят, как благода-
ря тому, чему научил меня мой Господь, я растолкую вам это, перед тем как вам[её подадут]».Говорят, что он имел в?виду сле-дующее: какие конкретно бы сны вы ни заметили, я?растолкую вам их суть, перед тем как это осуществится, и?всё будет так, как я сообщу. Го-ворят кроме этого, что суть его слов таков: ещё перед тем как принесут вашу еду, я сообщу вам, сладкой либо кислой она будет. Эти слова
z Рассказ о?Юсуфе? y423
подобны словам ‘Исы? , что сообщил: «И я поведаю вам о?том, что вы едите и?что храните в?собственных зданиях»(3:49).
Помимо этого, он сообщил им, что этому научил его Аллах, потому что он верит в?Него, поклоняется только Ему и?направляться религии собственных предков?— Ибрахима, Исхака и?Я‘куба. Юсуф кроме этого сообщил: «Не должно нам ничему поклоняться наровне с?Ал-лахом. Это?—[проявление]милости Аллаха по отношению к?нам и?[ко всем]людям».Это значит: милостью Аллаха по?от-ношению к?нам явилось то, что Он привёл нас к?данной религии, а?по отношению к?людям?— то, что Он приказал нам призывать их направляться ей и?показывать им верный путь, потому что люди рож-даются в?состоянии естественной предрасположенности к?еди-нобожию, «но в?большинстве собственном люди неблагодарны».
После этого Юсуф призвал их к?единобожию, осудил поклоне-ние чему бы то ни было, не считая Всемогущего и?Великого Аллаха, и?пренебрежительно отозвался об идолах. Он сообщил: «О?това-рищи мои по[заключению в]темнице! Кто лучше?— раз-ные[божества]или Аллах Единый, Всеподчиняющий??
То, чему вы поклоняетесь кроме Него,?— всего лишь име-на, каковые дали им вы и?ваши отцы, Аллах же не ниспо-сылал никакого аргумента относительно[этих имён]. Воистину,[право принимать любое] ответ в собственности только Алла-ху…»Это значит: Он абсолютно распоряжается всем, что бы-ло Им создано, делает, что захочет, и?показывает верный путь либо сбивает с?пути, кого желает. Он кроме этого заявил, что Ал-лах «повелел, дабы вы не поклонялись никому, не считая Не-го». И?он сообщил:«Это и?имеется верная религия», то естьправильный путь, «но в?большинстве собственном люди не знают», другими словами не находят верный путь, не обращая внимания на его ясность.
Обращение Юсуфа с?призывом к?этим людям в?подоб-ных событиях возможно назвать идеальным, посколь-ку они прониклись к?нему глубоким уважением и?готовься
z424 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
принять всё, что он сообщит, и?исходя из этого их было целесообразно призвать к?следованию тому, что принесло бы им больше поль-зы, чем ответы на их вопросы.
Сделав собственный долг и?направив этих людей на путь истин-ный, Юсуф сообщил: «О товарищи мои по [заключению в] темни-це! Что касается одного из вас, то он[снова]станет виночерпи-
ем собственного господина, что же касается другого, то его распнут, и?птицы будут клевать[плоть]его головы. Уже решено то, о?чём вы задаёте вопросы».Окончательные слова означали, что то, о?чёмон сказал, неизбежно осуществится в?любом случае. Вот по какой причине, как сообщается в?одном из хадисов, Пророк? сообщил:
До тех пор пока сон не истолкован, он [будто привязан к] ноге птицы1, в случае, если же его истолкуют, он осуществится [Абу Давуд,
№?5020,Тирмизи, №?2279; и др. Хадис со не сильный иснадом2].
Аллах Всевышний сообщил:
[Потом] он сообщил тому из?них, кто,[как ему былоизвестно, обязан был] спа-
Стись: «Упомяни обо мне
[в?присутствии] твоего госпо-
дина». Но шайтан заста-вил его забыть[о том, чтоон?должен был сделать], и?[Юсуф]пробыл в?темнице пара лет(12:42).
1 Другими словами до тех пор пока сон не истолкован, он остаётся неустойчивым.
2 Но в пользу его достоверности свидетельствует сходный по содержанию ха-дис Анаса? с точным иснадом [аль-Хаким, т.?4, с.?390].
z Рассказ о?Юсуфе? y425
Так, Юсуф сообщил тому из них, кто должен был спастись, другими словами виночерпию: «Упомяни обо мне [в присутст вии] твоего господина». Это значит: поведай ему о?моём за-ключении в?темнице, не смотря на то, что я не совершил никакого преступ-ления и?ни в?чём не провинился перед царём. Это показывает на?допустимость поиска средств успехи цели, что не про-тиворечит упованию на Аллаха.
Слова «Но шайтан вынудил его забыть [о том, что он должен был сделать]» означают, что шайтан вынудил забыть о?просьбе Юсуфа? того из них, кто спасся. Так вычисляют Муд-жахид, Мухаммад ибн Исхак и?многие другие улемы. Их мнение есть верным, и?об этом же говорится в?Писании иудеев.
Аллах Всевышний сообщил: «…и [Юсуф] пробыл в?тем-нице пара лет». Как показывает ас-Са‘ляби, которыйприводит мнения различных учёных, слово бид‘ун?— ???, ис-пользованное в?этом аяте, обозначает некое количество от трёх до девяти, либо семи, либо пяти, либо же для обозначения любого количества, которое меньше десяти.
Аль-Фарра думал, что слово ??? нельзя употреблять, ес-ли речь заходит о?количестве, которое меньше десяти, и?утверждал, что в?таких случаях направляться применять слово наййифун?— ???. Но его утверждение опровергают слова Аллаха, Ко-торый сообщил: «…и [Юсуф] пробыл в?темнице пара лет»1.Аллах Всевышний кроме этого сообщил:«…через пара лет»(30:4). Помимо этого, аль-Фарра утверждал, что, в случае, если речьидёт о?десятках от двадцати до девяноста, направляться применять слово бид‘атун?— ????: к примеру, «двадцать с?лишним»?— ?????? ????. Но в?хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры? , сообщается, что Посланник Аллаха? сообщил:
1 Потому, что тут использовано слово ???, притом что Юсуф? пробыл в?темни-це меньше десяти лет.
z426 Ибн Касир.? Рассказы о пророках y
Вера [включает в?себя] более шестидесяти (??? ?????) ответвлений1, наилучшим из которых являет-ся произнесение слов «Нет всевышнего, не считая Аллаха», а?на-именьшим?— устранение с?пути того, что может повре-дить людям…2 [Бухари, №?9, Муслим, №?35].
Согласно точки зрения некоторых толкователей, слова Аллаха «Од-нако шайтан вынудил его забыть»означают, что шай-тан вынудил Юсуфа забыть о?поминании Господа. Од-нако подобные утверждения не имеют под собой никаких оснований, даже в том случае, если те, кто говорит об этом, ссылаются на Ибн ‘Аббаса и?‘Икриму, что же касается хадиса, кото-рый имеет к?этому отношение и?приводится Ибн Джари-ром [Тафсир Табари, т. 12, с. 132], то он есть не сильный во всех отношениях.
Касаясь вопроса о?причине продолжительного нахождения Юсуфа в?темнице, Ибн Хиббан приводит в?собственном «Сахихе» следую-щий хадис. Передают со слов Абу Хурайры? , что Отправлен-ник Аллаха? сообщил:
Да помилует Аллах Юсуфа! Если бы он не сообщил:
«Упомяни обо мне[в присутствии]твоего господина»,то не пробыл бы в?темнице столько, сколько пробыл. И?да помилует Аллах Лута! Он опирался на прочную базу3, потому что сообщил собственному народу: «Если бы владел я?силой,[чтобы одолеть]вас, или[мог опереться на]
1 Тут под ответвлениями подразумеваются определённые качества либо поступ ки, совершение которых говорит о том, что человек владеет верой.
2 К примеру, камней, колючек, глины, золы и тому аналогичных вещей. 3 Другими словами на Аллаха.
z Рассказ о?Юсуфе? y427
прочную базу!»(11:80). И?за любым пророком, ко-торого Аллах отправлял по окончании него, следовало множест-во людей [Ибн Хиббан, №?1867. Шейх аль-Албани вычисляет
данный хадис слабым].
В подобном виде данный хадис есть отвергаемым, на что ука-зывает та его версия, которую приводят аль-Бухари и?Мус-лим*, а?Аллах знает об этом лучше.
Сон царя
Аллах Всевышний сообщил:
[Прошли годы, и?однажды]
царь[Египта]сказал: «Поис-тине, я видел[во сне]семь
тучных коров, которых пожи-рали семь худых; семь зелё-ных колосьев и?[семь]других, сухих. О?знатные[люди]! Объясните мне[смысл]моего сна, в случае, если вы[умеете]толко-
Вать сны».
Они сообщили: «[Это?— всеголишь] бессвязные сны, и?мы
не знаем, как толковать[подобные] сновидения».
Тогда после[долгого]вре-мени тот из двоих[юношей,
z428 Ибн Касир.? Рассказы о пророках
пребывавших в?темнице],
Что спасся, отыскал в памяти,
[о?чём его просил Юсуф],
и?сообщил: «Я?растолкую вам
[этот сон?— только] отправьте меня[в?темницу]».
[После этого он явился в том направлении и?сказал]: «Юсуф, о?правди-вейший, растолкуй нам[сон]
о?семи тучных коровах, кото-рых пожирали семь худых, а?кроме этого о?семи зелёных коло-сьях и?[семи]других, сухих, дабы я вернулся[с этим]
к?людям. Возможно, они осознают,[сколь громадны твоидостоинства и?познания]».
[Юсуф] сообщил: «В течение семи лет[подряд]вы станете усердно сеять,[как делали этовсегда], но оставляйте в?коло-
сьях всё, что пожнёте, за исключением малого[количества, и] ешьте [только] это.
По окончании этого[придёт]черёд
семи тяжёлых лет, каковые съе-дят всё, что вы для них приго-товите, не считая малого[количества], которое вы сбережёте.
y
z Рассказ о?Юсуфе? y429
Позже наступит год, в то время, когда людям будет дарован ливень, и?они ста-нут выжимать[из различных плодовмасло и?сок]» (12:43–49).
Всё, о?чём говорится в?этих аятах, относится к?числу обстоятельств, следствием которых явилось то, что Юсуф? вышел из темни-цы, и?ему был оказан почёт. В то время, когда царь Египта заметил сон, ко-торый он поведал знатным людям, оказалось, что никто из них не может толковать сны, и?они «сообщили: “[Это?— всего лишь] бессвязные сны”», имея в?виду, что сон царя, возможно, нельзяистолковать и?что у?них нет опыта в?аналогичных делах, потому что они кроме этого сообщили: «…и мы не знаем, как толковать [подобные]
Сновидения».