Лекция 1. особенности профессионально-этического сознания социального работника

Замысел лекции:

1. Понятие гуманистической направленности личности социального работника

2. Компоненты и детерминанты профессионально-этического сознания

3. роль и Место этико-аксиологической подготовки опытного социального работника в профессионализации социальной работы, гармонизации и гуманизации публичных взаимоотношений роль и Место этико-аксиологической подготовки опытного социального работника в профессионализации социальной работы, гармонизации и гуманизации публичных взаимоотношений

Личность социального работника имеет огромное значение в ходе реализации и профессиональной деятельности социально-значимых гуманистических сокровищ. От ценностной ориентированности личности, ее потребностей и этических убеждений зависит не только эффективность деятельности, осуществляемой в рамках сотрудничества с конкретным клиентом и, следовательно, его благополучие, но и благополучие общества в целом, темпы, направленность и качество социального прогресса. Но на данный момент опытная несколько социальных работников по некоторым обстоятельствам не достаточно действенно делает эти собственные функции. Слишком мало статус и высокий престиж социальной работы, низкий уровень заработной платы экспертов приводят к тому, что профессия социального работника не пользуется громадной популярностью в обществе. Это порождает определенные проблемы с кадровым обеспечением социальных работ и формирует условия для проникновения в социальную работу случайных людей, разглядывающих собственный включение в эту деятельность как печальную необходимость, вызванную негативной социально-экономической обстановкой в обществе. При соответствующих благоприятных событиях эти люди из социальной работы уйдут, но на данный момент они, без сомнений, оказывают определенное влияние на ее результаты и содержание, и это влияние не всегда возможно расценено как хорошее.

Социальная работа есть видом деятельности, предъявляющим к личностным качествам эксперта особенные требования, обусловленные содержанием и смыслом профессиональной деятельности. Формирование личности эксперта в первую очередь должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания. Личность, владеющая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только направляться велениям и понуждениям извне и подчиняться требованиям этических императивов, первым делом, сокровищ, но и самостоятельно осваивать содержание и смысл этических императивов, присваивать ценности и совершенства и производить для себя программу действий, абсолютно соответствующую принципам и нормам профессионально-этической совокупности и ее серьёзной составной части — совокупности гуманистических сокровищ. В данной связи особенную значимость получает такая интегративная черта эксперта, как гуманистическая направленность его личности,которая возможно охарактеризована наличием следующих показателей:

осознанная приверженность гуманистическим сокровищам;

признание человека высшей сокровищем современной цивилизации;

организация активной деятельности, направленной на реализацию гуманистических сокровищ;

мотивация главной деятельности необходимостью реализации гуманистических сокровищ.

Гуманистическая направленность личности эксперта предполагает, что он не только владеет знаниями о хороших сокровищах, их сущности, но и уверенный в их объективной позитивности. Такая личность глубоко уверена, что человек, независимо от своих личностных качеств, недостатков и достоинств, ценен непременно. Зная, что далеко не всегда человек может абсолютно руководить собственными событиями и, соответственно этому, не всегда может сам создать условия для полной самореализации, такая личность принимает активные меры, направленные на содействие человеку в реализации его ценности. Для гуманистической личности это делается главным в ее жизни, и в собственной профессиональной деятельности и обыдённой жизнедеятельности руководствуется пониманием объективной значимости данной деятельности.

В условиях относительной автономности и свободы эксперта темперамент его действий возможно в общем случае разным в зависимости от моральных качеств личности, ее собственной совокупности моральных принципов и норм, иерархии сокровищ, совершенств и т.п. и, соответственно этому, его действие на сознание клиента возможно как гуманизирующим, так и дегуманизирующим. Поэтому громадное значение получает гуманизация личности эксперта, соответственно, формирование его ценностного сознания. Сознательное и присвоение и осознанное усвоение гуманистических моральных сокровищ, формирование на их базе мотивов, норм и стандартов действий и профессионального поведения может служить своеобразным показателем большого уровня духовного развития носителя сокровищ, зрелости его профессионализма и личности. Это может стать одним из наиболее значимых поручителей того, что гуманистические сокровища возьмут соответствующую им признание и значимость в общественном сознании и сознании клиента. Но социальный работник, субъектно оказывая влияние на клиента, его и собственный социальное окружение, общество, сам в значительной мере есть продуктом социальной деятельности общества, в том числе и в плане формирования его личностного обыденного и опытного сознания. В целом опытное этико-аксиологическое сознание конкретного социального работника возможно условно представлено в виде совокупности ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., обосновывающих идеал и иерархию сокровищ и включающих в себя следующие совершенные и настоящие компоненты:

* философскую, сложившуюся в следствии присвоения и изучения в ходе опытной самообразования и подготовки научно обоснованных фундаментальных знаний в области неспециализированной философии, аксиологии и этики;

* социокультурную, появившуюся под влиянием всех вероятных макрофакторов социальной действительности, а также в следствии действия на него адаптированных в массовом сознании научных представлений об идеале и истинных ценностях (публичном, опытном, групповом, личном);

* опытную, воображающую собой итог действия на содержания и личность смысла теоретических и практических оснований социальной воззрений и работы совокупной опытной группы, в том числе и в области опытной аксиологии и этики;

* социально-групповую, сложившуюся благодаря принадлежности личности к определенной социальной группе и усвоения ею определенных взоров, стереотипов, статусов и ролей;

* личную, выступающую как следствие развития, становления личности эксперта и его собственного жизненного пути.

Непременно, такое выделение компонент личностного профессионально-этического и ценностного сознания социального работника содержит в себе упрощение и некоторую схематичность. Разглядывая более детально эти компоненты, возможно с полным на то основанием выделить в каждой из них элементы, появившиеся в следствии взаимодействия и взаимовлияния с другими компонентами.

К примеру, философская компонента включает в себя элементы как общесоциальной, так и социально-групповой и личной, потому, что, не обращая внимания на требования непредвзятости и научной объективности, человек не имеет возможности “выйти за пределы самого себя”, и исходя из этого каждое философское, аксиологическое либо этическое учение, его интерпретация и конкретное прочтение в известной степени являются продуктом собственной личности и эпохи интерпретатора, не всегда соответствующим по содержанию и смыслу плану собственного творца. Помимо этого, любое учение, в зависимости от общества и конкретных особенностей эпохи может стать чрезмерно, неоправданно популярным, “актуальным” и поэтому быть трактованным как общее, не обращая внимания на собственный личный темперамент либо, напротив, быть необоснованно преданным забвению, не обращая внимания на несомненную сокровище.

Общесоциальная компонента в связи с наличием в социальной общности разных структурных элементов неизбежно складывается под их влиянием и несет в себе фрагменты этического и ценностного сознания множества опытных и социальных групп, и отдельных личностей. В ней наличествуют (и время от времени противоречат друг другу и противоборствуют) как совершенная, так и реально существующая иерархии общесоциальных сокровищ. В общем случае она представляет собой не “среднее арифметическое” философских, этических и ценностных представлений разных социальных групп, а, в большинстве случаев, в значительной мере есть отражением установок и взглядов самая влиятельной социальной группы либо отдельных харизматических личностей.

Личная компонента кроме этого не может быть выделена в “чистом” виде, потому, что в ходе онтогенеза человек испытывает влияние как общества в целом, так и социальной группы, к которой он в собственности. Она отражает кроме этого влияние разных формальных и неформальных групп, в каковые эксперт в разном качестве включается на различных стадиях собственной развития и жизнедеятельности сначала жизненного пути.

Со своей стороны, социально-групповая компонента образуется не только под влиянием изюминок образа судьбы социальной группы, но и под действием опытных этико-аксиологических совокупностей, носителями которых являются члены данной группы, систем ценностей и этических систем социальных групп, с которыми осуществляет сотрудничество эта социальная несколько, этических ориентиров и ценностных ориентаций отдельных общества и личностей в целом, включающих в себя как научные, так и обыденные представления о ценностях и моральных нормах.

Совокупное ценностное сознание опытной группы кроме этого содержит в себе общесоциальную, опытную, социально-групповую и личную компоненты в совершенном (научно обоснованном) и реально существующем вариантах.

Соотношение указанных компонент есть не константным, а наоборот, очень изменчивым. На различных стадиях жизнедеятельности личности (либо существования совокупной опытной группы) в силу разных событий каждая из этих компонент может стать доминантной, значимой либо, наоборот, уменьшить либо вовсе потерять собственный значение под действием разных факторов. Возможно сделать вывод, что личное профессионально-этическое и ценностное сознание социального работника имеет сложную структуру, элементы которой складываются под влиянием макро- и микросоциальных факторов, непрерывно осмысливаются и иерархизируются личностью в ходе ее жизнедеятельности и, имея определенную устойчивость в связи с наличием стабильного ценностного ядра, все же подвергаются определенной коррекции.

Наряду с этим направляться учитывать, что социальный работник — член общества, и являясь членом общества, он не имеет возможности не подвергаться влиянию всех явлений и тех процессов, каковые имеют место в обществе. В опытную деятельность он включается, будучи достаточно зрелой личностью, усвоившей в ходе онтогенеза публичную и групповую систему ценностей и выработавшей на данной базе личностную иерархию сокровищ. Помимо этого, эксперты социальной работы не являются локальную, замкнутую группу, благодаря чего в ходе опытной и обыденной деятельности они всегда подвергаются влиянию разнообразных совокупностей сокровищ, а также ситуативно одобряемых и практически признанных и реализуемых обществом.

Разделение сокровищ на одобряемые и отрицаемые может в общем случае не совпадать с объективно хорошими и отрицательными, подлинными и фальшивыми, гуманистическими и бесчеловечными, потому, что в разные периоды времени в зависимости от объективных и субъективных факторов группы и разные индивиды по-различному относятся к разным сокровищам, выстраивая их иерархию в собственном сознании разным образом. В этом состоит одна из трудностей понимания, формирования и изучения ценностного сознания индивида.

С данной точки зрения профессионально-этические сокровища, научно обоснованные и отражающие общества и коренные потребности человека, смогут вступить в несоответствие с настоящими сокровищами социальной группы и общества, сокровищами конкретного социального работника, образуя сложную и неоднозначную ценностную совокупность, реализуемую в практике и теории социальной работы. Это положение особенно ярко демонстрируется ценностным хаосом, имеющим место в современной России: деятельности условий и изменение жизни подавляющей части населения неизбежно повлекло за собой необходимость трансформации ценностных ориентаций. Разрушение системы ценностей, официально провозглашенной в Советском стране, нужное для насаждения новых, товарного типа, взаимоотношений между участниками общества, ведет к постепенному вытеснению из личного сознания социально-значимых сокровищ и замене их приватными. Значительное ухудшение экономического положения большинства населения при отсутствии действенных механизмов национального регулирования уровня судьбы заставляет заключить , что человек может выжить только заботясь сам о себе, потому, что на адекватную помощь со стороны страны, общества, ближайшего социального окружения рассчитывать не приходится. Это кроме этого содействует утверждению в публичном и личном сознании приоритета личностно девальвации ценностей и значимых ценностей социальных. В данной связи социальный работник выясняется под противоречивым влиянием, с одной стороны, государства и ценностных ориентиров общества, декларирующих, но практически не признающих сокровище человека, и собственного социального опыта, подтверждающего низкую социальную сокровище личности, и иначе, профессионально-этических сокровищ, требующих содействия реализации сокровища человека как аксиологического основания деятельности. Столкновение совокупностей сокровищ происходит не только “на границах” совокупностей “социальный работник — общество”, “социальный работник — социальный работник” и “социальная группа — клиент (индивид, несколько, общность)”, но и в самой опытной группы. Благодаря этого между экспертами вероятны разные конфликты, имеющие выраженную ценностную природу.

Ярким носителем для того чтобы ценностного несоответствия делается конкретный социальный работник, испытывающий влияние как со стороны опытной группы, настоящего содержания профессиональной деятельности, социальной группы, представителем которой он есть, и общества в целом, руководствующимися спонтанно сложившимися системами ценностей, с одной стороны, и официально признанными опытными и нормами и общественными ценностями, с другой. В противном случае говоря, социальный работник делается носителем как совершенных, так и настоящих сокровищ, представленных как в его опытной, так и в обыденной деятельности и вступающих в определенное несоответствие. Внутриличностный ценностный конфликт, развивающийся на базе противоречий между системами ценностей, может привнести хаотичность в практическую опытную деятельность и быть транслированным на клиентов, их социальное окружение. Носителем подобного несоответствия делается и совокупная опытная несколько, вынужденная соотносить собственную деятельность с требованиями как научно обоснованной, так и субъективно осознаваемой отдельными влиятельными личностями профессионально-этической совокупности, сложившимися под действием современной русском социально-экономической, культурной, политической ситуации личностными ценностными совокупностями отдельных экспертов, и фактическими требованиями государства и общества к результатам и содержанию деятельности, условиями их реализации.

Исходя из этого все большее значение получает не только образовательная, но и воспитательная деятельность, направленная на формирование личности эксперта, что, реализуя опытную деятельность, сможет оказывать хорошее моральное действие как на клиентов, так и на собственных сотрудников, а через них — на все общество. Формирование личности эксперта должно иметь место в любой момент, независимо от того, в каких условиях осуществляется его опытная подготовка – в ходе профобразования либо в ходе опытной практики. Наиболее значимое место в формировании личности эксперта имеет становление его этико-аксиологической зрелости и компетентности.

Главными целями этико-аксиологической компоненты опытной подготовки социального работника смогут являться следующие:

* реализация сокровища человека — клиента, социального работника, вторых личностей, прямо либо опосредованно участвующих в социальной работе, и ценности общества;

* содействие формированию социально- и профессионально-значимых черт личности и увеличению субъектности его клиента и специалиста;

* обеспечение статуса профессии и высокого престижа в обществе;

* достижение большого уровня социализации личности в необходимой автономии и профессиональной группе личности в группе;

* формирование хорошего социального и опытного самочувствия, эмоции защищенности эксперта;

* формирование устойчивых хороших ценностных идеалов и ориентаций, эксперта;

* присвоение и усвоение этических правил, правил и норм, овладение навыками этического анализа;

* совершенствование и формирование профессионально-полезной и значимой мотивационной сферы эксперта;

* обеспечение обеспечений этичности опытного и обыденного поведения эксперта;

* формирование потребности в нравственном самосовершенствовании и обеспечение для этого нужной базы;

* развитие творческих свойств личности, ее этико-ценностного мышления и морально-ценностного “чутья”;

* актуализация на базе опытной аксиологии и этики главных развивающих компонентов профессиональной деятельности: творчества, совместимости, предметности, самостоятельности.

Формирование этико-аксиологического сознания должно осуществляться с применением всех вероятных и соответствующих методов и необходимых подходов действия, потому, что конкретно оно есть нужным базисом для создания и развития профессионально-значимых качеств личности эксперта. Формирование эксперта, его опытного этико-аксиологического сознания воображает известную трудность благодаря того, во-первых, что это, в большинстве случаев, уже в полной мере сложившаяся личность и, во-вторых, потому, что кроме направленного действия в ходе опытного воспитания, он испытывает значительное стихийное (а время от времени и системное и направленное) влияние со стороны социальной и опытной среды. Кроме этого, эксперт, в силу естественного рвения обычного человека к совершенствованию, самостоятельно получает знания и навыки, формирует самого себя, причем самосовершенствование эксперта может осуществляться как на научно обоснованной и профессионально-значимой базе, так и частично под влиянием средовых факторов.

Так, в качестве главных факторов, оказывающих самоё существенное влияние на формирование личности эксперта, направляться выделить такие, как:

* среда (социальная и опытная). Она выступает как естественное и нужное условие профессиональной деятельности и жизнедеятельности людей и одновременно с этим как продукт их совокупной деятельности. В начале собственного жизненного пути индивид принимает социальную среду как данность, как что-то внешнее, будучи по большей части объектом социальной среды и не чувствуя полностью собственной включенности в нее. Социальная среда в этом случае имеется итог совокупной деятельности предшествующих поколений людей. По мере взросления и развития личность, получая субъектные качества, не только по-новому оценивает среду, признавая ее изменчивость как результата и объекта деятельности человека но и, в качестве субъекта деятельности, оказывает более либо менее значительное личное действие на среду, совершенствуя ее для более полного удовлетворения потребностей. Подобным образом, опытная среда в начале профессиональной деятельности выступает как следствие предшествующей деятельности профессиональной группы и общества и в один момент субъект действия на сознание социального работника. По мере становления профессионализма эксперта, среда, частично сохраняя субъектные качества, все в основном делается объектом его действия.

* воспитание личности как процесс целенаправленного, сознательного, систематического и профессиональной воздействия группы и системного общества на индивида с целью формирования у него определенных личностных и профессионально-значимых качеств, мировоззрения, уровня физического интеллектуального и иного развития, соответствующих потребностям профессии и общественным потребностям. В этом отношении опытная несколько (среди них и учебный коллектив) играется огромную роль в формировании личностного и опытного сознания, приобщая будущего эксперта к совокупности профзнаний, формируя его этико-аксиологическое опытное сознание и содействуя совершенствованию и развитию таких качеств личности, каковые в будущем станут поручителем его успешной профессиональной деятельности, соответственно, будут содействовать увеличению эффективности социальной работы, ответу наиболее значимых социальных неприятностей.

* самосовершенствование личности эксперта (будущего эксперта), которое, с одной стороны, результат осмысления внешнего действия, источником которого есть профессиональная деятельность и социальная жизнь, а с другой — результатом довольно независимой интеллектуальной познавательной и аналитической деятельности самого человека как специалиста и личности. В данной связи громадное значение получает независимая образовательная и нравственная деятельность личности, в ходе которой она не только получает новые, нужные знания, но и, самое основное, получает навыки этико-аксиологического анализа и мышления, нужные эксперту в повседневной обыденной и профессиональной деятельности.

Все большее значение получает не только образовательная, но и воспитательная деятельность учебного заведения, направленная на формирование личности будущего эксперта, что, приступив к профессиональной деятельности, сможет оказывать хорошее моральное действие как на клиентов, так и на собственных сотрудников, а через них — на все общество. Нравственная педагогика в этом смысле есть серьёзной формой деятельности образовательного учреждения, направленной на формирование личности будущего социального работника.

Исторически возрастающая роль личных мотивов и стимулов в регулировании публичного поведения приводит к постепенному перемещению контроля за деятельностью в сознание личности, благодаря чего закономерно возрастает роль совокупности личного воспитания эксперта с целью формирования социально значимой внутренней детерминации, эмоции персональной ответственности за результаты жизнедеятельности по большому счету и профессиональной деятельности в частности.Наряду с этим, само собой разумеется несомненна роль внешних по отношению к личности регулирующих факторов,таких,как право,публичная мораль, ценностные ориентиры общества, страны, социальной группы и другие, причем государство и общество стремятся обеспечить контроль за соблюдением требований главных регулирующих совокупностей. Но социальная работа как вид опытной социальной деятельности во многом неподвластна какому бы то ни было внешнему контролю: его клиент и специалист большую часть времени сотрудничества и общения находятся наедине между собой, и процесс их совместной деятельности возможно проконтролирован только опосредованно, на базе оценки конечного результата и некоторых субъективных показателей. Благодаря этого громадную значимость покупают качества личности эксперта, его этико-аксиологические установки и ориентации, делающие функцию наиболее значимого регулятора смысла, качества и содержания их взаимодействия и общения.

Профессионально-этическое сознание социального работника есть многоуровневым и возможно представлено как совокупность этико-аксиологических знаний, потребностей и убеждений.

Этико-аксиологические знания представляют собой основы знаний этики, аксиологии, в том числе и в области профессиональной деятельности. Социальный работник приобретает их в ходе обучения в среднем особом, высшем учебном заведении либо на факультетах и курсах увеличения квалификации, а также в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Вместе с тем направляться подчернуть, что аксиологии и знание этики еще не означают моральности поведения, и исходя из этого нужно признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют большую самостоятельность — они смогут не употребляться либо употребляться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем кроме того иметь дело с личностью так называемой “двойной морали”, которая теоретически может замечательно ориентироваться в аксиологии и вопросах этики, среди них и опытной, но не считать для себя необходимым направляться их требованиям.

Этико-аксиологические убеждения- это основанная на знаниях и опыте уверенность социального работника в справедливости требований опытной морали, объективности опытных сокровищ. Наличие этико-аксиологических убеждений говорит о более большом уровне развития личностного сознания эксперта, потому, что они основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей ценностей и этических норм, поверке их социальной практикой и жизненным и опытным опытом, их органичном приятии и внутреннем одобрении как единственно верных и вероятных. Наличие этико-аксиологических убеждений определяет теоретическую и практическую подготовленность эксперта к профессиональной деятельности, есть основанием для его сознательного отношения к собственному действиям и поведению в практике социальной работы, потому, что они участвуют в формировании волевых устойчивых форм и качеств личности морального реагирования на окружающую реальность. Но относительно практики этико-аксиологическиеубеждения социального работника кроме этого владеют относительной самостоятельностью, потому, что в практической повседневной деятельности может появиться обстановка, в то время, когда личности приходится функционировать вопреки своим убеждениям: ситуативно смогут появиться обстоятельства, кажущиеся более значимыми, нежели личные убеждения. В этом случае личность находится в разладе с собой, со собственными убеждениями.

Этико-аксиологические потребности– их наличие характеризует наивысшую степень развития сознания социального работника. Она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований опытной этики, организации деятельности с целью реализации этических сокровищ. В то время, когда соблюдение требований опытной аксиологии и этики делается внутренней потребностью личности, оно способно организовать все ее волевые и эмоциональные качества, направить упрочнения на решение проблем конкретно с позиций опытной аксиологии и этики. В этом случае соблюдение требований опытной аксиологии и этики делается устойчивым качеством личности, замечательным причиной, мобилизующим ее для организации ею деятельности и своего поведения, делом совести и долга, достоинства, мерилом добра и зла. Руководствуясь собственными этико-аксиологическими потребностями, эксперт не имеет возможности совершить действия, с его точки зрения не отвечающие параметрам добра и зла, но ситуативно обусловленные как нужные.

Нравственность социального работника как личности постоянно подвергается действию принятых в практике данного трудового коллектива профессионально-этических норм поведения, причем эксперт не просто усваивает их как определенный идеал, но и всегда сопоставляет с настоящей действительностью, повседневной практикой. Эти обобщения, со своей стороны, воздействуют на содержание опытной морали, корректируя его. Роль опытной морали громадна в формировании нравственных знаний, потребностей и убеждений социального работника. Она оказывает помощь ему сопоставить личные нравственные позиции с теми, которых ожидают от него как представителя профессии, оказывает помощь ориентироваться в многообразии моральных предписаний и требований.

Так, профессионально-этические знания, потребности и убеждения непременно связаны с практической деятельностью, но в разной степени детерминируют ее. самая жёсткая и устойчивая сообщение отмечается при формирования у эксперта профессионально-этических потребностей. Теоретическое изучение будущим либо уже состоявшимся экспертом объективных социальных и опытных сокровищах может оказаться очевидно недостаточным: моральная проповедь делается бессильной, в случае, если ее требования и содержание не совпадают с настоящими заинтересованностями человека и опровергаются социальной действительностью. Более того, таковой схоластический подход может привести к прямо противоположному результату: социальный работник, сравнив теорию с социальной практикой, может сделать вывод о том, что в социальной работе, как и в других видах опытной и обыденной деятельности, царит так называемая “двойная мораль”, в соответствии с которой декларируются общечеловеческие гуманистические сокровища, но реализуются иные, время от времени — прямо противоположные. Возможно кроме того сделан вывод, что для того чтобы рода “двойная мораль” есть общепризнанной нормой, благодаря чего профессионально-этические сокровища смогут не являться для него действенным мотиватором. Исходя из этого процесс формирования этико-аксиологического сознания эксперта обязан включать в себя не только изучение профессионально-этических сокровищ как таковых, но и практическую демонстрацию ценностных трансверсий, задач, распрей и т.п. для того, чтобы в опытной практике эксперт не был в ситуации ценностного хаоса, но наоборот, вольно ориентировался в условиях ценностного несоответствия и умел разрешать ценностный конфликт. Процесс формирования морального и ценностного сознания должен быть ориентирован не только и не столько на приобретение экспертом знаний в аксиологии и области этики, сколько на формирование его ценностных и потребностей и моральных убеждений, достаточно жестко детерминирующих его деятельность.

Непременно, суть профессиональной деятельности оказывает формирующее действие на личность эксперта, но направляться наряду с этим учитывать, что большинство нынешних социальных работников не имеют особого профобразования, благодаря чего их осмыслению подвергается не столько ее результаты и смысл деятельности, сколько конкретное содержание делаемой работы и применяемых наряду с этим методов и форм, содержание и качество конечного результата, на данный момент очень далеких от совершенства. Иными словами, в опытном сознании происходит подмена смысла деятельности ее реально видами и существующими формами, ее сущностных целей — сиюминутными практическими задачами. Помимо этого, системный кризис в РФ отрицательно отражается на возможности реализации потенциала социальной работы, благодаря чего это ее настоящее состояние с учетом недостаточной (или полностью отсутствующей) теоретической подготовленности эксперта возможно принято за должное, единственно вероятное либо, по крайней мере, за в полной мере достаточное в наше время.

В таких событиях ценностные трансверсии представляются неизбежными: к примеру, в случае, если деятельность направлена на частичное жизнеобеспечение, поддержание физического существования, сокровище человека возможно трактована как сокровище его жизни, причем жизнь будет восприниматься как физиологический статус людской организма. Опыт собственной жизнедеятельности социального работника в условиях системного кризиса кроме этого может привести его к подобному выводу. Исходя из этого разумеется, что кризисные явления, аномия и ценностный хаос в русском обществе не только не смогут не сказаться на ценностных ориентациях экспертов, но и накладывают очень значительный отпечаток на содержание реально реализуемой опытной системы ценностей, до некоей степени детерминируя возможности развития социальной работы как опытной социальной деятельности. взаимопроникновение и Взаимовлияние разнообразных ценностных иерархий и систем образует противоречивую иерархию сокровищ современной русском опытной социальной работы, реализуемую в практической деятельности и частично привносимую экспертами в неспециализированные теоретические, аксиологические и этические основания профессиональной деятельности.

5.1. Понятие профессиональной этики и ее структура


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: