Цели. Учим ребенка дробить слова на слоги. Закрепляем умение выделять гласные в слове. Растолковываем правило определения количества слогов по количеству гласных в слове. Учим контролировать это правило посредством руки (см. стр. 5). Учим рисовать слоговую схему слова и записывать в ней гласные. Закрепляем умение выяснять и раскрашивать привычные предметы, изображенные контуром.
Движение игры. Необходимо назвать нарисованных животных; гласные, каковые имеется в заглавии каждого животного, их количество в слове; выяснить количество слогов в слове, проверить правильность ответа посредством руки; отыскать кружок со слоговой схемой для этого слова; соединить стрелкой соответствующий кружок и картинку; написать гласные над схемой (лось о; жираф и|а: крокодил о|о|и). Для животных, которым не хватило слоговых схем, ребенок сам рисует их в безлюдных кружках.
В конце игры предлагается сделать обобщение, ответить на вопросы: «Как возможно назвать сходу всех животных в левом столбике?» (Дикие животные отечественных лесов.) — «Как возможно назвать животных в правом столбике?» (Дикие животные жарких государств.)
Т т
Каждой вещи — собственный место» («Вешалка»)
Цели. Закрепляем обобщающие понятия верхняя одежда, обувь, головные уборы. Учим обнаружить на картине предметы, в заглавиях которых имеется звук Т, определять место этого звука в слове, его мягкость либо твердость; закрепляем умение определять количество слогов в слове и подбирать к слову его слоговую схему.
Движение игры. Ребенок разглядывает и именует предметы на картине, собирает эти предметы по обобщающим показателям: одежда, обувь, головные уборы; уточняет, какой из предметов не попал ни в какую группу и по какой причине. (Бант не относится ни к одной группе предметов, поскольку он есть украшением.) Ребенок растолковывает, для чего для всех етих предметов нужна вешалка и как они на ней находятся. Необходимо выяснить, какой из предметов одежды в большинстве случаев не вешают на вешалку в прихожей и где его хранят. (Платье хранят в шкафу.) Ребенок стрелками показывает, где на вешалке будет пребывать любая вещь; раскрашивает лишь те предметы, в заглавиях которых имеется Т (остаются неразрешенными плащ, сапоги, шапка); определяет, в какой части олова находится Ти какой он (согласный, глухой, жёсткий либо мягкий).
Ребенок разглядывает схемы под картинами и растолковывает их значение. После этого к каждой схеме подбирает олова из предложенных в игре, растолковывая, по какой причине он подобрал к схеме именно это слово.
Тапки»
Цели. Закрепляем умение выделять в слова первый звук и сопоставлять его с буквой. Учим определять количество слогов в написанном слове, не прочитывая его (выделять гласные буквы и из этого делать вывод о количестве слогов в данном слове). Закрепляем умение обводить изображение предмета по точкам.
Движение игры. Ребенок пробует определить предметы, выполненные в точечном изображении (тапки); контролирует собственную предположение, обведя картину по точкам и раскрасив ее.
Ребенок выделяет первый звук в слове тапки и вспоминает, какой буквой данный звук обозначается. Взрослый растолковывает, что рядом с картиной написано слово тапки, но одна буква в нем не написана. «Какой буквы не достаточно в слове?» Ребенок обязан додуматься, растолковать, по какой причине конкретно Т, и дописать слово.
Разглядев написанное слово, ребенок именует в нем гласные по порядку слева направо и определяет количество слогов, опираясь на правило: какое количество в слове гласных, столько и слогов. Количество слогов возможно проверить посредством руки, произнося слово медлительно (см. стр. 5). Игра «оканчивается зарисовкой слоговой схемы под словом тапки и написанием над ней гласных.
Отыщи спрятавшуюся букву Т»
Цели. Закрепляем образ буквы Т, учим выделять ее из последовательности похожих фигур. Тренируем ребенка в независимом написании данной буквы.
Движение игры. Ребенок разглядывает предложенные фигуры на рисунке, определит среди них Т т и обводит буквы кружками, по окончании чего сам записывает Т т в безлюдных клетках, комментируя собственные перемещения.
К к
Разгадай ребус»
Цели.Учим разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву. Закрепляем навыки звуко-буквенного анализа слов на примере слов КИТ, КОТ. Учим сравнивать слова.
Движение игры. Ребенок разглядывает картину и именует изображенное животное (кит) проводит звуко-буквенный анализ этого слова. Под картиной ребенок дописывает в словах недостающие буквы, раскрашивает звуковую схему, рядом рисует слоговую схему этого слова.
Предлагаем ребенку устно заменить в слове КИТ букву И на О. Он произносит оказавшееся слово — КОТ. Растолковываем принцип зарисовки ребуса. Ребенок в безлюдном квадрате рисует отгадку к ребусу (КОТ), под своим рисунком в словах дописывает недостающие буквы, закрашивает звуковую схему, рисует слоговую схему слова. Закончить игру необходимо анализом слов КОТ и КИТ: отыскать различия и сходства в написании самих слов и в их схемах.
Какая птица лишняя?»
Цели. Закрепляем обобщающее понятие перелетные птицы. Учим обнаружить главное отличие у объектов, входящих в родные обобщающие понятия: птицы перелетные и птицы которые зимуют. Закрепляем навыки звуко-буквенного и слогового анализа с выделением последнего слога в слове (утка, сорока, ласточка. Учим подбирать слова, заканчивающиеся на заданный слог ка. Составляем слоговые схемы слов.
Движение игры. Ребенок разглядывает картины и находит для всех объектов обобщающее наименование: птицы. Ребенку предлагается отыскать среди птиц «лишнюю» и растолковать собственный ответ. (Лишняя сорока:она зимующаяптица, аостальные — перелетные.)
Даем ребенку задание: подобрать к заглавию каждой птицы слоговую схему из тех, каковые даны под картинами. Наряду с этим ребенок контролирует собственный ответ известными ему методами (посредством руки, выделением гласных). По окончании проверки он соединяет подходящую схему и картинку линией со стрелочкой, вписывает гласные над схемой. Будьте внимательны! В слове утка ребенок сам может расставить гласные. Но разобраться в словах ласточка и сорока ему оказывает помощь взрослый, проговаривая эти слова так, как они пишутся (со-ро-ка, лас-точ-ка). Ребенок выделяет услышанные гласные и расставляет их над схемой. После этого взрослый требует еще раз сказать все слова и отыскать неспециализированный для них слог, определяя его место в слове (слог ка— находится в конце слова). Ребенку необходимо отыскать в памяти как молено больше слов, заканчивающихся на слог ка.
Забавная птица»
Цели. Учим ребенка выяснять привычные буквы, написанные необычно, и уточнять, в чем необычность их написания. Повторяем пройденные согласные и гласные буквы, дифференцируя их. Закрепляем написание буквы К.
Движение игры. Предлагаем ребенку определить и назвать предмет, изображенный на картине (птица). Выясняем, что он видит необыкновенного в рисунке. (Птица составлена из букв.) Ребенок именует буквы, каковые он определил на картине, наряду с этим уточняет, что изображает на рисунке любая буква и без того ли она обязана писаться. Ребенок может рядом с птицей написать эту букву верно, комментируя собственные перемещения. После этого он обводит гласные в изображении птицы красным карандашом, именуя их, а согласные — тёмным карандашом. При перечислении букв необходимо сделать обобщения: гласные буквы, согласные буквы.
Ребенок обязан выяснить, какой из уже привычных ему букв нет в изображении птицы и к какой группе букв она относится (К— согласная). Игру завершаем написанием буквы К к.
«Ударение»
Цели. Учим определять ударный слог и ударную гласную в слове. Растолковываем значение ударения на примере того, как изменяется значение слова при трансформации в нем ударной гласной (ударного слога). Учим растолковывать лексическое значение слова, отвечая на вопросы: Что это? Что это обозначает? Для чего нужен данный предмет? и т. д. Закрепляем умение выделять гласные и определять количество слогов в слове.
Движение игры. Ребенок поочередно разглядывает картины, именуя нарисованные предметы, определяет количество и гласные слогов в заглавиях предметов; выделяет ударную гласную в слове и записывает ее в схеме. Предлагаем ему назвать это же слово, но с ударением на втором слоге, указанном на схеме рядом. Ребенок сам именует гласную, которая сейчас стала ударной, растолковывает лексическое значение этого слова с новым ударением, рисует для него картину и записывает гласные в схеме.
В конце занятия полезно обратить внимание ребенка на то, что ударение в слове необходимо ставить правильно. Рекомендуется проверить, верно ли ребенок ставит ударение, к примеру, в таких словах: свёкла, шофёр, чашки, пальцами, осознала и т. д.
X х
5. «Вот так зверь!»
Цели. Закрепляем обобщающее понятие дикие животные ваших лесов. Закрепляем знание о том, что имеется хищные и растительноядные животные. Учим ребенка образовывать прилагательные: лисий, волчий, заячий, беличий. Учим различать буквы и звуки X — Т, закрепляем верное написание этих букв. Закрепляем умение выделять первый звук и букву в слове.
Движение игры. 1. Ребенок говорит, кто где нарисован (белка — в верхнем левом углу; лиса — в нижнем левом углу; заяц — в верхнем правом углу; волк — в нижнем левом углу); дает неспециализированное наименование замеченному: дикие животные.
Предлагаем ребенку пристально разглядеть зверей и заявить, что у них нарисовано неправильно; необходимо раскрасить лишь верно нарисованные части рисунка, не закрашивая то, что в собственности второму животному. Ребенок именует ту часть рисунка, которую он не раскрасил, и растолковывает по какой причине. (У белки не раскрашен хвост, в силу того, что он волчий. И т. д.)
Ребенок вспоминает неспециализированное наименование таких животных, как белка и заяц (растительноядные); растолковывает, по какой причине они названы растительноядными, и приводит другие примеры таких животных.
— А как возможно назвать одним словом волка и лису? (Хищники.)
Ребенок именует зверей, относящихся к хищникам.
Ребенок разглядывает, именует и обводит буквы, находящиеся в кружках. Предлагаем ему выяснить, к каким из этих животных относятся написанные буквы, и растолковать собственный предположение. (Слово травоядныеначинается с Т. Тут растительноядные — заяц и белка. Слово хищникиначинается с X. Тут хищники — лиса и волк.) Ребенок соединяет стрелкой картину и относящуюся к ней букву.
Умные буквы»
Цели.На примере слов мука и муха закрепляем умение делать полный звуко-буквенный и слоговой анализ слова с выделением ударения. Учим различать (дифференцировать) буквы и звуки К— X.
Движение игры.Ребенок поочередно разглядывает картины, просматривает слова под ними и вписывает пропущенную букву; сравнивает написание этих слов, определяя их различия и сходства.
Ребенок определяет, к какому слову относится любая слоговая схема. Игра заканчивается рисованием звуковой и слоговой схем под словами МУКА и МУХА.
Какая буква лишняя?»
Цели.Закрепляем знания о букве и звуке X. Учим обнаружить эту букву среди вторых букв. Закрепляем знание о согласных и гласных, умение их различать.
Движение игры.Ребенок именует буквы по порядку, определяет среди них лишнюю и растолковывает, по какой причине эта буква лишняя. Он обводит гласные буквы красным карандашом, а букву X выписывает раздельно.
С с
5. «Кто лишний?»
Цели.Учим ребенка дробить слова на слоги, выделять звук С и определять его место в слове. Закрепляем обобщающие понятия домашние и дикие животные животные.Учим определять ударную гласную в слове.
Движение игры.Ребенок выделяет среди нарисованных животных лишнее и растолковывает собственный выбор. (Лиса лишняя,так как она — дикое животное, все остальные — домашние.) После этого взрослый опять предлагает выбрать лишнюю картину среди этих же, но опираясь на другой принцип выбора: лишним будет животное, в заглавии которого нет звука [С] (кошка).
Ребенок разглядывает схемы под картинами и растолковывает их значение (схемы обозначают слова с разным числом слогов: два и три. Задача ребенка — выяснить, к какой схеме относится наименование каждого животного.
Взрослый растолковывает верное написание слова собака, и ребенок самостоятельно расставляет гласные над слоговой схемой этого слова, ставит ударение.
Ведущий предлагает ребенку написать над схемой для двусложного слова гласные О, А (или И, А) и выяснить, к какому слову будет относиться эта схема: кошка либо лиса. Ребенок самостоятельно определяет и отмечает ударную гласную.
В конце игры взрослый растолковывает еще один вариант выбора лишнего слова: учет количества слогов в слове. Тут лишним будет слово собака, поскольку в нем три слога, а в остальных по два.
Путешествие с буквой С»
Цели.Учим ребенка просматривать слова и слоги протяжно, не прерываясь на слоге и букве. Тренируем в определении жёстких и мягких слияний, звуков, не попавших в слияние. Учим подбирать к слову соответствующую ему звуковую схему.
Движение игры.Растолковываем ребенку, что стрелки на рисунке обозначают путь, по которому мы состоимся в отечественном путешествии; в случае, если наряду с этим верно произносить звуки, обозначенные буквами, то окажутся слова. Ответственное условие: ребенок обязан тащить произносимый звук, пока «идет» по стрелочке к следующему звуку (букве). Прочтя слово, он находит схему, соответствующую звуковому составу этого слова; над схемой записывает соответствующее слово, закрашивает схему, комментируя собственные действия. Слова, данные в игре: ус, оса, сам, сом, сок, суп, соки.
Кто я? Определи меня»
Цели.Закрепляем умение выяснять очертания изученных букв. Учим разбирать верное написание буквы. Закрепляем понятия согласные буквыи гласные буквы.Учим составлять и записывать слова из данных букв. Учим видеть изображение предмета, составленное из букв.
Движение игры.Предлагаем ребенку разглядеть картину, выяснить, какое животное на ней нарисовано (кот). Ребенок обязан сам додуматься, что изображение выполнено посредством букв, и растолковать, какую часть животного изображает любая буква (М — уши; О, С — шнобель; И, П — глаза и т.д.). Именуя
Слово-перевертыш» (Ребус)
Цели.Учим ребенка разгадывать ребус со «словами-перевертышами»,читающимися как в большинстве случаев и справа налево. Учим самостоятельно составлять подобные ребусы. Продолжаем работать над звуко-синтезом слова и буквенным анализом.
Движение игры.Ребенок просматривает и записывает (в части А) данное слово (сон), пробует додуматься, что может обозначать стрелка над словом. Растолковываем, что посредством стрелки задано новое слово. Его возможно отгадать, прочтя слово напротив или поменяв указанные буквы местами. Так ребенок отгадывает, что нарисовано рядом посредством точек (шнобель). Он обводитрисунок по точкам, пишет (в части Б) отгаданное слово. Сейчас ему дается задание посредством оказавшейся картины самостоятельно составить ребус к слову носик: рядом с данным рисунком (шнобель) справа ребенок пишет буквы И и К, сам разгадывает собственный ребус, нарисовав и подписав к нему ответ (НОСИК). Игра завершается составлением к написанным словам звуковой и слоговой схем.
Определи и напиши»
Цели. Закрепляем умение выяснять и верно писать изученные буквы. Учим различать буквы с похожими элементами, составлять слова из предложенных букв.
Движение игры.Ребенок находит в данном рисунке и записывает привычные буквы П, Н, X, У, И, А, М, Т, К. Спрашиваем, что неспециализированного в написании этих букв. (Они написаны посредством прямых линий.) Взрослый предлагает отыскать в памяти, каких привычных букв нет в этом рисунке и по какой причине. (Нет О, С, 3: для их написания необходимы закругленные линии.)
Ребенок выписывает буквы, вошедшие в рисунок, и образовывает из них слова (к примеру: МАМА, Отец, НАТА, ХАТА, МУХА, МУКА, ПИКА, НИТКА и т.д.).
«Кормушка»
Цели.Закрепляем обобщающее понятие которые зимуют птицы.Учим выяснять и верно раскрашивать привычных птиц (синица, голубь, сорока, воробей, ворона, ласточка, дятел). Учим осознавать и верно использовать предлоги: над, под, в, на, за, перед,у (около).Учим ребенка выделять среди данных предметов лишний и мочь растолковывать собственный выбор.
Движение игры.Разглядев изображенных птиц, ребенок выбирает «лишнюю» и растолковывает собственный выбор (ласточка — перелетная птица, остальные — которые зимуют). Взрослый предлагает додуматься, что нарисовано на соседней картине (кормушка для птиц), и растолковать, для чего она нужна.
Взрослый растолковывает, что в данной игре которые зимуют птицы прилетели к собственной кормушке. Любая птица заняла собственный место (кружок). Ребенок сам сможет разместить птиц, раскрасив кружки около птиц и на рисунке с кормушкой в определенные цвета. К примеру: над кормушкой — светло синий цвет, под— красный, в кормушке — зеленый, на — желтый, за кормушкой — оранжевый, перед— коричневый, укормушки — серый. После этого ребенок говорит, где находится любая птица. Проверив правильность и понимание потребления предлогов, возможно предложить ребенку самому нарисовать зимующих птиц около кормушки.
Ы ы
На птичьем дворе»
Цели.Учим ребенка выяснять в словах и дифференцировать звуки Ы — И. Закрепляем знание очертания букв Ы, И. Тренируем в умении образовывать множественное число существительных. Закрепляем знания по теме «Птицы»(домашние, дикие, водоплавающие, перелетные).
Движение игры.Ребенок обязан выяснить на рисунке лишнюю птицу. Тут смогут быть предложены и растолкованы два варианта ответа: 1) лебедь лишний, поскольку это дикаяптица, остальные — домашние; 2) курицалишняя, поскольку она не водоплавающая,а остальные водоплавающие.
На рисунке изображены два домика. Ребенок обводит, определит и именует буквы, написанные на этих домиках точками — Ы и И. Необходимо «расселить» птиц по домикам, а для этого додуматься, кто в каком домике обязан жить. Подсказка: на птичьем дворе живет довольно много птиц — гуси, утки, куры… На какую букву оканчивается слово, в том домике и живут эти птицы. Игра завершается раскрашиванием картин.
Зонт»
Цели.Учим ребенка образовывать множественное число существительных. Развиваем навыки звуко-синтеза и буквенного анализа на примере слов зонт, зонты. Учим составлять и разгадывать ребусы. Развивая зрительное восприятие, тренируем в исполнении рисунка по точкам.
Движение игры.Ребенок определит предмет, изображенный точками (зонт), записывает его наименование и завершает рисунок по точкам.
Даем задание: посредством разрешённого рисунка составить новый ребус. На рисунке справа от зонта ребенок пишет букву Ы. После этого он сам расшифровывает данный ребус, рисует картину-отгадку, подписывает ее (зонты); делает звуковую и слоговую схемы обоих слов; раскрашивает картины.
Где спряталась буква?»
Цели.Закрепляем умение выяснять очертания буквы Ы, не путать ее с похожими буквами.
Движение игры.Ребенок обязан среди заштрихованных букв отыскать Ы, обвести ее карандашом либо ручкой и растолковать, чем остальные буквы на рисунке отличаются от Ы.
Б б
Зимние забавы»
Цели.Учим ребенка подбирать слова-родственники(однокоренные слова). Расширяем словарный запас по теме «Зимние забавы».
Движение игры.Ребенок стрелкой соединяет на рисунке предметы, заглавия которых — слова-родственники: снеговик — снег, конь — коньки, лыжи — лыжник. К каждой паре слов устно подбираем «семью» слов: коньки, конь, конюх, конюшня и т.д. Один рисунок (слово) остается без пары (лодка). Ребенок раскрашивает картины, именует те, каковые относятся к «зимним забавам». Тут он снова находит лишнюю картину — лодку. Возможно предложить ему поведать о том, какие конкретно зимние забавы он знает еще.
Нарисуй и сосчитай»
Цели.Учим ребенка верно согласовывать существительные с числительными до 5. Учим дифференцировать парные согласные звуки Б — Пи определять, какую букву направляться писать на финише слова: дуб, гриб, сноп.
Движение игры.Ребенок именует нарисованный предмет (дуб, гриб, сноп), рядом рисует столько этих предметов, сколько указано цифрой (5). Необходимо пересчитать нарисованные предметы, именуя их количество: один дуб, два дуба… пять дубов. Взрослый смотрит за правильностью трансформации ребенком окончаний существительных и растолковывает, как выяснить нужную букву на финише слова, на примере этих слов. Ребенок определяет и записывает нужную в слове букву под картиной в схеме.
7. «Отыщи буквы и подпиши картины»
Цели.Тренируем ребенка в различении звуков Б — П написании букв б, п, а. Учим звуко-синтезу слов и буквенному анализу.
Движение игры.Ребенок именует то, что нарисовано на картинах (снежная баба, отец с ребенком). Взрослый растолковывает, что рядом с картинами находятся буквы, из которых возможно составить слова папа и баба. Ребенку необходимо зачеркнуть неправильно написанные буквы, выяснить, хватит ли букв для составления слов папа и баба, подписать картины, нарисовать звуковую и слоговую схемы слов баба, отец. Сравнив схемы и слова, ребенок находит их различия и сходства.
Тетрадь №2
Л л
Новогодняя елочка»
Цели.Учим ребенка образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными; изменять окончания существительных при согласовании их с числительными (три сосульки,пять шарикови т.д.).
Движение игры.Игра проходит в три этапа.
1. Ребенок именует предметы, нарисованные в кружках (мяч, чайник, погремушка, стакан, тетрадь). Взрослый предлагает отыскать в памяти, из какого именно материала в большинстве случаев сделан любой предмет, и назвать данный предмет с указанием материала: мяч из резины (какой?)— резиновый; чайник из металла (какой?) — железный; погремушка из пластмассы (какая?)— пластмассовая; стакан из стекла (какой?) — стеклянный; тетрадь из бумаги (какая?) — бумажная.
2. Ребенок именует игрушки и обобщает их: елочные игрушки. Взрослый растолковывает, что игрушки сделаны из тех же материалов, из которых сделаны предметы в кружках. Ребенок (или по заданию взрослого, или по собственному выбору) соединяет стрелкой игрушку и какой-либо предмет в кружке и именует игрушку: птичка резиновая,сосулька железная, шарик стеклянныйи т.д.).
3. Необходимо по точкам закончить изображение елки и украсить ее новогодними игрушками, нарисованными рядом. Около каждой игрушки стоит цифра, показывающая, сколько таких игрушек необходимо нарисовать на елочке. Ребенок именует количество и игрушку (три сосульки, пять шариков и т.д.), после этого рисует игрушки на елочке. По окончании окончания работы ребенок говорит, чем он украсил елочку (одним бумажнымснеговиком, пятью пластмассовымишариками и т.д.).
6. «Буквы — новогодние украшения»
Цели.Закрепляем верное потребление предлогов НА, ЗА, ПОД.Учим ребенка дифференцировать звуки: звонкие согласные и глухие, гласные.Учим выяснять буквы по их частичному изображению. Закрепляем знания о букве и звуке направляться.
Тренируем в записи и составлении слов из предложенных букв.
Движение игры.Ребенок растолковывает, чем являются буквы на этом рисунке (елочные украшения). Даем задание: обвести буквы разными цветными карандашами, к примеру: гласные — красным, звонкие согласные — желтым, глухие согласные — коричневым. Ребенок обобщает буквы в группы и говорит, где находятся разные группы букв: гласные — на елочке, глухие согласные — за елочкой, звонкие согласные — под елочкой. Взрослый требует выяснить, какой из привычных букв нет на рисунке (Л). Ребенок определяет, где необходимо на рисунке поместить Л, растолковывает собственный выбор, пишет ее поделочкой (Л — звонкая согласная). В конце игры ребенок выписывает все буквы и образовывает из них слова.
Ш ш
Что не нарисовал живописец?»
Цели.Развиваем зрительное внимание, умение определять в изображении недостающие подробности. Учим ребенка верно образовывать и использовать прилагательные.Закрепляем тему «Животные Севера».
Движение игры.Ребенок, выясняя нарисованных животных, определяет, чего не достаточно у каждого из них; недостающие элементы находит в кружках под картинами и соединяет стрелкой кружок с соответствующей картиной. После этого он именует недостающие элементы: оленьи рога, моржовые клыки, медвежья лапа. В конце игры ребенок дорисовывает недостающие подробности картинок совершает обобщение: животные Севера.
Допиши слог»
Цели.Познакомим ребенка с верным написанием слияния ШИ. Закрепляем умение писать ШИ в словах. Закрепляем знание о том, что звук Ш в любой момент лишь жёсткий,исходя из этого слияние ШИ— жёсткое.
Движение игры.Взрослый знакомит ребенка с верным написанием слияния ШИ. Ребенок самостоятельно вписывает нехватающую в слиянии букву, зачеркивает ненужную Ы, закрашивает схему слияния, комментируя собственные действия; дописывает в словах под картинами недостающий слог; рисует звуковую и слоговую схемы этих слов.
Предугадай, напиши, назови»
Цели.Учим ребенка дифференцировать и писать буквы со схожими элементами. Учим ориентироваться в понятиях последовательность,столбик и различать их. Учим верно определять порядковый номер последовательности (сверху вниз) и столбика (слева направо). Учим обнаружить нужную букву по этому номеру столбика и ряда.
Движение игры.Взрослый знакомит ребенка с тем, что такое столбик и ряд, как необходимо определять их номер (последовательность отсчитывается сверху вниз, столбик — слева направо).
Ребенок обязан заполнить безлюдные клетки определенными буквами. Условие: в каждом столбике должны пребывать однообразные буквы. Опираясь на это условие, ребенок именует буквы, каковые будут написаны в каждом столбике: 1—П, 2—Н, 3—Ш, 4—Т. После этого он заполняет любой последовательность буквами, наряду с этим именуя их.
На следующем этапе игры взрослый варьирует задания: ребенку даются координаты буквы, которую он обязан отыскать (Отыщи букву во втором последовательности третьего столбика; в четвертом последовательности пятого столбика и т.д.).
Ж ж
Дома на отечественной улице»
Цели.Учим ребенка образовывать прилагательные от существительного и числительного (В доме один этаж— дом одноэтажныйи т.д.). Закрепляем умение согласовывать числительное с существительным. Учим отсчитывать предметы снизу вверх, слева направо и определять порядковый номер. Развиваем зрительное внимание.
Движение игры.Разглядывая изображения домов, ребенок определяет, сколько этажей в каждом доме. Он вычисляет этажи снизу вверх, в кружке под домом записывает цифрой их количество и именует строение соответственно количеству этажей в нем (В этом доме один этаж — он одноэтажныйи т.д.).
Ребенок именует противоположные по высоте строения (Самый большой дом — пятиэтажный,самый низкий — одноэтажный); дорисовывает недостающие подробности, растолковывая, на каком этаже чего не достаточно.
Игру возможно завершить рассказом ребенка о собственном доме.
Подпиши картины»
Цели.Закрепляем верное написание слияний ШИ, ЖИ. Тренируем ребенка в различении Ш—С, Ж—3, 3—С, звуко-синтезе и буквенном анализе на примере направляться слов.
Движение игры.Угадывая букву, написанную в кружке точками, ребенок обводит ее и просматривает оказавшийся слог. После этого он именует предметы, изображенные под кружками; определяет и показывает стрелкой, в заглавии какого именно предмета имеется тот либо другой из предложенных слогов; подписывает картины и делает звуковую и слоговую схемы каждого слова.
7. «Вот так дом!»
Цеди.Закрепляем умение выяснять очертания изученных букв, различать звонкие и глухие согласные, дифференцировать Жи 3.
Движение игры.Разглядев рисунок, ребенок подмечает, что в изображение домика включены кое-какие буквы. Он именует замеченные буквы и растолковывает, какой частью рисунка любая из них есть (Т — антенна, Л — крыша, Ш — окно и т.д.). Взрослый требует обобщить — назвать буквы, данные в рисунке, одним словом (согласные). Дается задание: обвести звонкие и глухие согласные карандашами различного цвета (глухие — желтым, звонкие — тёмным). Ребенок определяет, какие конкретно еще привычные согласные не вошли в рисунок (Ж и 3), записывает их рядом с рисунком и дает их звуковую чёрта. Наряду с этим взрослый оказывает помощь проанализировать звуки, отыскать их различия и сходства.
В в
Мебель»
Цели.Тренируем ребенка в умении обнаружить слова с заданным звуком В и определять его место в слове. Закрепляем умение определять количество слогов в слове по количеству гласных. Учим подбирать слова к заданным слоговым схемам и выделять ударную гласную в слове.
Движение игры.Ребенок обобщает одним словом замеченные на рисунке предметы (мебель); определит и обводит букву, изображенную точками (В); определяет, в заглавиях каких из этих предметов имеется буква В; вспоминает, в заглавиях еще каких предметов мебели имеется В (сервант, вешалка и т.д.); определяет место данного звука в слове и дает его чёрта (жёсткий либо мягкий).
Разглядывая слоговые схемы под картинами, ребенок выясняет, к заглавию какого именно предмета относится любая схема, показывает это стрелкой; в двусложных словах определяет и отмечает ударную гласную. Взрослый обязан обратить внимание ребенка на верное написание слова кровать.