Накопленное поколениями. эстафета человечества

НАКОПЛЕННОЕ ПОКОЛЕНИЯМИ

Каждому отдельному животному характерны определенные врожденные черты. Это относится не только устройства его тела, вместе с тем и изюминок его поведения. Всякое животное родится с инстинктами и определёнными способностями. Присмотритесь к поведению, к примеру, кошки. Любой знает, как чутко прислушивается она к мельчайшему шороху, как при появлении движущегося предмета сперва настораживается, а позже быстро кидается за ним. Это — врожденное (инстинктивное) поведение, наблюдающееся у всех кошек. Оно весьма характерно для этих животных и играется значительную роль в их жизни, в приспособлении к среде.

Что же представляет собой инстинктивное поведение животных? Это такое поведение, которое вырабатывается в ходе эволюции. В нем закреплен опыт, накопленный предшествующими поколениями. Благодаря действию законов наследственности, он передается каждому отдельному животному, принадлежащему к данному виду. В противном случае говоря, это — видовое поведение, в котором выражается опыт приспособления к среде, накопленный бесчисленными поколениями предков животного.

Но поведение животных определяется не только унаследованными ими инстинктами, но и опытом, получаемым каждым отдельным животным в жизни. Мозг животного не только «не забывает» успехи развития предшествующих поколений (они закрепляются, как об этом определит читатель ниже, в форме так называемых абсолютных рефлексов). Мозг способен накапливать и новый, личный опыт, складывающийся в ходе судьбы каждого отдельного животного. Попросту говоря, животные способны научаться приноравливать унаследованное ими поведение к изменяющимся либо новым условиям судьбы, время от времени достаточно сложным.

Что же есть самым значительным у животных — их инстинктивное, унаследованное от предшествующих поколений поведение либо поведение, получаемое под влиянием их собственного, личного опыта? Само собой разумеется, главным, базой, на которой строится поведение любого животного, есть унаследованный им опыт. Наоборот, все то, что получает животное в течении собственной судьбе, представляет собой лишь видоизменение унаследованного им видового опыта, заложенных в нем инстинктов.

Накопленное поколениями. эстафета человечества

ЭСТАФЕТА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Совсем в противном случае происходит развитие человека. Любой человек частично наделен задатками и врождёнными инстинктами, в противном случае он не имел возможности бы жить и развиваться. Но не это есть решающим, не это делает его настоящим человеком.

Человека время от времени характеризуют как существо, изготовляющее орудия и пользующееся ими, как существо, владеющее речью, как существо разумное. Из этого происходит и латинское наименование вида «человек» — Homo sapiens (гомо сапиенс), что означает «человек разумный». Все это вправду характерные черты человека. Но владеет ли человек всеми этими чертами от рождения, передаются ли они ему от его предков по законам наследственности? Легко заметить, что это не верно. Человек не родится наделенным инстинктом инструментов и применения орудий, он не начинает инстинктивно сказать на языке окружающих его людей, у него не существует врожденных понятий либо способности пользоваться, к примеру, совокупностью десятичного счета и т. п.

Как сами орудия, так и умение пользоваться ими имеется продукт долгого процесса исторического развития человечества, итог деятельности многих поколений людей. Но эти умения не закрепляются мозгом так, дабы они имели возможность наследственно передаваться последующим поколениям. Каждому человеку каждого нового поколения приходится обучаться этим методам, овладевать ими в ходе собственной жизни. То же и в отношении речи. Ни один человек не владеет врожденной свойством понимать язык, на котором говорили многие поколения его предков, и тем более сказать на нем; ни один человек не имеет врожденных задатков пользоваться той либо другой совокупностью счета.

Все эти успехи, купленные во время публично-исторического развития человечества, передаются людьми новых поколений уже не в силу действия законов наследственности (так передаются лишь такие черты, как, к примеру, цвет глаз либо кое-какие неспециализированные особенности нервной совокупности), а совсем в противном случае. Люди каждого нового поколения с рождения окружены явлениями и предметами, каковые являются продуктами деятельности предшествующих поколений. К числу таких явлений принадлежат и язык, и высказываемые языком понятия, знания, и разные художественные произведения. Для очень небольшой ребенка — это легко явления и физические предметы. Но уже весьма рано ребенок вступает в общение с окружающими его людьми. В ходе общения с ними он научается тому, как пользоваться окружающими его вещами; вместе с тем он обучается осознавать обращенную к нему обращение и сказать сам — он овладевает языком окружающих, усваивает его. Понемногу он овладевает все более широким Кругом творений людских рук, коллективной людской мысли и людских эмоций. В этом ходе у него и формируются подлинно свойства и человеческие способности. Так он делается настоящим человеком.

В научной литературе обрисовано пара весьма редких случаев, в то время, когда мелкие дети вырастали в лесах, среди животных, ни при каких обстоятельствах не видев ни одного человека, ни одного людской предмета. Что же представляли собой эти дети? Не считая внешнего вида, у них не было ничего человеческого. Они не говорили, были не могут целесообразно пользоваться орудиями, у них не было кроме того самых несложных понятий об окружающем. Они владели лишь некоторыми унаследованными ими от далеких животных предков человека инстинктами и сформировавшимся на базе этих инстинктов личным опытом приспособления к природной среде — условными рефлексами. Подобные случаи особенно наглядно говорят о том, что человек делается человеком лишь среди людей, лишь живя в обществе.

Возможно заявить, что любой человек обучается быть человеком. Дабы жить и творить, ему слишком мало того, что дала природа. Он обязан еще овладеть тем, что было достигнуто людьми в ходе исторического развития людской общества. И все это он находит в мире вещей, явлений, среди которых он живет; в том, что он слышит от вторых людей; в книгах, каковые он просматривает; картинах, которыми он наслаждается… Но не все может усвоить человек самостоятельно, без помощи вторых. Это потребовало бы не одной, а многих людских судеб. Исходя из этого его деятельно обучают — сперва дома либо в яслях и детском саду, позже в школе, на производстве, в университетах и институтах. Но наряду с этим — обучается ли он самостоятельно либо в школе — он постоянно учится сам. И учится всю собственную жизнь — трудясь, видясь с людьми а также отдыхая.

Перед человеком целый океан достатков, столетиями накопленных бесчисленными поколениями людей, единственных существ, населяющих отечественную планету, каковые стали созидателями. Люди, целые поколения умирают, но созданные ими вещи, накопленные умения и знания переходят к людям следующих поколений, каковые их умножают и совершенствуют — несут дальше эстафету человечества.

Человек вправду бессмертен, но лишь бессмертны в нем не душа, а его дела — то, что он вкладывает своим трудом в неспециализированную сокровищницу людских творений.

Накопленное поколениями. эстафета человечества

Кто спрятался под маской крысолова? Эстафета перестроечных поколений


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: