Западноевропейский модернизм: общая характеристика.

Во время начала XX века развивалась главная линия модернизма — переход от понимания человека как существа, к пониманию его как единственного и неповторимого я. Это делается источником этических и эстетических суждений, соответствует переходу от религии к светской судьбе, от самоограничения к свободе. Обожествление я — делается источником модернизма. Сама жизнь рассматривается им как произведение искусства, высказывающего я. Модернизм как социокультурная парадигма поменял повседневную судьбу человека. Вырабатываются новые методы чувственного восприятия и новые стили поведения. Высшей сокровищем провозглашается эстетический опыт, поиск самовыражения. Модернизм, как явление культуры имел еще одну особенность — элитарный темперамент, сочетающийся со рвением переделать общество. Модернисты думали, что культура с ее культом моральной дисциплины и разумного начала ведет в неправильном направлении. Опираясь на литературу и новейшую философию, они утверждали, что неразумные, абсурдные импульсы не только выведут мастерство из тупика, но и сделают насыщенной и живой саму жизнь, которая умирает под тяжестью условностей, запретов и норм цивилизации. В большинстве случаев термин «модернизм» используют к русскому мастерству предела XIX-XX вв., имеющему четкую культурную идентификацию, но использовать его лишь к явлениям художественной культуры — значит неоправданно сужать его значение и обеднять содержание. без сомнений модернизм имел и философскую составляющую. К модернизму в большинстве случаев относят явления мастерства с сильно выраженными философскими, антинатуралистическими основаниями. В.Ф. Асмус утверждал, что русский символизм представляет собой одновременно и художественное течение, и поэтическое, и философское, и особенное направление эстетики Модернистская эстетика связана с антропологией, и с эпистемологией и онтологией. В большинстве случаев, но, модернистская философия охарактеризована антипозитивистской аксиологией, и не обращая внимания на провозглашенные ограничения областью мастерства, в целом возможно трактована как философия культуры. В культурфилософских построениях многие модернисты искали опору в философии романтизма и немецкого идеализма, исходили из «теософических мечтаний», черпали теоретические базы из философско-исторических эсхатологических и христологических схем. Большое значение для разработки философии культуры русского символизма, не считая известных представителей хорошей и постклассической философии, имело творчество Вл. Соловьёва.

42.Культура русского модернизма.

Модерн, стиль модерн, «новый стиль» — так значительно чаще именовали в РФ современники очень заметное направление в пространственных искусствах 1890-1900-х годов, обнаруживавшее видимое сходство с общеевропейскими исканиями данной эры в разных государствах именовавшееся по-различному: Art Nouveau, Jugenstil, Modern style, противопоставлявшее собственную принципиальную новизну приевшейся за полстолетия эклектической утилизации наследия всех народов и веков.

Характеризуя период, отмеченный в мастерстве существованием «нового стиля», теперешние исследователи именуют его время от времени «эрой около 1900-го». Введение в научный обиход для того чтобы многозначительно историко-культурного понятия, как «эра», само по себе весьма красноречиво. Оно констатирует значительный факт: не обращая внимания на собственную недолговечность (главная эволюция заняла собою десять-пятнадцать лет), модерн сумел не просто внедриться в столичный и провинциальный быт, но и придать ему особенную окраску. бросче всего модерн воплотился в произведениях, формирующих настоящую среду – в архитектуре, в декоративно-прикладном мастерстве. И орнамент тут появлялся самый демонстративным и характерным воплощением новых тенденций.

Архитектура.

Архитектором, самый полно воплотившим главные тенденции русского модерна был Ф. Шехтель (Торговый дом Столичного купеческого общества в малом Черкасском переулке, строение типографии «Утро России», Ярославский вокзал). Особенное направление в архитектуре XX века образует неорусский стиль, что стремился выразить «дух» древнерусской архитектуры, вольно варьируя и как бы глядя на нее через призму стиля модерн. К нему относятся, к примеру, Марфо-Мариинская община сестер милосердия в Москве, выстроенная Щусевым. Фаворитом жилищного строительства, да и всего петербургского модерна был Ф.И.Лидваль. не меньше узнаваемые архитекторы, довольно часто трудившиеся совместно — А.Ф.Бубырь и Н.В.Васильев — в собственном творчестве отдавали предпочтение северному модерну. Характерный пример сотрудничества Васильева и Бубыря — Торговые последовательности «Новый Пассаж на Литейном проспекте.

Ювелирное дело

Стилистика модерна влияла и на отрасли, имеющие в РФ давешние художественные традиции. Это в особенности касалось ювелирного дела и изделий из серебра, изготовление которых с покон веков было профессией отдельных частных компаний. Умение достигнуть впечатления за счет художественной формы ювелирного изделия, а не только за счет драгоценных материалов, отличало работы русских мастеров компании К. Фаберже, получившей мировую известность уже в те годы. Не смотря на то, что отделения компании Фаберже трудились и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и за рубежом, ее изделия несли приметы скорее петербургского течения модерна, с его постоянной оглядкой на классику и утонченными, чуть суховатыми формами.

Живопись.

Во время эры «модерн» ключевую роль в искусстве сыграли представители известного кружка «Мир мастерства».

Одним из самые известных живописцев кружка, трудившихся модерновом стиле, был Врубель. В живописи он так изощрил и натренировал собственный глаз, что различал «грани» не только в строении людской тела либо головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она практически неуловима, к примеру, в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Он обучался чеканить, огранивать, как ювелир, эти зыбкие поверхности, прощупывал форму впредь до мельчайших её изгибов. Непременно, это видно во многих картинах, но меня больше всего поразил «Демон сидящий» (1890 года).

Врубель делал декоративные панно, иллюстрировал Лермонтова, довольно много трудился в театре, создал довольно много портретов, среди них и собственной жены – певицы Н. И. Забелы.

Еще одни живописец, чье творчество тесно связано с женским образом. Это Борисов-Мусатов, выгодно возвышающийся над обозначившейся к началу XX века односторонностью петербургского графического и столичного – в основном красивого направлений. Его лучшие картины, такие как «Водоем» (1902), «Привидения» (1903), «Изумрудное ожерелье» (1903-1904), «Реквием» (1905). Еще один живописец из «Мира искусств» — Билибин иллюстрировал русские сказки и народные сказки А. С. Пушкина. В случае, если стилевые особенности творчества живописцев «Мира искусств» несут на себе явную печать графической интерпретации пластического образа, то в поэтике их искусства всегда присутствует театрализация мира, взор на судьбу как бы через рампу сцены. И ни при каких обстоятельствах прежде театрально — декоративное мастерство в РФ не было вовлечено для того чтобы громадного количества блестящих имен.

Известные балетные «Русские сезоны» в Париже, организованные С.Дягилевым в 1909-1911 годах связаны в собственной пластично-сценографической части с творчеством таких мастеров, как А. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих, В. Серов.

43.Русское мастерство предела 19-20 столетий (на материалах Русского музея).

С середины XIX – 1932 год.
Живопись отличалась многообразием направлений и стилей. В это время появляются альянсы: альянс живописцев, писателей и т.д.
Социальный реализм: Ряпушкин – исторический художник. На картине истории не ощущается. Он передает чувство времени «Столичная улица XVII века».
Критический реализм: Абрам Архипов – быт + пейзаж «В гостях», «Прачки» (эскиз, настоящая картина в Третьяковке); Касаткин «Сбор угля»; Малявин (относился к альянсу русских живописцев вместе с Грабарем) «Бабы», «Верка» (портрет + бытовой жанр) у него происходит смешение стилей. Запрещено определить жанр картины. Он был коронован и его работы выставлялись в Венеции.
Нестеров – мастер портретов. «ВЕЛИКИЙ ПОСТРИГ»!!!! (в картине тоска, обида), «Портрет дочери Ольги», «Святая Русь» — 1905 год. (Картину осудили за то, что через чур по бытовому изображены всевышние (Иисус, Георгий Победоносец, Сергий Радонежский и т.д.)). Была серия портретов посвященных даме.
Рерих – символизм (считалось, что они ученые люди, а импрессионисты не ученые). Человек на картине Рериха не индивидуализирован.
А.Н. Бенуа основатель Альянса «Мира мастерства»: Сомов, кустодиев, Билибин и т.д. Во второй половине 90-ых годов XIX века. Громадную роль в данной организации занимал Дягилев, сделав «мирискуссников» участниками «Русских сезонов» в Париже. Обожал весьма роскошь, Версаль, Людовика прекрасного, Екатерину 2. «венецианский сад», «Бретонские танцы», «Мост в Лондоне», «Портрет А.К. Бенуа».
Сомов « Портрет М.Г. Лукьянова», Лансурэ «Санкт-Петербург начала 18 века»
1905 – Таврическая выставка
1906 — Выставка в Париже. (Пикассо пришел на эту выставку, и затем начал рисовать).
Серов В. – ученик Репина. Отточенная лаконизм и выразительность, жизненная свежесть, достаток пленэрного колорита. Возвращает традиции парадных портретов «Портрет Симонович». Серия домашних портретов Юсуповых, эскизы декораций для постановки оперы А. Серова «Юдифь». Поздние работы похожи на модерн.
Модерн последний русский стиль. Любовь к холодным и ярким пятнам тонам.
Бодаревский – роспись храмов. Тогда по большей части расписывали Владимирский собор. «Святой Николай Чудотворец», «Святая Мария Магдалена».
Врубель – Три высших образования: СПБГУ филфак и юрфак, академия художеста. Декоративное панно «Венеция», «Демон», «Демон летящий», «Поверженный демон». Образ демона центральный. Демон Врубеля – страдающее существо.
Петров – Водкин – сперва символист. «Огненный ангел», «Автопортрет», 2Берег», «Мальчики».
Авангард (в переводе «передовой»). Появляется в 1910 году. 1913 — кульминация авангарда. Выставка «Бубновый валет»: Машков «Женщина с фазанами». Натюрморт — основной жанр Бубнового Вольта.
«Мир мастерства» (А.Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, М. Добужинский), «Альянс русских живописцев» (К.Юон, А. Рылов, С. Жуковский), «Голубая роза» (П.Кузнецов, М. Сарьян, Н. Сапунов), «Бубновый валет» (П.Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, А. Куприн)
Кандинский имеется пространство. Малевич «Девушки в поле», «Голова крестьянина», «Две мужские фигуры». Филонов «Формула весны», «Белая картина», «Масленица».

44.Петербург — роль и место во всемирной и русской культуре.

Петербург – это не просто один из красивейших городов мира, завлекающий собственной красотой людей со всех финишей почвы, это, первым делом, исторический монумент, хранящий настоящие шедевры архитектуры, живописи, скульптуры. Это город с богатейшей историей, город, что выстоял перед лицом ужасных, кровавых исторических событий: перенёс восстания, мятежи, пара революций, ожесточённые войны, блокаду, и не утратил собственной культурной значимости, а, напротив, начал занимать главное место в русской и всемирный культуре. Город был заложен в 1703 году по воле Петра I.

Строительство началось с Петропавловской крепости. Все первые десять лет город строился как крепость, морпорт, стоянка Балтфлота, но морская торговля превращала его в центр экономической судьбе, средоточие ремёсел и промышленности. Основанием Александро-Невской лавры и последующим перенесением в нее мощей святого Александра Невского Петр I перемещает в город на Неве и духовный центр страны.
В 1710 году столицу переводят из Москвы в Петербург, в 1712 году переезжают Двор и царская семья, главные национальные учреждения.
Сначала строительства Петербурга Петр I стремился создать регулярный город, с четкой планировкой, застроенный по типовым проектам, — некое подобие Амстердама либо Венеции. По приказу императора архитекторы Ж. Б. Леблон и Доменико Трезини создали главные замыслы новой столицы. Были выстроены: Летний дворец Петра I, строение Двенадцати коллегий, Кунсткамера, дворец Меншикова.

Все в Санкт-Петербурге было ориентировано на Европу и, казалось, делалось по ее подобию и образу, ее же строителями и зодчими. Но видно, что-то было заложено в самом питерском характере. Характере необыкновенном, самобытном. Город купил власть над творчеством архитекторов чужих краев, не обращая внимания на их очень способные произведения.
Но дух царицы Адриатики — Венеции витал над Петербургом. В восемнадцатом веке по муниципальным каналам и речкам ходили венецианские гондолы. Венецианские композиторы, театральные декораторы и музыканты создавали в столичных театрах отличные пьесы.

В царствование Екатерины II (1762–1796) блистательный Санкт-Петербург — это в первую очередь Адмиралтейство и Зимний дворец, Невский гранитные набережные и проспект Невы, Мойки, Фонтанки, Екатерининского канала и, конечно же, Бронзовый наездник, вознесшийся на гора невдалеке от правительственных зданий и верфей, прекрасных дворцов и храмов.
Работы по преобразованию центральной части пригородов и города длились при императоре Павле I (1796–1801). Был выстроен Михайловский замок — мистическое строение Санкт-Петербурга, с которым и сейчас связано довольно много преданий.
Победа России над наполеоновскими армиями в 1812 году отыскала отражение в новом подъеме градостроительных работ в городе на Неве. В эти годы были созданы: ансамбль Михайловского дворца, ансамбль Александринского театра, строения высших национальных Синода России — и учреждений Сената, строение министерств и главного штаба на Дворцовой площади. Ансамбль Дворцовой площади был закончен возведением гранитной Александровской колонны, на Исаакиевской площади начато строительство Исаакиевского собора. В годы царствования императора Николая I (1825–1855) начинается промышленность. Санкт-Петербург делается центром российского промышленного капитализма.

В один момент из года в год город становился все более эргономичным местом для жилья. Десятки мостов соединили острова, на которых раскинулся Петербург. Пара ЖД веток связали столицу с самыми различными европейскими странами и регионами страны. В начале 20 века наполнился новым смыслом псевдоним Санкт-Петербурга Северная Венеция. В то время русская культура воспринималась как естественное продолжение ветхих европейских традиций, и Венеции отводилась чуть ли не ключевая роль.
Цвет петербургской интеллигенции — поэты, актеры, живописцы, музыканты, — ощущали себя венецианцами 18 века, участниками постоянного карнавала, что кружил их по призрачному городу, через каналы, по фантастическим мостам Северной Венеции. Архитектор Георгий Лукомской предлагал самые современные дома в Санкт-Петербурге строить по примеру венецианских палаццо.
Но Первая мировая положила конец венецианскому карнавалу петербургской культуры.
Результатом антигерманских настроений стало переименование в 1914 году Петербурга в Петроград.
Петроград стал средоточием драматических событий 1917 года. Город трех революций имеет определенные монументы-знаки: Смольный, крейсер Аврора, Марсово поле.
В первой половине 20-ых годов двадцатого века по окончании смерти В. И. Ленина коммунисты переименовали город в Ленинград.
Великая Отечественная война (1941–1945) стала тяжелейшим опробованием для Ленинграда. В 900-дневную блокаду 1941–1944 гг. в городе от холода, голода, бомбёжек и обстрелов погибло около 1 миллион человек. Но город выстоял — он ни при каких обстоятельствах и никем не был захвачен либо побежден. Очень сильно уничтоженный фашистской авиацией, город был полностью восстановлен уже к 1950–1960 годам.
В первой половине 90-ых годов двадцатого века историческая справедливость восторжествовала — городу на Неве было возвращено его исконное имя — Петербург.
Сейчас Санкт-Петербург — многофункциональный центр страны с большими возможностями в плане привлечения инвестиций, развития туризма, интернациональных связей.
Длится строительство города, улучшение и развитие его инфраструктуры: реставрируется центр, достраиваются с применением неповторимых разработок новые станции метро, омолаживаются мосты через Неву, строятся развлекательные и спортивные комплексы, новое дыхание обретают Эрмитаж, Русский музей, Пушкинский дом, Юсуповский дворец, расправляет плечи Русский Национальная библиотека.
Согласно решению ЮНЕСКО Петербург признан городом-монументом всемирный культуры. Возможно с уверенностью и смело утверждать, что Петербург занимает воистину ответственное, главное место как в русской, так и во всемирной культуре.

45.Эрмитаж — наибольшее хранилище мирового мастерства.

Госуда?рственный Эрмита?ж в Петербурге (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника) — наибольший в РФ и один из наибольших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Сначала воображал собой всевозрастающую коллекцию произведений искусства, купленных в частном порядке русском императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для визита публики. Современный Эрмитаж занимает шесть величественных строений, расположенных на протяжении набережной Невы в самом центре Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Петербурга — Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из наибольших мировых коллекций, насчитывающая около трёх памятников произведений и миллионов искусства всемирный культуры, начиная с каменного века и до этого века. Сейчас дворец и музей являются полезным объектом российского и интернационального туризма, а новейшие технологии (виртуальные туры) активно используются для рекламы музея в мире.
Личная коллекция Екатерины Великой
Эрмитаж появился в 1764 как частное собрание Екатерины II, по окончании того как в Берлине она купила у берлинского коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 225 голландских и фламандских живописцев. Сначала большая часть картин размещалось в негромких и уединённых апартаментах дворца, взявших французское наименование «Эрмитаж» (место уединения). Для Зимнего дворца Екатериной, а после этого и другими императорами производились зарубежные закупки многих вторых больших частных произведений: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолполя (1779) и др. Это стало причиной тому что каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2.080 произведений живописи, не считая бессчётные коллекции рисунков и гравюр, древних древностей, скульптур, западноевропейского прикладного мастерства, резных камней, медалей и монет, и книг (к примеру, целая библиотека Вольтера). На основании указа Екатерины II от 1795 г. из Варшавы была вывезена библиотека Залуских, насчитывающая практически 300 тысяч томов, 10 тысяч исходников и огромное собрание картин.
Открытие музея
Эрмитаж был открыт в 1852 тогда он насчитывал богатейшие коллекции монументов древневосточной, египетской, древней и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных монументов Азии, русской культуры VIII—XIX столетий. В десятнадцатом веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских художников, но, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Ответственными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся закупки и дарения у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, существенно обогатившие его отдел. К началу XIX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, после этого в его коллекции показались и новые произведения искусства. В коллекции картин Эрмитажа уже в те времена были весьма полезные произведения, среди них и средневековых мастеров, к примеру, всемирно известна картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», которая была написана в Голландии в семнадцатом веке, в переломный период между Новым временем и средневековьем.
Во второй половине 50-ых годов XX века открылся третий этаж Эрмитажа, допустили до импрессионистов. Тогда же в осеннюю пору была выставка Пикассо
Строения Эрмитажа
Эти пять строений, связанные между собой на Дворцовой набережной, традиционно включались в состав Эрмитажа:
• Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Расстрелли)
• Небольшой Эрмитаж (1764 — 1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот)
• Ветхий Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
• Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитектор Лео фон Кленце, В.П. Стасов, Н.Е. Ефимов)
• Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)
Недавно в состав Эрмитажа вошли:
• Меншиковский дворец (1710 — 1720, архитекторы Дж.-М.Фонтана, И.-Г.Шедель)
• Строение Главного штаба (1819 — 1829, архитектор К. И. Росси)

46.Особенности художественной культуры 20 века

Неспециализированные изюминки культуры:

u кризис сознания;

u динамизм (невиданные темпы социально-экономического, политического, культурного развития);

u господство индустриального общества.

Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, только мобильна и динамична. Ее главными храбрецами являлись люди, занимающиеся бизнесом и могущие зарабатывать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, рвение к постоянному комфорту, обогащению и успеху Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась мысль преобразующей деятельности человека, как основное его назначение. Со своей стороны, культура рассматривалась в качестве посредника между природой и человеком.
Панорама художественной культуры XX в. очень разнообразна Ее своеобразной изюминкой явилось наличие двух постмодернизма и: художественных систем модернизма. Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — неспециализированное условное обозначение направлений мастерства XX в., для которых характерен отказ от классических способов художественного отображения мира.

течения модернизма и Основные направления или отвергли, или до неузнаваемости преобразили всю совокупность художественных приёмов и средств. Конкретно в разных видах мастерства это выразилось:
— в трансформации пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в искусстве;
— в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке;
— в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе.

Характерными чертами стиля модерн были:
— рвение к эстетизации окружающей человека среды;
— выделенная активность действия на жизненные процессы;
— декоративность и зрелищность.

Стиль модерн реализовал себя в разных видах мастерства, показав многоликость и достаточную гибкость, принимая наряду с этим разные воплощения, что разрешило потом теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, а также в праве именоваться стилем.
В архитектуре диапазон средств ясности модерна простирался от выделено декоративных, раскованных и изощренных пластических архитектурных форм до строгих, чисто геометрических ответов, воплотивших представления об совершенной архитектурной среде. Самый ярко эти черты просматриваются в постройках архитекторов стиля модерн—X. ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании, Ф. Шехтеля в РФ.
В театральном модерне отмечается тяга к линии, узору, к собственного рода визуализации музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую симфонию красок и линий. Такими были постановки В. Мейерхольда в начале XX в.
Живопись стиля модерн была наполнена поэтикой символизма, сочетая характерные для него образы со сложным ритмом, линейной композицией в альянсе с декоративным цветовым пятном.

Модерн обнаруживает пристрастие к темам и определённым сюжетам. Это аллегорические мотивы: война, смерть, грех, любовь; мотивы, высказывающие импульсивные проявления страсти: трепет, игру, вихревое перемещение; сюжеты, показывающие объединение душ и тел: объятия и поцелуи. Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, В. Борисова-Мусатова.
Первым в XX столетии течением модернистского мастерства считается фовизм. Фовистами назвала французская критика группу молодых живописцев, в которую входили А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке.

Фовисты не имели собственной теории, манифеста. Участников группы объединяло лишь рвение к изобразительным опытам с цветом. Для фовистов характерно рвение к броскому открытому цвету, что они обширно применяли в жанре пейзажа. Большая ясность цвета, организация с его помощью художественного пространства, активное влияние цветовой гаммы на композиционное соотношение частей художественного произведения — все это и есть характерными показателями фовизма. Цветовые опыты живописцев-фовистов оказали определенное влияние на формирование изобразительного мастерства XX в.
Вторым направлением модернизма стал дадаизм— авангардистское направление в западноевропейском мастерстве, сложившееся в большинстве случаев в Швейцарии, Германии и Франции на протяжении Первой мировой (1916).
Дадаизм появился в Швейцарии в среде интеллигенции, склонной в собственном протесте против войны к необычному художественному эпатажу Основателями дадаизма являлись поэты Т. Тцара И Р. Гюль-зенбек, живописец Г. Арп. Дадаисты производили журнал и манифесты «Кабаре Вольтер», собственными импровизированными скандальными театральными постановками пробовали сломать устоявшиеся представления о жанрах искусства и существующих видах.

Сюрреализм— авангардистское направление в художественной культуре XX в, провозгласившее изображение сферы бессознательного основной целью мастерства. Как независимое художественное направление сюрреализм появился в 20-х гг. XX в. во Франции. В 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест сюрреализма». Его создатель французский поэт А. Вретон провозгласил исходную модель сюрреализма, опираясь на психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга.
В литературе данного направления определяющим стал принцип «автоматического письма», т. е. скоростной записи первых пришедших в голову слов либо обрывков речи во всем их причудливом сочетании. Главным понятием сюрреализма становятся «мечты» либо «сны» (Л. Арагон «Волна мечт» — эссе, 1924).Сновидения, галлюцинации, абсурд, мистические видения — целый данный опыт бессознательного выражения духа и имеется сущность творчества поэтов-сюрреалистов. Литературный образ сюрреализма — это господство чистой случайности при его происхождении. Очень популярны были произведения А. Бретона, Л. Арагона, П. Элюара.

Весьма ярко, эффектно сюрреализм показал себя в живописи. Сам принцип соединения несоединимого нагляден, а следовательно, красив. Полотна сюрреалистов в один миг приводили к эмоциональному шоку. Сложные композиции сюрреалистических картин сочетали в себе «хаос автоматического выплескивания подсознания» с фотографически правильным воссозданием настоящих предметов и деталей. В данной связи особенную популярность взяло творчество видного испанского живописца С. Дали.
На современном этапе сюрреализм как творческое направление во многом себя исчерпал. Но его художественные приемы употребляются в кинематографе (Л. Бунюэль, А. Сокуров), театре вздора (С. Беккет, Э. Ионеско), книжной графике, ца телевидении и т. д. Сюрреализм вошел в опыт мастерства XX в. как его неотъемлемая составная часть, мобилизовав замечательные силы людской подсознания как одного из источников художественного творчества.

Экспрессионизм— художественное направление в мастерстве Германии, сложившееся в первой четверти XX в. Начало новому направлению положила деятельность живописцев дрезденской группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер, Э. Хекель, О. Мюллер и др. В культурологических трактатах экспрессионистов обращение шла о преображении мира силой человеческого духа и делались попытки отыскать общее для всех в общественной жизни и сфере духовной. В соответствии с их представлениям, художественное творчество выступало как напряженная субъективность, основанная на эмоциональных состояниях, импровизации и смутных настроениях живописца. И как следствие этого, живопись О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Map -ка искажала настоящие пропорции, пьесы Г. Кайзера преобразовывались в публицистические драмы — в «драмы крика», поэзия Ф. Верфеля и И. Бехера напоминала воззвания и памфлеты Мир воспринимался экспрессионистами двояко: и как истерзанный, изживший себя, и как способный к обновлению, к пересозданию самого себя. Художники-экспрессионисты очертя голову продолжили опыты в области цвета, каковые начали французские фовисты (Матис, Дерен и др.). Так же как и для фовистов, для экспрессионистов цвет стал базой организации художественного пространства. Экспрессионизм как художественное направление просуществовал до середины 20-х гг. XX в Но основная его черта — обостренно-контрастное видение мира — без шуток оказала влияние на художественную культуру многих Америки и стран Европы.

Постмодернизм — понятие, обозначающее новый, последний на сегодня сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга в течении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой неспециализированное направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в. Постмодернизм как теория взял значительное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Совокупность вещей», Ж.-Ф. Лиотара «Спор и» Постмодернистское «знание», П. Слотердийка «Чудесное дерево».

Подводя итог направляться выделить, что в течении XX в культура Западной Европы накопила громадный ценностный потенциал, складывающийся из следующих достижений
— сохранение среды обитания человека;
— создание благоприятных условий для развития личности;
— формирование хорошего качества судьбы людей;
— реализация творческого потенциала во всех сферах людской дятельности.

Модернизм (литературная лекция)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: