Занятие № 8. части речи. типологическая классификация языков.

Контрольные вопросы

1. Что такое части речи? По каким параметрам они выделяются?

2. Перечислите показатели отдельных частей речи.

3. Во всех ли языках имеется части речи? Приведите примеры своеобразия частей речи в языках мира.

4. условия перехода и Каковы причины слов из одной части речи в другую? Приведите примеры.

5. Что лежит в базе типологической (морфологической) классификации языков?

6. Охарактеризуйте флективные языки.

7. Охарактеризуйте агглютинативные языки.

8. В чём отличие агглютинации от фузии как двух разновидностей аффиксации?

9. Охарактеризуйте корневые (изолирующие) языки.

10. Охарактеризуйте инкорпорирующие (полисинтетические) языки.

Практические задания

1. Ниже выписано пара фраз на эстонском языке с их переводом на русский.

Sa kirjutad raamatut. – Ты пишешь книгу.

Ma valisin vihikut. – Я выбирал тетрадь.

Te ehitasite veskit. – Вы строили мельницу.

Me ehitame veski. – Мы выстроим мельницу.

Sa viisid raamatu. – Ты отнёс книгу.

Переведите на эстонский язык: Мы выстроили мельницу. Я писал книгу. Мы строим мельницу. Ты относил тетрадь. Вы выберете книгу.

2. Ниже приведены фразы на языке суахили с их переводами на русский язык:

Atakupenda – он будет обожать тебя.

Nitawapiga – я буду бить их.

Atatupenda – он будет обожать нас.

Anakupiga – он бьёт тебя.

Nitampenda – я буду обожать его.

Unawasumbua — ты злишь их.

Переведите на язык суахили следующие фразы: Ты будешь обожать их. Я злю его.

2. Выясните, к каким частям речи относятся следующие слова. Обоснуйте ответ.

Двадцать, тысяча, добрая половина, треть, дюжина, имеется, двадцать пять, пальто, мой, твой, отлично, шило, блестящий, рядом, бордо, бег, рохля, первый, да, необходимо, фламинго, нет, пятый, усталый, утомившийся, обязан, столовая, Пётр, бежать.

4. Выясните, к какой части речи относятся выделенные слова. Аргументируйте ответ.

4.1. А люди всё шли и шли, за рядом последовательность, немногословные и усталые. Солдат стоял совсем рядом, так что возможно было дотронуться рукой.

4.2. Война – величайшее зло, приносящее неисчислимые бедствия. Отечественное подразделение было зло на собственного начальника. Он зло и насмешливо посмотрел на собеседника.

4.3. Цитрусовые деревья обожают тепло и влагу. Хозяин тепло и нежно приветствовал моего спутника. Изделие из меха на ощупь было тепло и мягко.

Дополнительная литература

1. Э. Сепир. Язык. Гл. 5 // Эдуард Сепир. Избранные труды по культурологии и языкознанию. М., 1993.

2. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1991. Ст. «Части речи», ч. 1.

3. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. Ст. «Изолирующие языки», «Агглютинативные и фузионные языки».

4. Л. Успенский. Слово о словах. (Любое издание). Гл. «Языки «на шипах», языки «россыпью», языки «на клею».

Литература к теме «Происхождение языка», не вынесенной на семинарские занятия

1. О.А. Донских. К истокам языка. Новосибирск, 1988.

2. Б.Ю. Норман. Базы языкознания. М., 1996. Гл. «Социальные нюансы языка».

3. В.В. Якушин. Догадки о происхождении языка. М., 1984, 1985.

4. Л. Успенский. Слово о словах. Гл. «Сказки и были».

5. Ф. Энгельс. Диалектика природы. Ст. «Роль труда в ходе превращения мартышки в человека» // К. Маркс, Ф. Энгельс. Произведения, т. 20.

6. А.А. Реформатский. Введение в языковедение. М., 1999 (либо более ранние издания). Гл. VII.

Вопросы 19 и 20, не вынесенные на семинарские занятия,

– см. Т.И. Вендина. Введение в языкознание. М., 2001.

Задания к практическим занятиям по курсу «Введение в языкознание» для студентов отделения романо-германской филологии.

ТЕМА I. ВВЕДЕНИЕ. ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ

1. Функции языка. Какая есть главной? Перечислите разновидности

коммуникативной функции.

2. Сообщение языкознания с другими науками: что языкознание может дать вторым наукам (каким конкретно)? Что другие науки смогут дать языкознанию?

3. речь и язык. Что подразумевает формулировка Ф. де Соссюра «Язык одновременно и орудие, и продукт речи»? Может ли быть в речи то, чего нет в языке? есть ли предложение единицей языка либо единицей речи? Что такое окказионализм? Приведите примеры лексических и грамматических окказионализмов. Объясните термины узус, узуальный. Как норма и узус соотносятся с понятиями речи и языка?

4. Язык как знаковая совокупность. Что такое символ? Приведите примеры знаковых совокупностей. Чем язык отличается от других знаковых совокупностей? Что есть знаком в языке?

5. синхрония и Диахрония.

6. Как связаны мышление и язык? Допустимо ли мышление без опоры на язык? Что такое внутренняя обращение? Как соотносятся вербальное (т.е. словесное) и авербальное мышление? Обратите внимание на догадки о зависимости мышления человека от его родного языка.

Литература. Необходимая:

1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. – Гл. «Введение».

2. Энциклопедический словарь юного филолога М. 1984. — Статьи «речь и язык», «диахрония и Синхрония», «Норма в языке», «Изменение норм», «Просторечие», «Разговорный язык», «Говор. Наречие. Диалект», «Диалекты как свидетели истории народа», «Арго», «Жаргон», «Социолингвистика», «География лингвистическая».

Дополнительная:

3. Л.В.Сахарный. Как устроен отечественный язык. М. 1978. — Ч. I, гл. 1-3.

ТЕМА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ СПОСОБ. ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ СЕМЬЯ

1. Что нужно учитывать при установлении родства языков? Свидетельствует ли сходство либо значения и совпадение звучания отдельных слов о родстве языков? Какой материал пригоден для сравнения?

2. Изложите коротко историю разработки сравнительно-исторического способа.

3. Что такое праязык? Как исследуется вопрос о прародине других народов и индоевропейцев?

4. Что есть источником сведений о мёртвых языках? О прошлом состоянии языков?

5. В чём заключаются способы внешней и внутренней реконструкции? Что такое архетип (праформа)? Вероятна ли датировка языковых процессов?

6. Перечислите группы языков индоевропейской семьи. Обратите внимание на принятые заглавия языков: фарси?, дари?, пушт?, бел?джи.

7. Перечислите языки каждой группы. Какие конкретно группы связаны между собой родным родством? Какой из живых индоевропейских языков ближе всех к начальному состоянию?

8. При изучении классификации индоевропейских языков обращайте внимание на сведения о государствах распространения языков и о численности говорящих. В каких государствах говорят на британском? французском? испанском? германском языках? На каких языках говорят в Швейцарии? Бельгии? Франции? Бразилии?

9. Обратите внимание на сведения о следующих языках: старославянском, британском, норвежском, исландском, идиш, готском, санскрите.

10. На контурную карту мира нанесите все группы индоевропейских языков (одна группа — один цвет); подпишите заглавия отдельных языков.

11. На контурную карту Европы нанесите языки германской (для изучающих

французский либо испанский – романской) группы, любой язык отдельным цветом.

Литература. Необходимая:

1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995

2. Энциклопедический словарь юного филолога, 1984. — Главы: «Относительно-

исторический способ», «Праязык», «Праславянский язык», «Безотносительная и

относительная хронология в языкознании», «Глоттохронология», «Прародина индоевропейцев согласно данным языка», «Прародина славян согласно данным языка», и главы по группам и отдельным семьям.

3. С.И.Калабина. Практикум по курсу «Введение в языкознание», М., 1985. – Упр. 1-5 с. 37-39.

4. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Германская несколько (Методическая разработка Л.В.Табаченко).

5. Генеалогическая классификация языков. Индоевропейская семья языков. Италийская и романская группы (Методическая разработка Л.В.Табаченко).

Дополнительная:

4. Ф.Фолсом. Книга о языке. М., 1977.

5. А.Кондратов. Почва людей – почва языков. М., 1974.

6. А.А.Леонтьев. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. — Гл. 2.

ТЕМА 3. НЕИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ЯЗЫКИ

1. Перечислите главные языковые семьи, группы каждой семьи и отдельные языки, входящие в группы. направляться сосредоточить внимание на уральской, алтайской, кавказской, афразийской (=семито-хамитской) – первым делом на семитской группе; китайско-тибетской семьях.

Обратите внимание (если сравнивать с книжкой Реформатского):

финно-угорские и самодийские языки объединяются в уральскую

семью (по месту предполагаемой прародины);

тюркские, монгольские и тунгусо-манчжурские – в алтайскую

семью.

Обратите внимание на принятые на данный момент заглавия языков:

венгерский (а не как у Реформатского – венгерский)

ассирийский (у Реформатского – айсорский)

койсанские (в книжке – палеоафриканские)

карачаево-балкарский

кабардино-черкесский

австронезийские (=малайско-полинезийские)

афразийские (=семито-хамитские).

2. Языки каких групп и семей распространены в России? На Кавказе? В каких государствах говорят на арабском языке?

3. (доп.) Какие конкретно существуют догадки о родственных связях между языковыми семьями? Что представляет собой ностратическая догадка?

4. Нанесите на контурную карту мира главные языковые семьи (не различая групп); группы и основные семьи – на контурную карту России (лучше бывшего Альянса).

Литература – см. тему 2.

ТЕМА 4. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ

1. Перечислите все узнаваемые органы речи (по ходу воздушной струи), укажите активные и пассивные органы, поведайте о функции (функциях) каждого.

Нужно запомнить все – и русские, и латинские заглавия.

2. Обрисуйте вероятные положения голосовых связок.

3. Как артикулируются носовые и ртовые звуки? По какой причине при произнесении ртовых звуков воздушное пространство не проходит через шнобель?

4. Как устроен язык? Какие конкретно части языка участвуют в произнесении звуков?

5. Что такое артикуляция и на какие конкретно этапы она делится?

6. Что такое артикуляционная база? Приведите примеры различий артикуляционной базы различных языков.

7. Зарисуйте схему речевого аппарата, подпишите заглавия органов речи по-русски и на изучаемом языке.

Литература.

1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995.

2. С.В.Кодзасов, О.Ф.Кривнова. Неспециализированная фонетика. М., 2001. – Гл. 2, раздел 2.2.

3. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. — Статья «Инструментальная фонетика».

4. Г.Глисон. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959. — Гл. XIV

с. 259-264.

5. А.А.Леонтьев. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. — Гл. 3, ч. 1.

ТЕМА 5. КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ и ГЛАСНЫХ

1. Чем гласные отличаются от согласных с звуковой точки зрения? Что являются тоном и шум с звуковой точки зрения? По каким параметрам строятся классификации звуков?

2. Каким практическим целям помогают звуковые и артикуляционные классификации?

3. Чем отличаются гласные от согласных с позиций артикуляции?

4. По каким параметрам классифицируются гласные? Нужно мочь воспроизвести таблицу по памяти (для русского и изучаемого языков). Какому подъёму соответствуют закрытые гласные? Открытые? Сопоставьте совокупности гласных русского и изучаемого языков.

5. Что такое дифтонги? Приведите классификацию дифтонгов. В каких языках имеется дифтонги? Существовали ли дифтонги в латыни? Какая отличие между диграфами и дифтонгами?

6. Обрисуйте детально разные методы образования согласных. Перечислите различные группы согласных в русском и изучаемом языке.

7. Как классифицируются согласные по месту образования?

8. Как артикулируются мягкие согласные? Как они в противном случае именуются?

9. Приведите русские варианты терминов: билабиальные; дентальные; палатальные; велярные; палатализованные; веляризованные; назальные, латеральные, вибранты.

Литература.

1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995.

2. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. — Ст. «Звуковая классификация языков».

3. М.В.Панов. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

4. В.Г.Гак. Сравнительная типология французского и русского языков.

М., 1983.

5. Практическая фонетика британского (германского, французского) языка – любого издания и автора.

ТЕМА 6. ЗВУКОВЫЕ Трансформации

1. В чём обстоятельство звуковых трансформаций? Чем определяются позиционные и комбинаторные трансформации?

2. Что такое редукция? Какие конкретно виды редукции существуют в русском языке? Отмечается ли редукция в британском (немецком, французском) языке? Назовите другие вероятные позиционные трансформации звуков.

3. Перечислите комбинаторные звуковые трансформации, проиллюстрируйте примерами из русского и изучаемого зарубежного языка, из латыни. Приведите примеры на диссимиляции и разные виды ассимиляции (контактной и дистактной, прогрессивной и регрессивной; по методу образования, месту образования; ассимиляции по глухости-звонкости, мягкости; полной и частичной ассимиляции).

4. Выполните по «Практикуму» С.И.Калабиной упр. 18, 19 с. 25; упр. 20, 23 с. 26.

5. Для каких случаев, т.е. применительно к каким звукам, сочетаниям звуков, позициям в русском языке значительно чаще происходит ассимиляция? диссимиляция? протеза? эпентеза? диэреза? Подтвердите примерами.

Литература.

1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995.

2. С.И.Калабина. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1985. — Упр. 18-19 (с. 25), упр. 20, 23 (с. 26).

3. Фонетика британского (германского, французского) языка (любое издание).

ТЕМА 7. ФОНЕМА

1. Что такое фонема? Как фонема соотносится со звуком?

2. Что такое варианты фонем? Что означает факультативные варианты? комбинаторные? позиционные?

3. Как выяснить, являются ли два звука в конкретном языке вариантами одной фонемы либо вариантами различных фонем? (правило Трубецкого).

4. Выясните (по правилу Трубецкого), являются ли вариантами одной фонемы либо вариантами различных фонем:

в русском языке: [т] – [т’], [ш] – [щ], [л] – [л’], [г] – [g] (г

фрикативное),

[ы] – [и], [к] – [к’];

в английском: [i] – [i:]; [e] – [?]; [s] – [q]; [n] – [?]; [v]

– [w]; [p] – [ph] (p аспирированное);

в германском языке: [i] – [i:]; [u] – [u]; [R] (увулярное) – [r]

(язычное);

во французском языке: [u] – [y]; [e] – [e]; [o] – [o]; [s] – [z];

в латыни: [k] – [c]; [a] – [a],

в испанском: [s]-[?]; [n]-[?]; [l]-[l]; [b]-[v]; [d] — [d].

Подтвердите собственные ответы примерами.

5. Какие конкретно показатели именуются фонологически значительными? Какие конкретно показатели являются фонологически значительными для совокупности русских согласных? В каких языках долгота-краткость гласных есть фонологически значительной? Подтвердите примерами.

6. Назовите фонологически значительные и фонологически несущественные показатели: русской фонемы [г]; британской фонемы [g]; русской фонемы [в]; британской фонемы [v]; русской фонемы [и]; британской [i]; французской [i]; германской [i]; русской [ц].

7. Что такое нейтрализация? Приведите примеры. Какие конкретно существуют позиции нейтрализации в русском языке? Отмечается ли нейтрализация в германском (британском, французском) языках? Что такое архифонема?

8. Приведите примеры фонологизации и дефонологизации в истории языков.

9. Приведите примеры фонетической и фонологической интерференции.

Литература.

1. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. — Статья «Фонема». (Дополнительно – «Диахроническая фонология»).

2. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995.

3. А.А.Леонтьев. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. — Гл. 3 (разделы «Ах, фремя, фремя!» и «Самую малость о фонеме»).

4. Н.С.Трубецкой. Базы фонологии. М., 1960, С. 42-46, 52-56.

5. Е.Л.Григорьян. Русская фонетическая транскрипция. Фонология. Ростов-на-Дону, 2001.

ТЕМА 8. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА. ЛЕКСИКА КАК СОВОКУПНОСТЬ

1. Что такое денотат? Все ли слова имеют денотат? Может ли единичный предмет быть денотатом слова? Приведите примеры синонимов по денотату, различающихся какими-либо сторонами лексического значения.

2. Как соотносятся лексическое логическое понятие и значение слова? Перечислите все расхождения. Приведите примеры (примеры направляться подбирать самим, а не заимствовать из книжек!).

3. Что такое коннотации? Приведите примеры из русского и других языков.

4. Обобщите, что представляет собой лексическое какие аспекты и значение слова в нём отмечаются.

5. Какие конкретно системные связи существуют в лексике? Какие конкретно системы возможно выделить? Что такое семантическое поле? Продемонстрируйте на примерах зависимость каждого слова от вторых, которые связаны с ним, слов языка.

6. Приведите примеры перестройки лексических совокупностей в истории языка.

7. Какие конкретно вероятны расхождения между лексическими совокупностями (системами) различных языков? Приведите примеры: а) обобщения степени и разной детализации, б) лакун, в) различия коннотаций.

Литература.

А. Слово. Лексическое значение слова.

1. Л.В.Щерба. Опыт неспециализированной теории лексикографии. Этюд I, часть 2 //Л.В.Щерба. речевая деятельность и языковая система. Л., 1974 (либо Л.В.Щерба. Избранные работы по фонетике и языкознанию. Т. I. Л., 1958).

2. Ю.Д.Апресян. Лексическая семантика. М., 1974, с. 56-60.

3. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. — Ст. «Семантика».

4. Д.И.Шмелёв. Современный русский язык. Лексика. М., 1974.

5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1991. — Ст. «Слово».

6. Л.П.Крысин. Жизнь слова. М., 1980.

7. Е.Л.Григорьян. Лексическое значение слова. Лексика как совокупность. Ростов-на-Дону, 2002.

Б. Лексика как совокупность. Национальное своеобразие лексических совокупностей.

1. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. — Ст. «Лексики как совокупность», «Лексическая сочетаемость», «Исторические трансформации в лексике», «Поле семантическое».

2. Л.В.Щерба. Предисловие к русско-французскому словарю // Л.В.Щерба. Языковая cистема и речевая деятельность. Л., 1974.

3. В.Г.Гак. Сопоставительная лексикология. М., 1977.

4. В.Г.Гак. Сравнительная типология французского и русского языков. М., 1983.

5. А.А.Леонтьев. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. — Гл. 5.

6. Е.Л.Григорьян. Лексическое значение слова. Лексика как совокупность. Ростов-на-Дону, 2002.

7. В.В.Колесов. История русского в рассказах. М., 1982. – Рассказы 3, 4, 5.

ТЕМА 9. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ПОЛИСЕМИЯ. ОМОНИМИЯ. СИНОНИМИЯ. АНТОНИМИЯ

1. Что такое лексическая полисемия (многозначность)? Какие конкретно ещё виды многозначности существуют?

2. В чём обстоятельства лексической полисемии?

3. Как отличить многозначное слово от однозначного? Какие конкретно выработаны критерии?

4. Какие конкретно существуют виды переносов значений? Приведите примеры каждого в русском и изучаемом языке. Назовите самый распространённые типы метонимий и метафор. Продемонстрируйте на примерах несовпадение метонимий и метафор в различных языках.

5. Какая связь существует между омонимией и полисемией? Как отличить многозначное слово от пары омонимов?

6. Каковы источники происхождения омонимов в языках? Приведите примеры омонимов всех типов происхождения в русском и изучаемом языках.

7.*По какой причине во французском и британском языках омонимия намного больше распространена, чем в русском?

8. Что такое омографы? Омофоны? Омоформы? Приведите примеры из изучаемого языка.

9. Что такое синонимы? Дублеты? Чем смогут различаться синонимы? Какие конкретно слова в большинстве случаев имеют синонимы? Приведите примеры различных типов синонимов из изучаемого языка. Как определяется доминанта синонимического последовательности?

10. Что такое антонимы? Слова с какими значениями смогут иметь антонимы? Как антонимы связаны с синонимами? Какие конкретно типы антонимов вероятны? Приведите примеры из изучаемого языка.

Литература.

1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995.

2. Д.И.Шмелёв. Современный русский язык. Лексика. М., 1974 (либо второй учебник для русских отделений).

3. Ю.Д.Апресян. Лексическая семантика. М., 1974.

4. В.Г.Гак. Сопоставительная лексикология. М., 1977.

5. Лексикология британского (германского, французского) языка (любое издание).

ТЕМА 10. ЭТИМОЛОГИЯ

1. Что такое этимология? Перечислите правила научной этимологии.

2. Что может дать этимологии знание истории народа? Что может дать этимология для исторической науки?

3. Приведите примеры звуковых соответствий в родственных языках.

4. Приведите примеры опрощения, переразложения, усложнения базы. В чём обстоятельства этих явлений?

5. Приведите сужения значения и примеры расширения в русском и в изучаемом зарубежном языках.

6. Приведите примеры энантиосемии. Какие конкретно обстоятельства смогут порождать энантиосемию?

7. Что такое народная этимология? Какую роль она играется в истории языка? Приведите примеры из изучаемого зарубежного языка. Серьёзна ли народная этимология для научной этимологии? Приведите примеры слов, поменявших собственное звучание либо значение под влиянием народной этимологии.

8. Что такое табу? Какая лексика в большинстве случаев табуируется? Что такое эвфемизмы? В любой момент ли эвфемизм есть заменой табу? Какие конкретно слова смогут употребляться в качестве эвфемизмов?

Литература.

1. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. — Ст. «Этимология»,

«Энантиосемия».

2. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995.

3. Л.Успенский. По какой причине не в противном случае? (Этимологический словарик школьника). М., 1967.

4. Л.А.Булаховский. Введение в языкознание. Ч. 2. М., 1954.

5. Историческая лексикология британского (германского, французского) языка.

6. Л.Р.Зиндер. Введение в языкознание. Сборник задач. М., 1987 (либо М., 1998) – Зад. 964-967.

ТЕМА 11. СПОСОБЫ и ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1. Что такое грамматические методы? Грамматические средства? Как они соотносятся со методами?

2. В чём различие аналитических и синтетических способов?

3. Перечислите синтетические методы.

4. Какие конкретно виды аффиксов видятся в языках мира? Какие конкретно из них видятся в русском (британском, немецком, французском) языке? В латыни? Подтвердите примерами.

5. Чем флексия отличается от других грамматических аффиксов?

6. Что такое внутренняя флексия? Приведите примеры из изучаемых языков. Какие конкретно значения выражаются при помощи внутренней флексии? Являются ли внутренней флексией чередования типа гор-гар-, зор-зар-, ровн-равн- в русском языке?

7. Как появляются в языке супплетивные формы?

8. Что такое редупликация? Что может удваиваться? Какие конкретно значения значительно чаще выражаются при помощи редупликации?

9. Поведайте детально об остальных синтетических методах.

10. Перечислите аналитические средства, поведайте о функциях каждого.

11. Какие конкретно значения выражаются при помощи порядка слов в английском? в русском? во французском?

Литература.

1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995.

2. С.И.Калабина. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1985. — Упр. 1, с. 53, упр. 4, с. 54-55.

ТЕМА 12. КАТЕГОРИИ и ГРАММАТИЧЕСКИЕ Значения. ЧАСТИ РЕЧИ

1. Какие конкретно значения именуются грамматическими? Перечислите 4 главных критерия. Как соотносятся грамматические категории и грамматические значения?

2. Являются ли грамматическими категориями: число в русском языке? одушевлённость-неодушевлённость? род в британском? падеж в британском?

лицо глагола в британском? определённость-неопределённость в русском? британском? германском? французском? падеж во французском? Докажите.

3. Приведите примеры грамматикализации и деграмматикализации в истории языков.

4. По каким параметрам классифицируются грамматические категории? К синтаксическим либо номинативным относятся: род у существительных? время глагола? число прилагательных? лицо глагола? падеж существительных? Докажите.

5. Приведите примеры своеобразия грамматических категорий в языках мира.

6. Что такое части речи? По каким параметрам они выделяются? Как соотносятся эти критерии? Какой вам представляется главным?

7. Приведите примеры своеобразия частей речи в языках мира.

8. Сопоставьте прилагательные в русском, британском и французском языках.

9. Во всех ли языках имеется части речи?

Литература.

А. значения и Грамматические категории.

1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995. (Обратите внимание! Т.н. «деривационные» — т.е. словообразовательные – значения в современной лингвистике не относятся к грамматическим!).

2. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. — Ст. «Время глагола», «Грамматика как совокупность», «Наклонение», «Число у имён».

3. А.А.Леонтьев. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. — Гл. 4.

4. В.Г.Гак. Сравнительная типология французского и русского языков. М., 1983.

5. Е.Л.Григорьян. категории и Грамматические значения. Ростов-на-Дону, 2001. Разделы I-III.

Дополнительная литература:

6. Э.Сепир. Язык. — Гл. 5 // Эдуард Сепир. Избранные труды по языкознанию и

культурологии. М., 1993.

Б. Части речи.

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1991. — Ст. «Части речи», ч. I.

Дополнительная литература:

2. А.А.Леонтьев. Путешествие по карте языков мира. М., 1990. — Гл. 5.

3. Р.А.Будагов. Введение в науку о языке. М., 1958.

ТЕМА 13. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ

1. На каком показателе основана морфологическая типология? Какие конкретно классы выделяются (по Гумбольдту)?

2. Обрисуйте любой тип. Какие конкретно из перечисленных показателей являются главными?

Какие конкретно языки (по генеалогической классификации) относятся к каждому из типов?

3. По какой причине конкретно в изолирующих языках ответственна высота тона?

4. Обрисуйте детально сингармонизм.

5. Что такое фузия? Продемонстрируйте на примерах её отличие от агглютинации как метода соединения морфем в слове.

6. В каждом языке видятся черты различных типов. Укажите на черты, характерные каждому из типов, в русском, британском, немецком, французском, латинском языках.

Литература. Необходимая:

1. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. — Ст. «Изолирующие языки», «Агглютинативные и фузионные языки».

2. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995.

3. Л.Успенский. Слово о словах. М., 1962 (и др. издания). — Гл. «Языки «на шипах», Языки «россыпью», Языки «на клею».

Дополнительная:

3. Н.С.Трубецкой. О туранском элементе в русской культуре // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – 1990. № 6.

ТЕМА 14. РАЗВИТИЕ и ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПИСЬМА

1. Что такое письмо? По какой причине оно появилось?

2. Что предшествовало начертательному письму?

3. Что представляет собой пиктография? Употребляется ли пиктограммы в нашей жизни?

4. Чем идеограммы отличаются от пиктограмм? Приведите примеры современных идеограмм. По какой причине идеографию и пиктографию не все вычисляют фактически письмом?

5. Что собой воображает иероглифическое письмо? Какие конкретно народы пользуются (пользовались) иероглифами? Что обозначает отдельный иероглиф? В чём преимущества и недочёты иероглифического письма?

6. Как появилось слоговое письмо? Какие конкретно народы пользуются слоговыми алфавитами?

7. Как появилось консонантное письмо? Какие конкретно народы пользовались (пользуются) консонантным письмом?

8. Что обозначает буква в буквенном письме? (Обратите внимание – имеется два варианта).

9. На базе какого именно алфавита появились большая часть современных алфавитов?

10. Поведайте детально об одном из алфавитов.

Литература.

1. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995.

2. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. — Ст. «Идеография», «Слоговое письмо», «Консонантное письмо», и статьи по отдельным алфавитам.

3. Ф.Фолсом. Книга о языке. М., 1977.

4. А.М.Кондратов. Книга о букве. М., 1985.

5. П.В.Утевская. Слов драгоценные клады. Киев, 1985.

6. В.А.Истрин Развитие письма. М., 1961.

7. Ч.Лоукотка. Развитие письма. М., 1950.

8. Д.Дирингер. Алфавит. М., 1963.

9. Ю.С.Степанов. Пара догадок об именах букв славянских алфавитов в связи с историей культуры // Вопросы языкознания – 1991 — № 3.

10. Ю.С.Степанов, С.Г.Проскурин. Константы всемирный культуры. Алфавиты и

алфавитные тексты периода двоеверия. М., Наука, 1993. — Гл. II.

Примечание. Книги 5-10 посвящены по большей части отдельным алфавитам; достаточно ознакомиться с одной из них.

ТЕМА 15. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

1. Допустимо ли взять точные сведения о происхождении языка?

2. Перечислите главные догадки о происхождении языка, укажите, кто их придерживался, разглядите доводы в пользу и против каждой из догадок. Как возможно расклассифицировать все догадки?

3. Изложите теорию Энгельса. Каковы биологические и социальные предпосылки появления языка?

4. Какие конкретно современные науки смогут пролить свет на проблему происхождения языка?

Какие конкретно конкретные изучения растолковывают нам отдельные нюансы неприятности?

Разглядите детально вклад антропологии, зоопсихологии, лингвистики.

Литература.

1. О.А.Донских. К истокам языка. Новосибирск, 1988.

2. Б.В.Якушин. Догадки о происхождении языка. М., 1984, 1985.

3. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995.

4. Л.Успенский. Слово о словах. — Гл. «Сказки и были».

5. Ф.Энгельс. Диалектика природы. — Ст. «Роль труда в ходе превращения мартышки в человека» // К.Маркс, Ф.Энгельс. Произведения, т.20.

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМАМ, НЕ ВЫНЕСЕННЫМ НА СЕМИНАРЫ

I семестр. Фонетическое членение речи. Супрасегментные единицы.

1. М.В.Панов. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

2. А.А.Реформатский. Введение в языковедение. М., 1995.

3. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984. — Ст. «Интонация».

Языкознание. Урок 5. Генеалогическая классификация языков


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: