Законы и закономерности, принципы и правила педагогического процесса

ЗАНЯТИЕ № 2

ЗАКОНОМЕРНОСТИ и ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА и ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Вопросы для дискуссии

1. Что включают в себя теоретические базы педагогики? По какой причине?

2. Понятия «законы, закономерности, правила и принципы» педагогического процесса. Их связь.

3. Законы педагогики:

  • общие,
  • неспециализированные,
  • специфмческие.

Связь между ними.

4. Закономерности педагогического процесса.

Задания.

1. Сформулируйте три тестових задания с вариантами ответов по теме «закономерности и Законы педагогического процесса».

Замысел семинара сходится с замыслом лекции (в целом), потому замысел практического занятия составьте самостоятельно.

Задания.

1. Составьте проблемные вопросы к изучаемой теме.

2. Раскройте правила доступности, последовательности, прочности и глубины усвоения материала (конспект по ученику).

3. В чем, по Вашему точке зрения, содержится принцип непрерывности педагогического процесса? (Раскройте самостоятельно).

4. Познакомтесь с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы и Стратегией развития воспитания в РФ (2015-2025) и выясните правила, положенные в базу этих документов.

5. Какие конкретно из рассмотренных в лекциях правил вытекают из этих концепций либо реализуються в них?

6. Сформулируйте правила к тем группам правил, где это не было сделано в лекции.

7. К какой группе правил возможно отнести принцип «заботы о здоровьи и социальной защищенности детей»?

Примечание: на занятии не считая дискуссии планових выполнения и вопросов предложенных заданий, обсуждаются самые интересные проблемные вопросы, предложенные студентами.

Таблица 3.

Правила педагогического процесса Преподавателя
Физики Химии Ин. языка
1. · гуманизации
· приоритета общечеловеческих сокровищ
· педагогического оптимизма
· …
· природосообразности…
Полный список правил составьте самостоятельно
Сумарний показник

Примечание: данный семинар, как и прошлый, проводится в форме рабочий игры, что принципиально важно для тренировки опытных качеств будущих преподавателей.

Рекомендуемая литература

1. Капранова, В. А. Базы школьной дидактики / В. А. Капранова, И. Г. Тихонова. Минск, 2002.

2. Оконъ, В. Введение в неспециализированную дидактику / В. Оконь. М., 1990.

3. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. институтов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.

4. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М., 2004.

5. Харламов, И. Ф. Педагогика : краткий курс / И. Ф. Харламов. 3-е изд. Минск, 2005.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ БАЗЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Неприятности для дискуссии

? Общность и воспитания процессов и специфика обучения.

? Логика процесса обучения.

? Связь существующих структур процесса обучения (процессуальной и внешней).

Рекомендуемая литература

1. Лернер, И. Я. его закономерности и Процесс обучения / И. Я. Лернер. М., 1980.

2. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М., 2004.

3. Пидкасистый, П. И. Процесс обучения в гуманизации школы и условиях демократизации / П. И. Пидкасистый, Б. В. Горячев. М., 1991.

4. Столяренко, Л. Д. Педагогика. Для студентов колледжей / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2000.

Углубляем и закрепляем знания

Разбираем текст

• Выделите главные идеи.

• Выразите собственный мнение о прочтённом.

• Ответьте, в случае, если нужно, на вопросы.

Опираясь на ленинское положение о единстве диалектики, теории и логики познания, советские дидакты продемонстрировали, что процесс учения есть разновидностью познавательного процесса, протекающего в своеобразных условиях.

Диалектический путь познания истины, объективной действительности, по словам В. И. Ленина, идет «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике…». В ходе живого созерцания, т. е. при помощи ощущений, восприятия, активного изучения объективной действительности, появляются определенные представления о тех либо иных явлениях, предметах. Эти представления создают базу для обобщений. Абстрактное мышление разрешает установить неспециализированные, значительные показатели познаваемых явлений, усвоить понятия, суждения, умозаключения, установить значительные, нужные, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями, т. е. вывести закономерности и определённые законы. Наряду с этим происходит восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному и от абстрактного к мысленно-конкретному.

Все эти положения ленинской теории отражения имеют прямое отношение и к учебному познанию, в котором живое созерцание, практика и абстрактное мышление сочетаются, не смотря на то, что, очевидно, и не обязательно следуют в строго однозначной последовательности, поскольку последняя определяется спецификой задач, содержания учебного материала и возможностями учеников. На протяжении учения происходят обобщения, анализируются связи и усваиваются открытые в науке закономерности и законы. (Ю. К. Бабанский).

  • В чем связь главных этапов научного и учебного познания?
  • В какой степени применимы к современному процессу обучения положения ленинской теории отражения?

1.2. Обсуждаем высказывания о сущности и структуре процесса обучения

Ничего не нужно заставлять выучивать на память, помимо этого, что отлично осознать рассудком.

Я. А. Коменский

Образование должно начинаться с пословиц и заканчиваться собственными мыслями.

П. Буаст

Обучать — значит обучаться вдвойне.

Ж. Жубер

Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит неприятность.

И. В. Гете

Ученику, жаждущему знаний, не грех возразить преподавателю, дабы тот полнее излагал и обосновывал истину.

Б. Грасиан

Наводить на идея — это более тонко, чем приводить на память.

Б. Грасиан

2. Решаем педагогические задачи

• Познакомьтесь с педагогической обстановкой.

• Ответьте на вопрос.

а) Идет урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному методу, пятнадцать учеников выбрали второй, четверо пошли оптимальным методом. Преподаватель, но, не торопится ставить точки над «и». Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, наряду с этим поощряя активность каждого ученика. Преподаватель и с оценками не спешит, как это не редкость, — он больше всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов ответа задачи, но и неточностей отдельных учеников, поощрением все новых и новых независимых поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) самая награда и большая радость — весёлый вскрик: «Я осознал! Возможно еще и без того решить…».

  • Каков стиль обучения на уроке? Что является критерием успеха на уроке? Какие конкретно педагогические задачи ставшись и решались на уроке?
  • Что делает педагог, дабы обучение снабжало развитие обучающихся?

б) В учительской появился спор. Одни преподаватели думали, что базой баз обучения есть мастерство преподавателя вырабатывать «аппетит» к знаниям, умение сделать увлекательным любой урок.

Другие делали упор на воспитании свойства преодоления трудностей и признавали мнение первых ошибочным, полагая, что увлекательная учеба приучает лишь к занимательной работе, а в жизни приходится довольно часто заниматься скучными, иногда неинтересными, но нужными делами.

  • Докажите, кто же из них прав? Каким должно быть современное обучение?

3. Обобщаем и систематизируем знания

Задание 1. Анализ логики учебного процесса.

Задание 2. Подготовка схемы-опоры.

Содержание работы. Схематично изобразите структуру процесса обучения.

Задание 3. Черта структурных компонентов процесса обучения,

Содержание работы. Охарактеризуйте структурные компоненты процесса обучения в преподавании одной из тем вашей профессии.

4. Контролируем себя

• Установите соответствие между структурными их процесса характеристиками и компонентами обучения.

Компоненты Черта
1. Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения А. Представляет собой постановку педагогом и принятие обучаемыми задач и целей изучения темы (раздела, курса, учебного предмета)
2. Оценочно-результативный компонент процесса обучения Б. Отражает его процессуальные характеристики, формы, способы, средства
3. Целевой компонент процесса обучения В. Предполагает осуществление самоконтроля и контроля педагога обучаемых в целях установления обратной связи и корректировки хода процесса обучения
4. Стимулирующе-мотивационный компонент процесса обучения Г. Это содержание обучения, определяемое национальными образовательными стандартами, программами, учебными пособиями и учебниками
5. Операционно-действенный компонент процесса обучения какое количество. Отражает меры педагога по формированию познавательных потребностей, стимулированию мотивов учебной деятельности, заинтересованностей
6. Содержательный компонент процесса обучения Е. Объединяет оценку педагогом и самооценку обучаемыми результатов обучения, установление их соответствия поставленным целям, обнаружение обстоятельств их вероятного несоответствия, постановку задач предстоящей деятельности

Неприятности для дискуссии

? их характеристика и Виды обучения.

? Преимущества и недочёты классического обучения.

? Преимущества и недочёты развивающего обучения.

? Значительная черта проблемного обучения.

? Преимущества и недочёты программированного обучения.

? Деятельность преподавателя и получающих образование разных видах обучения.

Рекомендуемая литература

1. Жук, О. Л. Педагогика. Учебно-методический комплекс по курсу «Педагогика» для студентов педагогических профессий / О. JI. Жук. Минск, 2003.

2. Капранова, В. А. Базы школьной дидактики / В. А. Капранова, И. Г. Тихонова. Минск, 2002.

3. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы : учеб. пособие для студентов пед. колледжей / И. П. Подласый. М., 2000.

Разбираем текст

  • Выделите главные идеи.
  • Выразите собственный мнение о прочтённом.
  • Ответьте, в случае, если нужно, на вопросы.

На страницах педагогической прессы сейчас все чаще остро осуждают «развивающее обучение».

Познакомьтесь с замечаниями одного из оппонентов.

Провозглашение тезиса «Обучение должно вести за собой развитие», раскрытого через «территорию ближайшего развития», ознаменовало наступление эры педагогического волюнтаризма.

Еще Я.А. Коменский наиболее значимым принципом дидактики вычислял приятность и лёгкость учения. Позднее данный принцип подопрут плечом могучего интеллекта Дж. Локк, И. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский и А. С. Макаренко. Вероятна ли приятность и лёгкость в том месте, где преподаватель одержим манией «развивать», «вырабатывать», где им движет не блеск ребячьих глаз, а пределы базовых учебных стандартов и «планов» «допустимой убогости»?!

Разве возможно назвать приятным и легким такое учение, которое всегда держит ребенка в зависимости от помощи взрослого, лишает эйфории собственного личного успеха? И возможно лишь удивляться наивности школьных практиков, каковые серьезно принимают так именуемую «теорию развивающего обучения», главным моментом которой есть эта самая «помощь взрослого», превращающая ребенка не в субъекта учебного процесса, а в полено для Папы Карло.

В сущности, «территория ближайшего развития» — это территория «повышенного уровня трудности», в случае, если воспользоваться терминологией Л. В. Занкова. Пребывав в таковой «территории», ребенок подвержен постоянному стрессу, непрерывно пребывает в диалоговом режиме освоения деятельности и лишен возможности испытать упоение делом, осуществлять деятельностный монолог.

Совсем прав красноярский сподвижник В. К. Дьяченко, в то время, когда с печалью восклицает: «Как же оно возможно развивающим, это обучение, в случае, если территория ближайшего развития навязывается однообразной для всех учеников, они все такие различные?».

Не преодолев уравниловку классно-урочной совокупности, школа ни при каких обстоятельствах не станет «развивающей» в том смысле, какой декларируют сами теоретики «развивающего обучения», а останется школой подгонки детей под стандарт приемлемой серости.

И самое поразительное: по окончании внедрения и десятилетий разработки «развивающего обучения» сейчас нечем измерять степень развития. Идея-фикс «развивающего обучения» — осчастливить все население опережающим развитием теоретического мышления. Казалось бы, мысль не должна позвать особенных возражений. Но вдумайтесь: Кто мыслит? Человек? Либо некая составная часть его сознания, мозга, интеллекта? И где вы встречали процесс абстрактно-понятийного мышления в чистом виде? Человеческое мышление в любой момент сложносоставно. В ответе непростой инженерной задачи участвует кроме того моторика тела, не говоря уже о воображении, чувствах, интуиции, процессах восприятия. В случае, если учение в таковой степени «ведет за собой развитие» и моему ребенку навязывают развивать только, к примеру, «теоретическое мышление», в случае, если сейчас уже практически нет альтернативы — в «развивающее обучение» открыто загоняют административной дубиной, — то чем обернется данный «теоретический флюс» для моего собственного дитяти? Потерей возможности быть полноценным человеком — вот чем!

Обычный человек обязан полноценно жить, применяя все собственные психологические функции. Хотелось бы, дабы он владел яркой фантазией, культурой эмоций, интуицией, дабы его осеняло, дабы имел «золотые руки», обожал думать и решать неприятности. Вместо этого ему предлагают накачивать лишь одну мышцу, якобы самую основную.

Господи, как отлично, что обучение не ведет за собой развитие в тaкой степени, как это представляется адептам развивающей педагогики. (А. Кушнир)

  • Прав ли создатель, подвергший столь важной критике теорию, уистоков которой находились известный педагоги и отечественные психологи, реализация которой внедрялась на протяжении многих лет в практику школы и купила на данный момент массовый темперамент?
  • Имеется ли у вас принципиальные возражения против доводов ученого? Обоснуйте собственный ответ.
  • На протяжении педагогической практики выясните мнение преподавателей по поводу «развивающего обучения». Подтверждают ли их оценки критические замечания автора статьи?

А. В. Брушлинский

Сущность процесса учения методом решения проблем сводится в каждом случае к созданию таковой ситуации, которая вынуждает обучающегося самостоятельно искать ответ.

В. Оконъ

Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, исходя из этого он не имеет возможности заменить собой всей совокупности обучения, включающей различные типы, формы и способы организации учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем и неспециализированная совокупность обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения, базой которого есть совокупность проблемных обстановок.

М. И. Махмутов

Утрата времени на первых этапах введения проблемного способа компенсируется потом, в то время, когда независимое мышление обучающегося разовьется в достаточной степени.

В. А. Крутецкий

Подлинная неприятность содержится в том, дабы на всех ступенях образования обучение было с хорошим управлением, включая и начальную школу а также дошкольные учреждения.

И. Ф. Талызина

Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для предстоящего развития личности, другие — меньшее. Одни играются ключевую роль в развитии, другие — подчиненную.

А. Н. Леонтьев

Развитие — в сотрудничестве.

Л. В. Занков

Контролируем себя

По описанию характерных изюминок выясните соответствующие виды обучения.

1. Основано на получении обучающимися новых знаний при помощи решения теоретических и практических неприятностей, задач в создающихся для этого проблемных обстановках.

2. Материал дается в готовом виде, преподаватель обращает внимание, в первую очередь, на исполнение учебной программы.

3. Процесс усвоения, выработки умения управляется программой.

4. Данный вид обучения потребовал полного согласия с мнением преподавателя, изрекаемые им истины не подвергались сомнению.

5. Данный тип обучения сводится к формированию теоретического мышления.

6. Данный тип обучения нацелен на улучшение управления учебным процессом.

7. Цель этого типа обучения — усвоение результатов научного познания, оружие обучающихся знаниями баз наук, привитие им навыков и соответствующих умений.

8. Основной изюминкой этого вида обучения есть рейтинговая совокупность оценки успешности обучения.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ

характеристика и Систематизация дидактических правил обучения

Неприятности для дискуссии

? их взаимосвязь и Принципы обучения с закономерностями и законами процесса обучения.

? Понятие принципа обучения и его исторический темперамент.

? Совокупность современных правил обучения.

? Сущность правила принципа и каждого обучения его реализации.

Рекомендуемая литература

1. Капранова, В. А. Базы школьной дидактики / В. А. Капранова, И. Г. Тихонова. Минск, 2002.

2. Оконъ, В. Введение в неспециализированную дидактику / В. Оконь. М., 1990.

3. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. институтов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.

4. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М., 2004.

5. Харламов, И. Ф. Педагогика : краткий курс / И. Ф. Харламов. 3-е изд. Минск, 2005.

1. Углубляем и закрепляем знания

1.1. Разбираем текст

• Выделите главные идеи.

• Выразите собственный мнение о прочтённом.

• Ответьте, в случае, если нужно, на вопросы.

Критически проанализировав классические дидактические правила, В. В. Давыдов показывает вероятные дороги их модификации.

«Принцип доступности» нужно преобразовать во всесторонний раскрытый принцип развивающего обучения, т. е. в такое построение обучения, при котором возможно закономерно руководить содержанием и темпами развития при помощи организации обучающих действий. Такое обучение должно вправду «вести за собой» развитие, в себя создавать предпосылки и условия психологического развития в соответствии с требованиями и высокими нормами будущей школы.

Традиционно толкуемому принципу сознательности целесообразно противопоставить принцип деятельности, осознаваемый как средство и основа построения, применения и сохранения знаний. «Сознательность» возможно вправду реализована только в том случае, если школьники приобретают знания не в готовом виде, а выясняют условия их происхождения. А это допустимо только при исполнении тех своеобразных действий преобразования предметов, благодаря которым в их собственной учебной практике моделируются и воссоздаются внутренние особенности объекта, становящиеся содержанием понятия.

Последовательное проведение в обучении принципа деятельности разрешает преодолеть сенсуализм, номинализм, и и ассоцианизм. В итоге исчезает их «соединения» применения и проблема знаний.

«Принципу наглядности» нужно противопоставить «принцип предметности», т. е. правильного указания тех своеобразных действий, каковые нужно произвести с предметами, дабы, с одной стороны, распознать содержание будущего понятия, с другой — изобразить это содержание в виде знаковых моделей.

В случае, если «принцип наглядности» диктует в обучении переход от частного к неспециализированному, то «принцип предметности» фиксирует возможность открытия обучающимися общего содержания некоего понятия как базы для выведения его частных проявлений. Утверждается необходимость перехода от общего к частному.

Требование выделения общего и построения в обучении на его базе конкретной совокупности — это следствие «принципа предметности», радикально меняющего отечественные возможности при преподавании и построении учебных предметов. Они смогут строиться сейчас в соответствии с формой и содержанием развертывания понятий в той либо другой научной области.

На отечественный взор, использование новых психолого-дидактических правил разрешает конкретно выяснить значительные черты будущей школы и, в первую очередь, указать условия, при которых формирование средств теоретико-научного мышления станет нормой, а не исключением, каковым оно есть в нынешней школе. (В. В. Давыдов)

  • Согласны ли вы с мнением автора, его предложениями, направленными на трансформацию классических дидактических правил? В чем продуктивность для того чтобы подхода?

1.2. Обсуждаем высказывания о правилах

Знание некоторых правил возмещает незнание некоторых факторов.

К. Гельвеций

События переменчивы, правила ни при каких обстоятельствах.

О. де Бальзак

Всякого рода беспринципная деятельность ведет к банкротству.

И. В. Гете

Правила… являются не только умозрительное правило, но и осознанное чувство.

И. Кант

Темперамент пребывает в способности функционировать в соответствии с правилам.

И. Кант

Только тот хорош свободы и жизни, кто ежедневно идет за них на бой.

И. В. Гете

Поменяйте ваши мнения, сохраняйте ваши правила; поменяйте листья, сохраняйте корни.

В. Гюго

Следуй собственной дорогой, и пускай люди говорят что угодно.

Данте

В случае, если мы обладаем правилами, любая творческая работа… идет верным ходом, методически, давая в следствии если не шедевры, то хорошие, хорошие, произведения.

В. Дюк

Тот, кому правила дороже друзей, обыкновенно лишен последних.

Д. Еремич

При различных правилах не отыскать неспециализированного языка.

Конфуций

…У кого не уяснены правила во всей последовательности и логической полноте, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха.

Н. Г. Чернышевский

…Не природа, не человечество сообразуется с правилами, а, напротив, правила верны только постольку, потому, что они соответствуют истории и природе.

Ф. Энгельс

ЗАНЯТИЕ № 2

ЗАКОНОМЕРНОСТИ и ЗАКОНЫ, ПРАВИЛА и ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Вопросы для дискуссии

1. Что включают в себя теоретические базы педагогики? По какой причине?

2. Понятия «законы, закономерности, правила и принципы» педагогического процесса. Их связь.

3. Законы педагогики:

  • общие,
  • неспециализированные,
  • специфмческие.

Связь между ними.

4. Закономерности педагогического процесса.

Задания.

1. Сформулируйте три тестових задания с вариантами ответов по теме «закономерности и Законы педагогического процесса».

Замысел семинара сходится с замыслом лекции (в целом), потому замысел практического занятия составьте самостоятельно.

Задания.

1. Составьте проблемные вопросы к изучаемой теме.

2. Раскройте правила доступности, последовательности, прочности и глубины усвоения материала (конспект по ученику).

3. В чем, по Вашему точке зрения, содержится принцип непрерывности педагогического процесса? (Раскройте самостоятельно).

4. Познакомтесь с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы и Стратегией развития воспитания в РФ (2015-2025) и выясните правила, положенные в базу этих документов.

5. Какие конкретно из рассмотренных в лекциях правил вытекают из этих концепций либо реализуються в них?

6. Сформулируйте правила к тем группам правил, где это не было сделано в лекции.

7. К какой группе правил возможно отнести принцип «заботы о здоровьи и социальной защищенности детей»?

Примечание: на занятии не считая дискуссии планових выполнения и вопросов предложенных заданий, обсуждаются самые интересные проблемные вопросы, предложенные студентами.

Таблица 3.

Правила педагогического процесса Преподавателя
Физики Химии Ин. языка
1. · гуманизации
· приоритета общечеловеческих сокровищ
· педагогического оптимизма
· …
· природосообразности…
Полный список правил составьте самостоятельно
Сумарний показник

Примечание: данный семинар, как и прошлый, проводится в форме рабочий игры, что принципиально важно для тренировки опытных качеств будущих преподавателей.

Рекомендуемая литература

1. Капранова, В. А. Базы школьной дидактики / В. А. Капранова, И. Г. Тихонова. Минск, 2002.

2. Оконъ, В. Введение в неспециализированную дидактику / В. Оконь. М., 1990.

3. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. институтов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.

4. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М., 2004.

5. Харламов, И. Ф. Педагогика : краткий курс / И. Ф. Харламов. 3-е изд. Минск, 2005.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ БАЗЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Неприятности для дискуссии

? Общность и воспитания процессов и специфика обучения.

? Логика процесса обучения.

? Связь существующих структур процесса обучения (процессуальной и внешней).

Рекомендуемая литература

1. Лернер, И. Я. его закономерности и Процесс обучения / И. Я. Лернер. М., 1980.

2. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.]. М., 2004.

3. Пидкасистый, П. И. Процесс обучения в гуманизации школы и условиях демократизации / П. И. Пидкасистый, Б. В. Горячев. М., 1991.

4. Столяренко, Л. Д. Педагогика. Для студентов колледжей / Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д., 2000.

Педагогические принципы.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: