Модуль 3. Композиционно- смысловая организация научного текста. Тема 1. Компрессия как главный вид переработки научного текста.
Цель:дать понятие о компрессии, об главных методах сжатия текста; разглядеть главные правила компрессии текста.
Содержание занятия.
Работа с текстами научного текста: выделить опорные слова в предложении, трансформировать сложное предложение в простое, сохраняя его сущность, составить к абзацам текстов опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию, изложить сжато содержание предложения, абзаца, текста.
Вопросы:
1. Компрессия. Первичный и вторичный тексты.
2. Виды компрессии.
Компрессия – это главный вид переработки текста. На базе определенных операций с текстом-источником возможно выстроить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Для этого нужно четкое познание содержания текста, познание смысловой связи частей текста между собой.
Работа над компрессией текста содействует более глубокому его пониманию. Лишь тот текст по-настоящему осмыслен, главное содержание которого возможно представить в сжатой форме. Просматривая текст, нужно выделить смысловые части, т.е. подтемы текста, и найти зависимости между ними, поскольку компрессия осуществляется методом называния наименования и членения (текста) этих вычленяемых блоков. Иными словами, умение трудиться с научным текстом сильно зависит от понимания его смысловой структуры.
Работа по написанию любого вторичного текста проходит пара этапов. Первый этап – определение области знаний, к которой относится текст. Второй этап – это анализ каждой части текста. В случае, если мы исключаем из текста всю второстепенную данные, то, например, приобретаем тезисы. К второстепенной информации относятся примеры, отступления, иллюстрации. К примеру, написание конспекта является следствием расширения информации. В случае, если выстроить тезисы в логической последовательности, покинуть нужные для понимания текста примеры, то мы напишем конспект.
В случае, если сказать о вторичных текстах в целом, то они смогут создаваться процессом развёртывания и сжатия текста. Чтобы осуществить эти виды деятельности, нужно охватить целый текст полностью, но это нереально сделать без понимания прочтённого. Так, перед тем как начать писать аннотацию, тезисы, реферат либо конспект, нужно осознать исходный текст.
По окончании того как текст понимается, наступает следующий этап – подготовка к созданию вторичного текста. Нереально создать вторичный текст без умения трансформировать взятую данные. Основной семантической изменением есть перефразирование.
Так, под компрессией понимается умение не только извлекать из текста самое главное, но и осознавать каждую часть прочтённого произведения. Компрессия связана с умением видеть иерархическую структуру в содержании текста: осознавать идею текста, видеть второстепенную данные. При чтении любого текста сознание просматривающего соединяет главные слова в свернутые и законченные выражения. Сейчас происходит сжатие исходного текста, его мысленное конспектирование.
Видами компрессии текста являются замысел, аннотация, тезисы, реферат, рецензия. Они различаются не только степенью сжатия либо развернутости содержания источника, но и применением стандартных клише при оформлении вторичного текста.
Практические упражнения по теме
Задание 1. Прочтите предложение и выделите в нем основную данные. Запишите полученные предложения.
!Серьёзная информация в большинстве случаев содержится в основной части сложного предложения.
А) Многие вещества биологического прои_хождения, базой которых есть вода, имеют жидкокриста(л, лл)ическую структуру.
Б) Принято вычислять, что чистый воздушное пространство нужен лишь людям, по_тверждением тому есть устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздушное пространство нужен и в очень правильном производстве, поскольку из(за) пыли автомобили преждевременно изнашиваются.
Задание 2. Изменение словосочетаний. Выберите из синонимичных языковых средств самые краткие и ёмкие, «экономичные».
Разрешить подтверждение — подтвердить; привести подтверждение -……..; проводить изучение — …; выполнять вращение — …; проявлять интерес — …; выдвинуть предположения — …
Процесс реакции — реакция; свойство упругости — …; месяц март — ….
Задание 3. Сократите предложения.
1) Песня, крылатая птица, храбрых скликает в поход. (А.А. Сурков)
2) Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, встал островок. (А.Н. Толстой)
3) в один раз, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно провалиться сквозь землю из надводного мира на некий свободный, но очень долгий срок. (Л. Соболев)
4) Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)
5) Фома, прекрасный и стройный, в маленьком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бороду, наслаждался работой. (М.Неприятный)
6) По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.
Задание 4. Прочтите предложения, говорящие об истории происхождения некоторых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:
1) лишь значение крылатого выражения;
2) лишь данные об истории происхождения этого выражения.
Предложение 1.
Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до неистовства) основано на свойстве металла при нагревании светиться по-различному в зависимости от температуры: сперва красным светом, позже желтым и наконец ослепительно белым.
Предложение 2.
Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом счастья и удачи, пределом всех жажд, породил выражение, употребляемое на данный момент в тех случаях, в то время, когда мы желаем сообщить о поиске чего-то неосуществимого либо попытке отыскать универсальный ключ к ответу многих задач.
Предложение 3.
Выражение «цепная реакция», обозначающее на данный момент любой процесс, над которым человек утратил контроль и власть, все то, что, раз начавшись, начинается все шире и шире, изначально было введено учеными для обозначения последовательного последовательности чередующихся химических реакций.