Роды и виды литературы

Роды литературные (эпос, лирика, драма) — обобщенные типы словесного художественного творчества, главные методы построения произведений, различающиеся соотношением человека и мира в создаваемых живописцами картинах судьбы.

Теория литературных родов, в первый раз намеченная древнегреческим философом Аристотелем в его трактате «Об мастерстве поэзии» (IV в. до н. э.), прошла долгий путь развития, освещалась с различных научных и философских позиций. Время от времени эта теория подвергалась сомнению и критиковалась теми, кто вычислял её чересчур схематичной, противоречащей настоящему многообразию художественных произведений. Но мысль разделения литературы на роды выдержала опробование отрицанием и сомнением, потому, что она была не легко придумана Аристотелем, а появилась как обобщение художественного опыта древнегреческой литературы (см. Древняя литература), в котором три типа произведений имели свои периоды и свои особенности громаднейшего расцвета.

В трудах германского философа Г. Гегеля мысль трех родов взяла философско-логическое обоснование. Эпос, по Гегелю, соответствует объективному началу творчества, лирика — субъективному, драма сочетает в себе субъективность и объективность. В противном случае говоря, в эпических произведениях преобладает событие, в лирических — переживание, в драматических — воздействие. Позднее предлагалась еще такая иллюстрация гегелевской триады: лирика — первое грамматическое лицо, «я»; драма — второе лицо, «ты»; эпос — третье лицо, «он». В случае, если эту иллюстрацию не осознавать через чур практически, она оказывает помощь уловить сущность родовых различий: в лирике живописец показывает мир через призму собственной личности; в эпосе повествует о людях и о мире как бы со стороны, с некоей дистанции; в драме мир предстает как диалог различных людей.

В трактовке Гегеля мысль трех родов купила громадную разъясняющую силу, соединившись с неспециализированными диалектическими законами познания и развития. В России эта мысль отыскала продолжение и плодотворное применение у В. Г. Белинского, что воспринял её творчески и сумел отыскать обоснование наметившемуся в литературе XIX в. активному сотрудничеству различных родов. Белинский заметил в этом ходе не упадок, не разложение хороших форм, а их закономерное развитие. Он писал: «В наши дни поэт не возможно только эпиком, лириком либо драматургом: в отечественное время творческая деятельность есть в совокупности всех сторон поэзии».

Теория трех родов была в основной собственной сути подтверждена и углубленными изучениями в области исторической поэтики. Так, русский ученый А. И. Веселовский, изучавший законы зарождения личного творчества в недрах фольклора, нашёл и обрисовал процесс выделения лирических формул и эпического повествования из старейшей синкретической (т. е. словесно-музыкальной) хоровой поэзии, продемонстрировал происхождение драмы из народных обрядов и культов.

Все это говорит о том, что тройственная совокупность «эпос — лирика — драма» и логически, и исторически соответствует неспециализированным законам искусства и развития жизни. Исходя из этого мы и сейчас собираем все литературные произведения по трем родам, выделяя в каждом из них особенные виды, каковые последовательность ученых именуют жанрами. К эпосу относятся виды: роман, повесть, рассказ, эпопея, сказка, басня и т. д.; клирике — ода, элегия, гимн, послание, песня, романс и т. д., как жанровая форма лирики в XIX–XX вв. воспринимается стих; к драме — катастрофа, драма, комедия. Кое-какие виды имеют отношение сходу к двум родам, как, к примеру, поэма, которая возможно и эпической, и лирической, и лиро-эпической.

взаимодействия и Интенсивный процесс развития литературных родов длится в поэзии, драматургии и прозе этого века. Драма часто получает черты лиризма («лирические драмы» А. А. Блока, М. И. Цветаевой) либо эпичности («эпический театр» Б. Брехта, во многом подготовленный новаторскими открытиями А. П. Чехова и М. Горького)

Усиление эмоционально-субъективного начала в рассказе и повести поставило вопрос о лирической прозе. Все это не лишь не противоречит теории трех литературных родов, но более того — всегда убеждает нас в том, что совокупность литературных родов внутренне динамична, что любой из них начинается и в поэзии, и в прозе. Выявляя соотношение эпического, лирического и драматического начал в творчестве конкретного писателя, в художественных исканиях литературных поколений и эпох, мы приближаемся к внутренней сути словесного мастерства, глубже понимаем темперамент его взаимоотношений с действительностью.

02 Роды литературы


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: