Жизнь имеется и то и другое. В конечном итоге же, сказать, что жизнь имеется и то и другое, неправильно. Жизнь имеется единое целое. То, что мы именуем материальным, есть всего лишь одним из проявлений духовного, в противном случае, что мы именуем духовным, есть всего лишь одним из проявлений материального. Жизнь едина. Внутреннее и внешнее не являются двумя противоположными сущностями, это два полюса единого существования.
Но всегда, в то время, когда общество достигает крайности в одном выборе, — в силу того, что любой выбирающий есть экстремистом, — вы срочно начинаете упускать другую возможность, да и то, что вы опускаете, вы чувствуете в основном. То, что вы имеете, вы имеете возможность забыть, но то, что вы потеряли, вы чувствуете в основном. Так, Восток на вершине собственного научного и технологического развития почувствовал абсурдность всего этого: все это безтолку, при помощи этого вы не имеете возможность достигнуть безмолвия, при помощи этого вы не имеете возможность достигнуть блаженства, так что отбросим это прочь, отречемся от этого, будем двигаться вовнутрь, во внутренний мир. А после этого это перемещение во внутренний мир машинально превратилось в отрицание внешнего мира.
На Западе это происходит на данный момент. На данный момент Запад достиг технологических вершин; сейчас ощущается бессмысленность всего этого. Сейчас Индия достигла глубин бедности. Это должно было произойти, в силу того, что восточный ум начал двигаться вовнутрь. В то время, когда вы движетесь вовнутрь за счет всего внешнего, вы должны прийти к бедности, вы должны испытывать ограничения, вы должны болеть и мучиться. Так и должно быть.
Сейчас Индия не интересуется медитацией, Индия не интересуется внутренним миром, Индия не интересуется нирваной. Индия интересуется современной разработкой. Индийский студент интересуется инженерными науками, медициной. Индийские гении отправляются на Запад изучать «ноу-хау», ядерную энергетику. А западные гении интересуются тем, как попасть на Восток, как выяснить, что имеется медитация, выяснить, как двигаться во внутреннее пространство.
А они так как достигли чего-то. Первый раз в истории они осознали, как двигаться во внешнее пространство. Они достигли Луны. Сейчас, в то время, когда они достигли Луны, все это стало абсурдным. Сейчас они задают вопросы: «Что же из этого выйдет? Кроме того в случае, если мы переберемся на Луну, что произойдёт? Человек останется в том же самом страдании». Луна не окажет помощь, в силу того, что вы имеете возможность перенести человека на Луну, но он останется тем же самым человеком. Так что перемещение во внешнее пространство думается ненужным, напрасным расходованием энергии. Как двигаться во внутреннее пространство?
Сейчас они повернулись к Востоку, а Восток повернулся к Западу — и опять выбор. В случае, если Запад абсолютно повернется на Восток, то за два-три века Запад станет нищим. взглянуть на хиппи — они уже сделали это. А вдруг новое поколение Запада абсолютно превратится в хиппи, то кто будет разрабатывать новые разработки, кто будет трудиться в индустрии, кто будет развивать цивилизацию, которую создал Запад? Дабы достигнуть чего-то, требуются века и века; все утратить возможно за одно поколение.
В случае, если молодое поколение будет все отрицать и сообщит: «Мы не планируем в ваши университеты», то, что вы имеете возможность сделать? Старое поколение — как продолжительно оно сможет продолжать все это? Пройдет двадцать лет, и все провалится сквозь землю легко по причине того, что это отрицает молодое поколение — «Я не планирую в ваши университеты». И они оставляют университеты, они выбывают из них. Они говорят: «Какой суть в громадных машинах, в громадных зданиях, в развитых разработках, в то время, когда нет любви? В то время, когда в голове нет самообладания, какая польза во всем этом достатке? Какой суть в высоком стандарте судьбы, в то время, когда никакой жизни нет? Так покинем все это!»
За два века Запад может дойти до самых глубин бедности. Это уже произошло на Востоке. Во времена Махабхараты практически те же самые разработки были созданы на Востоке. После этого стали считать, что от этого нет ничего хорошего. И в случае, если индийский ум повернется к разработке, то за два поколения религия провалится сквозь землю — она уже провалилась сквозь землю — и само слово «медитация» будет казаться устаревшим. Если вы станете сказать о внутреннем, люди будут думать, что вы не в собственном уме: «Что вы имеете в виду под внутренним? Нет никакого внутреннего».
Это происходит из-за языка, — в силу того, что язык есть выбором и, благодаря этого, ум движется к крайностям. И в то время, когда он перемещается к одной крайности, вторая теряется. А вместе с этой второй крайностью теряются и многие качества судьбы, а в то время, когда они исчезают, вы начинаете испытывать голод по ним. Тогда вы опять движетесь в другую крайность. Тогда теряется что-то второе.
Исходя из этого никакой тотальной культуры еще не показалось. Она и не имеет возможности показаться, пока человек не обучится оставаться безмолвным, пока безмолвие не станет самой сутью людской ума. Не язык, а безмолвие, — в силу того, что в тишине вы постоянно являетесь единым целым, а при применении языка вы в любой момент поделены на части. До тех пор пока человечество не начнет жить тишиной — не языком, не умом, а тотальностью собственного бытия, — никакой тотальной культуры быть не имеет возможности. Лишь тотальное человеческое существо может создать тотальную культуру.
Человеческое существо есть частичным и фрагментарным. Любой человек есть только фрагментом того, чем он мог быть, того, чем он должен быть. Он реализует лишь часть собственных потенциальных возможностей. Это фрагментарное человеческое существо формирует фрагментарные общества. Общества всегда были фрагментарными. Но на данный момент появляется возможность того, что мы поймём всю бессмысленность бросаний из крайности в крайность. И в случае, если эта осознанность станет интенсивной, в случае, если мы прекратим двигаться в крайности, а начнем на все наблюдать в целом…
Заберём, к примеру, меня. Я не против материального, я не против духовного. Я не за материальное, я не за духовное. Я за то и за второе. Для меня не существует никакого выбора между материальным и духовным, между внутренним и внешним. Я за то и за второе, в силу того, что если вы принимаете и то и другое, то лишь тогда вы становитесь тотальным и цельным. Но в силу традиций это тяжело осознать, это тяжело постичь.
Всегда, в то время, когда вы смотрите на духовного человека, вы начинаете определять, есть ли он бедным либо нет. Он должен быть бедным, он обязан жить в хижине, он обязан недоедать. По какой причине? По какой причине он должен быть бедным, по какой причине он обязан недоедать? В силу того, что внутреннее должно быть выбрано в противопоставлении внешнему; это стало частью традиции. Если вы видите человека, живущего в роскоши, вы не имеете возможность поверить, что он есть духовным. Как он бывает духовным?
Что нехорошего в роскоши? И как именно духовность противоречит роскоши? Духовность, в действительности, есть самой громадной роскошью. В конечном итоге лишь духовный человек и может жить в роскоши. Он знает, как расслабляться, он знает, как наслаждаться, он знает, как нести с собой счастье, куда бы он ни направлялся. Но традиция вошла в каждую клетку вашего мозга. Если вы видите духовного человека, живущего в нищете, вам думается, что он должен быть настоящим. Какое отношение имеет бедность к духовности? И по какой причине? Мы постоянно выбираем крайности. Это тяжело осознать из-за продолжительной традиции, — а вы кроме того не поймёте этого.
Кто-то сравнительно не так давно сообщил мне, что в Вардхе, где живет Виноба, на данный момент весь день через чур жарко — и он не применяет вентилятор, не применяет охладитель, не применяет кондиционер. Это нереально! Как может духовный человек применять кондиционер? Он не имеет возможности применять кроме того вентилятор. Человек, что прибыл оттуда, был под сильным впечатлением от замеченного. Он сообщил: «Посмотрите, какой великий духовный человек! Он не применяет кроме того вентилятор».
Тогда я задал вопрос: «И что же он делает?»
Человек ответил: «Целый сутки, с десяти часов утра до пяти вечера, в течение семи часов, он все время кладет холодные простыни на голову и на пузо».
Семь часов Винобы безтолку расходуются ежедневно! А какое количество стоит вентилятор, либо охладитель, либо кондиционер? И семь часов Винобы безтолку расходуются ежедневно? Но если бы находился вентилятор, то данный человек не почувствовал бы, что Виноба есть духовным. И некоторым образом Виноба также согласен с таким типом отношения, — что семь часов судьбы Винобы ежедневно не имеют никакого значения.
Жизнь весьма мала, а гений типа Винобы безтолку расходует ежедневно семь часов. Но он сам также думает, что разработка имеется что-то антидуховное. Внешнее и внутреннее — он выбрал внутреннее. Но если вы выбрали внутреннее, то кроме того применение мокрых простынь есть внешним. Он делает то же самое, лишь весьма примитивным методом. Что вы делаете? Вы создаете что-то наподобие охладителя. И вы тратите на это семь часов! Это большая цена. Но мы скажем: «Нет, это подлинность, это духовность, данный человек велик». Это вошло в каждую клетку отечественного мозга.
Я принимаю жизнь во всей ее тотальности. В ней имеется и внешнее и внутреннее, и то и другое в собственности мне. И они должны быть уравновешены — вы не должны выбирать одно за счет другого. А если вы выбираете, то вы становитесь жертвой — жертвой крайностей, — и вы станете мучиться от этого.
Создайте равновесие. Внешнее и внутреннее не противоположны, они являются перемещением одной и той же энергии, двумя берегами одной и той же реки, а река не существует лишь с одним берегом. Вы имеете возможность забыть о втором береге, но он все равно будет находиться. И река существует лишь в том случае, если имеется второй берег. Вы имеете возможность забыть о нем абсолютно: тогда рождается лицемерие, притворство, в силу того, что вы все время вынуждены станете скрывать наличие другого берега. В этом нет необходимости.
Река не имеет возможности течь в таких условиях. Жизнь течет между внешним и внутренним, и то и другое есть значительным. Жизнь не существует лишь с одной из этих составляющих. И эти две сущности не являются в действительности двумя. Два берега реки лишь кажутся двумя; если вы углубитесь в реку, вы убедитесь, что они соединяются — одинаковый грунт проявляется в виде двух берегов. Внешнее и внутреннее являются одним и тем же грунтом, одним и тем же явлением.
В случае, если данный взор углубить, и людские существа, — а я интересуюсь людскими существами, не культурами, не обществами, не цивилизациями, — в случае, если людские существа станут тотальными и уравновешенными, то, быть может, что когда-то человечество сможет стать уравновешенным обществом. И лишь тогда человек успокоится. И лишь тогда покажется возможность, расти без каких-либо ненужных трудностей.
На данный момент редко случается так, что кто-то растет — весьма редко. Практически все семена теряются. Лишь одно семя из миллиона вырастает и преобразовывается в цветок. Это думается сущей растратой. Но в случае, если общество уравновешено — нет ничего, что отрицается, нет ничего, что выбирается, но все принимается в глубокой гармонии, — то расти будут многие. В конечном итоге, будет иметь место совсем обратное: весьма редко будет случаться так, дабы кто-либо не рос.
Глава7(55)
РАСТВОРЯЕТСЯ Лишь НЕРЕАЛЬНОЕ
30 мая 1973 года, Бомбей, Индия
Сутры:
82. Чувствуй: моя идея, я, внутренние органы — внутренняя сущность.
83. До появления жажды и до познания как могу я сообщить «Я имеется»? Разглядывай. Растворяйся в красоте.
в один раз приезжий расспрашивал обитателей мелкого города об их мэре: «Что за человек ваш глава горадминистрации?» Священник ответил: «Он плохой человек». Служащий бензоколонки сообщил: «Он лентяй». И парикмахер сообщил: «Я ни при каких обстоятельствах в жизни не голосовал за этого подлеца».
После этого приезжий встретил главы горадминистрации, весьма злобного человека, и задал вопрос его: «Какую плату вы приобретаете за собственную работу?»
Глава горадминистрации ответил: «Боже мой, я не приобретаю никакой платы за это. Я принял эту должность лишь для уважения, соответствующего ей!»
Такова обстановка с эго — лишь вы думаете о нем, больше никто. Лишь вы думаете, что ваше эго восседает на троне; для всех остальных это не верно. Никто, не считая вас, не согласится с вашим эго; все другие против него. Но вы все время живете во сне, в мечтах, в заблуждении. Вы создаете собственный личный образ. Вы чувствуете данный образ, вы защищаете данный образ, вы думаете, что всю землю существует для него. Это заблуждение, сумасшествие. Это не соответствует действительности.
Мир существует не для вас. Никто не имеет отношения к вашему эго; совсем никто. Существуете вы либо нет – не имеет никакого значения. Вы легко волна. Волна приходит и уходит; океан не волнуется об этом. Но вы вычисляете себя весьма большим.
Тот, кто хочет растворить собственный эго, обязан сперва понять данный факт. И до тех пор пока вы не сможете отбросить собственную эгоистическую структуру, вы станете не в состоянии заметить действительность, в силу того, что все, что бы вы ни видели, что бы вы ни принимали, будет искажено вашим эго. Оно пробует всем манипулировать в собственных собственных целях. Но для него ничего не подходит, в силу того, что действительность не имеет возможности оказать помощь тому, что есть нереальным. Запомните это.
Действительность не имеет возможности поддерживать что-либо, чего нет, а ваше эго есть самая невозможной вещью, величайшей фальшью. Оно не существует; это ваше творение, ваше мнимое творение. Действительность не имеет возможности оказать помощь ему. Действительность постоянно расстраивает его, разрушает его. Всегда, в то время, когда ваше эго входит в контакт с действительностью, действительность оказывается шокирующей. Лишь чтобы обезопасисть себя от этих шокирующих ударов, каковые непрерывно разрушают ваше эго, вы стараетесь избегать наблюдать на действительность.
Вместо того дабы утратить собственный эго, вы стараетесь избегать столкновения с действительностью. И тогда около собственного эго вы создаете фальшивый мир, что вычисляете действительностью. Тогда вы живете в своем мире. Вы не пребываете в контакте с настоящим миром, вы не имеете возможность общаться с ним, в силу того, что вы опасаетесь. Вы живете в стеклянном доме эго. В вас постоянно присутствует ужас: при всяком вхождении в контакт с действительностью ваше эго возможно уничтожено, исходя из этого лучше не входить в контакт с действительностью. Мы все время удираем от действительности лишь чтобы обезопасисть это неосуществимое эго.
По какой причине я именую его неосуществимым? По какой причине я говорю, что оно есть фальшивым? Попытайтесь осознать это. Действительность одна: действительность существует как целое, как тотальность. Вы не имеете возможность существовать один, не так ли? Если бы не существовали деревья, вы также не могли бы существовать, в силу того, что они производят для вас кислород. В случае, если воздушное пространство провалится сквозь землю, вы , в силу того, что воздушное пространство дает вам жизненную силу, жизнь. В случае, если солнце провалится сквозь землю, вас больше не будет, в силу того, что его тепло, его лучи являются вашей судьбой.
Жизнь существует как космическая тотальность, космическое единство. Вы несколько, вы не имеете возможность существовать в одиночку. Вы существуете в мире. Вы существуете не как атомарное, отдельное, изолированное существование; вы существуете в космическом единстве как волна. Вы взаимосвязаны со всем остальным миром. А эго дает вам чувство, что вы являетесь личным, одиночным, отдельным, изолированным. Эго дает вам чувство, что вы остров — это не верно. Вот по какой причине эго есть фальшивым. Оно невозможно, и действительность не имеет возможности поддержать его.
Так, имеется лишь два пути. Если вы войдете в контакт с действительностью, если вы станете открытым для нее, то ваше эго растворится — либо вы должны станете создать собственный личный мир сновидений и жить в нем. И вы создали данный мир. Любой живет в собственных собственных снах.
Люди приходят ко мне, я наблюдаю на них и вижу, что они прочно дремлют, они видят сны. Их неприятности вытекают из их снов, а они желают решить их. Их нереально решить, в силу того, что они нереальны. Как возможно решить нереальную проблему? Если она существует, ее возможно решить, но ее нет нигде; она не разрешиться. Нереальная неприятность — как она возможно решена? Она возможно решена лишь в виде нереального ответа. Но данный нереальный ответ породит другие неприятности, каковые опять будут нереальными. И после этого это может довести до отвращения; этому нет финиша.
Если вы хотите встретиться с действительностью… А встретиться с действительностью свидетельствует встретиться с Всевышним. Всевышний не есть что-то, прячущееся где-то в небесах, это действительность около вас. Всевышний не скрыт; вы сами скрыты в нереальности. Всевышний имеется ближайшее яркое присутствие, но вы скрыты в капсуле собственного собственного нереального мира и все время защищаете его, — а центром этого мира есть эго.
Эго есть нереальным, в силу того, что вы не изолированы; вы едины с действительностью. Вы существуете как органическая часть ее. Вы не имеете возможность быть отделены от нее. В случае, если вас отделить хотя бы на мгновение, вы не сможете остаться живым. Любой ваш вздох есть мостом между вами и действительностью; каждое мгновение вы входите в нее и выходите из нее, видитесь с действительностью и возвращаетесь обратно.
Вы являетесь пульсацией, а не мертвой сущностью, и эта пульсация существует в глубокой гармонии с действительностью. Но вы позабыли об данной пульсации. Вы породили мертвое эго, понятие «Я имеется», и это «Я имеется» в любой момент против целого: защищает себя, борется, вступает в конфликты, ведет войны. Исходя из этого все подлинные религии придают особенное значение растворению эго.
Первое: эго есть нереальным и исходя из этого возможно растворено. Ничто настоящее растворено быть не имеет возможности. Как вы растворите его? В случае, если что-то есть настоящим, то оно не может быть уничтожено; оно останется. Оно останется, что бы вы ни делали. Лишь нереальные вещи смогут быть растворены. Они смогут провалиться сквозь землю, они смогут испариться в никуда, в вакуум. Ваше эго может раствориться, в силу того, что оно невозможно. Это легко идея, убеждение; в нем нет никакой субстанции.
Второе: вы не имеете возможность кроме того нести это эго в течение двадцати четырех часов. Оно так невозможно, что вы должны все время питать его, подводить к нему горючее. В то время, в то время, когда вы спите, ваше эго отсутствует. Вот по какой причине утром вы ощущаете себя таким посвежевшим, — в силу того, что вы были в глубоком контакте с действительностью. Действительность омолодила вас, оживила вас.
В глубоком сне ваше эго отсутствует. Ваше имя, ваша форма — все растворяется. Вы не понимаете, кто вы — образованный либо необразованный, бедный либо богатый, безбожник либо праведник — вы не понимаете этого. В глубоком сне вы падаете обратно в космическое целое; эго в том месте нет. Утром вы ощущаете себя оживленным, свежим, молодым; к вам пришла энергия от самого глубокого источника. Вы опять ожили. Но в случае, если ночью будут сны, сны и сны, то утром вы станете ощущать себя усталым, в силу того, что в снах эго существует . В снах эго существует, оно тут, исходя из этого оно не разрешает вам припасть к источнику. Утром вы ощущаете себя утомившимся.
В глубоком сне эго отсутствует. В то время, когда вы в глубокой любви, эго отсутствует. В то время, когда вы расслаблены, безмолвны, эго отсутствует. В то время, когда вы поглощены чем-то так глобально, что забываете обо всем, эго отсутствует. Слушая музыку, вы забываете о том, что существуете — сейчас эго отсутствует. И покой, в конечном итоге, приходит к вам не благодаря музыке; он приходит по причине того, что вы забываете про эго. Музыка есть инструментом.
Глядя на красивый восход либо заход солнца, вы забываете самого себя. Тогда неожиданно вы чувствуете, что что-то произошло с вами. Вас тут нет; тут присутствует что-то большее вас. Это присутствие великого… Иисус именует это Всевышним; это слово есть всего лишь знаком. Мухаммед именует это Всевышним; это слово есть всего лишь знаком. Слово «Всевышний» свидетельствует что-то большее, чем вы — тот момент, в то время, когда вы чувствуете это что-то, большее вас, делается свершением для вас. И вы имеете возможность почувствовать это лишь тогда, в то время, когда вас нет. До тех пор пока вы присутствуете, большее не имеет возможности произойти с вами, в силу того, что вы являетесь барьером.
В любую секунду, если вы отсутствуете, Всевышний присутствует. Ваше отсутствие есть условием присутствия божественного. Не забывайте это в любой момент: ваше отсутствие есть присутствием божественного, ваше присутствие есть отсутствием божественного. Исходя из этого вопрос, в конечном итоге, не в том, как достигнуть Всевышнего, вопрос в том, как быть отсутствующим.
Для вас нет необходимости тревожиться о божественном, вы имеете возможность абсолютно забыть о нем. Нет никакой необходимости не забывать кроме того слово «всевышний». Это не имеет значения, в силу того, что главным есть не Всевышний, главным есть ваше эго. В случае, если его нет, с вами случается Всевышний. А если вы стараетесь, если вы прилагаете упрочнения с целью достижения Всевышнего либо для освобождения, то вы имеете возможность все потерять, в силу того, что все эти упрочнения смогут быть центрированы на эго.
Это является проблемой для искателя духовного. Именно эго и может думать о достижении Всевышнего. Вы не имеете возможность быть удовлетворенным вашими мирскими удачами. Вы чего-то достигли; во внешнем мире вы достигли некоего публичного положения, состояния, престижа. Вы владеете знаниями и властью, вы богаты, вас уважают, но ваше эго не удовлетворено. Эго ни при каких обстоятельствах не бывает удовлетворенным. В чем обстоятельство этого? В том же самом. Настоящий голод возможно удовлетворен. Голод эго есть фальшивым; его нереально удовлетворить. Все, что бы вы ни делали, будет тщетным. Потому, что голод есть фальшивым, никакая пища не имеет возможности его удовлетворить. В случае, если голод есть настоящим, он бывает удовлетворен.
Любой естественный голод возможно удовлетворен — в этом нет никаких неприятностей, — но неестественный голод удовлетворить нереально. В первую очередь, это не голод — как вы сможете удовлетворить его? И он нереален; это пустота. Вы все время подбрасываете пищу, а она улетает в пропасть, в глубокую пропасть. Вы ничего не достигаете. Эго удовлетворить нереально.
Я слышал, что в то время, когда Александр пришел в Индию, кто-то задал вопрос его: «Думал ли ты когда-либо над тем фактом, что имеется лишь один мир, и о том, что ты будешь делать, в то время, когда завоюешь его?»
Говорят, что в то время, когда Александр услышал это, он погрустнел и сообщил: «Я не думал об этом, но это весьма печалит меня. Вправду, имеется лишь один мир, и я завоюю его. И в то время, когда я завоюю его, что мне делать?»
Кроме того целый данный мир не утолит вашу жажду, в силу того, что жажда есть фальшивой, нереальной. Голод не есть естественным.
Эго может отправляться на поиски Всевышнего. Мне думается, что практически в девяноста девяти процентах случаев эго находится в поиске. И тогда поиск данный обречен на неудачу сначала, в силу того, что эго не имеет возможности встретиться с божественным, не смотря на то, что и прилагает все усилия с целью достижения этого. Запомните: ваша медитация, ваша молитва, ваше поклонение не должны быть уловкой эго. В случае, если же это так, то вы напрасно расходуете собственную энергию. Так что светло отдавайте себе в этом отчет.
Это есть лишь вопросом осознанности. Если вы являетесь осознающим, то вы имеете возможность узнать, как движется и трудится ваше эго. Это не тяжело; не требуется никакой особой тренировки. Вы имеете возможность не обращать внимания и заметить, что это за поиск. Вы имеете возможность задаться вопросом: вправду ли вы ищете божественное либо же это опять проделки эго — в силу того, что это глубокоуважаемое занятие, в силу того, что люди считаюм, что вы являетесь религиозным, в силу того, что глубоко в вы думаете: «Как я могу быть удовлетворенным, пока не буду владеть Всевышним?»
Всевышний будет вашей собственностью? В Упанишадах говорится, что тот, кто говорит, что достиг Всевышнего, в действительности не достиг его, в силу того, что само утверждение «Я достиг Всевышнего» есть утверждением эго. В Упанишадах говорится, что тот, кто заявляет, что он познал, в действительности не познал ничего. Само это заявление говорит о том, что он не познал, в силу того, что утверждение «Я познал» идет от эго, — а эго познать не имеет возможности. Эго и есть единственным барьером. Сейчас мы займемся техниками.
82. Ощущай, не думай.
Первая техника: Чувствуй: моя идея, я, внутренние органы — внутренняя сущность.
Весьма несложная и прекрасная техника. Чувствуй: моя идея, я, внутренние органы — внутренняя сущность. В первую очередь, необходимо не думать, а ощущать. Это два разных измерения. А мы стали такими ориентированными на интеллект, что кроме того тогда, в то время, когда мы говорим, что мы ощущаем, мы, в конечном итоге, не ощущаем, а думаем. Работа органов эмоций прекратилась; они стали для вас мертвыми органами. Кроме того в то время, когда вы рассказываете: «Я обожаю», это не чувство, это также идея.
Какая же отличие между мыслью и чувством? Если вы ощущаете, вы станете ощущать себя центрированным около сердца; в случае, если я говорю: «Я обожаю вас», то само это чувство любви будет истекать из моего сердца, центр будет пребывать около сердца. В случае, если это лишь идея, она будет исходить из моей головы. Если вы любите кого-то, то попытайтесь ощутить, идет ли любовь из сердца либо из головы.
Всегда, в то время, когда вы ощущаете глубоко, у вас нет головы. Сейчас нет никакой головы; ее не может быть. Всем вашим существом делается сердце — как если бы голова провалилась сквозь землю. При чувствовании, центром вашего существа есть сердце. В то время, когда вы думаете, центром вашего существа есть голова. Но мышление выяснилось весьма полезным для выживания, так что мы прекратили все другое. Все остальные измерения отечественного существа были приостановлены и закрыты. Мы имеется легко голова, тело есть лишь приспособлением для существования головы. Мы все время думаем; кроме того о собственных эмоциях мы все время думаем. Так что попытайтесь ощущать. Вы должны станете трудиться над этим, в силу того, что эта свойство, это свойство у вас отстает в развитии. Вы должны что-то делать, дабы опять открыть эту свойство.
Вы смотрите на цветок и срочно рассказываете, что он красив. Поразмышляйте над этим фактом, задержитесь над ним. Не делайте поспешных суждений. Подождите, — а после этого осознайте, идет ли ваше высказывание о красивом цветке прямо из головы либо вы почувствовали это. Это установленная практика, в силу того, что вы понимаете, что роза есть красивой, заблаговременно предполагается, что она красива. Люди говорят, что она красива, и вы сами неоднократно говорили, что она красива.
В тот момент, в то время, когда вы видите розу, ум снабжает вас информацией, ум говорит, что она красива. Все кончено, сейчас нет никакого контакта с розой. В этом нет необходимости; вы уже высказали это. Сейчас вы имеете возможность перемещаться к чему-либо второму. Без какого-либо общения с розой… ум не разрешает вам кроме того посмотреть на нее. Ум втискивается между вами, и сердце не имеет возможности войти в контакт с розой. Лишь сердце может сообщить, красива она либо нет, в силу того, что красота есть ощущением, а не понятием.
Вы не имеете возможность сообщить из головы, что она красива. Как вы имеете возможность сообщить это? Красота не есть математикой, ее нереально измерить. И красота, в конечном итоге, не только в розе, в силу того, что для кого-то другого она возможно вовсе не красивой; кто-то второй может мимо и не посмотреть на нее; для кого-то другого она возможно по большому счету некрасивой. Красота существует не просто в розе, красота существует во встрече сердца с розой. В то время, когда сердце видится с розой, красота расцветает. В то время, когда сердце входит в глубочайший контакт с чем-либо, это делается великим явлением.
Если вы входите в глубочайший контакт с каким-то человеком, то данный человек делается красивым. Чем глубже контакт, тем больше раскрывается красоты. Но красота имеется явление, случающееся с сердцем, а не с умом. Она не связана с вычислениями, нет никакого критерия, в соответствии с которому ее возможно было бы оценивать. Это чувство, чувство.
Исходя из этого в случае, если я говорю: «Роза не есть красивой», вы не имеете возможность спорить об этом. Нет никакой необходимости в доказательствах. Вы сообщите: «Это ваше чувство. А роза красива — это мое чувство». Вопрос о доказательствах не следует. Голова может аргументировать, сердце аргументировать не имеет возможности. Это совсем, это полная остановка. В случае, если я говорю: «Это мое чувство», то вопрос о доказательствах не поднимается.
При участии головы спор может длиться, и мы можем прийти к какому-то заключению. При участии сердца заключение уже сделано. При участии сердца нет никакой процедуры, ведущей к заключению; заключение есть немедленным, мгновенным. При участии головы это процесс — вы аргументируете, вы дискутируете, вы разбираете, а после этого приходите к выводу, к заключению о том либо об этом. При участии сердца это мгновенное явление — заключение приходит сходу. Осмыслите это: при участии головы заключение приходит в конце. При участии сердца заключение приходит сперва, а после этого вы имеете возможность пробовать отыскать процесс, — но это уже работа головы.
Исходя из этого при необходимости практиковать такую технику первой трудностью будет то, что вы не понимаете, что такое чувство. Попытайтесь создать его. В то время, когда вы прикасаетесь к чему-либо, закройте глаза; не думайте, чувствуйте. В случае, если, к примеру, я забрал вашу руку в собственную и говорю вам: «Закройте глаза и ощутите, что происходит», то вы срочно сообщите: «Моя рука в вашей руке». Но это не чувство, это идея. Тогда я снова говорю вам: «Ощущайте, не думайте». Тогда вы рассказываете: «Вы высказываете собственную любовь». Это опять идея. В случае, если я опять настаиваю: «Лишь ощущайте, не применяйте голову. Что вы чувствуете конкретно на данный момент?», то лишь тогда вы станете в состоянии ощутить и сообщите: «Тепло». В силу того, что любовь есть заключением, выводом. «Моя рука в вашей руке» — это идея, ориентированная на голову.
Настоящим ощущением есть то, что определенное тепло течет из моей руки в вашу либо из вашей руки в мою. Отечественные жизненные энергии видятся, и точка встречи делается тёплой, делается горячей. Это чувство, чувство, это реально. Но мы ни при каких обстоятельствах не расстаемся с головой. Это стало привычкой; мы научены этому. Исходя из этого вы должны опять открыть ваше сердце.