Вот он перед нами, ТУ-104, созданный коллективом А. Н. Туполева. Первое, что подмечаешь — машина лишена винтов. Но у самых бортов фюзеляжа расположены обтекаемые гондолы реактивных двигателей. В них рождается тяга, которая на самолете ЯК-18 появлялась при вращении воздушного винта. Обтекаемая форма гондол легко вводит в заблуждение — двигатели кажутся не такими уж громадными. На самом же деле размеры их очень внушительны.
Но сущность не столько в размерах, сколько в мощности этих автомобилей. Через газовые турбины ТУ-104 проходит до одного миллиона кубических метров воздуха в час. За 60 мин. великаны-двигатели сжигают тысячи литров керосина. Их мощность равна неспециализированной мощности всех силовых установок, обслуживающих известный столичный комбинат «Трехгорная мануфактура», что, к слову сообщить, производит около миллиона метров тканей в день.
Дабы заменить реактивные двигатели ТУ-104 простыми поршневыми моторами, на машине было нужно бы установить не меньше тридцати силовых точек. Но вряд ли таковой самолет сумел бы поднять в атмосферу что-либо, не считая самого себя…
ТУ-104
Завлекают внимание скошенные назад стреловидные крылья автомобили. Такие плоскости разрешают самолету легко развивать скорость до 900 км/час, тогда как с прямыми крыльями ТУ-104 вряд ли имел возможность покрыть и 700 километров за час.
Перед тем как встать по двухмаршевой лестнице в пассажирскую кабину самолета, любопытно отыскать в памяти кое-какие подробности из истории создания этого самолета. Более тысячи фирм учавствовали в постройке первого реактивного пассажирского ТУ. Вместе с самолетостроителями и двигателистами внесли свою лепту в эту машину электрики и металлурги, радисты и химики, пищевики и художники. Самолет еле удалось «положить» в 20 тыс. чертежей. Для каждого экземпляра ТУ-104 фабрики-смежники поставляют 500 радиоламп, 30 тыс. м разнообразных проводов и очень много вторых материалов. Совместно со стандартными дюралевыми страницами толщиной в 8 мм в конструкцию самолета идет узкая, как бумага, фольга, а между двумя слоями стекла в кабинах заложены особенные электропроводные пленки. Стекло от этого не теряет собственной прозрачности, но стоит пропустить по пленкам ток — и оно не замерзнет кроме того в самый свирепый холод.
ТУ-104 производят в нескольких вариантах (либо модификациях). Существуют пяти-, десяти- и семидесятиместные автомобили, имеется и ТУ-104Б, принимающий на борт сто пассажиров. Исходя из этого описание кабины, которое тут приводится, может оказаться не совсем правильным. Но основное все-таки не в порядке и числе размещения кресел, а в общем устройства.
Так выглядит турбовинтовой четырехмоторный авиалайнер ТУ-114.
Перешагнув порог самолетной двери, воздушный путешественник не сходу попадает в пассажирскую кабину, ему нужно пройти еще вестибюль с гардеробами. И лишь сделав шага четыре, видишь: кресла, кресла, кресла, спокойная мягкая обшивка, громадные матовые плафоны на потолке, занавески на иллюминаторах. Кабина так громадна и просторна, что сходу появляется чувство, словно бы ты находишься не в самолете, а в мягком вагоне поезда. На переборке, отделяющей первую кабину от салона, поблескивают мелкие никелированные крючки. На них при необходимости подвешивают четыре люльки — для самых мелких пассажиров.
В салоне рядом с неспециализированной кабиной — комфортные двухместные кровати, между ними — полированные столики. Дальше — маленькое кафе, за ним — кухня, оборудованная электроплитой, духовым шкафом, мойкой для посуды с тёплой и холодной водой, отделением для хранения продуктов, холодильником. И опять пассажирская кабина либо еще два салона…
В простом пассажирском самолете при высоте полета более 4-4,5 тыс. м человек начинает себя ощущать, как говорится, не совсем в собственной тарелке: тяжелеет голова, закладывает уши, а по окончании часа полета неумолимо клонит ко сну и думается, что все тело стало каким-то ватным.
Другое дело на ТУ-104. Рабочий потолок его в большинстве случаев колеблется в пределах 10-11 тыс. м. Но такая высота «держится» лишь за бортом автомобили, а в кабине она ни в каком случае не возрастает более 2400 м. Компрессоры все время поддерживают постоянное давление, а особые установки очищают и подогревают воздушное пространство. Пассажир всю дорогу живет в неестественном микроклимате герметической кабины, не испытывая ни неприятных показателей горной заболевании, ни 60-градусного мороза стратосферы.
АН-10
Светло и просторно в кабине экипажа. Свет вольно попадает ко мне через переднее и боковое остекление; с пилотского сидения видно на большом растоянии вперед и в стороны. Справа от входа расположено место бортрадиста. Аппаратура его занимает целый шкаф. Слева помещается бортинженер. Два эргономичных кресла в середине кабины даны летчикам: левое — капитану корабля, правое — второму пилоту. В носовой части автомобили — громадной штурманский отсек.
В пилотской кабине — множество устройств, выключателей, разнообразных сигнальных устройств, лампочек, рукояток — неспециализированное число их не меньше пятисот.
Устройства расположились на особых досках в первых рядах летчиков, захватили все свободное пространство на бортах, забрались кроме того на потолок кабины. Экипаж ТУ-104 располагает решительно всем нужным для пилотирования автомобили днем и ночью в самых непростых метеорологических условиях, начиная от магнитных и радиокомпасов, разрешающих выдерживать направление полета, и заканчивая современным локационным оружием, дающим предупреждение о встречных самолетах и приближающихся грозах.
На ТУ-104 довольно много автоматических устройств. Вот щиток на потолке. Он смотрит на летчиков зелеными и светло синий глазами-лампочками. Многоцветные лампочки, подмигивая в необходимый момент, докладывают экипажу, сколько истрачено топлива и в каком порядке автомат переключает баки. Вся работа с кранами распределения горючего выполняется машинально, без мельчайшего вмешательства человека. Второй щиток — красноглазый. Он полпред автомата-пожарного. В случае, если в воздухе на самолете появится пламя, автомат доложит летчикам о месте пожара и срочно ликвидирует пламя.
ИЛ-18
В полете летчики смогут отрываться от управления. Для этого у них имеется надежный сменщик — автопилот. Прикажет ему капитан корабля, и он совершенно верно выдержит заданный курс следования, сохранит расчётную скорость и нужную высоту полета ТУ-104 уделено тут так много места по причине того, что это первая пассажирская реактивная машина, вышедшая на внутренние и интернациональные автострады Аэрофлота. Сейчас у ТУ-104 много «братьев», и из года в год будут оказаться все новые. Пришло время, в то время, когда воздушный транспорт начал соперничать с наземным не только по скорости (тут у него ни при каких обстоятельствах не было соперников), но и по цене перевозок. Громадные самолеты — ТУ-114, ИЛ-18 (коллектив С. В. Ильюшина), АН-10 (коллектив О. К. Антонова), забирающие сходу по 100-200 пассажиров, выясняются экономичнее поездов, в особенности в то время, когда речь заходит о дальних перевозках .
Самолет ТУ-114 берет на борт 220 пассажиров, скорость его достигает 900 км/час. Без посадки он может пролететь, к примеру, от Москвы до Пекина либо Нью-Йорка. ИЛ-18 имеет 75-100 пассажирских мест, скорость его 650 км/час. Расстояние от Москвы до Дели он покроет без промежуточных посадок для дополнительной заправки. АН-10 поднимает 84-100 пассажиров, а в последнем варианте и 130 человек. По дальности и скорости полета самолет данный не уступает ИЛ-18.
Пчелка — легкий авиалайнер
Самолеты ТУ-114, АН-10, ИЛ-18 вооружены турбовинтовыми двигателями. Эти автомобили, не смотря на то, что и уступают в скорости «чисто реактивным», но дают большой экономический эффект — им не необходимы такие громадные посадочные площадки.
Любой из «младших братьев» ТУ-104 имеет особенности и свои достоинства, но все они делают одно общее дело — перевозят людей и грузы, оказывают помощь ускорять темп всей нашей жизни.