Не обращая внимания на то что у людей «чистое» восприятие не может быть четко отделено от интерпретации воспринятого, кое-какие способы интервенции изначально нацелены на принимаемое содержание. Так, возможно тренироваться в том, дабы восприятие внешней действительности вместо концентрации внимания на вызывающих тревогу проприоцептивных телесных ощущениях либо негативных мнимых процессах. После этого возможно обучиться в непростых обстановках (к примеру, при сдаче экзаменов либо публичных выступлениях) направлять восприятие не на тревожащие нюансы (см. прим. 30.3.1), а на содействующие и снабжающие уверенность нюансы (т. е. не на скучающих слушателей, а на заинтересованных и приветливо наблюдающих), причем в качестве мер, снижающих тревогу, возможно кроме этого применять эротические либо другие приятные стимулы.
В данной связи принципиально важно поведение, которое возможно было бы назвать «фобической осцилляцией»: постоянные колебания между отменой и применением вызывающих тревогу раздражителей. Представьте себе даму с фобией пауков, которая всегда ищет глазами пауков, но закрывает их с ужасом и отвращением, когда подмечает паука. Тут имеет место следующий механизм: вызывающая тревогу обстановка есть проблемой, к которой нужно повернуться лицом, дабы ее возможно было решить, но от которой необходимо еще и отвернуться, поскольку она приводит к сильной тревоге. Вероятным результатом есть постоянное перемещение по замкнутому кругу: нельзя не возвращаться к данной проблеме, потому, что она не решена, и она не разрешиться, поскольку от нее все время отворачиваются. В психогигиенической повседневной прагматике возможно в полной мере нужной помощь в избегании восприятия (вид проксимального контроля над стимулом): «Не наблюдай вниз», говорят альпинисту либо кровельщику. Не смотря на то, что в психотерапевтической интервенции и смогут появляться такие случаи, в то время, когда целесообразно применить подобный прием (к примеру, на протяжении упомянутого выше публичного выступления), в большинстве случаев все-таки стремятся влиять на целенаправленное восприятие, «не отводить взгляд», потому что лишь так возможно добиться преодоления страха (посредством копинга, угашения и др.) (см. прим. 30.3.1).
Примечание 30.3.1. Пример действия на восприятие
Пример: психотерапевт вместе с другом, подверженным агорафобии, прогуливается по оживленному парку и наряду с этим дает следующие руководства: «Идите совсем тихо, невозмутимо, расслабьтесь. Почувствуйте, как Ваши руки тяжелеют, как плечи расслабленно опускаются и Вы идете с гордо поднятой головой. Повторяйте про себя все опять и опять: „Прогулка крайне полезна для моего здоровья, я могу совладать с напряжением“. А сейчас осмотритесь около, посмотрите, где Вы находитесь. Понаблюдайте, а после этого обрисуйте мне то, что Вы заметили… Обрисуйте мне, какие конкретно Вы видите деревья… Обрисуйте эту мелкую церквушку…»
—
Особенной формой искажения восприятия есть необращение внимания на личные эмоции (и потребности), если они оцениваются как негативные, а потому являются аверсивными и тем самым вызывают избегающее поведение, то есть избегание восприятия собственного состояния. Устранение для того чтобы искажения есть главной целью психоаналитической терапии, а главной техникой есть интерпретация, т. е. указание на то, что человек еще не воспринял. Прямые техники для устранения данной утраты контакта с самим собой особенно деятельно разрабатывает гештальт-терапия, в рамках которой для этого предусмотрен последовательность упражнений на осознавание, таких, к примеру, как принцип «тут и сейчас», применение речи, направленной самому себе, подкрепление выражения чувств, игры с утрированием, переживание в воображении аффективно окрашенного опыта. Тут мы сталкиваемся со необычным феноменом, потому, что основные правила вмешательства начинают противоречить друг другу. Принцип эмоционального торможения противостоит принципу, стимулирующему выражение чувств; требование направить восприятие вовне вместо направления на собственное состояние противоречит принципу гештальт-терапии, в соответствии с которым осознавание (awareness) собственной личности нужно всячески подкреплять. Не смотря на то, что при чрезмерной эмоциональности, само собой разумеется, целью интервенции есть, в итоге, все большее понижение интенсивности этих чувств, но, разумеется, существует довольно много разных дорог успехи данной цели. Конфронтация с вызывающими чувство стимулами нужна обязательно (не смотря на то, что это в разных формах терапии употребляется и концептуализируется по-различному), а вдруг вызывающим чувство стимулом есть вторая чувство, то с ней также нужно конфронтировать, т. е. принимать и принимать. То, что гештальт-терапия, применяющая данный подход, может давать хорошие результаты, подтвердили метаанализы, каковые совершили Граве, Донати и Бернауер (Grawe, Donati Bernauer, 1994), и Бретц, Хекеренс и Шмитц (Bretz, Heekerens Schmitz, 1994), не обращая внимания на то, что показания к терапии и длительность результата остаются малоизвестными.
Подобный подход появляется кроме этого и в поведенческой терапии, которая также пытается к контролю над негативными чувствами. Но данный контроль может достигаться и посредством (активного) избегающего поведения, затрудняющего конфронтацию. Другой путь является принятием . Форзит и Эйферт (Forsyth Eifert, 1996) обрисовали это следующим образом: «Whereas non acceptance generally refers to an unwillingness to experience unpleasant thoughts, feelings, and other private events believed to be the primary problem for the client, acceptance involves allowing thoughts and feelings to occur without any attempt to control them, that is, acceptance entails giving up or letting go of the struggle to change or to control» («Потому, что непринятие в большинстве случаев имеет отношение к нежеланию испытывать неприятные мысли, эмоции, и другие конкретные события, то посчитали, что первой проблемой для клиента есть принятие, включающее допущение чувств и мыслей, что что-то может случиться и без всяких попыток руководить ими, что принятие влечет за собой отказ от борьбы за то, дабы что-то поменять либо чем-то руководить»). Схожее основание имеет и принцип «парадоксальной интенции», воображающий собой советы к тому, как хотеть появления чувств, перед которым испытывается ужас (Frankl, 1975), и принцип вторых парадоксальных, т. е. провоцирующих симптомы техник.