Намаз считается пропущенным, в то время, когда выйдет из собственного времени. Пропуск возможно по забывчивости либо из-за сна, либо же возможно умышленно. В случае, если намаз был пропущен по забывчивости либо из-за сна, то есть необходимым совершить его следующим образом:
1 – Пропущенный по забывчивости либо из-за сна намаз, восполняется сразу после просыпания либо в то время, когда вспоминается. В силу того, что это будет принимать во внимание его временем, которое нельзя откладывать. Передается от Анаса ибн Малика (р.а.), что посланник Аллаха (с.а.с.) сообщил:
«??? ??? ?????? ?? ?????? ?? ??? ???? ?????????? ??? ????? ??? ???? ????: ????? ?????? ?????»
«В случае, если один из вас проспал намаз либо пропустил из-за небрежности, пускай совершит его в то время, когда отыщет в памяти, воистину Аллах сообщил: Выстаивайте намаз для воспоминания Меня» (Муслим, Ахмад).
2 – В то время, когда мусульманин желает совершить намаз, пропущенный по забывчивости, либо был отвлечен либо из-за сна, на протяжении другого предписанного намаза, пускай совершит его до предписанного намаза. Передается от Джабир ибн Абдуллаха (р.а.):
«?? ??? ?? ?????? ??? ?????? ??? ??? ???? ???? ????: ?? ???? ???? ?? ???? ?? ????? ????? ??? ???? ?? ???? ?????? ??? ???? ???? : ?????? ?? ???????? ?????? ??? ???????? ????? ???? ???? ???????? ???? ???? ???? ????? ????? ???? ?????? ?? ??? ????? ??????»
«Умар ибн Аль-Хаттаб в сутки битвы «у рва» ругал неверных-курайшитов, позже сообщил: О, посланник Аллаха, чуть я успел закончить намаз аср, как солнце начало уходить за горизонт. Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: Клянусь Аллахом, я по большому счету не совершил его! Позже мы и посланник Аллаха (с.а.с.) спустились в равнину и совершили омовение, позже посланник Аллаха (с.а.с.) совершил аср, по окончании захода солнца, а по окончании магъриб» (Муслим).
В случае, если пропустивший намаз по забывчивости, из-за сна либо по причине того, что он отвлекся, совершил обрисованным методом, то на нем нет греха. В силу того, что восполнение намаза покрывает его. Передается от Анаса (р.а.), что пророк (с.а.с.) сообщил:
«??? ??? ????? ???????????? ??? ?????? ?? ?????????? ??? ??? ??? — ??? ????? ????? ????????? ?????????»
«Кто забыл про намаз, пускай совершит его в то время, когда отыщет в памяти, лишь это покроет его пропущенный намаз. – Катада добавил аят «Выстаивайте намаз для воспоминания Меня» (Муслим, Бухари, Ахмад).
Что касается того, кто умышленно пропустил намаз, без шариатских обстоятельств, то он совершил громадной грех, и он обязан честно принести свои извинения за данный громадный грех. Пропущенный умышленно намаз не покрывается ничем. В силу того, что восполнение покрывает лишь тот намаз, что был пропущен по шариатским обстоятельствам, как забывчивость, сон либо невнимательность, вторых обстоятельств нет. В случае, если тот, кто пропустил намаз без шариатских обстоятельств, позже восполнил, то с него не спадает грех. Но он может сохраняет надежду на то, что это восполнение окажет помощь ему, и будет свидетельствовать о правдивости его покаяния.
И в случае, если исполнение мусульманином собственных умышленно пропущенных намазов не сбрасывает греха, то тем более, с него не будет снят грех, в случае, если пропущенные намазы за него совершит второй, как к примеру при смерти. Исходя из этого намаз будет принятым лишь от собственного совершителя и в свое время. Всевышний сообщил:
???? ????????? ?????? ??? ????????????? ????????? ????????????
«Воистину, намаз для верующих был предписан в определенное время» (Сура ан-Ниса, аят 103).
И нет текстов, что Посланник (с.а.с.) повелевал мусульманину делать за другого мусульманина пропущенный намаз. Кроме этого не было случая, что кто-то совершил за другого пропущенный намаз, и посланник Аллаха (с.а.с.) одобрил это. В установленном ибадате не разрешается къыяс (сравнение), за исключением, в то время, когда существует ясный иллят (мотив) в тексте.
Что касается образа совершения пропущенного намаза: Пропущенный намаз необходимо выполнять в таком же виде, как словно бы ты совершаешь его в установленное время. И необходимо выполнять его подобно тому, как он совершается вслух, про себя, с икаматом, либо в джамаате. В случае, если утренний намаз пропущен, то он совершается днем, по окончании рассвет . Кроме этого необходимо выполнять его вслух либо в джамаате, как это было бы утром. А вдруг пропущен аср намаз, и о нем отыскали в памяти ночью, то он совершается с икаматом в одиночку, не в слух, возможно и в джамаате. От Абу Къатада (р.а.) сообщается в рассказе о пропущенном ими утреннем намазе:
«… ?? ????? ????? ???????? ???? ???? ???? ?????? ?? ??? ??????? ???? ??? ??? ????? ?? ???»
«…позже Билял призвал на намаз, и Посланник Аллаха (с.а.с.) совершил намаз в два раката, а позже совершил утренний намаз. И сделал его подобно тому, как делает ежедневно» (Муслим). Суть двух ракатов в том, что это два раката сунны Фаджр намаза.
От Абу Саида сообщается:
«??????? ??? ?????? ?? ?????? ??? ??? ??? ?????? ?????????? ???? ??? ?? ???? ?? ?????? ?? ???? ???? ?????? ??????? ???? ???? ????? ????? ????????????? ?????????? ????? ????? ????????? ?????????? ??????? ??????? ?????? ????? ?????? ?????? ??? ?????? ?? ?????? ?? ???? ????? ?????? ??? ?????? ?? ?????? ?? ???? ?????? ?????? ??? ?????? ?? ?????»
«В сутки бытва у рва нас отвлекли от намаза до того, что прошло время магъриба. И это перед тем, как ниспослался на протяжении сражения аят: «Аллах избавил верующих от войны, поскольку Аллах есть Сильным, Могучим», а в то время, когда мы избавились от войны, Пророк (с.а.с.) повелел Билялу прочесть икамат на зухр намаз, и пророк (с.а.с.) совершил данный намаз, как совершал его в свое время, позже позже Билял сказал икамат на аср намаз, и пророк (с.а.с.) совершил его, как совершал в свое время, позже Билял сказал икамат на магъриб намаз, и пророк (с.а.с.) совершил его, как совершал в свое время». Передал Ахмад, Насаий и Ибн Хузайма.
В положении в то время, когда народ находится в бою и вследствие этого не имеет возможности сказать азан, как это было с посланником Аллаха (с.а.с.) и мусульманами в Медине на протяжении битвы Хандакъ, либо в то время, когда люди отвлечены от азана разрушительным землетрясением либо потопом, тогда азан произносится перед икаматом на пропущенный намаз. В случае, если же азан все-таки был сказан, но кто-то не смог совершить намаз, в то время, когда он будет восполнять собственный пропущенный намаз, ему не требуется произносить азан, и достаточно будет сказать икамат.
????? ??? ???? ?????? ???????? ?????