а не по расписанию. Смо- музыку (предпочитают вать собственными рука- Играться с обручами, по- ки. Детское креслице и ками, катать предметы ци- мыльные пузыри. Катать цовской рубахи. Общать- вать безлюдные коробки, мусор- тела (Где твой носик?). Танцевать собственных игр полки, стол, стулья. Передви-
треть глаза в глаза. хорошую). Оживлен- ми. Играться полусидя (боль- гремушками. Катать мяч. игра в ладушки. Играться в линдрической формы, те- мяч Разглядывать ма- ся с самим собой, глядя в ные ведра (будьте внима- под музыку. Крутить ручки, набал- гать стулья. Просматривать книжки с картин-
Слушать голоса родите- ная жесты и речь. Детский ше чем лежа). Колотить ру- Наклоняться вперед,ког- прятки (ку-ку) лежку. Подпрыгивать у вас ленькие предметы зеркало. Закрывать банки и тельны!). Кататься на от- дашники, нажимать на кнопки. ками, иногда переворачивая
лей. Издавать утробные массаж. Лежать на груди ками по игрушкам. Мани- да вы подбрасываете его на коленях снимать с них крышки. цовских плечах. Разгова- Играться в прятки и в салочки страницы
звуки. отца пулировать с кольцами и на коленях Складывать 2-3 громадных ривать с игрушками. Ими-
погремушками. Выпол- кубика тировать звуки, издавае-
нять свободные упражнения мые животными (гав-
на полу (рукоплещущие гав)
крылья)
игровые навыки и Навыки общения.
методы и Способы, благодаря которым кроха общается с окружающими
людьми и играется с игрушками, формируют его социальные навыки. Тут, как
и в развитии речи, удачи более всего зависят от таланта и вашего умения
воспитателя. В некоторых забавных играх, каковые мы предлагаем вашему
вниманию (с учетом изюминок возраста ребенка), находятся конт-
рольные элементы. Сохраняем надежду, это сделает ваше общение с ребенком более
занимательным.
Развитие мыслительных свойств. Время от времени мы наблюдаем на выражение
лица ребенка и задаемся вопросом: Весьма интересно, о чем он думает? Не смотря на то, что,
конечно же, вы ни при каких обстоятельствах не сможете точно знать, что происходит в раз-
вивающемся уме вашего младенца, но все же весьма интересно по выражению его ли-
ца и методу действий предугадать, о чем он думает. Мыслительные (когнитив-
ные) навыки включают в себя умение думать, рассуждать, делать умозаклю-
чения на протяжении разных игровых обстановок, и решать неприятности (напри-
мер, как преодолеть препятствие). Мы посоветуем вам, на какие конкретно символы сле-
дует обращать особенное внимание, дабы додуматься, чем озабочен ребенок.
Заведите собственную карту
Полезным подспорьем в первые 2 года судьбы малыша имела возможность бы стать ваша
развития и собственная карта роста, наподобие данной нами выше. Заберите
громадный лист бумаги. Перечислите в левой части сверху вниз главные вехи
развития, а по горизонтальной линии — время их освоения. Поделите лист
на квадраты и записывайте в них ваши наблюдения. К примеру, как развива-
ются мыслительные свойства малыша. оптимальнее записывать его логи-
ческие (с вашей точки зрения) заключения. Для простоты возможно объединить
навыки общения и речевые, как это сделано в отечественной таблице. Заполнение
таковой карты не только окажет помощь вам следить за достижениями собственного чада,
но и доставит наслаждение от ощущения вашего совместного роста.
ПЕРВЫЕ 6 МЕСЯЦЕВ: ГРОМАДНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
За первые 6 месяцев с ребенком происходят самые разительные измене-
ния, и данный период нельзя сравнить ни с каким вторым За это время удваи-
вается вес ребенка; совсем сравнительно не так давно он имел возможность только лежать, позже легко под-
нимал головку, а сейчас данный человечек уже сидит; бесцельные перемещения
рук сменились сперва неловкими попытками, а после этого правильным захватом иг-
рушки Совершенствуется и его мозг: от первичных рефлекторных ответов,
дающих начало процессу мышления, до легкочитаемых сигналов Столь же
скоро развиваются в эти месяцы и ваши родительские навыки — от никак
не осознаю, чего он желает до мне понятны все его сигналы. Остановимся
на данной самая многообещающей стадии развития ребенка. Итак, первые 6
месяцев
ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ: ГРОМАДНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
Как обращаться с новорожденным? — извечный вопрос для всех начинаю-
щих своих родителей. Держите его побольше на руках и любите как возможно больше —
вот единственный ответ. Первый месяц — это время, в то время, когда родители уясняют
собственную задачу и приспосабливаются к новому участнику семьи Отложите до тех пор пока иг-
рушки. на данный момент они ребенку не необходимы, за данный месяц не случится скачка в
развитии его двигательных навыков. До тех пор пока ему не требуется ничего, не считая ваших
ласковых и заботливых рук.
Первые перемещения
Вглядитесь в данный маленький комочек, свернувшийся в люльке Таковой мир-
ный, негромкий Тяжело кроме того представить себе, что это именно он так выплясы-
вал у вас в животе в последние месяцы беременности Разверните проснувше-
гося младенца к себе. Его ручки и ножки будут подергиваться, как бы
распрямляясь по окончании сна. Это и имеется те пинки и самые толчки, каковые вы
сравнительно не так давно ощущали в животе Сейчас вы имеете возможность представить, что же проис-
ходило у вас в.
В то время, когда новорожденные дремлют либо находятся в покое, они сохраняют положе-
ние, к которому привыкли в материнском чреве В том месте было не весьма простор-
но, исходя из этого они тесно прижимают к себе ножки и ручки, подворачивая под
себя ступни Лежа на животе, новорожденные смогут развернуть головку ровно
так, дабы высвободить шнобель для дыхания.
Обратите внимание, как пружинят мускулы малыша. Если вы отведете в
сторону его ручку либо попытаетесь раскрыть кулачок, все скоро возвратится в
исходное положение. Наслаждайтесь данной пружинящей упругостью, в силу того, что
через пара месяцев эти качества утратятся. Распрямляя ручку либо
ножку младенца, вы имеете возможность услышать похрустывание в коленке либо локте.
Это обычный звук, издаваемый суставами и связанный с процессом расп-
рямления резиноподобных косточек и связок. Скоро он также провалится сквозь землю.
Вам думается, что перемещения младенца хаотичны и хаотичны, но пос-
ледние научные изыскания говорят о том, что в то время, когда новорожденные находятся в
расслабленном либо полностью спокойном состоянии, их перемещения начинают
покупать более ритмичный и организованный темперамент, двигательные по-
рывы сменяются паузами. Чем больше ребенок будет в состоянии сосре-
доточенного самообладания, тем стремительнее такие порывистые перемещения сменяются
ритмичными. Это — одна из обстоятельств, по которой мы поддерживаем стиль роди-
тельского поведения, снабжающий спокойное состояние ребенка.
В случае, если ваш кроха мало дрожит либо у него трясется подбородок, а ручки
и ножки подергиваются, заверните его в пеленку. Это окажет помощь уменьшить
хаотичные перемещения. Такое дрожание совсем нормально для новорож-
денных и в большинстве случаев проходит к концу первого месяца судьбы (см. раздел Ис-
кусство пеленания, с. 108).
Что новорожденные видят
В первые мгновения судьбы новорожденного убавьте свет в помещении. Как
все, кто выходит из темноты, только что появившиеся младенцы щурятся от
броского света. Помимо этого, у них смогут припухнуть веки в следствии сдав-
ливания головы на протяжении родов. Исходя из этого образ нового мира, в который при-
шел данный человек, в первые часы его жизни достаточно неотчетлив. И все же
в первые 60 секунд (время от времени до часа с момента рождения) новорожденные смот-
рят на мир обширно открытыми глазами, в которых читается неподдельный
интерес. Если вы и дальше станете загораживать крохе свет, он может в
чем-то отстать от своих 1-2-недельных сверстников.
В первые пара дней новорожденные держат глаза закрытыми, только
иногда и ненадолго приоткрывая их. Это может огорчить своих родителей, стре-
мящихся установить визуальную сообщение с ребенком. Попытайтесь держать мла-
денца перед собой на расстоянии 8-10 дюймов (20-25 см) от глаз, одной
рукой поддерживая его за головку, а второй — под попку. Легко поворачи-
вая его, осторожно наклоняйте примерно под углом 120°, а после этого нео-
жиданно тормозите. Такие вращательные перемещения вынудят малыша рефлек-
торно открыть глаза. Второй метод: бережно поддерживая головку ребен-
ка, переведите его в немного поднятое положение.
Новорожденные видят, но лишь родные предметы. Самый четко
они видят с расстояния 8-10 дюймов (20-25 см). И что примечательно, —
это конкретно расстояние от его глаз до глаз матери при кормлении грудью.
Подловите момент, в то время, когда младенец с обширно открытыми глазами находится в
состоянии спокойной сосредоточенности. Поднесите его к себе на указанное
выше расстояние и попытайтесь установить с ним визуальный контакт. В случае, если
вы больше приблизите ребенка либо отдалите его, изменится это самый
подходящее для привлечения внимания малыша расстояние интимности.
Как привлечь интерес ребенка
— Держите его на руках в вертикальном положении
— Подождите, пока кроха не сосредоточится
— Держите предмет, что вы желаете ему продемонстрировать, в 25 см от его ли-
ца
— Применяйте мимику: откройте обширно глаза и рот на протяжении беседы,
наряду с этим рассказываете негромким и ровным голосом
На что обожают наблюдать новорожденные?
Отечественная подсказка: оно должно быть округлой формы, контрастной окраски,
с резкими очертаниями. Нет, это не грудь, не смотря на то, что вы близки к разгадке.
Вторая подсказка: оно двигается, подмигивает, радуется. Конечно же, но-
ворожденные обожают разглядывать лица, в особенности своих родителей. Вот и пре-
доставьте им такую возможность. Имеется что-то неординарно привлека-
тельное в самих чертах людской лица. Исследователи показывали че-
тыре диаграммы 40 новорожденным, показавшимся на свет всего 9 мин. на-
зад. И что же? Они поворачивали глаза и головки, и проявляли инте-
рес к тем диаграммам, на которых сочетание знаков напоминало черты лица
человека. Намного меньший интерес позвали у них диаграммы с беспорядоч-
ным размещением знаков. Если вы начнете играться в эти гляделки со
своим новорожденным, может оказаться, что лицо отца завлекает его
больше. Это происходит из-за более четко выраженного цветового контрас-
та, в особенности в случае, если у папы имеется усы и борода. Так, родительские
лица — лучший объект для сосредоточенного взора младенца, после этого следу-
ют черно-белые портреты либо фотографии, и черно-белые контрастные
узоры (как шахматная доска).
Новорожденные очень привередливы, отбирая то, на что желали бы обра-
тить собственный взор. Если вы не носите очки неизменно, но в один раз предстали
в них перед младенцем, он может взглянуть на вас озадаченно, а после этого и
вовсе отвернуться, как бы раздумывая: Что произошло с данной картиной?
Такая реакция еще раз говорит о том, что кроме того самые мелкие дети в состо-
янии хранить черты лица собственных родных в банке визуальной памяти. Они с
момента рождения запрограммированы обращать внимание на лица людей.
Вы не в фокусе
Время от времени думается, что у него косят глазки, а время от времени — нет, — довольно часто
подмечают родители. Периодическое скашивание глаз в этом возрасте — нор-
мальное явление. Но постоянное косоглазие — предлог для обращения к доктору.
Фокусированный прямой взор может временами не сберигаться приблизи-
тельно до 6-месячного возраста. Потому, что новорожденные не наблюдают од-
новременно двумя глазами, зрительный образ не попадает в одно да и то же
место на сетчатку глаз. Такое монокулярное зрение — итог недоста-
правильной глубины восприятия. Понемногу, по мере того как ребенок обучается
держать головку, его зрительные образы становятся яснее, глубина воспри-
ятия возрастает и он продолжительнее удерживает сфокусированный взор. Бино-
кулярное зрение начинает развиваться примерно через 6 недель по окончании
рождения, а завершается процесс его формирования к 4 месяцам.
Как выяснить, страдает ли ребенок косоглазием
У некоторых детей большое расстояние и широкая переносица между глаз-
ными яблоками. Исходя из этого вам может казаться, что глаза их косят, не смотря на то, что это
не так. Вы имеете возможность посветить мелким фонариком в глаза крохе. Обратите
внимание, в одном ли месте находятся отблески света от него. В случае, если в од-
ном глазу таковой отблеск был посередине, а в другом — вне центра,
это указывает, что мускулы одного глаза не сильный. Поведайте о ваших наблю-
дениях доктору. Приблизительно так и контролирует доктор зрение при регулярных конт-
рольных осмотрах младенца.
Умение рассматривать
В первые семь дней глаза ребенка скользят по вашему лицу, редко останав-
ливаясь более чем на пара секунд, не обращая внимания на ваши просьбы: Пос-
мотри же на меня. Кроме того по окончании того, как кроха обучится лучше фокусиро-
вать взор (примерно через 2 семь дней с момента рождения), все рав-
но чаще он не составит большого труда скользить по вашему лицу. Умение сосредоточивать
взор на неподвижном либо движущемся объекте придет только к 4 месяцам.
Время от времени, в случае, если новорожденный расслаблен либо находится в нормально-сосре-
доточенном состоянии, какой-то предмет либо лицо смогут привлечь его вни-
мание на пара мин.. Попытайтесь игру глаза в глаза. Держите ре-
бенка на самоё удобном для него расстоянии от ваших глаз. Его возможно
выяснить, медлительно перемещая малыша то ближе, то дальше, пока взор
ребенка не станет сосредоточенным — в большинстве случаев это 8-13 дюймов (20-33 см).
В случае, если кроха, как в большинстве случаев, лежит на пояснице, ему такая игра надоест быст-
рее, чем в то время, когда вы придаете ему вертикальное положение. В нем младенцы
более внимательны.
Что смогут слышать новорожденные
Новорожденные предпочитают более большой материнский голос отцовско-
му, они кроме этого обожают низкие звуки — с утробными нотками (так как это та
музыка, к которой они привыкли в материнском чреве). Они стремительнее успока-
иваются, слушая музыку с медлительно ускоряющимся и замедляющимся ритмом.
Чаще это хорошая музыка. Громкая рок-музыка с ее хаотичными
ритмами нарушает самообладание новорожденных.
Уверены в том, что младенцы определят мелодии, каковые многократно слушали еще
до рождения (к примеру, фортепьянные пьесы, каковые их мама игралась в пе-
риод беременности). Либо более пристально прислушиваются к рассказам,
каковые их мать довольно часто просматривала вслух на протяжении беременности.
Вам вовсе не нужно ходить на цыпочках и сказать шепотом в помещении,
где находится новорожденный. У малышей имеется необычная свойство не
принимать раздражающие их шумы. Эти преграды действуют кроме того тогда,
в то время, когда ребенок бодрствует. Время от времени вы продолжительно не имеете возможность дозваться заигравше-
гося малыша и вы волнуетесь, а слышит ли он по большому счету? Все в порядке,
легко он не подмечает вашего зова. Дело в том, что дети весьма избира-
тельно относятся к информации из внешнего мира. В то время, когда вы обращаетесь к
ребенку, заинтересовавшемуся подвешенными погремушками, внимание к ним
подавит все другие эмоции, и он не настроится на ваш голос. Попытайтесь
позвать его еще раз, но в то время, когда он отвлечется от собственного занятия. Эта осо-
бенность поведения сохранится, и в то время, когда ребенку исполнится 2 года.
Новорожденные способны оградить себя от переизбытка чувственного
восприятия. Так, в случае, если в доме начинается шумная суматоха, одни дети ста-
новятся раздражительными, другие же, наоборот, впадают в глубочайший сон,
как бы говоря: Ну, это уж через чур. Я отключаюсь.
Любопытно, что новорожденные смогут сопоставлять звук с его источни-
ком, — это именуется ориентацией. Позовите ребенка, пребывав справа от
него, и он может развернуть голову вправо. Проделайте то же, но с другой
стороны. Но не все новорожденные отлично улавливают источник звука, и
не следует тревожиться, в случае, если в первые 2 месяца ваш кроха не имеет возможности разоб-
раться, откуда исходит ваш голос. Основное — он его слышит. Материнский
голос — что-то совсем особое для новорожденного. Он может выделять
его среди множества вторых голосов и звуков.
В случае, если младенец всегда слышит одинаковые звуки, они становятся
привычными и не будут стимулировать предстоящее его развитие. В то время, когда у вас
не получается звуковой контакт с малышом, попытайтесь поменять то-
нальность собственного голоса. Увидьте кроме этого, что дети выглядят озадаченными,
если не видят того, кто с ними говорит, и обожают наблюдать на собе-
седника. Дабы привлечь к себе внимание ребенка, сперва установите с
ним фиксированный контакт глаза в глаза, а после этого начинайте сказать.
(О нормативах проверки слуха ребенка вы сможете прочесть на с. 676.)
— О ГРОМКОСТИ ЗВУКА. Через чур громкие звуки (рок-концерт к примеру) мо-
гут вредить слуху. Громкость музыки должна быть таковой, дабы не мешать
беседе. В случае, если приходится напрягать голос, значит, она чрезмерна.
Собственное разумение
Большая часть из того, что делают новорожденные, они делают рефлектор-
но. В то время, когда они голодны либо обиженны, они машинально начинают пла-
кать. Для них никак не подходит совет: сперва поразмысли, а позже
действуй.
Привычные запахи
Свойство к обостренному восприятию запаха начинается в один момент
и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос
матери из множества вторых, но и обнаружить ее по запаху. Было совершено
увлекательное изучение с 6-дневными младенцами. Каждого из них подноси-
ли к груди нескольких мам, но он тянулся лишь к груди собственной матери,
независимо от того, было ли в ней молоко. Свойством распознавать
собственного малыша по запаху владеют и матери. В частности, так поступают
незрячие дамы.
Мнимые образы
Обучение новорожденных начинается со рвения к комфорту и более
полному удовлетворению потребностей. Они желают имеется, просятся на
руки, дабы устроиться эргономичнее, и для всего этого у них имеется лишь
один язык — плач. Поставьте себя на место новорожденного: Я плачу — и
меня берут на руки. Я плачу — меня кормят. Я опять плачу,
в то время, когда остаюсь один, — и меня опять берут на руки. По окончании неоднократного
повторения таких ответов и сигналов у него формируется мнимый об-
раз, картина, изображающая то, чего направляться ожидать в следствии плача.
Эксперты, занимающиеся проблемой развития ребенка, именуют такие
картины схемами. Чем больше таких мнимых образов создается у ма-
лыша, тем лучше начинается его разум. Так, исходный рефлекс,
плач, перерастает в мышление, либо когнитивный процесс. Наряду с этим в созна-
нии ребенка рождаются образы, которые содержат ответ на его потребность. Од-
новременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.
Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. В то время, когда вы
лишь начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши
действия: Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Либо он
сесть мне на шею? Возможно! Чем чаще вы станете зани-
маться таковой гимнастикой для ума, тем стремительнее обучитесь интуитивно
ощущать, что необходимо ребенку, и поступать практически рефлекторно, т.е.
функционировать прежде, чем думать.
Неизменно развивая язык общения с ребенком (сообщение сигнал — ответ),
вы скоро придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет
идти параллельно, и вы обучитесь подстраиваться приятель под приятеля — ваш ма-
лыш, в головке которого уже много красивых картин вероятного взаи-
модействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.
Стиль сближения, включающий общение по типу сигнал — ответ, воспи-
тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать потребности,
дабы их стремительнее осознали окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам
руки в ожидании, что вы их поносите. Наряду с этим у них появляются образ —
картина: Взять на руки и поиграть и соответствующий сигнал вам.
Обоюдное совершенствование
Картины-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего по-
мощи от вас. Родители также воображают себе образ того, чего желает их
чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию,
а от матери — к детскому.
Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отве-
чают, опасаясь сделать детей через чур зависимыми либо попасть в подчинение
к ним (Не желаем, дабы он вил из нас веревки). Разум ребенка, призывы
которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказы-
вается не так богатым. Не зная, какого именно ответа направляться ожидать, он
не имеет возможности воссоздать образ-картину, подсказывающую, что должно последо-
вать за его плачем либо каким-то вторым знаком. Голова его заполнена
карточками-пустышками. Мать также в значительной мере обеднена, пос-
кольку сигналы ребенка не совершенствуются и осознать, что ему необходимо, ей
так же, как и прежде весьма сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонима-
ние, как в первом случае. младенец и Мать мало что знают о мыслях приятель
приятеля, и между ними начинает появляться определенная расстояние.
в один раз я растолковывал юный маме, как ей лучше наладить контакт с но-
ворожденным. Казалось, она все осознала, но позже внезапно озабоченно спроси-
ла: С этими призывными звуками ясно, но что в случае, если я так глупа,
что дам на них неверный ответ. Предположим, он мокрый, а я поразмыслю,
что он желает имеется? Я ободрил ее: Вы не сможете ошибаться и быть глу-
пой, в то время, когда заберёте ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. В случае, если ма-
лыш начал плакать и вы забрали его, а он кричит ,
по всему перечню вероятных обстоятельств этого крика, пока не отыщете то, что
тревожит вашего ребенка. Основное же, собственными действиями вы продемонстрируете, что
готовы его выслушать и стараетесь ему оказать помощь.
Главные поведенческие состояния ребенка
— Плач. Громкие, обиженные крики, сопровождающиеся резкими нескоор-
динированными перемещениями конечностей. Сейчас весьма сложно завла-
деть вниманием ребенка. Такое поведение не очень приятно и для самого малыша, и
для его родных.
— Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосре-
доточенность, но конечности и голова ребенка двигаются, он словно бы погру-
жен в себя и не подмечает вас. Думается, что ребенка завлекают перемещения
его собственного тела.
— Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные;
конечности пребывают в относительном покое. Думается, что ребенок созер-
цает окружающую обстановку. Это самоё подходящее состояние для взаи-
модействия и обучения.
— Дремота. Глаза открыты, но слипаются либо начинают закрываться.
Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по
лицу проходят сонные полуулыбки. Он лишь проснулся либо планирует зас-
нуть.
— Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и ли-
цо иногда подергиваются; дыхание неровное, появляются вспышки
двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.
— Глубочайший сон. Перемещения ребенка сведены к минимуму, выражение лица
спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и бол-
таются, как у тряпичной куклы.
Наслаждайтесь ухмылкой вашего новорожденного
С первой ухмылкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все
постоянное нянченье и бессонные ночи. Вы с восхищением думаете: Мой кроха
вправду меня обожает. Но внезапно пузырем надулись его щечки, и вы ра-
зочарованно вздыхаете: Ой, это всего лишь выходит воздушное пространство. По окончании довольно много-
летних наблюдений за ухмылками новорожденных мне самому хочется выдуть
воздушный пузырь. Младенцы смогут радоваться и вправду радуются, а
не просто выпускают воздушное пространство (не смотря на то, что и это не редкость по окончании того, как они изба-
вятся от лишних газов).
Как ветераны в деле изучения детских ухмылок мы с достаточным на то
основанием делим их на два главных типа: внутренние и внешние ухмылки.
Внутренние, как бы обращенные в себя ухмылки более свойственны для первых
нескольких недель и замечательно отражают состояние внутренней удовлетво-
ренности. Время от времени это как бы сонные полуулыбки; время от времени только легкое подра-
гивание уголков губ. Видятся и другие ухмылки: облегчения — в то время, когда
прекращаются колики, удовлетворения — по окончании хорошей еды либо в то время, когда детей
берут на руки и начинают укачивать. Другой раз возможно поймать ухмылку ребен-
ка, играясь с ним. Такие ранние ухмылки наподобие сигнала: Мне отлично. Они
заставляют и вас пережить приятные мгновения. И однако пройдет еще
пара месяцев, перед тем как у малыша покажется внешняя ухмылка при обще-
нии с вами. Она предназначена лишь вам и думается вам поразительно плени-
тельной.
Каковы бы ни были обстоятельства ухмылки малыша, наслаждайтесь ею, — и
скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, — все они не что иное,
как не сильный подобия будущей осознанной ухмылки во целый рот.
РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННЫХ
У новорожденных, как, но, и у взрослых, имеется два типа поведения:
сознательное, в то время, когда вы сперва думаете, а позже действуете, рефлектор-
ное, в то время, когда ваши реакции осуществляются машинально. Если вы показывае-
те крохе погремушку, в его голове появляется такая, быть может, идея:
Мне необходимо рукой забрать погремушку. Мозг отправляет данный сигнал мускулам,
инструктируя их, как схватить игрушку. В случае, если дотронуться погремушкой до
определенного места на коленке малыша, его ножка машинально дернется
— это рефлекс. По большей части поведение новорожденных рефлекторно, но по ме-
ре совершенствования нервной совокупности их действия становятся все более
осмысленными. В младенческий период у человека существует около 75 при-
митивных рефлексов. Солидная их часть — познавательного характера, неко-
торые — защитные, остальные — для других целей. Вот самые интересные
из них.
Рефлексы рта. Они оказывают помощь младенцу обнаружить источник пищи и насы-
щаться. Самые серьёзные из таких рефлексов — сосательный и глотательный.
Обратите внимание, что ваш ребенок начинает машинально делать соса-
тельные перемещения, в то время, когда вы протираете его мягкое небо, губы и рот изнут-
ри либо щеки и подбородок. Близок к этим рефлексам поисковый (либо иссле-
довательский). Пощекочите легко соском лицо младенца, и он развернёт в
эту сторону головку, как бы стараясь разыскать пищу. Данный рефлекс к 4
месяцам понемногу исчезает, в силу того, что к этому времени у малыша появля-
ются более идеальные навыки.
Рефлекс испуга (рефлекс Моро). В случае, если нежданно убрать руку, поддержи-
вающую ребенка, он мгновенно попытается уцепиться за что-нибудь и, не
отыскав опоры, с испуганным лицом зайдется в крике. Непроизвольное хвата-
тельное перемещение при испуге — защитный рефлекс малыша. Он как бы говорит
вам: Мне нужен кто-нибудь, за кого бы я имел возможность ухватиться. Рефлекс испуга
особенно заметен в течение первого месяца судьбы и понемногу исчезает к
3-4 месяцам. Антропологи считают, что данный рефлекс, как и хватательный,
являются примитивными формами поведения, разрешающими детям прикреп-
ляться к матери.
Хватательный рефлекс. Погладьте ладошку малыша либо попытайтесь просу-
нуть собственный указательный палец в его кулачок со стороны мизинца, и вы по-
ощущаете, как прочно он сожмет его собственными пальчиками. Время от времени ребенок
так очень сильно захватывает ваш палец, что малыша удается немного поднять, пока он