Ворог пальма салю гало| зака| ла||к жел 10 глава

Методические советы. Логопед пишет на доске одно слово, не произнося его. По окончании того как дети прочтут это слово и повторят выделенные буквы, логопед закрывает слово. Дети пишут его по памяти и контролируют. Подобно ведется работа с остальными словами.

бант, март, воск, танк, зонт, полк, кран, крик, хохот, забрал, плёл, клюв

26. Игра «Поезд».

Вариант 1.

Оборудование: поезд, складывающийся из четырех вагонов. В первом вагоне три окна, во втором — четыре, в третьем — пять, в четвертом — шесть. Картины, на которых изображены лев, лось, рысь, тигр, слон, морж, зебра, жираф, шакал, страус, медведь, журавль.

Описание игры. Логопед предлагает детям назвать картины и додуматься, опираясь на количество звуков в слове, кто в каком вагоне едет. Дети поочередно выходят к доске и раскладывают картины под соответствующими вагонами, растолковывая собственный выбор.

Вариант 2.

Оборудование: поезд, складывающийся из семи вагонов, в каждом вагоне пять окон, в соответствующие окна вписаны гласные буквы; предметные картины, на которых изображены редис, тыква, укроп, арбуз, перец, сливы, вишни.

Описание игры. Логопед предлагает детям назвать картины и додуматься, что в каком вагоне везут, опираясь на написанные гласные. Потом работа строится подобно. Побеждает тот, кто не допустит неточности.

Стр.115

27. Прослушайте слова. Поразмыслите, какое слово дольше.

Методические советы. Логопед, именуя два слова, к примеру

дом — домик, смотрит за тем, дабы при ответе дети опирались не на смысловое значение слова, а на его звуковой состав, и требует, дабы они доказали правильность собственного ответа.

дом — домик час — 60 секунд

хвост — хвостик змея — червяк

палочка — палка ручеек — река

28. Игра «Поможем Торопыжке».

Описание игры. Логопед показывает картину с изображением Торопыжки и предлагает детям отыскать в памяти, из какой сказки данный персонаж (Н. Носов. «его друзей и Приключения Незнайки»), по какой причине его кличут Торопыжка. После этого логопед требует детей прослушать стихотворения, каковые в один раз прочёл Торопыжка, но потому, что он весьма спешил, то в некоторых словах пропускал звуки. И сейчас им нужно услышать эти слова, сказать их верно, сообщить, какой звук пропущен, и написать слова верно. По окончании исполнения работы дети контролируют, нет ли среди них Торопыжки (просматривают написанные слова, четко произнося любой звук).

Роет почву ветхий кот. Тут мрачно, попросим папу

Под почвой он живет. Нам включить бросче лапу.

Говорит Володя Коле: Мелкие дети

— Тойку взял я в школе. Собирают с елок ишки.

Тут хорошее местечко, Торопыжка бы голодный,

Протекает рядом ечка. Проглотил утюг холодный.

29. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

У дома растет т.ава. Лена ест бу.ку. На полу лежат к.иги. Вера к.асит окно.

30. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Пиши б.квы ровно. К.шка сидит на полу. Мама куп.ла тапки. Мой р.ки с м.лом.

31. Пристально прочтите предложения. Отыщите неточности. Напишите эти слова

верно.

Дети пели пени. Белка песенки поет. Парни пришли в школу. В том месте они писали и просматривали.

Проверочные задания

I. Слуховые диктанты.

1. Выделите слова, обозначающие предметы, и слова, обозначающие действия.

волки, кусок, горка, идут, ушла, уроки, двор, буквы, приобрела, брали

Методические советы. При затруднении логопед напоминает, что слова, обозначающие предметы, подчеркиваются одной чертой, а слова, обозначающие действия, двумя чертами.

Стр.116

2. Выделите слова, обозначающие показатель.

чистый, травы, свёкла, толстая, куртка, прыгал, небольшой, брёвна, белая, спит

II. Зрительные диктанты.

1. Поставьте в словах ударение.

утка, окна, штаны, острый, строки, клумба, стрелки, ковшик, пеньки, уже, майка

Методические советы. Логопед пишет на доске одно слово, дает детям возможность прочесть его, после этого закрывает его. По окончании того как дети напишут все слова, логопед предлагает им прочесть их и поставить ударение.

2. В выделенных словах выделите мягкие согласные.

иг-ра-ют, ру-баш-ка, ка-пус-та, дик-тант, ель-ник, ку-куш-ка, о-кунь-ки, се-лёд-ка, ап-рель

III. Диктант с опорой на картины.

Примерный список картин: клумба, грабли, белка, чайник, крышка, пальцы, салют, цыпленок.

Методические советы. Картины стоят на доске. Логопед сперва именует все картины, после этого дети самостоятельно записывают их заглавия в тетради.

IV. Слуховые диктанты.

Методические советы. Выделенные слова логопед произносит так, как они пишутся.

Начертите схему первых предложений. Обведите несложным карандашом предлоги.

Была зима. Люба и юра гуляли. Юра катал Любу на санках. Детям было радостно.

В лесу.

Зайка сидит у куста. Белка в дупле грызет орешки. Лиса тащит мышку. Воют волки.

Вася шел по тропке. Он пришел к реке. Вася сел на берегу и начал удить рыбу. Он поймал довольно много рыбы. Мама сварила из рыбы

уху.

V. Зрительный диктант.

Методические советы. Для удобства работы целесообразно предложения писать на доске в столбик. Логопед открывает первое предложение, позволяет детям его прочесть, после этого предложение закрывает. Дети пишут, как запомнили. И т. д. По окончании того как дети выполнят задание, логопед может открыть все предложения и предложить им проверить выполненную работу.

Дворник мёл двор. Портной шил шубу. Доктор лечит зубы. Тётя варит свёклу. Швея шила пальто.

VI. Зрительно-слуховой диктант.

Методические советы. Логопед открывает первое предложение и просматривает его, сопровождая чтение указкой. После этого открывает второе предложение,

Стр.117

проводит подобную работу и т. д. По окончании чего дети самостоятельно просматривают целый текст. Позже логопед закрывает его и диктует детям.

Зимний период птицы ищут корм. Галка клюёт крошки хлеба. Ворона отыскала кусок мяса. Синица села на ель. В том месте дупло.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С Обучающимися 1-х (III) КЛАССОВ, СТРАДАЮЩИМИ НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Коррекционная работа с обучающимися 1-х (III) классов на начальных этапах ведется по той же совокупности, что и с обучающимися 1-х (IV) классов. Различие состоит только в том, что для работы с учениками семилетнего возраста предлагается пара больший количество речевого материала.

Итак, работа начинается с совершенствования и уточнения словаря. Ученики усваивают понятия «слова, обозначающие предмет», и «слова, обозначающие воздействие предмета». Из слов, обозначающих действие и предмет предмета, составляется простое нераспространенное предложение. Потом логопед ведет работу над структурой предложения, его распространением, грамматическим и интонационным оформлением.

На материале несложного нераспространенного предложения отрабатываем согласование глагола с именем существительным в числе и роде. После этого в эту структуру вводим имена прилагательные и формируем у детей понятие о словах, обозначающих показатель предмета. Потом формируем понятие о основных словах в предложении.

Планируя работу над грамматическим оформлением предложения, логопед может идти методом, предложенным для работы с детьми 6-летнего возраста, т. е. трудиться над падежными формами имен существительных в беспредложных конструкциях, после этого проводить работу над распространением предложения и практическим усвоением предлогов. В один момент возможно уделить время структуре предложения и интонационному оформлению, т. е. учить детей слышать и воспроизводить логическое ударение в предложении, строить его в зависимости от цели высказывания.

К концу второй четверти ученики 1-х (III) классов уже познакомились со всеми буквами алфавита, в достаточной степени овладели навыками чтения и письма. К этому времени, как показывает опыт, у детей, страдающих неспециализированным недоразвитием речи либо лишь фонематическим недоразвитием речи, уже начинают проявляться дисграфические неточности, каковые обусловлены несформированностью фонематических процессов. Исходя из этого, предотвратив аграмматизм, опять возвращаемся к теме «Слово» и ведем работу над его звуко-буквенным и слоговым составом. Работа над слого-звуковым анализом слова кроме этого строится по совокупности, предложенной в прошлой главе, но с учетом отличия в программах 1-х (III) и 1-х (IV) классов. Заканчивается первый год коррекционной работы формированием у детей связной монологической речи.

Стр.118

Работа над словом

В данной главе предлагаются образцовые виды заданий, а методические предпосылки логопед может прочесть в прошлой.

Слова, обозначающие предметы

1. Разглядите картины. Назовите их. Поставьте вопрос к каждому слову и

ответьте на него. Изобразите слова графически.

Список картин: жираф, носорог, тюлень, морж, зебра, олень.

Методические советы. Вариант I. Все картины розданы ученикам, они их разглядывают, не показывая друг другу. После этого один из учеников задаёт вопросы у собственного соседа: «Кто у тебя?» Тот отвечает (к примеру, жираф), открывает собственную картину и со своей стороны задаёт вопросы у следующего ученика: «Кто тебя?» Так по кругу раскрываются все картины. По окончании чего ученики еще раз именуют вою картину, ставят к ней вопрос и показывают остальным ученикам. Первый дет к доске и чертит графическое изображение названного слова, остальные ученики трудятся в тетрадях.

Вариант 2. По окончании того как ученики назовут все картины, логопед вызывает доске ученика, что показывает указкой на картину и задаёт вопросы: Кто? Ученики по указанию логопеда переспрашивают: Кто? и отвечают: Жираф. Логопед смотрит за тем, дабы интонация переспрашивающего ученика была легко удивлений, как словно бы ребенок удивлен, что логопед не знает этого животного, тогда как логопед задаёт вопросы строго и требовательно.

2. Разглядите картины. Назовите их. Поставьте вопрос к каждому слову,

изобразите слова графически.

Примерный список картин: пылесос, калитка, букет, вишни, расческа.

3. Вспомните и назовите предметы, каковые лежат на ваших партах в классе на протяжении урока. Поставьте вопрос к каждому слову.

4. Вспомните и назовите диких зверей и птиц. Поставьте вопрос к каждому слову.

Методические советы. Логопед побуждает учеников именовать диких зверей не только той полосы, в которой живут дети, но и животных, живущих в других климатических территориях нашей страны.

5. Разглядите и назовите картины. К картинам первой группы подберите

подходящую из второй. Сообщите, на какой вопрос отвечают заглавия картин.

Поставьте картины под соответствующие графические схемы.

Оборудование: карточки с полосами светло синий и зеленого цвета, картины: 1-я несколько — бабочка, гусь, пчела, морж, стул, печенье, шляпа, блузка; 2-я несколько — стрекоза, лебедь, муха, тюлень, кресло, пряники, шапка, рубаха.

6. Разглядите картины. Назовите их. Поставьте вопрос к каждому слову.

Изобразите слова графически. Расставьте картины в нужном порядке.

Оборудование: картины, изображающие живые и неживые предметы, ручки с синей и зеленой пастой либо светло синий и зеленые карандаши.

Стр.119

Методические советы. По окончании того как ученики назовут все картины и поставят к ним вопросы, логопед предлагает им самостоятельно изобразить слова графически, обозначая живые предметы одной чертой светло синий цвета, а неживые предметы — чертой зеленого цвета, и осуществляет контроль исполнение задания. По окончании работы ученики подсчитывают количество слов, обозначающих живые предметы, и количество слов, обозначающих неживые предметы. После этого логопед требует учеников не обращать внимания и перемешивает порядок картин на фланелеграфе. Ученики, открыв глаза, восстанавливают порядок, опираясь на графическое изображение слов в тетрадях. Не обязательно восстанавливать картины в том же порядке, в каком они находились, принципиально важно, дабы совпал порядок живых и неживых предметов.

7. Прослушайте слова. Изобразите их графически. какое количество у вас оказалось слов, обозначающих живые предметы, и какое количество — неживые?

корова, вешалка, чемодан, преподаватель, школьник, машина, машинист, варенье, повар, моряк, море

Слова, обозначающие воздействие предмета

1. Сообщите, какие конкретно действия делает ученик.

Методические советы. Логопед вызывает одного из учеников, дает ему инструкции так, дабы остальные ученики ее не слышали: похлопай, попрыгай, шагай, пой и т. д., и задаёт вопросы, какие конкретно действия делает Саша. Ученики должны ответить одним словом, к примеру, рукоплещет, прыгает, шагает и т. д. После этого роль логопеда может играться ученик.

2. Разглядите картину. Ответьте на вопрос что делает? Сообщите, что

обозначают эти слова. Начертите их.

Примерный список картин: девочка гладит, поезд спешит, мама подметает.

3. Игра «Упрямый ребенок».

Описание игры. Логопед говорит детям, что они внезапно стали весьма упрямыми и должны сказать все напротив. К примеру, если они услышат слово идет, то должны сообщить стоит и т. д.

идет —

ложится — хвалит — сломал — мочит — собирает —

шепчет

пришел

открыл

привязал

оторвал

уснул

(кричит)

(ушел)

(закрыл)

(отвязал)

(пришил)

(проснулся)

(стоит)

(поднимается)

(ругает)

(починил)

(сушит)

(разбрасывает)

4. Прослушайте слова. Услышав слово, обозначающее воздействие предмета,

поднимите карточку с его графическим изображением и поставьте к нему вопрос.

Оборудование: карточки с графическим изображением слова, обозначающим воздействие (по количеству учеников).

бежит, дерево, прыгает, звенит, белка, цветок, кружится, книга, несет, порхает, голова

5. Прослушайте словосочетания. Назовите слово, обозначающее воздействие,

поставьте к нему вопрос.

Стр.120

Пример ответа: едет, что делает?

едет по дороге, прыгает через веревочку, говорит брату, шьет платье, пишет письмо, стучит в дверь, режет ножом, сидит на стуле, звучно смеется, горько плачет, сладко спит

Разделение слов, обозначающих их действие и предметы

1. Поставьте вопрос к данному слову. Что обозначает это слово? Изобразите

его графически.

Методические советы. Логопед именует слова по одному.

Пример ответа: кто? Слово «котенок» ( обозначает предмет.

котенок, танцует, соловей, стучит, кукует, автобус, кукушка, спешит, поезд, часы, летит, тикают, самолет

2. К данным словам, обозначающим предмет, подберите подходящие по

смыслу слова, обозначающие воздействие.

Пример. Логопед: Береза (что делает?). Ученики: … качается, растет, гнется, красуется, пахнет и т. п.

береза (что делает?) . . . роза (что делает?) . . .

трава (что делает?) … ветер (что делает?) . . .

ливень (что делает?) . . . снег (что делает?) . . .

3. К данным словам, обозначающим действия, подберите подходящие по

смыслу слова, обозначающие предметы.

Пример: журчит (что?) ручеек, родничок.

летает (кто?) . . . поет (кто?) . . .

плавает (что?) … скрипит (что?) . . .

цветет (что?) . . . звенит (что?) . . .

4. Прослушайте слово. Сообщите, на какой вопрос оно отвечает. Что это слово

обозначает? Изобразите его графически.

кошка, налил, река, стул, косит, рыба, рисует, ливень, дерево, блещет, спит, сон, ночь

5. Прослушайте предложения. Назовите слова, обозначающие предметы, после этого

слова, обозначающие действия. Поставьте к ним вопросы.

Методические советы. Логопед произносит предложение два раза. В первом случае ученики именуют слово-предмет и ставят к нему вопрос, после этого при повторном произнесении логопед требует детей назвать слова, обозначающие воздействие предмета.

Спит рыжая лиса. Маленькая мышка убежала.

Растет боровик . Мокрое полотенце высохло.

Пришел необходимый автобус. Желтые листья осыпались.

6. Графический диктант.

Методические советы. Логопед именует вперемешку слова, обозначающие действия и предметы. Ученики чертят их графическое изображение в тетрадях. После этого подсчитывают количество слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих воздействие.

роща, кораблик, возит, молоко, сторожит, плывет, кольцо,

жужжит, вылезает, улитка

стр.121

Работа над предложением

1. Разглядите картины. Придумайте по ним предложение из двух слов. Составьте схемы предложений.

Оборудование: сюжетные картины: девочка прыгает через скакалку, мальчик рисует, маляр красит, поезд спешит, дети катаются на санках, мальчик плачет; графическая схема предложения для демонстрации на фланелеграфе.

Методические советы. Логопед ставит картину, изображающую девочку, на фланелеграф и предлагает ученикам ответить на вопрос кто? (девочка). После этого дети растолковывают, что обозначает слово девочка, находят карточку с графическим изображением и помещают ее под картиной. Логопед ставит вопрос: что делает? Ученики отвечают (прыгает), растолковывают, что обозначает это слово, находят соответствующее графическое изображение и помещают его рядом с первой карточкой. После этого логопед требует детей сказать оба слова (девочка прыгает). По окончании чего ученики посредством вопросов логопеда обозначают конец и начало предложения. С последующими картинами работа ведется подобно.

2. Разглядите картины. Составьте предложение по картине и данной схеме.

Поставьте вопрос к каждому слову в предложении.

Оборудование: сюжетные картины: девочка выпивает, дети играются, поезд едет, цветут астры; схема предложения для демонстрации на фланелеграфе.

Методические советы. Логопед показывает картину и ставит под ней схему. Говоря о первом слово, логопед

задаёт вопросы, какой вопрос возможно к нему поставить (кто? либо что? в зависимости от картины). После этого вопрос ставится ко второму слову, и логопед предлагает ученикам назвать предложение полностью (Девочка выпивает). Затем логопед меняет местами

и требует

графические изображения слов в предложении

назвать предложение по новой схеме (Выпивает девочка). Подобно ведется работа с другими картинами. После этого дети поочередно повторяют все составленные предложения в соответствии со схемами.

3. Разглядите картины. Составьте по ним и данным схемам предложения из двух слов. Поставьте вопрос к каждому слову в предложении.

Примерный список картин: собака лает, соловей поет, рыба плавает, повар варит, портниха шьет, уборщица подметает, живописец рисует, певица поет; схемы предложений, начерченные на доске.

4. Разглядите картины, составьте предложения по схемам и картинкам. Примерный список картин: кошка лежит, умывается; астра, георгин цветут; мальчик сидит, ест; машина, автобус едут и т. п.

Методические советы. Логопед предлагает ученикам назвать по картине слова, каковые отвечают на вопрос что? (астры, георгины), после этого показывает на любой предмет и задаёт вопросы: Что делает? (Цветет Астра цветет. Георгин цветет), потом логопед чертит первую схему предложения и предлагает ученикам составить предложение про астру и георгин (Астра, георгин цветут), наряду с этим логопед следит, дабы дети не произносили альянса и четко проговаривали окончание глагола.

Подобно ведется работа с другими картинами.

Стр.122

5. Сперва закончите предложение одним словом, после этого скажите его полностью. Поставьте вопрос к окончательному слову.

Школьник идет. Школьники . . . .Звезды светят. Звезда … .

Соловей поет. Соловьи …. Котята играются. Котенок ….

Гриб растет. Грибы …. Ученики пишут. Ученик ….

Ира красит. Девочки …. Дети лепят. Олег ….

Хор поет. Дети …. Вороны кричат. Ворона ….

Липа цветет. Липы …. Автомобили спешат. Машина ….

Говоря о первом слово, логопед

задаёт вопросы, какой вопрос возможно к нему поставить (кто? либо что? в зависимости от картины). После этого вопрос ставится ко второму слову, и логопед предлагает ученикам назвать предложение полностью (Девочка выпивает). Затем логопед меняет местами

и требует

графические изображения слов в предложении

назвать предложение по новой схеме (Выпивает девочка). Подобно ведется работа с другими картинами. После этого дети поочередно повторяют все составленные предложения в соответствии со схемами.

6. Прослушайте предложения, окончания слов.

Измените их по примеру. Четко скажите

чт. Ветры дуют. Веек

Пример: Щенок скулит. Щенят тер дует.

Ворона каркает. . .. Травы увядают.

Утка крякает. . .. Листья опадают.

Дожди льют.

Псы лают. . . . Цветы засыхают.

Мыши шуршат.

7. Замените два предложения одним, складывающимся из двух слов.

Методические советы. Логопед произносит два предложения и требует заменить их одним предложением, требуя четкого произнесения окончаний глаголов. В случае, если дети затрудняются, логопед может оказать помощь им вопросом что они делают? либо дать пример.

Пример:

(Дети наряжаются.)

Лена надевает кофту. Игорь надевает пальто.

Методические указания. Логопед показывает на первую схему, дети составляют предложение по картине соответствующей структуры. После этого логопед показывает на вторую схему, ученики изменяют структуру предложения в соответствии со схемой.

4. Разглядите картины, составьте предложения по картинам и данным схемам.

Света натягивает сапоги. Володя застегивает ботинки.

Наташа ест суп. Андрюша ест котлету.

(Дети обуваются.)

(Дети обедают.)

Стр.123

Корова ест траву на лугу. (Животные пасутся.)

Лошадь ест траву на лугу.

Мальчик просматривает книгу.

(Дети занимаются.)

Девочка пишет.

8. Разглядите и назовите картины. Составьте предложение из двух слов,

верно поменяв названное логопедом слово. Замените слова, обозначающие

предметы, подходящими словами он, она, оно либо они.

Список картин: 1-я несколько — пиджак, пальто, рубаха, штаны; 2-я несколько — крыжовник, малина, яблоко, ягоды.

Методические советы. Ученики разглядывают картины 1-й группы. Логопед именует слово-действие висел. Ученики составляют предложения, опираясь на картины. (Пиджак висел. Рубаха висела. Пальто висело. Штаны висели.) После этого слова, обозначающие предметы, заменяются на индивидуальные местоимения третьего лица. (Он висел. Она висела. Оно висело. Они висели.) Логопед смотрит за верными окончаниями глаголов.

Подобно ведется работа с картинами 2-й группы и глаголом зрел.

9. Прослушайте слова. К каждому слову подберите подходящую по смыслу

картину. Составьте предложение из двух слов.

Список картин: куст, елочка, яблоко, вишни, месяц, лампа, солнце, звезды, столб, скамья, весло, сапоги.

Методические советы. Логопед говорит слово, обозначающее воздействие, к примеру, рос, ученики показывают и именуют картину куст, после этого составляют предложение: Рос куст.

рос, росла, росло, росли;

светил, светила, светило, светили;

стоял, стояла, стояло, находились

10. Прослушайте слова, каковые обозначают действия. К ним подберите под

ходящие по смыслу слова, обозначающие предметы. Нарисуйте эти предметы.

Составьте предложения по своим картинам и данным словам.

Методические советы. Логопед именует слово, обозначающее воздействие, к примеру, скрипела. Ученики подбирают подходящие по смыслу слова, к примеру, дверь, кровать, береза, после этого рисуют картину. По окончании чего именуют предложение (Береза скрипела. Дверь скрипела и т. п.).

сохло, кричали, находились, летела

На последнем этапе работы над несложным нераспространенным предложением учим детей верно определять границу предложения, дробить целый текст на предложения, произносить предложения с верной интонацией. Способы данной работы обрисованы в прошлой главе. При работе с учениками 1-х (III) классов в предложенные ранее задания возможно включить пара дополнительных упражнений.

Дополнительные упражнения

1. Прослушайте предложения. Обратите внимание на интонацию. Поднимите соответствующий символ в конце предложения.

Оборудование: у каждого ученика карточки с изображением вопросительного знака и точки.

Стр.124

Вырос лук. Лук вырос? Ливень идет. Идет ливень? Кораблик плывет. Кораблик плывет?. Снег отправился. Снег отправился?

2. Скажите предложение с указанной интонацией.

Оборудование: у логопеда карточки с изображением вопросительного знака и точки.

Методические советы. Логопед произносит предложение, после этого показывает один либо второй символ. Дети повторяют это предложение с повествовательной либо вопросительной интонацией.

Пример ответа: Наступила осень. Наступила осень?

Наступила осень. Не так долго осталось ждать зима. Закончилась четверть. Приехала бабушка.

3. Разглядите картины. Составьте по ним предложение по указанной схеме.

Примерный список картин: бегущие от дождя дети, плывущий кораблик, летящий самолет и т. п.

Методические советы. Логопед ставит картину и говорит о схемах вперемешку.

РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ ОФОРМЛЕНИЕМ и РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе

Работа с детьми 7-летнего возраста на данном этапе ведется в двух направлениях.

Сперва детям дается представление о словах, обозначающих показатели предмета. Эти слова рассматриваются в структуре несложного предложения.

Параллельно ведется работа над верным согласованием имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

Так, с одной стороны, мы трудимся над структурой предложения, с другой — над его грамматическим оформлением.

Начало работы возможно строить подобно способам, предложенным в соответствующей части прошлой главы. Логопед предлагает детям следующие виды заданий.

1. Разглядите картины и прослушайте предложение. Подберите к слову-предмету подходящее по смыслу слово-показатель. Скажите предложение полностью.

Стр.125

Список картин: мак, маки, помидор, помидоры, огурец, огурцы, цыпленок, цыплята, дом, дома.

Методические советы. Логопед требует от детей чёткого проговаривания окончаний прилагательных.

Пример ответа: красный мак. Цветет красный мак.

Цветет мак. Зреет помидор. Созрел огурец.

Цветут маки. Зреют помидоры. Созрели огурцы.

Бегает цыпленок. Стоит дом.

Бегают цыплята. Стоят дома.

2. Разглядите картины. Прослушайте предложения. Подберите к слову-

предмету подходящее по смыслу слово-показатель. Скажите предложение полностью.

Список картин: роза, розы, астра, астры, береза, березы, курица, куры, собака, собаки, рыбка, рыбки.

Методические советы те же.

Расцвела роза. Цветет астра. Растет береза.

Расцвели розы. Цветут астры. Растут березы.

Клюет курица. Лает собака. Плавает рыбка.

Клюют куры. Лают собаки. Плавают рыбки.

3. Разглядите картины. Прослушайте предложения. Подберите к слову-

предмету подходящее по смыслу слово-показатель. Скажите предложение полностью.

Список картин: яблоко, яблоки, дерево, яйцо, зеркало, полотенце, кольцо, деревья, яйца, зеркала, полотенца, кольца. Методические советы те же.

Упало яблоко. Стоит дерево. Варится яйцо.

Упали яблоки. Стоят деревья. Варятся яйца.

Сверкает зеркало. Висит полотенце. Лежит кольцо.

Сверкают зеркала. Висят полотенца. Лежат кольца.

4. Составьте словосочетание, подобрав к данному слову подходящее по смыслу

слово-показатель. Повторите словосочетание полностью. Придумайте предложение

с каждым словосочетанием.

Методические советы. Логопед смотрит за тем, дабы дети не повторяли ответы своих друзей.

Пример ответа: Апельсин сладкий. Я ем сладкий апельсин.

апельсин (какой?) . .. ведерко (какое?) . . .

груша (какая?) .. . игрушки (какие конкретно?) . . .

яблоко (какое?) … свитер (какой?) ….

фрукты (какие конкретно?) . . . кофта (какая?) . . .

мишка (какой?) . . . платье (какое?) . . .

машинка (какая?) . . . вещи (какие конкретно?) . . .

5. Прослушайте словосочетание. Назовите слово-предмет, поставьте вопрос

к слову-показателю.

Стр.126

Пример ответа: Посуда. Посуда (какая?) чистая.

чистая посуда острый нож светло синий море

мокрая тряпка кленовый лист высокое небо

свежая капуста ветхий дуб легкое облако

светло синий лента осенний сутки новое весло

меховая шапка трухлявый пень теплое белье

6. Задание то же.

садовые цветы золотая осень эргономичное жилье

лесные ягоды липовый мед грецкие орехи

съедобные грибы пчелиный рой сладкие ягоды

утепленные лучи сдобное тесто вареное яйцо

перелетные птицы узкая тропинка броские звезды

7. Прослушайте предложение. Отыщите в нем слово-показатель. Изобразите их

графически. Поставьте вопрос к слову-показателю. ‘

Методические советы. Работа ведется последовательно с каждым предложением.

CH02 ВОЛШЕБНЫЙ САЛЮТ 36 залпов, 0 8′


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: