Последняя треть XVIII в. – время, в то время, когда Англия скоро преобразовывалась по главным показателям публичного развития в ведущую капиталистическую державу мира. Многие факторы содействовали этому событию и многие характерные явления сопутствовали ему. Британская политико-правовая идея по-своему обрисовывала, растолковывала и оправдывала происходившие в стране большие социально-исторические перемены. Чуть ли не центральной сделалась в обществоведении тема благодетельной роли частной собственности, ее поощрения и защиты, тема активизма индивида, обеспечений неприкосновенности сферы личной жизнедеятельности людей и т.п.
Побеждало убеждение, что поступками индивида как частного хозяина движут как спонтанные импульсы, так и преднамеренный трезвый расчет на извлечение из собственных действий большой личной пользы.
В развитие для того чтобы рода представлений заметный вклад внес Иеремия Бентам (1748–1832). Он явился родоначальником теории утилитаризма, вобравшей в себя последовательность социально-философских идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха). Отметим четыре постулата, лежащих в ее основе. Первый: исключение страдания и получение удовольствия составляют суть людской деятельности. Второй: полезность, возможность быть средством ответа какой-либо задачи – самый значимый критерий оценки всех явлений. Третий: нравственность создается всем тем, что ориентирует на обретение громаднейшего счастья (хороша) для громаднейшего количества людей. Четвертый: максимизация общей пользы методом установления гармонии личных и публичных заинтересованностей имеется цель развития человечества.
Эти постулаты помогали Бентаму опорами при анализе им политики, страны, права, законодательства и т.д. Его политико-юридические взоры изложены в Правилах законодательства, во Фрагменте о правительстве, в Руководящих началах конституционного кодекса для всех стран, Деонтологии, либо Науке о морали и др.
В далеком прошлом и прочно Бентам числится в последовательности столпов европейского либерализма XIX. в. Принято вычислять ядром либерализма положение о свободе индивида, исконно присущей ему, об независимом пространстве деятельности, самоутверждения индивида, снабжаемом личной собственностью и политико-юридическими установлениями. Бентам предпочитает вести обращение не о свободе отдельного человека; в фокусе его внимания безопасность и интересы личности. Человек сам обязан заботиться о себе, о собственном благополучии и не надеяться на чью-либо внешнюю поддержку. Лишь он сам обязан определять, в чем содержится его интерес, в чем состоит его польза.
Что касается категории свобода, то она претила ему. Бентам видит в ней продукт умозрения, некоторый фантом. Для него нет принципиальной отличия между своеволием и свободой.
Свобода и права личности были для Бентама подлинными воплощениями зла, потому он не признавал и отвергал их, как отвергал по большому счету школу естественного права и политико-правовые акты, созданные под ее действием. Французская Декларация прав гражданина и человека, в соответствии с Бентаму, метафизическое произведение, части (статьи) которого допустимо поделить на три класса: а) невразумительные, б) фальшивые, в) одновременно и невразумительные и фальшивые.
Быстро критический настрой Бентама в отношении школы естественного права выразился и в отрицании им идеи различения права и закона. Обстоятельство для того чтобы отрицания данной идеи скорее не столько теоретическая, сколько прагматически-политическая. Тех, кто различает право и закон, он упрекает в том, что так они придают праву противозаконный суть.
Не разделял он кроме этого мнение о том, что государство и общество появились в истории при помощи заключения, между людьми соответствующего соглашения. Это мнение он расценивал как недоказуемый тезис, как фикцию. В вопросах организации власти Бентам стоял на демократических позициях. Таковые удачно подкрепляли и дополняли его либерализм. Он осуждал наследственную аристократию и монархию, был приверженцем республиканского устройства страны, в котором три главные ветви власти (законодательная, аккуратная и судебная) должны были быть поделены. Но Бентам не соглашался для того, чтобы эти ветви власти по большому счету существовали любая сама по себе и действовали независимо друг от друга. Он – за их кооперацию, сотрудничество, Будучи жёстким приверженцем демократически-республиканского строя, Бентам поддерживал введение в Англии однопалатной парламентской совокупности и упразднение палаты лордов.
С позиций Бентама, демократизировать направляться не только организацию конкретно власти. Демократизации подлежит в целом вся политическая совокупность общества. В данной связи он ратует, например, за всемерное расширение избирательного права, включая предоставление избирательного права кроме этого и дамам. Он сохранял надежду, что посредством университетов народовластия (а также таких, как свободная пресса, публичные дискуссии, публичные собрания и т. п.) возможно будет действенно осуществлять контроль деятельность законодательной и аккуратной правительства.
Назначение правительства, по Бентаму, обеспечивать первым делом безопасность и собственность подданных страны, т.е. делать по преимуществу охранительные функции. Он считает, что у правительства нет права определять, что есть счастьем для каждого отдельного человека, и тем более нет права навязывать ему (индивиду) такое представление и не смотря ни на что осчастливливать его. Весьма занимал Бентама вопрос об количестве правительственной деятельности, ее границах и направлениях. По этому вопросу он высказывался неоднозначно. Но в принципе он склонялся к тому, что, по крайней мере, прямое вмешательство страны в сферу экономики очень нежелательно, потому, что может привести к очень негативным итогам.
Заслуга Бентама – в его рвении высвободить законодательство от устаревших, архаических элементов, привести его в соответствие с случившимися в обществе социально-экономическими и политическими переменами; он желал упростить и усовершенствовать законодательный процесс, предлагал сделать судебную процедуру более демократичной, а защиту в суде дешёвой кроме этого беднякам. Основная неспециализированная цель всей публичной совокупности, по Бентаму – солиднейшее счастье наибольшего числа людей.