ЗАМЫСЕЛ ОТВЕТА
1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — лироэпическое произведение.
2. Создатель — лирический центр повествования в романа.
3. «В любой момент я рад подметить разность Между Онегиным и мной».
4. Динамика развития образа автора. Роль лирических отступлений.
5. Заключение.
1. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — лиро-эпическое произведение, роман в стихах. Лирическое и эпическое тут равноправны, образ автора не меньше ответствен, чем образы храбрецов. Эпическим в данном произведении есть сюжет, а лирическое — это авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю.
2. Создатель присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает собственные пояснения, суждения, оценки. Создатель — лирический центр повествования в романе. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-автор и повествователь — лирический храбрец, говорящий о себе, собственных переживаниях, взорах, жизни.
Сначала романа перед нами появляется вид идейно-передового, жизнелюбивого, человечного, умного поэта, проникнутого верой в будущее и прямо высказывающего собственные оценки о самых разнообразных явлениях социальной судьбе, литературы, театра и других. Это придает «самому задушевному произведению Пушкина» черты глубочайшей исповеди. Роман начинается предисловием, обращенным к читателю:
Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, совершенных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких воодушевлений,
Незрелых и увядших лет,
И сердца горестных замет.
Вправду, роман был начат поэтом в юности, а заканчивался, в то время, когда Пушкин уже осознавал, что юность уходит, а жизнь принесла довольно много разочарований и потерь. В романе-ежедневнике отражено пережитое, в нем и «холодные наблюдения ума», и «горестные заметы сердца», и раздумья о времени и о себе. В первых главах романа, начатых в условиях публично-политического подъема, авторский голос звучит шутливо-иронически, пронизан яркими интонациями. В последующих главах (начиная с пятой), написанных по окончании 14 декабря 1825 года, в годы ожесточённой реакции, тон автора получает все громадную сдержанность, серьезность, а в последних делается глубоко элегическим и драматическим. Уже в первой главе поэт вносит в текст последовательность автобиографических отступлений от сюжета. Любая из последующих глав отражает житейские факты и духовные биографии Пушкина, включая и его местонахождение в то время, в то время, когда эта глава писалась, и роман в стихах делается романом-ежедневником, из которого мы определим об авторе не меньше, чем о его храбрецах. Не просто так Герцен назвал роман «поэтической биографией» Пушкина.
3. Онегин и Пушкин неразрывно присутствуют совместно в романе:
Онегин, хороший мой друг,
Появился на брегах Невы,
Где, возможно, появились вы
Либо блистали, мой читатель;
В том месте некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Создатель, воображая Онегина в качестве собственного «хорошего друга», уточняет и события собственного знакомства с ним:
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
В Онегине автора завлекает «неподражательная странность и резкий охлажденный ум». И тот и второй познали «страстей игру», «в обоих сердца жар угас», «обоих ожидала злоба Слепой людей и Фортуны». Нравятся автору и умение Онегина вести «язвительный спор», его мрачные эпиграммы и жёлчные шутки. Совместно они бродили в белые ночи по уснувшей столице, находились над спящей Невой. Вместе с Онегиным создатель планировал путешествовать по «чужим государствам», но по воле случая они разошлись. Их объединяет и снисходительное отношение к Ленскому, и предпочтение Татьяны Ольге, и оценка дома Лариных в целом.
Онегин и Автор противопоставлены в отношении к театру: первый именует его «чудесным краем», а второй видит в нем только развлечение, высказывая светский взор на театр. Для Онегина природа — одно из звеньев перемены занятий, создатель же обожают природу. Они по-различному относятся к любви: для главного храбреца это «наука страсти ласковой», о себе же создатель говорит:
Увижу кстати: все поэты —
Любви мечтательной приятели.
Ответственна отличие и в их отношении к литературе. Об Онегине он пишет:
Не имел возможности он ямба от хорея,
Какмы ни бились, отличить.
Поэт прямо говорит, что он и Онегин — два различных лица:
В любой момент я рад подметить разность
Между Онегиным и мной,
Дабы насмешливый читатель
……………………………………
Не повторял позже безбожно,
Что намарал я собственный портрет…
Свободное движение повествования дает автору возможность легко переходить от одного предмета к второму, тем самым создатель может поведать обо всем: об одах и элегиях, о русском французских винах и театре, о лорде Байроне и безымянном германском булочнике, о собственном «брате Наполеоне и» двоюродном Буянове, оставшемся находиться у стенку Москвы в ожидании ключей от города.
4. «Роман храбрецов» существует в «романа автора». Лирические отступления воображают автора как храбреца собственного романа, воссоздают его биографию: лицей, Санкт-Петербург, южная ссылка, Михайловское. Создатель ни на 60 секунд не забывает, что он пишет собственный роман. Бессчётные рассуждения о классицизме, романтизме, композиции и сюжете романа наполняют страницы «Евгения Онегина»:
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго:
Несоответствии довольно много, Но их исправить не желаю.
Пора мне сделаться умней,
В делах и в слогепоправляться,
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.
Создатель рассуждает о собственном прошедшем, «в то время, когда в садах лицея… расцветал», в котором промчалась весна его дней, о настоящем и будущем.
5. Пушкину хотелось создать жизнеподобный роман. Таким романом стал «Евгений Онегин». Создатель сумел продемонстрировать в романе тот жизненный водоворот, которыйбыл нужен для верного понимания и раскрытия не только образов храбрецов, но и самого автора.