Первые города появляются в конце 9 – начале 10 в. Происходит становление административной совокупности, появление органов управления, формирование страны. От земледелия отделялось ремесленное производство. Упрочнение товаро-финансовых взаимоотношений и появление рынка, интернациональный товарообмен. Градообразование – отражение и показатель развития феодальных взаимоотношений.
Укрепленияотносятся к типу древесно-земляных фортификаций, главные элементы которых – вал и ров. Для упрочнения вала рубились древесные конструкции (клети) в пара венцов, заполнявшиеся почвой из рва. По гребню вала ставился частокол либо особые бревенчатые рубленые конструкции с бойницами и ходами. На угрожаемых участках рубились глухие башни. На пересечении линии вала с самые важными муниципальными улицами ставились воротные башни. С напольной стороны к воротным башням доходили мосты, переброшенные через ров, время от времени подъемные («Золотые» ворота в Киеве, «Золотые» ворота во Владимире, каменные башни в Изборске, Ладоге).
Внутригородская планировкабыла регулярной. В ее основе улично-усадебная совокупность. Автострады улиц соединяли наиболее значимые части города – княжескую резиденцию, епископский двор, соборные площади, торг – и выводили к проездным воротным башням. Часто владычные дворы и княжеские резиденции дополнительно окружались линией упрочнений. Муниципальные дворы-усадьбы размешались на протяжении улиц и ограждались частоколами. В древнерусских городах распознано три размера усадеб, что говорит об уровне имущественного и социального расслоения. На крупномерных (до 1500 кв. м) усадьбах ставились хоромы, часто в два этажа. В маломерных дворах (125-150 кв. м) застройка ограничивалась жилым домом и маленькой хозяйственной постройкой. Усадьбы среднего размера достигали 400-600 кв. м. На сервере дома рубленые, часто поставленные на подклет. На юге – заглубленные в почву каркасно-столбовые постройки.
Улицы мостились деревом. Такие мостовые изучены в Новгороде, Пскове, Киеве, Смоленске, Москве, Ладоге, Русе, Торжке, Берестье.
На раннегосударственной стадии в середине 10 в. лишь Новгород и Киев возможно назвать городами. К началу 12 в. насчитывалось 44 города. К 30-м гг. 13 в. известно 75 городов. Городам характерна иерархическая совокупность. Высшую ступень к 30-м гг. 13 в. занимали столицы независимых земель и княжений (10 городов), ниже размешались столицы удельных княжений (35 городов), остальные 30 городов были центрами округов-волостей, малыми городами, крепостями.
В древнерусских городах были сосредоточены органы церковного управления и государственного аппарата, концентрировались армейские силы. Они являлись центрами торговли и ремесла. Города были идеологическими и культурными центрами.
Вопрос 34. Археология Новгорода.
Хозяйство.Земледелие. Находки металлических втульчатыхузколезвийных сошников, каковые насаживались на рабочую часть древесной сохи. В 8 – 9 вв. появляются железныевтульчатыешироколезвийныенаральники и черешковые ножевидныелемехи – появление плуга. По окончании посева употреблялась зубчатая борона. Кроме этого употреблялись ручные орудия: цельнодеревянные лопаты, грабли, мотыги, вилы. Лопаты время от времени упрочивались металлическими оковками лезвия. Наиболее значимое орудие – серп. Коса употреблялась для заготовки сена. У новгородцев – косы и северный вид серпа.
Домашние животные: крупный скот , лошади, овцы, свиньи, козы. Разводили птицу.
Курганы новгородских словен дают много ромбощитковых височных колец – характерного украшения, кроме этого видятся перстнеобразные и трехбусинные кольца, узкие пластинчатые венчики и головные венчики из парчовой ленты с нашивными бляшками. Шейные гривны распространены на западных и ю-з окраинах Новгородской почвы. Свойственны небогатые ожерелья из стеклянных бус, подковообразные фибулы и бронзовые браслеты. Видятся ножи и глиняные гончарные сосуды. Пережитки обряда сожжения видятся в виде следов ритуальных кострищ либо скопления угля около погребенных. Жертвоприношения животных – в курганах отысканы кости домашних животных, кости петуха либо кур. В 11 – 12 вв. распространяется обычай класть в погребения талисманы-обереги в виде миниатюрных медных изображения лошадок, ключей, ложек, гребней, топориков.
Торговля.Купечество объединялось в опытные корпорации, каковые регулировали товарооборот, разглядывали по суду спорные торговые дела, снабжали соблюдение правил торговли, осуществляли сохранность финансово-весовых контрольных эталонов (Новгород). В Новгороде функционировали торговые фактории иноземного купечества – Готский, Германский двор. Торговля новгородских купцов с их зарубежными партнерами регулировалась межправительственными соглашениями.
Финансовое обращение.На рубеже 8 – 9 вв. хлынула масса арабской серебряной монеты – дирхемов. Большая часть монет была расплавлена в тиглях, часть осела в кладах. Для взвешивания монет использовались складные весы типа аптечных. Разновесами были бочковидные свинцовые гирьки, обтянутые бронзовым страницей. На смену дирхему приходит западноевропейский денарий. В начале 12 в. денарий исчезает из обращения. С этого момента розничная торговля переходит на безмонетную совокупность применения товаро-денег, при которой функцию денег делали стандартные ходовые предметы. Обращение серебра сохраняется только в сфере больших платежных сделок, для обслуживания которых с 12 в. начинается литье серебряных слитков – гривен. Новгородские (северные) гривны –брусковидные, 200 г. В Новгороде распознана категория предметов, которые связаны с административными функциями. Это древесные замки-пломбы, навешивавшиеся на мешки, в которых пребывали меха – дань-рента, распределявшаяся между должностными лицами и князем.
35БИЛЕТ. Ремесло Старой Руси. Темпы развития древнерусского ремесла были столь интенсивными, что уже в середине 30-х гг. XIII в. складывались условия для выхода на новый этап рыночного ремесленного производства, но монгольское нашествие нанесло столь разрушающий удар по экономике Руси, что темпы значительно замедлились.
Периоды в развитии ремесленного производства.
Первый период (до 20-х— 30-х гг. XIIe.) — это стадия вотчинного ремесла с работой на заказ. Рынок свободного сбыта еще очень сильно ограничен. Были созданы все главные виды ремесленного инструментария и заложены новые технологические базы древнерусского производства. Второй период (до 30-х гг. XIIIe.) расширился ассортимент товаров и в один момент случилась упрощение технологических операций. появляется горизонтальный ткацкий станок. В металлообработке вместо отличных многослойных лезвий используется менее качественная конструкция — лезвия с наварным острием. Появляется стандартизация. Товарное производство вытесняло вотчинное ремесло и содействовало расширению рыночного спроса. Ремесло. Базисной отраслью ремесленного производства была обработка железа. Производством железа в Киевской Руси постоянно занимались деревенские металлурги. Базой техники металлургического производства являлось прямое восстановление металлической руды в железное железо. Деревенские металлурги доводили процесс до изготовления полуфабриката— кричного железа. Находки криц в городских раскопах нередки.
Наровне с железом использовалась сталь. Сталь приобретали конкретно в домницах либо в кузнечном горне. Низкосортная сырцовая сталь шла на цельностальные изделия и на предстоящую переработку на лучшие сорта. Отличную сталь приобретали многократной кузнечной проковкой либо выдерживанием (томлением) в огнеупорном сосуде, нагреваемом в горне. Такая сталь шла лишь на качественные изделия или на наваренные и вваренные лезвия либо другие рабочие части изделий.
Кузнечное ремесло достаточно рано выделилось в особенную отрасль производства. Кузнецы трудились и в деревнях, и в городах.Они снабжали потребности в ремонте и производстве орудий труда. Инструментарий древнерусского кузнеца имел развитые, рационально созданные формы, сохранившиеся до наших дней.
Ассортимент товаров кузнецов был разнообразен: от ножей до сложных механических замков и трудоемких в изготовлении броней-кольчуг, что потребовало применения и знания многих технологических схем обработки железа. Самый распространенным было сочетание в изделии двух стали — и материалов железа механическим и химико-термическим методом.
Сваривание из трех полос: проходящей в меча металлической и двух боковых металлических. Такое лезвие легко вытачивается, а изделие благодаря металлическому мечу помогает продолжительно, практически до полного износа. Подобный прием использовался для того чтобы, серпов, кинжалов, клинков, бритв. В середине XII в. кузнецы упростили разработку: металлическое лезвие стали наваривать на металлический меч. Уровень качества изделия ухудшилось, срок пользования завершался стачиванием металлического лезвия. Разработка сварки традиционна для северо-русских кузнецов. В Южной Руси мастера обширно использовали другую технологическую схему: цельнометаллические поковки и цементацию. Русские кузнецы обладали сложными приемами узорчатой термической обработки и сварки.
Кольчуги-брони. Для сложности изготовления и оценки трудоёмкости брони достаточно представить, что простых размеров кольчуга делалась из 18 000-20 ООО колец, скреплявшихся между собой в определенной последовательности.
В XII в. насчитывалось не меньше 16 разных профессий, занятых обработкой стали и железа: замочники, ножевники, бронники и др.
Приемы обработки цветных металлов древнерусскими мастерами были классическими — литье, ковка, штамповка, чеканка. Сырьевая база цветной металлургии в Киевской Руси была ограниченна и во многом зависела от импорта.
Литейщики изготовляли разнообразные женские украшения, принадлежности костюма, предметы церковной утвари и культа, булавы и массивные кистени для солдат, весовые гирьки. Техника литья всегда совершенствовалась. Распространено литье в каменные формы, каковые служили для производства серии предметов. В середине XII в. появляется литье в имитационные формы, в которых подробно воспроизводились рисунок и форма сложного ювелирного изделия. Вверху- широкое отверстие — литник, а внизу — узкий выход. Такие формы использовались для литья «навыплеск». Сверху в литник заливался металл, часть которого при соприкосновении с каменными стенками застывала на них узким слоем, а другой металл вытекал через нижнее отверстие. Готовые изделия были пустотелыми, легкими. Изготавливаются во все возрастающем количестве предметы христианского культа — нательные крестики, образки-медальоны, иконки, энколпионы Было налажено производство церковной утвари. Храмовые интерьеры украшались напрестольными сенями (обнаружены городище Вщиж, Черниговское княжество).
На раннехристианской стадии достаточно популярны были предметы синкретического ( сочетание либо слияние «несопоставимых» взглядов характера и образов) мышления, сочетавшие дохристианские, языческие верования с новыми религиозными представлениями. Любопытны в этом отношении нательные литые медальоны ,на одной стороне которых изображалась Горгона, чьи волосы сплетались в змеиные тела-щупальцы, а на другой стороне — христианские персонажи: архангелы, Богоматерь, святые. Ремесленники продолжали выпуск предметов-оберегов, которые связаны с дохристианской символикой.
Ювелирнаяпродукция русских мастеров — это высокохудожественные изделия. Их находки значительно чаще связаны с кладами, зарытыми на протяжении военной угрозы. Такие клады отысканы в Киеве, Ветхой Рязани, Владимире, вторых городах. Клады не найдены в Новгороде, Пскове, Полоцке, Смоленске — в городах, каковые не были уничтожены монголами.
Древнерусскими ювелирами употреблялась различная техника обработки драгоценных металлов: скань (филигрань), зернь, эмаль (финифть), чернь, тиснение, чеканка. Сканный рисунок делали из узких золотых либо серебряных нитей, время от времени скрученных, напаивавшихся на золотую либо серебряную поверхность изделия. Столь же употребительно было исполнение рисунка бесчисленными каплями зерни.Часто русские ювелиры сочетали зернь и скань в одном изделии: на колтах, височных кольцах, медальонах.
В XII в. в городах широким спросом пользовались черненые серебряные украшения.
Рисунок изделия оттискивался на медных матрицах. Контур рисунка возвышался над плоскостью фона изделия, что заполнялся порошкообразной массой из строго нормированных пропорций серебра, меди, свинца и серы. По окончании обжига порошок впаивался в изделие, и рисунок выступал ярким силуэтом над черно-«бархатной» поверхностью украшения. В таковой технике изготовляли круп ные двустворчатые браслеты-бармы и наручи-оплечия.
Сложнейшей ювелирной техникой было мастерство перегородчатых эмалей. Его принесли на Русь греческие мастера, возможно, трудившиеся в Киеве, где поблизости от княжеских дворцов были вскрыты остатки трех эмальерных мастерских. Но, скоро русские ювелиры овладели сложнейшей техникой, и во второй половине XI в. в Киеве сложилась местная эмальерная художественная стилистика. Рисунок на изделиях делился, как бы дробился, на множество отдельных секторов-ячеек, каковые оконтуривались паутинками золотых перегородок, напаивавшихся на золотую базу предмета. Любая ячейка заполнялась стекловидной массой с добавкой различных минералов-красителей. По окончании обжига изделия эмаль накрепко соединялась с железной базой.
Перегородчатые эмали — дорогостоящее производство, в аналогичной технике делали особенные заказы церковных иерархов и князей. Керамика. Керамические изделия — горшки, миски, кувшины, сковороды, жаровни и другое . В ранних городских напластованиях лепной керамики уже нет, вся она сделана на гончарном круге. Гончарных горнов в городах домонгольского времени раскопано мало: в Белгороде, во Вщиже, Киеве, Ветхой Рязани, Вышгороде .На донцах керамических сосудов достаточно довольно часто видятся геометрические символы. Подобные время от времени фиксируются на древесной посуде
Обработка кожи и сапожное дело восстанавливаются лишь на основании раскопок в древнерусских городах,не везде. Для сырья кожевники применяли шкуры домашних животных. Выделка кожи — трудоемкий процесс, включавший пара операций, последовательность которых потребовал проточной воды, что определяло размещение производства вблизи родников, ручьев.
Женская обувь, и ножны, сумы обычно прошивались цветными нитками по растительному либо геометрическому орнаменту. Из кожи изготовлялось множество утилитарных вещей — ремни, сбруя, пояса, чехлы, ножны, рукавицы.
Древнерусские мастера удачно овладевали новыми ремеслами. Стеклоделие, которое зародилось в XI в. в Киеве, а уже в XII-XHI вв. достигло большого уровня и фиксируется в Новгороде, Пскове, Смоленске. Продукция стеклоделов — посуда, туалетные сосуды, кольца, бусы, браслеты наровне с импортными изделиями пользовалась широким спросом. Особенно популярными у горожанок в начале — середине XIII в. были стеклянные браслеты различных цветов, ровные и крученые, каковые много и везде находят в городских напластованиях.
Деревообработка.Древнерусские мастера отлично знали технические особенности всех пород древесины и учитывали их при подборе для постройки и изготовления разных предметов. По большей части употреблялась местная древесина — хвойные породы в строительных работах, лиственные для изготовления бытовых предметов. Из привозной древесины направляться отметить самшит. Эта очень плотная древесина поставлялась на Русь с юга.
Инструментарий, использовавшийся при обработке древесины, был разнообразен и по большей части сохраняется до сих пор. Главным орудием был топор. Полы в жилищах стелились из колотых топором досок. Избы крылись колотыми пластинами — лемехом, необычной «русской черепицей». Лемехом покрывались церкви. Улицы стелились колотыми полубревнами — плахами. Из дерева возводились мосты и сложные инженерные сооружения.
Резьба по дереву .Резьбой украшались элементы жилых хором — колонны, наличники, карнизы; мебель, комплекты посуды, гребни, ложки. Имеется расписанные предметы, но краска не хорошо сохраняется во мокром слое, что консервирует дерево. Видятся антропоморфные и зооморфные скульптуры, изображения птиц. Языческая древесная пластика весьма ясна и реалистична. В косторезном деле кроме этого обширно применяли резьбу. Особенно хороши изображения мифологических существ . Кроме того утилитарные предметы (рукояти ножей, гребни) часто украшались замысловатым узором.
Древнерусские ремесленники в собственном большинстве были небольшими производителями, имевшими инструментарий, ведущими самостоятельно собственный хозяйство, целью которого было не получение прибыли, а добывание денег на жизнь. Ремесленнику в большинстве случаев помогала в работе его семья. Вместе с ним трудились один-два подмастерья и один либо пара учеников.
ВОПРОС 36
В середине ХIII в. в следствии завоевательных походов на территории Евразии появилось одно из монгольских стран — Улус Джучи..
В собственном развитии Золотая Орда пережила пара этапов: становление (1242-1266 гг.); расцвет (1267-1359 гг.); упадок (с 60-х до 80-хгг. XIVв.), в то время, когда Орда властвовала лишь в пределах Поволжья.
Муниципальными центрами в Нижнем Поволжье были Сарай — столица Улуса Джучи (сейчас Селитренное городище, в 100 км выше Астрахани на протоке Волги — Ахтубе), Новый Сарай (Царевское городище под Сталинградом), в который в 40-х гг. XIV в. была перенесена столица, Водянское городище (в 40 км выше Сталинграда), Увек (под Саратовом), Хаджи Тархан (Астрахань) и др.
Во время расцвета Орды отдельные замки преобразовываются в муниципальные усадьбы с примыкающими к ним кварталами ремесленников. В этих городах появляются минареты и — общественные места мечети, бани, национальные ремесленные цеха, монетные дворы и т.п. Города и отдельные усадьбы благоустраиваются, обеспечиваются водой, канализацией, дорогами.
Жилые постройки в ордынских городах наглядно демонстрируют социальную ранжированность обитателей.
Низшую ступень социальной лестницы занимали рабы и полурабы. Они жили совместно в громадных прямоугольных либо круглых землянках. Эти жилища имели земляные лежанки (суфы) на протяжении двух либо трех вход и стен в виде узкой лестницы. Отапливались жаровнями. Площадь землянок 11-32 кв. м.
Зафиксированы случаи перестройки громадных землянок в дома с элементами благоустройства, в то время, когда в суфах прокладывались дымоходы-каны, соединявшиеся с печью-топкой, ставились круглые печи-тандыры для выпечки лепешек, делались тошнау — устройство для умывания.
Такие перестроенные либо изначально благоустроенные землянки меньшего размера (9-15 кв. м) являлись жилищами личной семьи полусвободных либо бедных свободных жителей. Малоимущие жили кроме этого в однокомнатных зданиях, частично заглубленных в почву. Эти дома имели древесные стенки, обмазанные глиной.
Архитектурный декор
Наземные однокомнатные квадратные в плане дома площадью от 10 до 50 кв. м с древесными либо кирпичными сырцовыми стенками могли быть жилищами бедняцких семей, слуг либо зависимых людей. Постройки довольно часто входили в комплекс богатых усадеб. Они имели все элементы благоустройства в помещения. В суфах устраивались двойные либо тройные линии дымоходов. Время от времени пара однокомнатных построек соединялись в многокомнатные дома. Эта тенденция стала причиной тому, что позднее стали сходу ставить многокомнатные постройки, кирпичные и древесные, образованные несколькими соединенными между собой зданиями, в большинстве случаев с личными входами.
Жилищами ордынской аристократии были громадные многокомнатные дома, Огромные постройки до 570-580 кв. м возводились из дерева, сырцового или жженого кирпича. Пол выстилался жженым кирпичом, время от времени поливным. Лежанки-суфы центрального зала имели многоканальные каны. В центре устраивали бассейн. Стенки центральных комнат расписывались по белой штукатурке, украшались изразцовыми панно. По сторонам зала размешались жилые, складские, хозяйственные помещения, имелись особые детские помещения. Время от времени в доме насчитывалось до 10 и более помещений. Жилые помещения белились, время от времени расписывались. Особые помещения отводились под тошнау, в большинстве случаев с кирпичным полом, тандыры, домашнюю мельницу. Имелись внутренние дворики. Центральные входы архитектурно декорировались. Для остекления в окна вставлялись гипсовые решетки. Двери оформлялись алебастровыми орнаментированными наличниками.
Вблизи дворца ставились баня, дома для охраны и слуг, мастерские ремесленников. Площади усадеб достигали 10 000 кв. м. В усадеб непременно размешался колодец, время от времени бассейн. Во дворах у домов находились тандыры, открытые либо под навесами. Видятся хозяйственные ямы, а также зерновые. На громадных усадьбах выгораживались сады. Усадьбы ограждались стенками домов, глухими фасадами выходившими на улицу, и глинобитными заборами. Летом во дворе ставились легкие шатры — юрты.
Стационарные юртообразные постройки видятся в муниципальный застройке. Юрты обкладывались обломками жженого кирпича (они-то и сохраняются). В юртах находят скопления углей от открытых очагов и частично мощение пола жжеными кирпичами.
В городах распознаны элементы благоустройства. На протяжении городских улиц выкапывались арыки — канавы с проточной водой.
В застройке ордынских городов ответственное место занимали общественные бани и культовые постройки. По письменным данным, в Сарае было 13 соборных и много других мечетей, строившихся в комплексе с минаретами.
Одна из соборных мечетей изучена на протяжении раскопок. Постройка представляла собой большое прямоугольное строение площадью 1700 кв. м, сложенное из жженых кирпичей. Колонны дробили центральный зал на девять нефов. Вход в мечеть был оформлен замечательным порталом. У входа, был вымощенный кирпичом дворик. К западу от главного портала стояло маленькое помещение с двумя колоннами, кирпичным полом и стенками, богато украшенными мозаикой с позолотой. Рядом с мечетью раскопан Г-образный дом с несколькими изолированными жилыми помещениями с печами и канами. Одна помещение была безлюдная, с маленькой нишей: возможно, это маленькая мечеть.
Публичные бани складывались из нескольких помещений: широкого отапливаемого предбанника с глинобитным полом и суфой, моечных с подачей и подпольным отоплением воды по керамическим трубам. Вода отводилась по подземному водостоку. В помещениях для отдыха визитёр имел возможность остыть по окончании мытья. Подобные бани были предназначены для рядовых жителей. В постройках для более привилегированных они были большей площади (до 200 и более кв. м) — устраивался фонтан в предбаннике, оборудовались дополнительные помещения. Не считая публичных были усадебные бани, главные их конструктивные элементы подобны.
Погребальные постройки — мавзолеи были различных типов, однокамерные и двухкамерные. Они часто декорировались, а также мозаиками. Наровне с наземными были подземные мавзолеи.
Ордынские города были большими центрами ремесла. личные мастерские с небольшим объёмом и узкой специализацией продукции; усадебные мастерские, в которых работа производилась на хозяина; большие производства, в которых десятки мастеров были объединены в одну мануфактуру, принадлежащую знатному обладателю; н национальные мануфактуры, к примеру монетные дворы. Самый развито было гончарное ремесло.
Поливная либо глазурованная керамика — броское и характернейшее культуры и проявление цивилизации ордынского города. Поливные сосуды изготовлялись из кашина и глины (кремнеземистой массы, смешанной с клеем, которой заполняли особую форму). В керамике отлично проявились свойственные ордынской муниципальный культуре синкретизм и многокомпонентность. Разработка поливной керамики в Золотой Орде складывалась под действием трех замечательных течений: иранско-среднеазиатского, византийско-восточнокавказского и дальневосточного.
Формы поливной керамики разнообразны, но в видовом отношении ограниченны. Больше всего чаш различных вариантов с кольцевым поддоном. Имеются кроме этого тарелки, горшковидные сосуды, одноручные кувшины, бутылки, светильники, фляги, чернильницы. Видовая ограниченность глазурованной посуды многократно компенсируется орнаментальным разнообразием. Полихромная гамма росписи обеспечивалась нанесением на белый, реже светло-бирюзовый фон зеленого, светло синий либо коричневого контура рисунка и расцветкой подробностей орнамента бирюзовыми пятнами и синими точками. Очень разнообразна орнаментация, сочетавшая растительные (значительно чаще цветок лотоса либо трилистник), геометрические, реже зооморфные (водоплавающая птица либо крылатый кентавр) элементы, дополняемые во многих случаях и орнаментами в виде арабской вязи.
ВОПРОС 37
Ордынские города были большими центрами ремесла. Самый развито было гончарное ремесло. Поливная либо глазурованная керамика .Поливные сосуды изготовлялись из кашина и глины (кремнеземистой массы, смешанной с клеем, которой заполняли особую форму). В керамике отлично проявились свойственные ордынской муниципальный культуре синкретизм и многокомпонентность. Разработка поливной керамики в Золотой Орде складывалась под действием трех замечательных течений: иранско-среднеазиатского, византийско-восточнокавказского и дальневосточного.
Формы поливной с кольцевым поддоном. Имеются кроме этого тарелки, горшковидные сосуды, одноручные кувшины, бутылки, светильники, фляги, чернильницы. Видовая ограниченность глазурованной посуды компенсируется орнаментальным разнообразием-нанесение на белый, реже светло-бирюзовый фон зеленого, светло синий либо коричневого контура рисунка и расцветкой подробностей орнамента бирюзовыми пятнами и синими точками. Орнаменты-растительные (значительно чаще цветок лотоса либо трилистник), геометрические, реже зооморфные (водоплавающая птица либо крылатый кентавр) элементы, орнаментами в виде арабской вязи.
Красноглиняная и реже сероглиняная керамика весьма разнообразна: столовая кухонная посуда (кувшины, тарелки, миски, горшки, сковороды, кубки), бытовые предметы (светильники, копилки, свистульки, игрушки), тара (амфоры, хумы), технические изделия (трубы, черепица, кувшины для водоподъемных колес). Для декорирования столовой красноглиняной и сероглиняной столовой посуды применяли штамп, нарезной, время от времени налепной орнамент.
Особенный вид производства ордынских керамистов — изготовление майолик и мозаик, употреблявшихся в архитектурном декоре. Мозаиками покрывались наружные поверхности строений, из них составлялись панно, декорировались фризы, карнизы и т.п. Базу мозаик образовывали вырезанные отдельные элементы орнамента из керамических плиток, каковые покрывались в большинстве случаев непрозрачной поливой — ультрафиолетовой, белой, светло синий, красной, желтой. Своеобразие ордынских мозаик было в том, что мозаичные элементы дополнительно орнаментировались узорами из золотой фольги на красной базе. Майолики — керамические плитки с полным растительным или геометрическим рисунком на поверхности.
Архитектурный декор дополняли терракотовые элементы со штампованным орнаментом, резными гипсовыми оконными решетками, накладками на отдельные подробности строений.
Стеклоделие: Формы стеклянных сосудов разнообразны: флаконы, кувшины, чашки, бокалы, чаши. Оконное голубоватое либо зеленоватое стекло имело вид плоских дисков.
Железоделательное ремесло: топоры, долота, тесла, серпы, лопаты, пилы, наковальни, мотыжки; оружие — мечи и сабли, кинжалы, дротики, наконечники стрел различных типов, а также монгольские стрелы с прорезью («свистящие»); предметы конского снаряжения — арковидные стремена, удила, подковы; ключи предметы — и бытовые замки к ним, кресала, гвозди, палки, скобы и др.
В ордынских городах с XIV в. создавали чугун, из которого изготовляли котлы, втулки-оси для телег.
Мастерские ремесленников по обработке цветных ювелиров и металлов, трудившихся с золотом и серебром(украшения,детали одежды,бытовые предметы), раскопаны в нескольких ордынских городах. Ремесленники владели всеми технологическими приемами — литьем, а также методом литья «на выплеск», спайкой, штамповкой, чеканкой, гравировкой. Прекрасны литые браслеты с львиными личинами на финишах, медные и золотые. Как правило декорировалась внешняя сторона зеркал геометрическим и растительным орнаментом; изображениями животных, бегущих по кругу; сценами охоты на льва; изображениями винограда и лисицы — сюжет древней басни. Торевтика наровне с поливной керамикой — область художественного ремесла- занимательна несколько золотых и серебряных сосудов с ручками в виде дельфинов и драконов, время от времени с кольцами в пасти, практически в любое время с узким проволочным украшением по гребню.
Как пример- в мавзолее г. Увека — серебряная чашечка с плоским дном, на внутренней стороне которой гравировкой изображен лев с загнутым вверх хвостом, что завершается растительным побегом. На боковых стенках сосуда шесть медальонов. В трех из них изображены птицы, а в других — растительный орнамент. Высочайшее мастерство ордынских торевтов ярко проявляется в одном из шедевров ювелирного мастерства, так называемой «шапке Мономаха» .
ВОПРОС 38
Страны, появившиеся на протяжении Великой колонизации просуществовали с 6в. до н.э. по 4в. н.э. Главным типом поселения являются города, римские лагеря и сельские поселения. В Оливии с 5 по 3 вв. до н.э. были выстроены стенки. Появление римлян повлияло на фортификацию городов. Планировка городов была квартально-прямоугольной. Серьёзные строения в городе: акрополь – религиозное строение, агора – место собраний и торговая площадь. Большая часть построек в Северном Причерноморье – каменные либо сырцовые на каменном цоколе. Главный стройматериал – известняк, употреблялся песчаник либо ракушечник. Для облицовки использовался розоватый мрамор. Частные жилища – землянки, полуземлянки с конусом крыши и центральным столбом. С конца 6в. до н.э. преобладают наземные дома. Стенки помещений штукатурились и окрашивались. Дома прямоугольные, однокамерные, многокамерные. В многокамерных помещения группировались около дворика, в том направлении выходили окна. Внешняя стенки была глухой. Известны укрепленные дома и усадьбы. Найдены храмы в дорийском и ионическом стиле, круглые храмы – толосы. Отыскан водопроводы из глиняных труб. Погребения: акрополи размещались вблизи поселений. Бескурганные, подкурганные. До 5в. не было греческих курганов. В последствии, они господствуют. Труположение господствует, видится кремирование. Само сожжение имело возможность происходить на месте захоронения и в стороне. Над могилами ставятся плиты либо статуи, саркофаг – древесные и каменные. Практикуется захоронение детей в амфорах. Присутствует погребальный инвентарь. Безжалостная среда отразилась на захоронениях: разнообразные подсыпки, мел. Пример: Царский курган под Керчью.