Са?лтово-мая?цкаякульту?ра — археологическая культура эры железного века в южной части России и юго-востоке Украины. Датируется финишем VIII — первой половиной Х столетий, периодом господства в этом регионе Хазарского каганата.Племенаираноязычных алан, тюркоязычных болгар, хазар и дрнароды,живщие на территории каганата.
Территория:Раскопками было обнаружено, что тут находятся остатки старого средневекового города. Размешался он на правом берегу Северского Донца.
Монументы:находятся в бассейне Северского Донца, и Среднего Дона. Свойственны городища с остатками белокаменных либо сырцовых стен,связанные с ними селища и катакомбные могильники.(К примеру! Верхне-Салтовский,Дмитриевский,Ютановский и Маяцкий ком-сы.)
Поселения:поселения салтово-маяцкой культуры представлены деревнями городами и кочевыми отдельную группу составляют города, существующие на месте предшествующих древних поселений. Селища — расположены на эргономичных и уже обжитых участках, время от времени, на участках берега, защищенных оврагами. Городища-на мысах большого коренного берега.
На селищах отысканы фрагменты керамики, массивные рыбацкие крючки, пряслица от ткацких станков, разные орудия труда.
Жилища:Жили в полуземлянках глубиной до полутора метров квадратной либо прямоугольной формы. Очаг в центре жилища либо у стенки. Жилища пара отличаются в степных и лесостепных поселениях. Тандыры (хлебные печи) свойственны для степных жилищ.
самоё важным отличием полуземляночных построек городища Титчиха и Маяцкого комплекса являются отопительные устройства. В большинстве случаев выделяют два типа печи: печи-и печей каменки из глины и камней. По подсчетам исследователя, процентное соотношение печей этих двух типов образовывает 25% и 75%.
Хозяйство:Обитатели Хазарского каганата были не только кочевниками, отыскано свыше сотни поселений с широкими следами земледельческого хозяйства. Археологические находки включают в себя сооружения, такие как крепкие дома, загоны для скота, сараевидные сооружения и другие надворные постройки. Возводились укреплённые крепости, такие как Саркел, выстроенная из кирпича. Не считая земледелия, население Хазарии занималось рыболовством, металлургией и скотоводством. Кроме этого в каганате было развито гончарное производство. Был собственный алфавит, что подтверждается находками рунических граффити. Эти маленькие записи пока не дешифрованы.
Хазарская культура просуществовала намного продолжительнее, чем само государство: это видно по слоям XI века из раскопок в Волжской Болгарии, и из находок в Дунайской Болгарии, Византии и Венгрии.
Духовная культура СМК достаточно разнообразна.
Поклонялись огню, всевышнему молнии,св.деревьям,культ коня.Отысканные в археологических раскопках амулеты и редкие символы позволяют приблизительно выяснить верования и мифологию населения салтово-маяцкого археологического пласта. Отысканы железные амулетамы, граффити, а тамгообразные символические символы, керамические клейма, талисманы и амулеты. Отмечается синкретизм, свойственный кочевникам, в котором старейшие формы религий (Тотемизм, культ предков, нагуализм, промысловые и аграрные культы, шаманизм) переплетены с более поздними. Не обращая внимания на отсутствие прямых подтверждений в письменных источниках, по косвенным показателям эксперты предполагают, что наровне с ранееуказанными культами мог быть культ главного божества, Тенгри-хана, и культ вождей, составляющий оппозиционеров перечисленным выше более древним культам. Ни о каком синкретизме ни с исламом, ни с иудаизмом либо христианством кроме того не ставится вопрос, поскольку ни одна из указанных выше религий не оказала влияние на религиозно-мифологическую совокупность вер в Хазарском каганате.
Погребальный обряд. Катакомбный обряд в основном характерен аланскому населению, черепа в этих погребениях относятся к европеоидам -аланам. Смогут быть одиночными, парными либо кол-ми и содержать до 10 погребений, те некие домашние усыпальницы. Мужчин хранили на пояснице, в вытянутом положение, дам-скрюченных на боку. Парные(м+ж) довольно часто посыпаны углем. В катакомбах находят разнообразный инвентарь и богатый. Мужские-предметами оружия: саблями, стрелами топорами-и боевыми чеканами, время от времени с колчаном и луком, воинские наборные пояса, украшенными бляхами, кроме этого предметы коня: удила, уздечный комплект, остатки седел.Женские- ножницы, бр. зеркала, ногтечистки, пинцеты, украшения(серьги, браслеты, бусы). Поминальные сооружения сопровождались трапезой. Остатки тризн и костей животных оставляли в ямках рядом с входом в катакомбу.
Ямные погребения относятся к европеоидам-брахикранам с малым примесью монголоидности. Как упоминалось выше, их вычисляют праболгарскими (булгарскими) либо, быть может, хазарскими. Дно могильных ям посыпалось углем, все захранения лежа на пояснице в вытянутом положение. На всех территориях Салтово-маяцкой культуры находят кроме этого мезокранные черепа, что показывает тем самым на обоюдную ассимиляцию культур.
Особенная роль-трупосожжение.
ВОПРОС 26
археология и Вся история Волжской Болгарии делится на 3 периода:
1.Ранне-Болгарский(8-10в.)
2.Домонгольский (10в.-1236г)
3.Ордынский (1236г-нач.15в)
Ранне-Болгарский период.
Представлены лишь погребальные монументы( ни жилищ, ни селищ)
Коренные населения: Финно- угорские племена
- В 8-9 века приход Болгар ( Громадные Тарханы)
Тюркоязычные болгары. 360 погребений.
Обряд.
Глубокие (190см) и узкие могильные ямы, отсутствуют насыпи. Около голов погребенных ставили сосуды. В составе погребального инвентаря – мясо( религиозные требования) ,пара стеклянных бусин, заупокойная пища, реже – ритуальное погребение коня(его шкура,кости). Жили самодостаточно , нет вещей из чужой культуры.
- Больше-Тигорский( Алексеевский район РТ)
Протомодьяры, Венгры, прим.150 погребений
Обряд .
Широкие, небольшие, поверхностные могилы ( 50-90 см). могильник элитных людей. В погребений роскошно украшенная серебром сабля, конский отдел(конная упряжка),женский: украшения, бус более 700 экземпляров(стеклянные, каменные) , украшена серебром от головы до ног, платки головные, весочные подвески, серьги. Посуда, кусок мяса( говядина) . Сосуды округлодонные, горшковидные,узкий орнамент,серебряные пластины, погребальная маска.
- Камские финны. Ломоватовская культура и Полужская .
Танкеевский. (село Танкеевка) 9-сер.10 века. 1200 погребений(допустимо нашёл либо открыл Евгений Петрович Казаков не знаю кто это).
Обряд.
Богат вещественными материалами. Много украшений. Поздняя несколько Танкеевского могильника мусульманские.
368 погребений в Тарханах
ВОПРОС 27Биляр – столица домонгольскойБулгарии.
Волжская Булгария— историческое государство в среднем бассейне и Поволжье Камы (X—XIII века).
В русских исторических хрониках Биляр начинает упоминаться с 1164 года (Лаврентьевская летопись) называющиеся Великий Город. С XII века являлся столицей Волжской Булгарии. Последнее упоминание о Великом городе относится к 1236 году, в то время, когда на протяжении монгольского нашествия город был разграблен и сожжён.
Он находится в Алексеевском районе республике Татарстан на левом берегу реки Небольшой Черемшан. На его территории на данный момент частично находится Билярск (село).
Город имел площадь в 620 Га в упрочнений, наибольший в то время город в Европе. В случае, если брать площадь города вместе с посадом то, она составляла 800 Га. Город владел замечательной фортификационной совокупностью.
Периметр внутреннего города – 5 км. Он имел квадратную форму. В центре внутреннего города пребывала Белокаменная мечеть 2300 км в квадрате (изначально была древесной), и в том месте пребывали бани, кирпичные и белокаменные строения, пара частных домов. В центровом городе имеется три русские усадьбы, в том месте нашли печать Всеволода. В собственных владениях русские разводили свиней.
Периметр внешнего города — 10 км. Он был окружен тремя линиями валов и рвов.
Особенности Биляра:
1) Кладбища вынесены за пределы города.
2) Монументальная архитектура имеется и во внешнем городе.
3) Главные центры ремесла (металлургия) расположены прямо рядом с мечетью и допустимо рядом с рынками.
Громаднейшего расцвета Биляр достиг к началу XIII века. В то время помещения каменных и кирпичных строениях подогревались подпольной совокупностью отопления, и обширно использовали стекло, которое применяли в качестве окон. В следствии западных походов монголов город пал во второй половине 30-ых годов тринадцтаго века и более не восстанавливался.
ВОПРОС 28
28городище Великие Болгары-столица булгарии ордынского периода
Город был основан волжскими булгарами в десятом веке, в первой половине 60-ых годов XIV века уничтожен ордынским князем Булат-Тимуром. После этого был восстановлен, но в первой половине 30-ых годов пятнадцатого века уничтожен воеводой Фёдором Пёстрым, по окончании чего был покинут обитателями и более не восстанавливался.
Городище расположено около современного города Болгар в Татарстане.
Монгольское нашествие насильно уничтожило независимое национальное развитие Волжской Болгарии, нанесло ущерб экономике края, на время прервало культурные контакты болгар. В 1236 г. монгольские полчища вторглись в Волжскую Болгарию. По окончании продолжительного сопротивления страна была завоевана.
Страна была разорена, города разграблены.
Болгария, не обращая внимания на разрушение и жесточайший разгром главных экономических и политических центров, сохранила собственный положение в интернациональной торговле. Конкретно исходя из этого Батый избрал Болгарию местом собственной начальной ставки. Болгар стал первой столицей новой страны.
направляться подчернуть, что вплоть до конца XIII в. бывшая Волжская Болгария развивалась замедленно. В ремесле, постройке, культуре этого периода преобладали домонгольские традиции. В первую очередь XIV в. на территории бывшей Болгарии бурно расцветает градостроительство, интенсивно начинается экономика, растет культурный уровень, причем во многих сферах преобладают общеимперские ордынские элементы культуры.
в первой половине XIV в. в Болгаре была выстроена новая замечательная оборонительная линия, окружавшая не только центральную часть, но и большая часть торгово-ремесленных посадов города. Периметр муниципальных упрочнений ордынского времени практически в семь раз превышал протяженность внешней линии упрочнений финиша домонгольского периода и в 35 раз — длину упрочнений X в. Фортификации Болгара ордынского периода воображали продуманную совокупность, включавшую замечательный вал с 17 башнями, предмостными упрочнениями, глубоким рвом с налаженной совокупностью его заполнения водой из естественных источников.
По величине сооружений, осмысленности способов защиты оборонительная совокупность ордынского Болгара занимала одно из первых мест среди древесно-земляных упрочнений Восточной Европы.
Обработка железа так же, как и прежде игралась ведущую роль. Ответственным достижением явилось освоение передельного процесса, железо начали получать через производство чугуна. Мысль передельного процесса была принесена в Волжскую Болгарию мастерами, пригнанными ко мне монголами (предположительно, из Манчжурии). Болгарские металлурги выплавляли чугун на древесном угле. Раскопками в Болгаре открыты чугунолитейные печи XIV в(Они сложены из кирпича и имеют больше воздуходувных сопел, чем сыродутные домницы- это старейшие чугунолитейные печи в Европе.)
В Болгарии отыскано довольно много чугунного литья. Самый распространенной продукцией были чугунные котлы. В ордынское время быстро сократились работа и домашнее гончарство на заказ, господствует гончарная рыночная продукция. Наровне с выпуском классической столовой и кухонной посуды классических форм красного цвета красивого обжига, с блестящей лощеной поверхностью, больше употребляются корчажки и корчаги, показались глиняные бытовые предметы особого назначения: котлы с трехпалыми ручками, светильники, ковши, пиалы, стаканообразные сосуды-туваки, столики-тарстары. В ордынский период обширно бытует поливная керамика.
В ювелирном производстве появляется довольно много изделий, выполненных в характерном для ордынской эры красочном и пышном стиле.
Развивались классические виды ремесла: кожевенное, косторезное, деревообработка. Интенсивнее развивалось стеклоделие.
В ордынское время расширяется каменное строительство. Появляются монументальные архитектурные сооружения. Строится основная Соборная мечеть. Культовый комплекс в Болгаре — белокаменная мечеть с высоким минаретом С последней четверти XIII в. рядом с Соборной мечетью строится последовательность каменных мавзолеев знатных семейств.
В жилом постройке употреблялся сырцовый кирпич. Дома снабжались совокупностью отопления — канами-дымоходами под лежанками, расположенными на протяжении стенку помещений. Жилые дома дополнялись постройками для слуг, хозяйственными помещениями и представляли собой дворцовые комплексы. Фасады каменных построек украшались резьбой. Среди строений, изученных в Болгаре, интерес воображают публичные бани, сделанные по восточным примерам, снабженные подачей тёплой и холодной воды, подогревом и канализацией помешений.
Главная масса жителей, как и в домонгольский период, селилась в бревенчатых двухкамерных зданиях с необходимыми печами. Рабы, составлявшие заметную часть населения болгарских городов ордынского периода, ютились в землянках и полуземлянках с открытыми очагами.
ВОПРОС 29Ремесла Волжской Булгарии.
Во второй половине I тысячелетия на территории Прикамья и Среднего Поволжья проходил процесс этно- и культурогенеза многих племен, в следствии чего в X в. было создано большое восточно-европейское государство — Волжская Болгария.
Спорна датировка ранней миграции болгар — VII либо финиш IX в. He выяснено количество переселенческих волн болгар — две либо четыре. Дискуссионно время появления постоянных поселений — предел VIII-IX, предел IX-X либо вторая добрая половина — X в.
Сельское ремесло. кузнечное ремесло и железоделательное производство. На поселениях обнаружили скопление заготовок кричного железа и клады орудий труда кузнецов и слесарей. Сельские ремесленники снабжали население сельхозинвентарем, массой бытовых предметов, конским снаряжением и вооружением. Сельские ювелиры изготовляли ажурные браслеты из серебряной проволоки, височные кольца, покрытые листовым золотом, гривны, ожерелья, серьги, кольца, другие украшения и фибулы.
Поселения часто размещались на автострадах торговых дорог, что стимулировало ремесленную деятельность сельских мастеров, интенсифицировало участие в торговой деятельности. Ремесленники снабжали торговые караваны оружием, снаряжением, бытовой утварью, нужными для предстоящего пути. На поселениях нередки единичных кладов монет и находки дирхемов.
Городское ремесло. Открытые при раскопках производственные объекты наглядно говорят о большом уровне муниципального ремесла. Ведущими отраслями ремесленного производства были металлообработка и чёрная металлургия. Открыты остатки сыродутных горнов для выплавки железа. По конструкции они были наземные и ямные. Наземные сложены из сырцовой глины.
Болгарские кузнецы были высокопрофессиональными мастерами, обладавшими всеми технологическими тонкостями обработки металла. Инструментарий кузнеца бессчётный и всевозможный, обычный для средневековых мастеров и сохраняющийся поныне. Среди кузнецов существовала определенная специализация. Из кузниц поставлялись сельскохозяйственные орудия — плужные лемехи, сошники, косы, серпы; масса бытовых предметов — ножи, ножницы, топоры, кресала, замки, пробои, гвозди; оружейники изготовляли воинский комплект — мечи и сабли, наконечники копий и стрел, боевые топоры, булавы и кистени: в кузнях создавали предметы конского снаряжения — подковы, удила, стремена, псалии. Использовалось множество технологических схем: тёплая и холодная ковка, кузнечная сварка, стали и цементация железа, трехслойное пакетирование и др. Вскрытые на посаде Болгара горны относятся к XI-XII вв. Выплавляли медь кроме этого в плавильных ямах, стены которых обмазывались глиной. Ассортимент изделий был разнообразен: бронзовая посуда, светильники, чашечки весов, весовые гирьки. В Биляре изготовляли медные замки в форме животных.
Изделия из цветных металлов, в первую очередьювелирные, отливались в каменных литейных формах. Преобладают составные формы, имеющие две и более створок. Увлекательны формы с несколькими гнездами для отливки однотипных предметов: накладок для поясных комплектов, ложнозер-неных бусин на височные кольца, пластинчатых браслетов, колец, подвесок, блях и др. Болгарские ювелиры, как и русские мастера, обладали разработкой литья «навыплеск», которая разрешала имитировать тисненые, зерненые и филигранные дорогостоящие изделия. Находки имитационных форм много раз встречены в раскопках. штампы матрицы и Имитационные-формы разрешали наполнить рынок массовой и недорогой продукцией. Но, местные ювелиры изготовляли на заказ высокохудожественные изделия из серебра и золота, украшая их сканью, зернью, филигранью. Была налажена обработка драгоценных и полудрагоценных камней: применяли сердолик, горный хрусталь, халцедон, лазурит. Обработка янтаря
Стеклоделияв болгарских городах в домонгольское время предполагалась по косвенным данным. В билярских мастерских из местного сырья изготовляли стеклянную посуду — банки, кубки, рамки, флакончики, отличающиеся простотой приёмов и форм орнаментации. Создавали оконное стекло — оно имело форму дисков диаметром 20-28 см. Освоение технологически процесса стеклоделия есть броским показателем большого уровня развития болгарского ремесла.
Керамическое производство. Изготовляли не только массу посуды, но и особую продукцию: строительный кирпич, керамические трубы, светильники, игрушки.
Для городского гончарствабыло характерно сочетание домашнего производства, ремесленного производства на заказ и товарного производства, ориентированного на рынок.
Изделия болгарских керамистов отличает практическая целесообразность и разнообразие форм, замечательно отмученное тесто, высокий уровень качества обжига, изящество и лаконичность орнамента. Костерезное, кожевенное дело и деревообработка. В условиях товарного производства возрастала номенклатура муниципальных ремесленников, сочетавших работу на заказ с производством на рынок.
!! В 1236 г. монгольские полчища вторглись в Волжскую Болгарию. Случились трансформации в ремесленном производстве болгарских городов.
Обработка железа так же, как и прежде игралась ведущую роль. Серьёзным достижением явилось освоение передельного процесса: железо начали получать через производство чугуна. Раскопками в Болгаре открыты чугунолитейные печи XIV в. Они сложены из кирпича и имеют больше воздуходувных сопел, чем сыродутные домницы. В таких печах достигалась высокая температура, нужная для выплавки чугуна. Для получения железа приходилось прибегать к процессу переделки чугуна, что осложнило производственный цикл, но выросла производительность труда, уменьшились утраты железа в шлаках. Железо так же, как и прежде приобретали в жёстком виде, жидким был сам чугун. Из него возможно было приобретать сталь также в жёстком виде. Самый распространенной продукцией были чугунные котлы.
Керамическое производство в болгарских городах развивалось на местных традициях и с применением инноваций. господствует гончарная рыночная продукция. Наровне с выпуском классической столовой и кухонной посуды классических форм красного цвета красивого обжига, с блестящей лощеной поверхностью, больше употребляются корчажки и корчаги, показались глиняные бытовые предметы особого назначения: котлы с трехпалыми ручками, светильники, ковши, пиалы, стаканообразные сосуды-туваки, столики-тарстары. В ордынский период обширно бытует поливная керамика. В ювелирном производстве появляется довольно много изделий, выполненных в характерном для ордынской эры красочном и пышном стиле. Болгарские ремесленники овладели приемами серийного производства литых изделий из цветных металлов, каковые с покон веков практиковались на Востоке.
Развивались классические виды ремесла: кожевенное, косторезное, деревообработка. Интенсивнее развивалось стеклоделие — за счет включения в производство закабаленных мастеров, пригнанных монголами, но парадная стеклянная посуда, как и прежде, действовала из классических центров стеклоделия Средней Азии, Ближнего Востока.
ВОПРОС 30
Вопрос о происхождении славян, заглавия племен которых отлично известны по Летописи, был тесно связан с вопросом о формировании точных славянских культур. Как мы знаем, ни одна из земледельческих культур раннего железного века складывалась из разных этнических компонентов. Опираясь на разные источники (От повести временных лет до греческих авторов) возможно сказать о том, что славяне занимали во 2 половине 1 тысячелетия от Балтийского моря до Балкан, от Днепра до Одера.Пражская к:от Эльбф до Дуная в 5в. Маленькие селища (до 10 построек) группами по берегам рек. Полуземлянки с печкой-каменкой в одном из углов. Господство обряда сожжения на стороне. Лепная неорнаментированная керамика. Занимались по большей части земледелием, домашними и скотоводством ремеслами. Три теории ее происхождения: 1) сформировалась в Белорусском полесье. 2) Сформировалась из славянского компонента пшеворской культуры. 3) Вышла из зубрицкой культуры. Из пражской к. выделились по соприкосновения и меря расселения с другими культурами: пражско-корчакская и лука-райковецкая.Пражско-корчакская к:Прикарпатье, междуречье Буга и Днепра. 5-7вв. Занимались по большей части земледелием, употреблялись рала без металлических наконечников. Выращивали пшеницу, просо, ячмень. Употреблялись металлические серпы. Ремесленное производство было развито слабо. Ювелирное производство с применением несложных схем производства. Посуда изготавливалась лишь ручным методом. В большинстве случаев не имеет орнаментации, только иногда украшена косой насечкой. Маленькие селища (до 10 построек) на низких пойменных местах. Укрепленные поселения видятся редко: Зимно на одном из притоков Западного Буга. Жилища – квадратные полуземлянки с печкой-каменкой, время от времени глиняной. Между жилыми строениями довольно часто размешались хоз. постройки. Могильники грунтовые, размешались поблизости от поселений. Известны случаи, в то время, когда погребения размешались между постройками (Тетеревка). Трупосожжение на стороне, пепел на дно ямы либо в глиняный горшок, а уже позже на дно ямы. Остатки сожжения накрывались урной. Без погребального инвентаря. Только в редких случаях находят стеклянные бусы, ножи, поясные пряжки. В некоторых районах известны курганные захоронения с тем же ритуалом. В основании курганов размешались кострища. С 7в. практика курганов распространяется на все громадные пространства. Погребальные монументы культуры найдены не по всей территории ее существования. Монументы культуры бедны находками. Фрагменты керамики, металлические ножи, пряжки и браслеты. Находки предметов оружия единичны, лишь к концу существования культуры формируются местные формы украшений. Развитие происходило тихо, без потрясений. Лука-райковецкая к:От Белорусского полесья до р. Прут, от Западного Буга до на данный момент. 8-10вв. По большей части занимались земледелием. Для обработки земли употреблялись металлические инструменты. Существовали домашние ремесла. Глиняная посуда делалась по большей части вручную, но в 9в. появляются сосуды, изготовленные на ручном гончарном круге, украшенные линейным либо волнистым орнаментом. Изначально новая посуда была неотёсанной. Предполагается, что разработка пришла из Подунавья. Свойственны открытые селища по берегам рек, в местах удобных для земледелия и других промыслов. Площадь незначительна, а застройка бессистемна. С 9в. площадь возрастает, а застройка ведется последовательностями, появляются маленькие усадьбы. Возрастает количество городищ. Пример: Хтомельское поселение на р. Горынь (городище с 3 сторон защищенное низиной. Тут отыскано множество предметов быта, оружия, орудий труда, украшения. Погребения курганные и грунтовые, сожжение на стороне, по пражскому обряду. 8-9вв. обширно распространяется практика сооружения курганов. В 10в. она преобладает. Носители культуры стали предками юго-западной группы восточных славян. Пеньковская к:По окончании гунских завоеваний в 4в. в Среднем Поднепровье сохранилась часть носителей черняховской к., каковые смешались с представителями киевской культуры и участвовали в формировании пеньковской к. Район формирования: Среднее Поднепровье и бассейн р. Буг, от Северного Донца на востоке до нижнего Дуная на западе. 5-6вв. занимались земледелием и приселищным скотоводством (большой и небольшой рогатый скот). Ремесло носило домашний темперамент, исключение – добыча железа и железообработка. Возможно утврерждать, что фактически все изделия из тёмного металла имеют местное происхождение. Характерна лепная керамика. В финале развития к. появляются центры по изготовлению гончарной керамики, формы и орнаментации имеют северокавказские мотивы. Это возможно ассоциировать с переселением аланских мастеров. В конце 7в. появляется пастырское городище, как центр торговли.Селища на низких участках береговых террас в 2-3га. Бессистемное строительство. Жили в полуземлянках с открытым очагом, а в последствии с печками-каменками в одном из углов жилища. Были обнаружены юртообразные жилща, характерные для кочевников. Ритуал погребения такой же, как в пражской культуре, но погребения сопровождаются украшениями и ритуальными сосудам. Монументы характеризуются большим числом находок из металлов. Пеньковская керамика, в большинстве случаев неорнаментирована, время от времени видятся уркрашенные сосуды Роменско-боршевская к:занимает территорию Левобережья Днепра от Десны до Верхнего и Среднего Дона. 8-10вв. В 7в. происходит переселение носителей ранней лука-райковецкой к. в районы левобережья Днепра. Понемногу, смешиваясь с местным населением, эти народы создаются роменскую и боршевскую культуры, каковые схожи во многих подробностях, исходя из этого время от времени ее именуют роменско-боршевской. Неспециализированными являются: пашенное земледелие, полуземлянки с печами в одном из углов, развитое косторезное дело, лепные сосуды украшенные оттесками веревочного штампа, обряд погребения – подкурганные трупосожжения на стороне. Но имеется множество различий в костюме, комплекте украшений, домостроительстве. Употреблялись пахотные орудия с металлическими наральниками. Выращивалась пшеница, просо, а позднее – рожь. Для сбора урожая употреблялись металлические орудия. Преобладал крупный скот , после этого свиньи и небольшой рогатый скот. Широкое распространение взяло железо. Следы изготовления украшений отысканы во многих поселениях. В качестве сырья употреблялся металлолом: арабские монеты. Для культуры 9-10вв. характерен комплект украшений из лучевых височных колец, шейных гривен и браслетов. Многие пряжки и привески, отысканные при раскопках имеют аналоги среди венгерских, балтских и финских древностей. Характерна лепная керамика. Преобладают неотёсанные горшки. Обжигалась посуда в печах. В конце 9в. появляются сосуды, подправленные на ручном гончарном круге. Но в 10в. сохраняется преобладание лепных форм. Видится украшения и посуда салтовского происхождения. Поселения неравномерно распространены в ареала культуры. Большая часть из них сосредоточены в местах, в древности покрытых лесными массивами. Преобладают селища. Достигаются 10га. Изначально поселения занимали места в поймах рек. В 9-10вв. поселения начинают занимать плато высоких берегов. Городища достигали 2-3га. В 10в. стали распространяться срубные постройки. Свойственны фактически безынвентарные погребения. Роменская культура соотносится с северянами. Боршевская к. связана с вятичами. Часть поселений в скифских городищах. Отличие от роменской к. незначительно. Погребальный обряд имеет более сложную схему. В курганах имели возможность размешаться погребальные камеры. В них отысканы, кроме останков трупосожжения, пища. Но большая часть боршевских курганов имеет простое устройство.
ВОПРОС 31.Культура долгих курганов
В VI-VIII вв. на тер.от Псковского оз. и до Верхней Волги распространяются удлиненные валообразные погребальные монументы — долгие курганы. Долгие курганы распространились на тер., занятой финскими и балтскими племенами.
По некоторым изюминкам выделяют культуру псковских долгих курганов и смоленско-полоцких долгих курганов. Неспециализированный период существования VI — нач. X в.
Больш-во длин.курганов, расположено маленькими группами на склонах и в поймах рек. Монументы хар-ся обрядом сожжения на стороне и несколькими захоронениями на различных уровнях в одной насыпи.
Долгую форму курганы приобретали во многих случаях по причине того, что возводились в пара приемов, т.е. к совершенному ранее захоронению последовательно добавлялись более поздние. Долгие курганы, так, являются коллективными усыпальницами. Число захоронений в долгих курганах колеблется от одного-двух до двух десятков. He более четверти раскопанных сожжений пребывало в глиняных урнах, поставленных прямо либо опрокинутых вверх дном.
Главную часть отысканного материала составляют фрагменты лепных сосудов, встречены кузнечные шлаки, металлические ножи, пряслица. Находки украшений редки.
Все глиняные сосуды сделаны вручную.
Вещевой инвентарь из долгих курганов в зависим. от территории распространения делится на 3 группы:
1) встречаемые везде предметы— многоцветные стеклянные бусы, железные пряжки несложной формы, железные накладки от поясов, медные проволочные либо перстни и пластинчатые браслеты, подковообразные маленькие фибулы, ножи, глиняные пряслица и шилья;
2) предметы, встреченные в псковских курганах— медные бляшки либо подвески колпачковидной либо полусферической формы;
3) предметы, встреченные в смоленско-полоцких курганах, — подробности женского головного убора балтских племен— медные спиральки и прямоугольные обоймы от вайнаги-головного венчика, серповидные височные кольца, колоколовидные и трапециевидные подвески, круглые бляхи.
Орудия труда либо предметы оружия встречены в единичных случаях (серп, наконечник копья).
По всему ареалу долгих курганов с конца IX в. распространяются круглые курганы с личными сожжениями, каковые сооружаются впредь до предела X-XI вв. В круглых курганах в верховной раде Украины случаев отысканы вещи, подобные находкам из долгих курганов(украшения).
Культура сопок.
В VII-VIII вв. по большей части на тер.бас.оз.Ильмень распространяются сопки — высокие крутобокие погребальные насыпи.
Сопки находятся цепочкой на протяжении берега реки либо озера. Время от времени объединены в одну группу с круглыми маленькими курганами, каковые концентрируются в одном из финишей могильника либо около сопки. Насыпи содержат остатки нескольких сожжений, идеальных на стороне( коллективные усыпальницы).
Захоронения в сопках находятся ярусами, каковые условно определяются как верхний, средний и нижний. Больше всего захоронений находится в верхней части насыпи. Одна сопка может содержать более 10 захоронений. Более 70% погребений в сопках не имеют инвентаря. Находки оплавленных стеклянных бус, ж.ножей, пряжек, оружия единичны. Свойственны безурновые погребения, но видятся глиняные а также берестяные сосуды-урны.
Неотъемлемой частью конструкции сопок есть кольцо в основании, сложенное из валунов. Оно в больш-веслучаев сооружено раньше насыпи и, по всей видимости, имело ритуальный суть. В основании сопок и в насыпей видятся разные сооружения из камней.
Еще одна особенность погребений в сопках — это наличие кальцинированных либо необожженных костей животных, значительно чаще лошадей.
Главным типом поселений культуры сопок были селища маленького размера. Селища расположены на протяжении рек с широкими равнинами и пологими береговыми террасами, т.е. на почвах, удобных для подсечно-огневого земледелия.
Происхождение таких известных поселений, как: Ветхая Ладога в низовьях Волхова и Рюриково Городище у его истока под Новгородом.
Лепная посуда поселений и сопок подразделяется на три группы: приземистые слабопрофилированные сосуды, родные финской керамике; широкогорлые сосуды с ребристым плечиком, родные славянской посуде Эльбы и междуречья Вислы; горшкообразные профилированные сосуды.
Сопки можно считать монументами смешанного славяно-финского населения.
На смену сопкам в X в. приходят круглые курганы с трупосожжением. Характерной чертой этих курганов, показывающей на их сообщение с сопками, есть валунное кольцо в основании.
Большая часть круглых курганов содержит по одному-два захоронения, идеальных в верхней части насыпи. Возможно, погребения помещались в уже сооруженную насыпь. В подавляющем большинстве погребений никаких вещей не отыскано. Территория распространения сопок и появившихся в значительной мере на их базе круглых курганов с сожжением, а после этого — трупоположениями в пределах Северо-Запада Руси соответствует в общих чертах территории обитания племени новгородских словен.