Бюджет — это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, использования и распределения централизованного фонда денежных средств определенного национально-территориального либо муниципального образования, находящегося в распоряжении органов власти либо местного самоуправления, предназначенного для финансирования неспециализированных задач территории и являющегося главным денежным замыслом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме.
Бюджет есть исходной сферой бюджетной деятельности и одной из основополагающих денежно-правовых категорий, исходя из этого его определение образуется из экономического, материального и юридического (правового) качеств.
Исполнение социальной, политической и экономической функций любого страны объективно требует денег, а удовлетворяются национальные потребности в финансовой форме. Так, экономическая сущность бюджета проявляется в публичных отношениях, которые связаны с аккумулированием, использованием и распределением средств централизованного финансового фонда соответствующего территориального уровня.
В материальном нюансе бюджет представляет собой централизованный финансовый фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих властей. Материально-вещественное воплощение бюджетные отношения приобретают в ходе их реализации, т. е. они (бюджетные отношения) материализуются в централизованном финансовом фонде соответствующего территориального образования. Материальное содержание бюджета имеет сложную организационную структуру и находится в постоянной динамике: изменяется количество накапливаемых денежных средств, виды расходов и доходов. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации денег в руках страны, зависит от последовательности факторов: уровня экономического развития; способов хозяйствования на фирмах, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических, соцвопросов и т. п. Конкретно материальный нюанс бюджета отражается в официальных источниках, определяющих финансирование какого-либо мероприятия, национального органа, зачисление суммы на бюджетный счет, выдачу субсидии из бюджета и т. п.
Правовое значение бюджета определяет юридическое выражение его как планового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет: бюджет как расходования фонда и форму образования денежных средств, предназначенных для функций государства и финансового обеспечения задач и местного самоуправления (ст. 6); бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как расходования и форму образования денежных средств, предназначенных для функций и обеспечения задач, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ (ст. 15); бюджет муниципального образования как расходования и форму образования денежных средств, предназначенных для функций и обеспечения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14).
Правовая форма бюджета раскрывается в ст. 11 БК РФ. В соответствии с данной статьей бюджет страны разрабатывается и утверждается в форме закона , бюджет субъекта РФ — в форме закона субъекта РФ, местный бюджет — в форме правового акта представительного органа местного самоуправления или в порядке, установленном уставом муниципального образования. Но эта норма не разграничивает закон и сам бюджет (правовой акт) о его утверждении.
Существование бюджета как особенной категории правового акта разрешает сравнивать общую сумму доходов с общей суммой затрат, классифицировать затраты по статьям, определять их срочность и относительную важность. Утверждается бюджет соответствующим представительным органом (ст. 153 БК РФ) в форме закона (на уровне РФ и субъектов РФ) либо иного правового акта (на муниципальном уровне).
В странах с континентальной совокупностью права бюджет принимается в форме единого закона, а в странах с англосаксонской совокупностью права принимаются независимые акты по прибыльной и расходной частям бюджета.
Бюджет как правовая категория имеет следующие показатели: во-первых, это общегосударственный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия национальных затрат; во-вторых, это денежный замысел страны, где указаны его расходы и доходы; в-третьих, это главный денежный замысел страны, потому, что наровне с ним действуют и денежные замыслы фирм, учреждений, организаций (балансы, сметы). Как главный денежный замысел бюджет характеризуется координацией и универсальностью. Универсальность бюджета как денежного акта проявляется в нюансе охвата им, как ни одним вторым денежным замыслом, фактически сфер и всех областей экономического и социального развития. Координирующая роль бюджета проявляется через связь показателей бюджета с показателями вторых денежных замыслов.
Бюджет как правовая категория есть объектом бюджетных правоотношений, зафиксированным бюджетно-правовыми нормами и отделимым от материального содержания.
Ответственное значение имеет содержание бюджета в нюансе объекта права собственности как части национальной казны. С этих позиций бюджет характеризует ст. 214 ГК Российской Федерации, устанавливающая, что средства соответствующего бюджета и иное госимущество, не закрепленное за учреждениями и государственными предприятиями, составляют национальную казну публично-правового образования.
Сущность любой категории, среди них и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджет — самая широкая денежная категория, исходя из этого ему свойственны все функции, находящиеся в собствености финансам: перераспределение ВВП; стимулирование экономики и государственное регулирование; денежное обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики страны; контроль за использованием и образованием централизованных фондов денежных средств. Вместе с тем бюджет как звено денежной совокупности имеет изюминке, отличающие его от вторых звеньев денежной совокупности:
а) госбюджет воображает особенную форму перераспределительных взаимоотношений, связанную с обособлением части ВВП в собственность всего страны (либо субъекта РФ) и ее применением с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его национально-территориальных образований;
б) бюджет осуществляет перераспределение ВВП и части национального достатка как между территориальными образованиями, так и между отраслями народного хозяйства;
в) перераспределение ВВП бюджетными способами в более значимой степени, чем у других звеньев денежной совокупности, определяется потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе развития;
г) сфера бюджетного распределения занимает центральное место в составе национальных финансов, что обусловлено главным положением бюджета по сравнению с другими звеньями денежной совокупности.
Бюджет есть публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и помогает для выражения только общегосударственных заинтересованностей, исходя из этого отношения в данной сфере регулируются в основном императивными нормами.
В бюджетном законодательстве РФ существует понятие «консолидированный бюджет», что свидетельствует «свод бюджетов всех уровней бюджетной совокупности РФ на соответствующей территории» (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет имеет два значительных показателя: во-первых, он является совокупностью бюджетов определенной территории, т. е. бюджет соответствующего национально-территориального либо муниципального образования; во-вторых, свод бюджетов определенной территории употребляется как экономический инструмент для расчетов минимальных социальных и денежных нормативов и норм, нужных для анализа и бюджетного планирования бюджетной деятельности.
В РФ возможно выделить: консолидированный бюджет всего страны, образуемый бюджетами всех уровней бюджетной совокупности; консолидированный бюджет субъектов РФ, складывающийся из бюджета субъекта РФ и бюджетов городов, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированный бюджет муниципального образования, складывающийся из местных бюджетов территорий, образующих это муниципальное образование. В связи с возникновением федеральных округов в качестве независимого вида выделяется консолидированный бюджет федерального округа, складывающийся из бюджетов субъектов РФ, входящих в соответствующий федеральный округ.
В соответствии с федеративной формой Русского страны и наличием местного самоуправления в качестве довольно обособленной категории выделяются бюджет страны, бюджеты субъектов РФ и местные (муниципальные) бюджеты.
Бюджет федеральный — это экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, использования и распределения централизованного финансового фонда РФ как единого страны, находящегося в распоряжении соответствующих властей, предназначенного для задач и финансирования функций общегосударственного значения и являющегося главным денежным замыслом страны, утверждаемым Госдумой, Советом Федерации, Президентом Российской Федерации.
бюджет страны направляться разглядывать с трех точек зрения: экономической, материальной и правовой.
С экономической точки зрения бюджет страны является совокупностью финансовых взаимоотношений, складывающихся на уровне субъекта РФ по поводу перераспределения ВВП и части национального достатка в целях аккумулирования, использования и распределения централизованного в масштабах всей РФ фонда, предназначенного для финансирования общегосударственных задач и функций. В ходе функционирования бюджетные отношения федерального уровня приобретают финансовое воплощение, т. е. они материализуются.
С материальной точки зрения бюджет страны представляет собой сконцентрированный в границах всего страны централизованный финансовый фонд, находящийся в распоряжении соответствующих федеральных властей и применяемый для ответа задач неспециализированного национального значения.
С юридической точки зрения бюджет есть правовым актом, т. е. на федеральном уровне это главный денежный замысел по использованию и распределению финансового фонда всего страны, утверждаемый в форме закона и закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных взаимоотношений.
Роль бюджета страны выражается в том, что он есть главной денежной базой функционирования страны. Централизация денежных средств в бюджете страны имеет серьёзное экономическое и политическое значение, разрешает осуществлять единую экономическую политику на территории всей страны. Средства, мобилизуемые в бюджете страны, употребляются для затрат на общегосударственные потребности, каковые не смогут (либо не должны) быть обеспечены из вторых источников. Посредством бюджета страны осуществляется перераспределение денежных средств между субъектами РФ с целью выравнивания условий их развития экономики.
Бюджет субъекта РФ — это экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, использования и распределения централизованного финансового фонда субъекта РФ, находящегося в распоряжении соответствующих властей, предназначенного для задач и финансирования функций этого субъекта и являющегося его главным денежным замыслом, утверждаемым представительным органом в форме регионального закона.
С экономической точки зрения бюджет субъекта РФ является совокупностью финансовых взаимоотношений, складывающихся на уровне субъекта РФ по поводу перераспределения ВВП и части национального достатка в целях аккумулирования, использования и распределения централизованного в масштабах определенного региона финансового фонда, предназначенного для задач субъекта и финансирования функций РФ.
С материальной точки зрения бюджет субъекта РФ представляет собой сконцентрированный в рамках определенного региона централизованный финансовый фонд, находящийся в распоряжении соответствующих региональных властей и применяемый для ответа задач неспециализированного значения на данном уровне.
С юридической точки зрения бюджет субъекта РФ есть правовым актом, т. е. главным денежным замыслом по использованию и распределению финансового фонда региона, утверждаемым соответствующим представительным органом и закрепляющим юридические права и обязанности участников бюджетных взаимоотношений этого уровня.
Бюджеты субъектов РФ являются второй уровень иерархично выстроенной бюджетной совокупности. Расположение бюджетов субъектов РФ обусловливает их определенную специфику, которая проявляется во взаимоотношениях с бюджетами и федеральным бюджетом городов.
Бюджет местный (муниципальный) — это экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, использования и распределения централизованного финансового фонда муниципального образования, находящегося в распоряжении муниципальных органов власти, предназначенного для финансирования неспециализированных задач местного значения, и национальных делегированных полномочий и являющегося главным денежным замыслом муниципального образования, утверждаемым представительным органом.
С экономической точки зрения местный бюджет является совокупностью финансовых взаимоотношений, в каковые вступает муниципальное образование по поводу перераспределения ВВП и части национального достатка в целях аккумулирования, использования и распределения централизованного в масштабах муниципального образования финансового фонда, предназначенного для задач и финансирования функций местного самоуправления.
С материальной точки зрения местный бюджет представляет собой сконцентрированный в рамках определенного муниципального образования централизованный финансовый фонд, находящийся в распоряжении муниципальных органов власти и применяемый для задач и выполнения функций местного самоуправления, и делегированных национальных полномочий.
С юридической точки зрения местный бюджет кроме этого есть правовым актом, т. е. это главный денежный замысел муниципального образования по использованию и распределению финансового фонда муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом в форме ответа и закрепляющий юридические права и обязанности участников бюджетных взаимоотношений местного уровня.
Муниципальные бюджеты являются особенный, третий уровень иерархично выстроенной бюджетной совокупности, в чем и выражается их особенность: они максимально приближены к потребностям местного сообщества и вместе с тем крайне важны для страны в целом.
Любой бюджет тесно взаимосвязан со всеми звеньями денежной совокупности РФ и конкретно через него осуществляется экономическая политика страны.
Вопрос 2 Бюджетное устройство РФ
Одним из главных условий действенного осуществления бюджетной деятельности есть включение какого-либо определенного бюджета в бюджетную совокупность с целью распределения прибыльных и расходных источников. Бюджетное устройство в федеративном стране получает особенное значение, потому, что есть отражением принципа федерализма в национальном устройстве, показывает состав бюджетной совокупности, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджета каждого уровня бюджетной совокупности.
Бюджетное устройство представляет собой внутреннюю совокупность бюджетов, принципы и виды обоюдной связи которых определяются национально-национальным и административно-территориальным устройством страны. Бюджетное устройство обусловлено формой и типом страны.
Раздел I части второй БК РФ именуется «Бюджетное устройство РФ», но содержание этого понятия в нем не раскрывается. Анализ этого раздела БК РФ разрешает выяснить бюджетное устройство как совокупность бюджетной совокупности, бюджетной классификации, компетенции органов власти и муниципальных органов власти, правил бюджетной совокупности, что не отвечает необходимым требованиям и общенаучным нормам теории деятельности. Содержание бюджетного устройства выходит за рамки данного понятия, потому, что как включение бюджетной классификации неоправданно смещает процессуальные и материальные части бюджетного права, а понятийные и концептуальные недочёты смогут привести к практическим негативным последствиям.
Структура БК РФ дает ошибочное основание вычислять понятие «бюджетная совокупность» более емким, чем понятие «бюджетное устройство», потому, что часть вторая БК РФ именуется «Бюджетная совокупность РФ», а входящий в нее раздел I, как уже отмечалось, — «Бюджетное устройство РФ». Наряду с этим он находится в одном последовательности с другими разделами, выделенными из состава бюджетной совокупности РФ. В денежном праве общепринято вычислять бюджетную совокупность составным элементом бюджетного устройства. Так, бюджетное устройство — это организация бюджетной совокупности и правила ее построения.
Бюджетная совокупность РФ имеет законодательное определение. Статья 6 БК РФ устанавливает, что «бюджетная совокупность РФ — основанная на государственном устройстве и экономических отношениях РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджета страны, бюджетов субъектов РФ, бюджетов и местных бюджетов национальных внебюджетных фондов». Наряду с этим направляться иметь в виду, что внебюджетные фонды органично входят в денежную совокупность, являясь независимым звеном.
По собственной структуре бюджетная совокупность есть четырехуровневой: первый уровень — бюджет страны; второй уровень — бюджеты субъектов РФ; третий уровень — бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты внутригородских городов городов федерального Санкт Петербурга и значения-Москвы; четвертый уровень — бюджеты сельских поселений и городских. Третий и четвертый уровни бюджетной совокупности являются единой формой местных бюджетов.
Каждое звено бюджетной совокупности характеризуется не только тем, что оно обслуживает перераспределение и распределение дохода определенной территории, вместе с тем и тем, что наряду с этим употребляются специфические формы и использования фондов и методы аккумулирования денежных средств. Это и лежит в базе тех различий, каковые имеются между отдельными звеньями бюджетной совокупности, т. е. различий в рамках единой категории, каковой есть бюджетная совокупность РФ. Каждому звену бюджетной совокупности свойственны функции и определённые свойства, каковые не повторяются вторыми субинститутами данной совокупности. Но каждое звено взаимодействует с другими университетами и может интегрироваться с ними, что есть показателем целостности бюджетной совокупности.
Бюджетная совокупность РФ существует не самостоятельно, все ее звенья являются составной частью денежной совокупности РФ, а каждое звено входит в состав соответственно денежной совокупности РФ, субъекта РФ либо муниципального образования.
В базе построения бюджетной совокупности лежит совокупность определенных правил. Фундаментальной целью правил построения бюджетной совокупности есть отражение федеративного устройства русского страны в сочетании с самостоятельностью муниципальных органов власти. Принцип построения бюджетной совокупности возможно выяснен как исходное положение (мысль), лежащее в базе бюджетной совокупности страны, предопределяющее возможность норм права, устанавливающее связи между ними и формирующее разные подходы к толкованию норм бюджетного права, разрешению коллизий, восполнению пробелов.
Ключевыми принципами построения бюджетной совокупности РФ являются:
а) единство бюджетной совокупности — данный принцип свидетельствует единство бюджетного законодательства РФ, функционирования и принципов организации бюджетной совокупности РФ, форм бюджетной отчётности и бюджетной документации, бюджетной классификации бюджетной совокупности, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, исполнения и единый порядок установления расходных обязательств, осуществления расходов и формирования доходов бюджетов бюджетной совокупности, ведения составления и бюджетного учёта бюджетной отчетности бюджетных учреждений и бюджетов, единство порядка выполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов;
б) принцип разграничения доходов, источников и расходов финансирования недостатков бюджетов между бюджетами бюджетной совокупности РФ — данный принцип свидетельствует закрепление в правовом поле РФ доходов, источников и расходов финансирования недостатков бюджетов за каждым уровнем бюджетов, и определение полномочий органов власти (муниципальных органов власти) и органов управления национальными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования недостатков бюджетов и исполнению и установлению расходных обязательств публично-правовых образований. Названный принцип запрещает органам власти, органам местного самоуправления и органам управления национальными внебюджетными фондами налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством денежные и иные обязательства по обеспечению исполнения собственных полномочий;
в) принцип самостоятельности бюджетов — данный принцип свидетельствует:
право и обязанность органов власти и муниципальных органов власти самостоятельно снабжать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность применения бюджетных средств;
право и обязанность органов власти и муниципальных органов власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, установленных БК РФ;
право органов власти и муниципальных органов власти устанавливать в правовом поле о сборах и налогах сборы и налоги, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной совокупности РФ;
право органов власти и муниципальных органов власти в соответствии с направляться РФ самостоятельно определять направления и формы расходования бюджетных денег (за исключением затрат, денежное обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субвенций и субсидий из вторых бюджетов бюджетной совокупности РФ);
недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих выполнению за счет источников и доходов финансирования недостатков вторых бюджетов бюджетной совокупности РФ, и расходных обязательств, подлежащих выполнению в один момент за счет средств двух и более бюджетов, за счет средств консолидированных бюджетов либо без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться выполнение соответствующих расходных обязательств;
право органов власти и муниципальных органов власти предоставлять средства из бюджета на выполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами власти и муниципальными органами власти, только в форме межбюджетных трансфертов;
недопустимость введения в воздействие в течение текущего денежного года органами власти и муниципальными органами власти трансформаций бюджетного законодательства и (либо) законодательства о сборах и налогах, законодательства о вторых необходимых платежах, приводящих к повышению затрат и (либо) понижению доходов вторых бюджетов без внесения трансформаций в законы (ответа) о соответствующих бюджетах, предусматривающих выплату повышения затрат, понижения доходов;
недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, взятых в следствии действенного выполнения бюджетов;
г) принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, городов — данный принцип свидетельствует определение бюджетных полномочий органов власти субъектов РФ и муниципальных органов власти, исполнение и установление расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение количества, порядка и форм предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с требованиями и едиными принципами, установленными БК РФ;
д) принцип полноты отражения доходов, источников и расходов финансирования недостатков бюджетов — данный принцип свидетельствует, что все доходы, источники и расходы финансирования недостатков бюджетов в административном порядке и полностью отражаются в соответствующих бюджетах;
е) принцип сбалансированности бюджета — данный принцип свидетельствует, что количество предусмотренных бюджетом затрат обязан соответствовать суммарному количеству поступлений источников и доходов бюджета финансирования его недостатка, сниженных на суммы выплат из бюджета, которые связаны с источниками финансирования недостатка бюджета и трансформацией остатков на квитанциях по учету бюджетных денег. В соответствии с названному принципу при составлении, исполнении и утверждении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера недостатка бюджета;
ж) эффективности использования и принцип результативности бюджетных средств — данный принцип свидетельствует, что при исполнении и составлении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости успехи заданных результатов с применением мельчайшего количества средств либо успехи отличных показателей с применением определенного бюджетом количества средств;
з) принцип неспециализированного (совокупного) покрытия затрат бюджетов — данный принцип свидетельствует, что затраты бюджета не смогут быть увязаны с источниками финансирования и определёнными доходами бюджета недостатка бюджета, в случае, если иное не предусмотрено законом (ответом) о бюджете в части, касающейся:
субсидий и субвенций, взятых из вторых бюджетов бюджетной совокупности РФ;
средств целевых зарубежных кредитов (заимствований);
необязательных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
затрат бюджета, осуществляемых в соответствии с интернациональными соглашениями (соглашениями) с участием РФ;
затрат бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного денежного года;
и) принцип прозрачности (открытости) — данный принцип свидетельствует:
необходимое опубликование в средствах массовой информации утвержденных отчётов и бюджетов об их выполнении, полноту представления информации о ходе выполнения бюджетов, и доступность иных сведений о бюджетах согласно решению законодательных (представительных) органов власти, представительных органов городов;
необходимую открытость для средств и общества массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы власти (представительные органы городов), принятия решений и процедур рассмотрения по проектам бюджетов, а также по вопросам, вызывающим разногласия или в законодательного (представительного) органа власти (представительного органа муниципального образования), или между законодательным (представительным) органом власти (представительным органом муниципального образования) и аккуратным органом власти (местной администрацией);
стабильность и (либо) преемственность бюджетной классификации РФ, и обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного денежного года (очередного планового периода и финансового года).
В соответствии с названному принципу тайные статьи смогут утверждаться лишь в составе бюджета страны;
к) принцип достоверности бюджета — данный принцип свидетельствует надежность показателей прогноза развития экономики соответствующей территории и реалистичность расходов бюджета и расчёта доходов;
л) принцип целевого характера и адресности бюджетных средств — данный принцип свидетельствует, что лимиты и бюджетные ассигнования бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их применения;
м) принцип подведомственности затрат бюджетов — данный принцип свидетельствует, что получатели бюджетных средств вправе приобретать лимиты и бюджетные ассигнования бюджетных обязательств лишь от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. В соответствии с разглядываемому принципу главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять лимиты и бюджетные ассигнования бюджетных обязательств получателям и распорядителям бюджетных средств, не включенным в список подведомственных им получателей и распорядителей бюджетных средств. получатель и Распорядитель бюджетных средств смогут быть включены в список подведомственных получателей и распорядителей бюджетных средств лишь одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств появляется в силу закона, нормативного правового акта Главы Российской Федерации, Правительства РФ, высшего аккуратного органа власти субъекта РФ, местной администрации, а также в силу создания организации — получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно РФ, субьекта РФ, муниципального образования;
н) принцип единства кассы — данный принцип свидетельствует зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по выполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов власти РФ, органов власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами муниципальных органов власти за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, и операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством.
Бюджетное устройство свойственно не только РФ в целом как единому стране, но и субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Бюджетное устройство в субъектах РФ — это организация бюджетной совокупности субъекта РФ и правила ее построения.
Бюджетная совокупность субъекта РФ складывается из бюджета субъекта РФ (республиканского, краевого, областного и др.) и бюджетов городов, входящих в состав субъекта РФ.
В базе бюджетной совокупности субъекта РФ лежат правила: единства;
расходов бюджетов и разграничения доходов;
самостоятельности бюджетов;
расходов отражения и полноты доходов;
сбалансированности;
экономности и эффективности применения бюджетных средств;
неспециализированного (совокупного) покрытия затрат бюджетов; гласности;
достоверности бюджета;
целевого характера и адресности бюджетных средств.
Бюджетное устройство в муниципальных образованиях — это организация бюджетной совокупности городов и правила ее построения.
В муниципальную бюджетную совокупность входят бюджеты городов, внутригородских районов, сельских (поселковых) территориальных образований. Но направляться иметь в виду, что довольно часто в составе городов имеются другие города, к примеру районы в городах, исходя из этого в составе бюджета города смогут быть выделены сметы затрат внутригородских районов. Это относится и к вторым видам городов. Так, Закон Республики Адыгея «О местном самоуправлении» предусматривает возможность включения в бюджет муниципального образования в качестве составной части расходов и смет доходов отдельных населенных пунктов (территорий), не являющихся городами (п. 3 ст. 27). В Астраханской области, наоборот, районы в городах имеют статус городов, следовательно, муниципальная бюджетная совокупность в рамках этого субъекта РФ кроме госбюджета включает бюджеты внутригородских районов.
В базе бюджетной совокупности городов лежат те же правила, что и в базе бюджетного устройства РФ, и принцип учета местных традиций и особенностей.