В настоящей действительности монополии смогут появиться в силу разных событий, каковые порождаются как яркой волей страны на создание определенных монопольных структур, так и рыночной политикой либо конкретными действиями частного лица, хозяйствующего субъекта, приводящими к появлению на рынке монополиста.
Представляется, что к первой группе монополий направляться отнести национальные и естественные монополии, наделение которых монопольным статусом на рынке связано с яркой правоустанавливающей волей страны, в правовом стране выраженной, в большинстве случаев, в законе. К.Ю. Тотьев определяет естественную монополию как сферу экономики, действенно функционирующую лишь тогда, в то время, когда целый рынок охватывается одним хозяйствующим субъектом (к примеру, ЖД перевозки) . Легальное определение естественной монополии содержится в ст. 3 закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ О естественных монополиях, в соответствии с которой естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке действеннее в отсутствие борьбы в силу технологических изюминок производства (в связи с значительным понижением издержек производства на единицу товара по мере повышения количества производства), а товары, создаваемые субъектом естественной монополии, не смогут быть заменены в потреблении вторыми товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, создаваемые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от трансформации цены на данный товар, чем спрос на другие товары.
———————————
В том месте же.
В соответствии с легальному определению понятия субъекта естественной монополии, содержащемуся в ст. 3 закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ О естественных монополиях, под ним понимается хозяйствующий субъект (юрлицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Как видим, государство заинтересовано в сохранении определенных сфер хозяйствования в рамках монополии, потому, что экономическая деятельность в этих сферах значительно удачнее, в случае, если будет осуществляться централизованно в условиях монополии, а не конкурентного рынка. Монополия наряду с этим получает статус естественной монополии, т.е. статус монополии того либо иного хозяйствующего субъекта на данном рыночном сегменте охраняется страной от развития борьбы, и многие конкурентные механизмы регулирования исходя из этого на него не распространяются. Но напомним, что все вышеуказанные издержки и недочёты монополии рынка не исчезают и у естественной монополии. Исходя из этого государство чтобы избежать таких негативных проявлений, как необоснованный рост цен на товары, работы, услуги монополий и ряд других страшных для экономики и потребителей проявлений деятельности монополий, вводит особые способы регулирования, например, способ прямого тарифного регулирования поставок товаров, работ одолжений субъектов естественных монополий, выражающийся в определении и контроле таких стоимостей (тарифов).
К законодательству, определяющему сферы, порядок деятельности, контроля и регулирования деятельности субъектов естественных монополий, относится в первую очередь закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ О естественных монополиях, и последовательность особых отраслевых законов, абсолютно либо частично посвященных регулированию отдельных сфер естественных монополий. Это кодексы РФ: Торгового мореплавания от 30 апреля 1999 N 81-ФЗ , Воздушный от 19 марта 1997 N 60-ФЗ , Внутреннего водного транспорта от 7 марта 2001 N 24-ФЗ , Водный от 03.06.2006 N 74-ФЗ ; законы от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ О национальном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ О связи, от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ О ЖД транспорте в РФ, от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ Об электроэнергетике, от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ О почтовой связи, от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ О газоснабжении в РФ, от 24 июня 1999 N 122-ФЗ Об изюминках несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий ТЭКа и другие законы и подзаконные нормативные правовые акты в сфере естественных монополий, а также акты субъектов РФ и муниципальных органов власти, принятые в соответствие и (либо) во выполнение федерального законодательства о естественных монополиях.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207.
СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.
СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001.
СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179.
Вторым видом монополий, создание которых кроме этого связано с яркой правоустанавливающей волей страны, есть национальная монополия, которая отличается от естественной монополии тем, что она создается в тех сферах, в которых было бы выгодно с позиций экономического развития иметь конкурентные рынки, но необходимость обеспечения публичных заинтересованностей, таких как стратегические интересы экономической, военной безопасности и иные, требует сохранения либо выделения определенных сфер экономической деятельности в монопольное ведение страны. Как отмечает С.А. Паращук, целями создания национальных монополий являются: защита экономических потребителей и интересов государства, упрочнение внешнеторговых, военно-политических позиций страны и т.д. Национальные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены по большей части на обеспечение публичных заинтересованностей . В рамках национальных монополий осуществляются, например, эмиссия наличных денег, военно-техническое сотрудничество, действуют определенные сегменты внешнеторговой деятельности и оборота драгметаллов.
———————————
Паращук С.А. Указ. соч. С. 75.
Понятие субъекта национальной монополии возможно вывести из легального определения национальной монополии, которое содержится в ранееупомянутой Программе демонополизации, в соответствии с которой национальная монополия — это монополия, созданная в правовом поле РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), регулирования и формы контроля его деятельности, и компетенцию осуществляющего контроль органа. Соответственно, субъектом национальной монополии есть определенный законодательством РФ хозяйствующий субъект, действующий на монопольном рынке и в отношении деятельности которого (субъекта монополии (монополиста)) законодательством РФ выяснены регулирования и формы контроля, и компетенция осуществляющего контроль органа.
направляться подчернуть, что в РФ нет базисного закона о национальных монополиях. Национальная монополия в той либо другой сфере хозяйствования вводится отдельными законами, регламентирующими данную сферу. На данный момент к законодательным актам, устанавливающим национальную монополию, направляться отнести, например, закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ О Центральном банке РФ (Банке России). В соответствии с ст. ст. 4 и 29 этого Закона устанавливается монополия Банка России, что осуществляет организацию наличных и эмиссию денег наличного финансового обращения. К данной же группе законов относятся закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ О драгоценных камнях и драгоценных металлах (ч. 3 ст. 10 данного Закона устанавливает национальную монополию на клеймение и опробование национальным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, и на регулирование экспорта необработанных алмазов); закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ О военно-техническом сотрудничестве РФ с зарубежными странами (данным Законом устанавливается национальная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества — ст. 4 и др.); закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ О психотропных веществах и наркотических средствах (в соответствии с ст. 5 данного Закона в РФ действует национальная монополия на главные виды деятельности, которые связаны с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений, разработка, переработка, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ); закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ О национальном регулировании оборота и производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Указанный Закон не устанавливает конкретно национальную монополию, но показывает порядок и возможность введения национальной монополии в данной области — в соответствии с ст. 4 этого Закона законом на территории РФ может вводиться национальная монополия на производство и (либо) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Представляется кроме этого, что, говоря об источниках регулирования и установления национальных монополий, нельзя не сообщить и о законах, учреждающих и устанавливающих полномочия и порядок деятельности национальных корпораций. направляться подчернуть, что, не смотря на то, что законодательство о госкорпорациях не содержит понятия национальной монополии, в отличие от вышеперечисленных законов, однако в некоторых случаях создание единой корпорации для отдельных сфер а также отраслей деятельности, сосредоточивающей в себе контроль и управление деятельности в данной сфере и (либо) отрасли хозяйства, фактически свидетельствует наличие национальной монополии на соответствующие виды деятельности. Одновременно с этим само по себе создание корпорации еще не свидетельствует введения национальной монополии. Для определения наличия либо отсутствия фактической национальной монополизации той либо другой хозяйственной сферы либо отрасли, где создана национальная корпорация, нужно изучение законодательства, эту корпорацию учреждающего, и тех полномочий, которыми она наделяется. В одних случаях корпорации смогут создаваться с целью оказания содействия, помощи формированию определенных хозяйственной технологий и сфер, как, к примеру, корпорация Ростехнологии, целями деятельности которой являются в первую очередь содействие производителям организациям — и российским разработчикам высокотехнологичной промышленной продукции, привлечение инвестиций в организации разных индустрии, включая оборонно-промышленный комплекс . К тому же, не обращая внимания на то, что законодательством о для того чтобы рода госкорпорациях, созданных для содействия сферам экономики и определённым отраслям, не предусматривается монополизация соответствующих отраслей, на практике эти корпорации смогут тяготеть к неоправданным монополистическим тенденциям, каковые смогут иметь негативное последствие для экономического развития и конкуренции в данных и смежных сферах.
———————————
См.: закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ О национальной корпорации Ростехнологии // СЗ РФ. 2007. N 48 (2 ч.). Ст. 5814.
В других случаях создание корпорации возможно связано с фактической национальной монополизацией отрасли в правовом поле о данной корпорации, т.е. тут монополия закрепляется законодательно и фактическая монополизация есть реализацией плана законодателя, не смотря на то, что закон может и не вводить применительно к таким госкорпорациям понятия национальной монополии. Как пример возможно привести государственную корпорацию Росатом, созданную в сфере ядерной энергетики. Как сообщено в ч. 2 ст. 4 закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ О национальной корпорации по ядерной энергии Росатом , определяющей цели данной корпорации, ее деятельность направлена на создание механизмов и условий обеспечения, например, единства управления организациями ядерного энергопромышленного и ядерного оружейного комплексов РФ, организациями, функционирующими в сферах обеспечения ядерной и радиационной безопасности, ядерной науки и техники, подготовки кадров.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.
Поэтому представляется, что источниками регулирования национальных монополий практически смогут появиться и законы, учреждающие те либо иные национальные корпорации. В частности, представляется оправданным отнести к таким источникам законы, определяющие вопросы регулирования ядерной деятельности и энергетики грамотном в данной области корпорации Росатом. Это законы от 1 декабря 2007 N 318-ФЗ О внесении трансформаций в отдельные законы РФ в связи с принятием закона О национальной корпорации по ядерной энергии Росатом , от 21 ноября 1995 N 170-ФЗ Об применении ядерной энергии , от 1 декабря 2007 N 317-ФЗ О национальной корпорации по ядерной энергии Росатом.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6079.
СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
Кроме монополий, образуемых при ярком волеизъявлении страны, на рынке смогут оказаться и монополии, формируемые в следствии хозяйственной деятельности частных лиц. Наряду с этим такие монополии возможно разбить на две группы: имеющие соответствующую правовую защиту страны и не имеющие такой. К монополиям, имеющим особую правовую защиту страны, направляться отнести монополии, появляющиеся в следствии обладания необыкновенными правами, и монополии хозяйствующих субъектов на сведения, составляющие коммерческую тайну. Оба эти вида монополии защищены законодательством РФ. Происхождение монополии в следствии обладания необыкновенными правами и получение на нее хозяйствующим субъектом правовой защиты связано с тем, что, как отмечает К.Ю. Тотьев, эти права имеют безотносительный темперамент. Их изюминкой есть то, что объекты интеллектуальной собственности в целях надлежащей юридической защиты, по неспециализированному правилу, подлежат особой регистрации и отличаются временным и пространственным характером их правовой охраны . Монополия на сведения, составляющие коммерческую тайну, может появляться у хозяйствующих субъектов в соответствии с гражданским и специальным законодательством о коммерческой тайне. Специфика получения монопольного права на коммерческую его защиты и информацию пребывает в том, что такое право появляется, лишь в случае, если хозяйствующий субъект примет установленные законодательством о коммерческой тайне меры для защиты собственной коммерческой информации. В отсутствие установления конфиденциальности собственной информации, т.е. принятия мер для перевода ценой коммерческой информации в режим коммерческой тайны, хозяйствующий субъект не сможет претендовать на защиту со стороны страны при нарушения собственных прав.
———————————
Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование монополий субъектов и деятельности конкуренции. С. 406.
Отношения в данной сфере урегулированы ГК Российской Федерации, по большей части частью четвертой. Помимо этого, защиты и вопросы установления временных монополий в соответствии с гражданским законодательством определяются в некоторых законах , например, от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ О коммерческой тайне, от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных разработках и о защите информации.
Вышеперечисленные виды монополий взяли в литературе наименования закрытых, легальных, юридических монополий, т.е. таких монополий, каковые владеют национальной защитой от борьбы . Среди них имеется как регулируемые страной либо национальные в широком смысле — естественные и национальные (в узком смысле) монополии, так и частные, либо рыночные, монополии, которые связаны с монопольным обладанием коммерческой тайной либо каким-либо необыкновенными правами, защищаемыми законом. Наряду с этим, как отмечает С.А. Паращук, монополия на обладание особыми правами может сочетаться как с рыночными (негосударственными) монополиями, так и с монополиями, конкретно регулируемыми страной .
———————————
Паращук С.А. Указ. соч. С. 74.
В том месте же. С. 74.
И наконец, существует еще один вид монополий, на что страной не распространяется правовая защита от борьбы, — это, по терминологии К.Ю. Тотьева, так называемая фактическая монополия, под которой направляться осознавать монополию на рынке хозяйствующего субъекта, не владеющего какими-либо особыми правами на собственный монопольное положение. Подобная монополия может сложиться в той либо другой отрасли в силу особенной рыночной конъюнктуры — экономической обстановки временного характера. Законодательством не предусмотрена какая-либо особая юридическая защита упомянутой фактической монополии . Характеризуя экономическую и правовую природу происхождения таких монополий, С.А. Паращук подмечает, что они появляются благодаря независимых действий субъектов предпринимательской деятельности, которые связаны с:
———————————
Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование монополии субъектов и деятельности конкуренции. С. 406.
— разными методами концентрации капиталов у одного либо нескольких субъектов предпринимательства (реструкуризация, приобретение акций (долей), соглашения и т.д.);
— применением более осуществления и эффективных форм организации предпринимательской деятельности и в следствии этого — победы в конкурентной борьбе;
— неразвитостью определенного рынка товаров (работ, одолжений);
— иными способами осуществления предпринимательской деятельности на базе борьбы .
———————————
Паращук С.А. Указ. соч. С. 73.
В соответствии с русскому антимонопольному законодательству наличие таковой монополии у хозяйствующего субъекта не есть нарушением закона. Нарушением согласится незаконная деятельность одного либо нескольких хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке монопольное положение, которая ограничивает борьбу. Такая незаконная деятельность именуется в русском антимонопольном законодательстве монополистической.
И наконец, последнее замечание в отношения правовой и экономической природы фактической монополии. Российское законодательство не знает легального определения фактической монополии. Данный термин употребляется в русском экономической и правовой науках в области конкурентного права. Такому пониманию монополии соответствует легальное понятие главного положения, т.е. положения, при котором хозяйствующий субъект может в одностороннем порядке влиять на рыночные отношения, на рынок, на экономическое поведение его субъектов. Понятие главного положения дано в Законе о защите борьбы.
направляться раскрыть и еще одно понятие, которое характеризует определенную группу монополий. В Программе демонополизации употребляется понятие временная монополия и дается его легальное определение. Отметим, что, не смотря на то, что эта Программа уже не действует, сформулированные в ней понятия, механизмы и принципы правового регулирования борьбы и монополии сохраняют, согласно нашей точке зрения, ответственное доктринальное значение. В соответствии с данной Программе, временная монополия — это монополия в условиях временного отсутствия борьбы. Программа демонополизации не уточняет виды, содержание формы таких монополий. Согласно мнению ученых, к временным монополиям относятся как фактические монополии, так и монополии на обладание сведениями, составляющими коммерческую тайну, и какими-либо необыкновенными правами, защищаемым и законом . Понятие субъекта временной монополии определяется исходя из содержания понятия временной монополии с учетом конкретного ее вида.
———————————
Тотьев К.Ю. Указ. соч. С. 405 — 406.
Следовательно, субъектами временных монополий смогут быть хозяйствующие субъекты, владеющие:
— фактическим монопольным положением на рынке в силу сложившейся в той либо другой отрасли в силу особенной рыночной конъюнктуры — экономической обстановки временного характера , до появления новых хозяйствующих субъектов — соперников на данном рынке, по окончании и благодаря появления которых монополия данного одного хозяйствующего субъекта на данном рынке исчезает;
———————————
Паращук С.А. Указ. соч. С. 74.
— сведениями, составляющими коммерческую тайну, либо какими-либо необыкновенными правами, защищаемыми законом.
§ 2. Понятийный аппарат отечественного законодательства
в монополии и сфере конкуренции. Анализ товарного рынка
Правовые понятия, касающиеся конкурентного регулирования, находятся в нормах международного права, отечественном законодательстве, подзаконных нормативных правовых актах, и исследуются, разрабатываются, раскрываются в правовой теории, помимо этого, серьёзное значение для разработки указанных понятий имеют исследования экономической теории. Базисные, неспециализированные понятия, характерные для регулирования всего монополии отношений и круга конкуренции, даются в Законе о защите борьбы. Более своеобразные понятия, характерные для узкой сферы регулирования, содержат такие законы, как Закон о рекламе, Закон о естественных монополиях и другие нормативные правовые акты. Эти понятия мы будем разбирать потом при изучении соответствующих тем. Однако для осознания неспециализированной понятийного аппарата и проблематики конкурентного права кое-какие понятия разглядим на данный момент. Это чаще всего видящиеся неспециализированные понятия конкурентного законодательства, содержащиеся в Законе о защите борьбы, и некоторых иных законодательных и подзаконных актах, в экономической теории и правовой доктрине в области конкурентного регулирования.
Закон о защите борьбы в ст. 4 содержит последовательность серьёзных определений. В первую очередь дается понятие борьбы. Кроме этого определяется термин хозяйствующий субъект. Это главное родовое понятие для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и являющихся участниками и субъектами рыночной борьбе и носителями прав и обязанностей, определенных в монополии и правовом регулировании конкуренции. В соответствии с статье 4 Закона о защите борьбы, хозяйствующий субъект — это весьма широкое понятие, в него входят коммерческая структура, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, личный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве личного предпринимателя, но осуществляющее опытную деятельность, приносящую доход, в соответствии с законами на основании госрегистрации и (либо) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Закон определяет не только понятие денежной организации, но и денежной услуги, под которой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга согласно соглашению лизинга, и услуга, оказываемая денежной организацией и связанная с привлечением и (либо) размещением денежных средств юридических и физических лиц, т.е. так же, как при с денежной организацией, дается не абстрактное определение денежной услуги, а список видов одолжений, характеризующихся определенными показателями.
Хозяйствующим субъектом возможно лицо, действующее на разных рынках, а также денежных. Конкурентное регулирование денежных рынков имеет особенную специфику, и в Законе о защите борьбы содержится исходя из этого довольно много норм, определяющих антимонопольный контроль на рынках денежных одолжений. В целях для того чтобы контроля с учетом данной специфики дается и особое определение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на денежных рынках. Они именуются денежными организациями. В соответствии с формальному определению, денежная организация — это хозяйствующий субъект, оказывающий денежные услуги. Уточнение этого понятия осуществляется при помощи указания закрытого списка организаций, осуществляющих денежные услуги, их разных видов. В широком смысле слова денежная организация — это хозяйствующий субъект, оказывающий денежные услуги, — кредитная организация, опытный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество обоюдного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специальный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов (денежная организация, поднадзорная Центральному банку РФ), ломбард, лизинговая компания (другая денежная организация, денежная организация, не поднадзорная Центральному банку РФ).
Следующие понятия, на которых нужно остановиться, — товар, товарный рынок. В соответствии с статье 4 Закона о конкуренции товар — это объект гражданских прав (а также работа, услуга, включая денежную услугу), предназначенный для продажи, обмена либо иного введения в оборот.
Виды объектов гражданских прав выяснены в Гражданском кодексе РФ и включают в себя широкий список таких объектов. В соответствии с ст. 128 ГК Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся: вещи, включая наличные деньги и документарные акции, иное имущество, а также безналичные финансовые средства, бездокументарные акции, имущественные права; оказание услуг и результаты работ; защищаемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Под товаром в соответствии с Закону о защите борьбы во связи с определением данного термина в ГК Российской Федерации понимаются не только продукция, работы, услуги, но, например, и имущественные права, и информация, результаты интеллектуальной деятельности, а также необыкновенные права на них, и др. Как видим, понятие товара достаточно обширно — это и услуги, и работы, и сама товарная продукция, и права и др. объекты гражданских прав, и под товаром, что крайне важно, понимается любой объект гражданских прав.
Под товарным рынком понимается не только рынок товарной продукции, но и рынок прав, и рынок услуг и работ и иных объектов гражданских прав в соответствии со ст. 128 ГК Российской Федерации. Таким широким определением товарного рынка и товара подчеркивается, что объект регулирования Закона о защите борьбы не ограничен какими-либо рынками и используется в отношении всех товарных рынков, за исключением прямых указаний об обратном, изъятий, установленных в законодательстве РФ.
В соответствии с ст. 4 Закона о защите борьбы товарный рынок — это сфера обращения товара (а также товара зарубежного производства), что не может быть заменен вторым товаром, либо взаимозаменяемых товаров (потом — определенный товар), в границах которой (а также географических), исходя из экономической, технической либо другой возможности или целесообразности, приобретатель может купить товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами. Последовательность терминов, содержащихся в этом определении, требуют некоторых пояснений. Во-первых, направляться пояснить выражение взаимозаменяемые товары. В соответствии с указанной выше ст. 4 это товары, каковые смогут быть аналогичны по их функциональному назначению, применению, качественным и характеристикам, другим параметрам и цене так, что приобретатель вправду заменяет либо готов заменить один товар вторым при потреблении (а также при потреблении в производственных целях).
Понятие товарного рынка, и тесно связанные с ним понятия товара, взаимозаменяемых товаров нужны для проблематики и понимания предмета антимонопольного (конкурентного) права в целом, они довольно часто употребляются в законодательстве о монополии и конкуренции, теории, практике антимонопольного (конкурентного) регулирования. В данной работе потом эти понятия будут употребляться много раз. Пребывав во связи с этими категориями, понятие товарного рынка требует дополнительных пояснений. В целях обнаружения его сущности, экономических и правовых черт нам нужно кроме этого разглядеть главные элементы либо части этого понятия, и главные вопросы структуры рынка. Кроме понятий товара, взаимозаменяемых товаров для определения конкретного товарного рынка ответственны и такие понятия, как границы товарного рынка, субъектный состав рынка, количество рынка, доли хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке.
Перед тем как раскрыть эти категории, необходимо осуществить одно замечание: товарный рынок как сфера обращения товара (в понимании и отечественного, и зарубежных конкурентных законодательств) — это не какая-то статичная единица, зафиксированная в определенном документе, и не административно-территориальная единица, кроме этого определенная и зафиксированная. Товарный рынок в любой момент конкретен и характеризуется определенным товаром либо группой взаимозаменяемых товаров, по поводу которых происходит оборот этого товара между конкретными хозяйствующими субъектами-соперниками — его потребителями и поставщиками товара. Таковой конкретный товарный рынок имеет конкретный субъектный состав производителей-соперников, которых возможно определить, и потребителей, которых время от времени кроме этого возможно обозначить, в случае, если это какие-либо предприятия — потребители продукции, круг которых ограничен, или запрещено четко выделить, в случае, если речь заходит о продукции для конечного потребителя, к примеру, о продуктах питания. Кроме субъектного состава товарный рынок имеет определенные границы, за пределами которых существует уже второй товарный рынок. Таких границ существует два вида — продуктовые и географические. Эти и другие элементы, характеризующие товарные рынки, выяснены частично в антимонопольном законодательстве, а частично в подзаконных актах антимонопольного регулирования. Так, понятия товара, денежной услуги, товарных рынков, взаимозаменяемых товаров, хозяйствующего субъекта, денежной организации выяснены в Законе о конкуренции. Понятия субъектного состава, продуктовых и географических границ рынка, и ряд других серьёзных понятий, нужных для анализа товарных рынков, выяснены в Приказе ФАС России от 28.04.2010 N 220 (потом — Порядок проведения анализа).
———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов аккуратной власти. 2010. N 34.
Разглядим сейчас такие понятия, как географические и продуктовые границы рынка, субъектный состав рынка, количество (емкость) рынка, часть хозяйствующего субъекта на рынке, преграды входа на рынок (выхода с рынка), каковые окажут помощь нам лучше осознать экономическое и правовое содержание понятия товарного рынка и его значение для антимонопольного (конкурентного) регулирования и права.
Выделим, товарный рынок определяется в рамках двух видов границ — географических и продуктовых. Для начала, дабы выяснить рынок товара, нужно выяснить сам товар либо группу товаров, которая в глазах потребителей рассматривается как единый товар, т.е. выяснить продуктовые границы рынка. Дабы было ясно, обратимся к легальному определению продуктовых границ рынка. В соответствии с упомянутому выше Порядку проведения анализа, продуктовые границы рынка определяются методом процедуры обнаружения товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (потом — определение продуктовых границ товарного рынка), включающей предварительное определение товара; обнаружения особенностей товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, возможно являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определения взаимозаменяемых товаров. Наряду с этим определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении клиентов (как физических, так и юрлиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. При, в то время, когда предполагаемое нарушение антимонопольного законодательства рассматривается применительно к клиенту продукции (монопсония), определяющим в вопросе взаимозаменяемости продукции выступает мнение ее продавца.
Но обнаружения продуктовых границ рынка слишком мало для его полного определения, отграничения от вторых рынков. Нужно выяснить еще его географические границы. В соответствии с Порядку проведения анализа, географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) получает либо имеет экономическую, техническую либо иную возможность купить товар и не имеет таковой возможности за ее пределами.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах разглядываемый товар в пределах определенного временного промежутка изучения товарного рынка.
Со своей стороны, временной промежуток изучения товарного рынка определяется в зависимости от цели изучения, изюминок доступности информации и товарного рынка. Мельчайший временной промежуток анализа состояния борьбы в целях установления главного положения хозяйствующего субъекта обязан составлять один год либо срок существования товарного рынка, если он образовывает менее чем один год.
Принципиально важно учитывать, что в соответствии с Порядку в состав хозяйствующих субъектов, действующих на разглядываемом рынке, смогут быть кроме этого включены физические и юридические лица, каковые в течение кратковременного периода (не более года) смогут при простых условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне стоимостей, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на этот товарный рынок (потом — потенциальные продавцы).