Формы работы классного начальника с обучающимися.
В соответствии со собственными функциями классный начальник осуществляет отбор форм работы с обучающимися.
Форму воспитательной работы с детьми возможно выяснить как конкретный метод организации их довольно свободной деятельности в школе, их самостоятельности при педагогически целесообразном управлении взрослых.
Все их многообразие возможно классифицировать по различным основаниям:
• по видам деятельности — учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;
• по методу влияния педагога — яркие и опосредованные;
• по времени проведения — краткосрочные (от нескольких мин. до нескольких часов), продолжительные (от нескольких суток до нескольких недель), классические (систематично повторяющиеся);
• по времени подготовки — формы работы, проводимые с обучающимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку обучающихся;
• по субъекту организации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на базе сотрудничества; ее реализация и инициатива в собственности детям;
• по результату — формы, результатом которых смогут быть информационный обмен, выработка неспециализированного ответа (мнения), публично значимый продукт;
• по числу участников — личные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель — детская группа), массовые (воспитатель-несколько групп, классов).
Личные формы, в большинстве случаев, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных детей и руководителей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), исполнение совместного поручения, оказание личной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы возможно использовать и каждую в отдельности, но значительно чаще они сопровождают друг друга.
Применение личных форм работы предполагает ответ классным начальником ответственной задачи: разгадать ученика, открыть его таланты, найти все полезное, что свойственно его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему показать себя. С каждым нужно взаимодействовать по-различному, для каждого нужен собственный конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Принципиально важно расположить к себе ребёнка, позвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом собственными мыслями, сомнениями. В личных формах работы заложены громадные воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка нужнее нескольких коллективных дел.
К групповым формам работы возможно отнести рекомендации дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный начальник проявляет себя как рядовой участник или как организатор. Основная его задача, с одной стороны, оказать помощь каждому показать себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого хорошего результата, значимого для всех участников коллектива, вторых людей. Влияние классного начальника в групповых формах направлено кроме этого на развитие добрых взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В данной связи серьёзным средством есть пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного начальника.
К коллективным формам работы классного начальника со школьниками относятся в первую очередь разные дела, конкурсы, пьесы, концерты, выступления агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста обучающихся и последовательности вторых условий в этих формах классные начальники смогут делать разную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, влияющего на детей личным примером; участника-новичка, влияющего на школьников личным примером овладения опытом более опытных людей; советчика, ассистента детей в организации деятельности.
формы и Виды воспитательной работы.
№ п/п | Вид деятельности | Целевое назначение | Активные формы организации деятельности |
1. | Познавательная | Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в опытном образовании, содействует интеллектуальному формированию. | Урочная: семинар, лекция, RPG, защита проекта, творческий отчет, нетрадиционная форма. Внеурочная: конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон, |
2. | Публичная | Содействует социализации учеников, включает | Выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство. |
3. | Ценностно – орентированная | Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных сокровищ, формирование культуры, собственного “Я”. | Споры на нравственные темы, профессиональная этика и этикет, тестирование, анкетирование, составление психотерапевтической карты, акции милосердия. |
4. | Спортивно – Оздоровительная | Здоровый образ судьбы, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту отношений и человеческого тела. | Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания. |
5. | Художественная | Чувственное мироощущение, потребность в красивом, реализация личных способностей и задатков. | Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы. Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, пьесы, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздничные дни. |
6. | Свободное общение | Взаимнообогащающий досуг школьников. Общение между собой. | Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы. |
7. | Трудовая | Создание, приумножение и сохранение материальных сокровищ. | Публично-нужный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д. |