Дисциплина «Психогенетика» в ООП специалитета по направлению «Психология» есть частью базисного модуля (ОПД.Ф.7) цикла общепрофессиональных дисциплин, трудоемкостью 60 учебных часов для студентов IV курса 8 семестра дневного отделения. На лекциях и лабораторно-практических занятиях употребляются схемы, таблицы, слайды, записи. На практических занятиях проводится защита рефератов, доклады, ответ клинических задач, дискуссии. По тематике курса планируется организация производственной практики студентов в медицинских учреждениях.
Межпредментые связи
Теоретический и практический материал курса создан на базе интеграции учебного материала таких дисциплин, как физиология и анатомия ЦНС, неспециализированная и возрастная психология, дифференциальная психология, генетика, психодиагностика, психопатология, неврология.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ
2.1. Тематический замысел по дисциплине «Психогенетика» (очная форма обучения).
2.2. Тематический замысел по дисциплине «Психогенетика» (заочная форма обучения).
Разделы | Темы | Содержание | Всего часов по теме | Лекции | Лабораторно практические занятия | Независимая работа |
Раздел I. Главные положения современной дифференциальной психологии и генетики, нужные для опытного понимания психотерапевтических данных. | Тема 1. Место психогенетики в совокупности психотерапевтических знаний | Определение психогенетики в западной и русском литературах. Ее проблемы и предмет связанные с его изучением (среда и наследственность). подходы и Современные концепции индивидуальности к ее изучению. | ||||
Тема 2. Психогенетические изучения индивидуальности человека. | Представления современной генетики о механизмах наследственности. Главные понятия: их виды и гены (аллельные и неаллейные), хромосомы, генотип, фенотип, клеточные процессы, мутации. | |||||
Раздел II. Данные исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психотерапевтических и психофизиологических показателей в личном развитии и некоторых формах дизонтогенеза | Тема 1. Способы психогенетики и их разрешающая свойство | Способы психогенетики и обстоятельства их ограниченности. Анализ четырех способов: популяционный, генеалогический, приемных детей и близнецов. | ||||
Разделы | Темы | Содержание | Всего часов по теме | Лекции | Лабораторно практические занятия | Независимая работа |
Тема 4. Изменчивость показателей в гендивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза | Интеллектуальные нарушения в детском возрасте. Генетика умственной отсталости, сенсорных нарушений, нарушения опорно-двигательного аппарата. | |||||
Итого (в часах): |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Настоящая программа складывается из двух частей: в первой представлены сведения предмете, задачах, правилах, категориях дифференциальной психологии и генетики; о современных механизмах наследственности; о первых научных представлениях о различии людей; о первых научных изучениях генетических различий; о подходах и концепциях индивидуальности к ее изучению.
Во второй части речь заходит о изменчивости показателей в формах и индивидуальном развитии дизонтогенеза; о формах интеллектуальных нарушений; о хромосомных заболеваниях; о способах психогенетики и их сферах применения; об экспериментальных изучениях наследственных и средовых детерминант посредством современных способов психогенетики (популяционного, генеалогического, близнецового и.т.д.);
Содержание разделов