Вербальные и невербальные методы психодиагностики

Вербальные и невербальные способы психодиагностики

Вербальные(от латинского verbalis — словесный) и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах от испытуемых требуется в том либо другом виде трудиться со словами: создавать операции с понятиями, мыслительные действия в словесной форме. Эти тесты весьма чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, опытным изюминкам. Возможно кроме того выдвинуть такую максиму: в случае, если неверное познание смысла слов может сказаться на итогах тестирования, значит данный тест вербальный.

Вербальный тип заданий распространен среди многих тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке особых свойств (к примеру, творческих) и, очевидно, в опросниках.

Невербальные тесты (либо невербальные типы заданий) — таковой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картин, чертежей, графических изображений и т.п.). К сожалению, абсолютно избавиться от вербального компонента все равно не окажется, в силу того, что инструкцию все равно нужно будет понимать. Но само исполнение заданий опирается только на перцептивные, психомоторные функции, деятельность наглядного мышления.

Напр, Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на итог обследования. В тесте Равена задания имеют такой абстрактный темперамент, что их сложно заподозрить хоть в какой-то связи с культурными изюминками.

Невербальные тесты кроме этого облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха либо с низким уровнем образования. Они кроме этого активно применяются при оценке пространственного и комбинаторного мышления.

На данный момент невербальных тестов разрабатывается не так уж довольно много. По большей части невербальные задания включаются отдельными субтестами во многие тесты интеллекта, неспециализированных и особых свойств, тесты достижений. (По Гуревич)

Дискриминативность тестовых баллов

Дискриминативность – это свойство отдельных теста и заданий теста в целом дифференцировать обследуемых довольно «большого» и «минимального» результата теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает большое значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей (d =1). Точность информации измеряется тем, как чувствителен инструмент. Так, это степень приближения результатов измерения к подлинному значению измеряемой величины. Само собой разумеется, любой исследователь обязан стремиться взять самые точные эти. Но создание инструмента, владеющего нужной степенью точности, во многих случаях достаточно тяжёлое дело. В любой момент нужно решить, какая мера точности есть допустимой. При определении данной меры исследователь включает и целый арсенал собственных теоретических представлений об объекте.

При помощи тщательного конструирования теста возможно обеспечить соответствующий уровень дискриминативности, а это конкретно то, в чем тесты существенно побеждают по сравнению с другими формами опробований. Было найдено, что в оценке возможно использовано около девяти градаций, а в опросах, возможно, самый действенно применять 3 (либо пять) градации: ниже среднего, средний уровень и выше среднего. Подобно этому шкалы ранжирования редко содержат более девяти градаций. Это указывает, что испытуемые разбиваются в лучшем случае на девять групп.

(Пол Клайн. Справочное управление по конструированию тестов. Введение в

психометрическое проектирование. Киев. 1994.- 283 с.)

важность и Значение надежности по внутренней согласованности

Надёжность методики– это критерий, что говорит о точности психотерапевтических измерений, другими словами разрешает делать выводы о том, как внушают доверие полученные результаты.

К.М. Гуревич внес предложение толковать надёжность как:

• надёжность самого измерительного инструмента (коэффициент надежности);

• стабильность изучаемого показателя (коэффициент стабильности);

• константность, т.е. относительную независимость результатов от Личности экспериментатора (коэффициент константности).

Надёжностью именуется один из параметров качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности — надёжность как надёжность и устойчивость как внутреннюю согласованность.

Устойчивость результатов теста – возможность получения однообразных результатов у испытуемых в разных случаях. Устойчивость определяется посредством повторного тестирования (ретеста): в случае, если корреляция высока-тест устойчив.

Внутренняя согласованность определяется связью каждого конкретного элемента теста с неспециализированным результатом, тем, как любой элемент входит в несоответствие с остальными, как любой отдельный вопрос измеряет показатель, на что направлен целый тест.

Для проверки внутренней согласованности используются:

1. Способ расщепления либо способ независимых частей

Данный способ содержится в расщеплении/разделении теста на две равные части (к примеру, четные и нечетные вопросы, первая и вторая добрая половина), а после этого находится корреляция между ними. В случае, если корреляция высокая, тест можно считать надежным.

2. Способ эквивалентных бланков

МЭБ пребывает в применении двух сопоставимых между собой форм теста для громадной выборки (к примеру, формы L и M для измерения в шкале интеллекта Стэнфорда-Бине). Результаты, полученные при исполнении двух форм, сравнивают и высчитывают корреляцию. В случае, если коэффициент корреляции большой, следовательно, тест надежен. Недочёт этого способа в том, что он подразумевает таковой долгий и трудоемкий процесс, как создание двух эквивалентных форм.

3. Альфа Кронбаха

В этом способе, предложенном Ли Кронбахом, сравнивается разброс каждого элемента с неспециализированным разбросом всей шкалы. В случае, если разброс результатов теста меньше, чем разброс результатов для каждого отдельного вопроса, следовательно, любой отдельный вопрос направлен на изучение одного и того же показателя, свойства либо явления. Они производят значение, которое можно считать подлинным. В случае, если такое значение выработать запрещено, другими словами получается случайный разброс при ответе на вопросы, тест не надежен и коэффициент альфа Кронбаха будет равен 0. В случае, если же все вопросы измеряют одинаковый показатель, то тест надежен и коэффициент альфа Кронбаха в этом случае будет равен 1.

Кроме надежности тестов, имеется кроме этого надежность наблюдения – межнаблюдательская надежность. МН – это процент совпадения результатов наблюдения специалистов между собой.

Надежность говорит о том, что результаты проводимого изучения близки к истине, а валидность говорит о том, что результаты вправду относятся к тому явлению, которое изучается исследователем. Валидное изучение машинально есть надежным, но обратное следствие не обязательно. Надежное изучение может и не быть валидным.

Правила разработки комплексов психодиагностических методик

Неприятности измерения в психологии

Подходы к опр ПД

1.Инструментальный подход. Психодиагностика понимается как измерения и процесс выявления лично-психотерапевтических изюминок человека посредством особых способов: наблюдения, тестирования, беседы и т.д.

2.Конструирующий подход. Психодиагностика согласится независимой научной дисциплиной, основное назначение которой изучения методов и разработка выявления личных психотерапевтических и психофизиологических изюминок человека.

3.Гностический подход. Его сущность – признание за психодиагностикой способности в распознании психологической действительности. Его особенность содержится в том, что акцент делается на раскрытии неповторимости и индивидуального своеобразия внутреннего мира каждого человека.

4.Интегральный подход. Сущность – ориентация на теоретические нюансы психодиагностики. Он обобщает культуры и развития длительную историю теории психодиагностики и разглядывает ее в виде независимой научной дисциплины, занимающейся проблемами постановки психотерапевтического диагноза.

Теория психодиагностики опирается на неспециализированную психологию, раскрывающую функционирования и закономерности развития психологической деятельности человека, и на дифференциальную психологию, которая изучает личные изюминки человека. Исходя из этого, психодиагностика строится на той же методологической базе, что и психология в целом, и базу ее составляют философские и конкретно-научные правила.

Методологические правила

1.Принцип отражения

2.Принцип развития.

3.деятельности единства и Принцип сознания.

4.Принцип личного подхода к человеку.

5.Принцип диалектического понимания связи количества и

качества, каковые постоянно находятся в единстве.

6.Принцип конкретности

7.Принцип безоценочности

Типы шкал измерений

С. Стивенсом предложена классификация из четырех типов шкал измерения:

1) номинативная (номинальная, шкала наименований);

2) порядковая (ординальная);

3) интервальная (шкала равных промежутков);

4) шкала равных взаимоотношений.

— номинальная; элементы группируются в отдельные классы, каковые приобретают номера либо заглавия, не имеющие количественного выражения (к примеру, номера автомашин);

— порядковая, элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью показателя, но наряду с этим не употребляется единица измерения (к примеру, призовые места на спортивном соревновании);

— интервальная; элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью показателя, наряду с этим употребляется единица измерения, но точка отсчета выбирается достаточно произвольно (шкала Цельсия);

— взаимоотношений; тут элементы группируются в отдельные классы в соответствии с выраженностью показателя, наряду с этим употребляется единица измерения (к примеру, измерение расстояний в километрах).

Номинативная (от лат. nomen – имя, наименование) шкала – это шкала, классифицирующая по заглавию. Наименование не измеряется количественно, а только разрешает отличить один объект от другого либо один субъект от другого. Номинативная шкала – это метод классификации объектов либо субъектов, распределения их по ячейкам классификации.

Несложный случай номинативной шкалы – дихотомическая шкала, складывающаяся из двух наименований. Показатель, что измеряется по дихотомической шкале наименований, именуется другим. Он может принимать всего два значения (к примеру, леворукий – праворукий). Более сложный вариант номинативной шкалы – классификация из трех и более наименований (к примеру, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Распределив все объекты, реакции либо всех испытуемых по классам, возможно перейти от наименований к числам, подсчитав количество наблюдений в каждом классе.

Так, номинативная шкала разрешает подсчитывать частоты встречаемости различных наименований либо значений показателя, а после этого трудиться с этими частотами посредством математических способов.

Порядковая шкала – это шкала, классифицирующая по принципу «больше – меньше». В случае, если в шкале наименований безразлично, в каком порядке расположены классы, то в порядковой шкале они образуют последовательность от самого малого значения к самому громадному (либо напротив).

В порядковой шкале должно быть как минимум несколько классов (к примеру, утвердительный ответ – нейтральный ответ – отрицательный ответ). В порядковой шкале неизвестно подлинное расстояние между классами, но как мы знаем, что они образуют последовательность.

От классов легко перейти к числам, в случае, если вычислять, что низший класс приобретает ранг 1, средний класс – ранг 2, а верховный класс – ранг 3, либо напротив. Чем больше классов в шкале, тем больше шансов для математической обработки взятых данных и проверки статистических догадок.

Все психотерапевтические способы, применяющие ранжирование, выстроены на применении порядковой шкалы. В случае, если испытуемому предлагается, к примеру, упорядочить 15 потребностей по степени их значимости либо проранжировать перечень личностных качеств преподавателя, то во всех этих случаях он совершает так именуемое принудительное ранжирование, при котором количество рангов соответствует количеству ранжируемых субъектов либо объектов (потребностей, качеств и т. п.).

Независимо от того, приписывается ли каждому качеству либо испытуемому один из трех-четырех рангов либо же совершается процедура принудительного ранжирования, в следствии получаются последовательности значений, измеренные по порядковой шкале. Но эти, полученные в различных группах, могут быть несопоставимыми, поскольку группы смогут изначально различаться по уровню развития исследуемого качества и испытуемый, взявший в одной группе верховный ранг, в второй взял бы только средний, и т. п.

Единица измерения в шкале порядка – расстояние в 1 ранг, наряду с этим расстояние между рангами и классами возможно различным.

Интервальная шкала – это шкала, классифицирующая по принципу «больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц». Каждое из вероятных значений показателя отстоит от другого на равном расстоянии.

Построение интервальной шкалы для измерения психологических явлений – дело сверхсложное. Кроме того при получении данных в физических единицах (секундах, сантиметрах и т. п.) результаты психотерапевтического измерения не являются измеренными по интервальной шкале. Подобно значения, полученные испытуемыми в баллах по любой нестандартизованной методике, выясняются измеренными только по шкале порядка. В действительности равноинтервальными можно считать лишь шкалы в единицах стандартного отклонения и процентильные шкалы – да и то только при условии, что распределение значений в стандартизующей выборке было обычным.[72]

Принцип построения большинства интервальных шкал основан на правиле «трех сигм»: приблизительно 97,7—97,8 % всех значений показателя при обычном его распределении укладываются в диапазон М ± 36. Возможно выстроить шкалу в единицах долей стандартного отклонения, которая будет охватывать целый вероятный диапазон трансформаций показателя, в случае, если конечный слева и конечный справа промежутки покинуть открытыми.

Американский психолог Р. Кеттелл внес предложение шкалу стенок– «стандартных дюжина». Построение таковой шкалы начинается с определения среднего арифметического значения в «сырых» баллах, которое принимается за точку отсчета. Вправо и влево отмеряются промежутки, равные 1/2 стандартного отклонения. Справа от среднего значения будут размешаться промежутки, равные 6, 7, 8, 9 и 10 стенкам, слева – промежутки, равные 5, 4, 3, 2 и 1 стенкам. На оси «сырых» баллов размечаются границы промежутков в единицах «сырых» баллов. Время от времени в шкале стенок за различное количество «сырых» баллов будет начисляться однообразное количество стенок. Шкалу стенок возможно выстроить по любым данным, измеренным по крайней мере в порядковой шкале, при количестве выборки n 200 и обычном распределении показателя.

Второй метод построения равноинтервальной шкалы – группировка промежутков по принципу равенства накопленных частот (процентильная шкала). При обычном распределении показателя в окрестности среднего значения группируется большинство всех наблюдений, исходя из этого в данной области среднего значения промежутки выясняются меньше, уже, а по мере удаления от центра распределения они возрастают. Следовательно, такая процентильная шкала есть равноинтервальной только относительно накопленной частоты.

Многие исследователи не контролируют степень совпадения взятого ими эмпирического распределения с обычным распределением и тем более не переводят приобретаемые значения в единицы долей стандартного отклонения, либо процентили, предпочитая пользоваться «сырыми» данными. «Сырые» же эти довольно часто дают скошенное, срезанное по краям либо двухвершинное распределение. С этими распределениями приходится видеться часто, и дело тут не в какой-то неточности, а в специфике психотерапевтических показателей.

Шкала равных взаимоотношений – это шкала, классифицирующая объекты либо субъекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. В шкалах взаимоотношений классы обозначаются числами, каковые пропорциональны друг другу: 2 так относится к 4, как 4 к 8. Это предполагает наличие безотносительной нулевой точки отсчета. Но возможности людской психики столь громадны, что тяжело представить себе полный нуль в какой-либо измеряемой психотерапевтической переменной.

Безотносительный нуль может иметь место при подсчете количества объектов либо субъектов. По отношению к показателям частот допустимо использовать все арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Единица измерения в данной шкале взаимоотношений – одно наблюдение, один выбор, одна реакция и т. п.

Так, универсальной шкалой измерения в частотах встречаемости того либо иного значения показателя и единицей измерения, которая представляет собой одно наблюдение, есть номинативная шкала. Расклассифицировав испытуемых по показателям номинативной шкалы, возможно применить позже высшую шкалу измерения – шкалу взаимоотношений между частотами.

Функции психодиагностики

В работе кассира нужны: аккуратность, точность, честность, ответственность, эмоциональная стабильность, умение скоро вычислять, недоверчивость. Какие конкретно методики возможно применять для отбора на эту должность?

Выбор методик будет определяться психодиагностической психодиагностической задачей и ситуацией экспертизы обнаружения компетенций, нужных для занятия должности кассира.

Методики:

1) Корректурная проба (Тест Бурдона). Определяет концентрированность, устойчивость, переключаемость произвольного внимания.

2) Счет по Крепелину. Изучение волевых упрочнений, упражняемости и утомляемости, психологического темпа, колебаний внимания, переключаемости.

3) Корректурная проба с кольцами Ландольта. Модификация корректурной пробы Бурдона. Продуктивность, скорость, точность, выносливость, надежность как характеристики работоспособности.

4) Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера. Определяет степень ответственности человека за собственные поступки: внешний и внутренний локус-контроля.

5) Личностный опросник FPI (Фрайбургский личностный опросник). Определяетуровень эмоциональной устойчивости, качества коммуникативной сферы.

6) Методика К. Томаса. Определяет тип реагирования в конфликтных обстановках (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление).

7)ИТО- Лично-Типологический опросник Л.Н.Собчик. Определяет типологические изюминки индивида, самые подходящие виды профессиональной деятельности и преобладающие деловые качества, и как уравновешенным есть индивид.

8) Тест Розенцвейга. Определяет реакции на неудачу и способов выхода из обстановок, мешающих деятельности (т.е. на фрустрацию).

9) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орел. Стандартизированный тест-опросник, предназначенный для измерения готовности (склонности) к реализации разных форм отклоняющегося поведения.

Шкалы: склонности к преодолению правил и норм, склонности к аддиктивному (зависимому) поведению, склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, склонности к насилию и агрессии, волевой контроль эмоциональных реакций, склонности к деликвентному поведению.

К психологу обратилась супружеская пара с запросом улучшить их взаимоотношения. Какие конкретно методики разрешат прояснить обстоятельства ситуации ? Какие конкретно приемы смогут быть использованы для гармонизации взаимоотношений супругов?

  • Методики «рисунка семьи» — несколько проективных методик для оценки внутрисемейных взаимоотношений. Основана на интерпретации и анализе картинок. В большинстве случаев, используется при обследовании детей. Рисуночные методики являются одними из самых распространенных среди проективных тестов. Мысль применять технику рисунка для диагностики внутрисемейных взаимоотношений появилась у последовательности исследователей. интерпретации результатов проведения и подробная схема обследования в первый раз была создана для теста «Нарисуй собственную семью» (В. Вульф, 1947). Опыт применения рисуночной методики в этих целях был накоплен в работах В. Хьюлса (1951-1952 гг.).
  • Методика Мое письмо о супруге была создана Белорусовым С. А. во второй половине 90-ых годов XX века и есть вариантом известного в психологии способа незаконченных предложений.

Этот тест обширно употребляется в домашнем консультировании и призван распознать конфликтов и причины недопонимания между супругами с предстоящей возможностью их решения. Для обоих супругов методика владеет громадной сокровищем: содержащаяся в ней структурированная информация возможно открытием для одного либо обоих супругов, что позволяет для новых возможностей совместной судьбе.

Тест нужно проходить обоим супругам — обоим написать письмо, заполнив предложенные незаконченные предложения.

Однако, диагностика лишь одного из супругов разрешает ему лучше осознать себя и предъявляемые претензии, требования, пожелания к мужу.

Время заполнения теста Мое письмо о супруге не ограничено, в среднем занимает не более получаса.

  • Шкала домашнего окружения предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов. Методика ШСО была приспособлена С.Ю. Куприяновым в 1985 году.

В базе ШСО лежит уникальная методика, предложенная Р.Х. Мусом в 1974 г. Главное внимание тут уделяется описанию и измерению:

1) взаимоотношений между участниками семьи (показатели взаимоотношений),

2) направлениями личностного роста, которым в семье придается особенное значение (показатели личностного роста),

3) главной организационной структуре семьи (показатели, управляющие домашней совокупностью).

4) нарушения домашних ролей между участниками семьи.

ШСО включает 10 шкал, любая из которых представлена девятью пунктами, имеющими отношение к чёрту домашнего окружения.

Шкала домашнего окружения (ШСО).

Тест разрешает оценить как гармоничны отношения в паре: супружеские либо каждые другие межличностные взаимоотношения. Кроме этого он выявляет не сильный места в структуре взаимоотношений с возможностью их предстоящей коррекции.

  • Дабы пройти методику Субъективная оценка межличностных взаимоотношений не обязательно ждать распрей или других проблем, она разрешит уже на данный момент лучше осознать каковы ваши отношения, к примеру, с любимым человеком либо в семье, с сотрудниками по работе, в коллективе и т.д. и спрогнозировать тенденцию. В том случае, если намечающаяся возможность вам не понравится, в интерпретации способа вы отыщете подсказки как вам направляться поступить, дабы улучшить интересующие вас взаимоотношения.

Создатель методики, Сергей Витальевич Духновскийубежден, что индикаторами дисгармонии межличностных взаимоотношений выступают напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность между людьми. Исходя из этого в тесте четыре одноименные шкалы и всего сорок вопросов.

Своевременная диагностика характера межличностных отношениях позволяет принять профилактические работы напряженности в отношениях, разрешает выбрать наилучшую форму общения, снижает частоту распрей, содействует согласию, комфортному самочувствию партнеров по общению.

  • Опросник “Анализ домашних взаимоотношений” Э. Г. Эйдемиллер (Методика АСВ).

Опросник “Анализ домашних взаимоотношений” (Методика АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.) существует в двух вариантах — для своих родителей детей и подростков.

Тест Анализ домашних взаимоотношений рекомендован для изучения влияния своих родителей в воспитании ребенка либо поиска и подростка неточностей в родительском воспитании. Методика Анализ домашних взаимоотношений разрешает диагностировать нежелательное, некорректное влияние участников семьи друг на друга, нарушения при исполнении ролей в семье и помехи для ее целостности.

Описание методики. Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают главные стили домашнего воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы разрешают взять представление о структурно-ролевом нюансе жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют изюминке функционирования совокупности обоюдных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов домашней интеграции.

Какие конкретно методики смогут быть использованы школьным психологом для обнаружения обстоятельств сложных и иногда конфликтных взаимоотношений в педагогическом коллективе, но так, дабы проводимая диагностика не позвала отрицательного отношения педагогов и не ухудшила взаимоотношения в коллективе.

Для того, чтобы не ухудшить взаимоотношения в коллективе, целесообразно применять личное обследование преподавателей психологом, предварительно создав воздух доверительных отношений и принятия.

Применяемые методики:

Методика Q-сортировки.

Создана В. Стефансоном, приспособлена в НИИ им. В. М. Бехтерева. Методика возможно кроме этого использована для определения:

социальноего «Я» (каким меня видят другие);

совершенного «Я» (каким бы я желал быть);

актуального «Я» (какой я в различных обстановках);

значимых вторых (каким я вижу собственного партнера);

совершенного партнера (каким я желаю видеть собственного партнера).
ДомДеревоЧеловек (по А. Л. Венгер) – от 5 и старше.
РисунокНесуществующегоЖивотного (по А. Л. Венгеру) – от 4,5 и старше.
Методика «Рисунок класса», «Нарисуй учителя» и т. д.
«Ценностные ориентации» М. Рокич.
Методика «Незаконченные предложения».

ВАРИАТ ОТВЕТА 2 При составлении личных психотерапевтических карт школьному психологу пригодятся методики, направленные на изучение у обучающихся познавательной сферы (восприятия, внимания, мышления и памяти), работоспособности на занятиях (внимания), эмоционально-волевой сферы (эмоционального фона, волевых качеств), личностно-характерологических изюминок (самооценки, изюминок сотрудничества со сверстниками и т.д.). Конкретные методики должны быть подобраны в соответствии с возрастом обследуемых обучающихся. К примеру, при обследовании обучающихся третьих классов смогут быть нужны такие методики, как «Счет по Крепелину» (изучение продуктивности, устойчивости и переключения внимания), «10 слов» (изучение механической и логической памяти), «Исключение» (отвлечения процессов и исследование обобщения), «Аналогии» (свойство устанавливать логические связи между словами по заданному примеру), и анкеты для преподавателей с целью обнаружения уровня адаптированности обучающихся, анкеты для обучающихся с целью обнаружения уровня школьной мотивации.

Вербальные и невербальные способы психодиагностики

Вербальные(от латинского verbalis — словесный) и невербальные тесты различаются по характеру стимульного материала.

В вербальных тестах от испытуемых требуется в том либо другом виде трудиться со словами: создавать операции с понятиями, мыслительные действия в словесной форме. Эти тесты весьма чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, опытным изюминкам. Возможно кроме того выдвинуть такую максиму: в случае, если неверное познание смысла слов может сказаться на итогах тестирования, значит данный тест вербальный.

Вербальный тип заданий распространен среди многих тестов интеллекта, тестов достижений, при оценке особых свойств (к примеру, творческих) и, очевидно, в опросниках.

Невербальные тесты (либо невербальные типы заданий) — таковой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картин, чертежей, графических изображений и т.п.). К сожалению, абсолютно избавиться от вербального компонента все равно не окажется, в силу того, что инструкцию все равно нужно будет понимать. Но само исполнение заданий опирается только на перцептивные, психомоторные функции, деятельность наглядного мышления.

Напр, Прогрессивные матрицы Равена. Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на итог обследования. В тесте Равена задания имеют такой абстрактный темперамент, что их сложно заподозрить хоть в какой-то связи с культурными изюминками.

Невербальные тесты кроме этого облегчают процедуру обследования испытуемых с нарушением речи, слуха либо с низким уровнем образования. Они кроме этого активно применяются при оценке пространственного и комбинаторного мышления.

На данный момент невербальных тестов разрабатывается не так уж довольно много. По большей части невербальные задания включаются отдельными субтестами во многие тесты интеллекта, неспециализированных и особых свойств, тесты достижений. (По Гуревич)

Невербальное общение. Психолог Наталья Кучеренко, лекция №06.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: