Упражнения для дыхания (дыхательная гимнастика)
1. Вдох носом, выдох через рот (возможно добавить перемещение рук: руки вытянуть вперед, ладони сложить; 1 – развести руки в стороны до отказа с глубоким вдохом через шнобель; 2 – выдыхая, свести ладони).
2. Вдох, задержка дыхания, выдох;
3. Вдох, выдох по порциям.
4. Полный вдох – на выдохе сказать «ха». Повторить 2-3 раза.
Игровые упражнения:
Задуйте свечу
u Сделайте глубочайший вдох и разом выдохните целый воздушное пространство. Задуйте одну громадную свечу.
u Представьте, что на руке стоит три мелких свечки. Сделайте глубочайший вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
u Представьте, что перед вами громадный именинный пирог. На нем довольно много мелких свечек. Сделайте глубочайший вдох и попытайтесь задуть как возможно больше мелких свечек.
u Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и дуть на мнимое пламя свечи, дабы оно легло, но не погасло. Удерживать пламя в таком положении до конца выдоха. Подобно возможно дуть на настоящую полосу бумаги. При ровном выдохе полоса обязана пребывать в одном положении, не дрожать.
Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять)
имитация разбрызгивания и Глубокий вдох воды на белье.
В цветочном магазине
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный запах цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Поймай комара
Руки вытянуть вперед, ладони сложить. 1 – развести руки в стороны до отказа с глубоким вдохом через шнобель; 2 – выдыхая, свести ладони со звуком «з-з-з» медлительно, дабы поймать, но не спугнуть комара.
Сдуваем шарик
Согнуть руки в локтях, соединить ладони перед грудью. 1 – вдох – отвести локти назад, дабы сошлись лопатки; 2 – выдыхая, свести ладони со звуком «с-с-с» медлительно сдуваем шарик.
«Топор»
Берем двумя руками «топор». 1 – поднимаем топор над головой; 2 – маленький и полный выдох с восклицанием и наклоном «раз!».
Выдох со счетом
Сделайте глубочайший вдох, на выдохе звучно вычисляйте до тех пор, пока не кончится воздушное пространство.
Применение скороговорки (хором):
Как на горке, на пригорке
Стоят 33 Егорки
(глубочайший вдох)
Раз Егорка, два Егорка…
(и т. д. до полного выдоха).
Нужно подчернуть, что уже по окончании нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.
«Скакалка»
Подпрыгивать, крутить мнимую скакалку и сказать слова стих-я
Со скакалкой я скачу
Обучиться я желаю
Так обладать дыханием,
Дабы звук держать оно имело возможность бы
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило
Я скачу без передышки
И не ощущаю одышки
Голос звучен, льется ровно
И не прыгаю я как будто бы
Раз, два, раз, два, раз, два, раз
Возможно прыгать битый час
Кончил прыгать – слышу я
Обращение легко звучит моя.
Упражнения для развития четкости произношения, подвижности умения и речевого аппарата руководить голосом
В лифте
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и напротив. Едем сперва с первого на девятый, позже вниз.
Тренировка в проговаривании слогов. Ба, бо, бу, бы, бэ, би; ва, во, ву, вэ, вии т.д.
На доску выписываются буквы гласных, а дети по алфавиту подсоединяют к ним буквы согласных. Чтение хором и лично, соревнование по последовательностям.
Тренировка в чтении сочетаний гласных: аоуиэ, аиуоэ;согласных: з-с-ж; ш-ж-с;гласных и согласных: же, че, ща, тра, три.
Работа с таблицей согласных. Обучающиеся делают глубочайший вдох, и на выдох просматривают 15 согласных одного последовательности: бкзстрмнвзршлнх жлпфхчшбрптсткл
Чтение согласных с каким-нибудь гласным. К примеру: первый ряд просматривает с гласным (а), второй последовательность – с гласным (у).
Чтение последовательности гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.
Чтение скороговорок, чистоговорок, стихотворений с довольно часто повторяющимся звуком
Упражнения для повышения скорости чтения
Серьёзна не продолжительность, а частота тренировочных упражнений.
Людская память устроена так, что запоминается не то, что неизменно перед глазами, в противном случае, что мелькает: другими словами, то нет. Именно это формирует раздражение и запоминается. Исходя из этого, в случае, если мы желаем оказать помощь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, необходимо каждый день, через определенные промежутки времени проводить с ними маленькие упражнения (лучше по 5 мин. три раза в сутки, чем по 1-1,5 часа тщетной работы, отбивающей желание просматривать).
1. Ежеурочные пятиминутки чтения (монгольский способ). Любой урок начинается с того, что дети 5 мин. просматривают в режиме жужжащего чтения, любой собственную любимую книгу.
2. Чтение перед сном. Конкретно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, в то время, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
3. Режим щадящего чтения.Ребенок просматривает одну-две строки и отдыхает, после этого повторяется такое же чтение.
4. Жужжащее чтение.Все ученики в течение 5 мин. просматривают в один момент вслух тихо, дабы не мешать товарищам, любой со своей скоростью.
5. “Разведчик”
Ведущий начинает просматривать не сперва, а с любого места, именуя лишь страницу, остальные должны отыскать это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети весьма радуются, в то время, когда первыми успевают отыскать абзац, что просматривает ведущий.
6. “Мнимое слово”
Преподаватель на протяжении чтения кое-какие слова просматривает неправильно, обучающиеся прерывают чтение и прочитывают слово правильно.
Упражнение «Буксир»
Преподаватель движет указкой по написанному тексту, а дети просматривают в заданном темпе. При повторном чтении отрывка темп чтения возрастает.
8. Упражнение Эхо («Чтение за диктором»)
Один ученик просматривает (смысловые отрезки текста), целый класс повторяет за ним в том же темпе, с теми же интонациями.
9. Чтение с отрывом от текста. При чтении вслух ученикам предлагается поглядеть на доску (дверь, окно, потолок и т.д.), возвращаясь после этого к чтению. Это упражнение приучает к стремительной ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, возрастает краткосрочная память, ученик обучается распределять внимание.