Валы, их опоры и соединения

В каждой машине имеются вращающиеся валы с насаженными на них зубчатыми колесами, барабанами для металлических верёвок, звездочками для цепей, шкивами для ремней. Эти подробности надежно закреплены на валу шпонкой, которая закладывается в канавки, прорезанные на валу, и в отверстия ступицы подробности. Шпонку возможно закладывать вольно либо посредством молотка, если она  имеет форму клина.

В машинах, станках и многих вторых автомобилях сейчас используются шлицевые соединения, удачно заменяющие шпоночные. На поверхности вала прорезают канавки и оставляют выступы (шлицы), каковые входят в соответствующие по размерам канавки, сделанные в ступице подробности, сидящей на валу. Такое соединение ослабляет вал меньше, чем шпонка, и позволяет шестерне либо муфте вольно перемещаться по валу.

Шипом либо шейкой вал автомобили опирается на подшипник. При повороте вала поверхность вращающегося шипа скользит по неподвижной поверхности подшипника. Валы в большинстве случаев изготовлены из прочной стали. Чтобы уменьшить трение, опорную поверхность подшипника делают в виде съемного «вкладыша» из латуни, из антифрикционного (уменьшающего трение) чугуна либо заливают баббитом — сплавом олова, сурьмы и свинца, используют алюминиевые сплавы, металлокерамические вкладыши. Но это только частично предохраняет шейку вала от износа.

Дабы снизить трение до минимума, подшипнику скольжения необходимо дать весьма хорошую смазку. При громадной скорости вращения вала смазка все время подается к подшипнику под давлением. Так смазываются подшипники коленчатого вала автомобильного и тракторного двигателей.

Валы, их опоры и соединения

Самые узлы и употребительные детали автомобилей. 1— виды (сортамент) сортового металла: труба, полоса, круглый прокат, шестигранник (для гаек и болтов), «зетовый» профиль, швеллер, двутавр, квадратный профиль, рельс, равнобокий уголок, толстый лист; 2 — заклепочные соединения; 3 — сварные соединения; 4 — типы резьб и резьбовые соединения; 5 — болт и винты с гайкой; 6 — замки, удерживающие резьбовые соединения от саморазвинчивания; гаечный ключ; 7 — валы: кулачковый, ступенчатый и кривошипный; 8 — шпоночные соединения: 9 — шлицевые соединения; 10 — подшипник скольжения — разъемный; 11—подшипники качения — шариковые и роликовый; 12 — роликовый подшипник с корпусом.

Но кроме того при хорошей смазке шейки и подшипники скольжения валов подвержены достаточно стремительному износу. Исходя из этого в современных автомобилях подшипники скольжения полностью вытеснены шариковыми и роликовыми подшипниками, взявшими неспециализированное наименование подшипников качения. Они существенно уменьшают утрату энергии в опорах валов, делают движение автомобили более легким, владеют высокой работоспособностью.

В подшипнике скольжения поверхность шипа, шейки, пяты скользит по поверхности подшипника (подпятника) под громадной нагрузкой и с громадной скоростью. Это приводит к нагреванию трущихся поверхностей, соответственно, и вредные утраты энергии в машине. А в подшипнике качения между металлическим закаленным кольцом, сидящим на валу, и таким же кольцом в опоре катятся шарики либо ролики. При их качении трение делается ничтожно малым, износ подробностей — маленьким, а утраты энергии в машине уменьшаются многократно.

Шарикоподшипники активно используются в самых разнообразных механизмах и современных машинах. Шарикоподшипниковые фабрики в других городах и Москве нашей страны производят миллионы подшипников всех размеров: от маленьких подшипников — лилипутов до подшипников-гигантов.

Перед машиностроением стоит задача перевести в ближайщее время все вагоны ЖД транспорта на подшипники качения. электровозы и Тепловозы смогут тогда повести составы намного большего веса, а пробег вагонов без смены подшипников возрастет в десятки раз.

Валы в автомобилях соединяются между собой посредством муфт, очень разнообразных по собственному устройству.

При неизменно соединенных муфтах валы на протяжении работы автомобили не смогут быть расцеплены; сцепные же, либо управляемые, муфты разрешают расцеплять на ходу валы и после этого медлено соединять их.

Примером управляемой муфты помогает механизм сцепления в автомобиле. Нажимая на педаль сцепления, шофер разобщает вал трансмиссии и вал двигателя автомобиля; отпуская педаль, — медлено сцепляет их.

Детали машин Оси, валы и их элементы Часть 1


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: