Тут кончается предыстория Матери Сырой Почвы и начинается история ее жизни в русской философии и литературе. Нет, пожалуй, никакой второй языческой темы, которая бы так ни притягивала различных русских писателей и мыслителей, красной нитью проходя через все русское мировоззрение.
Образ Матери Сырой Почвы в русской философии и литературе восходит к старейшим дохристианским верам и устному народному творчеству. В известном духовном стихе Как расплачется и расступится Мать сыра почва перед Господом… Почва исповедывается перед Всевышним о тяжести собственной доли — бытьпокровительницей безнравственного рода людского. В другом духовномстихе Уж как каялся молодец сырой почва…, наоборот, человекисповедывается Почва-матери в идеальных грехах.
В Сказании о Мамаевом побоище имеется потрясающее своим гуманизмом место, в то время, когда Мать-почва перед Куликовской битвой плачет о детях татарах — и своих русских, которым лишь ещепредстоит умереть в кровавой сече. Один из сподвижников князя Дмитрия Донского — также Дмитрий Волынец — приник к почва правым ухом и услышал почву рыдающую двояко: одна сторонаточно дама звучно рыдает о детях собственных на чужом языке, вторая же сторона, словно бы какая-то дева внезапно вскрикнула звучно печальным голосом, совершенно верно в свирель какую, так что горестно слышать весьма127.
В поэтизированном представлении русского человека Почва постоянно выступала настоящей покровительницей и матерью всех людей: она не только забирает их по окончании смерти, но и есть источником всего живого. Почва, почва, мати сырая! Всякому человеку почва мать и отец! — говорится в одном из духовныхстихов. А Голубиная книга расшифровывает: Телеса отечественные от сырой почвы, Кости крепкие от камени, Кровь — руда от Темна моря Отечественные помыслы от облак небесных.
Почва-заступница дает человеку силу и могущество, стоит лишь к ней прикоснуться. Сказочные храбрецы, ударяясь о почву, преобразовываются в богатырей, обретают силу великую. Почва одновременно и судья, искупительница грехов. Клятва почвой -одна из самых древних, ужасных и крепких. Наряду с этим землюцеловали а также ели. Первый русский мыслитель-экономист Иван Тихонович Посошков (1652 — 1726) в собственной известной Книгео скудости и достатке приводит факты, в то время, когда крестьяне,поклявшиеся почвой (с дерном на голове), не сдержавшие данногослова и уличенные во лжи, умирали прямо на меже.
В народе говорили: Не лги — почва слышит; Грех почву бить — она отечественная мать. Либо: Питай — как почва питает, учи -как почва учит, обожай — как почва обожает. Из этого же строжайшийзапрет до 25 марта вбивать в почву колья — в противном случае она отомститзасухой. Народное благоговение переед почвой вдохновенновыражено в двух тютчевских строчках: Нет, моего к тебе пристрастья Я скрыть не в силах, Мать-Почва!
Софийно-соборное мировоззрение фактически всех русских мыслителей было в любой момент сориентировано на глубинно-народное почитание Матери-почвы, предстающей в творчестве конкретных писателей и философов в различных обличиях. Традиции почитания Матери Сырой Почвы восходят к эпическому и лирическому фольклору, частично к летописанию, но основное — к исконнымверованиям, сохранившимся до наших дней. Чувство почитания Матери-почвы, сближение ее с Софией и Богородицей чуть ли не генетически заложено в русских людях и передается ими от поколения к поколению.
Н.В.Гоголь без шуток и глубоко интересовался народным мировоззрением, он отмечал: Мать-почва была искони священною у славян. В почве соединяются и плодородие и смерть. Она самая близкая проповедница человеку, и питательница, и его погребательница. Славяне воспитаны на земледелии, с принятием веры христианской святые церкви на место языческих всевышних становятся покровителями земледельческих занятий…128.
Одним из первых русских космистов, кто облек классические воззрения в поэтическо-философскую форму, был Владимир Соловьев. Уже в его софийных стихах образ Софии-Премудрости проявляется в образе Почвы-владычицы: Почва-владычица! К тебе чело склонил я, И через покров благоуханный твой Родного сердца пламень почувствовал я, Услышал трепет судьбы всемирный. ………………………..
И в явном таинстве снова вижу сочетанье Земной души со светом неземным, И от огня любви житейское страданье Уносится, как мимолетный дым.
В другом стихотворении Соловьев продолжает ту же тему:
Владычица-почва! С бывалым умиленьем
И с нежностью любви склоняюсь над тобой.
Лес старый и река звучат мне юным пеньем…
Все вечное и в них осталося со мной. ……………………………
И привидения ушли, но вера неизменна…
А вот и солнце внезапно посмотрело из-за туч.
Владычица-почва! Твоя краса нетленна,
И яркий богатырь бессмертен и могуч.
Не нужно думать, что перед нами — всего лишь поэтический образ. Во-первых, в творчестве Соловьева поэзия неотделима отфилософии. Во-вторых, те же мысли проводятся и в сугуботеоретических работах. Так, в статье О обстоятельствах упадкасредневекового миросозерцания философ пишет: …Пора признатьи осуществить собственную солидарность с матерью-почвой, спасти ее отомертвения, дабы и себя спасти от смерти129.
Совершенно верно так же и Сергей Булгаков, разрабатывая софийную космогонию, в прямом смысле спускается с небес наземлю, обращаясь к Матери-почва. Начало начал (оно же — София), выясняется самым родным для каждого человека понятием, объединяющим Мать и Почву и преобразовывающимся в Великую Матерь Почву. Материя-матерь, меон имеется нужная база бытия, уничтожения и возникновения. В случае, если что-либо не редкость, то нужно ему из чего-либо появляться и куда-либо возвращаться, потому что безвоздушная область чистого небытия остается за пределами досягаемости. Нужно материнское лоно, которое имеется одновременно и ложесна, и могила. В противном случае говоря, это- Великая Матерь Почва, лик которой греки чтили под именем Деметры; это — та Почва, которую сотворил Господь в начале, при создании мира (вместе с небом). Быв засеменена творческимда будет, она изводит из собственного лона все существующее и обратно приемлет в меональные недра собственные все, что имеется почва,из нее появилось130.
В пронзительных исповедальных воспоминаниях Булгаков увязывает в одно целое софийность Матери-почвы и софийность Матери-отчизны. Отчизна имеется священная тайна каждого человека, так же как и его рождение. Теми же загадочными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со собственными предками и прикрепляется ко всему людской древу, он связан через отчизну и с матерью-почвой…131.
Посвящая основной труд собственной жизни утверждение и Столп истины — Всеблагоуханному и Матери и Пречистому Имени Девы, Павел Флоренский обращается кроме этого и к соответствующей символике Софии-Премудрости: ее венец — это простой показатель Почвы-Матери в ее разных метаморфозах, высказывающий, возможно, ее покровительство человечеству, как совокупному целому132.
Сходные идеи высказывались и другими русскими философами, в особенности Николаем Бердяевым, Львом Карсавиным и Василием Розановым (последний доводил образ Матери-Почвы до образа Матери-Вселенной133.
Почва — частица Вселенной. Через слияние с ней, соответственно- и со всем Космосом, происходит физическое укрепление и духовное прозрение человека. В русской литературе носителеми выразителем данного мировоззрения стал Алеша Карамазов в одном из кульминационных эпизодов романа Ф.М.Достоевского, где отказу Алеши от иночества предшествует его прямое обращение к Матери и Космосу-Почва.
Полная восхищением душа его жаждала свободы, места, широты. Надним обширно, необозримо опрокинулся небесный купол, полный тихихсияющих звезд. С зенита до горизонта явился еще неясный Млечный Путь. Свежая и негромкая до неподвижности ночь облегла почву.
…Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною… Алеша стоял, наблюдал и внезапно как подкошенный повергся на землю. Он не знал, для чего обнимал ее, он не давал себе отчета, по какой причине ему так неудержимо хотелось целовать ее, целовать ее всю, но он целовал ее плача, рыдая и обливая собственными слезами, и исступленно клялся обожать ее, обожать во веки столетий… О чем плакал он? О, он плакал в восхищении собственном кроме того и об этих звездах, каковые сияли ему из пропасти, и не стыдился исступления собственного. Как словно бы нити ото всех этих тщетных миров божьих сошлись разом в душе его, и она вся трепетала, соприкасаясь мирам иным134.
Кстати, русская церковь вычисляла грехом для отроков и мужей кидаться на землю ничком либо лежать на чреве: в этом усматривалась имитация полового соития, а само воздействие приравнивалось к оскорблению либо обиде родителям. В древнерусском епитимейнике (списках грехов) говорится: Аще отцу либо матери лаял либо бил либо, на земле лежа ниц, как на жене игрался, 15 дни (епитимья)135.
Сходная по собственному идейному звучанию сцена имеется и в наказании и Преступлении, где Мать-почва делается судьей убийце Раскольникову. Измученный угрызениями совести, переходя Сенную площадь, он внезапно отыскал в памяти слова Сони: Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй почву, в силу того, что ты и перед ней согрешил, и сообщи всему миру вслух: Я убийца!. Он целый задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его тревога и безвыходная тоска всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможности этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему внезапно подступило: загорелось в душе одною искрой и внезапно, как пламя, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади, поклонился до почвы и поцеловал эту нечистую почву с счастием и наслаждением….136
Божия матерь великая мама сыра почва имеется, — говорит Достоевский устами героини другого романа — Бесы, что в полной мере соответствует настоящей сути Божией матери, ее земным иодновременно мировым корням.
происхождения и Общность судьбы у всех народов Богоматери Матери-и образа земли много раз подчеркивал Николай Клюев: Но это было! Было! Было Порукой — лик нездешней силы Владимирская Божья Мама!
В ее очах Коринфа злать пурпур и Мемфис Финикии Сквозят берестою России…
………………..
Со стенку, где олова сколы и прослои золота, как рои, По ульям кварца залегли, То груди Матери-почвы.
Эти строки из поэмы Песнь о Великой Матери, сравнительно не так давно отысканной в архивах бывшего КГБ, — апофеоз поэтическогонастроя русской души, не мыслящей самой возможности своегосуществования вне единения с родной почвой, другими словами Отчизной.
В Песни о Великой Матери образ настоящей матери поэта соединен с Отчизной (Русской почвой), и Софией на семи столпах, что смежила солнечные очи. Совершенно верно так же и в одном из писем из Сибири, написанном незадолго до расстрела, Клюев обращается к весеннему Солнцу и к Матери сырой почва137. В этом обращении как бы содержится завет и последний поклон всем, кто остался жить на отечественной почва.
мать и Материя — слова одного корня. Они взаимно связаны и взаимообусловлены не случайно-этимологически, азакономерно-генетически. Материя в этом философскомпонимании соответствует старейшему мировоззренческому понятию Мать Сыра Почва. В прошлом она означала не просто Почву-Матерь и кормилицу всего живого, но и начало всего сущего, включая и мир понятий и образов. В языческом миропонимании Почва делается Матерью по причине того, что соответственно есть женой (любовницей) Всевышних — причемименно многих и различных. Результатом этого (естественного для праславян) группового брака появляются на свет (рождаются), непрерывно сменяя друг друга: Весна, Лето, Осень, Зима. В поэтическом сборнике Славянские Всевышние (вышедшем в Ровно в 1936 г.) Александр Кондратьев писал: Почва красивая, любовница Всевышних, Для каждого из них меняешь ты костюмы Только пробудят тебя весной Дажбога взоры, Ты сбрасываешь собственный белеющий покров И ризой в зелени пестреющих цветов Пленяешь божий взгляд. Веленьям властным Лады Покорная, любви внушаешь все отрады С небесным парнем. Но вот из туч Златобородый царь собственный лик продемонстрирует храбрый И страсти молнией нежданно опалит, И для Перуна ты приемлешь новый вид — Убранства желтые, как нивы колос спелый.
А в том месте зима идет, и стан твой снова обвит Для князя сумрака одеждой снежно-белой.
Подытоживая развития русского и тысячелетний путь формирования мировоззрения, Сергей Булгаков напрямую указывает на генетическую преемственность и сродство между классическим народным понятием Мать-сыра-почва и философской категорией материи. Наряду с этим скупые строчки абстрактно-теоретического анализа непроизвольно переходят у о.Сергия в боговдохновенный поэтический гимн Почва священной: Великая матерь, почва сырая! В тебе мы появились, тобою кормимся, тебя осязаем ногами собственными, в тебя возвращаемся. Дети почвы, любите матерь собственную, целуйте ее исступленно, обливайте ее слезами собственными, орошайте позже, напояйте кровью, насыщайте ее костями собственными! Потому что нет ничего, что погибнет в ней, все хранит она в себе, память и немая мира, всему дает плод и жизнь. Кто не обожает почву, не ощущает ее материнства, изгой — и тот раб, жалкий бунтовщик против матери, исчадие небытия. Мать почва! Из тебя появилась та плоть, которая соделалась ложеснами для воплотившегося Всевышнего, из тебя забрал Он пречистое Тело Собственный! в тебе почил Он тридневен во гробе! Мать почва! Из тебя произрастают виноградная лоза и хлебный злак, коих плод в святейшем таинстве делается Кровью и Телом Христовыми, и к тебе возвращается эта святая плоть! Ты молчаливо хранишь в себе всю лепоту и всю полноту твари138.
В последнии месяцы показалось много публикаций на тему Гипербореи и Северной Прародины человечества. Громаднейший интерес в данном замысле воображает серия статей А.И. Асова, размещённая в издании религия и Наука в 1994 — 1997 гг.
В один момент, А.И. Асов издал и прокомментировал сейчас не признаваемую официозной наукой Велесову книгу (в новом переводе Книга Велеса), что явилось серьёзным событием в истории отечественной культуры: наконец-то у русского читателя стало возмможно самому разобраться в вопросе о подлинности опубликованных текстов (раньше за него это делали другие — в большинстве случаев оппоненты-недоброжелатели). Крометого, А.И. Асовым была предпринята попытка воссоздать целостную совокупность протославянской мифологии в виде связных беллетризированных текстов: Песни птицы Гамаюн и Золотая книга Коляды. Тут углубленные научные изыскания автора, умноженные на творческое воображение, ознаменовались скорее чисто литературным результатом. Потому что маловероятно, что в сколь угодно далеком прошлом кроме того при наличии старейшей (рунической либо ей аналогичной) письменности у славян существовал единый Свод. Ни одна из великих религиозных книг не представляет собой целостного изложения мифологических воззрений — ни Веды, ни Авеста, ни Библия, ни Талмуд, ни Коран, ни Буддийский канон. Все они — за исключением разве что Корана — создавались втечение столетий, писались не одним автором и законченный вид получали по окончании канонизации, которая сама по себе была процессом долгим и непростым.
Отправление старого религиозного культа вовсе не всегда стремилось к единообразию и тем более — к единоначалию. Вотдельных местностях и в расположенных тут храмах обычноподчеркивались особенность почитаемого Божества и конкретно онипривлекали внимание верующих. Обычный пример — на данный момент: каждому из Всевышних-Олимпийцев было посвящено множествохрамов, разбросанных везде, где лишь селились изакреплялись эллины. Но любой храм имел собственные особенности, асоздаваемые около них легенды, которые связаны с судьбой и деяниямиконкретного Всевышнего, имели возможность во многом не совпадать. Из этого такоемножество предположений одних и тех же мифов об одних и тех же Всевышних игероях, приводимых у древних авторов, к примеру, у Геродота, Страбона, Павсания, Аполлодора, Цицерона и др. Что же касается Гомера и Гесиода, то их поэмы — по большому счету чисто литературныепроизведения, а появляющееся при их чтении представление о целостности Олимпийской мифологии — всего лишь иллюзия. Такжеи в Старом Египте — кроме того при наличии могущественной жреческой касты — существовали разные и во многом несхожие предположения одних и тех же мифов, а история сотворения Мира и жизниотдельных Всевышних излагалась по-различному в различных религиозных центрах и на различных отрезках истории.
Что же сказать тогда о разрозненных родах и протославянских племенах. При наличии некоего неспециализированного ядра неспециализированных мифологических воззрений, восходящих к арийской и доарийской идеологии, любой клан постоянно стремился обозначить собственную специфику принадлежностью к определенному тотему — животному,растению, предмету либо стихии природного мира. В условияхгосподства тотемного мировосприятия и тотемистическойпсихологии вряд ли была вероятна целостная системапротославянской мифологии. Неспециализированные мифы, конечно,существовали, но они были разрозненными, наподобие былин исказок, и у каждого было множество вариантов и версий.
Изыскания в области старейшей русский истории неизбежно привели А.И. Асова к истокам — Полярной быстро, неприятность которой началась деятельно дискутироваться в науке еще в прошлом столетии. В статьях Ариипришли с Севера; Урал сокровенный и др. (см.: Наука ирелигия, 1996, No1; No7) создатель изложил собственный видение вопроса о Русской Гиперборее в связи с гипотетическими природными катаклизмами: непродолжительное стаивание Северного ледника в следствии столкновения Почвы с кометой 23 тысячи лет тому назад, катастрофический глобальный потоп, возвращение материкового ледника, пока он совсем не отошёл в 10-м тысячелетии до н.э. Конкретно с этого времени, в соответствии с предлагаемой догадке, и начинается эра легендарной Гипербореи. Где-то между Белым Финским заливом и морем Балтики направляться искать прародину славян со столицей в городе Словенске. За ней, по побережью Ледовитого океана, пребывали другие легендарные почвы — Бьярмия и Беловодье (см. карту: рис.160).
Попутно делаются очевидные этимологические и топонимические выводы, а также совпадающие с теми, каковые были предложены и в данной книге. Последнее относится к наименованию Кольского полуострова и других северных топонимов, восходящих к имени старого Солнцебога Колы-Коляды, и к наименованию легендарного острова Туле, созвучного с русским городом Тулой. Возможно дать согласие и с предлагаемой картой Гипербореи, но с оговоркой, что относится она к самой последней стадии исторического развития Полярной Прародины, в то время, когда расщепление первичной этнолингвистической общности было завершено, а многие этносы в далеком прошлом получили самостоятельность и мигрировали в новые области собственного обитания. Настоящая же история Гипербореи, кроме того как она представлялась древним авторам, относится к намного более ранним временам и охватывает период нерасчлененной общности, по крайней мере, славян и эллинов. Запрещено проигнорировать кроме этого и карту Г.Меркатора, где Гиперборея помещена на материке (либо островах) среди Ледовитого океана. Эти Северные почвы и провалились сквозь землю с лица Почвы в следствии мирового катаклизма.
Следовательно, и события доиндоевропейской старины относятся к намного более ранней эре (условно берется дата — 40 тысяч лет до н.э., но эта временная планка можетбыть значительно опущена вниз). Наконец, этногенез славяннеобходимо разглядывать в тесной связи с происхождением иразвитием вторых народов, их языков и культур, миграций иассимиляций. Хотелось бы кроме этого высказаться и по одному частномувопросу, то есть выведением заглавия Карского моря из имени Солнцебога Хорса. Отечественная точка зрения по поводу его этимологии уже была высказана в разделе, посвященном русским тотемам. К вышесказанному нужно добавить следующее. Имя Всевышнего Хорса весьма старого и без сомнений доарийского происхождения, поскольку лексема хор есть неспециализированной не только для индоевропейских, но и семито-хамитских языков, а русский теоним Хорс родственен египетскому Хору (Гору). Однако вряд ли в эту этимологическую цепочку возможно засунуть еще и Карское море. Происхождение наименования этого вправду русского моря более чем легко: от заглавия впадающей в него реки Кары. А вот тут-то в самом деле имеется над чем поразмыслить. Лексема кара точно также доиндоевропейского происхождения. В русском языке эта корневая база входит в слова наказывать — кара, карга и др. Со своей стороны, ужасное понятие Кара созвучно фонетически и близко по смыслу древнеиндийской Кар[м]е -неотвратимой судьбе, року. Возможно отыскать в памяти и Карну из Слова о полку Игореве. Но индоевропейское слово кара сопряжено по собственной вокализации и с тюркским словом кара — тёмный,входящим в качестве составной части во множество названий: каракурт, каракалпаки, Кара-Кумы, Карадаг, Караганда и др.
Кроме названных выше публикаций А.И.Асова, возможно назвать и другие издания на ту же тему. Одни исследователи не решаются посмотреть дальше начала распада индоевропейской этнолингвистической миграции и общности протоэтносов с Севера на Юг. Примером для того чтобы подхода может служить только увлекательный и содержательный сборник под ред. Н.Р.Гусевой Древность: Арьи. Славяне (М., 1996). Другие исследователи, наоборот, пробуют беспредельно раздвинуть рамки существования людской цивилизации и русского народа. Так, в книге В.М. Кандыбы История русского народа до XII в. н.э. (М., 1995) и в других изданиях автора дается следующая — названная ведической — периодизация всемирный и русской истории: 1. Арктический период — с незапамятных времен. 2. Сибирский — с третьего миллионолетия до н.э. 3. Уральский — с 200-готысячелетия до н.э. 4. Арийский — с 120-го тысячелетия до н.э. 5. Троянский — с 17-го тысячелетия до н.э. 6. Киевский — с 8-го тысячелетия до н.э. 7. Смутное время — впредь до нашихдней. Но никаких фактов, относящихся к Арктиде — Старой Прародине всех народов, Сибирской Руси, Уральской Руси, Троянской Руси, в книге В.М.Кандыбы не приводится. Создатель руководствуется, скорее, творческим озарением и внутренней интуицией, столь характерных для теософско-оккультного направления русского космизма, известного по именам Е.П.Блаватской, Н.К. и Е.И.Рерихов и др.
А как же с доказательством существования Гипербореи? Само собой разумеется, хотелось бы отыскать вещественные свидетельства, материальные монументы. Но как быть, в случае, если внезапно часть гиперборейцев в свое время скрылась от угрозы очередного катаклизма и из-за негативного трансформации климата под почву? какое количество они в том месте продержались? Какие конкретно следы и где сохранились? А возможно, нас по большому счету ожидают самые немыслимые сюрпризы? Так как были найдены в тайных пещерах Тибета представители древних цивилизаций, находящиеся в состоянии анабиоза, как о том обширно сообщалось в отечественной прессе. Отыщем в памяти, что А.В.Барченко в 20-е годы искал в Русской Лапландии то же самое, что Н.К. и Е.И. Рерихи в Тибете. Все они руководствовались одной и той же исходной информацией. И сама она, и добытые результаты так же, как и прежде сокрыты под покровом тайны.
В преданиях населений украины (особенно у лапландских саамов) следы всех этих событий трансформировались в сказания о подземной (подводной) чуди, другими словами о старом народе, провалившемся сквозь землю (скрывшемся) под почвой либо водой. В устойчивых преданиях, вне всякого сомнения, содержится некое рациональное зерно. Попытаемся порассуждать. Как именно, кроме миграций из страшных мест, возможно спастись от вероятных природных катаклизмов — следствия, как мы не забываем, либо смещенияземной оси, либо перескакивания магнитных полюсов (геомагнитная инверсия), либо же иного космического фактора? Отнеизбежных при таких условиях климатических трагедий (включая ипохолодание) и, например, от глобальных потопов можноспастись как минимум четырьмя методами: 1. улететь в Космос; 2. бежать высоко в горы; 3. спуститься глубоко под почву; 4. выйти на громадном судне (ковчеге) в открытое море. Первый метод — наименее возможный, четвертый — наиболееизвестный, поскольку обрисован в Библии.
Остаются еще два, в отношении которых допустимы разные догадки. В пользу горного варианта свидетельствуют большие заоблачные города в южноамериканских Андах, и высококультурные этносы, переселившиеся некогда с Севера в район Гималаев и Тибета (в священных преданиях содержится много намеков на прежнюю полярную отчизну). В пользу подземного варианта говорят высокие разработки строительства подземных храмов, дворцов, гробниц, лабиринтов, которыми обладали праэтносы-мигранты (критяне и египтяне), показавшиеся 7-5 тысячелетий назад в Средиземноморье. Тут эта уже отлично узнаваемая и много раз апробированная разработка была удачно применена в практике строительства новых подземных сооружений, до сих пор изумляющих собственной совершенством и продуманностью.
Исходные образцы аналогичных подземных комплексов именно и направляться искать на Севере, откуда мигрировали прапредки будущих строителей пирамид, лабиринтов, циклопических храмов и подземных усыпальниц. А ведь большая часть из них было открыто совсем сравнительно не так давно и, в большинстве случаев, совсем случайно. Сообщённое в однообразной мере относится и к египетским святилищам и подземным гробницам, и к Кносскому дворцу с лабиринтом (археологические раскопки на Крите велись уже в этом веке). Что же тогда сказать о труднодоступных и пустынных районах Русского Севера, сокрытых к тому же солидную часть года под снежным покровом! Тем более что речь заходит о подземных сооружениях, находящихся на большом растоянии от поверхности, в скальных породах и, вероятнее, поврежденных.
Но в изысканиях Барченко был еще один нюанс, который связан с его опытными занятиями парапсихологией. Еще до революции он ставил успешные испытания по передаче мысли на расстояние (тогда же в научно-популярных русских изданиях показались его статьи по этим вопросам). По окончании серий и революции экспедиций его знания и опыт были затребованными органами госбезопасности. Тут же, в подвалах НКВД, уже приговоренный к расстрелу, он написал собственный последний и до сих пор не отысканный 2-томный (!) научный труд под пара замысловатым заглавием Введение в методику экспериментального действия объемного энергополя. Объемное энергополе — не это ли ключ кразгадке самых сокровенных тайн природы, истории и жизни?
Занимаясь разысканиями в области малоизвестных физических источников и сил энергии, Барченко сформулировал взор на энергетическую структуру материальных вещей, существенно хороший от общепринятого. А что, в случае, если территория бывшей Гипербореи либо ее недра населены совсем неизвестными энергетическими структурами, дублирующими простые образования и вещественные тела? Закономерности их рождения, развития, соотношения и функционирования с жизненными, информационными и мыслительными процессами — неприятность, заслуживающая особоговнимания. (См.: Приложение 3.) В августе 1997 г. на Кольский полуостров отправляется научно-поисковая экспедиция для проверки всех имеющихся сведений. Маршрут выяснен. Люди наготове. Попадут ли итоги в эту книгу — хотя бы в Эпилог. Тяжело на данный момент сообщить. Срокипубликации полностью совпадают с упомянутыми срокамиэкспедиции. В случае, если новые материалы включить не удастся — что ж!
Тогда они станут стартом для новой книги.*
Культурное наследие прошлого, накопленное сотнями предшествующих поколений, обретается современным человеком в виде сложившейся совокупности знаний, морально-эстетических сокровищ, норм поведения и устойчивых традиций. Механизмы их передачи выработаны и закреплены в течении многотысячелетней истории . В соответствии с концепции Алексея Алексеевича Ухтомского (1875 — 1942), лучшиедоминанты, содействующие прогрессу и выживанию человеческогорода как такового, передаются от поколения к поколениюпосредством быта и слова. Не будь этого — каждомуновому поколению было нужно бы затевать все сперва. Продуктыматериальных преобразований (орудия труда, возделанные угодия,выстроенные города, фабрики, технические изделия и т.п.)передаются либо получаются при смене поколений фактически внетронутом виде. Пара по-иному обстоит с достижениямидуховной культуры. Они кроме этого перенимаются и усваиваются. Однакоустные тексты забываются либо переиначиваются, письменные -утрачиваются. воины и Катаклизмы способны в одночасьеуничтожить все. Так, два раза — мусульманами и римлянами -сжигалась наибольшая в древности Александрийская библиотека,где в течении столетий аккумулировалось все знание античногомира.
Потеря столетиями накопленных механизмов и знаний их передачи от отцов к сыновьям и от дедов к внукам может случиться и в следствии неестественного идеологического вмешательства, включая религиозную экспансию либо насаждение чужеродной идеологической парадигмы. В этом смысле старейшая история Руси потерпела особенно ощутимые и невосполнимые утраты. Природные катаклизмы, стёршие с лица земли гиперборейскую цивилизацию, принятие христианства, мечом и огнём искоренившего язычество, бесчисленные нашествия иноземцев, варварскими сапогами и копытами коней топтавшими русскую культуру, другие социальные потрясения нанесли несколько сокрушительный удар по духовному наследию старого этноса.