Вацлав вацлавович воровский (1871—1923)

В страны и историю партии В. В. Воровский вошел как выдающийся опытный революционер, один из первых дипломатов юный Республики Советов, литературный критик и виднейший публицист. Литературное наследие Воровского богато и многогранно. Им написаны серии статей, очерков, фельетонов на актуальные публично-политические и литературные темы. Лучшие литературно-критические статьи входят в боевой арсенал марксистской критики и эстетики.

Один из самых образованных материалистов собственного времени, человек, вольно обладавший многими языками, Воровский был влюблен в мастерство, владел узким художественным вкусом, точно отделял настоящее творчество от ремесленного сочинительства, которое постоянно отличал и высмеивал. «Настоящее писательство — как любовь, — писал он. — Его нельзя укрыть, в то время, когда оно тревожит душу и толкает к перу; его нельзя вызвать искусственно, в нем нельзя фальшивить без того, дабы вдумчивый читатель не почувствовал искусственности и этой фальши».

И в борьбе с реакционными тенденциями, и в отношении к культурному наследию, и при рассмотрении нового, социалистического мастерства Воровский последовательно утверждал принцип партийности, выяснивший основную закономерность развития художественной культуры XX в. Воровский разоблачал продажность буржуазной литературы, зависимость ее от финансового мешка, показывал, как губительно сказываются на мастерстве похабные вкусы буржуазной публики. Он отстаивал настоящие сокровища передовой русской культуры, писал броские, глубокие статьи о классиках русской литературы, о революционных демократах и о собственных современниках — писателях критического реализма. Особенное внимание как критик он уделял творчеству М. Горького.

Оценивая значение творческого наследия писателей, критик исходил из правдивости и полноты отражения значительных сторон судьбы, постановки коренных вопросов действительности, последовательно используя социальный, классовый критерий в подходе к явлениям мастерства.

Воровский выступал против декадентской литературы, которая в годы реакции торопилась похоронить революцию. В статье «О «буржуазности» модернистов» (1908) он писал, что «декадентство — доподлинный плод буржуазного общества, его гнилой плод, порожденный им и необходимый ему для самоутверждения».

В. И. Ленин высоко ценил Воровского как партийного писателя, отмечал его умение писать ярко и образно, легко и убедительно, именовал его в числе «основных писателей коммунистов».

Индивидуальный террор, часть 1 | PRO et CONTRA


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: