Б. этический рационализм мутазилитов

Пять ключевых принципов этического рационализма мутазилитов, неспециализированных для всех его школ, включали: объективность сокровищ; Всевышний – источник одного только блага; рациональная познаваемость сокровищ; людская свойство функционировать и познавать ценности; вечное вознаграждение либо наказание в потустороннем мире сообразно с серьезностью человека.

Мутазилиты устанавливали, что, человек есть настоящим действователем, а людская и божественная сферы свойства к действию не пересекаются. Последнее свидетельствует непредопределенность людских поступков и, следовательно, ответственность человека за все собственные действия. Из этого принцип строгой ответственности, характерный для мутазилитов.Представление об автономии действия, сопровождающего независимую волю человека, означало, что человек совершает собственные поступки сам, добровольно и предопределения. Это положение было принципиально важно еще и по причине того, что к числу действий мутазилиты относили неверие и веру.

Полагая наказание и награду абсолютно заслугой человека, мутазилиты занимали морально- рационалистическую позицию в вопросе о возможности прощения идеальных грехов и в вопросе о разрешенности малых грехов.

Большая часть мутазилитов признавали разделение грехов на малые и великие, но в их позиции господствовала тенденция к более твёрдой и расширительной трактовке категории великих грехов. Они считали, что великий грех лишает человека приза за веру, кроме его из жителей рая.

Мутазилиты, последовательно проводя идея о том, что Всевышний творит только благое, решали эту проблему, опираясь на понятие пригодность. С их точки зрения, сотворенный Всевышним мир — самый пригодный из всех вероятных. В целом, они считали, Всевышний не творит несправедливость, не смотря на то, что они расходились в вопросе о том, способен ли он творить ее в принципе. Все божественные действия – справедливость.

Историческая заслуга мутазилитов заключалась в том, что они первыми пробили брешь в догматической мусульманской мысли, строившей собственный мировоззрение на слепой вере в каждую букву «священных текстов». Затем религиозные деятели уже не могли отвечать на все вопросы, касавшиеся истины догматов ислама, классическим «биля кайфа» (не задавай вопросы, как). Они выступали кроме этого против всякого антропоморфизма.

Ашаризм

Ашаризм – эпонимом данной школы стал Абу аль-Хасан аль-Ашари (ум. в 941г.). В начале собственного пути аль-Ашари, был учеником последнего великого мутазилита ал-Джуббаи (849—919). Позднее он пересмотрел собственные убеждения, отошел от мутазилизма и начал закладывать личные философско-мировоззренческие базы «подлинной религии». Он создал мировоззренческую теорию, в которой положения Божественного откровения и их рациональное восприятие не противоречили друг другу.

Ашаризм, как и калам в целом отличается рационализм, антиавторитаризм и выделением внимания к философской проблематике. В хороших произведениях ашаризма, как и в мутазилизме, главное место отводится натурфилософии, гносеологии и онтологии. известный представителями Ашаризм были аль-Ашари, аль-Бакиллани (ум. в 1013 г), аль-Джувейни (ум. в 1085 г.), аль-Газали (ум. в 1111) (до суфийского периода).

Ашаризм, ставший главный школой калама по окончании X в., воображал ответ теологических вопросов как «золотую середину» между позицией мутазилитов и теорией традиционалистов, предопределения свободы и сторонников воли.

Ашариты старались смягчить крайнюю позицию мутазилитов при обосновании роли разума. В этом смысле, Ашаризм возможно охарактеризовать как реакцию против последовательного рационализма мутазилитов. Для аль-Ашари первостепенной задачей стала неприятность разума и отношения веры. Он признавал аргументы разума в осмыслении Божественного Откровения, но он считал нужным безоговорочное принятие основных постулатов веры. Иначе говоря для доказательства положений веры он принимал аргументы разума, но само Откровение должно приниматься на веру. Так, в совокупности ашаризма аргументы разума выясняются подчиненными положениям веры. В рамках признания приоритета текстов и утверждения разума Корана и Сунны аль-Ашари и его последователи признавали логические способы изучения неприятностей и использовали их в полемике с мутазилитами.

Неслучайно исходя из этого основное его отличие от мутазилизма было то, что ашариты более с опаской доходили к ответу главных вопросов калама. Они признавали извечность божественных атрибутов (знание, воля, могущество, обращение, зрение, жизнь и слух); отрицали «сотворенность» Корана в отношении «смысла», признавали возможность «лицезрения» праведниками Всевышнего в потустороннем мире и отрицая вместе с тем возможность объяснения этого.

Ашаризм ассоциируется с теорией Касба («присвоения»). Касб — одно из центральных понятий ашаритской теологии, означающее «присвоения» человеком действий. В историко-философском замысле понятие и термин касб имеет мутазилитское проихождение. Кое-какие мутазилиты думали, что свойство человека к «присваиванию» и сам данный акт результат его свободной воли, ввиду чего он есть настоящим инициатором «присваивания». Мутазилиты обозначали словом касб волевые действия человека в соответствии с потреблением коранических терминов касб и иктисаб в смысле «делать», «выполнять».

Развивая эти взоры, аль-Ашари утверждал, что всякое человечское воздействие творится всевышним и лишь «присваивается» человеком. Аль-Ашари одним из первых постарался отыскать компромиссное ответ между учением и фатализмом о свободе воли и утвердить всемогущество всевышнего, в отличие от мутазилитов, каковые во главу угла ставили божественную справедливость. Для этого он вводит концепцию «касб» (присвоения). В этом смысле, ашаризм занимает компромиссную позицию по отношению к теориям кадаритов и джабаритов. В теории касба отражается религиозно-этическаяю концепция, в соответствии с которой в осуществлении людских действий участвуют два «действователя» — Всевышний, что их творит, и человек, что их «присваивает».

По аль-Ашари, Всевышний ввел таковой обычай, что по окончании сотворенной способности либо вместе с ней он творит совершаемое воздействие; в случае, если человек захочет этого и берется за это воздействие, то такое воздействие именуется касб. Так что оно сотворено всевышним и присвоено определенным человеком. Так, ал-Ашари отрицает за человеком свойство быть творцом собственных действий и поступков.

37. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ. Этический рационализм Сократа: знание есть основа добродетели


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: