История мастерства бонсаи
Термин «бонсаи» показался в Японии в конце девятнадцатого века под влиянием японцев, изучавших классическую философию и китайскую культуру. Но само мастерство выращивания миниатюрных растений в этом государстве появилось более полутора тысяч лет назад. Истоки мастерства бонсаи лежат в ещё более старой китайской традиции.
В Китае мастерство выращивания миниатюрных деревьев на камнях стало называться пенджинг, либо пентсаи (пэн-цаи). Японцы переделали это наименование на собственный лад; миниатюрные деревья они нарекли бонсаи.
Но, заимствовав эту культурную традицию у Китая, японцы перевоплотили бонсаи в поразительное явление собственной национальной культуры.
К концу XIV века мастерство бонсаи пробралось во дворцы японских аристократов, а после этого и в дома самураев. А к началу XIX века мастерство бонсаи стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
Сейчас миниатюрные деревца именовали хати-но ки – «деревья в мисках».
В к. 19 в.показался термин «художественный бонсаи».
Во второй половине 20-ых годов XX века в том месте была создана Национальная коллекция бонсаи, а во второй половине 20-ых годов XX века была организована первая публичная выставка живых произведений искусства.
Миниатюрные растения в первый раз привлекли мировое публичное внимание на Глобальной выставке в Париже (1937 г.), где 50 экспонатов из Японии завоевали золотой приз. Эти бонсаи стали откровением для всей земли и в первый раз показали мастерство, воплотившее «запах Японии».
Начиная с 1964 г. бонсаи начинает завоёвывать сердца любителей красивого во всем мире.
Продолжительное время мастерство бонсаи в Японии вычисляли занятием зрелых мужчин – полагали, что только только по окончании 40 лет мужик может осознать и ощутить бонсаи как мастерство, достигнуть в нём совершенства.
Время вносит собственные коррективы: сейчас не только самураи и зрелые аристократы, и не только приятели, и не только в Японии выращивают собственные бонсаи либо от избытка эйфории бытия, либо в качестве лекарства от тяжёлого давления судьбы.
В соответствии с главным восточным философско-религиозным теориям, основная цель регулирования духовного состояния человека – обретение им гармонии и состояния покоя с миром. Процесс создания бонсаи воспитывает это самообладание.
Бонсаи в РФ
История бонсаи у нас мала – всего около 30 лет.
Во второй половине 70-ых годов XX века Основной ботанический сад АН СССР взял в дар от консульства Японии коллекцию бонсаи из 44 растений.
Главным «воспитателем» этих бонсаи на новом месте стала заведующая отделением вересковых ГБС Тамара Петровна Белоусова. Так история появления хороших японских бонсаи в РФ стала неотделима от её имени.
под управлением Тамары Петровны осторожно заботились за данной коллекцией миниатюрных растений, и. Причём, — не только из теплолюбивых экзотических растений, но и из отечественных «берёзок да сосёнок».
Скоро, благодаря сотрудникам ботанического сада, создавали и отрабатывали отечественную технику выращивания бонсаи, так многие дендропарки и сады (особенно на юге нашей страны)обоготились собственными коллекциями бонсаи, а в больших городах показались любительские «бонсаи-клубы».
На данный момент существуют следующие Стили бонсай
Формальный прямой стиль (тёккан) — в этом классическом стиле ствол остаётся прямым, утолщаясь у корня. | ||
У дерева, выращенного в неформальном прямом стиле (моёги) ветки либо ствол смогут быть мало искривлены. Вершина ствола постоянно находится на прямой линии, исходящей перпендикулярно почва в том месте, где начинается корень. | ||
Сокан («сдвоенный ствол») — является композицией , отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они смогут быть различными по размеру и образовывать одну крону. | ||
Наклонный стиль (сякан) отличается от формального прямого стиля лишь тем, что рост дерева идёт под углом к почва. | ||
Каскад (кэнгай) имитирует рост деревьев у воды либо на горах. В полном каскаде вершина дерева растёт за рубежом горшка и опускается существенно ниже земли, находящейся в горшке. | ||
Хан-кэнгай — полукаскадный стиль. В полукаскаде поднимающаяся вершина дерева остается на уровне земли плошки. | ||
Будзинги (Bunjingi)(литературный стиль) «Стиль учёных мужей» характеризуется прямым стволом дерева, с минимумом веток. | ||
Сэкидзёдзю — «корень на камне» — дерево (довольно часто инжир) растёт на камне. Ствол находится прямо на камне, а корни причудливо оплетают его. | ||
Исидзуки либо «растущий-на-камне» стиль схож со стилем секидзёдзю, но в этом случае корни дерева растут в расщелинах камня. Так как места для корней в этом случае мало, данный стиль применяют для иллюстрации выносливости дерева. | ||
Хокидати — «Стиль метлы» — используется на деревьях с раскидистыми ветвями. Ствол остаётся прямым, а ветки растут около него приблизительно на 1/3 высоты дерева, благодаря чего листья образуют форму, похожую на шар. | ||