В 24 культура речи. серия «учебники, учебные пособия». ростов н/д: феникс, 2001.- 448 с. 8 глава

Фразеология русского неординарно разнообразна по собственному составу, владеет громадными стилистическими возможностями. Фразеологизмы оказывают помощь немногими словами сообщить очень многое, потому, что они определяют не только предмет; но и его показатель, не только воздействие, но и его события. Усложненность семантики фразеологизмов отличает их от однословных синонимов. Так, устойчивое сочетание на широкую ногу свидетельствует не просто «богато», а «богато, роскошно, не стесняясь в средствах». Фразеологизм заметать следы свидетельствует не просто «уничтожать, ликвидировать что-либо», а «ликвидировать, уничтожать то, что может служить уликой в чем-либо».

Задание 91. Объясните, чем фразеологизмы отличаются от синонимичных им слов? Какие конкретно дополнительные оттенки высказывает любой фразеологизм?

Гнуть пояснице (на кого) — и трудиться (на кого), в два счета — в мгновение ока — мгновенно — во целый дух и скоро, хоть глаз выколи — ни зги не видно и мрачно, на краю земли — куда ворон костей не носил и на большом растоянии, обмануть и одурачить, кожа да кости — живые мощи — краше в гроб кладут и худой, худой, намылить голову — задать перцу — задать жару — протереть с песком и поругать.

Фразеология завлекает собственной экспрессивностью, потенциальной возможностью положительно либо отрицательно оценивать явления, высказывать одобрение либо осуждение, ироническое, насмешливое иди иное отношение к нему. Особенно ярко это проявляется у так называемых фразеологизмов-чертей.

Задание 92. Объясните значение фразеологизмов.

Человек с громадной буквы, молоко на губах не обсохло, телеграфный столб, мастер на все руки, безотносительный ноль, ветер в голове, яркая личность, ума палата, белая ворона, блудный сын, не робкого десятка, собака на сене, одного поля ягодка.

Особенного внимания заслуживают фразеологизмы, оценочность которых обусловлена их происхождением. Вправду, чтобы выяснить обличительный темперамент фразеологизма, к примеру козел отпущения, нужно знать историю происхождения устойчивого словосочетания.

Выражение козел отпущения видится в Библии и связано с особенным обрядом у древних иудеев возлагать грехи всего народа на живого козла, исходя из этого так именуют человека, на которого сваливают чужую вину, отвечающего за вторых.

Фразеологизмы, по происхождению восходящие к древней мифологии, достаточно разнообразны. Любой таковой фразеологизм вызывает какие-то ассоциации, соотносится с образами храбрецов античности, чем обусловлена их экспрессивность и смысловая насыщенность.

Так, фразеологизм прокрустово ложе происходит от прозвища разбойника Полипемона. В греческой мифологии рассказывается, что Прокруст всех пойманных им укладывал на собственный ложе и отрубал ноги тем, кто не помещался, а у тех, для кого ложе было долгим, ноги вытягивал. Прокрустово ложе свидетельствует «то, что есть мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют либо приспосабливают что-либо».

Древние фразеологизмы являются прекрасным средством для передачи авторской иронии, насмешки.

Задание 93. Объясните значение и происхождение приведенных фразеологизмов. Придумайте с ними предложения и запишите их.

Подвиги Геракла, сизифов труд, ящик Пандоры, пиррова победа, вавилонское столпотворение.

Особенный интерес воображают фразеологизмы, образность которых выступает как отражение наглядности, «картинности», заключенных в самом свободном словосочетании, на базе которого и образуется фразеологизм. К примеру, готовясь к работе, мы засучиваем рукава, дабы эргономичнее было делать дело; встречая дорогих гостей, обширно разводим руками, показывая, что готовы заключить их в собственные объятья; при счете, если он небольшой, для удобства загибаем пальцы. Свободные словосочетания, именующие такие действия людей, владеют наглядностью, «картинностью», которая «по наследству» передается фразеологизмам: засучить рукава — «усердно, старательно, энергично делать что-либо»; с распростертыми объятьями — «приветливо, радушно (принимать, встречать кого-либо)»; пересчитать по пальцам — «весьма мало, мало».

Задание 94. Подберите по пять фразеологизмов с неспециализированным для них словом: голова, шнобель, рука, ноги.

Задание 95. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа применяйте фразеологическое выражение.

Как говорят: 1) о том, кто довольно часто меняет собственные решения; 2) о человеке, что пришел не вовремя, некстати; 3) о кротком, безобидном человеке; 4) о болтливом человеке; 5) о бесследном исчезновении кого-либо; 6) об весьма дальних родственниках; 7) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; 8) о том, кто не знает чего-либо всем известного?

Задание 96. Отыщите речевые неточности в потреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение либо сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме); исправьте текст.

1. Не мудрствуя продолжительно, приведу цитату из отчета. 2. Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение, 3. Не смотря на то, что был он и не из робкой десятки, но тут не имел возможности не испугаться.

Задание 97. Продолжите письменно разговор, нижеприведенный, применяя в репликах фразеологизмы. Сочините диалог, противоположный по содержанию.

— Что вы делали день назад? — Ничего, языками чесали, — А мы весь день баклуши били, из безлюдного в порожнее переливали. — Василий с вами был? — Был. Поведал, как ему папа шею намылил, Он же на уроках ворон вычисляет, а дома лодыря гоняет.

Задание 98. Объясните, в чем суть «Зоологической элегии» и на чем она выстроена? Выпишите из текста слова, сочетания слов, забранные из устойчивых словосочетаний, крылатых выражений. Напишите эти фразеологизмы, объясните их значение.

Я был в зачарованном мире,

В далеких чудесных краях.

Он плавает в сказочном море

На трех легендарных китах.

В том месте песнь лебединая льется,

В том месте гадкий утенок живет,

В том месте ищут заблудшие овцы

Баранов у новых ворот.

В том месте водится светло синий птица,

Свистит по-разбойному рак,

В том месте лают на девять псов-рыцарей

Нерезаных десять псов.

Верблюд в том месте в ушко от иголки

Пролезть почитает за труд

И в шкурах овечьих в том месте волки

Козлов отпущенья дерут.

В том месте льют крокодиловы слезы,

В том месте раки зимуют у них,

Радостным создателям прозы

Растят в том месте телят золотых.

Премудрый пескарь в том месте ютится,

Блещет жар-птица огнем,

И кляча истории спешит

В упряжке с трояном…

Как любим зверей этих все мы!

Но брел я, печален и зол;

Где ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ собаки на сене?

Где ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ буриданов осел?

Неужто совсем нереально

Нам придумать ОТЕЧЕСТВЕННЫХ зверей?

Поэт! Современник! Живописец!

Зажгись!

Вдохновись!

Озверей!

Пускай же немедля взлетает

Фантазии красный петух!

И пускай нам слонов не достаточно,

Мы будем их делать из мух!

(П. Хмара)

Задание 99. Выясните, кто создатель выражений, ставших фразеологизмами.

Рыльце в пуху, слона-то я и не приметил, как белка в колесе, а ларчик , услужливый дурак страшнее неприятеля, найдем лучше броду, имеется еще силы, легкость в мыслях неординарная, сама себя высекла, храбрец не отечественного романа, без руля и без ветрил.

Богатство словаря и фразеологии русского разрешает избегать в устной и письменной речи повторения одних и тех же слов, словосочетаний, разнообразить обращение, делать ее богаче.

В литературоведении имеется термин перифраз либо перифраза. Словарь современного русского литературного языка так определяет его значение:

«Художественный троп, пребывающий в замене однословного наименования предмета либо явления описанием значительных, определяющих линия и показателей его, создающих полную и броскую картину». Кое-какие из перифраз с течением времени, приобретая распространение в языке, становятся устойчивыми сочетаниями. К примеру, Петербург кроме фактически наименований Петроград, Питер, Санкт-Петербург, Ленинград именуют Северной Пальмирой, городом на Неве, северной столицей, градом / городом Петра, окном в Европу.

По тому, как разнообразен в словарном отношении текст, делают выводы о речевой культуре его автора.

Дабы проверить степень речевой культуры обучающихся одного из колледжей, им внесли предложение текст, в котором повторялось слово кошка. Они должны были заменить его вторыми словами либо словосочетаниями.

Проделайте и вы эту работу, а после этого познакомьтесь с вариантами, каковые внесли предложение обучающиеся колледжа.

Стрижка «под льва»

Общеизвестно, что американцы по большому счету и ньюйоркцы в частности обожают разных животных, в особенности кошек. Исходя из этого не просто так, что именно в Нью-Йорке на данный момент проводится одна из наибольших выставок кошек.

На выставке представлены кошки фактически из всех государств. Сейчас стало весьма актуальным стричь кошек. Причем самой актуальной считается стрижка кошек «под льва».

Думается, что те представители рода кошек, каковые будут подстрижены конкретно так, станут главными претендентами на основной приз.

Варианты, предложенные обучающимися: Мурлыки, мяуки, пушистики, очаровашки, мохнатые, любимцы, красивые создания, друзья Леопольда, собратья Леопольда, представители семейства кошачьих, домашние питомцы, пушистые существа, хвостатые мышеловы, участники выставки, прелестные создания, усатые конкурсанты, усатые Леопольды и Мурки, когтистые приятели, мурлыкающая порода.

Сообщите, какие конкретно из вариантов вы вычисляете успешными либо неудачными и по какой причине? Имеется ли среди вариантов те, каковые совпадают с вашими?

Задание 100. Представьте, что в статье «Стрижка под льва» речь заходит не о кошках, а о псах. Оформите соответствующим образом текст.

Задание 101. Прочтите текст. Замените повторяющееся слово осел вторыми словами (среди них и местоимениями), словосочетаниями.

Ослы на острове Ламу

Базирующийся в Лондоне Интернациональный фонд защиты ослов обеспокоен положением ослов на маленьком кенийском острове Ламу. В этом курортном местечке ослы являются единственным транспортным средствам. По заявлению фонда; обследовавшего 471 осла, ослы подвергаются чрезмерной эксплуатации со стороны воротил туристского бизнеса. Длительность судьбы ламийских ослов многократно меньше, чем у ослов в других местах.

Задание 102. Прочтите текст. Замените наименование пресмыкающегося иначе говоря словосочетаниями.

Под Варшавой нашли кладбище мертвых черепах

На Вислостраде, самой шумной магистрали Варшавы, на свалке, обнесенной высоким забором, бродяги нашли много мертвых черепах и сказали об этом в газету. Но опытные люди находкой ошарашены не были.

— Это черепахи из Казахстана, — увидел Томаш Мизера, эксперт по разведению черепах. — Будущее черепах печальна. Пройдитесь на протяжении железной дороги от пограничного Тересполя к Варшаве. Насыпи легко усеяны черепахами. На восточных погранпереходах — кучи мертвых змей, черепах либо занесенных в Красную книгу гекконов.

Его слова подтверждают полицейский и пограничники:

— По всей видимости, выкинули целую партию контрабанды. Черепахи имели возможность задохнуться в картонных коробках (в каждую запихивают до 400 черепах), умереть от голода либо громадных перепадов температуры.

Эти черепахи, по сведениям польских журналистов, живут в Казахстане огромными стадами. Браконьеры подъезжают к гнездилищу черепах на грузовиках, с экскаватором. Набирают тысячами, залепляют отверстия в панцирях пластырем либо скотчем и везут за кордон. В рекордном 1992 году в Польшу прибыло так 100 тысяч черепах.

Русские, казахи, белорусы реализовывают черепах оптом от 5 до 15 злотых (другими словами по 5 долларов) за штуку. Розничную цену магазины устанавливают в два раза выше. И те черепахи, каковые следуют через Польшу только транзитом, приносят на западе прибыль, в процентах уступающую лишь реализовываемым наркотикам.

Черепахи, живущие на воле целый век, дома выдюживают только пара лет. Это живые игрушки. Дети черепах мучают, бросают либо забывают, где уложили черепах на ежегодную спячку…

Отечественные земляки, торгующие черепахами, ставят Польшу в положение страны — нарушителя интернациональных соглашений.

Задание 103. Прочтите текст убеждающей речи, сочиненный обучающимся 10 класса. Текст адекватен оригиналу. Отыщите орфографические и пунктуационные неточности. Объясните их. В чем вы видите недочёты текста? Переделайте его: уберите повторения, исправьте неудачные выражения. Напишите ваш вариант.

папа и Мама я не желаю ехать на дачу по целому ряду причин. Во-первых я планирую поехать к бабушке, которую я весьма в далеком прошлом не видел. Они живут в деревне и имел возможность в том месте хорошо отдохнуть, пара недель. Во-вторых я отыскал хорошую работу и не желал бы ее утратить. И в третьих я желал бы отдохнуть дома перед началом учебного года и я не желал бы бросать подруг и своих друзей.

О достатке речи свидетельствует наличие в ней пословиц, поговорок, выражений и крылатых слов.

Пословицы и поговорки являются сгустками народной мудрости, они высказывают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «А что за роскошь, что за суть, какой толк в каждой поговорке отечественной! Что за золото!» — так сказал о русских пословицах А.С. Пушкин. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, печаль и гнев, ненависть и любовь, юмор и ирония. Они обобщают разные явления окружающей нас действительности, оказывают помощь осознать историю отечественного народа. Исходя из этого в текстах пословицы и поговорки покупают особенное значение. Они не только усиливают ясность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и оказывают помощь отыскать путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их расположение и уважение.

Чем же так завлекают поговорки и пословицы? Обобщающий темперамент поговорок и пословиц разрешает в образной и очень краткой форме выразить сущность высказывания. Народные изречения часто приводятся для формулировки отдельных положений высказывания.

Они являются отправным моментом для начала выступления, развития темы, раскрытия какого-либо положений либо являются последним аккордом, выводом, употребляются для обобщения сообщённого. Вот, например, как закончил Нобелевскую лекцию А. Солженицын:

В русском языке любимы пословицы о правде. Они упорно высказывают большой тяжелый народный опыт, и время от времени поразительно.

Одно слово правды всю землю перетянет.

Бот на таком мнимо-фантастическом нарушении энергий сохранения и закона масс основана и моя личная деятельность, и мой призыв к писателям всей земли.

Пословицы и поговорки приводятся и как иллюстрации, образные параллели к тексту. Такое потребление поговорок и пословиц разрешает выразить идея более ярко и убедительно. Образные иллюстрации на долгое время запоминаются слушателям. Весьма интересно обыграл народную поговорку в одном из собственных выступлений М.А. Шолохов:

Отшумели собрания областных и краевых писательских организаций, собрания, наполненные острой полемикой, задорными собирал «по крупице то, что слышал от преподавателя собственного, живого русского». В названном сборнике — результате тридцатипятилетней работы — содержится более тридцати тысяч пословиц, поговорок, изречений, загадок и прибауток. Пословицы расположены по темам: Русь — отчизна, народ — мир, ученье — наука, прежнее —будущее и т. д., —всего более ста семидесяти тем. Вот кое-какие пословицы на тему «Язык — обращение»: Не торопись языком, спеши делом; За правое дело скажи смело (находись смело); На великое дело — великое слово; Живым словом победить; Хорошую обращение отлично и слушать; Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь. Составленный в середине XIX в. сборник служит и по сей день.

Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. К примеру, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда — свет разума; Правда — ярче солнца; Правда чище ясного солнца; Все минется, одна правда останется; Хорошее дело — правду сказать смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не опасается; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь — все наружу выйдет; Правда — что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том хороша мало и др.

Особенный интерес воображают тематические сборники поговорок и пословиц. Они оказывают помощь подобрать нужный материал по определенной теме. Известны сборники поговорок и пословиц о труде (Легко нет хороша: поговорки и Пословицы о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Почва трудом богата: Пословицы, поговорки, крылатые выражения о крестьянском труде и сельском хозяйстве. Ростов н/Д, 1985).

В 1994 Т. издательство «Школа-Пресс» выпустило поговорки словарь «и учебный Русский пословицы». Народные изречения в нем объединены по темам: «Человек», «Жизнь», «Любовь, дружба, семья», «Достаток», «Торговля» и др. Оригинальность словаря содержится в том, что в словарной статье разъясняется не только значение всего выражения, если оно слишком мало прозрачно, но и уточняется значение отдельных слов, разъясняются устаревшие грамматические формы.

Принципиально важно не только знать какое-то количество народных изречений, но и понимать их суть, дабы верно использовать в речевой практике. Данной цели помогает «Словарь поговорок и русских пословиц», содержащий около 1200 народных выражений. В словаре разъясняется значение поговорок и пословиц, имеющих переносный суть, приводятся примеры их применения в речи. К примеру: «В камень стрелять — лишь стрелы терять. Заниматься чем-либо заведомо неисполнимым, значит — попусту тратить силы и время. Ср.: Воду в ступе толочь — вода и будет. Сестра откосилась к слабостям этого человека с полупрезрительным снисхождением; как дама неглупая, она осознавала, что в камень стрелять — лишь стрелы терять (М. Неприятный. Варенька Олесова)».

Нужен и словарь «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» В.П. Фелицыной, Ю.Е. Прохорова. В нем собрано 450 самые употребительных в современном русском языке пословиц, крылатых выражений и поговорок. Приведем пример словарной статьи «Делу время, потехе час»:

Выражение русского царя Алексея Михайловича (1629-1676), написанное им на книге, посвященной соколиной охоте.

Потеха (разг.) — забава, развлечение.

Делу должна быть посвящена большинство времени, а развлечениям — меньше.

Говорится в большинстве случаев в качестве напоминания человеку, что, развлекаясь, забывает о деле.

Началось учение, — сейчас к себе домой ходить запрещено… Это проводилось у нас весьма строго; делу время, а потехе час. В учебное время — никаких развлечений, никаких гостей (В. Вересаев. Воспоминания).

Само собой очевидно, что я не против развлечений, но по условиям отечественной действительности развлечения нуждаются в ограничениях: «делу время, а потехе — час» (М. Неприятный. Об смешных рассказах и — еще кое о чем).

— Ну, делу время, потехе час! — сообщил воспитатель. — Пора и за уроки браться. Все стали усаживаться за парты, добывать книги и тетради (Б. Изюм-скип. Алые погоны). Радостный взор на мир не противоречит симпатии и сочувствию. Очевидно, по пословице — делу время, а потехе час, — мы должны различать, в то время, когда и в каких вопросах уместен данный радостный взор (Н. Акимов. О театре).

Наровне с поговорками и пословицами о достатке речи свидетельствуют крылатые слова. Это меткие, образные выражения, взявшие распространение, ставшие общеупотребительными. Известны они были еще в далекой античности. Так, Гомер «крылатыми» именовал слова, каковые скоро срываются с уст говорящего и летят к уху слушателя. В большинстве случаев, выражения и крылатые слова имеют книжное происхождение. К ним относятся узнаваемые цитаты из художественной, научной, публицистической литературы, высказывания знаменитостей прошлого и настоящего: Его пример вторым наука (Пушкин); Имеется от чего в отчаянье прийти (Грибоедов); Иудушка Головлев (Салтыков-Щедрин); Как бы чего не вышло (Чехов); Как белка в колесе (Крылов); Лучшее — неприятель хорошего (Вольтер); Науки парней питают, отраду старцам подают (Ломоносов); О времена! О нравы! (Цицерон); Из двух зол избрать меньшее (Аристотель).

Увлекательный материал об истории крылатых слов и выражений, их современном потреблении содержит книга Н.С. Ащукина и М.Г. Ащукиной «Крылатые слова».

Заслуживает внимания и книга русского писателя-этнографа С.В. Максимова «Крылатые слова», складывающаяся из маленьких очерков и заметок об истории выражений и слов. Углубляясь в дремучий и шикарный лес родного языка, богатого, сильного и свежего, краткого и ясного, создатель, он утвержает, что трудился над «ходячими выражениями, каковые только принадлежат отечественной речи, имеют корень в русском разнообразном мире а также взяли значения народных поговорок и пословиц».

Задание 104. Напишите знакомые вам пословицы, поговорки, крылатые выражения.

Задание 105. Объясните, как вы осознаёте народные изречения:

1. Дружба крепка не лестью, а правдой е честью; Нехороший приятель подобен теки: лишь его и видишь в яркий сутки; Недруг поддакивает, а приятель спорит. 2. У неряхи да неряхи нет путной рубахи; Делано наспех — сделано на хохот.

Задание 106. Допишите вторую часть пословиц.

1. Труд при ученье скучен… 2, Обожаешь кататься… 3. Приятель до поры… 4. Лучше неприятная правда приятеля… 5. Кто в Москве не бывал… 6. Трудись до поту… 7. Без дела жить… 8. Кто за все берется… 9. Не пеняй на соседа… 10. Раз соврал… 11. Кто за Отчизну горой… 12. Не учи орла летать… 13. Где птица не летает… 14. Кто пахать ленится… 16. Не гони коня кнутом…

Для справки. А соловья петь; да плод от ученья вкусен; так и поешь в охоту; а гони овсом; тот же недруг; а собственный гнездо знает; тот подлинный храбрец; у того хлеб не родится; навек лгуном стал; обожай и саночки возить; чем лесть неприятеля; лишь небо коптить; красоты не видал; тому ничего не дается; коли дремлешь до обеда.

Задание 107. Напишите пословицы, вернув их начало.

1. … не вынешь и рыбку их пруда. 2. … а лень портит. 3. … от того и наберешься. 4. … гуляй смело. 5. … так и отзовётся. 6. … что отлично кончается. 7. … понадобится воды напиться. 8. … не скажи, что не дюж. 9. … лучше новых двух. 10. … один раз отрежь, 11. … и один в поле солдат. 12. … а имей сто друзей. 13. … а неученье — тьма. 14. … да удал. 15. … позже науки.

Для справки. Сперва аз да буки; Не имей сто рублей; Как аукнется; Взялся за гуж; Легко; Кончил дело; Семь раз отмерь; Ростом мелок; Ветхий приятель; С кем поведешься; В случае, если по-русски скроен; Ученье — свет; Труд кормит; Все отлично; Не плюй в колодец.

Задание 108. Вспомните пословицы со словом язык. Напишите их.

Задание 109. Вспомните и запишите поговорки и пословицы, в которых видятся какие-либо числа: 1, 2, 3,7, 100 и т. д.

К примеру: Один с сошкой, а семеро с ложкой. Обещанного три года ожидают.

Задание 110. Сочините и напишите парафраз, т. е. пересказ собственными словами басен И.А. Крылова.

На мышку и кошка зверь

— «Соседка, слышала ль ты хорошую молву? — вбежавши, крысе мышь сообщила. — Так как кошка, говорят, попала в когти льву? Вот отдохнуть и нам пора настала!» — «Не радуйся, мой свет, — ей крыса говорит в ответ, — и не сохраняй надежду непустому! Коль до когтей у них дойдет, то, правильно, льву не быть живому: посильнее кошки зверя нет!»

Не смейся чужой беде— собственная на гряде

Чижа захлопнула злодейка-западня; бедняжка в ней и рвался, и метался; а голубь юный над ним же издевался. «Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня попался! Не совершили бы так меня, за это я ручаюсь смело». Ан наблюдаешь, тут же сам запутался в силок! И дело! Впредь чужой беде не смейся, голубок.

Достаток, разнообразие, самобытность и оригинальность русского разрешают каждому сделать собственную обращение богатой и уникальной.

направляться не забывать: серая, наполненная словесными штампами обращение не вызывает в сознании слушающих нужных ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, влиять на них. Шаблонная, «избитая» фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможности вникнуть в сущность высказывания.

Помимо этого, убогая, бедная в языковом отношении обращение воспринимается как отрицательная черта человека, говорит о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но основное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.

Стократ прав К.И. Чуковский, написавший в книге «Живой как жизнь»:

Не для того отечественный народ вместе с гениями русского слова — от Пушкина до Горького и Чехова — создан для нас и для потомков богатый, вольный и сильный язык, поражающий собственными изощренными, эластичными, вечно разнообразными формами, не для того нам покинуто в дар это величайшее сокровище отечественной национальной культуры, дабы мы, с презрением закинув его, свели собственную обращение к нескольким десяткам штампованных фраз.

4.5. Образность, ясность речи

М.В. Ломоносов, блестящий оратор собственного времени, теоретик ораторского мастерства, писал:

Красноречие имеется мастерство о всякой данной материи красно сказать и тем преклонять вторых к собственному об оной точке зрения.

В этом определении именуется характерный показатель культуры речи и подчеркивается, что сказать «красно» (образно, ясно, эмоционально) принципиально важно чтобы с большей силой влиять на слушателей.

Ясность речи усиливает ее эффективность: броская обращение приводит к интересу, поддерживает внимание к предмету беседы, оказывает действие на чувства и разум, на воображение слушателей.

Это относится не только к публичным выступлениям, не только к лекциям и докладам, но и к бытовой речи, домашнему беседе. Бывают случаи, в то время, когда об одном и том же дне, совершённом в школе, один ученик говорит серо, не заинтересованно, односложно: «Ничего особого не было. Нормально. Учительница говорила о Демосфере. Был таковой оратор. Меня не спрашивали, не вызывали. Все нормально». Второй быстро, заинтересованно, остроумно поведал, что он определил о Демосфене, отыскал в памяти, как одноклассник на уроке биологии сообщил: «Эмбрион холеры весьма страшен», по окончании чего у преподавателя очки на лоб полезли. А позже оказалось, что пара человек в классе не знали, что возбудитель холеры именуется «вибрион», а эмбрион свидетельствует «зародыш».

Само собой разумеется, кое-какие смогут заявить, что характеры у людей различные: одни с детства «молчуны», а другие — «говоруны», одни владеют бесплатно красноречия, другие — нет. Все это справедливо. Но теоретики ораторского мастерства утверждают, что любой человек при жажде может преодолеть врожденную склонность к «молчанию» и обучиться образно, ясно сказать.

Что же для этого нужно?

В первую очередь знать, какими средствами ясности владеет язык, что делает обращение образной, красочной. После этого обучиться пользоваться этими средствами и самому их создавать. А основное — руководствоваться народной мудростью: «Легко не вынешь и рыбку из пруда», «труд и Терпенье все перетрут».

Ресурсы ясных средств в языке неисчерпаемы. Они обнаруживаются на всех его уровнях, в особенности на лексическом. Это разъясняется тем, что слово не только именует предмет, уровень качества, воздействие, состояние, но и может передавать отношение говорящего, его оценку (хорошую, отрицательную), его эмоции (неодобрение, пренебрежение, ласку, любовь, восхищение), говорить о степени проявления показателя, действия, т. е. быть экспрессивным (ср.: гореть и пылать, громадный и огромный).

В семантике многих слов русского заложена образность: слово именует предмет и в один момент передает его образ, раскрывает, по какой причине предмет взял такое наименование (к примеру: медведь — «неуклюжий человек»).

Задание 111. Начертите таблицу. Проанализируйте каждое слово. Если оно образно либо экспрессивно, поставьте в соответствующей графе +, в случае, если передает чувство, оценку, то напишите в графе, какую.

Слова Образность Экспрессивность Эмоциональность Оценочность

Дом, домишко, гриб (о человеке), крохотуля, дурак, сирень, дурачок, остолбенеть, лгунишка, проныра, буквоед, подлиза, уплетать («скоро имеется»), паразит, курица (о человеке), губошлеп, глупый, истребить, лоботряс, спешить, невезуха, балдеж, балдеть, баран (о человеке), книга, интеллигектик, богачиха, выскочка, бумагомаратель, алконавт (пьяница), алкоголик, чернуха, библиотека, фирмач, тусовка, тусоваться, мачеха-и-мать, эскулап, глупыш, горемыка, егоза, капризуля, ржать, друг.

Новости 15 00 от 1 февраля — телеканал ДОН24


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: