Около четырехсот лет назад, в 1516 г., в Англии показалась книга называющиеся «Золотая книга, столь же нужная, как и забавная, о наилучшем устройстве страны и о новом острове Утопии». В ней рассказывалось об необычном острове у берегов Нового Света, о его красивых городах и цветущих полях, а основное — о порядках и невиданных законах. В том месте нет ни богатых, ни бедных, все обитатели острова равны, все они трудятся и продукты труда распределяют между собой справедливо и разумно. В той стране изобилие всего, что нужно для жизни. драгоценности и Золото, утратившие собственную силу, стали игрушками для детей. Нет ничего, что нарушает мирную и радостную судьбу островитян.
Но этого острова не было ни на одной географической карте, и само наименование его — Утопия — по-гречески свидетельствует «место, которого нет». Его придумал британский мыслитель-гуманист 2 Томас Мор. В собственной книге он пробовал ответить на вопрос, как избавить трудовой народ от страданий и неисчислимых бедствий.
В XV—XVI вв. Англия стала на путь капиталистического развития. Заметно увеличивалась промышленность, в особенности ее ветхая отрасль — производство шерстяных тканей. Показались первые капиталистические фирмы—мануфактуры, где трудились наемные рабочие. Мануфактуры давали более недорогую продукцию, чем ремесленное производство. Не выдерживая конкуренции с мануфактурами, ремесленники разорялись и вынуждены были наниматься на мануфактуры либо пополняли толпы нищих.
Развитие шерстяных мануфактур принесло бедствия не одним ремесленникам. Спрос и, следовательно, цены на шерсть выросли. британский лорд — обладателям почвы — было удачнее разводить в собственных владениях овец, чем отдавать наделы земли в аренду крестьянам. Лорды стали сгонять с насиженных мест крестьян-арендаторов и обращать эти земли в пастбища для овец. По дорогам Англии бродили тысячи бесприютных людей, не имевших никаких денег на жизнь. В страхе перед этими обездоленными людьми правительство Великобитании издавало «кровавые» законы, преследующие нищих и бродяг.
Передовые люди того времени близко к сердцу принимали страдания несложного народа. Они грезили о лучшем будущем и пробовали нарисовать его. Это были идеологи чуть зарождавшегося тогда пролетариата, предшественники научного коммунизма. Таких людей в то время было мало. К ним принадлежал и Мор.
Томас Мор. (Портрет работы живописца XVI в. Ганса Гольбейна Младшего.)
Томас Мор появился в 1478 г. в семье судьи высшего королевского суда. Еще в школе он нашёл превосходные свойства, любовь и необыкновенную усидчивость к труду. Поступив для продолжения образования в Оксфордский университет, Мор вошел тут в кружок гуманистов и скоро возглавил его. Он увлекался произведениями древнегреческого философа Платона (IV в. до н. э.) и трудами современников-гуманистов. Интересовался Мор и естественными науками.
Папа Томаса желал сделать из сына юриста и не поощрял его занятий вторыми науками. Он лишил сына всякой помощи. Потребность преследовала Мора. Жил он впроголодь, и довольно часто ему не на что было приобрести пары обуви. В итоге папа вынудил сына покинуть университет и поступить в школу права.
Окончив школу, Мор стал юристом. Чуткий, отзывчивый и благородный, он никому не отказывал в помощи и постоянно защищал обездоленных. Это принесло ему громадную популярность в народе и славу красивого юриста.
Молодого юриста избрали в парламент. Скоро он выступил в парламенте против предоставления королю Генриху VII больших финансовых сумм, что должно было бы расширить налоги, и без того тяжелые для трудящихся. Король отомстил ему. Он кинул в колонию ни в чем не повинного отца Мора, наложив громадный штраф. Сам Мор как член парламента пользовался неприкосновенностью. Затем Мор отошел от политической деятельности. Он понемногу начинает осознавать несправедливость существующего публичного строя. «Везде скрежет неприязни, везде зависти и бормотание злобы, везде люди помогают собственному чреву…» — пишет Мор в одном из писем. В нем растет неприязнь к тирании.
Довольно много времени и внимания уделял Мор воспитанию собственных детей. Он стремился дать им широкое образование и одновременно с этим воспитывал в них скромность, уважение и любовь к людям. Мор являлся приверженцем обучения девочек наравне с мальчиками (так как в то время в школах обучались лишь мальчики). Его дочери славились собственной образованностью по всей Англии.
Лишь по окончании смерти Генриха VII Мор возвратился к публичной деятельности. На протяжении одной из деловых визитов во Фландрию Мор начал писать книгу, принесшую ему бессмертную славу. Она известна под сокращенным заглавием «Утопия».
В первой части книги Мор сурово осуждает современные ему британские порядки. броскими красками рисует он разорение крестьянства в следствии превращения лордами пахотных земель в пастбища для овец.
Множество людей «сгоняется с почвы и вынуждено переселяться с насиженных мест». «Они реализовывают за бесценок все собственный имущество», «а в то время, когда… в собственных странствиях скоро израсходуют это, то что им остается второе, как ни красть и попадать на виселицу по заслугам либо скитаться и нищенствовать». Праздная судьба британских хищников и феодалов-буржуа вызывает у Мора неприязнь, Гневно бичует он британское государство с его безжалостными законами против трудящихся.
Эксплуататорскому обществу, в базе которого лежит личная собственность, Мор противопоставляет коммунистический строй Утопии. В Утопии все в собственности всем. Все блага распределяются по принципу — любой трудится, сколько он может, и приобретает столько, сколько ему нужно. Питание лишь публичное: в красивых дворцах подается в определенное время вкусная и обильная пища. Все взрослые утопийцы трудятся. От физического труда освобождаются лишь ученые и большие госдеятели. Нечистую и неприятную работу в Утопии делают рабы, а в рабов обращают тех, кто совершил тяжелые и позорные правонарушения.
В столярной мастерской утопийцев. (Иллюстрация из Лейденского издания «Утопии» 1598 г.)
Рабочий сутки утопийцев равен шести часам. В свободное время большая часть из них занимается науками, кое-какие — ремеслом. Перед сном они выполняют час в развлечениях, играх, беседах, занятиях музыкой.
Из самые уважаемых граждан утопийцы выбирают чиновниковов для управления производством и распределения продуктов труда.
Сообща утопийцы решают мира и вопросы войны. Они с уважением относятся к вторым народам и не затевают захватнических войн. Войну они вычисляют занятием «воистину зверским» и признают ее только для защиты собственной территории, освобождения какого-либо народа от тирании либо помощи приятелям.
Томас Мор первый нарисовал прообраз будущего коммунистического общества. Но дорог к нему он не продемонстрировал да и не имел возможности сделать этого. В феодальной Англии не имела возможности появиться идея о социалистической революции и о переходе власти к пролетариату, что лишь зарождался, о построении социализма, а позже и коммунистического общества.
Ошибочно воображал себе Мор да и то, как будет осуществлен фундаментальный принцип коммунизма — распределение по потребности: он полагал, что ремесленное производство может дать нужное для осуществления этого принципа изобилие. Коммунизм Мора нереален. Исходя из этого «утопиями» нарекли теории, рисующие коммунистическое общество, но не намечающие верных дорог перехода к нему.
Жизнь этого превосходного человека окончилась трагично. Будучи лордом-канцлером Англии, т. е. первым лицом по окончании короля, он защищал в парламенте интересы народа и осмелился выступать против самого короля. В будущем Мор столкнулся с королем и по религиозным вопросам: он был соперником реформации, совершённой Генрихом VIII в интересах британского дворянства. Король приказал заключить непокорного лорда-канцлера в Тауэр, где тот совершил больше года. Мора приговорили к смертной казни. Он мужественно встретил смерть. Перед казнью Мор простился с семьей, сам завязал себе глаза платком и, обратившись к палачу, сообщил: «Шея у меня мала, целься отлично, дабы не осрамиться». Томас Мор был казнен 7 июля 1535 г.
Книга его пережила столетия, и для нас, строящих первое в истории коммунистическое общество, в особенности дорого имя средневекового гуманиста Томаса Мора. Так как он первый поставил вопрос о переходе к коммунизму и выдвинул его фундаментальный принцип: от каждого по свойствам — каждому по потребностям. Данный принцип позднее вошел в теорию научного коммунизма Карла Маркса.