– Иван Геннадьевич, само собой разумеется, сделаем все, что возможно, но летим, линия знает куда…
Комар сидел за широким столом в палатке, уткнувшись в карту, и вслух рассуждал:
– Дали самолет Соколова, выходит, изначально задачу ставил именно он. О сопернике ни слова: кто на аэропорте? За кого? – Не было человека, кто знал. С кем войти в контакт, дабы узнать обстановку на месте? – Также не ясно. Значит, никто ничего не знал о ситуации в центре провинции Гор. Валер, ты знаешь, что на данный счет сообщили в штабе дивизии?
– Нет, ты не сказал.
– В том месте сообщили: прилетят, разберутся.
– Так и сообщили?
Иван повернулся ко мне.
– Будь внимательней, в том месте, быть может, душманская власть и больше никого. Что это такое, ты знаешь лучше меня. В случае, если что – никакой посадки, разворот и обратно в Кабул. С Сашей Жихаревым мы все обсудили.
– Я осознал, Иван, но я несу ответственность за исполнение задачи, а экипаж подставляется под пламя. Вот в чем неприятность. Мне нужно еще беречь самолет с экипажем. Обещаю – в дерьмо не полезу, что-нибудь придумаю… Лоб уже морщится.
– Лады, давай на посадку.
На линейке перед палатками, Сафаров доложил:
– Товарищ гвардии лейтенант, разведывательная несколько к исполнению боевой задачи готова.
– Отлично, Сергей, вольно.
Задумчиво я наблюдал на парней, с которыми было пройдено столько дорог, о которых напишут множество книжек. Для некоторых из них – это совершенно верно крайняя боевая: увольняются в запас Сафаров, Орлов, Ксендиков, Болотов, Иванов. Пару дней назад из Альянса доставят новых парней, которых нужно будет вводить в строй, многому учить, тренировать – боевых задач никто не отменял. Молодежь буду протаскивать через боевые действия по принципу: от несложного – к сложному. Полгода без утрат. Отлично бы на данный момент полетать над Афганистаном и возвратиться назад. В другом случае, погибнем не только всей группой, а вместе с экипажем, с которым сроднились за последние месяцы совместной работы.
– Все не забывают, что нужно делать?
– Так совершенно верно, товарищ лейтенант!
Ухмылки показались на лицах разведчиков.
– Ну, отправились, экипаж ожидает. Трудимся жестко и быстро, ни секунды потерянной бесплатно.
Через пятнадцать мин. борт «05» Маршала СССР Соколова раскручивал винты двигателей на взлет в неизвестность…
ГЛАВА 51
Комплект высоты состоялся в штатном режиме, по окончании чего вышли в эшелон в пределах отработанного навигатором коридора. Я пребывал в кабине пилотов за спиной Лехи Злобина – лучшего приятеля в Афганистане. Его рабочее место между Сашей Жихаревым, Славкой и командиром, вторым пилотом. Хоть убей меня, но никому из нас не приходило в голову, что нам придется совместно делать боевую задачу. Будущее – не в противном случае. День назад мы продолжительно обсуждали тему задания, доходили к ее ответу с различных сторон, и вот курсом на Чагчаран, жившего отдельной судьбой от афганского страны, отечественный «05» борт распластался над Гиндукушем.
Совпадения возможно разглядывать стечением многих событий, собранных воедино, по окончании чего факторный анализ ведет к умозаключениям объективной действительности, от которых некуда не убежишь – курс самолета пролегал на высоте 7200 метров над ущельем провинции Вардак, из которого мы выбрались недавно. На большом растоянии внизу может быть, Навар Кадир, Бехсуд, покинувшие в памяти не лучшие воспоминания о коварстве соперника, но давшие нам неоценимый стаж работы с местным населением.
Солнце залило салон ослепительным светом, его лучи, отраженные от вечных снегов, резали болью глаза, вызывая их покраснение, но красотища была неимоверной. Разведчики сосредоточенно наблюдали в иллюминаторы, ощущая важность грядущей операции, от которой зависели многие составляющие, а также – наращивание группировки войск СССР в западных и центральных провинциях Афганистана. На этом в постановке задачи сделал выговор начальник штаба соединения полковник Петряков, идея которого я довел до участвующих в операции разведчиков.
Я не довел юношам о возможности, что нас смогут сбить на подлете к аэропорту силы ПВО, прикрывшие его от воздушных атак, как это принято у афганцев на всех других аналогичных объектах. В случае, если это произойдёт, нам уже нет ничего, что окажет помощь, снова же – будущее. Лучше им не знать об опасности, перед которой бессильны все на борту. Я им не сообщил о неясной обстановке с властью, правившей провинциальным центром сейчас, и – с кем мы можем столкнуться в сражении, имея в виду соперника, при боевого столкновения на объекте захвата. Таковой информацией нужно полагать не обладала ни действующая власть, ни советнические аппараты «шурави», ни те, кому это нужно было знать по функциональным обязанностям нахождения в Афганистане.
Следуя курсом на запад, мы оставляли за собой заснеженные шапки величественных и умудренных столетиями гор. Я подошел к навигатору не мешая ему уточнять логарифмической линейкой курс, наблюдать устройства, карту, сложенную на коленях. Увидев меня, он улыбнулся.
– Ну, как?
– Нормально, Коля, сколько осталось?
– Мин. через сорок, Валер, выйдем на аэропорт.
Хлопнув его по плечу, я возвратился к собственному иллюминатору наслаждаться пейзажем внизу. Западная гряда Гиндукуша, понемногу расширяясь, преобразовывалась в широкое плодородное ущелье, сходила на меньшие по высоте вершины хребтов. Раскинувшиеся на протяжении реки Герируд кишлаки питала водная артерия, приносившая урожаи обитателям забытой властями провинции. Тут теплилась жизнь. Это было видно по многим сеточкам полей, на которых с раннего утра и до позднего вечера трудились люди. Тяжело сообщить: имеется ли еще какое сообщение между населенными пунктами не считая ниточек тропинок, бегущих от дувалов одного кишлака – к второму, в горы, водным источникам. С громадной высоты не разобрать, быть может, и тут натуральное хозяйство есть главным механизмом выживания тысячам дехканам, живущим в равнине, зажатой замечательными хребтами горной совокупности. Какая им отличие, кто правит в Кабуле? Вот она жизнь – без всяких прикрас.
Самолет качнуло, последовал провал. Понижаемся? Отправился в кабину пилотов, Саша Жихарев, повернувшись ко мне, прикрыл глаза. Ясно без слов: выходим на глиссаду понижения к аэропорту. В салоне самолета кое-кто из разведчиков спал. Я прошелся на протяжении обоих бортов и шлепками по затылкам всех разбудил.
– Внимание, готовность. Бросок по боевому расчету.