УРАЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра экономической теории
«МАКРОЭКОНОМИКА»
Программа учебной дисциплины
направление подготовки 38.04.01 Экономика
Квалификация (степень) выпускника – магистр
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _______________ Б.В. Личман «_____» _________________ 2012 г. |
Программа дисциплины «Макроэкономика» составлена в соответствии с Письмом Министерства образования РФ «О порядке формирования главных образовательных программ высшего учебного заведения на базе национальных образовательных стандартов» (от 19.05.2000 г. № 14-52-357 ин/13), Письмом Федслужбы по надзору в сфере науки и образования, определяющим структуру рабочей учебной программы и учебно-методического комплекса по дисциплине (от 14.04.2006 № 02-55-77 ин/ак.), Разъяснениями по формированию примерных главных образовательных программ ВПО в соответствии с требованиями ФГОС Департамента политики в образовании Минобразования РФ (2009г.), разъяснениями разработчикам главных образовательных программ для реализации федеральных национальных образовательных стандартов высшего профобразования Департамента политики в образовании Минобразования РФ (от 13.05.2010 № 03-956), требованиями Федерального национального образовательного стандарта высшего профобразования (приказ от 20 мая 2010 г. № 543) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) магистр).
Разработчик программы дисциплины
ФИО | Уч. степень, уч. звание | Должность | Кафедра | |
Комарова Оксана Викторовна | Кандидат экономических наук, доцент | доцент | экономической теории |
Программа дисциплины одобрена на совещании кафедры экономической теории31 января 2012 г. (протокол № 5)
Программа рекомендована к печати (протокол от «20» сентября 2012г. Протокол № 1 совещания Учебно-методической рабочей Ученого совета УИЭУиП).
© Уральский университет экономики, управления и права, 2012
Неспециализированная Черта ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины.
Цель освоения дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)» – увеличить и углубить практические навыки и теоретический базис экономического анализа, нужные экономисту высокой квалификации.
Место дисциплины в структуре направляться.
Дисциплина «Макроэкономика (продвинутый уровень)» относится к Опытному циклу (базисная часть) структуры ООП.
Теоретический курс «Макроэкономика (продвинутый уровень)» выступает главным в формировании главных опытных компетенций магистра экономики.
Дисциплины, каковые должны непременно предшествовать освоению данной дисциплины: «Введение в экономическую теорию», «История экономики», «Матанализ», «Микроэкономика», «Макроэкономика (базисный уровень)».
Требования к итогам освоения дисциплины.
ОК-1, 2, ПК-1, 2, 7, 9, 10, 14
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и опытных компетенций:
- свойством к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовность функционировать в нестандартных обстановках, нести социальную и этическую ответственность за принятые ответы (ОК-2);
- свойством обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу изучений (ПК-1);
- свойством обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного изучения (ПК-2);
- свойством разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на разных рынках (ПК-7);
- с целью проведения экономических расчетов (ПК-9);
- свойством составлять прогноз главных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, экономики и региона в целом (ПК-10);
- свойством разрабатывать учебные замыслы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в опытных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профобразования (ПК-14).
В следствии освоения дисциплины магистрант обязан:
Знать:
З.1: закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
З.2: главные теоретические модели предпосылки и макроэкономического анализа их построения.
Мочь:
У.1: разбирать во связи процессы и экономические явления на макроуровне на базе базисных теоретических моделей;
У.2: применять полученные практические навыки и теоретические знания для выработки действенной экономической принятия и политики стратегических ответов на макроуровне;
У.3: применять источники экономической и социальной информации;
У.4: составлять программу и проводить на ее базе независимое научное изучение с оформлением взятых результатов в письменном виде.
Обладать:
В.1: категориальным и лексическим аппаратом макроэкономики на уровне свободного использования и знания;
В.2: навыками проведения анализа и определения тенденций конкретных экономических процессов на макроуровне.
В.3: навыками независимой исследовательской самоорганизации и работы.
Краткое дидактическое описание дисциплины
Настоящий учебный курс является дисциплиной , которая читается на 1 курсе магистратуры экономического факультета университета в течение одного семестра. Курс «Макроэкономика (продвинутый уровень)» в один момент формирует у студентов два вида компетенции: опытную и общекультурную – с выговором на опытной компетенции.
Основное внимание на протяжении обучения обращается на овладение и закономерностей углублённое знание макроэкономики современными способами макроанализа, разрешающими верно оценить функционирование национальной экономики.
Содержание дисциплины включает четыре темы, каковые предлагается изучать от экономического анализа поведения агрегированных фирм – и секторов домохозяйств, к динамическому равновесию в маленьком и долгом периоде (соответственно экономический рост и экономические циклы). В зависимости от подготовки магистрантов смогут быть выделены вводные занятия, нацеленные на краткий повтор базисного курса. Курса кроме этого этот курс не включает лекций по открытой экономике, каковые или изучаются в базисном курсе, или смогут быть даны на независимое изучение.
Потому, что основной целью курса есть углубление теоретических знаний и расширение практических навыков магистрантов в области экономического анализа, то освоение учебной программы осуществляется не только в форме лекций, и на базе активной исследовательской работы магистрантов. Независимая работа студентов направлена на усвоение главных теоретических моделей курса; на умение применить полученные знания в практической деятельности. Исследовательскую часть действеннее всего связывать с освоением эмпирических изучений главных моделей макроэкономики.
Трудоемкость дисциплины–4 зачетных единицы (144 часа)
Количество учебной работы, срок и перечень контрольных мероприятий | Форма обучения | ||
Очная | Заочная | Очно-заочная | |
объём и Виды учебной работы, в ч | |||
Неспециализированная трудоемкость дисциплины | 4 (144) | 4 (144) | 4 (144) |
Аудиторные занятия: | |||
лекции | |||
практические занятия | |||
Независимая работа: | |||
Подготовка к экзамену | |||
Вид промежуточного контроля | Экзамен | Экзамен | Экзамен |
График изучения дисциплины | |||
Курс | I | I | I |
Семестр | 2-й | 2-й | 2-й |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 4. Экономический рост
Модель Солоу–Свана. «Золотое правило накопления». Научно-технический прогресс как фактор роста. Модель Рамсея-Касса-Купманса. Модель Даймонда. неэффективность и Динамическая эффективность. Накопление знаний как фактор роста. Влияние на экономический рост капитала, институтов и человеческого капитала.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ и ТЕМАМ РАБОТ
Раздел / темы дисциплины | Количество учебного времени, отведенный на освоение дисциплины 5 з.е. /180 час | |||||
Аудиторные занятия | Самост. раб. | Компетенции в рамках результатов обучения (РО) | ||||
Всего, из них | Лекции | Практич./ Семинар. | ||||
Тема 1. Поведение фирм и домашних хозяйств в макроэкономике | ОК–1; ОК–2; ОК–3; ПК–1; ПК–2; ПК–4; ПК–5; ПК–9; ПК–10 | |||||
Тема 2. Экономические колебания: вопросы теории | ОК–1; ОК–2; ОК–4; ПК–1; ПК–2; ПК–4; ПК–9; ПК–10 | |||||
Тема 3. Экономическая политика страны: фискальная политика, инфляция и финансово-кредитное регулирование | ОК–1; ОК–2; ОК–3; ПК–1; ПК–2; ПК–4; ПК–8; ПК–9; ПК–10 | |||||
Тема 4. Экономический рост | ОК–1; ОК–2; ОК–3; ПК–1; ПК–2; ПК–4; ПК–8; ПК–9; ПК–10 | |||||
ИТОГО | ||||||
Итоговый контроль — экзамен | ||||||
ВСЕГО |
СООТНОШЕНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И Используемых ФОРМ, РАЗРАБОТОК ОБУЧЕНИЯ
Раздел, тема дисциплины | Форма обучения | Образовательные разработки | ||||||||
проблемного обучения | IT-технологии | поисковые | обучение на базе опыта | проектного обучения | Case-study | исследовательские | командной работы | игровые | ||
Раздел 1 | Лекция | + | ||||||||
Практич. Занятие | + | |||||||||
Лабораторная работа | + | |||||||||
Независимая работа | + | + | + | |||||||
Раздел 2 | Лекция | + | ||||||||
Практич. занятие | + | |||||||||
Лабораторная работа | + | |||||||||
Независимая работа | + | + | ||||||||
Раздел 3 | Лекция | + | + | |||||||
Практич. занятие | + | + | ||||||||
Лабораторная работа | + | |||||||||
Независимая работа | + | + | ||||||||
Раздел 4 | Лекция | + | + | |||||||
Практич. занятие | + | |||||||||
Лабораторная работа | + | |||||||||
Независимая работа | + | + |
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ Самостоятельной РАБОТЫ и Занятий СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Практические занятия
Раздел, тема дисциплины(код по 1.2 либо 1.3 Программы дисциплины) | Номер работы | Тема занятия | Количество учебного времениз.е./час | Сроки – семестр, учебная семь дней |
Раздел 1 | Поведение фирм и домашних хозяйств в макроэкономике | 2-й семестр | ||
Раздел 2 | Экономические колебания: вопросы теории | 2-й семестр | ||
Раздел 3 | Экономическая политика страны: фискальная политика, инфляция и финансово-кредитное регулирование | 2-й семестр | ||
Раздел 4 | Экономический рост | 2-й семестр |
1.5.3 Независимая работа студентов
Раздел, тема модуля-дисциплины | Номер работы | Виды независимой работы студентов | Количество учебного времениз.е./час | Сроки – семестр, учебная семь дней |
Раздел 1 | Подготовка к семинарскому занятию № 1. Чтение рекомендуемой учебной и научной литературы. Подготовка сообщения (доклада). Сбор материалов к исполнению исследовательской работы (реферата-презентации). | 2-й семестр | ||
Раздел 2 | Подготовка к семинарскому занятию № 3. Чтение рекомендуемой учебной и научной литературы. Ответ задач. Подготовка сообщения (доклада). Сбор материалов к исполнению исследовательской работы (реферата-презентации). | 2-й семестр | ||
Раздел 3 | Подготовка к семинарскому занятию № 6. Чтение рекомендуемой учебной и научной литературы. Подготовка сообщения (доклада). Исполнение исследовательской работы (реферата-презентации). | 2-й семестр | ||
Раздел 4 | Подготовка к семинарскому занятию № 7. Чтение рекомендуемой учебной и научной литературы. Подготовка сообщения (доклада). защита и Оформление исследовательской работы (реферата-презентации) | 2-й семестр |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Независимой РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ По результатам ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
1.6.1.Процедуры текущего, оценивания освоения и промежуточного контроля модуля-дисциплины
Мероприятия текущего и промежуточного контроля | Раздел, тема дисциплины | Сроки – семестр, учебная семь дней |
Посещение лекций (n) | Все | 2-й семестр |
Посещение практических занятий (n) | Все | 2-й семестр |
Исполнение независимых контрольных мероприятий | Реферат-презентация | 2-й семестр |
Исполнение независимых контрольных мероприятий | Сообщение (доклад) | 2-й семестр |
Исполнение контрольной работы и теста | Все | 2-й семестр |
6.2. Примерная тематика мероприятий промежуточного контроля* (зачетные задания, темы коллоквиумов)
Контрольные работы по дисциплине «МАкроэкономика»
В целях контроля над освоением студентами учебного материала в ходе изучения дисциплины «Макроэкономика» осуществляется проведение письменных контрольных работ. Задача исполнения магистрантами контрольных работ пребывает в закреплении и демонстрации взятых умений и знаний по дисциплине.
На протяжении изучения дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)» студенты пишут одну контрольную работу. Количество вариантов контрольных работ определяется учителем.
Форма итогового контроля -экзамен
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1. Рекомендуемая литература
1. Макроэкономика: Продвинутый уровень: Курс лекций / Б.Е. Бродский; Столичная школа экономики МГУ им. М.В. Ломоносова (МШЭ). М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2012. 336 с.
2. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: учеб. М.: ИНФРА-М, 2010. 398 с.
Дополнительная литература
1. Анисимов, А. А. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов институтов, обучающихся по экономическим профессиям / под ред. Е. Н. направляться. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
2. Загадки роста поизводства [Текст] : кризисы и движущие силы — сравнительный анализ / [Л. Бальцерович [и др.] ; под науч. ред. Л. Бальцеровича и А. Жоньцы ; [пер. с пол. Ю. В. Чайников] ; Фонд Либер. миссия. Москва : Идея, 2012. 510 с.
3. Ку Р. Священный Грааль макроэкономики : уроки великой рецессии в Японии [Текст] : монография / Ричард Ку ; [пер. с англ.: Ю. Кузнецов, А. Куряев, В. Егоров] ; Фонд Либер. миссия. Москва : Идея, 2014. 433 с.
4. Куклина Л.Н., Пономарева С.И. Всемирный модели и экономический кризис развития после кризиса: экономический анализ [Текст] // Известия Уральского национального экономического университета. 2012. № 1. С. 11-17.
5. Лившиц В.Н., Лившиц С.В. Экономические теории, настоящие инвестиции и национальная русский экономическая политика. Изд. ЛКИ, 2011. 248 с.
6. Лихачев М.О. Кейнсианская концепция экономического равновесия как альтернатива неоклассическим представлениям (развитие и формирование) // Экономические науки. 2011. № 4(77). С. 43-46.
7. Теория регуляторов и равновесий экономики: Учебное пособие/В.С.Гродский. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 195 с.
8. Факторы роста поизводства. Научно-технический прогресс [Текст] : [монография] / Е. А. Пономарева, А. В. Божечкова, А. Ю. Кнобель ; под ред. Е. А. Пономаревой ; Ин-т экон. политики им. Е. Т. Гайдара. — Москва : Дело, 2012. — 185 с.
9. Шугаль Н.Б. Оценки структуры применения денег в русском экономике на макроуровне // Экономический издание ВШЭ. 2011. Т. 15. № 1. С. 88-110.
10. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебник / Р.М. Нуреев. 2-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 640 с.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(текст с списком аудиторий, специального и лабораторного оборудования и т.д.)
С целью проведения лекционных и практических (семинарских) занятий нужны аудитории с мультимедийным оборудованием.
УРАЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
Кафедра экономической теории
«МАКРОЭКОНОМИКА»
Программа учебной дисциплины
направление подготовки 38.04.01 Экономика
Квалификация (степень) выпускника – магистр
УТВЕРЖДАЮ: Проректор по учебной работе _______________ Б.В. Личман «_____» _________________ 2012 г. |
Программа дисциплины «Макроэкономика» составлена в соответствии с Письмом Министерства образования РФ «О порядке формирования главных образовательных программ высшего учебного заведения на базе национальных образовательных стандартов» (от 19.05.2000 г. № 14-52-357 ин/13), Письмом Федслужбы по надзору в сфере науки и образования, определяющим структуру рабочей учебной программы и учебно-методического комплекса по дисциплине (от 14.04.2006 № 02-55-77 ин/ак.), Разъяснениями по формированию примерных главных образовательных программ ВПО в соответствии с требованиями ФГОС Департамента политики в образовании Минобразования РФ (2009г.), разъяснениями разработчикам главных образовательных программ для реализации федеральных национальных образовательных стандартов высшего профобразования Департамента политики в образовании Минобразования РФ (от 13.05.2010 № 03-956), требованиями Федерального национального образовательного стандарта высшего профобразования (приказ от 20 мая 2010 г. № 543) по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) магистр).
Разработчик программы дисциплины
ФИО | Уч. степень, уч. звание | Должность | Кафедра | |
Комарова Оксана Викторовна | Кандидат экономических наук, доцент | доцент | экономической теории |
Программа дисциплины одобрена на совещании кафедры экономической теории31 января 2012 г. (протокол № 5)
Программа рекомендована к печати (протокол от «20» сентября 2012г. Протокол № 1 совещания Учебно-методической рабочей Ученого совета УИЭУиП).
© Уральский университет экономики, управления и права, 2012
Неспециализированная Черта ДИСЦИПЛИНЫ
Цели освоения дисциплины.
Цель освоения дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)» – увеличить и углубить практические навыки и теоретический базис экономического анализа, нужные экономисту высокой квалификации.
Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Макроэкономика (продвинутый уровень)» относится к Опытному циклу (базисная часть) структуры ООП.
Теоретический курс «Макроэкономика (продвинутый уровень)» выступает главным в формировании главных опытных компетенций магистра экономики.
Дисциплины, каковые должны непременно предшествовать освоению данной дисциплины: «Введение в экономическую теорию», «История экономики», «Матанализ», «Микроэкономика», «Макроэкономика (базисный уровень)».
Требования к итогам освоения дисциплины.
ОК-1, 2, ПК-1, 2, 7, 9, 10, 14
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и опытных компетенций:
- свойством к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- готовность функционировать в нестандартных обстановках, нести социальную и этическую ответственность за принятые ответы (ОК-2);
- свойством обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу изучений (ПК-1);
- свойством обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного изучения (ПК-2);
- свойством разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на разных рынках (ПК-7);
- с целью проведения экономических расчетов (ПК-9);
- свойством составлять прогноз главных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, экономики и региона в целом (ПК-10);
- свойством разрабатывать учебные замыслы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в опытных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профобразования (ПК-14).
В следствии освоения дисциплины магистрант обязан:
Знать:
З.1: закономерности функционирования современной экономики на макроуровне;
З.2: главные теоретические модели предпосылки и макроэкономического анализа их построения.
Мочь:
У.1: разбирать во связи процессы и экономические явления на макроуровне на базе базисных теоретических моделей;
У.2: применять полученные практические навыки и теоретические знания для выработки действенной экономической принятия и политики стратегических ответов на макроуровне;
У.3: применять источники экономической и социальной информации;
У.4: составлять программу и проводить на ее базе независимое научное изучение с оформлением взятых результатов в письменном виде.
Обладать:
В.1: категориальным и лексическим аппаратом макроэкономики на уровне свободного использования и знания;
В.2: навыками проведения анализа и определения тенденций конкретных экономических процессов на макроуровне.
В.3: навыками независимой исследовательской самоорганизации и работы.
Краткое дидактическое описание дисциплины
Настоящий учебный курс является дисциплиной , которая читается на 1 курсе магистратуры экономического факультета университета в течение одного семестра. Курс «Макроэкономика (продвинутый уровень)» в один момент формирует у студентов два вида компетенции: опытную и общекультурную – с выговором на опытной компетенции.
Основное внимание на протяжении обучения обращается на овладение и закономерностей углублённое знание макроэкономики современными способами макроанализа, разрешающими верно оценить функционирование национальной экономики.
Содержание дисциплины включает четыре темы, каковые предлагается изучать от экономического анализа поведения агрегированных фирм – и секторов домохозяйств, к динамическому равновесию в маленьком и долгом периоде (соответственно экономический рост и экономические циклы). В зависимости от подготовки магистрантов смогут быть выделены вводные занятия, нацеленные на краткий повтор базисного курса. Курса кроме этого этот курс не включает лекций по открытой экономике, каковые или изучаются в базисном курсе, или смогут быть даны на независимое изучение.
Потому, что основной целью курса есть углубление теоретических знаний и расширение практических навыков магистрантов в области экономического анализа, то освоение учебной программы осуществляется не только в форме лекций, и на базе активной исследовательской работы магистрантов. Независимая работа студентов направлена на усвоение главных теоретических моделей курса; на умение применить полученные знания в практической деятельности. Исследовательскую часть действеннее всего связывать с освоением эмпирических изучений главных моделей макроэкономики.
Трудоемкость дисциплины–4 зачетных единицы (144 часа)
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ