Умеют ли животные думать? 5 глава

Среднее образование

Вундеркинды

В ноябре кроме того на юге делается прохладно. Днем, в случае, если светит солнце, на Кубани не редкость тепло, но чуть стемнеет, температура скоро падает, поднимается холодный ветер, а ночью случаются кроме того заморозки. В ноябре погода неустойчива. Ясные солнечные дни неожиданно сменяются пасмурными и туманными. Теплый свежий морской ветер приносит облака, начинаются нудные затяжные дожди. В один из осенних дней по окончании особенно сильных дождей на берегах Кубанских лиманов время от времени удается подсмотреть необычные события. Внезапно вдруг то тут то в том месте начинает шевелиться земля и из почвы на поверхность начинают выбираться маленькие черепашки. Сперва они появляются иногда, по одной, позже все чаще и чаще и, как большие тараканы, ни на секунду не задерживаясь, споро бегут к воде. Не так долго осталось ждать целый берег покрывается этими забавными малышами. Они пробираются через разбросанные тут и в том месте кустики травы, обходят крупные коряги и камни… Некоторым, дабы добраться до воды, приходится форсировать низкие, но достаточно кочки и крутые холмики, канавки и небольшие ложбинки. Никакие препятствия их не останавливают: черепашата бегут прямо к воде. Откуда определят только что выклюнувшиеся из яиц юные черепашки, что им пора выбираться на поверхность? Как они определяют, в каком направлении им направляться бежать, дабы поскорее скрыться в воде. И по большому счету, как определят малыши, что им направляться делать, где добывать корм, как и от кого скрываться? Мать их этому научить не имела возможности. В июне она закопала в чуть мокрый песок собственные пятнадцать — двадцать яиц и, не оглядываясь, поспешила назад в водоем. Дальнейшее будущее детей ее не тревожила. Она кроме того не пришла удостовериться, что развитие яиц идет нормально, что кладку не раскопала лисица либо всегда голодный нахальный шакал. Мир животных, с отечественной людской точки зрения, устроен страно. Все низшие морские: звёзды и существа медузы, всевозможные черви, моллюски, насекомые, рыбы и раки, лягушки, черепахи, крокодилы, слоны, дельфины а также мартышки — рождаются на свет с комплектом готовых знаний, нужных им в жизни. Знания передаются по наследству от своих родителей совершенно верно так же, как форма и размер тела, цвет шерсти либо рисунок на крыльях бабочек. В маленьком мозгу насекомых и раков заложены десятки сложных программ поведения на все случаи судьбы. Все умения и эти знания закодированы в клетках их нервной совокупности. Довольно много, страно довольно много сведений приобретают животные в наследство. Количество информации, заранее заложенный в их мозг, порою очень велик. Недаром раньше ученые предполагали, что практически всем животных нечему обучаться. Это, само собой разумеется, было неточностью. Чем идеальнее нервная совокупность животных, чем больше и сложнее устроен их мозг, тем больше сведений приходится им покупать в течение судьбы, тем прилежнее приходится обучаться. Низшие животные отличаются от высших не только количеством знаний, которыми им приходится овладевать, но, что крайне важно, методом обучения. У низших животных редко бывают настоящие преподавателя. Все, чему они обучаются, им приходится усваивать самостоятельно. Дело в том, что примитивные животные в большинстве случаев не живут семьями. Взрослые «умелые» животные просто не имеют возможности передавать накопленные знания молодому поколению. Это событие весьма необычно отразилось на эволюции животных отечественной планеты.

Умеют ли животные думать? 5 глава

Л. Г. Воронин (1908–1983)

Член АН СССР и АПН СССР Леонид Григорьевич Воронин, — коммунистический физиолог, ученик Л. А. Орбели, был директором Сухумской медико-биологической станции, директором Университета высшей нервной деятельности АН СССР, а после этого многие годы возглавлял кафедру физиологии высшей нервной деятельности МГУ. Внес значительный вклад в развитие эволюционной физиологии высшей нервной деятельности.

Проделав долгий путь развития от примитивных одноклеточных организмов до крокодилов и черепах, животные несчетное количество раз поменяли внешний вид и получали всевозможные приспособления для жизни в воде и на суше. Вместе с другими органами тела изменялся и их мозг. От непоследовательно разбросанной группы нервных клеток, какой есть нервная совокупность кроме того современных актиний, до громадного и отлично развитого мозга крокодилов — расстояние огромного размера. У каждого вида животных формировались и закладывались в мозг собственные особенные программы поведения. В ходе эволюции их было создано несметное количество. Только одна функция мозга — свойство обучаться — совершенствовалась весьма медлительно. Она не имела возможности без шуток отразиться на предстоящей эволюции живых организмов. Каким бы нужнейшим навыкам ни обучилось животное, вид в целом от этого мало побеждал. Так как, погибая в старости, низшие животные ни с кем не смогут поделиться собственными знаниями. Все изменилось, в то время, когда на земле показались млекопитающие и: теплокровные животные птицы. Их дети потребовали систематического ухода. Малышей нужно было всегда согревать и систематически кормить. Невольно было нужно жить семьями. Сейчас дети имели возможность обучаться у мам и пап, у братьев и старших сестёр, а накопленный опыт имел возможность передаваться много поколений. Но чтобы удачно обучаться и накапливать опыт, необходимо было иметь хороший мозг. И у высших животных конкретно мозг начал совершенствоваться невиданно стремительными темпами — от маленького, не хорошо развитого мозга землеройки до сложно устроенного громадного мозга дельфина, шимпанзе, наконец, человека. Мелкие дети многих теплокровных животных совсем беззащитные существа. Только что появившийся лисенок либо вылупившийся из яйца скворчонок еще ничего не смогут и ничего не могут. Но понемногу малыши мужают. У них появляется много нужных навыков, и делается отлично заметно, что они начинают верно ориентироваться в окружающей обстановке, другими словами покупают кое-какие знания. Нечайно появляется представление, что мелкие животные в юные годы старательно обучаются. Это вправду так, но у совсем юных животных огромное количество особенно кидающихся в глаза навыков и знаний являются врожденными. Легко они проявляются не сразу после рождения, а только на определенной стадии развития детенышей, и этим создается фальшивое представление, что малыши стали более умелыми благодаря обучению. Кое-какие навыки развиваются так понемногу, что вводят в заблуждение кроме того ученых. В последних числах Мая, в июне первые выводки птенцов начинают покидать гнезда. Сейчас в пригородных рощах и скверах всегда попадаются глупые воробышки, с большим трудом перепархивающие по низким кустикам дроздята, молоденькие скворцы. Первые дни по окончании вылета из гнезда птенцы этих птиц летают не хорошо. Они еле перелетают расстояния в пять — десять метров, еле взлетают с почвы, а такие фигуры высшего пилотажа, как правильное «приземление» на тоненькую веточку, для них фактически невыполнимы. Они в большинстве случаев промахиваются либо, случайно зацепившись, не смогут сохранить равновесие и в итоге падают вниз, в траву. Птенцы летают так не хорошо, что не воображает особенного труда поймать неумелого летуна.

Умеют ли животные думать? 5 глава

Во многих книгах, написанных любителями птиц, возможно прочесть о том, как родители учат летать молодых. Еще сравнительно не так давно и ученые считали, что практически всем птиц требуется хотя бы пара дней, дабы обучиться обладать собственными крыльями. Но кое-какие птицы, наподобие стрижей, выпадали из неспециализированного правила. У стрижей весьма маленькие ножки и длинные крылья. Кроме того взрослые птицы не могут взлететь с ровной поверхности почвы и не могут перепархивать с ветки на ветку. Если бы их птенцам было нужно обучаться летать, вряд ли это кончилось бы для них благополучно. И вправду, стрижата вольно обходятся без предварительной подготовки. Достаточно возмужав, они в один прекрасный день выбрасываются из гнезда и, превосходно обладая крыльями, прячутся в бескрайнем небе. Обратно в гнездо они уже не возвратятся. Курс школьного воспитания стрижи проходят в гнезде, а высшее образование им, по-видимому, не нужно. Пример стрижей не давал ученым спокойствия. Они решили проверить, не смогут ли и другие птицы отлично летать без предварительного обучения. Для этого они поделили голубят одного возраста на две партии. На одних натянули тесные одежки — детские чулочки, прорезав в них дырки, для лапок и головы. В таком обмундировании голубята не только что летать, крыльями двигать не могли. Вторых покинули свободными. В то время, когда свободные голубята завершили курс обучения и абсолютно овладели летным мастерством, со второй партии молодых птиц сняли чулочки. Оказалось, что голубята обеих групп летали одинаково отлично: и те, что жили вольно и имели возможность с раннего детства делать попытки встать в атмосферу, и те, что совершили детство в тесных одежках. Действительно, дабы противостоять ветру либо делать сложные виражи, следуя за стариками, нужно отлично потренироваться. Таким вещам приходится обучаться, но это уже курс высшего пилотажа. Мы уже убедились, что все животные обучаются, но учеба учебе рознь. Одни обучаются от случая к случаю и приобретают поверхностные, разрозненные знания. Вторым приходится проходить необходимый курс обучения. Для многих животных, как и для детей нашей страны, курс среднего образования необходим. детёныш и Каждый птенец, где бы они ни появились, непременно его проходят. Высшим животным, дабы отлично приспособиться к судьбе, необходимо приобрести много знаний. В младших классах все животные обучаются выяснять собственных своих родителей. Казалось бы, такие знания удачнее приобретать по наследству, дабы дети заблаговременно знали их голоса, дабы они оказались на свет прямо с «портретом» собственной мамы в мозгу. Ничего необыкновенного в этом не было бы, лишь таковой путь рискован. Произойди, что мать перепачкалась какой-нибудь грязью, был травмирован, мало меняющую ее внешний вид, либо «охрипла», и у нее изменился голос, — и новорожденные дети, не определившие в ней собственную мать, обречены на смерть. Особенно принципиально важно запомнить своих родителей птенцам колониальных видов птиц. В случае, если юным сорокам на первых порах достаточно мочь отличать взрослых сорок от ястребов, ворон, грачей, галок и скворцов, то птенцу чайки необходимо обучиться выяснять конкретно собственных своих родителей среди десятков либо кроме того сотен тысяч таких же взрослых чаек, живущих в одной колонии. Малыши американской нечистой чайки уже к четвертому дню судьбы запоминают мамы и голоса папы. Это разрешает им с пятого дня по окончании вылупления отлучаться с гнездового участка, в противном случае и вовсе его покидать. Сейчас они уже не опасаются потеряться. В старших классах школы птенцам нужно будет познакомиться с участниками собственной своры и запомнить, кто и уважением и каким влиянием пользуется. Уверяю вас, что обучиться выяснять голос собственных своих родителей среди многих тысяч весьма похожих голосов вторых чаек либо отличать утку-мать от десятка весьма похожих на нее уток не так-то легко. Люди вряд ли совладали бы с аналогичной задачей. Недаром природа попыталась уменьшить малышам процесс обучения. Их мозг устроен так, что для многих навыков существуют определенные периоды, в то время, когда они усваиваются прямо мгновенно. Сейчас малыши обучаются как настоящие вундеркинды. Цыплята, утята, гусята сразу после вылупления из яйца способны деятельно двигаться. Конечно, им, дабы не потеряться, необходимо спешно запомнить, как выглядит мать. Только что вылупившиеся малыши имеют врожденное умение бежать за любым двигающимся объектом. Первый подвижный предмет, встретившийся им в жизни, они попытаются запомнить и вычисляют его собственной матерью. Особенно легко запоминание происходит через десять — пятнадцать часов по окончании вылупления, а позже эта свойство понемногу теряется. Весьма занимательная изюминка раннего обучения пребывает в том, что, в случае, если благоприятный период потерян, в случае, если цыплят сразу после вылупления отобрать от матери и вернуть обратно через пара дней, они сейчас не признают ее собственной матерью. Каждая попытка приучить к матери будет ненужна. А вдруг цыплята уже запомнили какой-то случайный движущийся предмет и вычисляют его собственной матерью, то переучить их тем более нереально. Вынудите их первые дни по окончании вылупления из яйца совершить с уткой, они позже с курицей не захотят и знаться.

Умеют ли животные думать? 5 глава

В природе, само собой разумеется, путаницы не происходит. Дети в большинстве случаев первой видят мать . Вот как это не редкость у маленьких уток-гоголей. Собственный гнездо утка устраивает в дуплах громадных деревьев приблизительно на высоте пятнадцати метров от почвы. В то время, когда из яиц вылупятся утята, мать летит на ближайший водоем. Отдыхает в том месте, кормится, в общем, проводит пара часов, а после этого возвращается к гнезду и начинает носиться перед отверстием дупла, издавая призывные крики. Услышав голос матери, утята выглядывают из гнезда и, найдя в воздухе что-то двигающееся, кидаются вниз. Летать они, само собой разумеется, еще не могут, и не так долго осталось ждать все утята выясняются на земле у подножия дерева. Убедившись, что дети покинули дупло, мать опускается на землю и, мало походив около малышей, дабы приучить их к собственному виду, направляется к водоему. Утята бегут за ней. Время от времени им приходится совершить долгий путь в полтора-два километра. Дальняя дорога страшна, но разрешает первую программу обучения закончить за один урок. По дороге к озеру утята запоминают мать. Детенышам таких животных, как антилопы, козы, бараны, верблюды, каковые практически сразу после рождения способны ходить и бегать, также необходимо скоро запомнить мать. У морских свинок это оптимальнее происходит на шестой-седьмой сутки по окончании рождения, и вдобавок через месяц эта свойство абсолютно теряется. У детенышей копытных животных и у морских свинок период обучения растянут совсем не по причине того, что они глупее птиц. Легко они долгое время способны питаться лишь материнским молоком, исходя из этого прожить самостоятельно эти пара дней они не смогут. Вот природа и покинула им некий резерв времени, дабы случайно осиротевший кроха имел возможность постараться обзавестись приемной матерью. У каждого высшего животного имеется много знаний и умений, каковые они смогут купить, лишь став вундеркиндами, другими словами в особенный чувствительный период собственной жизни. Человекообразные мартышки — шимпанзе ежедневно с приближением темноты высоко в кронах деревьев строят себе на ночь гнездо. Это не прихоть: в массивном гнезде из свежесорванных веток значительно теплее, чем в ночном лесу. Малыши покупают строительные навыки в первые два года судьбы. Шимпанзята, отловленные для зоопарка совсем юными, ни при каких обстоятельствах не обучатся возводить для себя жилье, даже в том случае, если позже возвратятся на волю и смогут замечать, как это делают члены обезьяньего стада. Мы, люди, также не исключение. В нашей жизни имеется собственный критический период, в то время, когда любой делается вундеркиндом. В случае, если мелкого ребенка изолировать от взрослых так, дабы он кроме того голоса человеческого не слышал, став взрослым, данный человек овладеть речью уже не сможет. Для этого природой предназначены первые шесть лет нашей жизни. Птицы довольно много знаний приобретают по наследству без особого обучения. Но всего предусмотреть природа была не в силах. Грачи, галки, сороки, вороны обширно расселились по всему земному шару. Они живут и в жарких государствах, и в умеренных, и в хватает холодных. В различных местах отечественной планеты у них разные соседи. Как определить, кто из них приятель, а кто неприятель? Юные особи многих видов птиц опасаются всего живого и двигающегося и лишь понемногу определят, кого им не нужно опасаться. Наоборот, юные галки ни перед кем не испытывают страха. Первые дни по окончании вылета из гнезда родители пристально смотрят за безопасностью галчат. В случае, если в небе появляется ястреб либо за забором крадется кошка, родители издают особенный скрежещущий звук — сигнал опасности. Одного урока не редкость достаточно, дабы юные птицы запомнили на всегда, что и ястреба и кошку необходимо остерегаться. Время от времени знания, полученные в самом раннем, младенческом возрасте, оказываются нужны лишь в полной мере взрослым существам. Кукушонок непременно обязан вылупиться раньше братьев приемных и своих сестёр. Ему нужно на всегда запомнить, как выглядят яйца в гнезде его приемных своих родителей. Конкретно в такие гнезда взрослая кукушка будет подбрасывать собственные яйца. Они по цвету и рисунку непременно должны напоминать яйца приемных своих родителей, в противном случае их выкинут вон. У каждого вида животных собственная программа обучения, и они ее неукоснительно делают. Неучей среди животных не бывает. Природа ожесточённа к ротозеям и недорослям. Детеныши, не взявшие нужных знаний, не в состоянии приспособиться к судьбе и погибают еще в ранней молодости.

Школа взрослых

Взрослым животным также всю жизнь приходится что-то заучивать, что-то запоминать, чему-то обучаться. Возвратимся снова к насекомым и сравним их память с памятью высших животных. Осы-бембексы живут поодиночке. В то время, когда наступает лето, самка где-нибудь на обнажённой, лишенной растительности поляне роет в сыпучем песке глубокую норку. В глубине у ее финиша оса выкапывает боковой отнорок. После этого ловит муху, приносит ее в норку, кладет на пояснице, отгибает крыло и у его основания прикрепляет яичко. В то время, когда из него выведется личинка, слабенькая малютка сходу сможет дотянуться до шеи жертвы, единственного уязвимого места на теле мухи, и, съев первый ланч, подкрепит собственные слабеющие силы. В случае, если оса-мать что-нибудь перепутает и сделает не так, яичко, не прикрытое крылом, засохнет либо личинка, вылупившаяся в неположенном месте, не сможет отыскать шею и погибнет от голода.

Умеют ли животные думать? 5 глава

В то время, когда первая муха будет съедена, заботливая мама принесет следующую. Дабы выкормить личинку, необходимо шестьдесят мух либо пятнадцать больших слепней. Любой раз, принеся очередную жертву, мать будет засыпать песком вход в норку, дабы ее никто не увидел и не обидел живущую в том месте личинку. Рыть норку и заботиться о детях никто осу не учит. Все эти программы поведения от рождения заложены в ее мозгу. Одного лишь в том месте нет и быть не имеет возможности — сведений о расположении вырытой норки. Оса сама обязана запомнить место на лесной поляне, где она соорудила жилье для личинки, обучиться обнаружить дорогу к нему. Весьма немногому приходится обучаться осе, но эти знания ей совсем нужны. Без них ей не вырастить личинки, а, следовательно, род бембексов в далеком прошлом бы перевелся. Ученым весьма интересно было узнать, что и как запоминают бембексы? Оказалось, что у них блестящая зрительная память, да к тому же они способны делать обобщения. Испытания создавали прямо на лесной поляне. До тех пор пока оса-мать охотилась на мух, с песчаной площадки на опушке соснового леса, где она вырыла норку, в радиусе метра от ее входа, убрали все предметы: веточки, камушки, шишки, сухие листья деревьев. Скоро возвратилась хозяйка норки, но, сделав круг над участком, не села, а кружилась над ним, выясняя и не выясняя окружающую местность. Пара раз оса улетала на большом растоянии от гнезда, но после этого возвращалась назад. Наконец, по всей видимости убедившись, что неточности не случилось, опустилась на землю и продолжительно бродила по расчищенной территории, а входа в норку так и не отыскала. При отсутствии провалившихся сквозь землю ориентиров сделать это было нереально. Испытания убедили ученых, что бембексы находят норку посредством зрения, пользуясь наземными ориентирами. Ни обоняние, ни слух не оказывают помощь поискам. Ни запах личинки, ни звуки не попадают наружу через толщу песка. В следующий раз темперамент опыта поменяли. До тех пор пока вторая оса заканчивала внутреннюю отделку собственной норки, к ее входу положили сосновую шишку, а чуть поодаль от нее коричневатый камушек, сходного с ней размера и похожий на нее по форме. В то время, когда работы под почвой были закончены, оса сделала пара кругов над гнездовым участком, дабы лучше запомнить местность, и отправилась на охоту. В ее отсутствие камушек и шишку поменяли местами: камушек положили ко входу в порку, а шишку на его место. Возвратившись с добычей, хозяйка норки с уверенностью опустилась неподалеку от начала и шишки около нее настойчиво искать вход. Это значит, что оса может различать похожие предметы и не путает их, возвратившись с охоты. У второй осы около входа в норку выложили кольцо из шишек. В то время, когда оса улетела на охоту, шишки переложили треугольником, а поодаль из камушков выложили круг. Куда прилетела оса? Прямо к кругу из камушков. Мы уже убедились, что бембексы ни за что не спутают шишку с камушком, но, оказывается, ориентируются не на сами предметы, а, в большинстве случаев, на их обоюдное размещение. Выходит, что для них ответственны узоры, создаваемые разбросанными около предметами, а чем они составлены, не имеет значения. В этом возможно уже усмотреть узнаваемый элемент обобщения. Школа взрослых открыта для всех. Любой букашке может потребоваться кратковременный курс обучения. Юный муравей обязан запомнить, заучить запах собственной семьи. Без этого он не сможет отыскать дороги в муравейник и, оставшись один, погибнет. Пчеле нужно отлично изучить местность около собственного улья, в противном случае сборщицы меда, время от времени улетающие за взятком на большие расстояния, рискуют не отыскать дороги к себе. Довольно много, довольно много приходится запоминать их мелким головам. В предыдущей главе я уже говорил, что дети вынуждены запомнить, как выглядят их родители, как звучат мамы и голоса папы и на что похожи их личные запахи. Родителям также надеется запомнить собственных детей. Американские нечистые чайки, обзаведясь потомством, первое время не весьма приглядываются к своим малышам. Они отлично не забывают, где находится их гнездо. А очень небольшие птенцы уйти из гнезда еще не смогут. Но о возрасте собственных детей они имеют достаточно правильное представление. В случае, если пятидневных птенцов одного гнезда заменить пятидневными птенцами из второй семьи, родители не увидят подмены. Но в случае, если вместо шестидневных малышей подложить в гнездо только что вылупившихся птенчиков, взрослые чайки их заклюют либо вон. Они сходу сообразят, что это чужие дети, поскольку их личные были значительно старше.

Умеют ли животные думать? 5 глава

Нет громадного смысла запоминать очень небольших птенцов. Дети растут и скоро изменяются. В случае, если на пятый-шестой сутки по окончании появления собственных детей на гнездовой участок нечистой чайки забредет какой-нибудь птенец, хозяева участка по его поведению додумаются, что он чужой. На участке соседей чужак будет ощущать себя неуверенно, при появлении взрослых чаек начнёт приседать. Такие манеры выдают инопланетянина. Лишь с седьмого дня родители начинают выяснять собственных детей, но не по голосу, а по походке и внешнему виду. В более тесных колониях крачек с прекрасным заглавием «тёмные морские ласточки» птенцы значительно чаще забредают на чужие участки. Родителям нечайно приходится спешить. Они запоминают, как выглядят их дети уже на пятый сутки. Хохлатые ласточки живут еще скученнее, и родители знают «в лицо» собственных детей уже на следующий день, а королевские ласточки способны кроме того запомнить, как выглядят отложенные ими яйца, и легко отличают их от яиц собственных соседей! Но глупая крачка, гнездящаяся на деревьях, где малыши не смогут уйти из дома, определит собственных детей лишь на четырнадцатый — двадцатый сутки, недаром ее именуют глупой, а пингвины Адели — на двадцать первый. Конкретно в это время птенцы покидают гнезда, а раньше взрослым пингвинам не обязательно знать, на что похожи их дети. У копытных животных мамам нужно запомнить собственных детей в первоначальный сутки их жизни. В то время, когда к нам на север приходит весна, на африканских равнинах начинается массовый отел в стадах антилоп-гну. Новорожденные телята — лакомая и легкая добыча для любого хищника. В это время все жестокое зверье следует за стадами гну. Опытный лев, леопард либо охотник может распугать громадное стадо. В суматохе бегства малышам нетрудно и потеряться. В то время, когда все успокоится, телята с отчаянным мычанием бродят по степи в отыскивании собственных матерей. В случае, если им не везет, отчаявшиеся малыши уже через пара часов начинают приставать к любой самке. Но их попытки в любой момент бесплодны. Кроме того если они встретят антилопу, утратившую собственного детеныша, она не только не усыновит чужого ребенка, но кроме того не покормит его молоком. Гну-мать ищет лишь собственного ребенка. В повседневном поведении знания и навыки, полученные в наследство от своих родителей, причудливым образом переплетаются со знаниями, добытыми собственным трудом, с навыками, отработанными в долгих упражнениях. Среди птиц много искусных строителей. Примечательно, что возводить гнезда их никто не учит. Весной, возвратившись на родину, юные птицы, в первый раз создающие семью, подыскивают подходящее место и с уверенностью принимаются за дело. В большинстве случаев они удачно заканчивают постройку, но зоологи увидели, что к старости птицы становятся более искусными строителями. Следовательно, систематическая тренировка не исчезает для них бесплатно. Намерено исследование подтвердило, что искусными строителями смогут быть лишь птицы, имеющие неспециализированное хорошее развитие. Канарейка либо щеглиха, выросшие в тесных клетках с ровными горизонтально расположенными жердочками, остаются до старости плохими работниками. В случае, если такие птички пробуют возвести гнездо, у них ничего не получается. Постройка больше всего напоминает груду непоследовательно набросанного материала и, при попытке птичек забраться в нее, в большинстве случаев разваливается. В случае, если же птички живут в просторной вольере, где вместо жердочек находятся мелкие деревца либо кустики, по шершавым неровным веткам которых они смогут прыгать, лазать, подвешиваться к ним вниз головой, у них все мускулы оказываются гармонично развиты, и исходя из этого с постройкой гнезда трудностей не появляется. Выходит, что самое сложное — архитектурные знания — птицы приобретают по наследству, а конкретные строительные навыки они покупают собственным трудом.

Умеют ли животные думать? 5 глава

Время от времени события судьбы складываются так, что животному совсем нужно пройти дополнительный сверхпрограммный курс обучения. Насекомым приходится обучаться, в то время, когда с ними происходит что-нибудь непредвиденное. Тараканы — ужасные чистюли, не смотря на то, что вызывают у нас честную брезгливость. Кроме того самый неряшливый из них тратит на прихорашивание и свой туалет времени больше любой усердной модницы. Собственные антенны-усики они чистят в любой момент передними лапками. Эта реакция врожденная. Но, в случае, если отечественному усачу в ожесточённых тараканьих баталиях произойдёт лишиться передних ног, он некое время будет должен ходить с нечистыми усами, но понемногу обучится приводить их в порядок посредством второй пары лапок. Полный курс обучения занимает у таракана двенадцать дней.

Аттестат зрелости

Животные часто обходятся без преподавателей. «Школа взрослых» трудится значительно чаще по совокупности «заочного обучения». Но с детьми систематически выполняют практические занятия. Преподавателями в большинстве случаев бывают родители либо родные родичи. У отечественных бурых медведей таким преподавателем, очевидно, в дополнение к родной матери, не редкость медвежонок в возрасте двух с половиной лет, которому уже надеется вести независимый образ судьбы. Вправду, для того чтобы взрослого независимого зверя в компании с медведицей возможно встретить лишь в том случае, если у нее имеется еще пара очень небольших и весьма шаловливых малышей. Воспитателями бывают лишь старшие братья. Они так старательно делают собственные обязанности, что это сходу кидается в глаза. Недаром в народе такую няньку-воспитателя кличут пестуном, от старославянского слова «пестовать» — «опекать», «заботиться». В семье слонов уходом за обучением и малышами мелких глупых слонят с радостью занимаются их старшие сестры. Они опекают младших и понемногу берут на себя все заботы о них. В то время, когда слонята мало подрастают, матери теряют к ним интерес, в особенности в случае, если у них появляется новый детеныш. В первоначальный год судьбы он требует довольно много внимания. Сейчас слонихи бывают ревнивы и своим сестрам либо старшим дочерям нянчиться с малышом не разрешают. У китов няньками бывают взрослые бездетные самки, по всей видимости, родные тетки новорожденных китят. Они опекают собственных племянников, пока те бывают еще беззащитными, так что их вряд ли нужно считать воспитателями. Птенцов фламинго водит ветхая бездетная самка. Днем, в то время, когда родители улетают кормиться, малыши остаются на попечении таковой птицы. Собрав огромную ораву, нянька ведет собственный детский сад в наиболее целый день и безопасное место опекает молодняк, а вечером гонит свору птенцов на гнездовье, куда возвращаются родители, дабы покормить детей. У фламинго нянька только некоторым воспитанникам приходится теткой, бабушкой, прабабушкой, а для большинства из них она чужая. Она просто не может быть в ярком родстве с таким числом птенцов. Для получения аттестата зрелости нужно пройти два главных курса и пара вспомогательных. Одна из основных задач обучения — научить малыша добывать корм. Данный цикл занимает у животных пара недель, месяцев а также лет. Орлы-беркуты сперва кормят собственных птенцов лишь печенью убитых животных, да и ту мать сначала рвет на небольшие кусочки. В то время, когда птенец подрастет, ему приносят целую печень зайца. Помучившись мало и убедившись, что полностью ее не проглотить, он начинает вспоминать, как орудовала его мать, и пробует самостоятельно повторить эту процедуру. Еще мало позднее мать принесет в гнездо абсолютно обглоданный скелет зайца, в которого останется одна печень. Это первый урок по извлечению печени из тела животного. На втором уроке птенцу будет предложено отыскать печень среди вторых внутренностей. На следующем — извлечь печень из целой тушки. После этого мать перейдет к обучению разделывания свежеубитой добычи. Птенцу нужно привыкнуть к более неотёсанной пище — простому мясу.

Умеют ли животные думать? 5 глава

История разума. Думают ли животные. Классика научного кино, режиссер Феликс Соболев


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: