‘Асим сообщил: «Что же касается ‘Икримы, то он клялся, что сейчас (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сидел на верблюде».
ГЛАВА 42. Обязательность ритуального бега между (буграми) ас-Сафа и аль-Марва.
784 (1643). Сообщается, что ‘Урва, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил:
? (в один раз я обратился к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, с вопросом: «Что ты можешь сообщить о словах Аллаха Всевышнего “Воистину, ас-Сафа и аль-Марва ? из знаков Аллаха[1188], и (исходя из этого) для совершающего к Дому хаджж либо погибну нет греха в том, дабы обойти их. А тот, кто совершит благое по собственной воле, (пускай не сомневается в том, что,) воистину, Аллах ? Признательный, Опытный”[1189]? Клянусь Аллахом, (это можно понять так, что) не будет греха и на том, кто не обойдёт ас-Сафу и аль-Марву». (В ответ) ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила: «Как не хорошо то, что ты сообщил, о племянник![1190] Если бы твоё толкование (этого айата) было верным, (в том месте было бы сообщено): “нет греха в том, дабы не обойти их”, но в (этом айате) имеются в виду ансары, а они, перед тем как стать мусульманами, (совершали хаджж) для Манат[1191] (по прозвищу) “Владычица”, которой они поклонялись у горы аль-Мушалляль[1192], (и наряду с этим) тот, кто вступал в состояние ихрама (для этого идола), вычислял безнравственным обходить ас-Сафу и аль-Марву. В то время, когда же они приняли ислам, то задали вопрос посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, об этом (и сообщили): “О посланник Аллаха, воистину, мы постоянно избегали обхода ас-Сафы и аль-Марвы (как греха)”, и тогда Аллах Всевышний ниспослал айат(, в котором говорится): “Воистину, ас-Сафа и аль-Марва ? из знаков Аллаха…”»
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, кроме этого сообщила: «Бегу /са‘й/ между ними положил начало посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и никто не должен отказываться от этого!»
ГЛАВА 43. О том, что было сообщено довольно ритуального бега между (буграми) ас-Сафа и аль-Марва.
785 (1644). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Совершая первый обход, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил первые три круга стремительным шагом, а (остальные) четыре ? простым, в то время, когда же он совершал ритуальный бег между (буграми) ас-Сафа и аль-Марва, то пробегал по руслу[1193]».
ГЛАВА 44. Во время месячных дама может делать все обряды хаджжа, не считая обхода Каабы.
786 (1651). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники надели ихрамы для хаджжа, и ни у кого из них, не считая пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Тальхи не было с собой жертвенного скота. А (позже) из Йемена прибыл ‘Али, у которого кроме этого был с собой жертвенный скот, и сообщил: “Я надел ихрам с тем же намерением, что и пророк, да благословит его Аллах и приветствует ”. После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал своим сподвижникам совершить погибну и обход[1194] в этих ихрамах, а позже укоротить волосы и абсолютно выйти из состояния ихрама, (что касалось всех) за исключением тех людей, каковые гнали с собой жертвенный скот. (Люди стали) говорить: “(Как же можем) мы отправляться в Мину, чуть успев покинуть постели собственных жён?!”[1195] (В то время, когда) это дошло до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он сообщил: “Если бы я имел возможность возвратиться назад (и сделать всё заново), то не стал бы гнать с собой скот, а если бы со мной не было скота, я и сам вышел бы из состояния ихрама”».
ГЛАВА 45. Где направляться выполнять полуденную молитву в восьмой сутки месяца зу-ль-хиджжа /йаум aт-тарвийа/?
787 (1653). Сообщается, что ‘Абд аль-‘Азиз бин Руфай‘ cказал: «(в один раз) я попросил Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах: “Поведай мне о том, что не забываешь ты о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, (то есть): где он совершил полуденную и послеполуденную молитвы в восьмой сутки зу-ль-хиджжа?” Он сообщил: “В Мине”. Я задал вопрос: “А где он совершил послеполуденную молитву в сутки отъезда /йаум ан-нафр/[1196]?” Он сообщил: “В Абтахе[1197]”, по окончании чего добавил: “Поступай так же, как поступают твои руководители[1198]”».
ГЛАВА 46. Пост в сутки ‘Арафата.
788 (1658). Сообщается, что Умм аль-Фадль, да будет доволен ею Аллах, сообщила: «В сутки (стояния на) ‘Арафате у людей появились сомнения относительно того, постится пророк, да благословит его Аллах и приветствует, либо нет, и тогда я отослала ему питьё, а он выпил его».
ГЛАВА 47. Полуденное перемещение[1199] в сутки ‘Арафата.
789 (1660). Передают, что в один раз в сутки (стояния на) ‘Арафате, когда солнце начало клониться к закату, Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, явился к палатке аль-Хаджжаджа[1200] и принялся звучно кричать. (Услышав данный крик, аль-Хаджжадж,) на котором была громадная накидка, окрашенная диким шафраном, вышел наружу и задал вопрос: «Что произошло, о Абу ‘Абд ар-Рахман?» Он сообщил: «В случае, если желаешь (направляться) сунне, отправляйся (к ‘Арафату)[1201]». (Аль-Хаджжадж) задал вопрос: «Сейчас?» (Ибн ‘Умар) ответил: «Да». Он сообщил: «Подожди, я полью голову водой[1202], а позже выйду», по окончании чего (Ибн ‘Умар) спешился (и оставался в том месте), до тех пор пока аль-Хаджжадж не вышел.
Салим[1203] сообщил: «И в то время, когда он прошёл между мной и моим отцом, я сообщил: “В случае, если желаешь (направляться) сунне, скажи маленькую проповедь и поспеши (к ‘Арафату)”. Тогда он начал смотреть на ‘Абдуллаха[1204], что, увидев это, сообщил: “Он сообщил правду”. Что же касается ‘Абд аль-Малика, то он написал аль-Хаджжаджу, дабы тот ни в чём не перечил Ибн ‘Умару на протяжении хаджжа».
ГЛАВА 48. Стояние на ‘Арафате.
790 (1664). Сообщается, что Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, сообщил: «В сутки стояния на ‘Арафате у меня потерялся верблюд и я отправился на его поиски, а в то время, когда заметил находившегося на ‘Арафате пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то сообщил (себе): «Клянусь Аллахом, он так как из ахмаситов[1205], так что же он тут делает?»[1206]
ГЛАВА 49. Как направляться двигаться, покидая ‘Арафат?
791 (1666). Сообщается, что в один раз Усаму бин Зайда, да будет доволен им Аллах, задали вопрос: «Как двигался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, возвращаясь с ‘Арафата на протяжении прощального паломничества?» (В ответ) он сообщил: «Не скоро и не медлительно, но если он обнаружил свободное место, то начинал погонять верблюда посильнее».
ГЛАВА 50. Веление пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (людям сохранять) самообладание на протяжении возвращения с ‘Арафата /ифада/, которое он дал, подав им наряду с этим символ плетью.
792 (1671). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что в сутки стояния на ‘Арафате он возвратился оттуда вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и что, услышав сзади себя громкие крики, звуки от ударов и верблюжий рёв, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал им символ собственной плетью и сообщил: «О люди, вам направляться сохранять хладнокровие, потому что, воистину, благочестие проявляется не в спешке!»Данный хадис передал аль-Бухари 1671.
ГЛАВА 51. О том, кто ночью заблаговременно послал (из Муздалифы в Мину) собственных не сильный домочадцев,[1207] каковые оставались в Муздалифе, взывая к Аллаху, а позже покинули её по окончании того, как луна скрылась из виду.
793 (1679). Передают со слов Асмы бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, что в ночь на десятое зу-ль-хиджжа /ляйлят джам‘/ она, да будет доволен ею Аллах, остановилась в Муздалифе, поднялась на молитву, молилась некое время, а позже задала вопрос: «О сынок,[1208] скрылась ли уже луна?»
(‘Абдуллах сообщил): «Я сообщил: “Нет”. Тогда она опять начала молиться, а позже задала вопрос: “Скрылась ли уже луна?” Я сообщил: “Да”. Тогда она приказала: “Отправляйтесь”, (по окончании чего) мы двинулись в путь и шли (), до тех пор пока (не прибыли в Мину, где) она кинула камешки в “джамрат”[1209], по окончании чего возвратилась на собственное прошлое место и совершила в том месте утреннюю молитву. Затем я сообщил ей: “О госпожа, я пологаю, что мы приехали (в Мину) через чур рано”. (В ответ) она сообщила: “О сынок, воистину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал женщинам (делать это)”».
794 (1681). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила: «(В то время, когда) мы остановились в Муздалифе, Сауда[1210], которая была медлительной дамой, попросила у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разрешения покинуть (это место пораньше, дабы не появляться) в толпе людей, и он разрешил ей это. И она покинула (Муздалифу), перед тем как началось столпотворение; мы же остались в том месте до утра, а позже отправились (в Мину вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует,) и, если бы я обратилась к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, c такой же просьбой, как и Сауда, это порадовало бы меня больше всего![1211]”»
ГЛАВА 52. В то время, когда направляться выполнять утреннюю молитву на месте сбора /джам‘/[1212]?
795 (1683). Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Йазид, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил:
? Мы отправились в Мекку вместе с ‘Абдуллахом бин Мас’удом, да будет доволен им Аллах, а в то время, когда достигли (Муздалифы), он совершил две молитвы[1213], сказав слова азана и икамы для каждой из них раздельно и поужинав между ними. А с первыми проблесками зари он совершил утреннюю молитву, и кое-какие говорят, что это было, в то время, когда заря уже занялась, другие же утверждают, что это было раньше. После этого он сообщил: «Воистину, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Воистину, (время) этих двух молитв ? закатной и вечерней ? в этом месте сдвигается[1214]. Пускай люди не вступают в (Муздалифу) до наступления времени вечерней молитвы, а утреннюю молитву направляться выполнять сейчас”». Затем (‘Абдуллах бин Мас’уд) оставался в том месте, пока не занялась заря, а позже сообщил: «В случае, если повелитель правоверных двинется (в Мину) на данный момент, он поступит в соответствии с сунной». И я не знаю, успел он сказать эти слова либо ‘Усман, да будет доволен им Аллах, двинулся с места ещё до этого. (Что же касается ‘Абдуллаха, то) он повторял слова тальбийи, пока не начал бросать камешки в “джамрат аль-‘акаба” в сутки жертвоприношения.
ГЛАВА 53. В то время, когда направляться покидать место сбора?
796 (1684). Передают, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, совершил утреннюю молитву на месте сбора, а позже поднялся и сообщил: «Воистину, многобожники не покидали (Муздалифу) до рассвет и говорили: “Сабир,[1215] озарись!” — что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он поступил вопреки им и покинул (Муздалифу) до рассвет ».
ГЛАВА 54. Езда верхом на верблюде, предназначенном в жертву[1216].
797 (1690). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что, в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заметил какого-либо человека, что гнал собственного верблюда, он сообщил ему: «Сядь на него верхом». (Человек) сообщил: «Это так как жертвенный верблюд!» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опять) сообщил: «Сядь на него верхом». (Человек повторил): «Это так как жертвенный верблюд!» ? и тогда на третий (либо: на второй ) раз (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Садись же, горе тебе!»
ГЛАВА 55. О том, кто гнал с собой жертвенный скот.
798 (1691). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «На протяжении прощального паломничества посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил и погибну, и хаджж, принеся в жертву скот, что он пригнал с собой из Зу-ль-Хуляйфы. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начал с того, что вошёл в состояние ихрама для совершения умры и хаджжа, и люди поступили так же. Кое-какие из них пригнали скот с собой, другие же скот не гнали, а в то время, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Мекку, он сообщил людям: “Тот из вас, кто пригнал с собой жертвенный скот, не должен делать ничего запретного для него[1217] до завершения хаджжа, те же, кто не гнал с собой скот, пускай совершат ритуальный бег и (обход Каабы между буграми) ас-Сафа и аль-Марва, укоротят волосы и выйдут из состояния ихрама, а позже пускай опять войдут в него для совершения хаджжа. И пускай тот, кто не сумеет отыскать животного для жертвоприношения, постится три дня на протяжении хаджжа и ещё семь дней, в то время, когда возвратится к себе”».
ГЛАВА 56. О том, кто пометил собственный скот и повязал шеи животных канатами в Зу-ль-Хуляйфе, по окончании чего надел ихрам.
799 (1694, 1695). Передают со слов аль-Мисвара бин Махрама и Марвана, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выехал из Медины в сопровождении свыше тысячи собственных сподвижников,[1218] а в то время, когда они достигли Зу-ль-Хуляйфы, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обвязал шеи собственному скоту канатами и пометил его, по окончании чего вошёл в состояние ихрама для совершения умры.
ГЛАВА 57. О том, кто собственноручно повязал шеи жертвенных животных канатами.
800 (1700). Передают, что, в то время, когда ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, выяснила, что ‘Абдуллах бин ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Для того, кто отправляет собственный жертвенный скот (к Каабе), впредь до жертвоприношения делается запретным всё то, что запрещается совершающему хаджж», она сообщила: «Дело обстоит не так, как говорит Ибн ‘Аббас, потому что (сперва) я собственными руками вила верёвки для жертвенного скота посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позже посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, собственноручно повязывал ими шеи животных, а позже он послал их (в Мекку) с моим отцом[1219], но ничто из разрешённого Аллахом не стало запретным для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (в оставшиеся) до жертвоприношения (дни)[1220]».
ГЛАВА 58. Повязывание канатами шей овец.
(1701, 1702). В второй версии этого хадиса сообщается, что (‘Аиша), да будет доволен ею Аллах, сообщила: «в один раз пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал (в Мекку) овец».
В третьей версии этого хадиса сообщается, что (‘Аиша, да будет доволен ею Аллах,) сообщила: «Я свивала верёвки для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а он надел их на шеи овец, по окончании чего жил в своей квартире (подобно любому из тех, кто не был в состоянии ихрама)».
ГЛАВА 59. Верёвки из многоцветной шерсти.
(1705). В четвёртой версии этого хадиса сообщается, что (‘Аиша, да будет доволен ею Аллах,) сообщила: «Я свивала верёвки из многоцветной шерсти, которая у меня была».
ГЛАВА 60. Попоны для жертвенных раздача и верблюдов их в качестве милостыни.
801 (1707). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал мне раздать в качестве шкуры и милостыни попоны верблюдов, которых я принёс в жертву».
ГЛАВА 61. Человек приносит в жертву коров за собственных жён, не ждя их веления.
802 (1709). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила: «Мы выехали (из Медины) вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за пять дней до конца (месяца) зу-ль-ка‘да с единственной целью совершить хаджж, а в то время, когда мы приблизились к Мекке, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал тем, у кого не было с собой жертвенного скота, выйти из состояния ихрама по окончании обхода Каабы и бега между (буграми) ас-Сафа и аль-Марва[1221]».
(‘Аиша) сообщила: «А в сутки жертвоприношения нам принесли мясо коровы. Я задала вопрос: “Что это?” (Мне) ответили: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принёс жертву за собственных жён”».
ГЛАВА 62. Заклание в Мине на том месте, где принёс жертву пророк, да благословит его Аллах и приветствует .
803 (1710). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, постоянно приносил жертву на месте жертвоприношения /манхар/. Имеется в виду то место, где совершил жертвоприношение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует .
ГЛАВА 63. Заклание верблюдов со спутанными ногами.
804 (1713). Сообщается, что в один раз Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, подошёл к человеку, поставившему на колени собственного верблюда, дабы принести его в жертву, и сообщил (ему): «Поставь его на ноги и стреножь, (потому что так поступал и) Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует ».
ГЛАВА 64. Мяснику ничего не нужно давать из (мяса) жертвенных животных.
805 (1716). Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал мне смотреть за жертвенными животными и ничего не давать мясникам за убой скота[1222]».
ГЛАВА 65. Что возможно имеется из мяса жертвенных животных и что направляться раздать в качестве милостыни.
806 (1719). Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Раньше мы ели мясо приносимых нами в жертву верблюдов не более трёх (дней, в течение которых мы пребывали в) Мине, а позже пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал нам разрешение (на это), сообщив: “Ешьте и запасайтесь”,[1223] и мы съели (часть этого мяса) и часть забрали с собой».
ГЛАВА 66. укорачивание и Сбривание волос при выходе из состояния ихрама.
807 (1726). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Совершив собственный хаджж, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обрил голову».
808 (1727). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «(По окончании завершения обрядов хаджжа) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “О Аллах, помилуй сбривших волосы”. (Люди) сообщили: “(Обратись с мольбой) и за укоротивших, о посланник Аллаха!” Он (опять) сообщил: “О Аллах, помилуй сбривших волосы”. (Люди) сообщили: “(Обратись с мольбой) и за укоротивших, о посланник Аллаха!” ? (и тогда) он сообщил: “И укоротивших”».
809 (1728). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сообщил: «(По окончании завершения обрядов хаджжа) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “О Аллах, забудь обиду сбривших волосы”. (Люди) сообщили: “(Обратись с мольбой) и за укоротивших”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опять) сообщил: “О Аллах, забудь обиду сбривших волосы”. (Люди) сообщили: “(Обратись с мольбой) и за укоротивших”. И он повторил это трижды, (по окончании чего) сообщил: “И (забудь обиду) укоротивших”».
810 (1730). Сообщается, что Му‘авийа, да будет доволен им Аллах, сообщил: «Я укоротил волосы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посредством широкого наконечника стрелы».[1224]
ГЛАВА 67. Бросание камешков в каменные столбы[1225].
811 (1746). Сообщается, что Вабара, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил: «(в один раз) я задал вопрос Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: “В то время, когда мне направляться бросать камешки в столбы /джимар/?” Он сообщил: “Бросай, в то время, когда начнёт бросать твой начальник”. Я опять задал ему данный вопрос, и он сообщил: “Мы ожидали (того момента, в то время, когда) солнце начинало клониться к закату, и тогда начинали бросать[1226]”». аль-Бухари 1746
ГЛАВА 68. Бросание камешков в столбы из внутренней части вади.
812 (1747). Передают со слов ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что по окончании того как он кинул камешки в столбы из внутренней части вади, кто-то сообщил ему: «Воистину, люди бросают в них (камешки) сверху[1227]». Тогда он сообщил: «Клянусь Тем, кроме Которого нет иного всевышнего, это – место(, на котором стоял) тот, кому была ниспослана сура “Корова”, да благословит его Аллах и приветствует!”»[1228] аль-Бухари 1747
ГЛАВА 69. Бросание семи мелких камешков в столбы.
(1748). Сообщается, что, в то время, когда (‘Абдуллах бин Мас’уд), да будет доволен им Аллах, подошёл к громадному столбу, он поднялся так, что Кааба была слева от него, а Мина ? справа, кинул в него семь (мелких камешков) и сообщил: «Так бросал тот, кому была ниспослана сура “Корова”, да благословит его Аллах и приветствует».аль-Бухари 1748
ГЛАВА 70. Кинув камешки в два столба[1229], направляться подняться на ровное место и обратиться лицом к кибле.
813 (1751). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, постоянно бросал семь камешков в ближний столб[1230], произнося слова “Аллах велик” /Аллаху акбар/ по окончании каждого броска, а после этого он продвигался вперёд, пока не выходил на ровное место, становился лицом к кибле и продолжительно стоял так, обращаясь с мольбами к Аллаху и воздевая руки к небу. После этого он бросал камешки в средний (столб), по окончании чего сворачивал налево, выходил на ровное место, становился лицом к кибле и продолжительно стоял так, обращаясь с мольбами к Аллаху и воздевая руки к небу. После этого он бросал камешки в громадный столб из внутренней части вади, не задерживаясь около него, по окончании чего уходил, и он сказал: «Я видел, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступал так же».аль-Бухари1751
ГЛАВА 71. Прощальный обход /таваф аль-вада‘/.
814 (1755). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «(Всем) людям, не считая дам, у которых начались месячные, было велено, дабы их последним (обрядом перед отъездом из Мекки,) стал обход Каабы».
815 (1756). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил полуденную, послеполуденную, закатную и вечернюю молитвы, позже поспал некое время в Мухассабе[1231], а позже верхом отправился к Каабе и совершил обход около неё.
ГЛАВА 72. О том случае, в то время, когда месячные у дамы начинаются по окончании совершения обхода /таваф аль-ифада/[1232].
816 (1760). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Дамам, у которых начались месячные, было разрешено уезжать (из Мекки), если они совершили обход /таваф аль-ифада/».
(1761). (Передатчик этого хадиса) сообщил: «И я слышал, как Ибн ‘Умар сказал: “(Даме) не нужно уезжать”, но позже я слышал, как он сообщил: “Воистину, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал им (делать это)[1233]”».
ГЛАВА 73. Мухассаб.
817 (1766). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Остановка в Мухассабе не есть (обрядом хаджжа), это ? лишь место, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, остановился (на протяжении прощального паломничества)».
ГЛАВА 74. Остановка в равнине Зу Тува перед вступлением в Мекку.
818 (1769). Сообщается, что, в то время, когда Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, направлялся (в Мекку), он в большинстве случаев останавливался на ночлег в (равнине) Зу Тува, а наутро вступал (в город), в то время, когда же он покидал (Мекку, возвращаясь в Медину), то (опять) проезжал через Зу Тува, где проводил ночь, и он довольно часто упоминал о том, что так же поступал и пророк, да благословит его Аллах и приветствует .
23. Книга умры
ГЛАВА 1. достоинство и Обязательность умры.
819 (1773). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «(Совершение каждой следующей) умры (по окончании предыдущей) является искуплением (совершённых) между ними (грехов), что же касается безукоризненного хаджжа, то не будет за него иного воздаяния, не считая рая».
ГЛАВА 2. О совершившем погибну до хаджжа.
820 (1774). Сообщается, что (в один раз) Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, задали вопрос о (допустимости совершения) умры раньше хаджжа, на что он сообщил:
«В этом нет ничего плохого». И он сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил погибну раньше хаджжа».
ГЛАВА 3. какое количество раз совершил погибну пророк, да благословит его Аллах и приветствует?
821 (1775). Сообщается, что Муджахид, да помилует его Аллах Всевышний, сообщил: «(в один раз) мы вошли в мечеть[1234] вместе с ‘Урвой бин аз-Зубайром и заметили ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что сидел в том месте, прислонившись к (стенке) помещения ‘Аиши, и нескольких вторых людей, каковые совершали в мечети утреннюю молитву[1235]».
(Муджахид) сообщил: «И мы задали ему вопрос довольно их молитвы, на что он сообщил: “(Это ? ) нововведение[1236]”. После этого (‘Урва) задал вопрос его: “какое количество раз совершил погибну посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ?” Он сообщил: “Четырежды, и одну из них (он совершил) в (месяце) раджаб”, а мы не захотели возражать ему[1237]».
(1776). (Муджахид) сообщил: «Тут мы услышали, как мать правоверных ‘Аиша чистит зубы[1238] в собственной комнате, и ‘Урва сообщил: “О матушка[1239], о мать правоверных, слышишь ли ты, что говорит Абу ‘Абд ар-Рахман[1240]?” Она задала вопрос: “Что же он говорит?” (‘Урва) сообщил: “Он говорит, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил погибну четырежды(, а также) — один раз в раджабе”. (На это) она сообщила: “Да помилует Аллах Абу ‘Абд ар-Рахмана! (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) не совершил ни одной умры без него, но он ни при каких обстоятельствах не совершал погибну в раджабе!”»
822 (1778). Сообщается, что (в один раз) Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, задали вопрос: «какое количество раз совершил погибну пророк, да благословит его Аллах и приветствует ?» Он сообщил: «Четыре (раза, то есть): погибну (в год) Худайбийи[1241] в (месяце) зу-ль-ка‘да, в то время, когда ему воспрепятствовали многобожники, и погибну в будущем году в (месяце) зу-ль-ка‘да, в то время, когда он уже подписал мирный договор с ними, и погибну из Джи‘раны[1242], в то время, когда он поделил военную добычу».
(Катада[1243] сообщил): «Я пологаю, что он (имел в виду) Хунайн[1244]. И я задал вопрос (его): “А какое количество раз он совершал хаджж?” Он сообщил: “Один (раз)[1245]”».
(1779). В второй версии (этого хадиса сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах,) сообщил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил погибну, в то время, когда они вынудили его возвратиться, и погибну на следующий (год) по окончании Худайбийи, и погибну в (месяце) зу-ль-ка‘да, и погибну совместно со своим хаджжем».
823 (1781). Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, два раза совершил погибну в (месяце) зу-ль-ка‘да до совершения им хаджжа».
ГЛАВА 4. Умра(, совершённая) из Тан‘има.
824 (1784). Передают со слов ‘Абд ар-Рахмана бин Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ему посадить ‘Аишу в седло сзади себя и сопровождать её на протяжении совершения умры из Тан‘има[1246].
825 (1785). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что Сурака бин Малик бин Джу‘шум встретил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, у “‘акабы”[1247], в то время, когда он бросал камешки, и задал вопрос его: «Это относится лишь вас[1248], о посланник Аллаха?»[1249] (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщил: «Нет, это (возможно будет делать) в любой момент».
ГЛАВА 5. Совершение умры по окончании хаджжа без жертвенного скота[1250].
826 (1786). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сообщила: «В то время, когда мы с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулись (в путь из Медины незадолго до появления) молодого месяца в зу-ль-хиджжа[1251], посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: “Тот (из вас), кто хочет войти в состояние ихрама для совершения умры, пускай сделает это, и тот, кто хочет надеть ихрам для совершения хаджжа, пускай сделает это, и если бы я не гнал с собой жертвенный скот, то надел бы ихрам для умры”. И кое-какие из (паломников) заявили о намерении совершить погибну, а другие ? о намерении совершить хаджж, я же была из тех, кто заявил о намерении совершить погибну. Перед тем как (мы достигли) Мекки, у меня начались месячные, каковые продолжались и в сутки ‘Арафата. Я пожаловалась на это посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сообщил: “Покинь собственную погибну, распусти волосы, причешись и заяви о намерении совершить хаджж”. Я так и сделала, а в то время, когда (мы остановились) ночью в Хасбе, он послал совместно со мной в Тан‘им ‘Абд ар-Рахмана».