Оценка за любой ответ: 0 – очень редко; 1 – время от времени; 2 – довольно часто; 3 – практически в любое время.
1. Перед каждым рабочим днем я резервирую время для подготовительной работы, планирования.
2. Я перепоручаю все, что возможно перепоручено.
3. Я письменно фиксирую цели и задачи с указанием сроков их решения.
4. Любой официальный документ я стараюсь обработать за один раз и совсем.
5. Ежедневно я составляю перечень грядущих дел, упорядоченный по приоритетам. Наиболее значимые вещи я делаю первым делом.
6. Собственный рабочий сутки я пробую по возможности высвободить от посторонних телефонных бесед, незапланированных визитёров и нежданно созываемых заседаний.
7. Собственную дневную нагрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком собственной работоспособности.
8. В моем замысле времени имеется «окна», разрешающие реагировать на проблемы.
9. Я пробую направить собственную активность так, дабы первым делом концентрироваться на немногих «крайне важных» проблемах.
10. Я могу сказать «нет», в то время, когда на мое время желают претендовать другие, а мне нужно выполнить более ответственные дела.
Если вы сейчас суммируете Ваши очки, собранные в следствии теста, то получите следующие результаты:
0–15 очков – Вы не планируете собственный время и находитесь во власти внешних событий; некоторых целей Вы получаете, в случае, если составляете перечень приоритетов и придерживаетесь его.
16–20 очков – Вы пробуете овладеть своим временем, но не всегда достаточно последовательны, дабы иметь успех.
21–25 очков – у Вас хороший самоменеджмент.
26–30 очков – Вы имеете возможность являться образцом каждому, кто желает обучиться рационально обходиться со своим временем. Разрешите окружающим Вас людям (среди них и автору) приобщиться к Вашему опыту.
Начинайте с улучшения самого себя. Несложнее, реалистичнее и успешнее, если Вы не станете убеждать вторых в преимуществах Ваших методов и мероприятий, а начнёте работать лучше и результативнее.
Глава 6. АКТИВНОСТЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА Преподавателя
Психотерапевтическое изучение личности педагога не учитывая фактически педагогической ее результативности и деятельности выясняется неэвристичным. Тем более «внедеятельностное» определение опытных качеств личности лишено смысла из-за их широких компенсаторных возможностей, т. е. недостающее либо слаборазвитое уровень качества возможно заменено вторым, реализация которого окажет, в полной мере возможно, не меньшее а также большее действие на «объект» педагогической деятельности.
Исходя из этого на практике выясняется более ответственным выяснить ту сферу деятельности, те опытные функции, где педагог реализует максимально действенно собственные личностные резервы, где он может показать большую активность, а следовательно, и в громаднейшей степени оказывается открытым, «читаемым» и референтным для обучающихся. Поэтому уровень активности личности педагога есть одной из наиболее значимых черт его профессионализма и должен быть включен в психотерапевтическую чёрта. Необходимо заметить, что в этом случае речь заходит об активности как осознанном и управляемом ходе, а не об импульсивных действиях, т. е. склонности личности функционировать в тот же миг же по окончании какого-либо влечения, без обдумывания последствия действия.
Активность социального субъекта, его активная деятельность – это особенная форма сотрудничества субъекта с окружающим миром, особенное состояние деятельности, характеризуемое позитивно и сильно выраженной субъективной стороной.
Анализ происхождения в отечественной психологии подхода к активности субъекта как единой совокупности публично детерминированной предметной деятельности, включающий как внешнюю материальную, так и внутреннюю психологическую деятельность, представлен в изучении Т. Н. Счастной [178]. Универсальность данной характеристики содержится в том, что неприятность активности есть ведущей при анализе сущности личности, интеллекта, воли, других сторон и характера психики человека. Но, не обращая внимания на многообразие качеств активности, выделяемых исследователями, все авторы сходятся во мнении, что высшим показателем активности личности, показывающим на ее сформированность, есть социальная, либо публичная, активность личности, под которой знают свойство функционировать сознательно, не только приспосабливаясь к окружающей среде, но и целенаправленно изменяя ее. Одним из наиболее значимых показателей публичной активности личности есть свободное волеизъявление человека, ее способность и самодеятельность личности ставить цель, предвидеть результаты деятельности и регулировать ее интенсивность. Само собой разумеется, в инициативе вероятен перевес одного из начал над вторым. Активность личности, служащая благу общества, предполагает определенную меру в ней начал социального и личного. Исходя из этого в одном случае мы имеем дело с активным «винтиком», что лишен собственного лица, а в другом – мы сталкиваемся с субъективизмом в его разных видах.
Широкий простор для самореализации личности в сфере социальной активности открывает многообразие ее видов, выделяемых в зависимости от предметного содержания той деятельности, в которой она проявляется. Социальная активность в первую очередь определяет метод, каким люди утверждают себя в совокупности публичных взаимоотношений. Наряду с этим возможно выделить такие виды публичной активности, как профессионально-трудовая, политическая, художественная и пр. Помимо этого, в то время, когда объектом активности личности делается не столько деятельность, сколько группа, делающих эту деятельность, то любой из названных видов публичной активности может принимать форму лидерства. Но направляться выделить, что в этом случае лидерство остается ориентированным в первую очередь на деятельность, а не выступает как самоцель, и исходя из этого таковой вид активности самый близок педагогической профессии. Изучить рвение к лидерству возможно посредством теста «Фаворит».
ТЕСТ «ФАВОРИТ»
1. Довольно часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) Да б) Нет
2. Вычисляете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокие положения по работе, чем Вы?
а) Да б) Нет
3. Пребывав на собрании людей, равных Вам по служебному положению, испытываете ли Вы желание не высказывать собственного мнения, кроме того в то время, когда это нужно?
а) Да б) Нет
4. В то время, когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам руководить играми Ваших мелких друзей ?
а) Да б) Нет
5. Испытываете ли Вы громадное наслаждение, в то время, когда Вам удается убедить кого-либо, кто Вам до этого возражал?
а) Да б) Нет
6. Случается ли, что Вас именуют нерешительным человеком?
а) Да б) Нет
7. Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое нужное в мире имеется творение маленького числа выдающихся личностей»?
а) Да б) Нет
8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, что бы имел возможность направить Вашу опытную активность?
а) Да б) Нет
9. Теряли ли Вы время от времени хладнокровие в беседе с людьми?
а) Да б) Нет
10. Доставляет ли Вам наслаждение, в то время, когда Вы видите, что окружающие побаиваются Вас?
а) Да б) Нет
11. Во всех событиях (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли Вы занять место за столом, расположенное так, дабы оно разрешало Вам легче всего осуществлять контроль обстановку и привлекать к себе некое внимание?
а) Да б) Нет
12. Вычисляете ли в большинстве случаев, что Ваша наружность создаёт внушительное (импозантное) чувство?
а) Да б) Нет
13. Вычисляете ли Вы себя мечтателем?
а) Да б) Нет
14. Легко ли Вы теряетесь, в случае, если люди, каковые Вас окружают, не согласны с Вашим мнением?
а) Да б) Нет
15. Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т. п.) групп?
а) Да б) Нет
16. В случае, если мероприятие, которым Вы занимаетесь, не дает намечавшихся результатов:
а) Вы рады, в случае, если ответственность возложат на кого-нибудь другого.
б) Можете взять на себя всю ответственность за ответ, которое было принято.
17. Какое из этих двух точек зрения приближается к Вашему собственному?
а) Настоящий начальник обязан сам делать собственный дело, кроме того в мелочах.
б) Настоящий начальник обязан мочь руководить.
18. С кем Вы предпочитаете трудиться?
а) С людьми покорными.
б) С людьми строптивыми.
19. Стараетесь ли Вы избегать тёплых дискуссий?
а) Да б) Нет
20. В то время, когда Вы были ребенком, довольно часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?
а) Да б) Нет
21. Можете ли Вы в опытной дискуссии развернуть на собственную сторону тех, кто раньше с Вами был не согласен?
а) Да б) Нет
22. Представьте такую сцену: на протяжении прогулки с приятелями в лесу Вы утратили дорогу. Приближается вечер. Необходимо решить:
а) Вы вычисляете, что вопрос обязан решить человек, самый компетентный в группе.
б) Вы на решение вторых.
23. Имеется выражение: «Лучше первенствовать в деревне, чем вторым в городе». Если бы Вы делали выбор, то Вы бы предпочли:
а) Первенствовать в деревне.
б) Вторым в городе.
24. Вычисляете ли, что Вы человек, очень сильно воздействующий на вторых людей?
а) Да б) Нет
25. Может ли неудачный опыт вынудить Вас ни при каких обстоятельствах больше не проявлять большой личной инициативы?
а) Да б) Нет
26. С Вашей точки зрения, подлинный фаворит группы тот, кто:
а) Самый компетентный.
б) У кого самый сильный темперамент.
27. В любой момент ли Вы стараетесь осознавать (оценивать) людей?
а) Да б) Нет
28. Можете ли Вы уважать дисциплину около Вас?
а) Да б) Нет
29. Какой из двух типов начальников думается Вам более большим (предпочтительным) ?
а) Тот, что все решает сам.
б) Тот, что всегда советуется.
30. Какой из двух типов людей управления, по Вашему точке зрения, есть самые благоприятным для хорошей работы предприятия?
а) Коллегиальный тип.
б) Авторитарный тип.
31. Довольно часто ли у Вас не редкость чувство, что другие Вами злоупотребляют?
а) Да б) Нет
32. Какой из следующих двух портретов больше приближается к Вашему образу?
а) Громкий голос, экспрессивные жесты, с языком без костей.
б) Негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взор.
33. На рабочем заседании Вы один имеете мнение, противоположное точке зрения вторых, но вы уверены в собственной правоте. Как Вы поведете себя?
а) Станете молчать.
б) Станете отстаивать собственную точку зрения.
34. Именуют ли Вас человеком, что подчиняет и собственные, и чужие интересы лишь заинтересованностям дела?
а) Да б) Нет
35. В случае, если на Вас возложена громадная ответственность за какое-то дело, то испытываете ли Вы наряду с этим чувство тревоги?
а) Да б) Нет
36. Что бы Вы предпочли в собственной профессиональной деятельности?
а) Трудиться под управлением хорошего начальника.
б) Трудиться независимо.
37. Как Вы относитесь к такому утверждению: «Дабы супружеская жизнь была успешной, необходимо, дабы ответственные ответы принимались одним из супругов»?
а) Это правильно.
б) Это неверно.
38. Случалось ли Вам брать что-то, в чем Вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения вторых лиц?
а) Да б) Нет
39. Вычисляете ли Вы, что Ваши организаторские свойства выше средних?
а) Да б) Нет
40. Как Вы в большинстве случаев ведете себя, встретившись с трудностями?
а) Трудности обескураживают.
б) Трудности заставляют функционировать активнее.
41. Довольно часто ли Вы делаете резкие упреки сотрудникам, в то время, когда они их не заслуживают?
а) Да б) Нет
42. Вычисляют ли, что Ваша нервная совокупность удачно выдерживает напряженность судьбы?
а) Да б) Нет
43. В случае, если Вам предстоит совершить реструкуризацию, то как Вы поступите?
а) Ввожу трансформации срочно.
б) Предлагаю медленные, эволюционные трансформации.
44. В случае, если это нужно, сумеете ли Вы прервать через чур болтливого собеседника?
а) Да б) Нет
45. Согласны ли Вы с таковой мыслью: «Дабы быть радостным, нужно жить незаметно»?
а) Да б) Нет
46. Вычисляете ли Вы, что любой из людей, благодаря своим людским свойствам, обязан сделать что-то выдающееся?
а) Да б) Нет
47. Кем (из предложенных профессий) Вам в юности хотелось стать?
а) Видным живописцем, композитором, поэтом и т. п.
б) Начальником коллектива.
48. Какую музыку Вам приятней слушать?
а) Праздничную, могучую.
б) Негромкую, лирическую.
49. Испытываете ли Вы некое беспокойство при встрече с ответственными личностями?
а) Да б) Нет
50. Довольно часто ли Вы встречаете человека с более сильной волей, чем у Вас?
а) Да б) Нет
Ключ:
Вопрос | Ваш ответ | Вопрос | Ваш ответ |
а, б | а, б | ||
а, б | б, а | ||
б, а | а, б | ||
а, б | б, а | ||
а, б | б, а | ||
б, а | а, б | ||
а, б | а, б | ||
б, а | а, б | ||
б, а | а, б | ||
а, б | б, а | ||
а, б | б, а | ||
а, б | а, б | ||
б, а | б, а | ||
б, а | а, б | ||
а, б | б, а | ||
б, а | а, б | ||
б, а | а, б | ||
б, а | а, б | ||
б, а | а, б | ||
а, б | б, а | ||
а, б | а, б | ||
а, б | б, а | ||
а, б | а, б | ||
а, б | б, а | ||
б, а | б, а |
Обработка:
Подсчитайте количество собранных баллов.
При ответе на вопрос Вы приобретаете балл лишь за вариант («а» либо «б») в левой колонке.
Степень выраженности лидерства:
до 25 баллов – лидерство выражено слабо;
до 26–35 баллов – средняя выраженность лидерства;
36–40 баллов – лидерство выражено в сильной степени;
более 40 баллов – склонность к диктату.
В некоторых работах понятие социальной активности личности излишне обобщается и под ней понимается сознательная целенаправленная творческая деятельность субъекта, направленная на преобразование природы, публичных взаимоотношений и его самого, основанная на знании общества и законов природы, перевоплощённых в убеждения. Этот подход близок к позициям авторов, осуждаемых В. Г. Мордковичем, вычисляющим, что активности «по большому счету» в природе не существует, как нет деятельности вне ее предметного содержания, вне определенной жизни общества [136].
Применение активности личности преподавателя как одного из факторов ее опытного и личностного становления требует более правильной разработки совокупности ее показателей. Но авторы часто расходятся во взорах на природу активности, а это со своей стороны проявляется в предлагаемых ими совокупностях эмпирических индикаторов. Так, Е. А. Ануфриев выделяет следующие параметры социальной активности: 1) направленность и идейность личности; 2) использование дарований и степень развития, талантов и способностей человека в трудовой и публичной деятельности; 3) деятельность как потребность и как следствие глубоких знаний субъекта; 4) отношение человека к самому себе [20]. Пара другой позиции придерживается Ю. В. Манько, предлагая разглядывать в качестве показателей социальной активности качество и количество конечного продукта деятельности; число социальных ролей, усвоенных личностью, и сфер жизнедеятельности, в которых она проявляет активность; время, затраченное на проявление социальной активности [119]. В случае, если в первом случае выделенные параметры выглядят излишне абстрактно и теоретизированно, то во втором случае выяснены конкретные эмпирические показатели, объективность которых не приводит к, однако здесь упускается субъективная сторона явления, то, во что «обходится» эта активность участникам педагогического сотрудничества.
Разумеется, активность личности преподавателя не может быть распознана в качестве чистого продукта, как активность по большому счету, быть может проявляться в самых разных свойствах и личностных качествах, каковые занимают главное положение в целостной структуре личности. Поэтому В. И. Липский и С. В. Мордкович заключили , что активность личности в одних направлениях может сопровождаться пассивностью в других. «Данный факт не разрешает выделить какой-либо один показатель как социальной активности в целом, так и отдельных ее видов. Комплексный критерий социальной активности различные исследователи наполняют приблизительно однообразным содержанием, не смотря на то, что определенные расхождения по поводу отнесения тех либо иных показателей к разным видам социальной активности все же имеются» [113].
А. Г. Асмолов связывает проявление активности личности в первую очередь с обстановками, в которых ей приходится осуществлять выбор между разными мотивами, ролями и позициями, и теми преобразованиями, теми «личностными вкладами», каковые личность собственными действиями вносит в смысловую культуру вторых людей и культуру с продуктивным уровнем личностных проявлений, в отличие от инструментальных проявлений, включающих способности и характер [24]. А. В. Петровский кроме этого разглядывает активность как определяющую чёрта личности, но в его понимании уровень проявления активности выражается в степени выхода за рамки пространства конкретного индивида. Первый, низший, уровень, на котором базируются все остальные, – это внутрииндивидуальное пространство судьбы субъекта, в то время, когда он преодолевает преграды собственной природной либо ситуативной ограниченности. Этот вид активности проявляется в феноменах «надситуативной», «сверхнормативной», «надролевой» активности. Второй уровень активности выходит за пределы органического тела индивида и проявляется в пространстве межиндивидных связей, в поступках, социальных актах. Третий, верховный, уровень личностной активности развертывается не только за пределами самого индивида, но и за пределами его актуальных связей с другими – в личности «другого» (вторых) – и проявляется в тех вкладах, каковые субъект вольно либо нечайно осуществляет при помощи деятельности. Выдвижение активности личности в качестве ее конституирующей чёрта разрешает разглядывать настоящую личность как источник некоей замечательной радиации, преобразующей связанных с данной личностью людей (радиация, как мы знаем, возможно нужной и вредоносной, может лечить и калечить, ускорять и тормозить развитие, становиться обстоятельством разных мутаций и т.д.), в то время как индивид, обделенный личностными чертями, будет соответствовать нейтрино, генетической частице, которая пронизывает любую, сколько угодно плотную среду, не создавая в ней никаких – ни нужных, ни вредных – трансформаций. «Безличность» – это черта индивида, равнодушного для других людей, человека, от которого «ни жарко, ни холодно», чье присутствие либо отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведения, не обогащает и не обездоливает их, и тем самым лишает его самого личности [150].
без сомнений, что особенную важность данное положение имеет для педагогической деятельности. Подтверждением того, какое громадное значение в воспитании подрастающего поколения отводится личностной активности преподавателя, может служить, согласно точки зрения Ф. Н. Гоноболина, то, что «вспоминая собственных преподавателей, взрослые люди в большинстве случаев именуют не способы их преподавания, а особенности характера, отношение к обучающимся. Конкретно черты личности педагога, его отношение к обучающимся запечатлеваются у человека на всегда» [53]. Эта же идея еще более четко сформулирована Л. С. Выготским, что показывал, что единственное практически использование, которое ему удалось сделать из приобретенных в школе знаний, был более либо менее правильный ответ на экзамене, и исходя из этого никому еще знание географии не облегчило ориентировку в мире и не расширило круга впечатлений в путешествии, а знание астрономии не помогло посильнее и бросче пережить величие неба.
Конечно же, исследователи не подразумевают тут «всеядность» обучающихся и полное отсутствие опытного отбора в педагогической профессии. Отсутствие каких-либо качеств ведет, согласно точки зрения С. Б. Елканова, к опытной непригодности преподавателя уже по той несложной причине, что не имеет возможности развить мышление и научить уму тот, кто ими не владеет, не имеет возможности организовать нравственные и эстетические эмоции тот, у кого не развиты эти качества, не имеет возможности влиять на волевые черты характера обучающихся слабохарактерный либо слабовольный преподаватель [70].
Говоря о большом зависимости личностных качеств обучающихся от структуры личности преподавателя, А. И. Щербаков пишет: «В действительности, нет второй области людской деятельности, где в итогах работы так очень сильно сказывались бы индивидуальные качества самого работника, его мировоззрение, выдержка, самообладание, его умение оказывать влияние на детский коллектив и вести его за собой, как в педагогической работе» [226].
Анализ изучений по проблеме роли личностной активности в педагогической деятельности говорит о том, что большая часть авторов берет в качестве базисных компонентов или комплект личностных качеств преподавателя, или список его опытных умений, разглядывая сам процесс на интраиндивидном либо (что весьма редко) на интериндивидном уровне. Но самый действенно и адекватно педагогические действия реализуются на наибольших уровнях проявлений личностности, фиксируемой окружающими в разных формах социальной активности.
Эти положения подтверждают идея, что наиболее значимым проявлением личностности педагога есть верховный уровень его активности в социальной сфере, его свойство к персонализации, т. е. та совокупность особенностей (независимо от входящих компонентов), которая снабжает трансляцию личностных качеств педагога в личность обучающегося. Этот уровень личностной активности нужно фиксировать для оценки пригодности к педагогической профессии, на его развитие должна быть нацелена подготовка преподавателя, его нужно учитывать и при оценке профессионализма педагога. Нужно отойти от классического подхода, в то время, когда преподаватель, независимо от его личностных параметров, выступает как исполнитель всего множества педагогических функций, поскольку наряду с этим совсем не учитывается, что именно в силу его личностных изюминок кое-какие из этих функций он просто не в состоянии реализовать соответствующим образом. Несоответствие изюминок личности субъекта педагогической деятельности твёрдым требованиям самой данной деятельности ведет к утрата контакта с обучающимися, понижению авторитета педагога в их глазах, а, следовательно, и к понижению возможности оказывать на них собственный личностное влияние.
В качестве одного из показателей личностной активности возможно использована самооценка личности. Вправду, являясь интегральным образованием и включая в себя оценку личностью самой себя, собственной деятельности, места и своих качеств среди вторых людей, самооценка, по сути дела, может интерпретироваться как ядро личности, регулятор ее поведения. Одновременно с этим самооценка не только обусловливает специфику общения личности с окружающими, отношение к неудачам и успехам, но и отражает их особенности и генезис в ходе деятельности.
Для изучения динамики самооценки на протяжении педагогической деятельности, и определения действия профессии на внутренний мир личности было нужно в первую очередь отобрать профессионально значимые качества личности, т. е. качества, каковые в громаднейшей степени задействованы в исполнении опытных функций. С целью этого специалистам (преподавателям школ, учителям институтов, психологам-практикам) было предложено отобрать из неспециализированного перечня личностных качеств, содержащего 1500 наименований, 30 качеств, нужных для действенной деятельности преподавателя. Участникам опроса предлагалось составить данный список из трех равных групп качеств. В первую группу должны были войти качества, конкретно свойственные субъекту педагогической деятельности, характеризующие его индивидуальность, либо, по терминологии А. В. Петровского, интраиндивидные качества педагога. Специалисты включили ко мне такие характеристики личности, как аккуратность (3); большой интеллект (2); высокая нравственность (8); доброта (1); неспециализированная культура (5); организованность (7); ответственность (4); самостоятельность (8); эмоциональность (10); энергичность (9). Цифры в скобках показывают рейтинг качества в данной группе по его значимости для педагогической деятельности.
Вторая несколько была образована качествами, проявляющимися в общении, во сотрудничестве преподавателя с другими людьми. Ко мне вошли: артистичность (10); внешняя привлекательность (8); честность (3); любовь к детям (1); наблюдательность (9); общительность (5); отзывчивость (2); тактичность (4); терпеливость (8); требовательность (7). Из вышеприведенного перечня видно, что специалисты слабо дифференцировали интраиндивидные качества и что тут, возможно, громадную роль сыграл их персональный опыт.
И, наконец, в третью группу было предложено включить качества, разрешающие педагогу в громаднейшей степени показать собственную личностность в других людях, произвести трансформации в их сознании. К метаиндивидным качествам специалисты отнесли авторитетность (2); добросовестность (5); примерность (8); проницательность (7); самобытность (8); свойство оказывать действие (10); рвение к творчеству (9); профкомпетентность (4); целеустремленность (1); цельность характера (3).
Напомним, что по значимости самые важными специалистами признаны качества, вошедшие в первую группу, после этого была выделена вторая несколько и на последнем месте была несколько метаиндивидных качеств. Не обращая внимания на некую условность аналогичного деления, уже сами выделенные группировки разрешают представить совершенную модель преподавателя.
В будущем выделенные качества неспециализированным перечнем предъявлялись преподавателям школ города Ростова-на-Ростовской области и Дону. Всего было опрошено около 200 человек. По собственному рабочему, педагогическому стажу испытуемые воображали три приблизительно равные группы: юные преподавателя со стажем работы до 5 лет; учителя, проработавшие в школе от 5 до 10 лет; умелые преподаватели со стажем работы более 10 лет. предметная направленность и Половозрастной состав в группах была приблизительно однообразной.
В инструкции испытуемым предлагалось ранжировать 30 профессионально значимых качеств для описания себя, собственного идеала, оценки собственных оценки и коллег, ожидаемой от сотрудников по работе.
Предварительное рассмотрение результатов опроса продемонстрировало, что громаднейший рейтинг, независимо от стажа трудовой деятельности преподавателя, взяла несколько интракачеств (табл. 11 –14). Причем эта тенденция сохраняется во всех видах оценок, что, возможно, выступает свидетельством важности в педагогической деятельности в первую очередь качеств, свойственных внутренним структурам, снабжающих устойчивость самой данной личности. При оценивании «Я – настоящее» преподавателя из первой и второй возрастных групп отдали приоритет таким качествам, как любовь к детям, аккуратность, отзывчивость.
Учителя же третьей группы (стаж более 10 лет) включают в данный перечень такое уровень качества, как ответственность (вместо качества «любовь к детям»). Во всех возрастных группах испытуемых на последних местах были такие качества, как возможность и самобытность оказывать действие. Быть может, это есть отражением взоров классической совокупности образования, не приветствующей отклонений и излишней активности от общего стандарта и требующей унификации педагогической деятельности. Среди качеств, имеющих наивысший рейтинг в последовательности совершенных качеств, кроме «доброты» (именно это качество все группы преподавателей ставят на первое место), педагоги со стажем работы до 5 лет включают такое уровень качества, как большой интеллект, педагоги со стажем от 5 до 10 лет – ответственность, а со стажем 10 лет – любовь к детям.
Таблица 11