Теория и практика разрешения конфликтов

Побеждать — глупейшее занятие. Не победить, а убедить — вот что достойно славы.

В.Гюго

Теория и практика разрешения конфликтов
Конструктивное разрешение распрей

Среди управляющих действий по отношению к конфликту центральное место занимает его разрешение. Не все конфликты возможно предотвратить. Исходя из этого крайне важно мочь конструктивно выходить из конфликта.

36.1. Формы, критерии и исходы завершения распрей

В конфликтологии стало классическим завершающий этап в динамике конфликта обозначать термином разрешение конфликта. Но многие авторы применяют и другие понятия, каковые отражают полноту и специфику прекращения конфликтных действий, к примеру, «затухание» (В. Бойко, А. Ковалев), «преодоление» (Н Феденко, В. Галицкий), «пресечение» (А. Каменев), «пригашение» (А. Рапопорт), «саморазрешение» (А. Анцупов), «угашение» (В. Добрович), «урегулирование» (А. Хилл), «устранение» (Р. Аккоф, Ф. Эмери), «улаживание» (А. Гозман) и др. многовариантность и Сложность развития конфликта предполагают неоднозначность в формах и способах его завершения. Из указанных понятий самоё широким есть завершение конфликта, которое содержится в окончании конфликта по любым обстоятельствам. Главные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в второй конфликт.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на решение проблемы и прекращение противодействия, которая стала причиной столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению обстоятельств конфликта. Для разрешения конфликта нужно изменение самих оппонентов (либо хотя бы одного из них), их позиций, каковые они отстаивали в конфликте. Довольно часто разрешение конфликта основывается на трансформации отношения оппонентов к его объекту либо друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении разногласия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие допустимо как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

При завершении конфликта не всегда разрешается несоответствие, лежащее в его основе. Лишь около 62% распрей между начальниками и подчиненными разрешается либо регулируется [100]. В 38% распрей несоответствие не разрешается либо обостряется. Это происходит тогда, в то время, когда конфликт затухает (6%), перерастает в второй (15%) либо устраняется административным методом (17%) (рис. 36.1).

Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении главных напряжённых конфликта отношений и признаков противоречия Конфликт переходит 469

Теория и практика разрешения конфликтов

из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта в большинстве случаев происходит в следствии:

• истощения ресурсов обеих сторон, нужных для борьбы;

• утраты мотива к борьбе, понижения важности объекта конфликта;

• переориентации мотивации оппонентов (происхождение новых неприятностей, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта знают такое действие на него, из-за которого ликвидируются главные структурные элементы конфликта. Не обращая внимания на «неконструктивность» устранения, существуют обстановке, каковые требуют стремительных и решительных действий на конфликт (угроза насилия, смерти людей, недостаток времени либо материальных возможностей). Устранение конфликта допустимо посредством следующих способов:

• изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в второй отдел, филиал; увольнение с работы);

• исключение сотрудничества оппонентов на долгое время (отправка в командировку одного либо обоих и т.п.);

• устранение объекта конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку, в следствии которой появился конфликт);

• устранение недостатка объекта конфликта (у третьей стороны имеется возможность обеспечить каждую из конфликтующих сторон объектом, к обладанию которым они стремились). Перерастание в второй конфликт происходит, в то время, когда в отношениях сторон появляется новое, более значимое несоответствие и происходит смена объекта конфликта.

Финал конфликта рассматривается как следствие борьбы с позиций состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Финалами конфликта смогут быть:

• устранение одной либо обеих сторон;

• приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

• победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

• деление объекта конфликта (симметричное либо асимметричное);

• согласие о правилах совместного применения объекта;

• равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом второй стороной;

• отказ обеих сторон от посягательств на этот объект;

• другое определение таких объектов, каковые удовлетворяют интересы обеих сторон

Ответствен вопрос о параметрах разрешенности конфликта. Согласно точки зрения американского конфликтолога М Дойча, главным критерием разрешения конфликта есть удовлетворенность сторон его результатами. Отечественный педагог В.М. Афонькова выделила следующие параметры разрешенности конфликта: прекращение противодействия; устранение травмирующих факторов; достижение цели одной из конфликтующих сторон; изменение позиции индивида; формирование навыка активного поведения индивида в подобных обстановках в будущем

Параметрами конструктивного разрешения конфликта являются степень разрешения несоответствия, лежащего в базе конфликта, и победа в нем правого оппонента [4]. Принципиально важно, дабы при разрешении конфликта было обнаружено решение проблемы, в следствии которой он появился. Чем полнее не запрещаеться несоответствие, тем больше шансов для нормализации взаимоотношений между участниками, меньше возможность перерастания конфликта в новое противоборство. не меньше значительной есть победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психотерапевтическом климате организации, эффективности совместной деятельности, являются предупреждением лицам, каковые возможно смогут стремиться достигнуть вызывающей большие сомнения с правовой либо нравственной точки зрения цели посредством конфликта. Нужно не забывать, что у неправой стороны также имеется собственные интересы. В случае, если их по большому счету проигнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в будущем угрожает новыми конфликтами.

36.2. Условия и факторы конструктивного разрешения распрей

Большая часть факторов и условий успешного разрешения распрей носит психотерапевтический темперамент, поскольку отражает изюминке взаимодействия и поведения оппонентов. Неко472

торые исследователи выделяют организационные, исторические, правовые и другие факторы. Разглядим их подробнее.

Прекращение конфликтного сотрудничества — очевидное условие и первое начала разрешения любого конфликта. , пока будут предприниматься какие-то меры с одной либо с двух сторон по усилению собственной позиции либо ослаблению позиции оппонента посредством насилия, обращение о разрешении конфликта идти не имеет возможности.

Поиск неспециализированных либо родных по содержанию точек соприкосновения в целях, заинтересованностях оппонентов есть двусторонним процессом и предполагает анализ как интересов и своих целей, так и интересов и целей второй стороны. В случае, если стороны желают дать добро конфликт, они должны сосредоточиться на заинтересованностях, а не на личности оппонента [90].

При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных чувствах по отношению к нему. Дабы приступить к разрешению конфликта, нужно смягчить это негативное отношение. Основное — снизить интенсивность негативных чувств, переживаемых по отношению к оппоненту.

В один момент целесообразно прекратить видеть в оппоненте неприятеля, соперника. Принципиально важно осознать, что проблему, в следствии которой появился конфликт, лучше решать сообща, консолидировав силы. Этому содействует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. признание и Выявление собственных неточностей снижает негативное восприятие оппонента. Во-вторых, нужно попытаться осознать интересы другого. Осознать — не означает принять либо оправдать. Но это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении либо кроме того в намерениях оппонента. Не бывает полностью нехороших либо полностью хороших людей либо социальных групп. В каждом имеется что-то хорошее, на него и нужно опереться при разрешении конфликта.

Принципиально важно уменьшить отрицательные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как хорошая оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая 473

авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.

Объективное обсуждение неприятности, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть основное содействуют успешному поиску ответа несоответствия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота лишь о собственных заинтересованностях снижают шансы конструктивного решения проблемы.

В то время, когда стороны объединяют упрочнения по завершению конфликта, нужен учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение либо имеющая статус младшего, обязана осознавать пределы уступок, каковые может себе позволить ее оппонент. Через чур радикальные требования смогут вызвать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

Еще одно важное условие — выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данным событиям. Эти стратегии рассмотрены в следующем параграфе.

Успешность завершения распрей зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на данный процесс. К ним относятся следующие:

• время: наличие времени для дискуссии неприятности, интересов и выяснения позиций, выработки ответов. Сокращение времени в два раза от имеющегося в распоряжении с целью достижения согласия, ведет к увеличению возможности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью;

• третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (университетов), каковые оказывают помощь оппонентам решить проблему. Последовательность изучений (В. Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Моисеев, Ю. Мягков, С. Прошанов, А. Шипилов) подтверждают хорошее влияние третьих лиц на разрешение распрей;

• своевременность: стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Логика несложна: меньше противодействия — меньше ущерба — меньше претензий и обиды — больше шансов чтобы договориться.

• равновесие сил: в случае, если конфликтующие стороны приблизительно равны по возможностям (равные статусы, должностное положение, оружие и т.д.), то они вынуждены искать 474

пути к мирному решению проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются тогда, в то время, когда между оппонентами нет зависимости по работе;

• культура: большой уровень неспециализированной культуры оппонентов снижает возможность насильственного развития конфликта. Распознано, что конфликты в органах национального управления разрешаются более конструктивно при наличии у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств [55];

• единство сокровищ: наличие согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно воображать собою приемлемое ответ. Иначе говоря «… конфликты более либо менее регулируемые, в то время, когда у их участников имеется неспециализированная система ценностей» (В. Ядов), неспециализированные цели, интересы;

• опыт (пример): наличие опыта ответа аналогичных неприятностей хотя бы у одного из оппонентов, и знание примеров разрешения подобных распрей;

• отношения: хорошие отношения между оппонентами до конфликта содействуют более полному разрешению несоответствия. К примеру, в крепких семьях, где между супругами существуют искренние взаимоотношения, конфликты разрешаются более продуктивно, чем в проблемных семьях.

36.3. Логика, стратегии и методы разрешения распрей

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, что включает в себя анализ и оценку обстановки, выбор метода разрешения конфликта, формирование замысла действий, его реализацию, оценку эффективности собственных действий.

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам:

• объект конфликта (материальный, социальный либо совершенный; делим либо неделим; может ли быть изъят либо заменен; какова его доступность для каждой из сторон);

• оппонент (неспециализированные информацию о нем, его психотерапевтические изюминки; отношения оппонента с управлением; возможности по усилению собственного ранга; его цели, интересы, 475

позиция; правовые и нравственные базы его требований; прошлые действия в конфликте, допущенные неточности; в чем интересы совпадают, а в чем — нет и др.);

• личная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная базы собственных требований, их доказательность и аргументированность; допущенные возможность и ошибки их признания перед оппонентом и др.);

• обстоятельства и яркий предлог, приведшие к конфликту;

• социальная среда (обстановка в организации, социальной группе; какие конкретно задачи решает организация, оппонент, как конфликт воздействует на них; кто и как поддерживает каждого из оппонентов; какова реакция управления, общественности, подчиненных, если они имеется у оппонентов; что им известно о конфликте);

• вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент принимает конфликтную обстановку, как он принимает меня, мое представление о конфликте и т.д.). Источниками информации выступают индивидуальные наблюдения, беседы с управлением, подчиненными, неформальными фаворитами, друзьями оппонентов и своими друзьями, свидетелями конфликта и др.

Проанализировав и оценив конфликтную обстановку, оппоненты прогнозируют варианты разрешения конфликта и определяют соответствующие своим ситуации и интересам методы его разрешения. Прогнозируются: самоё благоприятное развитие событий; наименее благоприятное развитие событий; самоё реальное развитие событий; как разрешится несоответствие, в случае, если активные действия в конфликте.

Принципиально важно выяснить критерии разрешения конфликта, причем они должны признаваться обеими сторонами. К ним относят: правовые нормы; нравственные правила; мнение авторитетных лиц; прецеденты ответа подобных неприятностей в прошлом, традиции.

Действия по реализации намеченного замысла выполняют в соответствии с выбранным методом разрешения конфликта. В случае, если нужно, то производится коррекция ранее намеченного замысла (возвращение к дискуссии; выдвижение альтернатив; выдви476

жение новых доводов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок).

Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы: для чего я это делаю? чего желаю добиться? что затрудняет реализацию намеченного замысла? честны ли мои действия? какие конкретно нужно предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? и др.

По завершении конфликта целесообразно: проанализировать неточности собственного поведения; обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; постараться нормализовать отношения с недавним оппонентом; снять неудобство (если он появился) в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственных состоянии, деятельности и поведении.

Стратегии выхода из конфликта.Принципиальное значение для того, каким методом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. «Решающим для финала конфликта обычно становятся стратегии сотрудничества, развиваемые его участниками» [23].

Стратегия выхода из конфликта представляет собой главную линию поведения оппонента на его последнем этапе. Отметим, что выделяют пять главных стратегий: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление (К. Томас). Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от разных факторов. В большинстве случаев показывают на личностные изюминки оппонента, уровень нанесенного оппоненту собственного ущерба и ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, вероятные последствия, значимость решаемой неприятности, продолжительность конфликта и др.

Разглядим целесообразность применения данных стратегий.

Соперничество содержится в навязывании второй стороне предпочтительного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого ответа; выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности либо микрогруппы; важности финала борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствии времени на уговоры оппонента.

Многие исследователи вычисляют данную стратегию ущербной для решения проблем, поскольку она не предоставляет воз477

можности оппоненту реализовать собственные интересы. Но жизнь дает довольно много примеров, в то время, когда соперничество выясняется действенным. Агрессора, захватывающего чужую территорию, целесообразно останавливать твёрдой стратегией, а не увещеваниями. Против преступника, посягающего на судьбу другого человека, кроме этого нужно применять данную стратегию. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных обстановках, при недостатке времени и высокой возможности страшных последствий.

Компромисс пребывает в жажде оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии второй стороны частично обоснованными, готовностью забыть обиду. Компромисс действен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник владеют равными возможностями; наличия взаимоисключающих заинтересованностей; удовлетворения временным ответом; угрозы утратить все. Сейчас компромисс — чаще всего применяемая стратегия завершения распрей.

Приспособление, либо уступка, рассматривается как вынужденный либо необязательный отказ от борьбы и сдача собственных позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание собственной неправоты, необходимость сохранения хороших взаимоотношений с оппонентом, сильная зависимость от него; незначительность неприятности. Помимо этого, к такому выходу из конфликта приводит большой вред, полученный на протяжении борьбы, угроза еще более важных негативных последствий, отсутствие шансов на другой финал, давление третьей стороны. В некоторых обстановках посредством уступки реализуется принцип «Три Д» Дай Дорогу Дураку.

Уход от решения проблемы, либо избегание, есть попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от подобной стратегии поведения на протяжении конфликта тем, что оппонент переходит к ней по окончании попыток реализовать собственные интересы посредством активных стратегий. Фактически разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Уход возможно в полной мере конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание используется при отсутствии сил и времени для ответа несоответствия, рвении победить время, наличии трудностей в определении линии собственного поведения, нежелании решать проблему по большому счету.

Сотрудничество считается самая эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное дискуссию неприятности, рассмотрение второй стороны не как соперника, а как союзника в поиске ответа. Самый действенно в обстановках: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих проигнорировать различие во власти; важности ответа для обеих сторон; непредубежденности участников. Сочетание стратегий определяет каким методом разрешится несоответствие, лежащее в базе конфликта (рис. 36.2).

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет говорила о необходимости разрешения (урегулирования) распрей, а не подавления их. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое ответ, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет важных утрат. В будущем этот метод разрешения конфликта стал называться «сотрудничество» [90].

Как видно из рис. 36.2, самый возможно применение компромисса, поскольку шаги навстречу, каковые делает хотя бы одна из сторон, разрешают достигнуть асимметричного (одна сто479

рона уступает больше, вторая — меньше) либо симметричного (стороны делают примерно равные обоюдные уступки) соглашения. Сокровище компромисса в том, что он бывает достигнут в тех случаях, в то время, когда стороны выбирают различные стратегии. Такое часто бывает в жизни. Изучение разрешения распрей между начальником и подчиненным [100] продемонстрировало, что одна треть этих распрей завершается компромиссом, две трети — уступкой (в основном подчиненного) и лишь 1—2% распрей завершаются методом сотрудничества!

Объяснение для того чтобы разброса в частоте применения способов разрешения распрей по вертикали кроется в стереотипах поведения и мышления россиян и изюминках этого вида конфликта. Большая часть из нас ориентированы на противоборство, решение проблем с итогом: я победил, он проиграл. Десятилетия таковой принцип преобладал вместе с теми, кто был не таким, как мы, был не согласен с нами. Помимо этого, в конфликтах между «начальником и подчиненным» в 60% обстановок глава прав в требованиях к подчиненному (упущения по работе, недобросовестное исполнение обязанностей, неисполнительность и т.д.). Исходя из этого большая часть начальников последовательно проводит в конфликте стратегию соперничества, получая от подчиненного желаемого поведения.

Теория и практика разрешения конфликтов

Рассмотренные методы разрешения конфликта на практике реализуются методом силового подавления одной из сторон либо методом переговоров (компромисс, сотрудничество, а время от времени и уступка). Силовое подавление есть продолжением применения стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона достигает собственных целей, получает от оппонента отказа от начальных требований. Уступившая сторона делает требования оппонента, либо приносит извинения за допущенные недочёты в деятельности, поведении либо общении. В случае, если же стороны знают, что неприятность ответственна для каждой из них и она стоит того, дабы ее решить с учетом обоюдных заинтересованностей, то они применяют путь переговоров. Процессуальные и ведения переговоров и психологические аспекты подготовки будут рассмотрены в гл. 38. Тут же мы коротко охарактеризуем сотрудничества и основные технологии компромисса.

Принципиально важно нормализовать отношения оппонентов в канун процесса переговоров. Одним из приемов, разрешающим сделать это, есть техника ПРИСН (последовательные и 480

реципрокные инициативы в понижении напряжения (С. Линдскольд и др.). Способ ПРИСН предложен социальным психологом Ч Осгудом и удачно используется при разрешении распрей различного уровня: интернациональных, межгрупповых, межличностных (Б. Бете, В. Смит). Он включает в себя следующие правила:

• делать искренние, публичные заявления о том, что одна из сторон конфликта желает остановить эскалацию конфликта;

• растолковывать, что примирительные шаги непременно будут осуществлены. Сказать, что, как и в то время, когда будет сделано;

• делать обещанное;

• побуждать оппонента к обмену уступками, но не потребовать их в качестве условия исполнения собственных обещаний;

• уступки должны осуществляться в течение достаточно долгого времени а также в том случае, если вторая сторона не отвечает взаимностью. Они не должны приводить к повышению уязвимости стороны, их осуществляющей. Примером успешного применения способа ПРИСН есть поездка в 1977 г. президента Египта А. Садата в Иерусалим. Отношения между Израилем и Египтом в то время были весьма напряженными, и поездка разрешила повысить обоюдное доверие и подготовила землю для переговоров.

В базе компромисса лежит разработка «уступок сближения» либо, как ее еще именуют, — торг. Считается, что компромисс имеет недочёты: споры по поводу позиций приводят к урезанным соглашениям; создается земля для уловок; допустимо ухудшение взаимоотношений, поскольку смогут быть угрозы, давление, срыв контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т.п. Согласно точки зрения Д. Лоуэлла:

• компромисс — хороший зонтик, но нехорошая крыша; на какое-то время он целесообразен, довольно часто нужен в межпартийной борьбе и редко нужен тому, кто руководит страной.

Не обращая внимания на это в реальности компромисс используется довольно часто. Для его успехи возможно рекомендована техника открытого беседы [4], которая содержится в следующем:

• заявить, что конфликт невыгоден обоим;

• предложить конфликт прекратить;

• признать собственные неточности, уже сделанные в конфликте. Они точно имеется, и признать их для вас практически ничего не следует;

•сделать уступки оппоненту, где это быть может, в том, что в конфликте не есть для вас главным. В любом конфликте возможно отыскать пара мелочей, в которых ничего не следует уступить. Возможно уступить и в важных, но не принципиальных вещах;

• высказать пожелания об уступках, нужных со стороны оппонента. Они, в большинстве случаев, касаются ваших главных заинтересованностей в конфликте;

• тихо, без негативных чувств обсудить обоюдные уступки, при возможности и необходимости скорректировать их;

• в случае, если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.

Метод сотрудничества целесообразно осуществлять по способу «принципиальных переговоров» [90]. Он сводится к следующему:

• Отделение людей от неприятности: разграничьте взаимоотношения с оппонентом от неприятности; поставьте себя на его место; не идите на предлогу собственных опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте жёстким по отношению к проблеме и мягким к людям.

• Внимание заинтересованностям, а не позициям: задавайте вопросы «по какой причине?» и «по какой причине нет?; фиксируйте базисные их множество и интересы; ищите неспециализированные интересы; растолковывайте важность и жизненность ваших заинтересованностей; признавайте интересы оппонента частью неприятности.

• Предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единственный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите обоюдную пользу; выясняйте, что предпочитает вторая сторона.

• Применяйте объективные параметры: будьте открыты для аргументов второй стороны; не поддавайтесь давлению, а лишь принципу; по каждой части неприятности применяйте объективные параметры; применяйте пара параметров; применяйте честные параметры.

Теория и практика разрешения конфликтов
1. Завершение конфликта является прекращением конфликта по любым обстоятельствам. Главными формами завершения конфликта являются разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в второй конфликт. Финал конфликта — это итог борьбы с позиций состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Главными параметрами конструктивного разрешения конфликта являются победа разрешения и степень противоречия в нем правого оппонента.

2. Среди условий конструктивного разрешения конфликта выделяют: прекращение конфликтного сотрудничества, поиск неспециализированного в интересах и целях, понижение негативных чувств, изменение собственного отношения к оппоненту, понижение негативных чувств оппонента, объективное обсуждение неприятности, учет статусов (должностного положения) друг друга, выбор оптимальной стратегии разрешения конфликта. На результативность разрешения конфликта воздействуют факторы: времени, третьей стороны, своевременности, равновесия сил, культуры, единства сокровищ, опыта (примера) и взаимоотношений.

3. Конкретно разрешение конфликта является процессом , что включает анализ и оценку обстановки, выбор метода разрешения конфликта, формирование операционального состава действий, реализацию замысла и (либо) его коррекцию, оценку эффективности действий[ Главными стратегиями разрешения конфликта являются соперничество, сотрудничество, компромисс, уход и приспособление от решения проблемы. В зависимости от выбранных стратегий допустимо разрешение конфликта методом силового подавления (уступка оппонента) либо методом переговоров (компромисс либо сотрудничество). Компромисс возможно достигнут посредством техники открытого беседы, а сотрудничество — посредством способа принципиальных переговоров.

Теория и практика разрешения конфликтов

Конфликтология


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: