Теоретические основы воспитания детей в игре

Введение

Неповторимым периодом в жизни человека есть дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных взаимоотношений, усвоения социального опыта, либо, по словам Л.С. Выготского, врастания в культуру. Как мы знаем, что самый действенно социальное взросление дошкольника происходит в игре, ведущей деятельности этого возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Л.С. Славина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).[1;22]

В ходе игры развиваются физические силы и духовные ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Помимо этого, игра — это необычный, характерный дошкольному возрасту метод усвоения публичного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят большие трансформации в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим разъясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи вычисляют ведущей деятельностью дошкольника.[4;113]

Игра не есть безлюдной забавой, это содержание судьбы ребенка, ее творческая деятельность, необходимая для его развития. В игре ребенок живет, и следы данной жизни глубже остаются в нем. В игровой ситуации ребенок осуществляет собственные жажды, собственные ростовые потребности, нейтрализует собственные эмоциональные конфликты.

Сюжетно-ролевые игры являются самые характерными играми дошкольников и занимают большое место в их жизни. Отличительной изюминкой сюжетно-ролевой игры есть то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит светло выраженный самодеятельный и творческий темперамент.[2;33]

Неприятности сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста исследовались в работах Е. А. Аркина, А.В.Запорожца, Д. В. Менжерицкой, А. П. Усовой, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, В. В. других авторов и Давыдова.[3;58]

В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок деятельно воссоздает, моделирует явления настоящей судьбе, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на много лет.

Одним из видов сюжетно-ролевых игр есть режиссерская игра.

Исследователи режиссерской игры – Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Кириллов, О.В. Солнцева и др.

В современной практике воспитания дошкольников наметился крен в сторону более раннего обучения, в следствии чего происходит вытеснение самодеятельной игры из судьбы ребенка, что ставит под угрозу полноценное развитие его личности.

Актуальность изучения пребывает в том, что экспертам, трудящимся в детских садах, приходиться сталкиваться с вымиранием режиссерской игры как выражением свойства ребенка к адекватным действиям в мнимой обстановке, созданной его собственной фантазией и отраженной в его поступках и словах.

Требующая большого уровня развития воображения режиссерская игра (по собственному плану ребенка) в повседневной судьбе детей, посещающих сад, фактически отсутствует.

Целью изучения отечественной работы есть изучение темы «Педагогическое сопровождение режиссёрских игр детей старшего дошкольного возраста ».

Объект изучения – методическая работа по управлению режиссёрскими играми детей старшего дошкольного возраста.

Предмет изучения – изюминки организации методической работы, содействующие формированию режиссёрских игр детей старшего дошкольного возраста.

Догадка изучения: эффективность управления игровой деятельностью детей дошкольного возраста будет действенна в случае, если: перечислить критерии догадки

обусловлена таковой организацией методической работы, в ходе которой у воспитателей формируются представления о стадиях развития режиссёрских игр, их взаимосвязи и специфики, и о конкретных методах управления игровой деятельностью на каждой стадии развития детской игры.

С целью достижения поставленной цели нами был поставлен последовательность задач:

1. Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме изучения.

2. Разглядеть режиссерскую игру, как один из видов сюжетных игр дошкольников.

3. Апробировать в собственной работе методику развития режиссерской игры.

Практическая значимость иссл

Теоретическая знач иссс

Методологическая база исслед

?.Теоретические и научно — методические базы режиссерских игр

Теоретические базы воспитания детей в игре

Неприятности игры как деятельности организации детей и формы жизни постоянно находятся в центре психологов и внимания педагогов.

Большая часть отечественных ученых растолковывают игру как особенный вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.

Г.В. Плеханов, изучая проблему происхождения мастерства в людской обществе, заключил , что игра имеет многовековую историю, и она появилась в первобытном обществе вместе с различными видами мастерства. Согласно точки зрения Г.В. Плеханова, в истории общества труд предшествовал игре, определял ее содержание. Труд, охота, войны с другими племенами – все это сопровождалось эмоциями эйфории, наслаждения, печали. После этого возникла необходимость еще раз пережить эти эмоции, и это побуждало первобытного человека к играм и обрядовым пляскам. Так, игра связана с мастерством, и сперва был труд, а позже это отыскало отражение в искусстве и играх.

В жизни же отдельного индивидуума отмечается обратное соотношение: ребенок сначала подражает труду взрослых в игре и только позднее начинает учавствовать в настоящей работе. Так, игра является средством передачи культурных приобретений старшего поколения младшему, подготавливает детей к труду. В этом содержится социальное назначение игры. Г.В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по собственному содержанию, поскольку дети отображают в игре то, что их окружает.

Мысли???исследования ….. Г.В. Плеханова взяли развитие в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Игра социальна по собственному происхождению, т.е. появляется из социальных условий судьбы ребенка в обществе. Д.Б. Эльконин вывел догадку о том, что в истории детская игра появляется на определенной стадии развития общества. Усложнение производства, с одной стороны, делает неосуществимым участие ребенка в настоящей социальной производительной деятельности, а с другой – требует от него ориентировки в совокупности задач, правил и ролей поведения во взрослом обществе. Сюжетная игра, согласно точки зрения Д.Б. Эльконина, есть особенной символико-моделирующей деятельностью, разрешающей осуществить эту ориентировку. Догадка ученого была выдвинута на базе анализа историко-этнографических материалов.[11,163]

Анализ изучений (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая и др.) разрешает сделать вывод о том, что в дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра делается ведущей деятельностью, в которой создаются самые благоприятные условия для неспециализированного психологического, а также интеллектуального и личностного развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра как никакая вторая деятельность приближает ребенка к миру взрослых, моделирует их отношения.[12,34]]

Р.И. Жуковская разглядывала игру как средство воспитания. Согласно ее точке зрения, игра – это форма личного, творческого отражения действительности, условного ее преобразования, средство всестороннего воспитания. Р.И. Жуковская создала методику и теорию развития речи детей в играх; развития воображения; формирования заинтересованностей детей, волевых черт характера, таких, как целеустремленность, самостоятельность; воспитание волевых черт характера у детей робких, рассеянных, недисциплинированных; воспитания эмоции коллективизма.[12,134]

Д.В. Менджерицкая, определяя игру как социальную практику ребенка, его настоящую судьбу в обществе сверстников, подчеркивала актуальность неприятности применения игры в целях всестороннего воспитания, и, первым делом, формирования нравственной стороны личности. Наряду с этим она отмечает, что в сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме взаимоотношения и труд людей, и это разрешает им лучше осознать и глубже пережить эту реальность, и есть замечательным причиной творческого воображения и развития мышления, воспитания высоких людских качеств.[8,145]

Анализ работ психологов (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) подтверждает положение о развитии психологических процессов в режиссёрских играх детей. У ребенка в игре появляется свойство к абстрактному мышлению, следовательно, происходят наиболее значимые преобразования его интеллектуальной сферы. Этому свидетельствует процесс развития игры, в котором ребенок переходит от опосредованных действий с предметами к их словесному обозначению.

В более старшем возрасте приходят способы общения и ролевые способы действия, характерные сюжетно-ролевой игре. Эти методы выступают в качестве носителей социального обобщенного опыта деятельности ребенка.

Е.В. Зворыгина, отмечая роль режиссёрской игры в воспитательном ходе, показывает на то, что сокровище таковой игры для предстоящего всестороннего воспитания и психического развития ребенка состоит не только в получении, расширении и закреплении знаний об окружающем, а в том, что в игре происходит совершенствование мнимой обстановке с постепенным переходом от предметной игры к играм внутреннего, умственного замысла, переход от личных к коллективным, новый уровень осмысления действительности расширяют творческие возможности детей.[14,67]

Так, режиссёрские игры значимы для всестороннего развития ребенка. Но будут ли они определять психологическое развитие детей и деятельно оказывать влияние на их всестороннее воспитание, — это зависит от взрослых.

В следствии долгих наблюдений, особых изучения опыта и педагогических исследований управления накоплены информацию об изюминках игр детей различных возрастных групп. Эти особенности, выделенные педагогами-исследователями (Р.И. Жуковская, Е.А. Аркин, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко) и психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.), комплексен и могут служить ориентирами в управлении детской игрой.[15,48]

Многие педагоги, подчеркивая основную изюминку игр, придуманных самими детьми, — независимый темперамент, именуют такие игры – творческими. К ним относятся режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со стройматериалом. В новой классификации игр, созданной С. Л. Новоселовой, к независимым сюжетным играм относятся: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры.

На независимый темперамент значимость и режиссёрские игры данной особенности для развития личности ребенка показывали как педагоги, так и психологи.

Р.И. Жуковская отмечала, что ребенок начинает играться тогда, в то время, когда броский образ человека делается для него объектом подражания, и еще по причине того, что он желает самостоятельно воспроизвести мнимую обстановку.[12,66]

Ученые выделяют, что в игре ребенок не копирует жизненные впечатления, он их творчески перерабатывает, вкладывая собственный отношение к отображаемым событиям. И лишь тогда, в то время, когда в игре ребенок может самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать методы их решения, она окажет должное развивающее влияние на личность ребенка. А.В. Запорожец в собственных работах, отмечая эту особенность, подчеркивал, что игра обязана переходить в форму детской самодеятельности.

Психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) отметили следующую изюминку детской игры: базой сюжетной – ролевой игры есть мнимая либо мнимая обстановка. Она содержится в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и осуществляет ее в создаваемой самим игровой обстановке. Для мнимой ситуации кроме этого характерен перенос значений с одного предмета на другой и действия, воссоздающие в обобщенной и сокращенной форме настоящие действия в принятой ребенком роли взрослого.

Результаты долгих наблюдений, изучение изюминок детских игр разрешили исследователям выделить в развитии сюжетной игры последовательность этапов. Существует пара подходов к определению этапов развития игры.

Е.А. Аркин, уделявший громадное внимание изучению игры и придававший ей громадное значение, характеризуя развитие сюжетных игр, отмечает, что с возрастом изменяется структура игр: от бессюжетных, складывающихся из последовательности довольно часто не связанных между собой эпизодов, они преобразовываются в игры с определенным сюжетом, и изменяется и тематика детских игр: в младшем возрасте это эпизоды из личной судьбы либо ближайшего окружения, а в старших группах в играх дети довольно часто отображают содержание прочтённого рассказа либо события обшественно-политического значения.

Е.А. Аркин показывает на пять главных линий развития игры: 1) от пустынных группировок к все более многолюдным; 2)от неустойчивых группировок к все более устойчивым; 3) от бессюжетных игр к сюжетным; 4) от последовательности не связанных между собой эпизодов к планомерно развертывающему сюжету; 5) от отражения личной судьбе и ближайшего окружения к событиям публичной судьбе.[12,33]

Д.Б. Эльконин предлагает различать содержание и сюжет игры. Сюжет – это та сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре. Содержание игры – это содержание деятельности людей, которое воспроизводится играющим ребенком на протяжении развертывания сюжета. В начале дошкольного возраста содержание игры ребенка образовывает воспроизведение несложных операций с предметами и последовательности предметных действий, после этого в качестве содержания выступает уже воспроизведение социальных ролей в соответствии с правилами и заданными нормами, и, наконец, на более позднем этапе, — воспроизведение социальных и межличностных взаимоотношений.[13,189]

Согласно точки зрения А.П. Усовой, развитие сюжета в играх детей идет от выполнения ролевых действий к ролям-образам, и развитие сюжета зависит от последовательности событий. В первую очередь — это близость темы игры к опыту ребенка. Отсутствие опыта и вытекающих из него представлений делается препятствием в развитии сюжета. А.П. Усова отмечает, что развитие сюжета определяется кроме этого и тем, как согласованно развиваются в игре роли. Согласованность ролей нужна в каждой игре, имеющей определенную тему. Чем лучше начинают дети осознавать друг друга, тем слаженнее протекает игра.[13,134]

А.П. Усова, говоря о ряде изюминок развития игр, которые показывают исходить при их организации, определяет этапы развития игры. Создатель отмечает, что у детей в три года игры становятся сюжетными и в этом направлении игры интенсивно развиваются в течении всего дошкольного детства, определяющим есть постепенное овладение ребенком ролью, исполняемой в коллективе детей. На первой стадии игры дошкольников складываются из бытовых действий, делаемых детьми (варить, мыть, лечить и т.п.). На следующем этапе появляются ролевые обозначения, которые связаны с действиями (я — мама, я – повар, я –доктор и т.п.). Тут в этих обозначениях наровне с ролевыми действиями появляются ролевые отношения. И, наконец, последний этап наступает с возникновением роли.[12,68]

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой содержится в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, руководя игрушками и озвучивая их. С психотерапевтической точки зрения режиссерская игра является воображением « в действии» (Е.Е. Кравцова).[4;89]

Д.Б.Эльконин назвал режиссерские игры особенным типом личной игры ребенка. В силу собственного своеобразия они интересны для психологии детской игры, поскольку конкретно в режиссерской игре проявляются личностные изюминки ребенка.[8;51]

Режиссерская игра представляется тем сплавом, в котором социальное и личное предстают в диалектическом переплетении и дешёвы контролю и наблюдению. У режиссерской игры необыкновенные возможности в плане применения ее для диагностики с целью последующей коррекции личностного развития детей. ( Гаспарова Е.М.1989).

Режиссерская игра говорит о том, что ребенок деятельно присваивает культуру, отображая то, что воображает для него первостепенную сокровище. Создавая и озвучивая предметный мир, ребенок воплощает личные планы, собственный видение окружающей действительности. Исходя из этого режиссерская игра – наиболее значимый фактор социализации дошкольника и в также время одно из немногих средств, каковые разрешают взрослому определить, каковы ценностные ориентации ребенка, что его тревожит, интересует.[6;332]

Ребенок, подобно режиссеру воображает, как будут взаимодействовать различные персонажи, что в следствии этого случится. Он наблюдает на мнимые события и оценивает их с различных позиций. Обучась функционировать с различных точек зрения в режиссерской игре, ребенок легче овладевает общением со сверстниками как самоценной деятельностью.

Предметный мир режиссерской игры очень многообразен: это и игрушки, и разнообразные предметы, на каковые ребенок переносит функции тех игрушек, которых не достаточно для реализации сюжета. Это говорит о том, что в режиссерской игре ребенок овладевает свойством переноса функций с одного предмета на другой, появляется механизм замещения, благодаря которому идет становление настоящей игры – символической деятельности.

Режиссерская игра – это вид детских игр, что изучен менее всего. Разъясняется это тем, что сведения о ней, ее изюминках показались в педагогической печати совсем сравнительно не так давно. Интерес к ней появился в последнее десятилетие. Режиссерская игра, до определенного возраста, по большей части, лична и для этих целей не могла быть использована.

Часто возможно заметить как продолжительно, сосредоточенно ребенок сооружает что-либо либо разыгрывает сценки посредством игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и имеется режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание человечности.[6;127]

Был иным социальный заказ общества и лишь сейчас, в то время, когда наука повернулась к личностно-ориентированной модели воспитания, ученые обратились к режиссерской игре.

Режиссерская игра дошкольника имеет сходство с деятельностью режиссера фильма либо спектакля.

Во-первых, ребенок в данной игре сам, один формирует сюжет, сценарий собственной игры. Само собой разумеется, эти сюжеты весьма несложны. Они смогут складываться из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку – его воле, его жажде, его плану.[7;221]

Второе, что делает ребенок в данной игре, и что неспециализированного у него его с настоящим режиссером, это то, что он придумывает, чем что будет. Ребенок в данной игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года судьбы смогут применять в играх предметы — помощники. Развитие фантазии, большой уровень обобщения, умение функционировать в плане представлений, разрешают ребенку наделять игрушку ролью независимо от ее образного ответа. Так, в игре старшего дошкольника кубики смогут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Громадная игрушечная собака возможно медведем, а маленькая — зайчиком; кусок серой ткани – волком и т. д.

Третье сходство с режиссерской работой содержится в том, что ребенок придумывает и мезансцены, другими словами воображает в пространстве кто, где будет пребывать, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что- то в следствии этого случится на “сцене”.

Четвертый момент, это то, что ребенок выполняет в данной игре все роли, если они имеется, либо игру “дикторским” текстом.

Как мы знаем, что одним из параметров любой игры есть мнимая обстановка. Но опыт говорит, что в случае, если двух-трех летнему крохе ничего не следует представить кубик машинкой (начало режиссерской игры), а трех-четырех летнему — себя паровозом (образно-ролевая игра), то к тому моменту, в то время, когда ребенок уже способен осознавать различные мнения и проговаривать их, развитие детской игры завершается имитирующей слова и действия вторых сюжетно-ролевой игрой.

Разглядим самый показательный критерий хорошего развития свойства к режиссерской игре — выполнение ролей в детских спектаклях, устраиваемых в садах для своих родителей. Один ребенок соглашается играться лишь определенные роли и отказывается от игры в других персонажей спектакля. К примеру, девочка желает играться лишь Принцессу, Снежную Королеву, Дюймовочку, да и то только по причине того, что в конце спектакля Дюймовочка выходит в весьма прекрасном платье с прозрачными крылышками, и восхищенно хлопающие в ладоши родители питают зависть к маме девочки, у которой растет будущая актриса.[8;3]

Но в случае, если взглянуть игру данной девочки в различных спектаклях, то делается ясно, что она играется не роль, а саму себя. Сцена для нее — это метод самовыражения, игра — настоящая судьба, а остальные участники — инструменты, применяемые чтобы выразить себя как возможно полнее. На протяжении игры она не взаимодействует с другими персонажами, а, проговаривая заученные слова, пытается лишь к достижению собственной цели — как возможно бросче показать себя зрителям. Эта девочка может стать известной актрисой, но ей тяжело будет стать режиссером. Толпы поклонников будут ходить на нее, а не на Макбета либо Ромео и Джульетту.

А мама второй девочки, великолепно сыгравшей Жабу, идет к психологу и, тихо плача, сокрушается, отчего же ее ребенок таковой бесталанный, что лишь на роль Жабы и годится. Но так как данной девочке и дали роль Жабы конкретно по причине того, что она может сыграть все: и Снежную Королеву, и розу в цветочном горшке, а также сам цветочный горшок, а также подоконник, на котором данный цветочный горшок стоит. Она может творить волшебство, одушевлять неодушевленное, видеть красивое в некрасивом. В каждой роли она неузнаваемо отличается и от себя самой, и от прошлых ролей. Она замечательно взаимодействует с другими персонажами игры, поскольку отлично воображает себе их потребности и цели и может сыграть любого из них.[7;156]

В противном случае говоря, данный ребенок благополучно прошел все стадии развития детской игры и находится на самой высокой ступени — режиссерской игре.

На третьем-четвертом году судьбы, в то время, когда у ребенка уже достаточно жизненного опыта и развитие его воображения достигло для того чтобы уровня, что он может переносить функции одного предмета на другой (к примеру, машина — кубик), начинается становление режиссерской игры как способности объединять разные предметы-заменители единым сюжетом и руководить созданной воображением ребенка обстановкой, развитие которой подчинено его собственному плану.

На первой стадии становления режиссерской игры все действия ребенка с предметами-заменителями основаны на известных ему качествах того настоящего предмета, с которого списан портрет, употребляющийся ребенком в его как следует работе. Ребенок чувствует себя всемогущим творцом собственного собственного мира, в котором для него нет ничего неосуществимого. Чем больше у ребенка под рукой игрушек и предметов, каковые возможно применять в соответствии с его собственным планом (кубики, катушки, флакончики, камешки и т.п.), тем в более благоприятных условиях будет развиваться его воображение.

Ясно, что перед тем как затевать применять предметы не по назначению, ребенку нужно ознакомиться с их собственными особенностями. Исходя из этого так принципиально важно обеспечить крохе с самого раннего возраста доступ к максимально широкому кругу разных по своим особенностям игрушек и вещей. Ребенок может перенести функции машинки на кубик, лишь отлично воображая себе, что такое кубик, и что такое машинка. Он сможет представить себе тазик моторной лодкой, лишь отлично ознакомившись и со особенностями тазика, и со особенностями моторной лодки.

На 2 этапе Следующий этап развития игры характеризуется тем, что ребенок начинает примерять на себя одежды разных персонажей жизненного театра — режиссер в ребенке на время уступает место актеру. Неодушевленные предметы одушевляются, животные думают и ощущают, как человек. Так как кроха уже может отделять себя от действий вторых людей, появляется свойство принимать играемый персонаж как существо, не зависимое от воли вторых, имеющее собственное мнение и собственные цели о себе самом и окружающем мире: ребенок-машина никем не управляется, а едет сама по себе, ребенок-птенчик летает в том месте, где ему нравится, ребенок- Маугли живет один в лесу и никого не опасается. Наступает период образно- ролевой игры. Многих своих родителей тревожит столь бурное развитие фантазии ребенка, не смотря на то, что эта свойство и говорит о обычном психологическом развитии малыша.

Позднее ребенок начинает осознавать, что без сотрудничества с другими его персонажу не обойтись: ребенку-машине нужен бензин, дабы ездить, ребенку-птенчику — папа и мама, ребенку-Маугли — приятели.

Третий этап развития детской игры — сюжетно-ролевая игра, — если он основан на самом высоком уровне развития первых двух, характеризуется свойством играться в окружающую судьбу, не просто имитируя ее, а выстраивая слова и поступки персонажей в соответствии с требованиями сюжета, создаваемого совместно с остальными актерами. Режиссером данной игры выступает сама окружающая ребенка жизнь, а уровень качества игры зависит от свойства детей идентифицироваться с играемым персонажем, умения договариваться между собой, подчиняясь принятым в жизни-игре правилам и совершая настоящие поступки.

Дети, не имеющие в младшем дошкольном возрасте возможности попрактиковаться в личной режиссерской игре, а также в образно-ролевой игре, в старшем дошкольном возрасте еле подчиняются мнимым правилам игры, не знают потребностей и целей остальных участников, не могут идентифицироваться с играемым персонажем до таковой степени, дабы не просто имитировать действия, срисованные с настоящего прототипа, а быть им в течение игры, осознавая наряду с этим, что все происходит понарошку. В противном случае говоря, у таких детей не хорошо развито воображение.

В то время, когда один ребенок может выполнять все роли в задуманном уже им самим спектакле, наступает расцвет режиссерской игры. Ребенок замечательно играется один, выступая от лица самого себя, мамы, папы, стула, телевизора, что, снова же, начинает тревожить своих родителей. Выяснить, необходимо ли проконсультировать ребенка у психолога, либо это закономерный этап в развитии детской фантазии, не сложно. В случае, если ребенок замечательно справляется с разными ролями в детских спектаклях, если он легко принимает правила игры, в случае, если ему легко дается взаимодействие и общение с другими детьми в сюжетно-ролевых играх, и наряду с этим он обожает побыть наедине с самим собой, дабы в личной режиссерской игре осмыслить все, что происходит с ним и около него, попытаться себя в разных ролях, ребенок не только здоров, но и психологически готов к школе.[7;167]

Режиссерская игра, появляющаяся в старшем дошкольном возрасте, мало похожа на ту собственную первую форму, которую мы замечали у малышей. Но сущность ее остается той же. Она так же, как и прежде предполагает придумывание сюжета, объединяющего различные предметы, она так же предметно представлена, в ней кроме этого ребенок выполняет все роли. Правда сюжеты становятся сложнее, предметная представленность другой раз лишь является пусковым механизмом, довольно часто уступая место собственному литературному творчеству детей, а роли время от времени тяжело выделить, поскольку ребенок все время сопровождает собственные действия речью, а иногда и заменяет ею все действия. Режиссерская игра старших дошкольников может проходить и без множества предметов, а как общение ребенка с одной какой-либо игрушкой. Диалог ребенка с игрушкой строится на базе собственного опыта общения с людьми.

Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте получает коллективный темперамент. Действительно, участников в ней не довольно много – не более двух – четырех. И они совместно являются единое целое. Они совместно придумывают сюжет, предметно его воображают, и выполняют множество ролей. Но чтобы для того чтобы рода игры состоялись, нужно тонко ощущать друг друга, мочь осознавать друг друга с полуслова, иметь наклонности и общие интересы. В случае, если дети из одной семьи имеют обычные отношения (что, к сожалению, на данный момент видится достаточно редко), то у них возможно замечать такую игру. Они совместно придумывают и ставят домашние капустники и “спектакли” (иссл. Е. М. Гаспаровой, Е. Е. Кравцовой).

Режиссерская игра, как и другие творческие игры, имеют социальную природу и строятся на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в данной игре, становятся мотивы, деятельности и смыслы жизни взрослых. Поведение ребенка опосредуется образом другого человека. Дошкольник поднимается на точку зрения различных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие настоящее сотрудничество взрослых. В один момент растет умение отображать в игре отношения между людьми, методы поведения в разных обстановках, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочтённых книг, сказок, просмотренных фильмов. Так, перед ребенком раскрываются не только правила поведения, но и их значения для поддержания и установления хороших взаимоотношений с другими людьми.[9;142]

Итак, режиссерская игра – одно из средств воспитания доброго отношения к сверстнику как части социального становления ребенка-дошкольника – как зеркало отражает опыт общения ребенка в реальности.

3.1. Физические качества


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: