Тема сочинения и ее раскрытие

Тема — это предмет произведения, то, что образовывает его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, показателей, каковые в произведении отражены. От того, как сформулирована тема преподавателем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят полнота и правильность произведения.

Первым по времени и по значимости шагом в работе преподавателя над грядущим произведением есть выбор темы, а при планировании на долгий период — определение тематики устных и письменных произведений.

заглавие и Тема не всегда совпадают в словесном выражении. Так, детям предложена тема «Первые показатели весны». Само собой разумеется, произведение возможно так и озаглавлено, но сами школьники и учитель смогут его озаглавить по-иному: «Вам очень рады, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет». Дети обожают броские, меткие, художественные заглавия. Одновременно с этим нельзя забывать, что заглавие оказывает помощь осознать план. Так, наименование произведения «Бегут ручьи» предполагает живой, эмоциональный рассказ о наступлении долгожданной весны; природоведческая тема «Перелетные птицы отечественного края» предполагает более строгое содержание, стиль, близкий к деловому.

Выше, в данном пособии, уже говорилось об идейной направленности детских произведений. Мысль художественного произведения — это идея писателя, выраженная в художественных образах, т. е. в картинах судьбы, в поведении действующих лиц, их переживаниях. Изображая явления и людей судьбы, автор высказывает собственный отношение к ним и пытается позвать такое же отношение у читателя.

«Идейный план» школьных произведений скромнее: их авторы не ставят перед собой цели влиять на читателя. Но и дети стремятся выразить собственный отношение к фактам, собственные эмоции, поделиться ими. В школьных произведениях .отражается внутренний мир детей, находятся оценки поступков людей, жизненных явлений. Это и имеется идейное содержание детских рассказов и произведений: в них отражается позиция авторов.

В случае, если в работе над устным либо письменным произведением дети не просто выполняют задание преподавателя, а стремятся поведать о чем-то для них серьёзном, поделиться стремлениями и своими чувствами, то свободнее, полнее проявляется их творчество: в таких произведениях мысль неразрывно слита с раскрытием темы.

Залогом успеха детских произведений есть ясная, «узкая», конкретная тема. В случае, если обучающимся предлагается через чур «широкая тема», к примеру «Осень» либо «Зима», школьники теряются перед ней, не смогут охватить ее с достаточной полнотой; пишут об отдельных подробностях, слабо связывая их между собой. Тема «Осень» так широка, что школьник не имеет возможности кроме того приблизиться к ее раскрытию хотя бы по причине того, что количество его произведения мал. Отбор материала не может быть целенаправленным, поскольку цель произведения не ясна из формулировки темы.

Узкая тема приучает школьника не только к полноте, но и самостоятельности: она конкретна, школьник сам накапливает материал и располагает его.

Самый популярный, обычный недочёт раскрытия темы — неумение отыскать ее границы: тема выясняется неточно понятой. Дети пишут обо всем, что хотя бы отдаленно, согласно их точке зрения, связывается с темой. Разглядим с данной точки зрения произведение, озаглавленное «Золотая осень»:

Скоро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздушное пространство стал холоднее. Лес сейчас совсем негромкий, лишь листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на берёзе и осине. По небу плывут серые облака. Дни становятся меньше. Бывают редкие заморозки.

Деревья не так долго осталось ждать будут находиться обнажённые. Река стала холодная и светло синий. В лесу редко попадаются грибы. Лес практически уже без листьев. На окраине дороги лишь рябина краснеет. Белка запасает на зиму грибов и орехов. Медведь готовится к зиме, он готовит себе пещеру. Волк уже ходит голодный! С собственной волчихою голодной выходит на дорогу волк.

Птицы улетают в жаркие края. Работники колхоза убрали с полей рожь, пшеницу, овес, горох, гречиху. Картофельная ботва легла на землю, как сгорелая. На очереди осталась капуста.

В этом произведении много конкретных показателей осени: описание леса, наблюдения над берёзой и осиной, замечание о капусте, которую убирают позднее вторых овощей, о картофельной ботве. Но в целом произведение — «не на тему»: материал отобран нецеленаправленно. Ученик не осознал темы «Золотая осень», не сумел ее отграничить, придать произведению нужную стилистическую окраску, внести в него элемент настроения.

Ученик не осознал, какая пора осени именуется золотой. Явление природы, именуемое золотой в осеннюю пору,— это относительно часть осени:

Имеется в осени начальной –

Маленькая, но дивная пора —

Целый сутки стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

(Ф. И. Тютчев.)

Леса в эту пору наряжаются в золото и багрец, воздушное пространство чист и прозрачен, и паутины узкой волос сверкает на праздной борозде. Известны отличные картины И. Левитана, И. Остроухова,; В. Поленова, на которых запечатлены картины золотой осени.

Сочинение на эту тему не имеет возможности не быть эмоциональным. В нем описывается прогулка, поход, передаются наблюдения за трансформациями в природе, наконец, оно возможно написано и по картине, но в любом случае оно должно раскрывать тему золотой осени. Потому, что тема предполагает изображение изумительных по красоте картин, вызывающих весёлое настроение, то тут неуместны сообщения о тучах, о медвежьей пещере. А строки о волке, забранные из пушкинского описания поздней осени (стоял ноябрь уж у двора), находятся в явном несоответствии с картинами золотой осени.

Наконец, разбираемое произведение не соответствует действительности: лето в тот год было прохладное и дождливое, а осень, напротив, сухая и ясная. Следовательно, школьник писал не о том, что он сам заметил и пережил, а повторил то, что принято сказать об осени (обобщенные показатели осенней природы).

Дети обучаются раскрывать тему начиная с I класса. Тут они составляют предложения на тему, к примеру, о зимней погоде, о умной лисице, о родном селе. После этого составляют и пишут пара предложений, объединенных одной темой, по вопросам.

Полезно деление темы на более узкие. Так, из темы «Осень», темы очень широкой, смогут быть выделены частные темы, достаточно узкие для обучающихся: «Уборка овощей в отечественном совхозе», «Погода в октябре», «Хмурый осенний сутки», «Золотая осень», «Как мы помогали убирать капусту», «Поздняя осень в саду» и др.

В работе над устным и письменным произведением вероятен путь не только от поставленной темы к ее раскрытию, но и обратный путь — от накопленного материала к формулировке темы. Так, вторым методом возможно трудиться на материале долгих наблюдений.

Подводя результат работы над темой, приведем текст произведения, которое может служить положительным примером раскрытия поставленной темы.

Поздняя осень

Золотая осень уже кончилась. Все листья осыпались, деревья стоят обнажённые. Ветер свистит в ветках. По ночам уже бывают морозы. Утром на лужах стоит лед. грачи и Скворцы улетели на юг. На кустах показались птицы с красными грудками,— это снегири. Люди ходят в теплых пальто. Не так долго осталось ждать придет настоящая зима. (II класс.)

Ученик дал в полной мере конкретное описание поздней осени, указал многие ее показатели. Сведений, не относящихся к теме тут нет; язык живой, образный.

Составление замысла

Замысел — нужная ступень любого речевого высказывания, его «проект», «каркас». Обдумывая собственную обращение, в особенности монолог, человек постоянно намечает главные вехи. Следовательно, без замысла не может быть монолога, и споры о том, нужен ли замысел произведения, по-видимому, должны быть переведены в пара другой замысел: необходимо ли записывать замысел произведения? Как детально он составляется? Может ли он изменяться в ходе составления текста?

В начальных классах особая работа над замыслом необходима при подготовке всех устных и письменных произведений; исключение составляют другие картин сочинения и зарисовки природы-миниатюры. Одновременно с этим не нужно забывать, что и эти тексты ученик проектирует в уме (к примеру, решает, о чем сообщить сперва, о чем — по окончании).

В I классе, в большинстве случаев, роль замысла делают вопросы преподавателя (так называемый вопросный замысел); во II классе замысел грядущего произведения составляется коллективно под управлением преподавателя, в III классе — по большей части самостоятельно. В начальных классах рекомендуется несложной замысел (без подпунктов) из 3—5 частей.

Дети сначала составляют замысел на примере прочтённых рассказов и пересказывают их по замыслу, после этого составляют замысел изложения, после этого — замысел сочинения по серии картин (т. е. по картинному замыслу), озаглавливают эти картины. После этого составляют замысел произведения, в котором легко обнаруживается четкая временная последовательность. Нужным приемом обучения замыслу есть выяснение, о чем необходимо сообщить раньше, о чем — дальше, о чем — позже, чем необходимо закончить собственный рассказ. Замысел составляется в виде вопросов, в виде повествовательных полных и, наконец, в виде номинативных предложений. Смогут составляться кроме этого смешанные замыслы. К примеру1 замысел сочинения по впечатлениям от прогулки в лес:

I вариант

1. Отечественные изготовление.

2. Лесные картины.

3. Хозяева леса.

4. Отечественные игры на поляне.

II вариант

1. Мы планируем в лес.

2. В лесу прекрасно!

3. Лес полон судьбы.

4. Мы отлично поиграли!

Значительно чаще замысел составляется перед письмом произведения, подчас это единственно вероятный вариант (к примеру, в сочинении по картине). Но время от времени не редкость целесообразнее разработать замысел заблаговременно, на протяжении подготовительной работы. Так, замысел экскурсии, замысел наблюдений, замысел публично нужного труда может послужить базой замысла грядущего произведения. Одновременно с этим такие замыслы смогут быть нужны в ходе накопления материала, его упорядочения и отбора. В таких случаях перед письмом произведения происходит только уточнение ранее разработанного замысла, причем трансформации и уточнения смогут носить личный темперамент. К примеру, перед экскурсией на стройку третьеклассники составляют таковой замысел (неспециализированный для класса):

1. Какие конкретно строения строятся? Для чего?

2. Кто сооружает? Как трудятся строители? Их профессии?

3. Какие конкретно строительные автомобили используются?

По этим вопросам строится беседа на протяжении экскурсии, отбирается материал, а после этого вопросы уточняются в классе и являются планом устного рассказа. В письменном варианте уточнения делаются лично.

Замысел имеет не только служебное, вспомогательное, но и независимое значение. Исходя из этого время от времени работа над темой ограничивается составлением более либо менее подробного замысла; текст не составляется. Данный прием оказывает помощь детям осознать назначение замысла: в случае, если разработан хороший замысел, то текст по нему составить намного легче.

Не нужно давать обучающимся готовых замыслов. Само собой разумеется, по готовому замыслу детям легче писать произведение либо говорить устно; но их работа выясняется не независимой. Школьник, привыкший писать сочинения по готовому замыслу, продиктованному преподавателем, не разовьет независимого мышления и не готовься к жизненным обстановкам, в которых никто не посоветует готового замысла доклада, отчета либо статьи.

Подготовка к произведению

В зависимости от задач и типа произведения, устного либо письменного, темперамент подготовительной работы изменяется, но имеется и неспециализированные положения, каковые применимы к любому произведению, независимо от его типа. Подготовку организует преподаватель, включает в нее обучающихся, получая их познавательной самостоятельности и максимальной активности. Подготовка — это, во-первых, создание таковой ситуации, что стала причиной бы у обучающихся потребность поведать, обрисовать что-либо; во-вторых, накопление достаточного полноценного материала для произведения; в-третьих,, выбор языковых средств к данной теме, в соответствии с планом ее раскрытия.

Подготовка к произведению начинается за пара дней до самого произведения во внеурочное время и на разных уроках, не только русского. Период работы над устным и письменным произведением достаточно четко делится на три этапа:

а) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, пьес, чтение художественной и другой литературы;

б) отбор материала в соответствии с замыслом и темой ее раскрытия, систематизация материала, его размещение: беседы, обсуждение, выделение значительного, составление замысла, отдельные записи, подготовка лексики и т. п.;

в) словесное, речевое оформление произведения, т. е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление неточностей самими обучающимися, проверка.

Первый и второй этапы в большинстве случаев выходят за рамки особого урока письма произведения либо рассказывания. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит время от времени задолго до письма; наблюдения за явлениями природы смогут длиться семь дней а также месяц; картина же в большинстве случаев рассматривается перед произведением. Время от времени заблаговременно составляется замысел. Следовательно, урок, на котором пишется текст произведения либо рассказываются устные произведения, как правило обязан рассматриваться как собственного рода подведение итога работы, совершённой ранее. Обобщающая роль урока произведения увеличивается по мере овладения умениями в области связной речи.

В случае, если произведение — результат долгой подготовки, то и построение урока произведения зависит от характера подготовительного этапа. Чем больше было сделано на подготовительном этапе, тем больше шансов глубокой работы над текстом появляется на самом уроке произведения. Перед письмом произведения либо устным рассказыванием нужно вернуть в памяти обучающихся накопленный материал, создать у них настроение важной долгой работы, привести к интересу, вернуть мотивы желание написать либо поведать.

Смогут быть выделены кое-какие главные неспециализированные черты уроков письма произведений (что касается устных рассказов, то эта работа протекает свободнее, на различных уроках, на различных стадиях этих уроков).

Для произведения в I классе отводится в большинстве случаев до одного урока, во II классе — в большинстве случаев один урок и, при необходимости, 15—20 мин. второго урока, в III классе — один-полтора урока, а в отдельных случаях — до двух уроков. Помимо этого, еще на одном уроке, в большинстве случаев в течение 20—25 мин., проводится анализ лучших произведений и работа над неточностями (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими и недочетами содержания).

На уроке письма произведения в большинстве случаев соблюдаются следующие этапы: во-первых, сообщение (либо восстановление в памяти) задач и темы грядущего произведения и обсуждение их с обучающимися; во-вторых, беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заблаговременно — на протяжении наблюдений, либо для его накопления (к примеру, рассматривание картин); в-третьих, составление замысла либо его уточнение, в случае, если замысел был составлен ранее; в-четвертых, речевая подготовка текста: запись слов, в случае, если необходимо; составление отдельных словосочетаний, предложений либо фрагментов связного текста; орфографическая подготовка к написанию тяжёлых слов; после этого — главная часть урока, самая продолжительная и серьёзная: письмо произведения всеми обучающимися, наблюдение преподавателя за каждым пишущим, оказание личной помощи; наконец, самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление увиденных ошибок и недочётов.

В начальных классах дети, в большинстве случаев, не переписывают произведения начисто, а все исправления делают бережно в чистовых тетрадях, и эти исправления не ведут к понижению оценки за произведение (за хорошее исправление — успешную замену слова, улучшение построения предложения и т. п.—направляться поощрять обучающихся).

Дети сдают произведения преподавателю на диагностику, и проверка не должна длиться более двух дней, поскольку в другом случае обучающиеся забывают если не главное содержание, то подробности, синтаксис и лексику собственного произведения.

По проверенным произведениям непременно проводится итоговое занятие: выделяется 15—25 мин. на следующем уроке русского либо проводится личный разбор достоинств и недостатков.

Порядок работы продемонстрируем на примерах.

1. Произведение-повествование о зимних играх (последнее полугодие I класса; один урок). Проводится через день после катания на санках с горки. Заглавие — «Радостно зимний период!».

а) Начало работы: сообщение и цели сочинения и обсуждение темы. (2 мин.)

б) Беседа с целью привести к активности детей, напомнить о весёлых минутах, о переживаниях, вернуть в памяти их последовательность и факты, создать у школьников весёлое настроение. (5 мин.)

в) Запись слов на доске (4—5 слов смогут быть записаны заблаговременно н закрыты экраном).

г) Составление отдельных предложений по вопросам фрагментов и учителя текста. (4 мин.)

д) В не сильный классе допускается устное составление всего текста, его обсуждение и рассказывание. Допускается запись коллективно составленного текста на доске, его совершенствование. После этого текст стирается. (8 мин.)

е) Запись текста обучающимися. Наблюдения преподавателя и его личная помощь. (20 мин.).

ж) Проверка обучающимися собственных работ. Сбор тетрадей. Ответы преподавателя на вопросы обучающихся.

2. Произведение-повествование «Прогулка в лес» в IV четверти I класса. Сочинение на базе прогулки. На уроках, предшествующих произведению, дети записывают слова на тему произведения (черемуха, лютики, березка, ландыш и т. п.), составляют с ними предложения; слова включаются в разные упражнения по русскому языку. Произведение проводится через день после прогулки.

а) Напоминание темы, ее обсуждение; задачи произведения.

б) Беседа, составление предложений по вопросам преподавателя (вопросный замысел) и фрагментов текста.

в) орфографический разбор и Запись тяжёлых слов.

г) Устное рассказывание вариантов текста грядущего произведения (лишь в не сильный классе).

д) Запись произведений в тетради без предварительной записи на доске. (Личная помощь преподавателя.)

е) Самопроверка написанного.

3. Сочинение по серии картин (по картинному замыслу) (II класс). (60 мин. — один урок и 15 мин. второго урока.)

Вероятное содержание картин:

1) Осень. Дети копают ямки на протяжении улицы.

2) Дети сажают юные деревца.

3) Взрослые забивают в почву колья около посаженных деревьев.

4) Весна. Деревья зазеленели. Около ходят козы, но не смогут обгрызть кору на молодых деревцах. Дети прогоняют коз.

Движение урока.

а) Сообщение цели урока. На каждую парту дается набор картин.

б) Негромкое рассматривание картин. Дети раскладывают картины в нужной последовательности (т. е. составляют картинный замысел).

в) формулирование и Выяснение темы набора картин, т. е. темы сочинения по картинам.

г) Беседа по картинам: школьники составляют устно посредством отдельных вопросов преподавателя маленькие фрагменты связного тенета по каждой картине. Дают имена действующим лицам.

Преподаватель подбирает варианты вопросов с учетом уровня подготовленности класса. В сильном классе возможно обойтись без вопросов: школьники говорят по одной картине, после этого по второй и т. д.

д) Озаглавливание картин (т. е. составление текстового замысла), обсуждение пунктов замысла, их запись на доске и, быть может, в тетради.

е) Предварительное рассказывание вариантов текста грядущего произведения (лишь в не сильный классе в I четверти: в будущем не нужно допускать «проговаривания» текста кроме того в не сильный классах).

ж) Независимое письменное оформление текста, подготовленного в коллективной работе класса. Запись текста по замыслу (деление на абзацы). Личная помощь преподавателя в ходе независимой работы обучающихся над текстом.

з) Проверка детьми собственных работ; совершенствование написанного. О дополнениях и поправках дети советуются с преподавателем.

Как говорилось выше преподаватель определяет для каждого произведения (либо другого упражнения) новую учебную задачу. Продемонстрируем эту задачу на примере данного произведения:

Первая задача: ознакомление детей с новым видом произведения— сочинением по серии картин (в случае, если до этого таких произведений не было совершено).

Вторая задача: составление текстового замысла на базе замысла картинного (предполагается, что с картинным замыслом дети уже трудились).

Третья задача: деление текста на абзацы (в соответствии с разделами замысла) и запись их с красной строчка.

Четвертая задача: новая ступень самостоятельности в совершенствовании и самопроверке текста — замена слов (при неоправданного повторения однообразных слов).

4. Произведение «Первый снег» на базе наблюдений над явлениями природы. III класс. Произведению предшествовала экскурсия в парк. На протяжении подготовки к произведению проводилась беседа, дети просматривали стихотворения А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева. В орфографические упражнения включались слова из тематического словаря грядущего произведения. К уроку дети пришли уже в значительной мере подготовленными.

Движение урока.

а) цели сочинения и Обсуждение темы (что будет продемонстрировано, количество темы, ее границы, с чего начать, от чьего имени вести рассказ).

б) Создание настроения, определенного эмоционального уровня в классе (маленькая беседа, чтение стихов, картины и т. п.).

в) Независимое составление замысла из 3—4 пунктов, в ходе краткой беседы (вероятны элементы коллективного дискуссии частей замысла).

г) Напутствие преподавателя: «Сейчас вы отлично подготовлены к произведению. Вы понимаете, о чем писать, в каком порядке, понимаете многие слова, каковые нужно употребить. Любой напишет о том, что ему больше понравилось, что лучше запомнилось. Старайтесь писать ясно, красиво. Обращайтесь ко мне с вопросами».

д) Составление текстов произведений каждым обучающимся самостоятельно, личная помощь преподавателя (эта часть должна быть в III классе продолжительной — не меньше 25—30 мин., а быть может, при полуторачасовом произведении — 40—45 мин.).

е) совершенствование и Самопроверка написанных работ, внесение нужных исправлений в выборе слов, в построении предложений. Переговоры с преподавателем.

В обрисованных четырех уроках продемонстрирован рост требований, увеличивающийся уровень самостоятельности обучающихся на всех этапах работы над произведением.

В случае, если у обучающихся накоплено достаточно материала для произведения, в случае, если данный материал осмыслен, упорядочен и подготовлена лексика, то составление самого рассказа в большинстве случаев не вызывает у них важных затруднений.

Устные произведения, при такой же подготовке, какая проводится перед письменными, смогут быть представлены в трех вариантах.

Первый вариант — это такая же работа, какая была обрисована выше, но без письменной фиксации текста. Вместо записи проводится устное рассказывание 3—4 учениками. Конечно, что устные рассказы получаются менее строгими, чем -письменные, в них видятся повторения, неудачный выбор слов, неправильное построение предложений, пропуски. Исходя из этого сразу после каждого устного воспроизведения подготовленного рассказа-произведения необходимо проводить маленькое обсуждение: дети говорят о недостатках рассказа, предлагают собственные исправления и тем самым оказывают помощь его усовершенствовать.

Второй вариант устного рассказа-произведения — это 10—15 мин., выделенные на уроке чтения (реже — на уроке русского) для краткого обсуждения и рассказывания. Говорят 2—3 ученика на заданную тему, в большинстве случаев на тему, связанную с читаемым материалом либо с картиной, либо с личным опытом обучающегося. К примеру, на уроке, посвященном чтению армейских рассказов, возможно дана тема «Рассказ моего дедушки».

Третий вариант — это устные рассказы «делового» типа на уроках природоведения, труда. Примером может служить рассказ по наблюдениям, обобщение долгих наблюдений, описание процесса труда, составление инструкции к какому-либо трудовому процессу и т. п.

Устные рассказы-сочинения на уроках занимают довольно много времени, исходя из этого часто их выполняют во внеурочное время, в порядке личной работы с обучающимися. Они планируются равно как и письменные, на долгий срок, с учетом всех неспециализированных требований к совокупности изложений и сочинений.

Проводя рассказы, преподаватель в любой момент обязан не забывать, что долгая устная работа утомляет обучающихся: понижается умственная активность детей, в особенности тех, кто сам не участвует в работе, а остается в числе слушателей.

Анализ произведений обучающихся.

Очень актуальным для методики развития речи есть вопрос о параметрах оценки ученического произведения. Конечно, что эти критерии должны учитывать главные требования, изложенные выше; оценка произведения в зависимости от одной только орфографической грамотности, практиковавшаяся в прошлом, сейчас не имеет возможности удовлетворять школу: нужны более распространенные параметры. Разработке таких параметров сейчас уделено большое внимание, так же как и методике анализа ученических сочинений на базе тех либо иных параметров. Вот один из вариантов:

1. Раскрытие темы произведения (соответствует ли содержание теме, достаточно ли полно она раскрыта?). Соответствует ли содержание действительности?

2. Замысел, композиция, последовательность (верно ли разработан замысел, соответствует ли порядок изложения материала замыслу, нет ли повторов в содержании либо значительных пропусков, нарушений последовательности). светло ли выражена основная идея, имеется ли выводы?

3. Жанр, стиль (имеется ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения; нет ли значительных нарушений единства стиля; оправдан ли стиль и жанр задачами раскрытия темы произведения и обстановкой. Элементы изобразительности, художественности).

4. Размер произведения (количество слов, предложений; лаконизм либо многословие).

5. Лексика (правильность ее потребления, ее разнообразие, -наличие либо отсутствие слов, владеющих оттенками значений,— применение синонимов, антонимов, фразеологизмов и пр.).

6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие либо однообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы).

7. Орфографическая и пунктуационная грамотность, темперамент неточностей (неотёсанные и негрубые).

8. Каллиграфия, внешнее оформление (соблюдение полей, красная строчок, размещение заглавия и т. п.).

Без единых параметров неосуществим единый подход, нереально единство требований преподавателей к произведениям обучающихся. Но в методике созданы и другие критерии, не противоречащие, но, изложенным выше.

Одним из приемов анализа произведения есть выделение микротем. Данный прием разрешает с высокой точностью проанализировать содержательную сторону произведения.

Микротемой именуют компонент текста, посвященный довольно малой (минимальной) теме в рамках неспециализированной темы произведения. Так, в случае, если тема произведения «Первые показатели наступления весны», то микротемами смогут быть: «Все, которое связано с солнцем», «То, что связано со снегом, льдом», «Животный мир», «Человек» и т. д. Со своей стороны микротема также может подвергаться делению: так, микротема «Человек» в рамках данной темы произведения может расчленяться на темы: «Как люди наряжаются», «Какие конкретно появляются у людей дела с приближением весны), «Весенние настроения» и т. п. Микротемы смогут совпадать с замыслом, с заглавиями его пунктов, но бывают и мельче пунктов замысла.

Выделение микротем оказывает помощь исследователю и учителю глубже и правильнее узнать полноту раскрытия вопросов в произведении: микротемы смогут быть лишь названы, но они смогут быть развернутыми.

При подготовке к произведению не нужно перегружать обучающихся числом микротем, в другом случае они не успевают их развернуть, ограничиваются их перечислением.

Разглядим пример анализа произведения «Как я совершил лето», написанного учеником III класса в сентябре, в начале учебного года, на базе каникулярных впечатлений. Анализ проводится по изложенным выше пунктам.

Я совершил лето в деревне Куганак. Рядом была железная дорога, дальше было ржаное поле, свеклобаза. Воздушное пространство в том месте был превосходный.

Мы с дедушкой пилили дрова, очищали с них кору, кололи. Практически ежедневно купались в реке Белой. Мы с дедушкой на лодке плавали ставить сети. Ежедневно мы ели различную рыбу.

в один раз я отправился к роднику. В то время, когда я набирал воду в бутылку, услышал шорох в траве. С испугу я не разобрал, кто это. Позже оказалось, что это был уж.

Я был весьма доволен, что побывал в этом прекрасном месте.

В тексте произведения исправлены орфографические и пунктуационные неточности и сделана маленькая стилистическая правка (уточнены кое-какие неясные места). Итак, анализ:

1. Тема осознана и раскрыта верно, достаточно полно и правдиво: школьник поведал о том, что случилось с ним самим на протяжении летних каникул. В произведении четыре микротемы, они достаточно раскрыты.

2. Замысел не записан, но он легко прослеживается в содержании произведения: сперва школьник-автор информирует, где он совершил каникулы, и коротко обрисовывает местность; после этого говорит о собственных простых занятиях; в третьем абзаце говорит об отдельном запомнившемся случае; завершается произведение выражением собственных эмоций.

3. Жанр — повествование с элементами описания. Произведение представляет собой непринужденный рассказ; стилевые изюминки не взяли отчетливого выражения.

4. Количество произведения средний для ученика III класса в начале учебного года: 88 слов (полагая служебные), 13 предложений; изложение скорей кратко, чем многословно.

5. Лексика в целом разнообразна, повторений однообразных слов не довольно много (мы с дедушкой — два раза; был, была, было в роли связки — четыре раза; местоимения я употреблено четыре раза). Не смотря на то, что лексика по большей части стилистически нейтральна, но имеется слова, владеющие оттенками значения: превосходный, прекрасный (синонимы). Все слова употреблены в верном значении, уместно.

6. Средний размер предложения—6—8 слов (немного выше «нормы»). Синтаксические конструкции по большей части разнообразны: пять сложных предложений, среди них одно бессоюзное и четыре сложноподчиненных с тремя придаточными изъяснительными и одним временным. Однородные члены предложения использованы два раза; обособленных второстепенных участников нет.

7. 8. Орфографических неточностей было две, пунктуационных — одна. Внешиее оформление хорошее. Оценка — «4»,

Начало формы

Оглавление из 493 Тема сочинения и ее раскрытие

Преды

Финиш формы

Задания

1. Напишите сами произведения в жанре описания и повествования, стилем художественным и научным (темы смогут быть различные, но смогут и совпадать).

2. Создайте методику всех этапов подготовки и проведения сочинения по наблюдениям природы.

3. Проанализируйте текст ученического сочинения по параметрам, изложенным в данной главе.

4. Разработайте перспективный замысел изложений и сочинений на учебное полугодие либо на учебный год. Продемонстрируйте, как в этом замысле отражены методические правила, изложенные в данной главе.

Итоговое сочинение 31. Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: