Тема 8. финансово-экономические основы муниципального управления

Экономические базы, снабжая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, помогают удовлетворению потребностей населения городов, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем развитие и укрепление денежно-экономических баз местного самоуправления влияют на экономическое и денежное положение в стране в целом. Но наряду с этим направляться учитывать, что денежная и экономическая самостоятельность городов во многом обусловлена состоянием экономики отечественного общества, его финансов.

Денежно-экономическую базу местного самоуправления составляют:

а) муниципальное имущество;

б) местные бюджеты и иные денежные ресурсы местного самоуправления;

в) имущество, находящееся в гос собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, и, в соответствии с законом, другая собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Муниципальное имущество — одно из необходимых условий существования независимого муниципального образования. Оно выступает экономической базой местного самоуправления, наровне с муниципальным бюджетом снабжает денежно-экономическую независимость местного сообщества для обеспечения благосостояния граждан и эффективного решения вопросов местного значения, инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Понятие «муниципальное имущество» шире, чем понятие «муниципальная собственность». Это связано с тем, что право собственности только одно из вероятных правовых оснований принадлежности объектов муниципальному образованию.

В соответствии с ст. 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальной собственностью есть имущество, находящиеся в собствености на праве собственности муниципальным, сельским поселениям, и вторым муниципальным образованиям.

Так, субъектами муниципальной собственности являются города, а не муниципальные органы власти.

Права хозяина муниципального имущества от имени муниципального образования реализовывают муниципальные органы власти, а в случаях, предусмотренных уставами субъектов и законами Федерации городов, — население конкретно.

В состав муниципальной собственности входят:

? средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

? имущество муниципальных органов власти;

? муниципальные почвы и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

? организации и муниципальные предприятия;

? муниципальные банки и другие денежно-кредитные организации;

? муниципальный нежилые помещения и жилищный фонд;

? муниципальные учреждения образования, здравоохранения, спорта и культуры;

? второе движимое и недвижимое имущество.

К имуществу относятся вещи, включая деньги и акции, иное имущество, а также имущественные права.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть закрепляется за учреждениями и муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения и праве своевременного управления, а вторая часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за учреждениями и муниципальными предприятиями, образовывает, в соответствии с ст. 215 Гражданского кодекса РФ муниципальную казну муниципального образования.

Имущество муниципального образования формируется только для исполнения возложенных на него полномочий, исходя из этого его применение должно носить целевой темперамент.

Существуют следующие вероятные методы формирования муниципального имущества, что находит собственный законодательное закрепление в уставе муниципального образования:

? методом взимания налогов и иных необходимых платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, во внебюджетные фонды и в валютный фонд;

? методом приобретения имущества на основании соглашения купли-продажи, мены, дарения либо другой сделки, предусмотренной действующим гражданским законодательством РФ;

? при разграничении гос собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, гос собственность субъектов РФ и муниципальную собственность и передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность;

? при разграничении муниципальной собственности , если в границах территории одного муниципального образования имеются другие города;

? при объединении, преобразовании либо упразднении городов;

? методом получения продукции, плодов, доходов в следствии применения муниципальной собственности;

? по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

На формирование муниципальной собственности значительным образом воздействовал и процесс приватизации. Фактически приватизация — это переход имущества из публичной собственности в личную, но в ходе приватизации часть имущества может переходить из национальной в муниципальную собственность.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, кроме этого формируется в следствии предпринимательской и другой деятельности муниципальных учреждений и предприятий.

Право муниципальной собственности заканчивается:

1) при смерти либо уничтожения имущества;

2) при отчуждении имущества вторым лицам, а также при приватизации;

3) методом обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном законом РФ либо соглашением;

4) по иным основаниям, предусмотренным законами РФ (к примеру, нормы главы 15 Гражданского кодекса РФ).

Исходными субъектами — носителями права муниципальной собственности есть само население в лице администрации и представительного органа. Разграничение конкретных полномочий администрации и представительного органа должно происходить на основании разделения их функций. Необыкновенной компетенцией представительного органа являются распоряжения порядка и установление управления муниципальной собственностью, контроль за деятельностью по распоряжению и управлению ею.

Пункт 2 статьи 215 Гражданского кодекса РФ не дает исчерпывающего списка субъектов, каковые смогут осуществлять от имени муниципального образования права хозяина, исходя из того, что ими смогут быть каждые муниципальные органы власти. Возможность деления правомочий носителей права муниципальной собственности разрешает подключать к их осуществлению иные намерено созданные органы. К таким органам направляться отнести Комитет по управлению имуществом, и соответствующий фонд имущества.

Муниципальные органы власти вправе в соответствии с законом создавать предприятия, организации и учреждения (размер уставного фонда не может быть менее 1000 МРОТ) для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их ликвидации и реорганизации. Правовое положение национальных и муниципальных унитарных фирм определяется Гражданским кодексом РФ и законом «О национальных и муниципальных унитарных фирмах».

Унитарным муниципальным предприятием согласится коммерческая структура, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней хозяином имущество.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается согласно решению уполномоченного на то органа местного самоуправления.

Предприятие не вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом без согласия хозяина, последний со своей стороны в праве на получение части прибыли от применения имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Унитарное предприятие, основанное на праве своевременного управления (казенное предприятие), вправе отчуждать либо иным методом распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия хозяина этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует создаваемую им продукцию, в случае, если иное не установлено законом либо иными правовыми актами.

Осуществляемая реформа местного самоуправления предусматривает следующие главные направления совершенствования управления муниципальным имуществом:

? проведение описи имущества, построение совокупности учета объектов недвижимости, земельных участков — реестров, кадастров и т.д.;

? разработка концепции управления муниципальной собственностью;

? оценка и использования эффективности и повышение управления муниципальной собственности:

—регулярное проведение свободного аудита бюджетных учреждений, МУПов и других активов, публикация результатов испытаний;

—проведение мониторинга эффективности деятельности МУПов (казенных фирм);

? структуры и оптимизация объёма муниципальной собственности по средствам:

—критериев и определения принципов, на базе которых принимаются решения о сохранении объектов в муниципальной собственности;

—разработки программы сокращения количества муниципальной собственности;

—ее программы результатов и публикации приватизации в массмедиа;

—разработки пакета документов для передачи муниципальной собственности в доверительное управление, концессию;

? публикация и составление пассивов и баланса активов муниципального образования.

С целью повышения доходов бюджета города муниципальное имущество предоставляется в аренду.

Объектами аренды смогут выступать:

? предприятия и другие имущественные комплексы, строения, строения, сооружения, помещения, а также встроенно-пристроенные, находящиеся в жилых зданиях;

? оборудование, транспортные средства;

? другие вещи, каковые не теряют собственных натуральных особенностей в ходе их применения.

Ответ о передаче муниципального имущества в аренду принимается администрацией муниципального образования. Размер арендной платы, льготы по арендной плате устанавливаются ответами представительного органа.

Помимо этого, муниципальные фирмы вправе передавать в аренду третьим лицам имущество, закрепленное за ними на праве хозяйственного ведения, по окончании получения следующей разрешительной документации:

а) распоряжения о разрешении дать в аренду
муниципальное имущество;

б) согласования контракта аренды.

Размер арендной платы в контрактах аренды, заключаемых муниципальными фирмами, устанавливается в правовом поле муниципального образования.

Муниципальные учреждения не вправе самостоятельно передавать в аренду третьим лицам имущество, закрепленное за ними на праве своевременного управления. При необходимости передачи имущества в аренду третьим лицам они должны обратиться в администрацию муниципального образования с соответствующим заявлением. Учреждение не вправе мешать заключению соглашения при наличии свободного, неиспользуемого муниципального недвижимости.

Информация о собственности муниципального образования, а также по отдельным объектам, предоставляется любым заинтересованным лицам в правовом поле РФ.

Денежные средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают:

а) средства местного бюджета;

б) муниципальные внебюджетные средства;

в) денежные ресурсы муниципальных фирм;

г) средства, заимствованные на денежном рынке (ссуды, займы, кредиты и т.д.).

Управление муниципальными финансами складывается из трех стадий: денежного планирования, оценки результатов и бюджетного процесса. На каждой стадии трудятся особые органы: денежные, бюджетные и контрольные.

На стадии планирования определяются приоритеты развития, и по срокам они подразделяются на кратковременные (годовые), среднесрочные (на срок полномочий муниципальных органов) и долговременные (до 20 лет).

Логическим завершением, снабжающим формирование местных финансов, есть бюджетный процесс.

Бюджетный процесс — регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность муниципальных органов власти по составлению, исполнению и утверждению местного бюджета, и отчету о его выполнении.

Бюджетный процесс делится на три главные стадии:

? организация бюджетного процесса и составление проекта бюджета;

? утверждение и рассмотрение бюджета;

? выполнение бюджета.

Местный бюджет — составляющая часть экономической базы местного самоуправления. Ответ вопросов местного значения осуществляется муниципальными органами власти только за счет средств местных бюджетов, и от того, в какой степени прибыльная часть местных бюджетов снабжает ответ этих вопросов, зависят жизнеспособность конкретного муниципального образования, его самостоятельность, развитие всех инфраструктур поселения, что снабжает определенную стабильность для обитателей муниципального образования.

Местный бюджет — это замысел денежной деятельности муниципальных органов власти на определенный период, представленный в форме расходов и описи доходов. Исходя из этого местный бюджет — это документ, отражающий задачи и реальные цели соответствующего муниципального образования.

Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается, во-первых, тем, что они утверждаются и исполняются соответственно представительными и аккуратными муниципальными органами власти, во-вторых, наличием собственных источников доходов, в-третьих, правом самостоятельно определять расходования и направления использования бюджетных средств. Однако, местные бюджеты не независимы и являются звеном консолидированных бюджетов субъектов РФ. В этом смысле они составляют часть бюджетной совокупности РФ.

Ключевые принципы бюджетного процесса в муниципальном образовании регулируются законодательством субъекта и федеральным законодательством Федерации: Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, законом от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ», законами субъекта РФ. Сама процедура разработки, исполнения и принятия бюджета должна быть подробно обрисована в Уставе муниципального образования или в иных нормативно-правовых актах муниципального образования.

Сущность местного бюджета проявляется в следующих своеобразных функциях:

? функции обеспечения прибыльными источниками муниципальных органов власти для исполнения расходных полномочий;

? функции финансирования функциональных обязанностей муниципальных органов власти;

? контрольно-регулирующие функции.

Надлежащее комбинированное выполнение местным бюджетом собственных функций разрешит обеспечить на территории муниципального образования состояние бюджетного равновесия, т.е. сбалансированности муниципальных финансов на базе роста поизводства, разрешающей полностью профинансировать затраты местного самоуправления по предоставлению населению коллективных благ.

Формирование, утверждение, выполнение местного бюджета и контроль за его выполнением осуществляются муниципальными органами власти самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и законом № 131-ФЗ «Об неспециализированных правилах организации местного самоуправления в РФ», и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Муниципальные органы власти в порядке, установленном законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, воображают в федеральные органы власти и (либо) органы власти субъектов РФ отчеты об выполнении местных бюджетов.

Проект местного бюджета, ответ об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его выполнении, ежеквартальные сведения о ходе выполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих муниципальных органов власти, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их финансовое содержание подлежат официальному опубликованию.

В бюджетном ходе денежные отношения выстраиваются между получателями средств и распорядителями.

Основной распорядитель денег из бюджета города — орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных денег, определенные ведомственной классификацией затрат бюджета.

Основной распорядитель бюджетных средств утверждает расходов и сметы доходов подведомственных бюджетных учреждений, готовит и воображает сводный отчет об выполнении бюджета по выделенным средствам.

Распорядитель бюджетных средств — орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

распорядитель и Главный распорядитель бюджетных средств отвечают:

? за целевое применение выделенных в их распоряжение бюджетных средств;

? своевременное представление и достоверность другой информации и установленной отчётности, которая связана с выполнением бюджета;

? утверждение расходов и смет доходов подведомственных бюджетных учреждений;

? эффективность применения бюджетных средств. Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение либо другая организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

В проект ответа о бюджете города должны быть включены:

? объем доходов;

? объем затрат;

? недостаток бюджета;

? затраты бюджета по подразделам и разделам, видам расходов и целевым статьям функциональной классификации затрат бюджетов РФ;

? объем капитальных (включая бюджет развития) и текущих затрат бюджета;

? распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой затрат бюджетов РФ;

? иные показатели, определенные бюджетным законодательством.

Муниципальный заказ есть механизмом увеличения эффективности внебюджетных средств источников и использования бюджетов финансирования, расширения возможностей для участия физических и юрлиц в размещении стимулирования и заказов для того чтобы участия, развития добросовестной борьбе, совершенствования деятельности органов власти и муниципальных органов власти, прозрачности и обеспечения гласности, других злоупотреблений и предотвращения коррупции в сфере организации закупок продукции для муниципальных потребностей.

Муниципальный заказ — это совокупность взаимоотношений между органом местного самоуправления и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) муниципального заказа на поставку продукции (товаров, работ, одолжений) для муниципальных потребностей в сферах деятельности, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления и предусмотренных в составе затрат местного бюджета.

Гражданским кодексом РФ и Указом Главы Российской Федерации № 305 на федеральном уровне были выяснены неспециализированные правила осуществления закупок продукции для национальных потребностей, каковые рекомендованы к применению и для муниципальных закупок.

Взяв их, города получили основание для разработки нормативно-правовых документов местного уровня, учитывающих специфику местных условий, разрешающих конкретизировать процедуры закупок в зависимости от вида продукции (товаров, работ, одолжений), определяющих взаимодействие и обязанности структурных подразделений муниципалитета при организации закупок, снабжающих введение порядка предварительного планирования грядущих конкурсов и т.д.

В соответствии с действующим законодательством муниципальными клиентами смогут выступать муниципальные органы власти, и уполномоченные ими на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, исполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Если создан орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных клиентов, то он осуществляет эти функции, за исключением подписания муниципальных контрактов на поставки товаров, исполнение работ, оказание услуг для муниципальных потребностей, каковые подписываются муниципальными клиентами.

При размещении заказа создается конкурсная, аукционная либо котировочная рабочая группа, которая формируется клиентом, уполномоченным органом до опубликования извещения о проведении открытого конкурса либо открытого аукциона, о проведении запроса котировок, о предварительном отборе, или направления приглашений учавствовать в закрытом конкурсе либо в закрытом аукционе, определяются ее состав и порядок работы, назначается глава рабочей группы. Число участников рабочей группы должно быть как минимум несколько человек, участниками рабочей группы не смогут быть лица, заинтересованные в итогах размещения заказа, или лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения.

Клиент, уполномоченный орган вправе создать единую рабочую группу, осуществляющую функции конкурсной, аукционной и котировочной рабочей.

Рабочая группа правомочна осуществлять эти функции, в случае, если на ее совещании присутствует не меньше пятидесяти процентов от общего числа ее участников.

Участниками размещения заказов являются любое юрлицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места происхождения и места нахождения капитала либо любое физическое лицо, а также личный предприниматель, претендующие на заключение муниципального договора.

К участникам размещения заказа предъявляются следующие необходимые требования:

1) соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, исполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;

2) непроведение ликвидации участника размещения заказа — юрлица либо непроведение в отношении участника размещения заказа — юрлица, личного предпринимателя процедуры банкротства;

3) неприостановление деятельности участника размещения заказа на сутки рассмотрения заявки на участие в конкурсе либо заявки на участие в аукционе;

4) отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным необходимым платежам в бюджеты любого уровня либо национальные внебюджетные фонды за прошедший год , размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой цене активов участника размещения заказа согласно данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Клиент, уполномоченный орган вправе установить следующие требования к участникам размещения заказа:

1) обладание участниками размещения заказа необыкновенными правами на объекты интеллектуальной собственности, в случае, если в связи с выполнением муниципального договора клиент получает права на объекты интеллектуальной собственности;

2) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа.

Под размещением заказов на поставки товаров, исполнение работ, оказание услуг для муниципальных потребностей понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, действия клиентов, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними муниципальных контрактов на поставки товаров, исполнение работ, оказание услуг для муниципальных потребностей.

Размещение заказов может осуществляться следующими методами:

? методом проведения торгов в форме конкурса, аукциона, а также аукциона в электронной форме;

? без торгов (запрос котировок у монопольного (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых согласится лицо, предложившее лучшие условия выполнения муниципального договора, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Под аукционом на право заключить муниципальный договор понимаются торги, победителем которых согласится лицо, предложившее самая низкую цену муниципального договора.

Торги смогут быть открытыми либо закрытыми. Клиент, уполномоченный орган вправе размещать заказ методом проведения закрытых торгов только при размещения заказа на поставку товаров, исполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют национальную тайну. Закрытые торги проводятся по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом аккуратной власти, срок согласования не должен быть больше 10 рабочих дней со дня поступления обращения.

Еще одним методом размещения муниципального заказа есть запрос котировок. Под запросом котировок понимается метод размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, одолжениях для муниципальных потребностей сообщается неограниченному кругу лиц методом размещения на сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок согласится участник размещения заказа, предложивший самая низкую цену договора.

Клиент, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа методом запроса котировок стоимостей товаров, работ, одолжений, производство, исполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам клиента, уполномоченного органа и для которых имеется функционирующий рынок, в случае, если цена муниципального договора не превышает пятьсот тысяч рублей или аукцион признан несостоявшимся и начальная (большая) цена муниципального договора не превышает пятьсот тысяч рублей.

Заказ согласится размещенным со дня заключения муниципального договора. Под муниципальным договором понимается соглашение, осуждённый клиентом от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных потребностей. Он содержится в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными законами . В муниципальный договор включается необходимое условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательства, предусмотренного муниципальным договором.

В целях информационного обеспечения размещения муниципального заказа местной администрацией определяется официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказов, и сайт муниципального образования в Интернете для размещения информации о размещении заказов. Размещение информации о размещении заказов на сайте не имеет возможности заменить опубликование таковой информации в официальном печатном издании. Информация о размещении заказа, размещенная на официальных сайтах, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.

Администрация муниципального образования осуществляет ведение реестра муниципальных контрактов, осуждённых от имени муниципального образования.

Контроль за соблюдением клиентом, уполномоченным органом либо специальной организацией или конкурсной, аукционной либо котировочной рабочей группой законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов осуществляется методом плановых и внеплановых испытаний, каковые проводятся уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления, образуемым представительным органом муниципального образования.

MBC с Ольгой Котиной. Финансовый Менеджмент для Малого Бизнеса


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: