Семинар 1. художественный мир произведения

Задания для независимой работы студентов: конспект статьи Лихачева Д.С. «Внутренний мир художественного произведения».

Подготовить ответы на вопросы:

  1. По какой причине Лихачев вычисляет ошибочным принцип «верности – неверности» художественного произведения действительности?
  2. С чем связано преобразование действительности в художественном произведении?
  3. Что такое художественное пространство и художественное время?
  4. Сравните художественное время в романе Достоевского «наказание и Преступление» и романе Гончарова «Обломов».
  5. Какова роль заячьего тулупа в судьбе Пугачева и Гринева?
  6. Как мир художественного произведения отражает действительности? Приведите примеры.
  7. Как Вы осознаёте выражение: «Литература «переигрывает» действительности?
  8. Что свидетельствует «сопротивление среды» во внутреннем мире произведения?
  9. По какой причине для русской сказки характерно малое сопротивление материальной среды?
  10. В чем особенность художественного пространства и времени в сказке?
  11. Какие конкретно черты художественного мира Достоевского выделяет Лихачев?

Тема 2. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Поэтическая семантика. Тропы. Классификация тропов и их моделирующая функция в художественном произведении. Класс метафор. Виды метафор. Сравнение. Олицетворение. Аллегория – эмблема – знак. Эпитет.

Класс метонимий. Синекдоха. Эвфемизм. Преувеличение. Литота. Ирония как приём и идеология.

Поэтический синтаксис. их функции и Фигуры. Фигуры убавления слов (эллипс, бессоюзие, умолчание). Фигуры прибавления слов (повтор и его главные разновидности). Фигуры перемещения слов (его виды и параллелизм, инверсия). Фигуры мысли (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание).

Вопросы для дискуссии:

1. Что Томашевский именует поэтической лексикой. Как создается художественная обращение.

2. Отбор слов разной языковой среды. Как употребляются: варваризмы, диалектизмы историзмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.

3. Что такое прозаизмы. Дайте определение процессу стилизации.

4. Что именуется тропами и как слово изменяет главное значение.

5. Какие конкретно два главных вида тропов различает Томашевский.

6. Дайте определение метафоре, эпитету, сравнению, аллегории. Каковы их свойства, приведите собственные примеры.

7. Дайте определение метонимии, синекдохе, эвфемизмам, перифразе. Каковы их свойства, приведите собственные примеры.

8. В чем особенности поэтического синтаксиса?

9. Какие конкретно еще классификации средств ясности Вы понимаете? В чем их сходство и в чем отличие.

Вопросы для самоконтроля

1. Установите происхождение и выясните базу для переносного значения слов в следующих метафорах:

Проснешься ль ты снова, осмеянный пророк?

Иль ни при каких обстоятельствах, на голос мщенья,

Из золотых ножон не оторвёшь собственный меч,

Покрытый ржавчиной презренья?..

(М.Лермонтов)

Пластинкой тоненькой “жилета”

Легко щетину спячки снять.

(О.Мандельшам)

Я клавишей свору кормил с руки

Под хлопанье крыльев, клёкот и плеск.

(Б.Пастернак)

2. Постарайтесь раскрыть суть правки А.С.Пушкиным собственных исходников (“Евгений Онегин”):

…И, устремив на чуждый свет

Разочарованный (позолоченный) лорнет…

(I, XIX)

Еще флирт, линии, змеи

На сцене скачут и шумят,

Еще усталые (ленивые, проворные) лакеи

На шубах у подъезда дремлют…

(I, XXII)

Литература

1. Клинг О.А. Тропы // Введение в литературоведение: Литературное произведение: термины и Основные понятия : Учебное пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, С.Н. Бройтман и др. / Под ред Л.В. Чернец. — М.: Верховная школа, Изд. Центр «Академия», 1999. – с. 432 — 438

2. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996 (Гл. Поэтический синтаксис и Поэтическая лексика).

Семинар 3.Анализ эпического произведения

1. Использование понятий «фабула» и «сюжет» в анализе художественного произведения. Статья Л. С. Выготского «Легкое дыхание» И. А. Бунина. Как фабулы и несовпадение сюжета определяет суть бунинского рассказа, превращая историю путаной судьбе гимназистки в рассказ о «легком дыхании»?.

2. Анализ смыслообразующей роли композиции романа М. Ю. «Храбрец отечественного времени».

3. Неприятность композиции в статье Б. М. Эйхенбаума «Как сделана Шинель Гоголя».

Литература

1. Выготский Л.С. Легкое дыхание // Психология мастерства. – М.: Педагогик, 1987. – 140 – 156 с.

2. . Б. М. Эйхенбаума «Как сделана Шинель Гоголя».

Семинар 4.Коллоквиум.

Обсуждение следующих работ:

Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение мастерства к действительности. – любое издание.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на виды и роды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 5. М., 1954.

Семинар 5.Главные категории стиховедения

1. Понятие о ритме. Единицы ритма (стих, метр, стопа, рифма, строфа). Ритм как конструктивный фактор стиха.

2. Совокупности стихосложения. Смена стихотворных совокупностей в русской поэзии. Сущность реформы М.В.Ломоносова-В.К.Тредиаковского.

3. Русское силлабо-тоническое стихосложение. Двусложные и трехсложные размеры. Вспомогательные ритмические единицы: пропуски схемных ударений, анакруза, клаузула, цезура, строчные переносы.

Вопросы для самоконтроля

1. Как эволюция эмоции в стихотворения А.С.Пушкина “К***(Я не забываю чудное мгновенье…)” сопровождается трансформацией его пространственно-временных координат, реализованных в тексте?

2. Какую смысловую роль играется строчный перенос в стихотворении М.Цветаевой:

Ты, меня обожавший фальшью

Истины – и правдой лжи,

Ты, меня обожавший – дальше

Некуда! – За пределы!

Ты, меня обожавший продолжительнее

Времени – десницы! –

Ты меня не обожаешь больше:

Истина в пяти словах.

3. Среди стихотворений, входящих в цикл И.Бродского “Часть речи”, имеется стих, размер которого отличается от других. Отыщите это стих и выясните его размер.

Семинар 6. Контрольное занятие – исполнение тестов

Что есть анализ литературного произведения. Взгляд преподавателя. Занятие 1.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: