Вопросы к семинару
1. Фразеология, ее место в совокупности языка.
2. Понятие фразеологической единицы (ФЕ). Отличие ФЕ от словосочетания и слова.
3. Семантика ФЕ. антонимия и Синонимия ФЕ.
4. Понятие формы ФЕ. Варианты и факультативные компоненты ФЕ.
5. Трансформации ФЕ в современной речи.
6. Типы ФЕ.
7. Вопрос о включении паремий в состав ФЕ.
8. Лексика и языковая русского картина и фразеология языка мира.
9. Национально-фразеологии и русской культурная специфика лексики.
10.Фразеологические словари.
.
Литература
Фомина, $ 59-66,Шмелев, гл.5.Новиков, $ 40-50.Кузнецова, гл. 13-14.
Дополнительная:
Телия В.Н. Русская фразеология. М.,1996.
Жуков В.П. Русская фразеология. М.,1986.
Шанский Н.М. Фразеология современного русского. М..1985.
Молотков А.И. Базы фразеологии русского. М., 1977.
Мокиенко В.М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии. СПБ.,1999.
Виноградов В.В. Об главных типах фразеологических единиц в русском языке // Избранные труды: лексикография и Лексикология. М., 1977.
Ларин Б.Н. Очерки по фразеологии // Ларин Б.Н. общее русского языкознание и История языка. Избр. Труды. М.,1977.
Шмелев А.Д. Лексический состав русского как отражение русской души // РЯШ, 1996, № 4.
Яковлева Е.С. К описанию русской языковой картины мира //РЯЗР, 1996, № 1-3
Упражнения и ПРАКТИЧЕСКИЕ Задания
1.Отыщите в данных примерах фразеологизмы, установите их границы, выясните наличие факультативных вариантов и компонентов, антонимов и синонимов:
1)Нет ни одной души в прихожей. 2)Знаю, он был тебе не по душе. 3) А мне Федор по душе 4) От любви, жалости к ней душа его разрывалась на части. 5)Рад вам от всей души. 6) А худой — в чем лишь душа держится! 7) Ел и выпивал чего лишь душа захочет. 8)Наблюдай, дабы ни одна живая душа в том направлении не пробралась. 9) Этот ответ переворотил мне душу. 10)Чичиков скупает мертвые души.
2.Сгруппируйте антонимы и фразеологические синонимы, выясните их значение:
держать пари, гонять лодыря, поминай как кликали, втирать очки, на верху блаженства, биться об заклад, бить баклуши, рукой подать, на седьмом небе, и был таков, в двух шагах, навострить лыжи, плечом к плечу, задать стрекача, бок о бок, у черта на куличках, держать ухо востро, наблюдать в оба, водить за шнобель, вывешивать лапшу на уши, на краю земли, чуть свет, ни свет ни заря, куда макар телят не гонял, кот наплакал, ни зги не видно, возносить до небес, отчаяться, утратить сознание, потерпеть поражение, хоть иголки собирай, одержать победу, очень много, хоть много, втаптывать в грязь, с коломенскую версту, воспрянуть духом, прийти в эмоцию, от горшка два вершка.
3. В следующих текстах отыщите ФЕ, выясните их синтаксическую функцию и лексико-грамматическую отнесенность:
1)Он мужик хороший, мухи не обидит, лишь на язык остер.
2) Хорошо, не лезь в бутылку.
3)старая женщина сидит под окном На чем свет стоит мужа ругает.
4)А ты бери автомат да и дуй во все лопатки.
5) Мать честная, они ж лыка не вяжут.
6) Внутренний голос холодно посоветовал ему: «Сиди!»
7)Дети устроили кучу малу, и отправилась потеха.
8)В избе не было никого, только одна всевышним забытая бабка сидела на печи.
9)Это была всего лишь буря в стакане воды.
10) Червяков был на верху блаженства.
4 .Выясните тип каждого фразеологизма с позиций степени семантической слитности (по классификации В.В. Виноградова), применяя следующий метод:
1) мотивированный либо нет?
2) образный либо нет?
3) содержит фразеологически связанный компонент либо нет?
Как выпивать дать. Потупить взгляд. Катиться по наклонной плоскости. Дело в шляпе. Ввзятки ровны, нащупать больное место, себе на уме, спустя рукава, вверх тормашками, держать язык за зубами, плясать под чужую дудку, плакать навзрыд, стреляный воробей, без царя в голове, на мякине не совершишь, куда глаза смотрят, в чем мать родила, белая ворона, отчаяться, во целый опор, бразды правления. Вывести на чистую воду, идти в гору.
5. Определите значение и источник следующих ФЕ:
Кинуть камень, дядя Степа, капля в море, власть тьмы, власти предержащие, витязь на распутье, зелен виноград, кощей бессмертный, на краю земли, петли метать, каинова печать, статус кво, китайская грамота, фома неверный, тьма кромешная, калиф на час, по щучьему веленью, луч света в чёрном царстве, окно в Европу, с корабля на бал, на деревню дедушке, дым отечества, последнее сказанье, избушка на курьих ножках.
6. В басне И.А. Крылова «Ворона и лисица» отыщите ФЕ, выясните их тип и значение, употребите в другом контексте. Какие конкретно строки из басни стали потом крылатыми?
7. Подберите еще примеры ФЕ с компонентом, обозначающим национальную принадлежность: русская рулетка, русским языком, китайская грамота, китайские церемонии…
Какие конкретно национальности в них представлены и какие конкретно национальные изюминки подмечены?
8. Какие конкретно ФЕ в русском языке употребляются как формулы приветствия, прощания, приглашения, пожелания успеха, утешения, одобрения, предостережения и т.п.? Приведите собственные примеры.
Вам очень рады! В хороший час! Счастливо оставаться! Ни пуха ни пера! Будьте хороши! До свадьбы заживет. Не громадна беда. В далеком прошлом бы так! Боже сохрани! Всевышний в помощь! Милости просим! Всего хорошего! Не дай всевышний! Всех благ! Скатертью дорога! Не приведи господи! Честь имею! Мое почтение! Что за беда! Будьте здоровы!
9. Восстановите ФЕ, приведенные в трансформированном виде (примеры из газет). Назовите метод изменения (сокращение, замена, вставка, перестановка компонента):
Первый блин. Повинную голову не рубят. Никаким калачом не заманишь. Мала ложка дегтя. Семь пятниц. Собственная голова на плечах. Америка в далеком прошлом открыта. Тише воды. Ломиться в открытые ворота. Подбирать верные ключи. Не пинай лежачего. Не ожидайте у моря погоды. Кругом пальца не обведешь. Тертый мужик. Пересыпать из безлюдного в порожнее. Через пятое на десятое. Семь раз поразмысли. Долгий американский доллар. Из нескольких рук. Так и не дошли руки. Ветхий конь в борозде.
10. Какие конкретно национально-культурные образы (прототипы) лежат в базе ФЕ:
Скромно.
На чем свет стоит.
Зубы заговаривать.
Лезть на рожон.
Вывести на чистую воду.
Положить в продолжительный коробку.
Словари для справок:
Фразеологический словарь русского / Под ред. А.И.Молоткова. М.,1987.
Бирих А.И., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПБ.,1999.Фразеологический словарь современного русского литературного языка /Под ред. А.И.Федорова. М.,1995.
Словарь образных выражений русского / Ред. В.Н.Телия. М.,1997.
Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. Словарь. М.,2001.
Жуков В.П. Словарь фразеологических синонимов русского. М.,1987.
Жуков В.П. Словарь поговорок и русских пословиц. М.,199
Берков В.П., Мокиенко В.М., Шулежкова С.Г. Громадный словарь крылатых слов русского. М.,2000
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Лабораторная работа № 1.
Тема : Тождество слова
ЗАДАНИЕ: Выясните, сколько тут выделено различных слов (лексем). Докажите отдельность и тождество.
ОБРАЗЕЦ и МЕТОДИКА Исполнения:
1)Находим собственный вариант и нумеруем (для удобства) примеры: 1.Дубовый листок.2.Вянет лист, проходит лето.3.Листья падают.4 последние листы и Роща.5.Закружилась листва.6.Лист бумаги.7.Один на ветке лист.
2)Определяем (посредством словарей) значения выделенного слова в каждом примере: 1.листок – то же, что лист (дерева). 2. лист — орган растения, тут — собир.: листья, листва. 3.листья – мн. от страницу (дерева). 4.страницы – устар. мн. от страницу (дерева). 5.листва — собират.: листья деревьев. 6. лист – узкий плотный кусок материала, бумаги. 7. лист — орган растения.
3)Приводим подтверждение тождества слова — объединяем примеры потребления одного и того же слова и обосновываем, что это варианты одной лексемы. Лист (2) и лист(7) – ПВ сходится, ПС варьирует (различные оттенки значения): это лексико-семантические варианты одной лексемы. Лист(7) и листья (3), страницы(4) – ПС сходится, ПВ варьирует (различные окончания): это морфологические (словоизменительные) варианты одного слова (грамматические формы ед. и мн. числа), наряду с этим листы и листья — морфологические (формообразовательные) и стилистические (страницы — устар.) варианты одной и той же формы мн. числа. Так, лист(2,7),листья(3) и страницы(4) — варианты одной лексемы лист.
4)Приводим подтверждение отдельности различных слов (лексем): лист(2,3,4,7) и лист(6) – ПВ сходится, ПС не сходится и не варьирует: эторазные слова (лексемы), омонимы – однообразные по форме, но различные по содержанию ( омонимия подтверждается и тем, что формы мн. ч. у них различные: листья у растений, но — страницы книги). Лист (2,7), листок(1) и листва – ПС сходится, но ПВ не сходится (они различаются базой слова, словообразующими суффиксами -ок- и -в-), это однокоренные слова.
5)Вывод: так, тут приведено 4 (четыре) различных лексемы: ЛИСТ(1), ЛИСТ(2), ЛИСТОК. ЛИСТВА.
Ответ возможно оформить в виде таблицы:
Лексемы | Тождество | Отдельность |
1.Лист (1) 2.Лист(2) 3.Листок 4Листва | Лист (2) и Лист (7) — ЛСВ варианты (ПВ+ ПС ~) Лист (7), страницы (4), листья(3)- формы ед.и мн.ч. одного слова (ПС+ ПВ ~) | Лист (2.7) и лист (6) — омонимы ( ПВ+ ПС -) Лист(7) и листок, лист (2) и листва – однокоренные слова (ПС+ ПВ) |
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
1. Ливень льеткак из ведра. Он звуки льет,они кипят. Из скорлупок льют монету. Лей-касильней. Лейкаупала. Горячеелитье.
2. Зимний лес. Лез на крышу. Строение в лесах. Лесаудочки. В этих лесах довольно много дичи. Встал лесрук.
3. Тушить пожар. Пожарнаятревога. Лесное пожарище.Ужасный пожарище. Приехали пожарные.Он пожарник.На каждый пожарныйслучай.
4. Старое лежалоеплатье. Лежалв постели. Лежачийбольной. Лежачегоне бьют. Ляг!Кудри тёмные лежатскобкою.
5. Идущийвпереди. Идтина урок. Ходилиз угла в угол. Хоженыетропы. Часы идутс опозданием. Шелв помещение, попал в другую.
6. Ловитмяч. Ловлятрепангов. Ловецжемчуга. Миг счастия лови. Ловилсебя на данной мысли. Наблюдай, поймаю!
7. Местипол. Чувство мести.На дворе метет. Метитев угол. Верно метите?Снегопад, снегопад, не метимне на плечи.
8. Каплидождя. Больному прописали капли.Не дать ли капельвам? На улице капель.Яд каплетсквозь его кору. Капалос крыш.
9. Картофель в мундире. Вареная картошка. Осталось две картошины. Пара картофелин. Кусты картофеля. Шнобель картошкой.
10. Опуститься на одно колено. Ну, выбросил колено! Ударил коленки. Колена гармошки. Коленья бамбука. Родня в третьем колене.
11. Девичья коса. Косички в различные стороны. Узкие косицы. Песчаная коса. Коси, коса, пока роса. Лучшие косцы. Косари пошли.
12. Гречневая крупа. Снеговая крупка. Ни крупицы правды. Крупинки песка. какое количество крупицы отвесить? Суп из перловых круп. Круп лошади.
13. Костер разгорался. Вот это кострище! Костерок слабо дымился. Костры горят далекие. Пионерский костер. Старое кострище.
14.Репчатый лук. Лука дороги. Головка лука. Стрелять из лука. Пара луковиц. Золотые луковки собора.
15. Выбери себе любуюмету. Метумусор.Меткана белье.Метко сообщено. Пуля метка. Вы метки в остротах.
16. Хороший молодец. Молодец, баба! Пятеро молодцов. Ты молодчина. Ну, молодчага! Трое молодчиков.
17. Отдали луга на скос. Дом на скосе горы. Чуть скосив глаза. Травы скошены. Балка чуть скошена. Двойной лорнет, скосясь, наводит.
18. Стать на ноги. Стать на защиту. Стать умнее. Крепкая стать. Не вышел статью. Статью не напечатали.
19. Снежная баба. Ромовая баба. Баба Таня. Бабка надвое сообщила. Играться в бабки. Повивальная бабка.
20. Стол накрыт. Привезли столы. Молочный стол. Княжеский стол. Туалетный столик. Стол находок.
21. Папа римский. Отец был дома. Папка пришел! Картонная папка. Это мой папаша.Теплаяпапаха.
22. Насадить на вертел. Вертел ручку. Скажи, не крути! Крутился волчком. А все-таки она крутится! Не крутись!
23. Новый город. Красуйся, град Петра! Ливень с градом. Пот льет градом. Большие градины.
24. Серьёзный граф. Заполни пара граф. График перемещения поездов. Вычерти график. графики и Выставка акварели. Он график и замечательный живописец.
25. Начертить круг. Круг привычных. Круг вопросов. Тесный кружок. Кружка рисования не будет. Алюминиевая кружка.
26. Гашеная известь. Хорошая известка. Раствор извести. Извести довольно много денег. Неприятное известие.
27. Поднимать посредством блока. Стихи Блока. Блок партий. Блок цилиндров. Подвижный блок. Дом из блоков.
28. Церковные главы. Премьер-министр. Вторая глава романа. Ледяные главы Казбека. Был в главке. Маленькая главка.
29. Кости стопы. По стопам отца. Двусложная стопа. Стоп! Серебряная стопа. Выпил всего стопку.
30. Проявитьсметку. Сметкасора. Сметка рукавов. Выдернуть сметку. Сметать швы. Сметать пыль.
31.Круглое лицо. Глагол первого лица. Частное лицо. Товар лицом. Скорбный лик. Причислить к ликусвятых.
32. Похоронный марш. Марш-бросок. Шагом марш! Лестничный марш. Марш мира. Марш к себе!
33. Семейство ужей. Уже пришел. Уж какое количество раз твердили миру. Октябрь уж наступил. Извиваться ужом. Ужо доберусь я до тебя!
34. Поставить банки. Грабят банки. Консервированная банка. Гребцы сидели на банках. Корабль наткнулся на банку. Банк данных.
35. Курс американского доллара. Студент первого курса. Направления шитья и кройки. Держать курс на север. Курс лекций. Быть в любой момент в курсе.
Лабораторная работа № 2.
Тема: Семантический анализ слова.
ЗАДАНИЕ
Выполните полный семантический анализ многозначного слова: выясните (посредством толковых словарей) ЛЗ в каждом примере (указав метод толкования); составьте схему полисемии (назвав ее тип); выполните компонентный анализ (распознав родовую, видовые и потенциальные семы); выясните метод семантической деривации производных значений (сужение/расширение; метафора/метонимия); выясните тип каждого ЛЗ (прямое/переносное; номинативное/ экспрессивное; мотивированное/немотивированное; свободное/ связанное).
ОБРАЗЕЦ и МЕТОДИКА Исполнения.
1)Выбираем собственный вариант и нумеруем значения (исходные и производные): дома из камня, кинуть камень (1), кольцо с камнем (2), могильный камень (3), камень на душе(4), не человек – камень (5).
2) Толкуем значения: 1. Любая жёсткая горная порода массой либо отдельным куском (описательное толкование); 2. То же, что драгоценный камень (отождествляющее толкование); 3. Надгробье (синонимическое толкование ); 4. Тяжесть, гнетущее чувство ( смешанное толкование: синонимическое + описательное ); 5. О бесчувственном, бессердечном человеке (описательное толкование).
3) Определяем (схематически) тип полисемии: полисемия радиальная (все производные значения исходят от главного, первого значения):
____________ |_____________
| | | |
2 3 4 5
4) Делаем компонентный анализ главного значения:
А — «Горная порода» (родовая сема),
b — «жёсткая», c –« масса либо кусок» (видовые семы),
(d) -«тяжелая»,(e)- «стройматериал», (f)- « бездушная» (потенциальные семы, не отраженные в толковании, но актуальные в производстве вторых значений).
5)Определяем метод семантической деривации:
1 — 2сужение значения ( «камень» — «драгоценный камень»);
1 — 3метонимический перенос, по смежности: материал – изделие («камень как стройматериал» — «надгробие из камня»);
1 – 4 метафорический перенос,по сходству показателя «тяжелый» («тяжелый камень» — «тяжелое чувство»);
1 – 5 метафорический перенос, по сходству показателей «жёсткий», «бездушный»
(«жёсткий, бездушный камень» — «жёсткий, бездушный человек»).
6) Определяем тип каждого ЛЗ:
1 – прямое, номинативное, немотивированное, свободное;
2 – прямое, номинативное, мотивированное (семантическая мотивация), свободное;
3 –прямое, номинативное, мотивированное, свободное;
4 –переносное, экспрессивное, мотивированное, лексически связанное (лишь со словами душа, сердце);
5 –переносное, экспрессивное, мотивированное, синтаксически обусловленное ( лишь в функции предиката, сказуемого).
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
1. Крыло летучей мыши. Под крыломсамолета. В левом крылездания. Поэту подрезали крылья.Унестись на крыльяхмечты.
2.Высунуть голову.Он – юноша с головой.Муниципальный голова.Показалась головаколонны. В стаде сто голов.
3. Водой главной поите. газировка .В докладе целая вода.Отправился лечиться на воды.Территориальные воды.
4. Звездына небе горят. Верю в собственную звезду.Нарисовать пятиконечную звезду.«За храбрость и службу» — девиз георгиевской звезды. Звезды эстрады.
5. Волны Черного моря. Волныдыма. Воздушные волны. Волнаатакующих схлынула. Волнавосторга захлестнула его.
6.Звездные миры.Объездить всю землю. Забудет мирменя. Древний мир. Мирволшебных звуков.
7. Гнездомалиновки. Гнездоопят. Засунуть патрон в гнездо. Словообразовательное гнездо.Варвара неутомимо украшала собственный гнездо.
8.Прекрасное лицо. Лицотеатра. Исторические лица.Избушка стояла лицом к лесу. Глагол первого лица.
9.Громкий голос.Петь в хоре вторым голосом.Романс для голоса с оркестром. Подсчет голосов избирателей. Голос крови кликал его в собственную свору.
10.Грунтовая дорога. Не находись на дороге. Всю дорогу он молчал. Дорога в судьбу. Забери еды на дорогу.
11.Путь-дорожка фронтовая. Нужно расчистить дорожки. От луны по воде протянулась дорожка света. На диване была постелена вышитая дорожка. Отправился по плохой дорожке.
12.Не то мужик, не то баба. Собрались все: девки, бабы, кроме того старая женщина. Она несложная баба. Отправься к бабе Вале. Храбрее, не будь бабой!
13. Корень дерева. Корень зуба. Суп с кореньями. Корень зла. Корень слова.
14.Зеленая краска. Краски на полотнах поблекли. Ласковые краски зари. Краска стыда залила ее щеки. Вашей поэме недостает красок.
15.Дети начали игру. Спортивные игры. Настольная игра. Это всего лишь игра слов. Ведут политические игры.
16.Происхождение слова. Дар слова. Осознавать без слов. Последнее слово. Свобода слова. Сдержать собственный слово.
17.Русский язык. ЯзыкПушкина. За рубежом я совсем без языка. Изъясняется лишь языком жестов. Захватил двух языков.
18.Всю почву обойду, а отыщу. Вертолет коснулся почвы. Мой дедушка почву пахал. Осваивали целинные почвы. Родная почва всего дороже.
19.Домашние дела. Пора перейти к делу. Не лезь не в собственный дело. Дело о клевете. Не дело ты говоришь.
20. Кости стопы. Над костьми павших. Слоновая кость. Игра в кости. Настоящая военная кость.
21. Картина Репина. Картины прошлого поднимались в памяти друг за другом. Настоящая картина нравов. Не дом — картина! Для полноты картины.
22.Географическая карта. Колода карт. Кому в карты не везет, тому в любви везет. Курортная карта. Перфорационная карта.
23.Вычислить площадь круга. Негромко, дети, поднимитесь в круг. Начертить круг. Спасательный круг. В кругу друзей, за шумною беседой.
24.Запомните номер дома. Январский номер издания. Шел трамвай десятый номер. Следующим номером отечественной программы будет песня. Ну и выбросил ты день назад номер!
25.Золотое пшеничное поле. Широкое поле деятельности. Вынести раненого с поля боя. Опустите поляшляпы. Заметки на полях книги.
26.Запрятать печать в сейф. Печать усталости явственно читалась на его лице. Сделать обзор местной печати. Сутки работников печати. Нужна справка с печатью.
27.Измерить глубину колодца. Посмотреть в морские глубины. Глубина мирозданья. В глубине сада раздались звуки музыки. Проверить глубину знаний.
28.Дети игрались во дворе. Деревня в сотню дворов. Ворота во двор. Посмотреть на скотный двор. Монетный двор.
29.Его всего обдало жаром. Не сидите на жару. Выгрести жар из печки. У ребенка, думается, жар. Трудиться с жаром.
30.Сломалась машинная игла. Иглы сосен близко и колко устилают низкие пни. И ярка адмиралтейская игла. У дикобраза иглы весьма долгие. Иглы ваших укоров мне не страшны.
31. Камера хранения. Камера сгорания. Снимать скрытой камерой. Нужно накачать камеру. Тюремная камера.
32.Пригласить на обед. Вкусный обед. Трудились без обеда. Встретимся по окончании обеда. Званый обед.
33.Листок сгорел в огне. Огни фонарей не так долго осталось ждать погасли. Открыть огонь по неприятелю. В груди горит пламя жажд. Конь – пламя!
34.Он член демократической партии. Выполнил партию рояля. Геологическая партия. Внес предложение мне сыграть партию в шахматы. Она удачная партия для небогатого жениха.
35.Рыбак чинил сети. Сеть морщин покрывала ее лицо. Торговая сеть. ЖД сеть. Расставлять амурные сети.
Лабораторная работа № З.
ЗАДАНИЕ
Выясните все виды системных связей ( и лексических категорий) для одного из ЛСВ приведенного слова.
ОБРАЗЕЦ и МЕТОДИКА Исполнения
1) Выбираем собственный вариант, определяем один из ЛСВ ( главное значение): чёрный – «лишенный света либо слабо освещенный».
2) Устанавливаем синтагматические связи ( лексическую и грамматическую сочетаемость): чёрная ночь, помещение, улица…, чёрный угол, коридор, переулок…, чёрное окно, чёрные аллеи. Весьма чёрный. Ночь черна, коридор черён, улицы черны. Сочетаемостьсвободная.
3)Устанавливаем парадигматические связи.
А) Слово чёрный входит в ЛСГ прилагательных, именующих «степень освещенности»: чёрный, яркий, тусклый, броский.
Б) Синонимический последовательность: чёрный,беспросветный, непроглядный, непроницаемый, тёмный. Доминанта – чёрный. Остальные члены синонимического последовательности высказывают более высокую степень указанного показателя. Синонимы этого последовательности экспрессивные и оттеночные: компоненты «освещенный» и «слабо» дополняются экспрессивным оттенком «весьма», и компонентом «таковой, при котором ничего не видно».
В) Антонимы: чёрный — яркий. Противопоставлены по показателям «не хорошо» — «отлично», неспециализированный компонент «освещенный». Антонимы градуальные, разнокорневые.
4) Устанавливаем деривационные связи.
А) Лексическая деривация. Слово чёрный есть производным от тьма и создающим для мрачно, темнота, темноватый, темненький, темень, темнеть.
Б) Семантическая деривация: этот ЛСВ слова чёрный («слабо освещенный») есть исходным для производных: чёрный суть («неясный, смутный»), чёрная полоса судьбы («печальный, безрадостный»), чёрное дело («вызывающий большие сомнения»), чёрные волосы («тёмный»).
5) Так, слово чёрный образует ядро следующего семантического поля:
чёрный (суть)
яркий чёрный (сад) непроглядный
темнота
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ:
1 Простой. 2. Близкий. 3. Богатый. 4. Полный. 5. Сладкий. 6. Чистый. 7. Хороший. 8. Ветхий. 9. Глубочайший. 10. Холодный. 11.Легкий. 12. Сильный. 13. Жёсткий. 14. Хороший. 15. Низкий. 16. Густой. 17. Крепкий. 18. Острый. 19. Тяжелый. 20. не сильный. 21. Не добрый. 22. Редкий. 23. Бедный. 24. Стремительный. 25. Большой. 26. Бледный. 27. Прямой. 28. Радостный. 29. броский. 30. Ровный. 31. Неприятный. 32. Громкий. 33. Дорогой. 34. Живой. 35. Большой.
Лабораторная работа № 4
Тема: Словарный состав языка
ЗАДАНИЕ:
Подберите стих либо отрывок (поэтический либо прозаический). Охарактеризуйте его лексику со всех точек зрения: происхождение, активность и сферу потребления, стилистическую окраску.
ОБРАЗЕЦ и МЕТОДИКА Исполнения
1. Подбираем нужный текст. К примеру, стих А.С.Пушкина «Осень»:
Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает
Последние страницы с нагих собственных ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл. Сосед мой поспешает
В окрестные поля с охотою собственной,
И страждут озими от неистовой забавы,
И будит лай псов уснувшие дубравы.
2. Выясняем посредством этимологических словарей происхождение слов.
Лексика этого стихотворения, по большей части, исконно русская, общеславянского происхождения. Восточнославянские – журчать и мельница. Старославянизмы – хлад (неполногласие), страждут (сочетание жд, ср.: мучиться), иноязычные заимствования – собака (иранское, скифское), октябрь (из латинского при помощи греческого).
3. Выясняем активность потребления в современном русском языке. По большей части, лексика данного стихотворения относится к активному словарю и по сей день. Но кое-какие слова устарели: хлад, страждут, отряхает, страницы, поспешает — архаизмы (фонетические, грамматические и словообразовательные), их возможно заменить современными синонимами: мороз, страдают, отряхивает, листья, торопится. Отъезжие поля («пустошь для охоты») и охота («люди и свора собак при них, участвующие в охоте») — историзмы.
4.Выясняем сферу потребления лексики. Все слова общеупотребительные, лишь слова охота, отъезжие (поля) возможно отнести к сфере особой (охотничьей) лексики.
5.Выясняем стилистическую окраску слов. С современной точки зрения стилистически окрашенными (высокими, книжными) являются слова хлад, страждут, страницы, дубравы, нагие. К сниженной (разговорной) лексике возможно отнести слова застыл, поспешает, отряхает. Другая лексика есть нейтральной, межстилевой.
Ответ возможно оформить и в виде таблицы:
слово | происхождение | сфера | активнось | стиль |
Октябрь наступил отряхает последние страницы… | Заимст.(лат.) исконное исконное исконное исконное | Общеупотр. общеупотр. Общупотр. общеупотр. Общеупотр. | Активное Активное Устар. (арх.) Активное Устар.(арх.) | Нейтральное Нейтральное Разг. Нейтральное Книжн. |
Лабораторная работа № 5.
Тема: Русская фразеология.
ЗАДАНИЕ
Выберите 5 фразеологизмов с данным словом. Выясните их значение, подберите антонимы и синонимы (в случае, если имеется), отметьте варианты и факультативные компоненты, употребите их в контексте. Выясните тип каждого фразеологизма (с позиций лексико-степени и грамматической отнесенности семантической слитности).
ОБРАЗЕЦ и МЕТОДИКА Исполнения
1. Подбираем 5 ФЕ с данным словом (к примеру – грудь): грудь в грудь, стать грудью, надсадить грудь, отогреть змею на собственной груди, набраться воздуха полной грудью.
2.Определяем значение каждого фразеологизма, подбираем антонимы и синонимы, отмечаем варианты:
Грудь в грудь. Наоборот, совсем рядом либо близко между собой. (Будем биться грудь в грудь) Синоним: грудь с грудью.
Стать(находиться, подняться) грудью. Мужественно защищать кого-н.(Отечественные бойцы грудью стояли за Москву). Синонимы: стать стеной, находиться насмерть.
Надсадить грудь. Кричать до изнеможения. (Замолчи, что ты грудь надсаживаешь!) Синоним: драть глотку (горло).
Отогреть (согреть, пригреть) змею на (собственной) груди. Проявлять внимание, заботу, любовь к человеку, отплатившему неблагодарностью.(Вот какую змею пригрел я на собственной груди!)
Набраться воздуха(дышать) полной грудью. Ощутить облегчение, свободу.(Лишь на родине я наконец набрался воздуха полной грудью) Синоним: набраться воздуха вольно.
2. Определяем тип каждой ФЕ:
Грудь в грудь — адвербиальный фразеологизм ; фразеологическое единство.
Стать грудью – глагольный фразеологизм; фразеологическое единство.
Надсадить грудь – глагольный фразеологизм; фразеологическое единство.
Отогреть змею на груди — глагольный фразеологизм; фразеологическое единство.
Набраться воздуха полной грудью – глагольный фразеологизм; фразеологическое единство.
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ: