Тема 2. методы и подходы изучения регионов.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Целью освоения дисциплины (модуля)

Регионоведение

есть формирование компетенций, направленных на выработку навыков и умений анализа, оценки состояния региональных социально-явлений и экономических процессов и прогноза их развития в общенациональном и региональном масштабах.

СПИСОК ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом освоения дисциплины есть формирование у студентов следующих компетенций:

ОК-4 знанием законов развития природы, общества, мышления и умением использовать эти знания в профессиональной деятельности; умением разбирать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением главными способами моделирования и количественного анализа, теоретического и экспериментального изучения
ОК-5 пониманием содержания, смысла, главных целей, социальной значимости профессии национального и муниципального управления, рвением к улучшению этого понимания через применение знаний в собственной деятельности
ПК – 3 умением выявлять неприятности, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать хороший вариант ответа, оценивать последствия и результаты принятого управленческого ответа
ПК-44 свойством оценивать экономические, социальные, последствия и политические условия (результаты) осуществления национальных программ

В следствии освоения дисциплины студент обязан:

Знать: — факторы и основные условия, воздействующие на региональное развитие; — методику социально-оценки потенциала и экономической диагностики развития экономики территории; — обстоятельства происхождения изюминок социального, экономического и политического развития региона; — документы и основные положения национальной региональной политики;
Мочь: — дать оценку факторов и условий развития региона; — выполнить социально-экономическую диагностику территории; — составить прогноз применения потенциала развития экономики региона.
Обладать/быть в состоянии показать: — навыками сбора, анализа и обработки социально-экономических показателей развития региона; — навыками составления «портрета» региона, оценки возможности его развития.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Регионоведение» – ответственная составная часть дисциплин по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла образовательной программы будущего эксперта в области региональной экономики (направление – 081100 «Национальное и муниципальное управление», профиль: «Региональное и муниципальное управление» Программа курса строится на понимании необходимости овладения студентом навыками и умениями независимого исполнения анализа, прогнозирования и оценки развития экономических, социальных и политические процессов на уровне регионов. Студент обязан мочь собрать, проанализировать нужную для регионального анализа статистическую и иную данные, дать оценку текущего положения, и предложить советы по его вероятной коррекции. Курс формирует предпосылки для успешного освоения компетенций, заложенных при изучении вторых дисциплин направления «Национальное и муниципальное управление»: «Социальная и экономическая политика в РФ и за границей», «Национальное регулирование экономики», «планирование и Прогнозирование» и др., и на протяжении прохождения учебной практики..

Количество ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА Академчасов, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧИТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Неспециализированная трудоемкость дисциплины образовывает: 4 зачетные единицы (144 часа), а также:

для студентов дистанционной формы обучения: лекции – 2 часа, практические занятия – 8 часов, независимая работа, включая подготовку к экзамену, – 134 часа;

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА Академчасов И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

5.1 Тематический замысел изучения дисциплины

Для студентов дистанционной формы обучения:

Тема, раздел Контактная работа обучающихся с учителем Формы контроля Независимая работа
лекции Практ. занятия другие формы Кол-во часов Формы контроля
Введение 0,5 Опрос на семинаре
подходы и Методы изучения регионов Опрос Опрос на семинаре
Типологии регионов 0,5 Опрос на семинаре
Закономерности, правила, факторы,противоречия и условия регионального развития Опрос Опрос на семинаре
Теории регионального развития Опрос Опрос на семинаре
Диагностика территории Контрольная работа Доклад на семинаре
геополитика и Регионология Опрос Опрос на семинаре
Подготовка к экзамену тестирование Экзамен
ИТОГО:

5.2 Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение.

Актуальность, цели, задачи, структура курса. Узловые понятия курса: район, регион, ареал, территория, акватория, аэротория, пространство и др.

Тема 2. подходы и Методы изучения регионов.

Определение понятий «подход», «способ», «методика», подходы в регионологии и их черта: пространственно-временной, генетический, геосистемный, воспроизводственный, проблемный, исторический, геополитический. Способы региональных изучений: относительно- географические, статистические, циклические способы, «затраты – выпуск», разработки регионального межотраслевого баланса, моделирования, программно-целевой, геотрионов, картографический.

Тема 3. Типологии регионов

История экономического районирования. Сущность районирования. Административное районирование Петра I, Екатерины II. Экономическое районирование России в XVII-XIX вв. (Ф. Соймонов, А. Радищев, К. Арсеньев и др.). Советское и постсоветское экономическое и административное районирование.

Типы районов по охвату территории (макрорайоны, мезорайоны, районы), структуре хозяйства (моноотраслевые, интегральные), чувствительности к инновациям (креативные, адаптивные, консервативные), проблемности (староосвоенные, депрессивные, крупногородские агломерации, окраинные, пионерного освоения, слабоосвоенные, моноотраслевые, демографически избыточные), степени вовлеченности в национальную и мировую экономику.

Тема 5. Теории регионального развития.

Неспециализированный обзор теорий размещения производства (работы И.Г. фон Тюнена, А. Вебера, А. Леша, В. Кристаллера, В. Лаунхардта). Труды У. Айзарда, В. Леонтьева, Э. Гувера, Ф. Перу, Ж. Будевиля и др. понятие о точках, полюсах, коридорах роста. Теория диффузии инноваций.

Тема 6. Диагностика территории.

Оценка потенциала развития экономики регионов. Понятие о потенциале регионального развития. структура и Виды потенциала. Соотношение понятий «условия и» потенциал «развития и ресурсы развития». Краткая черта природно-ресурсного, социально-демографического, научного, экономического потенциала РФ.

Региональная социально-экономическая диагностика. Сущность, значение. Виды диагностики, методы диагностирования развития экономики территорий.

Оценка уровня экономического и социального развития регионов. Оценка уровня как элемент социально-экономической диагностики. Значение оценки в планировании развития экономики регионов. Неприятности оценки, методы. Интегральные оценки уровня развития экономики территорий (индекс развития людской потенциала).

Тема 7. геополитика и Регионология.

Сущность и наиболее значимые понятия геополитики. Обзор главных теорий геополитики. Современное геополитическое положение РФ и ее регионов.

СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ Независимой РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Независимая работа, наровне с семинарскими занятиями и лекционным курсом, есть неотъемлемым элементом изучения курса «Регионология».

Последовательность освоения дисциплины:

1. Ознакомиться с рабочей программой дисциплины.

2. Изучить лекционный материал (См. замысел-конспект лекций). Для независимого контроля взятых в ходе изучения лекционного курса знаний рекомендуется ответить на вопросы в рамках каждой темы.

3. Деятельно трудиться на практических занятиях. В ходе семинаров закрепляется лекционный материал, проводятся дискуссии по проблемным вопросам каждой темы, выполняются практические работы.

Вопросы для самостоятельно закрепления знаний

Тема 1. Введение.

1) В чем Вы видите Актуальность курса.

2) Каковы, цели, задачи, структура курса.

3) Узловые понятия курса: район, регион, ареал, территория, акватория, аэротория, пространство и др.

Тема 3. Типологии регионов

1) Охарактеризуйте разные типы районов: по охвату территории (макрорайоны, мезорайоны, районы), структуре хозяйства (моноотраслевые, интегральные), чувствительности к инновациям (креативные, адаптивные, консервативные), проблемности (староосвоенные, депрессивные, крупногородские агломерации, окраинные, пионерного освоения, слабоосвоенные, моноотраслевые, демографически избыточные), степени вовлеченности в национальную и мировую экономику.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ С целью проведения ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Вопросы к экзамену

  1. Актуальность, задачи и цели учебного курса «Регионоведение».
  2. Объясните наиболее значимые понятия, определяющие теоретическую базу учебного курса (район, регион, пространство, территория и др.).
  3. Охарактеризуйте главные способы изучения регионов.
  4. Охарактеризуйте главные подходы изучения регионов.
  5. Типы экономических районов. Классификации.
  6. Охарактеризуйте разные типы экономических районов по характеру существующих в них неприятностей.
  7. Раскройте наиболее значимые положения теорий И.Г. фон Тюнена и А. Вебера.
  8. Раскройте наиболее значимые положения теорий В. Кристаллера и А. Леша.
  9. В чем сущность теории В.Лаунхардта?
  10. Каков вклад В. Леонтьева и У. Айзарда в развитие региональной науки?
  11. В чем сущность теории «полюсов роста»?
  12. В чем сущность современных (динамических) теорий регионального развития?
  13. Охарактеризуйте следующие несоответствия регионального развития: между территориальной концентрацией и территориальной дилатацией, заинтересованностями предпринимателей, отдельных граждан и заинтересованностями региона, между долгосрочными и текущими задачами и ориентирами регионального развития.
  14. Охарактеризуйте следующие несоответствия регионального развития: между территориальным комбинированием и территориальным кооперированием, территориальной разделением экономразвития и территориальной интеграцией, экологическим состоянием и экономическим развитием территории.
  15. Охарактеризуйте следующие несоответствия регионального развития: между необходимостью и территориальной специализацией комплексного, сбалансированного развития хозяйства региона, центральным и региональным уровнями регулирования и управления развития экономики, между живым и овеществленным трудом.
  16. Дайте оценку потенциала развития экономического района РФ (по Вашему выбору).
  17. Выполните краткую социально-экономическую диагностику любого из экономических районов РФ.
  18. В чем сущность региональной экономической диагностики
  19. Главные способы региональной диагностики
  20. В чем сущность оценки потенциала экономразвития?
  21. Прокомментируйте итоги рейтинга инвестиционной привлекательности регионов (согласно данным рейтингового агентства «Специалист», 2013 г.).
  22. Прокомментируйте инвестиционные риски в регионах РФ (согласно данным рейтингового агентства «Специалист», 2013 г.).
  23. Способы оценки потенциалов территории, их черта
  24. Охарактеризуйте наиболее значимые закономерности регионального развития.
  25. Охарактеризуйте условия и следующие факторы регионального развития: природно-ресурсные, экономические, научные.
  26. Охарактеризуйте условия и следующие факторы регионального развития: социально-демографические, технико-экономические, политические и правовые.
  27. Охарактеризуйте следующие факторы и регионального размещения развития и условия хозяйства: культурные, организационно-экономические, экологические.
  28. Раскройте влияние рыночного фактора в региональном развитии.
  29. Методы оценки уровня развития экономики территорий и их черта.
  30. Дайте оценку потенциала развития региона (по выбору студента).

Образцовые тестовые задания по регионоведению

1. Под региональной экономической диагностикой понимается:

  1. оценка возможностей развития территории
  2. анализ отраслевой структуры хозяйства региона
  3. оценка внешнеэкономических связей региона
  4. оценка социально-экономического состояния территории и изучение резервов развития региона

2.Какая из указанных отраслей в размещении и своём развитии самый подвержена влиянию природно-ресурсных условий?

1. Горно-химическая, 2. Пищевая 3. Металлургическая 4. Химия органического синтеза

3.С позиций экономического районирования Самарская область есть

1. Районом 2. Мезорайоном 3. Макрорайоном 4. Макрозоной

4. К отраслям народнохозяйственной специализации относятся

1. Отрасли с высоким удельным весом занятых в хозяйстве региона

2. Отрасли с высоким удельным весом в стоимости товарной продукции региона

3. Технологически самые совершенные отрасли региона

4. Отрасли, продукция которых в больших количествах вывозится за пределы региона

5. Под макроструктурными показателями уровня развития производительных сил понимается

1. Соотношение сельского населения и городского

2. Структура главных производственных фондов

3. Соотношение наиболее значимых секторов экономики

4. Структура занятости в материальном секторе экономики

6. Экспертная диагностика предполагает

1. Описание «патологий» развития

2. Изучение статистического материала по исследуемому району

3. Описание происходящих экономических процессов

СПИСОК ГЛАВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НУЖНОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

8.1 Главная литература

1) Желтиков, В. П. Экономическая география и регионалистика: учеб. пособие М.: Дашков и К, 2009.

2) Кузьбожев Э. Н., Козьева И. А., Световцева М. Г. Экономическая география и регионалистика (история, способы, перспективы и состояние размещения производительных сил). М.: Высшее образование: Юрайт, 2009.

3) Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М.: 2013.

4) Регионы России. 2013. Стат. ежегодник. Т.1-3. М., 2013

5) Яблоков И.Н. Регионоведение: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2010.

8.2 Дополнительная литература

6) Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М.: Идея, 1983.

7) Алехин Э.В. Регионоведение. Пенза, 2012.

8) В.А.Ачкасова, И.Н.Барыгин, И.Н.Белобородова и др./ Под ред. И.Н.Барыгина. Базы регионоведения. М.: Гардарики, 2007.

9) Барыгин И. Н. Интернациональное регионоведение. СПб.: Питер , 2009.

10) Дергачёв В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение: учебное пособие М.: Издательство: Юнити-Дана, 2011.

11) Козьева И.А., Кузьбожьев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: Уч. пособие. М.: КНОРУС, 2007.

12) Плисецкий Е. Л. Коммерческая география России. Территориальная организация рынка и производства. М.: КНОРУС, 2007.

13) Рунова Т. Г. Экономическая география с базами регионалистики. М.,.2007.

14) Самойленко А.А. География туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

15) Экономическая энциклопедия регионов России. Свердловская область. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.

СПИСОК РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО- ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НУЖНЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. Сайт ООН: режим электронного доступа: http:// www.un.org

2. Сайт Федслужбы национальной статистики: режим электронного доступа: http:// www.gks.ru

Разделы на сайте: Публикации / Каталог публикаций / Статистические сборники:

«Российская Федерация в цифрах. 2013»;

«Российский статистический ежегодник. 2013»;

«Регионы России. 201. Т. 1-3. 2013»

«уровень жизни и Социальное положение населения России»;

3. Сайт Свердловской области: режим электронного доступа: http://midural.ru;

4. Электронный бюллетень «общество и Население»/ Университет демографии ГУ ВШЭ: режим электронного доступа: http://www.demoscope.ru;

5. Рейтинговое агентство «Специалист»: режим электронного доступа: http://raexpert.ru;

6. GEO. Непознанный мир: Почва: режим электронного доступа: http://geo.ru;

7. Университет геополитики доктора наук Дергачева. Сетевой проект. Аналитический и образовательный портал. Режим электронного доступа: http://dergachev.ru

8. Экономические издания (официальные сайты изданий).

9. Издание «Специалист». Режим электронного доступа: http://www.expert.ru;

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

На протяжении изучения дисциплины студент делает практическую внеаудиторную работу, направленную на упрочнение теоретических баз курса и использование знаний для применения на практике в региональных изучениях.

Темы письменных работ.

  1. Оценка социально-экономического потенциала развития региона (по выбору студента);
  2. Анализ наиболее значимых неприятностей регионального развития (3-4 неприятности в регионе по выбору студента);
  3. Оценка возможностей развития региона (по выбору студента).

Образцовый метод действий студента продемонстрирован ниже.

Независимая работа выполняется как маленькое аналитическое изучение. Его исходной базой являются информацию о социально-экономическом и демографическом развитии региона (субъекта РФ), приобретаемых в справочной, научной литературе (библиотеки, сеть Internet).

Информационные источники работы – эти Федслужбы национальной статистики, ее региональные отделения, книги, монографии, аналитические записки, характеризующие состояние социально-экономических процессов в конкретном регионе, эти федеральных и региональных сайтов сети «Internet» и др. К числу необходимых относятся:

1. Российский статистический ежегодник (издание Росстата);

2. Регионы России. Т. 1 (неспециализированный обзор) и т. 2. (социально-экономическая черта регионов РФ), издание Росстата;

3. Тематические ежегодники: «Промышленность РФ», «связь и Транспорт РФ», «Инвестиции в Российской Федерации» и др. (издания Росстата);

4. Эти сайта Федслужбы национальной статистики: http://www.gks.ru;

5. Материалы рейтингового агентства «Специалист» (сайт: http://www.raexpert.ru);

6. еженедельники и Журналы социально-экономической тематики («Специалист», «др» и Коммерсантъ.);

7. Материалы официальных региональных серверов. К примеру: Официальный сервер Свердловской области: http://www.midural.ru.

Помимо этого, студент самостоятельно подбирает нужную статистику и обзорно-аналитическую данные из вторых источников, применяя возможности библиотечного фонда УрГЭУ, г. Екатеринбурга, Свердловской области, электронной сети (перечень литературы дан ниже).

Вся статистическая информация должна быть представлена в динамике за 10 лет. Последние эти должны быть за прошлый год. К примеру, в случае, если студент делает работу в 2015 г., то статистика должна быть прослежена за период с 2003 по 2013 гг.

Работа складывается из пяти частей.

Первая часть – краткая социально-экономическая черта субъекта РФ.

В данной части работы дается краткая черта субъекта: его «паспортные» эти (площадь, население, время происхождения, расположение в совокупности экономических, демографических районов, федеральных округов РФ), наиболее значимые экономические параметры развития экономики (размер ВРП, а также на одного человека, размер среднедушевых доходов и др.), отраслевая специализация региона и связанная с ней структура занятости населения, уровень социальной разделении населения, уровень образования, соотношение сельского населения и городского, наличие громадных городов (с населением более 100 тыс. чел.) и др. (1-2 страницы).

Во второй части дается краткий обзор условий и факторов развития экономики региона (природных, социально-демографических, культурно-исторических, политико-правовых и др.), разъясняется его производственная специализация в национальном (глобальном) масштабах (2-3 страницы).

В третьей части анализируется противоречия и проблемы развития, проводится социально-экономическая диагностика (включая оценку потенциала, 3-4 страницы).

В четвертой части работы студент делает анализ концепций, программ, социально-экономических прогнозов по исследуемому региону (2-3 страницы).

В пятой части работы студент формулирует наиболее значимые выводыпо выполненной работе (до 2-х страниц).

Общий объем работы – 12-15 страниц электронного комплекта (шрифт: Times new roman cyr,’12, 1,5 промежутка).

Работа представляется учителю в электронном и бумажном (при необходимости) виде, кроме этого студент готовит краткий (до 5 мин.) вариант устного сообщения (с презентацией) о итогах изучения.

Тема работы согласуется с учителем. При жажде студент может предложить и выполнить (при методической помощи и согласовании с учителем) работу по собственной теме.

СПИСОК IT, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), включая список ПО и информационных справочных совокупностей (при необходимости)

Наименование Источник Актуальность Формы применения Доступность для студентов
Справочно-правовая совокупность ПОРУЧИТЕЛЬ Лицензионная, установлена в УрГЭУ, Обновляется каждый день Независимая работа, Обучение, Поиск информации Доступно в локальной сети УрГЭУ
Справочно-правовая совокупность ПОРУЧИТЕЛЬ, интернет-версия ПОРУЧИТЕЛЬ-студент http://student.garant.ru/ Обновляется каждый день Независимая работа, Поиск информации Доступно в Интернете
Справочно-правовая совокупность ПОРУЧИТЕЛЬ, интернет-версия «Главные нормативные акты» http://www.garant.ru/ Независимая работа, Поиск информации Доступно в Интернете круглосуточно
Справочно-правовая совокупность ПОРУЧИТЕЛЬ, интернет-версия «Законодательство России» http://www.garant.ru/ Обновляется каждый день Независимая работа, Поиск информации Доступно в Интернете: в выходные 24 часа, в будни с 20-00 до 2-00

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НУЖНОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Реализация данной учебной дисциплины осуществляется с применением материально-технической базы, снабжающей проведение всех видов учебных занятий и научно- исследовательской работы обучающихся, предусмотренных программой учебной дисциплины и соответствующей действующим санитарным и нормам и противопожарным правилам:

аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Целью освоения дисциплины (модуля)

Регионоведение

есть формирование компетенций, направленных на выработку навыков и умений анализа, оценки состояния региональных социально-явлений и экономических процессов и прогноза их развития в общенациональном и региональном масштабах.

СПИСОК ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом освоения дисциплины есть формирование у студентов следующих компетенций:

ОК-4 знанием законов развития природы, общества, мышления и умением использовать эти знания в профессиональной деятельности; умением разбирать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением главными способами моделирования и количественного анализа, теоретического и экспериментального изучения
ОК-5 пониманием содержания, смысла, главных целей, социальной значимости профессии национального и муниципального управления, рвением к улучшению этого понимания через применение знаний в собственной деятельности
ПК – 3 умением выявлять неприятности, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать хороший вариант ответа, оценивать последствия и результаты принятого управленческого ответа
ПК-44 свойством оценивать экономические, социальные, последствия и политические условия (результаты) осуществления национальных программ

В следствии освоения дисциплины студент обязан:

Знать: — факторы и основные условия, воздействующие на региональное развитие; — методику социально-оценки потенциала и экономической диагностики развития экономики территории; — обстоятельства происхождения изюминок социального, экономического и политического развития региона; — документы и основные положения национальной региональной политики;
Мочь: — дать оценку факторов и условий развития региона; — выполнить социально-экономическую диагностику территории; — составить прогноз применения потенциала развития экономики региона.
Обладать/быть в состоянии показать: — навыками сбора, анализа и обработки социально-экономических показателей развития региона; — навыками составления «портрета» региона, оценки возможности его развития.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Регионоведение» – серьёзная составная часть дисциплин по выбору вариативной части математического и естественнонаучного цикла образовательной программы будущего эксперта в области региональной экономики (направление – 081100 «Национальное и муниципальное управление», профиль: «Региональное и муниципальное управление» Программа курса строится на понимании необходимости овладения студентом навыками и умениями независимого исполнения анализа, прогнозирования и оценки развития экономических, социальных и политические процессов на уровне регионов. Студент обязан мочь собрать, проанализировать нужную для регионального анализа статистическую и иную данные, дать оценку текущего положения, и предложить советы по его вероятной коррекции. Курс формирует предпосылки для успешного освоения компетенций, заложенных при изучении вторых дисциплин направления «Национальное и муниципальное управление»: «Социальная и экономическая политика в РФ и за границей», «Национальное регулирование экономики», «планирование и Прогнозирование» и др., и на протяжении прохождения учебной практики..

Количество ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА Академчасов, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧИТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Неспециализированная трудоемкость дисциплины образовывает: 4 зачетные единицы (144 часа), а также:

для студентов дистанционной формы обучения: лекции – 2 часа, практические занятия – 8 часов, независимая работа, включая подготовку к экзамену, – 134 часа;

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА Академчасов И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

5.1 Тематический замысел изучения дисциплины

Для студентов дистанционной формы обучения:

Тема, раздел Контактная работа обучающихся с учителем Формы контроля Независимая работа
лекции Практ. занятия другие формы Кол-во часов Формы контроля
Введение 0,5 Опрос на семинаре
подходы и Методы изучения регионов Опрос Опрос на семинаре
Типологии регионов 0,5 Опрос на семинаре
Закономерности, правила, факторы,противоречия и условия регионального развития Опрос Опрос на семинаре
Теории регионального развития Опрос Опрос на семинаре
Диагностика территории Контрольная работа Доклад на семинаре
геополитика и Регионология Опрос Опрос на семинаре
Подготовка к экзамену тестирование Экзамен
ИТОГО:

5.2 Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение.

Актуальность, цели, задачи, структура курса. Узловые понятия курса: район, регион, ареал, территория, акватория, аэротория, пространство и др.

Тема 2. подходы и Методы изучения регионов.

Определение понятий «подход», «способ», «методика», подходы в регионологии и их черта: пространственно-временной, генетический, геосистемный, воспроизводственный, проблемный, исторический, геополитический. Способы региональных изучений: относительно- географические, статистические, циклические способы, «затраты – выпуск», разработки регионального межотраслевого баланса, моделирования, программно-целевой, геотрионов, картографический.

Тема 3. Типологии регионов

История экономического районирования. Сущность районирования. Административное районирование Петра I, Екатерины II. Экономическое районирование России в XVII-XIX вв. (Ф. Соймонов, А. Радищев, К. Арсеньев и др.). Советское и постсоветское экономическое и административное районирование.

Типы районов по охвату территории (макрорайоны, мезорайоны, районы), структуре хозяйства (моноотраслевые, интегральные), чувствительности к инновациям (креативные, адаптивные, консервативные), проблемности (староосвоенные, депрессивные, крупногородские агломерации, окраинные, пионерного освоения, слабоосвоенные, моноотраслевые, демографически избыточные), степени вовлеченности в национальную и мировую экономику.

Ректификация в астрологии (ч.II): обзор основных методов и подходов


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: