Калининград
Культурология: Программа / Авт.- сост. Армичева В.И. – г. Калининград: МФЮА, 2012. – 16с. | |
Рассмотрена и одобрена Кафедрой неспециализированных гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _октября__ 2012 г. № _2_ | |
Создатель: Армичева В.И. | |
© Армичева В.И., 2012 © Кафедра неспециализированных гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012 | |
Пояснительная записка
Становление образования, сочетающего в себе фундаментальную общенаучную и особую подготовку с духовным, художественно-эстетическим и нравственным развитием личности студента, и переход на новые организационные и методические правила преподавания предметов гуманитарного цикла делают принципиально нужным включение «Культурологии» в совокупность высшего образования. Место культурологии в достижении образованности особенно значимо: конкретно в культуре обнаруживаются универсальные смыслы бытия, как на уровне личности, так и на уровне социального организма.
Культурология подводит человека к главной сокровищу – пониманию вторых культур, а сравнительный анализ в рамках осознающей установки, ориентированной на межкультурное общение, оказывает помощь лучше понять и личные культурные сокровища.
Эта рабочая программа основана на типовой программе по «Культурологии», утверждённой Минообразования, и соответствует требованиям ГОС по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация бакалавр), 080100 Экономика (квалификация бакалавр), 080200 Менеджмент (квалификация бакалавр). Темам учебной программы соответствует список главных культурологических знаний и представлений, и навыков и умений независимого мышления, которыми обязан овладеть студент в ходе прохождения учебного курса.
Цель курса:познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо главных неприятностей современной культурологии, дать представление о месте культурологии в совокупности социально-гуманитарного знания. Серьёзным есть обучение студентов применению культурологических знаний в прикладных целях:
- теоретическая интеграция знаний о обстоятельствах различий и сходств в представлениях и поведении людей, которыми владел к разным культурам, облегчает практику межкультурного сотрудничества на уровнях политических контактов, обменов экспертами, культурными сокровищами, обыденного общения;
- формулирование культурно значимых неприятностей, анализ и описание проблемных обстановок в культуре с выделением обусловливающих либо нейтрализующих механизмов и факторов, определение специфики аналогичных обстановок для разных регионов, типов поселений, социокультурных групп снабжает качественные теоретические основания для реализации и разработки рациональной культурной политики;
- познание механизмов динамики культуры открывает много возможностей для разработки средств помощи людям при их адаптации в сложном и изменчивом социокультурном окружении за счет трансформации стереотипов, представлений, поведения, структур сотрудничества, навыков, ценностных ориентаций.
«Культурология» есть одной из учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока национального образовательного стандарта высшего образования. Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур, диалектики функционирования и изучение динамики культур в обществе, формирование духовных сокровищ человека стимулируют интерес практиков и исследователей к разработке культурологии как отрасли и науки гуманитарного знания.
Нужно выделить, что культурология появилась на «пересечении» последовательности наук, таких, как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание. Список аналогичных связей возможно продолжить.
Междисциплинарный темперамент культурологии высказывает неспециализированную тенденцию современной науки: усиление процессов интеграции, взаимопроникновение и взаимовлияние разных областей знания при изучении неспециализированного объекта изучения. Логика научного знания ведет к синтезу последовательности наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной совокупности.
Философия открывает путь к объяснению и познанию сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня разных групп. Психология позволяет глубже осознать специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие сокровищ культуры, становление духовного мира личности.
этнология и Антропология содействуют изучению национально-этнической самобытности культуры населений украины, роли культуры в межнациональных отношениях.
Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только «питательная» среда, но и нужный фундамент культурологии.
Может появиться вопрос: что нового прибавляет культурология, в случае, если достаточно знать историю либо психологию, этнографию либо мастерство? Но в полной мере разумеется, что любой из этих качеств вовсе не исчерпывает всего «количества» культуры, а только открывает ее отдельные стороны. Помимо этого, культурология не просто механически заимствует знания, полученные вторыми науками, но органично включает их в целостную совокупность науки о культуре, создавая неспециализированную модель либо картину культуры определенной эры. Изучение неспециализированных контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением относительной автономности и своеобразия национальных культур.
Культурология исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное публичное явление, метод судьбы человека, высказывающий его предназначение и родовую специфику. Потому, что культура охватывает все виды деятельности человека, его чувства и помыслы, разум и волю, она есть неотъемлемым атрибутом людской существования. Ни одна сфера судьбы – будь то экономика либо политика, семья либо образование, мастерство либо нравственность, досуг либо спорт – неосуществима вне культуры.
Культурология оказывает помощь систематизировать исторические и гуманитарные знания, осознать явления публичной судьбе в едином смысловом контексте, раскрыть целостность и единство всемирный цивилизации, складывающейся из множества неповторимых культур населений украины. Знание культурологии значительно с целью достижения духовной зрелости, для создания свойства мыслить о социальных и людских проблемах с научных позиций, для умения принимать во внимание с плюрализмом ценностей и мнений, для воспитания в человеке линия интеллигентности, доброжелательности, человечности, благородства и милосердия.
Создание воздуха глубокого уважения к культуре народов, рвение к сотрудничеству и взаимопониманию содействуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы всемирный культуры.
Изучению дисциплины «Культурология» должно предшествовать знание следующих учебных дисциплин: мировая художественная культура, литература, отечественная история, глобальная история, обществоведение.
Одновременно с этим материал дисциплины «Культурология» будет употребляться при изучении таких дисциплин, как философия, отечественная история, эстетика, этика, социология, политология, психология.
Задачи курса основываются на том, что по окончании его окончания студенты должны:
иметь представление:
— о этапах становления и важнейших областях культурологического знания, об главных научных школах, концепциях и направлениях в культурологии;
— о серьёзной роли культуры в людской жизнедеятельности, хранении и передачи социокультурного опыта;
— об главных этапах их культуры хронологии и истории человечества.
знать:
— предмет, задачи и структуру курса, и его место среди вторых предметов гуманитарного цикла;
— главные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, динамика культуры, нормы и культурные ценности, культурные традиции, модернизация культуры;
— формы и типы культуры, главные культурные центры и регионы мира, закономерности их развития и функционирования;
— историю культуры России и её место в совокупности всемирный культуры;
— условия формирования культуры личности, её свободы, ответственности за сохранение судьбы, природы, культуры.
мочь:
— осознавать и растолковывать феномен культуры и её роль в людской жизнедеятельности;
— оценивать успехи культуры на базе знания исторического контекста их создания;
— высказывать и обосновывать собственную позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
— разбирать культуры как совокупности культурных феноменов;
— выделять типы связей между элементами культуры;
— осознавать типологию культур;
— осознавать коммуникации и культурные коды;
обладать:
— навыками независимой научно-исследовательской работы;
— терминологией, введённой и применяемой в курсе.
Воспитать в себе:
— познание необходимости изучения культурного наследия;
— ответственность за сохранение культурного наследия;
— нравственные обязанности по отношению к вторым людям и самому себе.
Компетенции обучающегося, формируемые в следствии освоения дисциплины
.
Понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, навыков и умений, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, способностей и навыков), и определяется, как свойство решать неприятности, самостоятельно обнаружить ответы на вопросы, появляющиеся в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «Культурология».
С целью достижения для того чтобы результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить главные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения разбирать и обобщать историческую данные, интегрировать умения и знания, полученные в ходе изучения курса с жизненным опы В курсе Культурологии формируется последовательность значимых компетенций, каковые оказывают серьёзное влияние на уровень качества подготовки выпускников.
Эта дисциплина содействует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО нового поколения:
Общекультурных (ОК)
— обладает культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, выбору путей и постановке цели её успехи (ОК-3);
— способен логически правильно, аргументировано и светло строить устную и письменную обращение (ОК-4);
— владеет культурой поведения, готов к кооперации с сотрудниками, работе в коллективе (ОК-5);
— пытается к саморазвитию, увеличению собственной мастерства и квалификации (ОК-7);
— способен применять методы и основные положения социальных, гуманитарных и экономических наук при ответе социальных и опытных задач (ОК-8);
Разумеется, что не все темы, содержащиеся в программе курса, смогут быть одинаково детально рассмотрены на протяжении аудиторных занятий, часть вопросов остаётся для независимой работы студентов. Формой контроля по предмету в соответствии с учебным замыслом института есть зачет.
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины включает: содержание дисциплины; список вопросов, выносимых на итоговую аттестацию; перечень литературы, рекомендуемой для изучения (главной и дополнительной).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень рекомендуемой литературы
Главная
1. Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.
2. Каверин Б.И. Культурология. М., 2001
3. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2002.
4. Культурология./ Под ред А.Н.Марковой – М., 2003
5. Культурология./ Под ред А.А.Радугина – М., 2003
6. Мамонтов С.П. Базы культурологии. М., 2001
Дополнительная
1. Проблемы культуры ХХ века. – М., 1993.
2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. – СПб.: МИФРИЛ, 1995.
3. Борзова. Е.П. Культурология. – С-Пб., 2001.
4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1986.
5. Вейнберг И.П. Человек в культуре Ближнего Востока. – М.: Наука, 1986.
6. Вебер М. дух капитализма и Протестантская этика. В кн.: М.Вебер. Избранные произведения.– М., 1990.
7. Гумилёв Л.Н. биосфера и Этногенез почвы. – СПб., 1992.
8. Данилевский Н.Я. Европа и Россия. – М., 1991.
9. Запад и современность: и Восток традиции / Под. Ред. Добрыниной В.И. – М., 1993.
10. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.
11. Кагановский В.В. История культуры западной Европы. – Минск: ИП –Экоперспектива, 1998.
12. Кондаков И.В. Культура России. – М., 1999.
13. Кононенко Б.И. Базы культурологии. – М., 2002.
14. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994.
15. Лихачёв Д.С. Русское мастерство от древности до авангарда. – М., 1992.
16. Лосев А.Ф. Мифология философия культура. – М., 1991.
17. Лосев А.Ф. Эстетика Восстановления. – М., 1987.
18. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.
19. Лотман Ю.М. Феномен культуры//Избранные статьи. – Т. I. – Таллинн, 1992.
20. Малюга Ю.А. Культурология. – М., 2002.
21. Мареева Е.В. Культурология. – М., 2002
22. Ортега-и-Гассет. Дегуманизация мастерства. – М., 1991.
23. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре// Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995.
24. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1983.
25. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.
26. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.
27. Флоренский П.А. Избранные труды по мастерству. – М., 1996.
28. Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1983.
29. Хёйзинга Й. Осень средневековья. – М.: «Наука», 1988.
30. Хёйзинга Й. Homo ludens; Статьи по истории культуры. – М.: Прогресс – Традиция, 1997.
31. Шендрик А.И. Теория культуры. – М., 2002
32. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии всемирный истории. – М., 1993.
33. Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для студентов институтов. – М.:Высш. шк., 1999.
34. Юнг К.-Г. символ и Архетип. – М., 1991.
35. Ясперс К. назначение и Смысл истории.– М., 1991.
Справочная
1.Древняя культура: Театр. Мастерство. Философия. Наука.: Словарь-справочник // Под. ред. В.Н. Ярхо. – М.: Верховная школа, 1998.
2.Библейская энциклопедия. – М., 1996.
3.Буддизм: Словарь. – М., 1992.
1. Власов В.Г. Стили в мастерстве: Словарь. – СПб., 1995.
2. Волков Ю.Г. Поликарпов В.С. – Человек: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 1999.
3. Керлот Х.Э. Словарь знаков. – М., 1994.
4. Культурология. Краткий тематический словарь. – Ростов – н/-Д., 2001.
5. Культура ХХ век: Словарь. – СПб., 1997.
6. Культура ХХ век: Энциклопедия. – В 2 т.– СПб., 1997-1998.
7. Мифология: Энциклопедия. – М., 1997.
8. Словарь античности. – М., 1994.
9. Христианство: Энциклопедия. – В 3 т. – М., 1993.
10. Фоли Д. Энциклопедия знаков и знаков. – М., 1997.
Калининград
Культурология: Программа / Авт.- сост. Армичева В.И. – г. Калининград: МФЮА, 2012. – 16с. | |
Рассмотрена и одобрена Кафедрой неспециализированных гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от «___» _октября__ 2012 г. № _2_ | |
Создатель: Армичева В.И. | |
© Армичева В.И., 2012 © Кафедра неспециализированных гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2012 © Калининградский филиал МФЮА, 2012 | |
Пояснительная записка
Становление образования, сочетающего в себе фундаментальную общенаучную и особую подготовку с духовным, художественно-эстетическим и нравственным развитием личности студента, и переход на новые организационные и методические правила преподавания предметов гуманитарного цикла делают принципиально нужным включение «Культурологии» в совокупность высшего образования. Место культурологии в достижении образованности особенно значимо: конкретно в культуре обнаруживаются универсальные смыслы бытия, как на уровне личности, так и на уровне социального организма.
Культурология подводит человека к главной сокровищу – пониманию вторых культур, а сравнительный анализ в рамках осознающей установки, ориентированной на межкультурное общение, оказывает помощь лучше понять и личные культурные сокровища.
Эта рабочая программа основана на типовой программе по «Культурологии», утверждённой Минообразования, и соответствует требованиям ГОС по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация бакалавр), 080100 Экономика (квалификация бакалавр), 080200 Менеджмент (квалификация бакалавр). Темам учебной программы соответствует список главных культурологических знаний и представлений, и навыков и умений независимого мышления, которыми обязан овладеть студент в ходе прохождения учебного курса.
Цель курса:познакомить студентов с историей культурологической мысли, категориальным аппаратом данной области знания, раскрыть существо главных неприятностей современной культурологии, дать представление о месте культурологии в совокупности социально-гуманитарного знания. Серьёзным есть обучение студентов применению культурологических знаний в прикладных целях:
- теоретическая интеграция знаний о обстоятельствах различий и сходств в представлениях и поведении людей, которыми владел к разным культурам, облегчает практику межкультурного сотрудничества на уровнях политических контактов, обменов экспертами, культурными сокровищами, обыденного общения;
- формулирование культурно значимых неприятностей, анализ и описание проблемных обстановок в культуре с выделением обусловливающих либо нейтрализующих механизмов и факторов, определение специфики аналогичных обстановок для разных регионов, типов поселений, социокультурных групп снабжает качественные теоретические основания для реализации и разработки рациональной культурной политики;
- познание механизмов динамики культуры открывает много возможностей для разработки средств помощи людям при их адаптации в сложном и изменчивом социокультурном окружении за счет трансформации стереотипов, представлений, поведения, структур сотрудничества, навыков, ценностных ориентаций.
«Культурология» есть одной из учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока национального образовательного стандарта высшего образования. Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур, диалектики функционирования и изучение динамики культур в обществе, формирование духовных сокровищ человека стимулируют интерес практиков и исследователей к разработке культурологии как отрасли и науки гуманитарного знания.
Нужно выделить, что культурология появилась на «пересечении» последовательности наук, таких, как история, философия, педагогика, этика, социология, этнография, антропология, социальная психология, эстетика, искусствознание. Список аналогичных связей возможно продолжить.
Междисциплинарный темперамент культурологии высказывает неспециализированную тенденцию современной науки: усиление процессов интеграции, взаимопроникновение и взаимовлияние разных областей знания при изучении неспециализированного объекта изучения. Логика научного знания ведет к синтезу последовательности наук, формированию взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной совокупности.
Философия открывает путь к объяснению и познанию сущности культуры. Социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня разных групп. Психология позволяет глубже осознать специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие сокровищ культуры, становление духовного мира личности.
этнология и Антропология содействуют изучению национально-этнической самобытности культуры населений украины, роли культуры в межнациональных отношениях.
Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только «питательная» среда, но и нужный фундамент культурологии.
Может появиться вопрос: что нового прибавляет культурология, в случае, если достаточно знать историю либо психологию, этнографию либо мастерство? Но в полной мере разумеется, что любой из этих качеств вовсе не исчерпывает всего «количества» культуры, а только открывает ее отдельные стороны. Помимо этого, культурология не просто механически заимствует знания, полученные вторыми науками, но органично включает их в целостную совокупность науки о культуре, создавая неспециализированную модель либо картину культуры определенной эры. Изучение неспециализированных контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением относительной автономности и своеобразия национальных культур.
Культурология исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное публичное явление, метод судьбы человека, высказывающий его предназначение и родовую специфику. Потому, что культура охватывает все виды деятельности человека, его чувства и помыслы, разум и волю, она есть неотъемлемым атрибутом людской существования. Ни одна сфера судьбы – будь то экономика либо политика, семья либо образование, мастерство либо нравственность, досуг либо спорт – неосуществима вне культуры.
Культурология оказывает помощь систематизировать исторические и гуманитарные знания, осознать явления публичной судьбе в едином смысловом контексте, раскрыть целостность и единство всемирный цивилизации, складывающейся из множества неповторимых культур населений украины. Знание культурологии значительно с целью достижения духовной зрелости, для создания свойства мыслить о социальных и людских проблемах с научных позиций, для умения принимать во внимание с плюрализмом ценностей и мнений, для воспитания в человеке линия интеллигентности, доброжелательности, человечности, благородства и милосердия.
Создание воздуха глубокого уважения к культуре народов, рвение к сотрудничеству и взаимопониманию содействуют утверждению гуманизма в отношениях между людьми, развивают чувство ответственности за исторические судьбы всемирный культуры.
Изучению дисциплины «Культурология» должно предшествовать знание следующих учебных дисциплин: мировая художественная культура, литература, отечественная история, глобальная история, обществоведение.
Одновременно с этим материал дисциплины «Культурология» будет употребляться при изучении таких дисциплин, как философия, отечественная история, эстетика, этика, социология, политология, психология.
Задачи курса основываются на том, что по окончании его окончания студенты должны:
иметь представление:
— о этапах становления и важнейших областях культурологического знания, об главных научных школах, концепциях и направлениях в культурологии;
— о ответственной роли культуры в людской жизнедеятельности, хранении и передачи социокультурного опыта;
— об главных этапах их культуры хронологии и истории человечества.
знать:
— предмет, задачи и структуру курса, и его место среди вторых предметов гуманитарного цикла;
— главные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, динамика культуры, нормы и культурные ценности, культурные традиции, модернизация культуры;
— формы и типы культуры, главные культурные центры и регионы мира, закономерности их развития и функционирования;
— историю культуры России и её место в совокупности всемирный культуры;
— условия формирования культуры личности, её свободы, ответственности за сохранение судьбы, природы, культуры.
мочь:
— осознавать и растолковывать феномен культуры и её роль в людской жизнедеятельности;
— оценивать успехи культуры на базе знания исторического контекста их создания;
— высказывать и обосновывать собственную позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
— разбирать культуры как совокупности культурных феноменов;
— выделять типы связей между элементами культуры;
— осознавать типологию культур;
— осознавать коммуникации и культурные коды;
обладать:
— навыками независимой научно-исследовательской работы;
— терминологией, введённой и применяемой в курсе.
Воспитать в себе:
— познание необходимости изучения культурного наследия;
— ответственность за сохранение культурного наследия;
— нравственные обязанности по отношению к вторым людям и самому себе.
Компетенции обучающегося, формируемые в следствии освоения дисциплины
.
Понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, навыков и умений, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, способностей и навыков), и определяется, как свойство решать неприятности, самостоятельно обнаружить ответы на вопросы, появляющиеся в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «Культурология».
С целью достижения для того чтобы результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить главные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения разбирать и обобщать историческую данные, интегрировать умения и знания, полученные в ходе изучения курса с жизненным опы В курсе Культурологии формируется последовательность значимых компетенций, каковые оказывают серьёзное влияние на уровень качества подготовки выпускников.
Эта дисциплина содействует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО нового поколения:
Общекультурных (ОК)
— обладает культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, выбору путей и постановке цели её успехи (ОК-3);
— способен логически правильно, аргументировано и светло строить устную и письменную обращение (ОК-4);
— владеет культурой поведения, готов к кооперации с сотрудниками, работе в коллективе (ОК-5);
— пытается к саморазвитию, увеличению собственной мастерства и квалификации (ОК-7);
— способен применять методы и основные положения социальных, гуманитарных и экономических наук при ответе социальных и опытных задач (ОК-8);
Разумеется, что не все темы, содержащиеся в программе курса, смогут быть одинаково детально рассмотрены на протяжении аудиторных занятий, часть вопросов остаётся для независимой работы студентов. Формой контроля по предмету в соответствии с учебным замыслом института есть зачет.
Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины включает: содержание дисциплины; список вопросов, выносимых на итоговую аттестацию; перечень литературы, рекомендуемой для изучения (главной и дополнительной).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Культурология как наука, ее предмет. Функции культуры.
метод и Предмет культурологии. Социальные и теоретические предпосылки культурологии. состав и Структура современного культурологического знания. задачи курса и Основные цели. Теоретическая и прикладная культурология. Культурология как интегральное выражение гуманитарного знания. философия и Культурология культуры, социология культуры. история и Культурология культуры. Культурная антропология, ее главные направления, задачи и цели.
Понятие культуры в современном гуманитарном знании. Сущность культуры, главные подходы к определению ее структуры. Современные научные представления о культуре.
Культура как предмет изучения культурологии. генезис и Этимология понятия «культура». Субъект культуры. Деятельная и аксиологическая концепции культуры. Гносеологическое определение культуры. Семиотическая, либо информационно-знаковая концепция культуры. Антропологически-психотерапевтические и историко-социальные концепции культуры. Культурогенез как одно из главных понятий в его концепции и культурологии. Динамика культуры.
Функции культуры в обществе.
Первобытная культура. Генезис культуры. Особенности первобытной культуры. его функции и Ритуал в первобытном обществе. Мифология, религия и магия. шаманы и Шаманизм, их роль в первобытном обществе. его функции и Происхождение искусства.
Тема 2. Методика науки. Способы культурологических изучений.
Способы культурологических изучений. Главные способы культурологических изучений: исторический, сравнительно-исторический, морфологический, цивилизационно-типологический, структурно-функциональный, семиотический, структуральный и др. Дискриптивно-классифицирующий способ изучения культуры (Дж. Фрезер, Э.Б. Тайлор). Системный подход к анализу культуры. Преобладание феноменологического подхода в изучениях культуры XIX в. Доминирование структурно-функциональной интерпретации культуры в ХХ веке.
Деятельностный подход к культуре.
Культура древневосточных цивилизаций. Культура Древнего Египта. Особенности мироощущения древних египтян: религия, мифология и магия. Религиозный темперамент власти фараона в Старом Египте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. Научная идея: медицина, математика, зачатки и астрономия научного мировоззрения. центры и Писцы духовной судьбы. Эстетические представления древних египтян. Гуманизм египетской культуры. Наследие Древнего Египта.
Культура Месопотамии. Своеобразие месопотамской культуры: жизнь в Вавилоне и Шумере. Поэма о Гильгамеше. Начала научной классификации явлений мира. Всевышние как люди. Жрецы, жрицы, обряды. Первые в мире правовые кодексы. Повседневная жизнь обитателей Месопотамии. Мастерство Двуречья. У истоков библейских сказаний.
Культура Индии. Предыстория: культура Хараппы и культура «Ригведы». Государство: практика и теория политике. Повседневная жизнь: касты, нравы и семья. Религия: индуизм, джайнизм, ислам и буддизм. Философские концепции индийской культуры и научные знания. Мастерство Индии, его специфика и истоки. Вклад Индии в мировую культуру.
Китайская культура. Уникальность китайской культуры: этика и ритуал в классическом Китае. Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм. Место буддизма в китайской культуре. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. Китайская социальная утопия. Своеобразие мастерства: триединство каллиграфии, живописи и поэзии. тенденции и: Китайская семья традиции. Научный гений Старого Китая.